Научная статья на тему 'Учет инновационной функции машиностроения в прогнозно-аналитических построениях модернизационного развития'

Учет инновационной функции машиностроения в прогнозно-аналитических построениях модернизационного развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
323
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИННОВАЦИОННЫЙ МУЛЬТИПЛИКАТОР / ИННОВАЦИОННОЕМКИЕ ИНВЕСТИЦИИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / INNOVATIVE AND TECHNOLOGICAL POTENTIAL / INNOVATIVE MULTIPLIER / INNOVATIVE CAPACITY INVESTMENT / EFFICIENCY OF INNOVATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Балагурова Евгения Александровна, Борисов Владимир Николаевич, Орлова Татьяна Григорьевна, Почукаев Кирилл Григорьевич

Рассматриваются вопросы учета машиностроительного фактора в процессе формирования прогнозных вариантов. Показывается, что развитие обрабатывающих производств возможно на базе инновационного машиностроения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Балагурова Евгения Александровна, Борисов Владимир Николаевич, Орлова Татьяна Григорьевна, Почукаев Кирилл Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Accounting Innovative Function of Engineering in Predictive and Analytical Constructions of Modernization Development

Analysis of the machine-building factor in the process of forecast variants forming is considered. It is shown that the development of processing industries is possible on the basis of innovative engineering.

Текст научной работы на тему «Учет инновационной функции машиностроения в прогнозно-аналитических построениях модернизационного развития»

Е.А.. Балагурова, В.Н. Борисов, Т.Г.Орлова, К.Г. Почукаев

УЧЕТ ИННОВАЦИОННОЙ ФУНКЦИИ МАШИНОСТРОЕНИЯ В ПРОГНОЗНОАНАЛИТИЧЕСКИХ ПОСТРОЕНИЯХ МОДЕРНИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

Воспроизводственный процесс и технологии машиностроения. Суть современного воспроизводственного процесса в экономике заключается не только и не столько в воспроизведении базовой технологической структуры экономики, но в первую очередь в ее обновлении на базе новых, прогрессивных технологий. Эту функцию в экономике выполняет инновационное машиностроение1 2, производящее современную технику для новых технологий. При этом поток машинотехнической продукции для отраслей экономики образует технический компонент производственно-технологических систем. Другим компонентом выступают работники с их производственными навыками. Естественно, что потоку инновационной техники из машиностроения должен соответствовать технологически подготовленный персонал. Лишь в этом случае происходит технологическое обновление и повышение качества производства продукции потребителями продукции инновационного машиностроения.

Источниками производства и поставок (закупок) машинотехнической продукции являются отечественные и зарубежные машиностроительные предприятия и фирмы. При этом готовая продукция отечественного производства может быть в достаточно большой части укомплектована импортными узлами и деталями. В этом случае российская технологическая цепочка или полный инновационный цикл по выпуску готового

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 13-02-00245).

2 Под инновационным машиностроением нами понимается машиностроение, повышающее значение технологического мультипликатора в отраслях-потребителях его продукции.

изделия (поисковые исследования - НИР - ОКР - производство опытного образца - освоение в технологических переделах машиностроения и комплекса конструкционных материалов -освоение технологии потребителем) носит неполный характер. По ряду важных конкурентоспособных товаров (автомобилей, потребительских товаров, средств связи, самолетов) функцией российского производителя с 1990-х годов стала в основном сборка готового изделия из преимущественно импортных частей.

В принципе в такой ситуации нет ничего плохого (осуществляется международное разделение труда), но с точки зрения технологической безопасности необходимо тоже поставлять на мировой рынок инновационноемкую машиностроительную продукцию, обеспечивая взаимозависимость основных игроков на рынке воплощенных машиностроительных технологий. В противном случае отечественное машиностроение не будет полноценным игроком на внешнем и внутреннем рынках.

