ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
General pedagogics, history of pedagogics and education
УДК 316.624
Л. И. Кундозерова, А. Г. Чириков
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИСПРАВЛЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ
ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
В статье рассмотрены концептуальные подходы в контексте современных требований к процессу исправления и воспитания подростков девиантного поведения. Дается обзор и анализ содержания концептуальных подходов в области исправления и воспитания подростков девиантного поведения: концепция С. Т. Шацкого, основная идея которой состоит в создании «благоприятной воспитывающей среды»; концепция Н. В. Сороки-Росинского — воспитание в учебной и досуговой деятельности; концепция А. С. Макаренко — организация жизни и деятельности в коллективе; бихевиористкая концепция, исследует причины и пути преодоления отклоняющегося поведения несовершеннолетних; психоаналитическая концепция — объясняет поведение девиантных подростков совокупностью реакций организма на внутренние и внешние раздражители; социологическая концепция отклоняющегося поведения личности (деструктивное поведение) — это прямое следствие отрицательных социально-экономических факторов; концепция когнитивного диссонанса — объясняет противоправное поведение несовершеннолетних подростков возникновением отрицательных эмоций обусловленных когнитивным диссонансом (расхождением ожидаемого и полученного результата).
Ключевые слова: девиация; концепция; концептуальные подходы.
L. I. Kundozerova, A. G. Chirikov
CONCEPTUAL APPROACHES AND PRACTICAL GROUNDS FOR CORRECTION AND EDUCATION OF ADOLESCENTS WITH DEVIANT BEHAVIOUR
The article considers conceptual approaches as they are used in up-to-date requirements to the process of correction and education of adolescents with deviant behaviour. There is the review and content analysis of the conceptual approaches to the correction and education of adolescents with deviant behaviour: S. T. Shatsky's concept based on the idea of enabling "suitable educational environment"; N. V. Soroki-Rosinsky's concept — education in learning and leisure time activities; A. S. Makarenko's concept — social group work; the behaviouristic concept that studies the reasons and ways of overcoming the juveniles' deviant behaviour; the psychoanalytic concept — explains the adolescents' deviant behaviour from the point of view of reactions of an organism to internal and external stimuli; the sociological concept of the personality's deviant behavior (destructive behavior) is a direct consequence negative social and economic factors; the concept of a cognitive dissonance — explains the adolescents' illegal behaviour in terms of the negative
© Кундозерова Л. И., Чириков А. Г., 2017 © Kundozerova L. I., Chirikov A. G., 2017
emotions caused by a cognitive dissonance (a divergence of the expected and received result).
Keywords: deviance; concept; conceptual approaches.
В структуре общества молодежь рассматривается как одна из самых многочисленных возрастных групп населения, занимающая заметное место в политической, культурной жизни, системе трудового потенциала России. Однако в современном российском обществе молодое поколение оказалось одной из самых социально незащищенных групп населения. Наблюдается криминальная активность несовершеннолетних подростков, снижается возрастной ценз правонарушителей, отмечается повторная преступность среди подростков.
Контингент несовершеннолетних осужденных, находящихся в воспитательных колониях, специфичен. Это и дезадаптированные подростки с отклонениями поведения, и подростки с трудной судьбой, среди которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, подростки из семей, родители которых отбывали или отбывают уголовное наказание, беспризорные и безнадзорные дети.
Отклоняющимся (девиантным) поведением подростков в научной литературе принято считать социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам, или система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры и морали. В таком случае исправление и воспитание осужденных подростков должно быть направлено на восстановление их в правах, статусе, здоровье, дееспособности в собственных глазах и перед обществом.
В практике исполнения уголовного наказания под исправлением понимают процесс взаимодействия субъекта и объекта воспитательной системы в рамках исполнения уголовного наказания. Но исправление осужденных подростков — не только цель и результат этого
процесса, но и сам длительным, поэтапный, противоречивый процесс изменения психологических, педагогических и личностных качеств, обеспечивающих внутреннюю и внешнюю адаптацию к замкнутой жизни и жизни в социуме (духовно-нравственных, ценностных, мировоззренческих, поведенческих и др.) под влиянием как внутренних, так и внешних условий ее развития.
