Научная статья на тему 'Учет индивидуальных особенностей интеллектуальных качеств ученика в современном профессиональном обучении вокалу'

Учет индивидуальных особенностей интеллектуальных качеств ученика в современном профессиональном обучении вокалу Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
212
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ / LIBERAL EDUCATION / ВОКАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО / VOCAL ART / ИНТЕЛЛЕКТ / INTELLECT / РЕФЛЕКСИЯ / REFLECTION / ЛИЧНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Марина Викторовна

Утверждается необходимость учитывать при обучении вокальному искусству, помимо вокальных данных, степени развития специальных способностей, еще и личностные качества ученика. Одно из ведущих направлений в подобной работе необходимо уделять интеллектуальному воспитанию будущего певца

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author asserts that while teaching vocal art, individual qualities of a student should be taken into account, besides training his specific abilities. One of the main aspects in this work is intellectual upbringing of a future singer.

Текст научной работы на тему «Учет индивидуальных особенностей интеллектуальных качеств ученика в современном профессиональном обучении вокалу»

_Образование в сфере культуры_

Исследования молодых ученых

М. В. Попова

УЧЕТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ УЧЕНИКА В СОВРЕМЕННОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ ВОКАЛУ

Утверждается необходимость учитывать при обучении вокальному искусству, помимо вокальных данных, степени развития специальных способностей, еще и личностные качества ученика. Одно из ведущих направлений в подобной работе необходимо уделять интеллектуальному воспитанию будущего певца. Ключевые слова: образование в сфере культуры, вокальное мастерство, интеллект, рефлексия, личность, профессиональное образование.

The author asserts that while teaching vocal art, individual qualities of a student should be taken into account, besides training his specific abilities. One of the main aspects in this work is intellectual upbringing of a future singer. Keywords: liberal education, vocal art, intellect, reflection, professional education.

Говоря о современном профессиональном вокальном образовании, прежде всего, следует подчеркнуть, что профессия певца является одной из самых сложных, несмотря на свободный доступ к информации о способах голосообразования, вокальных школах, технике обучения. Требуется значительное количество времени и усилий для того, чтобы овладеть профессиональными навыками. При этом необходимый уровень мастерства певцу важно поддерживать в течение активной сценической или педагогической деятельности (6, 7).

Традиционно в системе профессионального обучения вокальному мастерству преподаватели сольного пения, на протяжении всего периода обучения ориентируются, главным образом, на вокальные возможности ученика. Педагог чаще всего объясняет действия ученика, ведущие к нежелательному искажению звука, неточности интонации, артикуляции, с физиологической точки зрения. Подобная позиция совершенно справедлива, поскольку обеспечивает достаточно высокий уровень обучения в рамках традиций современного профессионального вокального образования (К. И. Плужников (2004), Н. Б. Гонтаренко (2007)). Вместе с тем следует обратить внимание и на то, что далеко не все тонкости профессионального мастерства вокалиста зависят от его физиологической готовности к исполнительским трудностям. Явления подобного рода могут быть связаны с особенностями комплекса психологических качеств, что отмечается как отечественными (В. И. Юшманов (2004), Б. М. Теплов (2003)), так и зарубежными (R. M. Mori (2002), A. Juvarra (2007)) специалистами.

Кроме того, многими современными музыкантами, педагогами, психологами разделяется точка зрения, согласно которой музыкальная деятельность представляет собой довольно сложный многоплановый феномен, сочетающий в себе многообразие психологических процессов различных уровней. Это положение, в свою очередь, объясняет необходимость изучения возможностей взаимодействия различ-

ных способностей, личностных характеристик в условиях реальной музыкальной деятельности (3, 11, 13,).

Одним из важнейших качеств личности признается интеллект, который вместе с восприятием, памятью, представлением отражает умственные особенности человека, являясь одним из компонентов общих познавательных способностей. В певческой деятельности, как и в любой другой творческой области, требуется достаточно высокий уровень развития интеллекта, связанный в том числе со сформированной способностью к критическому мышлению и рефлексии. Рефлексия в данном контексте понимается как особый деятельный элемент мышления, при помощи которого происходит процесс наблюдения, посредством которого ум осуществляет свою деятельность и которым определяются способы ее проявления (5, 10, 13).

Интеллектуальное воспитание учащихся было предметом заботы педагогов в разные исторические периоды. В частности, в школе В. А. Сухомлинского, описавшего данный опыт в книге «Об умственном воспитании» (12), учителя начинали работать с детьми за год до поступления в школу, заранее выявляя их интеллектуальные возможности. В рамках подобных занятий проводились специальные «уроки мышления», позволяющие создавать благоприятные условия для развития интеллектуальных возможностей каждого ученика. На целесообразность создания специальных условий для активизации интеллектуальной деятельности учащихся обращает внимание М. А. Холодная, подчеркивая, что интеллектуальная одаренность является результатом длительного, подчиняющегося определенным закономерностям процесса (14).

