Научная статья на тему 'Гуманизация процесса воспитания и исправления осужденных: история и современность'

Гуманизация процесса воспитания и исправления осужденных: история и современность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
379
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИПЫ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ / СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ ГУМАННОГО ОТНОШЕНИЯ К ОСУЖДЕННЫМ / PRINCIPLES OF CONVICTS' CORRECTION / THE SYSTEM OF PRINCIPLES OF HUMANIST ATTITUDE TO CONVICTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кундозерова Людмила Ивановна, Чириков Анатолий Геннадьевич

В статье приведен теоретический анализ научных идей, взглядов принципов гуманистического воспитания и воспитательного процесса в целом философов древности Конфуция, Сократа, Платона, Демокрита, Аристотеля, Квинтилиана, а также педагогов ХХ в. С. Т. Шацкого, В. Н. Сороки-Росинского, П. П. Блонского, А. С. Макаренко. Доказано, что научные идеи Сократа («образование себя и своих близких»), Платона (главной задачей государства является воспитание, поиск талантов и их развитие), Аристотеля (о подготовке человека к самореализации), П. П. Блонского (об умении «самостоятельно добывать знания на протяжении всей жизни) явились научным основанием обновления содержания образования и воспитания XXI в. Выявлены трудности и противоречия реализации системы принципов гуманизма в процессе исправления и воспитания осужденных в среде практических работников исправительных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кундозерова Людмила Ивановна, Чириков Анатолий Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Humanization of convicts’ education and correction: history and present

The article analyzes the scientific views of the ancient Greek philosophers such as Confucius, Socrates, Plato, Democritus, Aristotle, Quintilian on the humanistic education of a person and the educational process in general, as well as humanistic views of S. T. Shatsky, V. N. Soroka-Rosinsky, P. P. Blonsky, A. S. Makarenko on the education. It is proved that Socrates’ scientific views “the formation of oneself and the significant others”, Plato’s belief that the main task of the state is to educate, to search for talents and to develop them, Aristotle’s idea of the preparation of a person for his self-realization, P. P. Blonsky’s thought about the ability “to independently obtain knowledge throughout the life”, predeter-mined the renovation of the content of education in the 21st century. The difficulties and collisions in the realization of the principle of humanity in the process of convicts’ correction done by penal officers at correctional institutions are revealed.

Текст научной работы на тему «Гуманизация процесса воспитания и исправления осужденных: история и современность»

УДК 37.013.73 © Кундозерова Л. И., Чириков А. Г., 2018

ГУМАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ И ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

В статье приведен теоретический анализ научных идей, взглядов принципов гуманистического воспитания и воспитательного процесса в целом философов древности — Конфуция, Сократа, Платона, Демокрита, Аристотеля, Квинтилиана, а также педагогов ХХ в. — С. Т. Шацкого, В. Н. Сороки-Росинского, П. П. Блонского, А. С. Макаренко. Доказано, что научные идеи Сократа («образование себя и своих близких»), Платона (главной задачей государства является воспитание, поиск талантов и их развитие), Аристотеля (о подготовке человека к самореализации), П. П. Блонского (об умении «самостоятельно добывать знания на протяжении всей жизни) явились научным основанием обновления содержания образования и воспитания XXI в. Выявлены трудности и противоречия реализации системы принципов гуманизма в процессе исправления и воспитания осужденных в среде практических работников исправительных учреждений.

Ключевые слова: принципы исправления осужденных; система принципов гуманного отношения к осужденным.

© Kundozerova L. I., Chirikov A. G., 2018

HUMANIZATION OF CONVICTS' EDUCATION AND CORRECTION:

HISTORY AND PRESENT

The article analyzes the scientific views of the ancient Greek philosophers such as Confucius, Socrates, Plato, Democritus, Aristotle, Quintilian on the humanistic education of a person and the educational process in general, as well as humanistic views of S. T. Shatsky, V. N. Soroka-Rosinsky, P. P. Blonsky, A. S. Makarenko on the education. It is proved that Socrates' scientific views "the formation of oneself and the significant others", Plato's belief that the main task of the state is to educate, to search for talents and to develop them, Aristotle 's idea of the preparation of a person for his self-realization, P. P. Blonsky's thought about the ability "to independently obtain knowledge throughout the life", predeter-mined the renovation of the content of education in the 21st century. The difficulties and collisions in the realization of the principle of humanity in the process of convicts' correction done by penal officers at correctional institutions are revealed.