Таким образом, машиностроение в части обеспечения воспроизводственного процесса и технологической безопасности в экономике (наряду с технико-технологическим сопровождением ее функционирования) выполняет другую важнейшую функцию -производство инновационной с высокой долей добавленной стоимости продукции. При укорачивании технологических цепочек по выпуску готовой продукции, особенно при исключении из нее важнейших стадий полного инновационного цикла, эта функция российского машиностроения должным образом не выполняется.

Функции машиностроения в экономике дополняют друг друга, тогда как ресурсы производства (особенно первичные) могут быть направлены на реализацию любой из этих функций. Поэтому последние находятся между собой в определенном противоречии, разрешить которое посредством лишь рыночного механизма вряд ли реально. Необходимы ясные ориентиры направлений развития машиностроения.

Для машиностроения характерны высокие интенсивность и масштаб межотраслевых связей, сравнимые лишь с электроэнергетикой, отсюда возникает мультипликативный эффект во взаимосвязи машиностроения и его отраслей с отраслями экономики и промышленности, сферой конечного потребления.

Наряду с денежными мультипликационными эффектами можно и нужно оценивать эффекты от технологической диффузии со стороны важнейших субъектов машиностроения (особенно в ОПК) в другие производства промышленности, т.е. когда новые технологии, включая инновационные производственные компоненты и оборудование, превращаются в объект использования в других отраслях. Это повышает эффективность отраслей - потребителей технологий за счет новых технических характеристик, ресурсосбережения и т.п.3

Остановимся на конкретизации понятия технологии. Под технологией понимается способ производства. При этом разделяют скрытую технологию (dissembled technology) - ноу-хау производства товаров и услуг и воплощенную технологию (embodied technology), охватывающую машины, оборудования, сооружения, производственные системы в целом. В РФ Указом Президента РФ № 899 от 07.07.2011 г. утвержден Перечень критических технологий (27 направлений). Специалисты выделяют также понятия базовой, устаревшей и прогрессивной технологии. Они определяются скорее прагматично: устаревшая - почти или уже неконкурентоспособная; базовая - основа воплощенных технологий сегодняшнего дня, конкурентоспособная еще в течение какого-то времени; прогрессивная - скрытая технология, ставшая воплощенной, которая обеспечивает конкурентоспособность на более длительный срок по сравнению с базовыми. Прогрессивная технология обладает новыми, инновационными свойствами.

Из-за мультипликативного и акселерационного эффектов и своей инновационной функции машиностроение выступает в качестве генератора технологического развития национальной экономики, гаранта ее технологической безопасности. Рассматривать его вклад в ВВП лишь как одной из отраслей реального сектора экономики (строки в балансе) - неправильно и недальновидно, это может привести к потере конкурентоспособности экономики в целом.

Авторы много писали о технологиях с точки зрения набора машин и оборудования4. Однако очень важен человеческий компо-

3 О методах расчета технологического мультипликатора см. [1].

4 См., напрмер [2; 3].

нент технологии. Причем сама воплощенная технология реализуется в рамках сложившейся структуры спроса на рабочую силу.

Рассмотрим структуру спроса на производственный персонал в отраслях машиностроения (табл. 1, 2)5. Очевидно, что наибольшим спросом пользуются рабочие специальности и инженерный персонал, особенно в производстве горно-добывающего оборудования, химического оборудования, станкостроения и металлургического машиностроения.

Таблица 1

Структура спроса на производственный персонал по отраслям машиностроения, %

Инженеры-конструкторы, инженеры-проекти- ровщики Инженеры-технологи Сотрудники ОТК Мастера участка Работники рабочих специальностей Наладчики и контролеры Специалисты обеспечивающих подразделений Прочие производственные специальности

Энергетическое машинострое- ние 11,8 10,5 3,9 0,0 39,5 5,3 7,9 21,0

Производство химического оборудования 9,3 4,7 7,0 0,0 51,2 2,3 4,7 21,0

Производство бурового оборудования 15,9 10,1 8,7 1,4 36,2 5,8 8,7 13,0

Металлургическое машинострое- ние 9,5 11,1 1,6 6,3 49,2 6,3 1,6 14,3

Горно-добывающее оборудование 7,3 4,9 0,0 2,4 65,9 7,3 0,0 12,2

Станкостроение 6,3 11,7 2,3 3,1 49,2 6,3 3,1 18,0

из него: кузнечно-прессовое оборудование 3,9 7,8 1,6 1,6 54,3 7,0 2,3 21,7

5 Таблицы рассчитаны по данным сайтов крупных машиностроительных предприятий о наличии вакансий по состоянию на III кв. 2013 г.