Задачи, поставленные еще советской властью в области воспитания дезадаптированных подростков, ликвидации беспризорности и связанных с ней детской преступности, наркомании, алкоголизма и других негативных явлений, активизировали научные поиски в этой сфере психологов, педагогов, социологов, врачей, выявивших ряд теоретических оснований.
В области психогенетической теории (П. Г. Вельский, А. Н. Граборов, Ш. Т. Гришаков и др.) было выявлено, что девиантное поведение является результатом наследственной (психогенетической) дегенерации [1]. Психогенетики считали, что важной задачей воспитания дезадаптированных подростков является создание благоприятных условий для погашения врожденной или приобретенной патологии в коррекционных учреждениях. При этом роль открытой среды в воспитании не отрицалась, но ее влияние считалось второстепенным, усугубляющим или ослабляющим действие психобиологических факторов.
Таким образом, психогенентики относили девиантных подростков к категории «морально дефективных», т. е. наследственно обреченных на асоциальное поведение. Более того, даже благополучных подростков, отличающихся плохой дисциплиной, грубостью относили к категории «морально дефективных».
А. В. Луначарский, В. П. Кащенко, Н. С. Крупская, А. С. Макаренко, М. М. Пистрак, В. Н. Сорока-Росинский,
С. Т. Шацкий и др. подвергли критике представителей концепции социальной деструктивности и объяснили отклоняющиеся поведение не дефективностью сознания, а дефективностью определенных социальных явлений, отношений [2; 3].
Так, Л. С. Выготский отмечает, что «морально дефективный ребенок» — ребенок не с врожденным органическим недостатком, а выбитый из социальной колеи; причины моральной дефективности следует искать не в ребенке, а вне его в социально-экономических и культурно-педагогических условиях, в которых рос и развивался ребенок. В других условиях, благоприятных для детского развития, в другой среде трудный ребенок очень быстро утрачивает черты моральной дефективности и становится на новый путь. Задача оздоровления среды сделалось основой воспитательной практики в этой области» [1].
Таким образом, отклоняющееся поведение несовершеннолетних рассматривалось как естественная защитная реакция на продолжительное пребывание в зоне социального неблагополучия, а правильно организованная среда — как инструмент воспитания и важнейшее превентивное средство.
Одним из педагогов-практиков, занимавшихся изучением влияния среды на развитие ребенка, был С. Т. Шацкий, который начал свою педагогическую деятельность еще в дореволюционные годы. Воспитанники С. Т. Шацкого были выходцами из семей городской и деревенской бедноты, рабочих и ремесленников, дети в большинстве своем неблагополучные, педагогически заброшенные, безграмотные, предоставленные сами себе на городских улицах.
С. Т. Шацкий писал, что на воспитание отрицательно влияет не только улица, но деятельность приютов, школ, исправительных учреждений.
Понимая, что источником трудностей воспитания являются жестокие условия окружающей среды, С. Т. Шацкий разработал концепцию и создал
«благоприятную воспитывающую среду», основанную на принципах гуманного отношения к детям и природосо-образности.
Основой организации жизни детей С. Т. Шацкий считал организацию деятельности по самосохранению, трудовому и физическому воспитанию, игровой, умственной и социальной деятельности, занятия по искусству. Виды деятельности, по мнению С. Т. Шацкого, должны соответствовать возрастным особенностям детей и быть жизненно необходимыми для них.
Организационно-педагогические идеи С. Т. Шацкого были реализованы в детских клубах, детских обществах, детских колониях.
Вслед за С. Т. Шацким Н. В. Сорока-Росинский разработал систему воспитания, основной на принципах гуманизма, «добровольчества». Основным средством воспитания являлся коллективный, общественный и организованный труд, который никогда не применялся как наказание и не рассматривался как повинность.
Основным методом работы с детьми школы Н. В. Сороки-Росинского был постоянный надзор, педагогическое использование всех душевных способностей воспитанников. Процесс перевоспитания в школе Н. В. Сороки-Росинского начинался с участия воспитанников во всех хозяйственных и трудовых делах.
Главными средствами перевоспитания Н. В. Сорока-Росинский считал учебу и пример личности педагога.
А. С. Макаренко свою педагогическую деятельность посвятил воспитанию социально дезадаптированных детей в колонии им. М. Горького для трудновоспитуемых и в коммуне им. Ф. Э. Дзержинского.
