Научная статья на тему 'Учет издержек обращения государственных (муниципальных) учреждений'

Учет издержек обращения государственных (муниципальных) учреждений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
459
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАН СЧЕТОВ / ИЗДЕРЖКИ ОБРАЩЕНИЯ / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Варпаева И. А.

С введением Единого плана счетов в учете государственных (муниципальных) учреждений появился счет «Издержки обращения». В статье рассмотрена экономическая сущность издержек обращения, порядок их бухгалтерского и налогового учета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учет издержек обращения государственных (муниципальных) учреждений»

Проблемы учета

УЧЕТ ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ)

УЧРЕЖДЕНИЙ

И. А. ВАРПАЕВА, старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета и аудита Нижегородский коммерческий институт

С введением в 2011 г. Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 01.12.2010 N° 157н (далее — Инструкция № 157н), в учете этих хозяйствующих субъектов появились новые счета, одним из которых является счет «Издержки обращения» [2]. Рассмотрим экономическую сущность издержек обращения, порядок их бухгалтерского и налогового учета.

Затраты хозяйствующего субъекта могут выражаться в форме:

— издержек производства — затраты на изготовление продукции, выполнение работ, оказание услуг;

— издержек обращения — расходы, связанные со сбытом.

При этом в экономической науке издержки обращения включают:

— дополнительные издержки обращения—расходы, связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения (доставка, доработка, фасовка товара и т. п.), которые характерны для хозяйствующих субъектов, занимающихся производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг;

— чистые издержки обращения — затраты, связанные с куплей (продажей) товара, которые

характерны для хозяйствующих субъектов, занимающихся перепродажей товаров.

Пункт 136 Инструкции 157н указывает, что сумма затрат, произведенных учреждением в результате реализации товаров, в том числе в процессе продвижения товаров, относится к издержкам обращения.

В законодательстве понятие деятельности по продвижению товаров отсутствует. Вместе с тем под продвижением товара на практике понимается любая деятельность, направленная на стимулирование потребительского спроса и обеспечение эффективного сбыта, например:

— формирование образа товара в глазах потенциальных покупателей (может осуществляться с помощью средств массовой информации);

— стимулирование первичной покупки путем проведения различных рекламных акций (покупаете банку кофе — получаете фирменную кружку);

— организация наличия и представления товаров в местах продажи (выкладка товаров определенным способом, использование специального торгового оборудования для наглядного представления товара и др.).

Исходя из фактического содержания и цели указанной деятельности, можно сделать вывод, что деятельность по продвижению товаров в большей части связана с рекламой.

Таким образом, исходя из формулировки п. 136 Инструкции № 157н, издержки обращения не связаны с формированием фактической себестоимости

готовой продукции, работ, услуг и относятся только к процессу реализации товаров, приобретенных учреждением для перепродажи, и не включаются при этом в фактическую стоимость этих товаров. Иными словами, издержками обращения в деятельности учреждений могут являться только чистые издержки обращения. Дополнительные издержки обращения учреждений должны включаться в состав других видов затрат, следует полагать — в состав общехозяйственных расходов.

Для формирования в денежном выражении информации об издержках обращения и хозяйственных операций по ним применяется счет 010990000 «Издержки обращения». К нему открываются счета аналитического учета в соответствии с объектом учета и содержанием хозяйственной операции [3, п. 59]:

— 010990211 «Издержки обращения в части заработной платы»;

— 010990212 «Издержки обращения в части прочих выплат»;

— 010990213 «Издержки обращения в части начислений на выплаты по оплате труда»;

— 010990221 «Издержки обращения в части услуг связи»;

— 010990222 «Издержки обращения в части транспортных услуг»;

— 010990223 «Издержки обращения в части коммунальных услуг»;

— 010990224 «Издержки обращения в части арендной платы за пользование имуществом»;

— 010990225 «Издержки обращения в части содержания имущества»;

— 010990226 «Издержки обращения в части прочих работ, услуг»;

— 010990271 «Издержки обращения в части амортизации основных средств и нематериальных активов»;

— 010990272 «Издержки обращения в части расходования материальных запасов»;

— 010990290 «Издержки обращения в части прочих расходов».

Поскольку рассматриваемые операции относятся к приносящей доход деятельности, то код 18-го разряда номера счета принимает значение «2». Согласно п. 65 Инструкции по его применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (далее — Инструкция 174н), принятие к бухгалтерскому учету суммы затрат, произведенных учреждением в результате реализа-

ции товаров, в том числе в процессе продвижения товаров, отражается в соответствии с содержанием хозяйственной операции по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 210990000 «Издержки обращения» [3].

В целом перечень аналитических счетов, приведенный в Инструкции № 174н, предусматривает практически все позиции типовой номенклатуры затрат коммерческих торговых организаций:

— транспортные расходы;

— расходы на оплату труда;

— отчисления на социальные нужды;

— расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования, инвентаря;

— амортизация основных средств;

— расходы на ремонт основных средств;

— расходы на санитарную и специальную одежду;

— расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд;

— расходы на водоснабжение;

— расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров;

— расходы на рекламу;

— потери товаров и технологические отходы;

— расходы на тару;

— прочие расходы.