Общим для отраслей машиностроения является существенный дефицит научного, инженерного и конструкторского потенциала. Считается, что удельный вес научных работников и инженеров в общей численности занятых в отраслях машиностроения должен составлять 2-2,5%. Существующая структура спроса на эти специальности показывает, что машиностроительные производства недоукомлектованы.

Инженеров более всего не хватает в станкостроении - сердцевинной отрасли машиностроения, а также в энергетическом машиностроении и производстве бурового оборудования - отраслях, обеспечивающих воспроизводственный процесс и технологическую безопасность в наиболее конкурентоспособных секторах отечественной экономики. Данные по структуре спроса на рабочие специальности демонстрируют доминацию металлообработки с помощью металлорежущих станков как традиционных машиностроительных технологий (табл. 2).

Таблица 2

Структура спроса на рабочие специальности по отраслям машиностроения, %

Литейные III к 1 S со н О « Метало- резание Сварка •и | В 8, >8 о Й ю О

Энергетическое машиностроение Производство химического оборудо- 16,7 3,3 63,3 0,0 16,7

вания 13,6 9,1 59,1 13,6 4,5

Производство бурового оборудования 12,0 0,0 68,0 12,0 8,0

Металлургическое машиностроение 16,1 3,2 48,4 22,6 9,7

Горно-добывающее оборудование 7,4 3,7 44,4 18,5 25,9

Станкостроение 3,2 4,8 79,4 3,2 9,5

из него:

кузнечно-прессовое оборудование 7,1 5,7 58,6 4,3 24,3

Доли сварки и сборки в качестве технологий металлосбережения высоки лишь в производстве горно-добывающего оборудования и в металлургическом машиностроении. Отсюда, пусть и с поправкой на некоторую специфику обработанной информации, можно сделать вывод о несущественном прогрессе в

структуре технологий машиностроения по сравнению с началом 1990-х годов6.

Модернизационное и инерционное развитие. Модерниза-ционный и инерционный варианты развития рассмотрены в рамках вариантов, разработанных в Институте народнохозяйственного прогнозирования РАН. Инерционный вариант развития машиностроения близок к аналогичному варианту МЭР РФ, насколько его можно было сконструировать из обобщенного прогноза промышленности, разработанного МЭР [5].

Основные количественные ориентиры прогнозных построений были основаны на следующих положениях.

В качестве первоочередных задач предусматривалось восстановление объема производственных мощностей, снижения издержек производства за счет существующих ресурсосберегающих технологий и достижение на этой основе ценовой конкурентоспособности продукции и производств машиностроения. Для этого необходим запуск механизма принуждения к инновациям и инвестициям. Это является категорическим императивом развития экономики, поскольку одной из главных причин незначительности продвижений в технологической модернизации является «бесперспективность сформировавшейся на начальных этапах перехода к рынку ресурсноэкспортной модели экономики» [6, с. 12]. Увеличению рентабельности производства в машиностроении при этом сможет способствовать оптимизация управленческих и коммерческих расходов. Соответствующий решению этой задачи временной промежуток можно охарактеризовать как этап инновационного обновления производственного аппарата.

Модернизация машиностроения возможна только на основе комплексного развития его науко- и инновационноемкого структурообразующего ядра и производств, являющихся потребителями металлообрабатывающего оборудования и средств автоматизации и контроля производства. Очевидно, что для развития машиностроительных производств необхо-

6 Дальнейшее изучение человеческого компонента машиностроительной технологии предполагается с использованием моделей, разработанных под руководством А.Г. Коровкина, в частности в [4, с. 333-335].

