<
Музыкальное образование
Исследования молодых ученых
М. В. Попова
ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОКАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
В статье утверждается, что личностно-ориентированное обучение вокальному искусству, то есть применение педагогических приемов с учетом личностных качеств ученика, отвечает гуманистической направленности современного профессионального образования. Ключевые слова: музыкальное образование, вокальное искусство, профессиональное образование, индивидуально-личностный подход, гуманизм.
The author asserts that personal approach in vocal art training, that is application of pedagogical methods and instruments with regard to individual qualities of a student, makes part of the humanistic trend in modern professional education. Keywords: musical education, vocal art, professional education, personal approach, humanism.
В эпоху Возрождения, когда возник интерес к наследию Античности, актуализировались идеи гуманизма, сформировавшие антропоцентричное мировоззрение, что повлекло за собой значительные перемены в сфере музыкальной культуры. Так, профессиональная музыка, следуя главной идее эпохи возрождения, что человека есть высшая ценность, постепенно выходит за пределы роли религиозного атрибута, становясь все более светской. В XIV-XVI веках в Европе создаются и развиваются, занимая главенствующие позиции попеременно, несколько влиятельных школ: итальянская, нидерландская, французская. В области вокального искусства происходит постепенный переход от многоголосия к сольному пению, таким образом создаются новые возможности индивидуализации исполнения, большей эмоциональности, что привело к разработке методики обучения исполнительскому и, в частности, вокальному мастерству. Дальнейшее развитие приемов и методов обучения профессиональному вокалу потребовало внимания к методам определения сущности дарования и голосовых возможностей ученика.
Гуманистические идеи — интерес к человеку и его деятельности, развитие культуры и искусства - не минули сферу специального профессионального образования. В частности, получила широкое осмысление проблема личностно-ориенти-рованного обучения. В рамках решения данной задачи основополагающей является идея развития продуктивной интеллектуальной деятельности личности. Следуя антропоцентрическим тенденциям, при обучении в рамках высшей школы необходимо учитывать индивидуально-личностные особенности студента, отказываясь по мере возможности от жесткой унификации учебного процесса. Для решения обозначенных задач педагогике в XX веке было необходимо обратиться к опыту смежных гуманитарных наук. Так возникла потребность в материалах практических наработок психологии.
Видный ученый гуманистического направления А. Комбс подчеркивал, что следует уделять особое внимание развитию творческого потенциала, формированию здоровой «Я-концепции» учащихся, способности к саморегуляции. Именно эти составляющие, по мнению ученого, определяют успехи и неудачи в учебе, работе, а шире - социальной ориентации будущего профессионала.
В пределах гуманистических тенденций развивается индивидуально-личностный подход в методике обучения, предполагающий для самого обучающегося - его мотивов, целей, неповторимого психологического склада личности - центральное положение. В условиях индивидуально-личностного обучения преподаватель определяет учебную цель занятий, исходя из интересов обучающегося, уровня его знаний и умений. Урок, таким образом, проводится не только ради того, чтобы пройти необходимую программу, а чтобы на материале программных вопросов сформировать определенные интеллектуальные, моральные, волевые и другие качества личности.
Сферой научного интереса автора данной статьи является область применения этого подхода в практике профессионального обучения вокальному мастерству. Собственный исполнительский и педагогический опыт поставил перед нами ряд вопросов, решение которых, очевидно, выходило за рамки узкоспециализированных знаний и требовало уделить внимание методологическим аспектам обучения вокальному искусству.
Наиболее полно преимущества данного подхода в интересующей автора области показал Л. Б. Дмитриев в книге «Основы вокальной методики», увидевшей свет в 60-х годах прошлого века: «при хороших музыкальных способностях, при воле, целеустремленности, "одержимости" ученик с посредственным голосом часто достигает большего успеха, чем певец с отличными вокальными данными, но с недостатками в психическом комплексе» (2, с. 105).
Последователи данной концепции стремятся обращать особое внимание на развитие индивидуальных особенностей личности, а следовательно, им приходится применять в своей деятельности различные наработки психологии. Так, на начальной стадии, приступая к разработке программы курса, при тестировании специальных способностей большим подспорьем является психологическое тестирование ученика. Подобный комплексный метод применяет, в частности, В. П. Морозов. Певец и педагог, профессор, кандидат искусствоведения О. В. Далецкий в работе «Обучение пению» подчеркивает, «...что без обучения не станешь хорошим певцом, но и обучение - риск, если учащийся "подгоняется" под воображаемый эталон, который расходится с индивидуальностью певца» (1, с. 167-168). По мнению доктора искусствоведения, профессора Санкт-Петербургской консерватории В. И. Юшма-нова, постановка голоса не может быть полностью объяснена методами акустических и физиологических исследований.
Исходя из вышеизложенного, задача исследования, проведенного автором данной статьи, может быть сформулирована в форме вопроса: «Какими педагогическими приемами, учитывая такие качества личности ученика, как интеллект, воля и эмоциональность, можно добиться значительного улучшения результатов обучения?»