При необходимости каждое учреждение в рамках формирования своей учетной политики вправе, с учетом требований законодательства РФ, органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя, налогового законодательства РФ по раскрытию информации о затратах на изготовление готовой продукции (выполнение работ, услуг) устанавливать в составе рабочего плана счетов дополнительные аналитические счета к синтетическому счету по объектам учета, в том числе и к рассматриваемому счету 210990000 «Издержки обращения».

По дебету счета 210990000 «Издержки обращения» в течение отчетного месяца накапливаются суммы произведенных учреждением расходов, связанных с реализаций и продвижением товаров. Данные расходы отражаются на соответствующих аналитических счетах в том отчетном периоде, к которому они относятся — независимо от срока возникновения и срока оплаты. Расходы, начисленные учреждением в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам, учитываются на бюджетно-распределительном счете 2 401 50 000 «Расходы будущих периодов». По дебету этого счета отражаются произведенные расходы, по кре-

Корреспонденция счетов по учету издержек обращения учреждений

№ Содержание хозяйственной Дебет Кредит

п/п операции счета счета

1 Суммы начисленной заработной платы работникам учреждения 210990211 230211730

2 Суммы начисленной оплаты труда лицам, не состоящим в штате учреждения, по договорам гражданско-правового характера 210990212 230212730

3 Начислены страховые взносы в социальные фонды 210990213 2303ХХ730

4 Начислены налоги к уплате в бюджет:

— налог на имущество 210990290 230312730

— земельный налог 210990290 230313730

— прочие налоги и платежи в бюджет 210990290 230305730

5 Акцептованы счета поставщиков:

— за услуги связи 210990221 230221730

— по транспортным услугам 210990222 230222730

— по коммунальным услугам 210990223 230223730

— по арендной плате за пользование имуществом 210990224 230224730

— по работам, услугам по содержанию имущества 210990225 230225730

— по прочим работам, услугам 210990226 230226730

6 Начислена амортизация по объектам основных средств 210990271 2104ХХ410

7 Начислена амортизация по объектам нематериальных активов 210990271 2104ХХ420

8 Включены в издержки обращения соответствующие суммы, израсходованные подотчетными лицами 2109902ХХ 2208ХХ660

9 Отражена сумма расхода материальных запасов 210990272 2105ХХ440

10 Отражена стоимость и введенных в эксплуатацию объектов основных средств стоимостью до 3 000 руб. (за исключением объектов библиотечного фонда) * 210990271 2101ХХ410

11 Отнесение расходов бюджетного учреждения, произведенных ранее и учитываемых в составе расходов будущих периодов, на издержки обращения периода (по видам и экономическому содержанию расходов) 2 109 90 2ХХ 2 401 50 2ХХ

* С одновременным отражением на забалансовом счете 21 «Основные средства стоимостью до 3 000 руб. в эксплуатации».

диту — их ежемесячное списание в доле, приходящейся на отчетный период на издержки обращения (на основании справки по форме 0504833). Порядок списания устанавливается учреждением — равномерно, пропорционально каким-либо натуральным показателям (объему товарооборота и т. п.).

Например, к расходам будущих периодов в части издержек обращения можно отнести:

— затраты по неравномерно производимому ремонту торгового (холодильного) оборудования и других объектов основных средств (если не предусмотрено формирование резерва на данные цели);

— арендные платежи по договору аренды торговых и складских помещений, внесенные единовременно за период времени, превышающий один месяц, и т. п.

Отметим, что ни в Инструкции № 157н, ни в Инструкции № 174н для бюджетных учреждений нового типа четко не оговаривается порядок применения счета учета расходов будущих периодов в рамках деятельности, приносящей доход. Автор считает, что в рамках названной деятельности учреждения должны придерживаться принципов метода начисления (исходя из допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельнос-

ти) и, следовательно, учитывать соответствующие расходы в составе расходов будущих периодов1.

В таблице обобщена корреспонденция счетов по основным операциям, связанным с начислением издержек обращения учреждений бюджетной сферы.

Учет издержек обращения в соответствии с содержанием хозяйственной операции ведется в следующих документах:

— журнале операций по оплате труда;

— журнале операций расчетов с поставщиками и подрядчиками;

— журнале операций расчетов с подотчетными лицами;

— журнале операций по выбытию и перемещению материальных активов;

— журнале по прочим операциям.

На дату, определенную в учетной политике учреждения (но не реже чем на конец каждого месяца), затраты учреждения по реализации товаров, в том числе понесенные в процессе продвижения товаров, списываются на уменьшение финансового резуль-

1 Учет расходов будущих периодов государственных (муниципальных) учреждений // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2011. № 13. С. 2—6.

тата текущего финансового года — на основании товарного отчета, справки по форме № 0504833. На суммы списанных издержек обращения составляются бухгалтерские записи по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 240120000 «Расходы текущего финансового года» (240120211—240120213, 240120221—240120226, 240120271, 040120272, 240120290) и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 210990000 «Издержки обращения» (210990211— 210990213, 210990221—210990226, 210990271, 210990272, 210990290). Учет подобных операций ведется в Журнале по прочим операциям.