дим устойчивый спрос по взаимосвязанным элементам «конечный спрос - машиностроение - станкостроение». В то же время машиностроение должно получать качественные металлопродукты и конструкционные материалы. Возможность этого показана в работе [7].

В России существуют условия для роста производства машиностроительной продукции, обеспеченные конечным спросом. В первую очередь это относится к связке «ОПК - станкостроение и отрасли его комплектующие». В работе [8, с. 13] показано, что «с 2011 г. темпы роста гособоронзаказа стабильно опережают все остальные компоненты спроса на высокотехнологичную продукцию». В ней же обосновано, что наукоемкий высокотехнологичный сектор экономики (во многом по составу совпадающий с инновационноемким машиностроением) способен к развитию. Также способна к развитию связка «ТЭК и энергетика -тяжелое и энергетическое машиностроение - станкостроение».

Реализация этих условий зависит от уровня импортозамещения машиностроительной продукции, причем импортозамещение может быть обеспечено только при значительном росте конкурентоспособности продукции и производств станкостроения.

Следующей задачей для машиностроения должно стать развитие на базе новых технологий. Этому соответствует этап формирования и функционирования инновационного машиностроения. Доля прогрессивных технологий должна возрасти в технологической структуре машиностроения до 40-45% по сравнению с 15-17% в настоящее время.

С этой задачей тесно связана и другая задача - достижение конкурентоспособности (не только ценовой, но и технологической) на внутреннем и внешнем рынках. Это этап доминации отечественного инновационного машиностроения на внутреннем и участия в качестве полноправного игрока на мировом рынке машиностроительных товаров и услуг в рамках полного инжинирингового цикла.

Модернизационный вариант. Для реализации модернизаци-онного варианта должны быть задействованы первые стадии отечественного полного инновационного цикла: поисковые исследования, НИР и ОКР, т.е. в полном соответствии с при-

оритетами инновационного развития, действующими в сфере обрабатывающей промышленности ЕС и США.7

Модернизационный вариант развития машиностроения формируется, исходя из условия развития потребителей инвестиционного оборудования, обеспечивающего модернизационный спрос (рис. 1). В рамках этого варианта предусматривается согласованное развитие связок станкостроения и машиностроения с ОПК, ТЭК и энергетикой. В этом случае значение технологического мультипликатора, по нашей предварительной оценке, может достичь значения 2,0.

Рис. 1. Характеристика взаимосвязей технологий в модернизационном варианте

Прогноз российского рынка машиностроительной продукции приведен на рис. 2. Временные промежутки 2015-2020, 2021-2025 и 2026-2030 годов соответствуют трем этапам развития машиностроения, описанным выше.

7 Источник: Factories of the Future PPP. FoF 2020 Roadmap. Consultation document. Http//www.effra.eu/attachments/article/335/FoFRoadmar2020_ Consultation-Document_120706_1.pdf Report to the President on Capturing Domestic Competitive Advantage in Advanced Manufacturing. Executive Office of the President. President’s Council of Advisors on Science and Technology. July 2012. URL. Http//www.whitehouse.gov/sites/default/files/microsites/ostp/pcast_amp_steering_co mmitee_reportjinaljuly_17_2012.pdf

Рис. 2. Прогноз динамики российского рынка продукции машиностроения (модернизационный вариант):

-о- выпуск; -□- импорт; -л- экспорт

Риски модернизационного варианта связаны с уровнем задействования механизма принуждения к инновациям и с согласованностью связок ОПК со станкостроением и станкостроения с ТЭК и энергетикой. Однако в этих рисках нет чего-либо неожиданного, и они минимизируются при согласованной управленческой работе.

Инерционный вариант. Инерционный вариант развития машиностроения схож с идеологией неинновационного развития, примата сырьевой модели в функционировании экономики. В общем в нем технологического пространства и ресурсов недостаточно для проведения политики развития. Из-за износа основного капитала и дефицита квалифицированных трудовых ресурсов усугубляются трудности с конкурентоспособностью. Теряются не только внешние, но и внутренние рынки машиностроительной продукции. Так, даже на ведущих заводах наблюдается (несмотря на нынешние удовлетворительные показатели рентабельности производства) крайне высокий удельный вес устаревшего оборудования (86-95%), что лишает эти предприятия перспектив развития.