Основными принципами воспитательной системы А. С. Макаренко были: уважение и требование; искренность и открытость; принципиальность; забота и внимание; упражнение, закалка, труд.
А. С. Макаренко педагогический опыт описывал так: «Как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему». В этом А. С. Макаренко видел сущность гуманного отношения к человеку.
По мнению А. С. Макаренко, решающим в воспитании является педагогически целесообразная организация всей жизни и деятельности детей в коллективе. В педагогической системе А. С. Макаренко ключевым понятием является коллектив, который оказывает влияние на формирование активной, творческой, сознательной личности и защищает интересы каждой личности. А. С. Макаренко стремился сделать каждого воспитанника защищенным в социальном плане.
В обоих воспитательных учреждениях, возглавляемых А. С. Макаренко, практиковалось самоуправление, при котором каждый воспитанник многократно пребывал в роли как руководителя, так и подчиненного, что выводило детей из пассивного состояния «объектов» воспитания, развивало организаторские качества ребят.
Важным методическим приемом, реализованном в педагогической системе А. С. Макаренко, было проектирование перспективных линий:
Близкая — это перспектива завтрашнего дня; средняя — это проект какого-либо события, несколько отдаленного во времени; далекая — это перспектива далекого будущего благосостояния. А. С. Макаренко одним из первых реализовал на практике идею соединения обучения с производительным трудом. Так, в коммуне им. Ф. Э. Дзержинского коммунары работали сначала в цехах по производству мебели, затем на заводе электроинструмента и заводе фотоаппаратов, получая на выходе из коммуны не только образование, но и квалификацию.
Результаты внедрения основных положений концепции социальной защиты девиантных подростков в практику работы воспитательных колоний
подтвердили воспитательные возможности, заложенные в теории коллективного воспитания.
Широкое распространение получила бихевиористская концепция, изучающая причины и пути преодоления отклоняющегося поведения несовершеннолетних (И. А. Арямов, М. А. Басов, П. П. Блонский, А. С. Грибоедов, И. П. Павлов, В. М. Бехтерев и др.).
Бихевиоризм — направление, основанное американским психологом Дж. Уотсоном, рассматривающее поведение индивида как внешне наблюдаемые реакции организма на стимулы (внешние воздействия со стороны среды), которые можно объективно зафиксировать. Бихеовиристы, изучая и выявляя связи между патогенезом (причинами расстройства подростков), неблагоприятными условиями среды и правонарушениями, недостаточно обращали внимания на развитие психики подростков в процессе филогенеза и онтогенеза (происхождение и развитие организма; процесс индивидуального развития, в ходе которого осуществляются последовательные морфологические, физиологические, биохимические и психофизиологические трансформации в течение всего жизненного цикла организма), механистически переносили влияние среды на индивидуальное развитие и поведение подростков.
Психоаналитическая концепция поведения человека представлена в трудах З. Фрейда, А. Адлера, Э. Фромма, Э. Эриксона и др. В концепции предложена динамическая модель психики, включающей сознательную, подсознательную и бессознательную сферы. Психоаналитики рассматривали человека как природное существо, объясняя поведение совокупностью реакций организма на внутренние и внешние раздражители, которые, как предполагалось, находятся не только в биологической структуре личности (нервная система, система желез, процессы обмена веществ — голод, жажда, половой импульс, половые различия, анатомические
особенности, процессы созревания и развития), но и в социуме.
Поведение человека — совокупность действий, в которых выражается его отношение к обществу, другим людям, к предметному миру.
Поведение человека является наиболее сложным, поскольку на него оказывают влияние широкий спектр факторов: генетика, социальные нормы, культура, эмоции, ценности, нравственность, мораль, убеждения, верования, взаимоотношения с другими людьми, влияния, ограничения.
В результате влияния этих факторов, психоаналитики выделили биологический и социальный бихевиоризм.
Приверженцы социального бихевиоризма (А. С. Грибоедов, Р. Я. Лехтман) предположили, что ребенок заимствует из среды формы поведения необходимые для адаптации к изменяющемуся социуму. Деструктивный социум порождает деструктивные способы приспособления к нему.