В системе современного профессионального образования специалисты вузов культуры и искусств также обращают внимание на необходимость учета интеллектуальных качеств учащихся. В частности, предлагаются методы развития рефлексии, которые включают в себя, помимо всего прочего, необходимость осознания студентом цели обучения, эффективных путей реализации этих целей, умение анализировать сильные и слабые стороны своей учебной и профессиональной деятельности (8, 9). Подобные вопросы рассматриваются и в вокальной методической литературе, поскольку техническое мастерство исполнителя во многом зависит от умения и желания анализировать различные аспекты своей учебной и исполнительской деятельности (7). Отечественный психолог Л. В. Благонадежина, анализируя материалы, полученные в ответах оперных исполнителей на специальные опросные листы о профессионально значимых качествах вокалиста, отмечала среди проблем, возникающих в результате опроса и требующих исследования, проблему соотношения интеллектуальных и эмоционально-волевых моментов (1). Более того, согласно комплексному исследованию, проведенному на студентах вокального отделения Московской консерватории выявилось, что некоторые компоненты музыкальности — такие, как слух, память, логика, находятся в прямой зависимости от уровня развития интеллектуальных функций учащихся (4).

Исходя из вышесказанного, при изучении и разработке темы о необходимости учета психологических качеств личности ученика в профессиональном обучении вокальному мастерству в 2006—2008 годах нами был проведен психолого-педагогический эксперимент. Цель исследования — экспериментально проверить теоретическое предположение о целесообразности учета психологических характеристик личности ученика в практике обучения вокалистов. Мы ставили перед собой следующие задачи: выявить психолого-педагогические приемы, позволяющие учитывать личностные, в частности интеллектуальные, качества ученика в процессе индивидуальных занятий, проследить насколько данный способ обучения влияет на динамику развития специальных умений и навыков, уровень успеваемости учащихся. В педагогическом эксперименте приняли участие две группы учащихся музыкальных учи-

лищ и музыкальных вузов Москвы и Пензы по 25 человек в каждой, с примерно одинаковым уровнем развития специальных способностей.

На констатирующем этапе данного эксперимента в контрольной и экспериментальной группах проводилась диагностика специальных способностей и психологических качеств личности учащихся. С помощью психологических тестов определялся уровень развития интеллектуальных, волевых, эмоциональных качеств личности ученика. В рамках нашего психолого-педагогического эксперимента интеллектуальные качества личности тестировались с помощью модифицированного теста Армстронга Этот тест основан на теории множественного интеллекта американского психолога Говарда Гарднера (2).

Результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что учащиеся в контрольной и экспериментальной группах в среднем не имели различий в развитии интеллектуальных качеств. При диагностике специальных умений и навыков мы ориентировались на академическую успеваемость учащихся по предмету «сольное пение». Оценка «отлично» соответствовала высокому уровню развития вокальных умений и навыков, «хорошо» — среднему уровню, «удовлетворительно» — слабому уровню овладения вокальными умениями и навыками. Различий по показателю академической успеваемости между группами не было. Таким образом, на констатирующем этапе эксперимента контрольная и экспериментальная группы были равноценны по всем параметрам (см. таблицу 1).

Для сравнения показателей экспериментальной и контрольной группы был использован ^критерий Стьюдента для независимых выборок, поскольку данный критерий позволяет оценить различия средних результатов в двух выборках.

Таблица 1

Статистический анализ различий по ^критерию Стьюдента между показателями уровней развития разных видов интеллекта по тесту Гарднера экспериментальной и контрольной групп. Констатирующий эксперимент

Тест структура интеллекта Армстронга

Академическая успеваемость Логико-математический Музыкальный Внутрилич-ностный

Средние показатели для экспериментальной группы (п=25) 7,37 36,56 42,23 38,12

Средние показатели для контрольной группы (п=25) 6,54 33,51 38,89 35,34

Разность средних 0,83 3,05 3,34 2,88

t - критерий Стьюдента для независимых выборок 1,786 1,891 1,953 1,876

Статистическая значимость (р<) 0,10 0,10 0,10 0,10

Сравнение показателей экспериментальной и контрольной групп подтвердило отсутствие значимых различий между ними. На формирующем этапе нашего эксперимента работа с учащимися экспериментальной группы строилась с учетом данных об интеллектуальных особенностях учащихся. В процессе индивидуальных занятий, помимо работы над техникой голосообразования, решались задачи по развитию у

студентов способности к произвольной регуляции интеллектуальных процессов в рамках собственной музыкальной деятельности. Это выражалось в постановке перед учащимися экспериментальной группы следующих задач: определение целей и подцелей тех или иных учебных заданий, поиск решения учебных вопросов в условиях избыточной или противоречивой информации. Учащиеся должны были сравнивать различные планы решения одних и тех же вопросов, прогнозировать результаты собственных действий. Много времени на занятиях уделялось формированию умения видеть собственные ошибки, выяснять их причины, предупреждать их появление. Подробно психолого-педагогические приемы работы с учащимися рассматриваются в рамках разработанного нами спецкурса «Психолого-педагогические особенности профессионального обучения певца», где приемы развития интеллекта подробно изложены в теме «Значение интеллектуальных качеств личности в становлении певца-профессионала».