Keywords: principles of convicts' correction; the system of principles of humanist attitude to convicts.

Основные принципы воспитания и статьях Уголовно-исполнительного ко-исправления осужденных отражены в декса Российской Федерации: в ст. 10

указано, что «Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных ...», в ч. 2 ст. 12 подчеркивается, что «осужденные не должны подвергаться жесткому или унижающему человеческое достоинство обращению.

В связи с принятием Россией международных правил обращения с осужденными и реализацией концепции воспитательной работы с сужденными в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы актуальной стала проблема реализации принципа гуманизма в практической деятельности сотрудников пенитенциарных учреждений.

Педагогические принципы — это основные идеи, позволяющие достигать поставленных педагогических целей [6].

Принципы пенитенциарной педагогики — это основные идеи, руководствуясь которыми, наиболее успешно достигаются цели воспитания и исправления осужденных в пенитенциарных учреждениях.

Анализ статистических данных показывает, что преступления, в том числе несовершеннолетних, становятся все сложнее как по криминологическим характеристикам, так и по степени морально-нравственной запущенности. Растет число лиц, осужденных за умышленное убийство, нанесение тяжких телесных повреждений, изнасилование, разбой, грабеж, увеличивается количество повторно осужденных, имеющих богатый криминальный опыт.

Несмотря на рост тяжких и особо тяжких преступлений среди разных категорий осужденных, ученые все больше убеждаются, что исправить преступника

можно только гуманными методами в процессе воспитательной работы.

Изучение и анализ теоретических исследований по истории развития пенитенциарных учреждений, методов и средств исправления и воспитания, статистических данных о рецидивах осужденных показали, что там, где к осужденным применялись карательные методы воздействия, осужденные редко изменяли свое отношение к труду, работе, профессии, семье и жизни в целом и, после выхода на свободу, вели тот же образ жизни, что и прежде. Если сотрудники относились к осужденным гуманно, уважая их человеческое достоинство, то они постепенно становились на путь исправления.

Известно, что гуманизация процесса исправления осужденных начинается с создания среды, условий исправления в пенитенциарных учреждениях и зависит от уровня развития личностных качеств, сформированных профессиональных компетенций начальников отрядов, воспитателей, психологов, социальных работников. Гуманное отношение проявляется в процессе организации психолого-педагогического взаимодействия с осужденными и осужденных между собой и дает заметный эффект, если сотрудники начинают рефлексировать и изменять себя, отношение к осужденным как личностям, процессу исправления и пенитенциарной системе в целом [12].

Сложность реализации принципа гуманизма в процессе исправления осужденных, а также отдаленные результаты воспитательной работы по исправлению вызывают сомнения и противоречивые суждения в среде практических работни-

ков исправительных учреждений. Не случайно различные аспекты реализации принципа гуманизма исследуют педагоги, психологи, правоведы, социологи, философы, политологи и педагоги-пенитенциаристы.

Первые научные идеи гуманизации процесса воспитания человека обнаруживаются в трудах философов древности — Конфуция, Сократа, Платона, Демокрита, Аристотеля, Квинтилиана.

Конфуций сформулировал такие универсальные законы жизни, как гуманность и этикет, а целью воспитания считал создание совершенного человека, укрепление его нравственности и преодоление невзгод.

По мнению Конфуция, гуманное отношение к человеку в процессе воспитания развивает нравственные качества: доброту, трудолюбие, порядочность, почитание старших, сохранение семейных и народных традиций, любви к семье, народу и стране. Не случайно основой Стратегии развития воспитания в Российской Федерации (2015-2025) является главенство семьи: «Семья воспитывает любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, умение заботиться о старших и младших и о продолжении рода. Семья сохраняет, укрепляет и развивает культуру семейного воспитания детей на основе традиционных семейных и духовно-нравственных ценностей» [14].