Ученые социологической концепции отклоняющегося поведения несовершеннолетних (М. Л. Гернет,
А. Н. Рубашева и др.) выявили, что среда монопольно и спонтанно определяет особенности поведения личности. Деструктивное поведение детей — это прямое следствие отрицательных социально-экономических факторов: нищеты, голода, плохих жилищных условий, безнадзорности, беспризорности, невежества, аморального образа жизни родителей, негативного воздействия сверстников, распространенных питейных обычаев и традиций и т. д. При этом они недостаточно учитывали активность личности как важнейший фактор социализации. Соответственно, выход представлялся в проведении мероприятий общесоциального характера, направленных на улучшение жизненных условий.
В современной концепции когнитивного диссонанса, разработанной Л. Фестингером (1919-1989), противоправное поведение несовершеннолетних подростков вызвано возникновением отрицательных эмоций обусловленных когнитивным диссонансом (расхождением ожидаемого и полученного результата).
Литература
1. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка. — М.: Смысл; Эксмо, 2006.
2. Гришаков, Н. П.: Детская преступность и борьба с нею путем воспитания. — Орел: Госиздат, 1923.
3. Шацкий, С. Т. Избранные педагогические сочинения: в 2- х т. / под ред. Н. П. Кузина, М. Н. Скаткина, В. Н. Шацкой. — Т. 1. — М.: Педагогика, 1980.
4. Сорока-Росинский, В. Н. Педагогические сочинения, — М., 1991.
5. Макаренко, А. С. О воспитании. — М.: Политиздат, 1990.
Сведения об авторах
Кундозерова Людмила Ивановна: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), профессор кафедры пенитенциарной психологии и педагогики, доктор педагогических наук, профессор. E-mail: [email protected]
Чириков Анотолий Геннадьевич: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), заместитель начальника института по учебной работе, кандидат педагогических наук, доцент. E-mail: [email protected]
Information about the authors
Kundozerova Lyudmila Ivanovna: KI of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russian Federation), professor of the Chair of Penal Psychology and Pedagogy, doctor of pedagogics, professor. E-mail: [email protected]
Chirikov Anatoly Gennadyevich: KI of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russian Federation), deputy head of educational work, candidate of pedagogics, assistant professor. E-mail: [email protected]
УДК 343.825
О. Н. Мазеина
УЧЕТ НАЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОСУЖДЕННЫХ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НАЧАЛЬНИКА ОТРЯДА
Статья посвящена учету индивидуальных национально-психологических особенностей личностей осужденных в педагогической деятельности начальника отряда с целью эффективного проведения воспитательных мероприятий по исправлению лиц, совершивших преступления.
Рассмотрены понятия «национально-психологические особенности», «национальный характер», «воспитательная работа с осужденными с учетом национально-психологических особенностей». Раскрыто содержание таких элементов этноса, как: национальный характер, национальный темперамент, национальные чувства и настроения, национальные традиции.
Автор опирается на закономерности этнопедагогической аксиологии и эписте-мии, на принципы проведения воспитательной работы с осужденными различных национальностей. Отмечается необходимость проведения индивидуального и дифференцированного подхода к лицам, отбывающим уголовное наказание, с учетом их этнических особенностей.
В статье предложены некоторые рекомендации начальнику отряда по проведению воспитательной работы с осужденными в полинациональном коллективе. Особое внимание уделяется интернациональному воспитанию осужденных, этапам реализации воспитательных мероприятий с учетом национально-психологических особенностей лиц, отбывающих наказания в местах лишения свободы.
Автором в статье акцентирует внимание на необходимости самостоятельной подготовки начальника отряда в вопросах этнопедагогики и этнопсихологии.
Ключевые слова: воспитательная работа с осужденными; национально-психологические особенности; этнос; этнические особенности; интернациональное воспитание.
O. N. Mazeina
ACCOUNTING NATIONAL-PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF CONDEMNED IN THE PEDAGOGICAL ACTIVITY OF THE CHIEF HEAD
The article is devoted to the account of individual national-psychological peculiarities of convicts' personalities in the pedagogical activity of the detachment chief with the purpose of effective conduct of educational measures to correct persons who committed crimes.
For a more complete understanding of the topic, the concepts of national psychological characteristics, national character, educational work of convicts, taking into account
© Мазеина О. Н., 2017 © Mazeina O. N., 2017