Необходимо отметить, что учреждения, занимающиеся торговлей и формирующие издержки обращения, обязаны соблюдать нормы ст. 320 Налогового кодекса РФ (НК РФ) [1], разделять расходы каждого месяца на прямые и косвенные. При этом сумма прямых издержек обращения в части транспортных расходов, относящаяся к остаткам нереализованных товаров, определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в следующем порядке:

— определяется сумма прямых расходов, приходящихся на остаток нереализованных товаров на начало месяца и осуществленных в текущем месяце;

— определяется стоимость приобретения товаров, реализованных в текущем месяце, и стоимость приобретения остатка нереализованных товаров на конец месяца;

— рассчитывается средний процент как отношение суммы прямых расходов к стоимости товаров;

— определяется сумма прямых расходов, относящаяся к остатку нереализованных товаров, как произведение среднего процента и стоимости остатка товаров на конец месяца.

Отражение издержек обращения, приходящихся на остаток товаров, — один из условных методологических приемов бухгалтерского учета. Это — одна из форм капитализации расходов, т. е. внесение их в актив и, как следствие, их трактовка не как понесенных, а, в сущности, как будущих расходов [4]. В состав издержек обращения, приходящихся на остаток товаров, включаются только транспортные расходы, исходя из принципа значимости они в наибольшей степени логически очевидны и существенно увеличивают (утяжеляют) себестоимость товарных запасов. Рассмотрим данный расчет на примере.

Пример

Издержки обращения учреждения за отчетный месяц имеют следующую структуру:

— транспортные расходы — 98 000руб.;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

—расходы на оплату труда — 100 000руб.;

- отчисления на социальные нужды -34 000руб.;

— амортизация объектов основных средств - 25 000руб.;

—расходы на рекламу — 17 000 руб.;

—расходы на упаковку — 1 000 руб.

Итого расходы — 275 000 руб.

Транспортные расходы, приходящиеся на остаток нереализованных товаров на начало месяца (не списанные в прошлом отчетном месяце), — 22 000 руб. Себестоимость (стоимость приобретения) проданных за отчетный месяц товаров — 450 000 руб. Остаток товарных запасов по себестоимости (стоимости приобретения) на конец отчетного месяца — 215 000 руб.

Рассчитаем сумму прямых транспортных расходов на остаток товара на конец отчетного месяца:

— определим средний процент транспортных расходов в объеме товарных запасов учреждения за отчетный месяц:

((22 000руб. + 98 000руб.) / (450 000руб. + 215 000 руб.)) • 100 % = 18,05 %;

— определим размер транспортных расходов, приходящихся на остаток товаров, на конец отчетного месяца:

215 000 руб. • 18,05 % = 38 808 руб.

В отчетный месяц на уменьшение финансового результата учреждения текущего финансового года по правилам налогового учета следует включить издержки обращения в размере: (22 000 руб. + 275 000руб.) — 38 808руб. = 258 192руб.

Также при организации учета издержек обращения учреждения необходимо обратить внимание на то, что суммы некоторых расходов, отраженные в бюджетном учете, могут не соответствовать суммам таких расходов в налоговом учете за счет их нормирования. В частности, это касается следующих видов издержек обращения:

— некоторых видов расходов на рекламу (подп. 28 п. 1, п. 4 ст. 264 НК РФ), а именно расходов на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходов на иные виды рекламы, осущест-

вленные налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода. Для налогообложения данные расходы признаются в размере, не превышающем 1 % выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ;

— компенсаций за использование личного транспорта (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). Данные нормы утверждены постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 № 92 «Об установлении норм расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией» (в редакции от 09.02.2004). Компенсация за использование легковых автомобилей с рабочим объемом двигателя до 2 000 см3 включительно составляет 1 200 руб., свыше 2 000 см3 — 1 500 руб.;

— представительских расходов (подп. 22 п. 1, п. 2 ст. 264 НК РФ), к которым относятся расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества. Представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4 % суммы расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период.

Поскольку правила бухгалтерского бюджетного учета не предусматривают каких-либо ограничений признания расходов и их деления на прямые и косвенные, то издержки обращения учреждений при-

знаются в полной сумме в затратах текущего периода. Возникают различия в признании (непризнании) расходов, и проведенная реформа бюджетного учета не устранила этой разницы. Если в коммерческих организациях вопросы налогового учета в большей степени являются разрешимыми, то в учреждениях бюджетной сферы придется приложить еще много усилий в направлении оптимизации налогового учета и разрешения спорных вопросов, связанных с налогообложением. От бухгалтеров учреждений требуется тщательная разработка налоговой учетной политики и обоснованный выбор варианта организации налогового учета, в том числе и в аспекте учета издержек обращения.

Список литературы

1. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

2. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н.

3. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 16.12.2010 № 174н.

4. Соколов Я. В., Патров В. В. Экономический смысл издержек обращения на остаток товаров // Бухгалтерский учет. 2003. № 10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.