Древнегреческий философ Сократ утверждал, что воспитание — дело трудное, и необходимо создавать условия как для самовоспитания, так и для воспитания своих близких. Сократ был убежден в том, что основной обязанностью каждого

человека является образование себя и своих близких.

Целью воспитания, как утверждал Сократ, является познание человеком самого себя, и это необходимо для того, чтобы освободиться от дурных влияний, овладеть искусством жизни и добиться гармоничного развития [17]. Так Сократ создал предпосылки для обновления содержания образования и воспитания. Образование в начале XXI в. стали понимать, с одной стороны, как пространство, где происходит процесс изменения и развития способностей человека, с другой, как личную и общественную ценность, процесс обучения и воспитания человека, посредством которого он развивает способности, отношения и другие формы поведения, рассматриваемые как имеющие ценность в обществе, в котором он живет.

С позиции современной парадигмы образования XXI в. формулу Сократа «образование для себя и своих близких» следует понимать как непрерывное образование в целях самореализации личности, так как образование в настоящее время как ценность рассматривается в следующих аспектах:

- образование как ценность для отдельной личности;

- образование как ценность для семьи;

- образование как ценность для отдельного сообщества;

- образование как ценность для социума в целом [5].

На рис. 1 показаны ценности образования для обучающегося и его семьи, сообществ, членами которых они являются, и социума в целом.

Рис. 1. Обзор социальных выгод образования

Таким образом, гуманный подход Сократа к воспитанию способствует овладению искусством жизни и позволяет добиваться гармоничного развития

По мнению В. П. Беспалько, педагогика — это и наука, и искусство, и технология [2].

Не менее актуальными сегодня являются взгляды афинского философа Платона на процесс воспитания, влияние государства на воспитание и преемственность в воспитании. Платон полагал, что главной задачей государства является воспитание, поиск талантов и их развитие. В государствах, где не уделяют необходимого внимания образованию, ца-

рит преступность и социальные потрясения [11].

Научные взгляды Платона нашли свое отражение в Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденной в 2012 г. Президентом Российской Федерации, в которой определен единый порядок выявления, сопровождения и мониторинга дальнейшего развития одаренных детей и талантливой молодежи, основных положениях Стратегии развития воспитания в Российской Федерации (2015-2025). Эти документы определяют принцип гуманизма как основной при работе с подростками на всех уровнях

общего, дополнительного и профессионального образования.

Одну из первых теорий воспитания в античном мире создал Аристотель. Являясь сторонником семейного воспитания при взаимодействии с государством, он считал, что одной из основных задач государства является воспитание в народе доброжелательности, благосклонности, нравственного и научного образования. Воспитание должно быть гармоничным, включать умственное, нравственное и физическое воспитание. Вслед за Сократом основной целью воспитания Аристотель считал подготовку человека к са-

мореализации. В течении многих веков содержание понятия «самореализация личности», данное Сократом, дополнялось и уточнялось.

В соответствии с новой, неоклассической парадигмой образования основной миссией образования стало обеспечение условий самоопределения и самореализации личности. Основой самореализации личности является человеческий и социальный капитал.

На рис. 2 показаны человеческий и социальный капитал как основа самореализации личности.

Рис. 2. Человеческий и социальный капитал как основы самореализации личности

Человеческий капитал — принадлежащие индивидам здоровье, интеллект, знания и компетенции, которые позволяют им эффективно функционировать в экономической и социальной жизни. Человеческий капитал включает атрибуты человека, являющиеся источниками его продуктивности (самооценка, внутренняя мотивация, гибкость, навыки принятия решений, решение проблем и др.), и часто соотносится с достигнутым уровнем

образования; образование в этом случае рассматривается как инвестиция, которая возвращается в виде заработной платы, премий и других выплат.

Социальный капитал — социальные связи, взаимодействия, нормы и доверие, которые позволяют участникам действовать сообща более эффективно для реализации общих целей. В образовании социальный капитал рассматривается как идентифицируемые социальные взаимо-

отношения между участниками образовательного процесса («обучающийся — преподаватель», «обучающийся — обучающийся» и др.), влияющие на формирование и развитие норм, ценностей, установок, учебной мотивации, приобретение знаний и компетенций [6].