В проведенном исследовании на начальном этапе разработки вопроса об учете личностных качеств ученика при обучении вокальному мастерству было выдвинуто предположение, что практическое использование комплекса педагогических приемов с учетом особенностей личности ученика может привести к значительным улучшениям результатов обучения будущих профессиональных исполнителей. В ходе изучения и разработки обозначенной ранее темы в 2006-2008 годах мы провели
педагогический эксперимент, целью которого было проверить теоретическое предположение о целесообразности учета психологических характеристик личности ученика в практике обучения вокалистов. Данный эксперимент проводился в несколько этапов. В нем приняли участие 50 человек с примерно одинаковым уровнем развития специальных способностей — учащиеся музыкальных училищ и музыкальных вузов Москвы и Пензы.
Первый этап включал в себя традиционное тестирование специальных профессиональных навыков и умений учеников перед началом курса обучения, а также психологическое анкетирование, позволившее определить особенности личностных качеств индивида: воли, эмоциональности, интеллекта. Выбор этого метода контроля был обусловлен тем, что он в данном случае обеспечивал получение наиболее объективной информации, необходимой для нашего исследования.
На втором этапе эксперимента студенты были произвольно разделены на контрольную и экспериментальную группы, по 25 человек в каждой. В течение года представители контрольной группы обучались с применением традиционных приемов преподавания: большая часть времени уделялась техническому совершенствованию голоса, выучиванию произведений к зачетам и экзаменам. Работа с учащимися в экспериментальной группе строилась с учетом индивидуальных личностных особенностей, выявленных с помощью анкетирования. В частности, применялись специальные педагогические приемы, направленные на развитие эмоциональности, а также на совершенствование способности самоуправления и интеллектуальных качеств.
На формирующем этапе экспериментального исследования осуществлялось внедрение в учебный процесс разработанных автором педагогических приемов, способствующих оптимизации формирования исполнительского мастерства учащихся-вокалистов. Для этого был создан спецкурс «Психолого-педагогические особенности становления профессионального певца», который был предложен преподавателям, принимавшим участие в педагогическом эксперименте. Структуру спецкурса составили лекционные, семинарские и практические занятия, направленные на формирование волевого, эмоционального, интеллектуального компонентов личности музыканта. Программа спецкурса рассчитана на 36 часов аудиторного времени, включает следующие темы: «Профессия певца. Сущность и структура»; «Профессиональные требования к личностным качествам певца»; «Необходимость учета личностных качеств ученика в процессе обучения вокальному искусству»; «Влияние эмоциональных качеств личности на процесс обучения вокальному искусству»; «Значение интеллектуальных качеств личности в становлении певца-профессионала»; «Значение волевых качеств личности в обучении вокальному искусству»; «Индивидуально-творческий характер деятельности вокалиста. Ф. Шаляпин»; «Комплексный учет специальных способностей и личностных качеств — необходимое условие профессионального обучения вокальному искусству».
Результаты диагностики уровня развития специальных способностей в контрольной и экспериментальной группах на завершающем этапе показали положительную динамику формирования вокальных исполнительских навыков, развитие профессионально значимых качеств в экспериментальной группе. Большинство учащихся экспериментальной группы имели преимущество перед контрольной группой по степени развития технических характеристик голоса, освоили большее количество произведений, при исполнении проявили сформировавшийся индивидуальный стиль исполнения. В экспериментальной группе отмечалась более высокая стабильность публичных выступлений.
Количество высокоуспевающих учащихся в экспериментальной группе на кон-
статирующем этапе эксперимента составляло 28% от всей группы, в конце эксперимента уровень сформированности вокальных навыков, характерных для высокоуспевающих учащихся, смогли показать уже 40% учащихся экспериментальной группы. Также положительные показатели были по динамике развития слабоуспевающих учащихся, процент которых снизился от 20% на констатирующем этапе эксперимента до 8% на завершающем этапе.
Процентное соотношение в контрольной группе было следующим: 32% высокоуспевающих учащихся на констатирующем этапе эксперимента, на завершающем этапе - 24%. Слабоуспевающие учащиеся составляли 16% на констатирующем этапе, на завершающем этапе эксперимента также - 16%. Численность среднеуспеваю-щих учащихся составила 52% на констатирующем этапе и 60% на завершающем этапе эксперимента.
Следовательно, экспериментальное исследование подтвердило практическую эффективность методики формирования вокальных навыков, развития профессионально значимых качеств личности, построенной на комплексном учете уровня развития специальных способностей и личностных качеств ученика.
На основании полученных результатов педагогического эксперимента может быть сделан следующий вывод: при обучении вокальному искусству необходимо использовать комплекс педагогических приемов, направленных на совершенствование специальных умений и навыков и учитывающих психологические особенности личности ученика, так как именно комплексное воздействие на личность молодого певца обеспечивает наиболее полное раскрытие индивидуальности будущего музыканта и эффективность профессионального обучения. Заметим, что данный вывод согласуется с основными гуманистическими принципами современного профессионального образования.
Примечания
1. Далецкий О. В. Обучение пению / О. В. Далецкий. - М., 2003.
2. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики / Л. Б. Дмитриев. - М., 2000.
3. Изюмова С. А. Индивидуальная память в процессе обучения / С. А. Изюмова // Труды СГУ. Серия «Психология и социология образования». № 4. - М., 1997.
4. Морозов В. П. Искусство резонансного пения / В. П. Морозов. - М., 2002.
5. Новейший философский словарь. - 3-е изд., испр. - Мн.: Книжный Дом, 2003.
6. Юшманов В. И. Вокальная техника и ее парадоксы / В. И. Юшманов. - СПб., 2001.