Повторное тестирование интеллектуальных качеств на заключительном этапе эксперимента показало, что академическая успеваемость и показатели интеллекта экспериментальной группы оказались в среднем статистически значительно выше показателей контрольной группы (см. таблицу 2).

Таблица 2

Статистический анализ различий по ^критерию Стьюдента между показателями уровней развития разных видов интеллекта по тесту Гарднера экспериментальной и контрольной групп. Формирующий эксперимент

Тест структура интеллекта Армстронга

Академическая успеваемость Логико-математический Музыкальный Внутрилич-ностный

Средние показатели для экспериментальной группы (п=25) 8,78 40,84 46,27 42,78

Средние показатели для контрольной группы (п=25) 6,81 35,68 40,16 37,94

Разность средних 1,97 5,16 6,14 4,84

Г - критерий Стьюдента для независимых выборок 2,341 2,574 2,842 2,693

Статистическая значимость (р<) 0,05 0,02 0,01 0,01

В данной статье мы предоставляем данные сравнений особенностей развития музыкального, интраличностного и логико-математического интеллектов, поскольку на заключительном этапе эксперимента мы получили наиболее явные различия этих видов интеллекта между группами. Хотелось бы обратить внимание на то, что музыкальный интеллект проявляется, прежде всего, в способности воспринимать и выражать музыкальные произведения. Интраличностный, или внутриличностный, интеллект обуславливает способность управлять своими чувствами и эмоциями. Степень развития логико-математического интеллекта проявляется в умении решать абстрактные проблемы, прогнозировать, понимать причинно-следственные связи. Очевидна значимость этих видов интеллекта в профессиональной деятельности любого музыканта, в том числе и вокалиста.

Таким образом, дифференцированный подход к интеллектуальной деятельности учащихся в рамках нашего эксперимента положительно повлиял на результаты успеваемости по специальности. Это свидетельствует о том, что при обучении вокальному искусству в системе современного профессионального образования целесообразно использовать комплекс психолого-педагогических приемов, учитывающих психологические особенности личности ученика, в частности интеллектуальные.

Примечания

1. Благонадежина Л. В. Материалы к вопросу о профессиограме вокалиста / Л. В. Бла-гонадежина; РАО, ф. 82, оп. 3, ед.хр. 52, 1935.

2. Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта / Г. Гарднер. -М., 2007.

3. Готсдинер А. Л. Музыкальная психология / А. Л. Готсдинер. - М., 1993.

4. Гусева Е. П. Психофизиологическое изучение музыкальных способностей / Е. П. Гусева // Способности. К 100-летию со дня рождения Б. М. Теплова. - Д., 1997.

5. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. - М., 1996.

6. Далецкий О. В. Обучение пению / О. В. Далецкий. - М., 2003.

7. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики / Л. Б. Дмитриев. - М., 2000.

8. Изюмова С. А. Влияние индивидуально-психологических особенностей на обучаемость студентов / С. А. Изюмова, Е. В. Чмыхова // Инновации в образовании. - 2001. -№ 2.

9. Калугина Н. А. Методы развития рефлексии у специалистов вузов культуры и искусств в системе профессионального образования / Н. А. Калугина // Психолого-педагогические проблемы модернизации профессиональной подготовки специалистов в вузах культуры и искусств. - М., 2008. - С. 94-107.

10. Локк Дж. Избранные философские произведения: в 2 т. / Дж. Локк. - М., 1960.

11. Пономарев Я. Музыкальная одаренность: исследование общих компонентов / Я. Пономарев, Т. Галкина, М. Кононенко // Когнитивное обучение. Современное состояние и перспективы. - М., 1997. - С. 95-113.

12. Сухомлинский В. А. Об умственном воспитании / В. А. Сухомлинский. - Киев, 1983.

13. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов. - М., 2003.

14. Холодная. М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования / М. А. Холодная. - СПб., 2002.

В. А. Дальская

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЕТОДА ВИЗУАЛЬНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИИ АППАРАТА ВОКАЛИСТА

Основная тема изучения - расширение коммуникативного поля вокальной педагогики средствами наглядного обучения. Тема рассмотрена автором сквозь призму психолого-педагогических особенностей метода визуального моделирования. Данный метод, разработанный автором статьи, в экспериментальной работе показал свою продуктивность и эффективность. Ключевые слова: образование в сфере культуры, метод, метод визуального моделирования, формирование вокального аппарата, вокальная педагогика.

The main subject of the study is the extension of the communicative field of the vocal pedagogy with the use of demonstrable education's measures. The theme is studied by the author through the prism of the psychological and pedagogical characteristics of the visual modeling method. This method, developed by the author, has demonstrated its productivity and efficiency at the experimental work. Keywords: liberal education, method, visual modeling method, formation of the vocal apparatus, vocal pedagogy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.