Этот вариант демонстрирует табл. 3. Из нее видно, что для обеспечения хотя бы инерционного развития темпы роста импорта машиностроительной продукции должны многократно вырасти. В этом случае, ни о какой технологической независимости говорить не приходится.

Таблица 3

Динамика экспорта и импорта продукции машиностроения (инерционный вариант), %

Показатель 2011 г. 2015 г. 2020 г. 2025 г. 2030 г.

Темп роста экспорта 100 79,0 79,0 86,3 95,1

Темп роста импорта Удельный вес им- 100 100,1 218,6 326,4 424,0

порта на внутреннем рынке 53,2 53,7 70,5 75,0 75,5

Сравнение вариантов прогноза. Варианты прогноза построены, исходя из условия одинаковой направленности векторов развития отраслей реального сектора экономики (рис. 3). Таким образом, модернизационный вариант прогноза развития формируется, исходя из условия развития потребителей инвестиционного оборудования также по этому варианту.

%

а)

450 и 400 -350 -300 -250 -200 -150 -100 -50 -0 -

%

450 400 -350 -300 -250 -200 -150 -100 -50 -0

2011 2015 2020 2025 2030 ‘

в)

Рис. 3. Прогноз динамики производства (а), экспорта (б) и импорта (в) продукции машиностроения:

-о- модернизированный вариант; -□- инерционный вариант

Основным фактором роста импорта в начальном периоде будет недостаток прогрессивных производственных мощностей на российских предприятиях и, как следствие, низкая технологическая и ценовая конкурентоспособность. В долгосрочном периоде модернизационный вектор развития будет

2011 2015 2020 2025 2030 Год

б)

способствовать формированию структуры рынка, в которой импортная составляющая существенно снизится (рис. 6). Такая структура рынка отвечает нормам технологической безопасности, обеспечивает воспроизводство технико-технологического потенциала экономики и способствует формированию условий для развития научно-производственного потенциала.

%

80

70

60

50

40

30

20

10

0

2011 2015 2020 2025

О

2030

Год

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 6. Удельный вес импорта продукции машиностроения на внутреннем рынке:

-о- модернизированный вариант; -□- инерционный вариант

При минимальных темпах обновления производственного аппарата в отраслях-потребителях доля импорта в средне- и долгосрочном периодах будет составлять 55-60%. При развитии отраслей-потребителей более высокими темпами импортное оборудование будет доминировать на российском рынке, и его доля едва ли будет составлять меньше 75-80%. Таким образом, инерционный вектор ведет к снижению востребованности российского инвестиционного оборудования, что неизбежно вызовет снижение объемов производства, соответствующее снижение инвестиционной активности и приведет к деградации отраслей машиностроения.

Факторы развития. Главное здесь - это разная степень участия полного инновационного цикла в РФ в функционировании машиностроения (рис. 7). В прогнозируемом периоде при разных векторах развития следует ожидать различного воздействия аналогичных факторов на функционирование отрасли (табл. 4).

Рис. 7. Степень задействования полного инновационного цикла

Таблица 4

Основные факторы, влияющие на развитие машиностроения

Факторы Вариант

модернизационный инерционный

Позитивные

мультипликативный спрос на инвести- + +

ционное оборудование

высокий уровень конкурентоспособности + -

потенциал импортозамещения + -

Негативные

снижение конкурентоспособности - +

рост спроса на импортное оборудование - +

Источник: [9, с. 427]

Рост производства по обоим вариантам прогноза будет поддерживаться высоким спросом на инвестиционное оборудование, инициированным процессом масштабного обновления основных фондов в реальном секторе экономики.

Влияние фактора конкурентоспособности, способствующего расширению сегмента российского инвестиционного оборудования на внутреннем рынке, будет ощутимо только при модернизационном варианте.