Марк Фабий Квинтилиан гуманистический подход в воспитании видел не в слепом подчинении правилам, а в необходимости изучения и учета индивидуальных способностей личности, в поощрении, просьбе, похвале, что помогает ей сохранить свое собственное «Я», стать личностью [10].

Для пенитенциарной системы важными являются гуманистические взгляды на воспитание С. Т. Шацкого, В. Н. Сороки-Росинского, П. П. Блонского, А. С. Макаренко. Эти педагоги в результате своей практической деятельности убедительно подтвердили эффективность реализации принципа гуманизма как основного при организации обучения и воспитания. При этом содержание понятия гуманизма наполнили новыми элементами, отвечающими особенностям того времени (начало ХХ в.).

Разрабатывая теорию социальной педагогики, С. Т. Шацкий исследовал влияние условий окружающей микросреды на социализацию детей. По мнению С. Т. Шацкого, в человеке необходимо воспитывать самостоятельность и приобщать к культурным ценностям [8]. Теоретические идеи и практический опыт С. Т. Шацкого, основанный на принципе гуманизма, доброго, заботливого отно-

шения к подросткам, сотрудники сегодня применяют в воспитательных колониях в процессе подготовки их к освобождению, внутренней и внешней адаптации и социализации в открытой социальной среде. Так образование решает три основные функции: культурную, социальную и профессиональную.

П. П. Блонский предлагал вводить в школу различные виды ремесел, занятия по домоводству, сельскому хозяйству и знакомить ребят с общими трудовыми приемами и операциями в различных ремеслах, рекомендовал знакомить ребят с различными отраслями обрабатывающей промышленности не только теоретически, но и практически включать в деятельность [3; 4].

Для пенитенциарной науки и системы в целом актуальной является утверждение П. П. Блонского о том, что школа должна формировать не только знания, но и развивать желание и умение самостоятельно добывать знания на протяжении всей жизни.

Гуманистические идеи философа Сократа, педагога-практика П. П. Блонского об «умении самостоятельно добывать знания на протяжении всей жизни» положены в основу концепции непрерывного образования, которая была представлена на форуме ЮНЕСКО крупнейшим теоретиком П. Ленграндом в 1965 г. и получила дальнейшее развитие в России.

На рис. 3 представлена современная концепция непрерывного образования в России.

Рис. 3 Современная концепция непрерывного образования

Непрерывное образование охватывает формальные, неформальные и инфор-мальные формы образования индивида на протяжении всей его жизни, которое направлено на сознательное и непрерывное повышение качества жизни, своей и общества.

Непрерывное обучение — развитие человеческого потенциала через непрерывно поддерживаемый процесс стимулирования и обеспечения возможностей приобретения индивидом знаний, ценностей, навыков и понимания, которые потребуются на протяжении всей жизни, а также их применения в любых ролях, обстоятельствах и окружении с уверенностью, творчески и с удовольствием [6].

В основу современной концепции непрерывного образования, представлен-

ной на рис. 2, положена система принципов гуманизма, практическая реализация которых позволяет решать основную задачу теории обучения Я. А. Комен-ского — «учить всех и всему» и отвечать на вопросы «кого обучать, как, когда, где, чему и почему?».

В 1920 г. В. Н. Сорока-Росинский в процессе воспитания в школе-коммуны для трудновоспитуемых подростков им. Ф. М. Достоевского применял приемы суворовского метода: развивал быстроту, глазомер, натиск, добивался достижение цели. Гуманное отношение к воспитанникам проявлялось в отношениях «учитель — воспитанник», «воспитанник — воспитанник», индивидуальном подходе к каждому воспитаннику (учет психологических и педагогических

особенностей, стремление к знаниям), коллективном, общественном и правильно организованном педагогическом процессе, самоуправлении, разделении воспитанников по учебным отделениям не по возрасту, а по уровню подготовки и желанию учиться. Учебные планы и программы отделений по содержанию и уровню практически не отличались, но темпы их освоения были разными [4]. Исходные гуманистические идеи В. Н. Сороки-Росинского сегодня положены в основу разработки и практического применения технологии уровневой дифференциации обучения в общеобразовательных школах воспитательных колоний. В условиях резкого снижения на рубеже ХХ-ХХ1 вв. уровня образованности осужденных стали востребованными в исправительных учреждениях различные уровневые дифференцированные образовательные программы: от программ по ликвидации безграмотности до программ поступления осужденных в средние и высшие учебные заведения после выхода на свободу.