При инерционном варианте развития темпы обновления производственного аппарата не смогут обеспечить спрос внутреннего рынка инвестиционного оборудования ни по объему, ни по уровню конкурентоспособности. Поэтому, даже при инерционном росте спроса реального сектора на производственное оборудование, на протяжении всего прогнозируемого периода будет продолжаться монотонный рост доли импортной продукции на российском внутреннем рынке. Если прогнозируемые объемные показатели выпуска продукции и могли бы обеспечить примерно половину спроса внутреннего рынка, то по другим направлениям работы на рынке инвестиционного оборудования, например, по предоставлению льготных условий оплаты, конкурентоспособными окажутся лишь ведущие предприятия отрасли. При инерционном варианте можно ожидать снижения числа предприятий и существенного увеличения импортного оборудования на российском внутреннем рынке. Масштаб роста удельного веса импорта на российском рынке инвестиционного оборудования по инерционному варианту, главным образом, будет зависеть от вектора развития отраслей-потребителей.

Инновационно-технологическое обновление производственного аппарата отраслей реального сектора экономики и осуществление курса на модернизацию экономики создают предпосылки для интенсивного роста объемов производства в отраслях машиностроения. При должном уровне инвестирования этих отраслей будет иметь место мультипликативный эффект в смежных отраслях промышленности, прежде всего в металлургии. Емкость внутреннего рынка не ограничивает возможности роста ни в одной из отраслей машиностроения, так как в настоящее время потребность российских предприятий в инвестиционной технике в значительной степени обеспечивается импортным оборудованием. По некоторым видам оборудования доля импорта составляет до 70%. Поэтому российские производители имеют возможность значительно увеличить объемы производства за счет

импортозамещения. В самом деле, отечественная конкурентоспособная продукция должна иметь, по крайней мере, равные шансы по сравнению с зарубежными аналогами.

Лишь непрерывность процесса модернизации основного капитала отраслей-потребителей при постоянном потоке техники в них из машиностроения придаст устойчивость процессу модернизации экономики РФ в целом. При восстановлении значимости инновационного и инвестиционного факторов воспроизводства, укрупнении отечественных игроков, повышении значимости квалифицированных кадров нижнего и среднего звена можно реально ожидать укрепления и повышения устойчивости в развитии конкурентоспособности отраслей машиностроения.

Литература и информационные источники

1. Холмецкий К. Влияние межотраслевой диффузии технологий на экономический рост Республики Беларусь // Журнал международного права и международных отношений, 2006, №1.

2. Борисов В.Н., Почукаева О.В. Состояние и перспективы инновационного развития машиностроения в 2010-2040 годы // В кн.: Перспективы развития экономики России: прогноз до 2030 года. Колл. Монография /Под ред. акад. В.В. Ивантера и д.э.н. М.Ю. Ксенофонтова. М.: Анкил, 2013.

3. Балагурова Е.А., Борисов В.Н., Почукаев К.Г. Инновационное развитие отечественных машиностроительных производств // Научные труды: ИНП РАН. М.: МАКС Пресс, 2013.

4. Коровкин А.Г., Долгова И.Н., Единак Е.А., Королев И.Б. Согласование спроса на рабочую силу и ее предложения на региональных рынках труда: опыт анализа и моделирования //Научные труды: ИНП РАН. М.: МАКС Пресс, 2012.

5. Министерство экономического развития РФ. Прогнозы социальноэкономического развития Российской Федерации и отдельных секторов экономики [Электронный ресурс].

6. Комков Н.И. Комплексное прогнозирование научно-технологического развития: опыт и уроки //Проблемы прогнозирования, 2014, №2.

7. Буданов И.А. Перспективы повышения сбалансированности производства и использования материалов в России // Научные труды: ИНП РАН. М.: МАКС Пресс, 2013.

8. Фролов И.Э., Ганичев Н.А. Научно-технологический потенциал России на современном этапе: проблемы реализации и перспективы развития //Проблемы прогнозирования , 2014, № 1.

9. Почукаева О.В. Инновационно-технологическое развитие машиностроения / Отв. ред. Борисов В.Н. М.: МАКС Пресс. 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.