Уровневая дифференциация позволяет учитывать педагогические (уровень обучения), психологические (память, мышление, восприятия, способности, эмоционально — волевую сферу и др.) и личностные особенности осужденных подростков.

Напряженный учебный процесс в школе-коммуне для трудновоспитуемых подростков, применение на уроках методов активного обучения (ролевые и сюжетные игры, инсценировки, диспуты, обязательная самостоятельная работа в библиотеке) давали результаты: к окон-

чанию обучения воспитанники школы поступали в средние и высшие учебные заведения.

В 1989-1991 гг. А. А. Вербицкий разработал и экспериментально проверил эффективность теории и технологии знаково-контекстного обучения и основные психолого-педагогические принципы конструирования методов активного обучения (ролевая, сюжетная, деловая игры; метод мозгового штурма; дискуссия, пресс-конференция и др.), которые нашли широкое применение в средней и высшей школе.

В процессе профессионального обучения в профессионально-технических училищах колоний и получения специальности осужденных желательно включать в деловые игры по моделированию конкретных производственных условий и динамики производства, игрового моделирования содержания профессиональной деятельности специалистов разного уровня подготовки. В результате совместной деятельности в условиях ролевого взаимодействия, диалогического общения осужденные могут создавать имитационные модели производства и игровые модели профессиональной деятельности людей, занятых на конкретном производстве. В процессе дискуссии, активного обсуждения предметного и социального контекстов этих моделей осужденные будут развиваются как личности-специалисты (развивается познавательная самостоятельность, коммуникабельность, они учатся находить предметную информацию, решать производственные задачи и принимать согласованные решения).

Проявление принципа гуманизма в практической деятельности А. С. Макаренко обнаружено в разработанных требованиях к педагогам, работающим в колонии для несовершеннолетних.

По убеждению А. С. Макаренко, педагог должен быть всесторонне образованным, нравственно полноценным, бескорыстным, обладающим чувством собственного достоинства, трудолюбивым, любящим и знающим историю своего Отечества.

В начале 1920-х гг. А. С. Макаренко в колонии для несовершеннолетних работал с «дефективными» детьми, «трудными» или «трудновоспитуемыми», среди них — сироты, беспризорники, малолетние правонарушители и даже преступники. Разработанная система принципов гуманизма А. С. Макаренко (уважение и требование; искренность и открытость; принципиальность; забота и внимание, знание; упражнение; закалка; полноценная трудовая деятельность; производительный труд на пользу коллектива и общества; ведущая роль коллектива; семья (первое детство, количество любви и мера суровости, детская радость, игра); наказание и награда) легли в основу созданной им воспитательной системы, которую изучали специалисты институтов Германии и школьные учителя во многих странах мира [9]. В результате А. С. Макаренко был признан ЮНЕСКО одним из четырех педагогических гениев ХХ в. Воспитательная система, разработанная А. С. Макаренко, интегрирует гуманистические принципы воспитания с идеей трудовой деятельности и производительного

труда, в процессе которой развиваются личностные качества воспитанников.

В воспитательной работе с осужденными к лишению свободы у А. С. Макаренко не было приоритетных принципов: она основывалась на сочетании принципов права, педагогики, психологии и организации управления.

Свидетельством реализации принципа гуманизма в уголовно-исполнительной политике в организации исполнения уголовного наказания сегодня является законодательное закрепление воспитательной работы в колониях. Опираясь на требования к педагогам, работающим в колонии для несовершеннолетних, разработанная А. С. Макаренко система воспитательной работы в настоящее время рассматривается прежде всего как профессиональная деятельность начальников отрядов, педагогов школ и профессионально-технических училищ (ПТУ), сотрудников других частей и служб учреждений, сопровождающих и поддерживающих процесс воспитания и исправления осужденных.

Принципы гуманизма отражены в Концепции реорганизации уголовно-исполнительной системы, в которой предусмотрено внедрение в индивидуальную воспитательную работу методик психологической, психиатрической и социально-педагогической диагностики личности осужденных; расширение прав осужденных в бытовой и производственных сферах, организации досуга.

В Концепции совершенствования воспитательной работы с осужденными принцип гуманизма является одним из основных при реформировании УИС.

Пенитенциарные учреждения в дальнейшем предполагается рассматривать как центры социальной реабилитации, где в работе с осужденными должны преобладать педагогические методы, доверительные отношения между персоналом системы и осужденными, что также является реализацией гуманистических принципов. В Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года одной из основ-

Литература

7. Аристотель. Соч. В 4 т. / под ред. В. Ф. Асмус. — М.: Мысль, 1983. — 550 с.

8. Беспалько, В. П. Природосообразная педагогика. — М.: Народное образование, 2008. — 512 с.

9. Блонский, П. П. Трудовая школа. — М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. — 209 с.

10. Блонский, П. П. Борьба с беспризорностью. — М.: Книга по Требованию, 2012. — 52 с.

11. Бойченко, Г. Н. Образование как ценность личности, семьи и социума / Г. Бойчен-ко, Л. Кундозерова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. — 2012. — С. 20-25.

12. Бойченко, Г. Н. Психология и педагогика : учебный курс / Г. Бойченко, Л. Кундо-зерова; Национальный открытый университет «ИНТУИТ». Опубликовано 13.03.2013. ISBN 978-5-9556-0150-2.

13. Делор, Жак. Образование: сокрытое сокровище. Доклад международной комиссии по образованию для XXI века, представленный ЮНЕСКО [Электронный ресурс]. Париж, 1996. — 3 с. Режим доступа: http://www.intuit.ru/studies/ courses/3465/707/ info.

14. Малинин, Г. А., Фрадкин, Ф. А. Воспитательная система С. Т. Шацкого. — М.: Прометей, 1993. — 173 с.

15. Макаренко, А. С. О воспитании. — М. : Издательство политической литературы, 1990. — 416 с.

16. Первакова, С. А. Педагогические идеи Марка Фабия Квинтилиана: 35-96 гг. н. э. : дис. ... канд. пед. наук. — Карачаевск, 2005. — 145 с.

17. Платон. Соч. В 4 т. / под общ. ред. А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса; пер. с древнегреч. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та; Изд-во Олега Абышко, 2007. — Т. 3. — 752 с.

18. Семенова, С. А. Гуманизация учебно-воспитательного процесса в воспитательных колониях : дис. ... канд. пед. наук. — Коломна, 2003. — 262 с.

ных целей является гуманизация условий содержания лиц, заключенных под стражу, и осужденных, повышение гарантий соблюдения их прав и законных интересов в соответствии с международными стандартами.

Гуманное отношение к осужденным проявляется, прежде всего, в компетентности и личных качествах сотрудников исправительных учреждений.

19. Сорока-Росинский, В. Н. Педагогические сочинения / сост. А. Т. Губко; Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1991. — 239 с.

20. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2015. — № 23. — Ст. 3357.

21. Шацкий, С. Т. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. — М.: Педагогика, 1980. — Т. 1. — 304 с.

22. Малинин, Г. А., Фрадкин, Ф. А. Воспитательная система С. Т. Шацкого. — М.: Прометей,1993. — 173 с.

23. Фох, Б. А. Педагогические идеи Сократа // Дидакт. — 1998. — № 1 (22). — С. 60-64.

24. Шамова, Т. И., Давыденко, Т. М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. — М., 2001. — 384 с.

Сведения об авторах

Кундозерова Людмила Ивановна: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), профессор кафедры пенитенциарной психологии и педагогики, доктор педагогических наук, профессор. E-mail: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Чириков Анатолий Геннадьевич: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), заместитель начальника института по учебной работе, кандидат педагогических наук, доцент. E-mail: [email protected]

Information about the authors

Kundozerova Lyudmila Ivanovna: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russian Federation), professor of the Chair of Penal Psychology and Pedagogy, doctor of pedagogical sciences, professor. E-mail: [email protected]

Chirikov Anatoly Gennadyevich: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), deputy head of educational work, candidate of pedagogical sciences, assistant professor. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.