Научная статья на тему 'Гуманистические тенденции современного профессионального вокального обучения'

Гуманистические тенденции современного профессионального вокального обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MUSICAL EDUCATION / ВОКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / VOCAL ART / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL EDUCATION / ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД / PERSONAL APPROACH / ГУМАНИЗМ / HUMANISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова М. В.

В статье утверждается, что личностно-ориентированное обучение вокальному искусству, то есть применение педагогических приемов с учетом личностных качеств ученика, отвечает гуманистической направленности современного профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author asserts that personal approach in vocal art training, that is application of pedagogical methods and instruments with regard to individual qualities of a student, makes part of the humanistic trend in modern professional education.

Текст научной работы на тему «Гуманистические тенденции современного профессионального вокального обучения»

<

Музыкальное образование

Исследования молодых ученых

М. В. Попова

ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОКАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

В статье утверждается, что личностно-ориентированное обучение вокальному искусству, то есть применение педагогических приемов с учетом личностных качеств ученика, отвечает гуманистической направленности современного профессионального образования. Ключевые слова: музыкальное образование, вокальное искусство, профессиональное образование, индивидуально-личностный подход, гуманизм.

The author asserts that personal approach in vocal art training, that is application of pedagogical methods and instruments with regard to individual qualities of a student, makes part of the humanistic trend in modern professional education. Keywords: musical education, vocal art, professional education, personal approach, humanism.

В эпоху Возрождения, когда возник интерес к наследию Античности, актуализировались идеи гуманизма, сформировавшие антропоцентричное мировоззрение, что повлекло за собой значительные перемены в сфере музыкальной культуры. Так, профессиональная музыка, следуя главной идее эпохи возрождения, что человека есть высшая ценность, постепенно выходит за пределы роли религиозного атрибута, становясь все более светской. В XIV-XVI веках в Европе создаются и развиваются, занимая главенствующие позиции попеременно, несколько влиятельных школ: итальянская, нидерландская, французская. В области вокального искусства происходит постепенный переход от многоголосия к сольному пению, таким образом создаются новые возможности индивидуализации исполнения, большей эмоциональности, что привело к разработке методики обучения исполнительскому и, в частности, вокальному мастерству. Дальнейшее развитие приемов и методов обучения профессиональному вокалу потребовало внимания к методам определения сущности дарования и голосовых возможностей ученика.

Гуманистические идеи — интерес к человеку и его деятельности, развитие культуры и искусства - не минули сферу специального профессионального образования. В частности, получила широкое осмысление проблема личностно-ориенти-рованного обучения. В рамках решения данной задачи основополагающей является идея развития продуктивной интеллектуальной деятельности личности. Следуя антропоцентрическим тенденциям, при обучении в рамках высшей школы необходимо учитывать индивидуально-личностные особенности студента, отказываясь по мере возможности от жесткой унификации учебного процесса. Для решения обозначенных задач педагогике в XX веке было необходимо обратиться к опыту смежных гуманитарных наук. Так возникла потребность в материалах практических наработок психологии.

Видный ученый гуманистического направления А. Комбс подчеркивал, что следует уделять особое внимание развитию творческого потенциала, формированию здоровой «Я-концепции» учащихся, способности к саморегуляции. Именно эти составляющие, по мнению ученого, определяют успехи и неудачи в учебе, работе, а шире - социальной ориентации будущего профессионала.

В пределах гуманистических тенденций развивается индивидуально-личностный подход в методике обучения, предполагающий для самого обучающегося - его мотивов, целей, неповторимого психологического склада личности - центральное положение. В условиях индивидуально-личностного обучения преподаватель определяет учебную цель занятий, исходя из интересов обучающегося, уровня его знаний и умений. Урок, таким образом, проводится не только ради того, чтобы пройти необходимую программу, а чтобы на материале программных вопросов сформировать определенные интеллектуальные, моральные, волевые и другие качества личности.

Сферой научного интереса автора данной статьи является область применения этого подхода в практике профессионального обучения вокальному мастерству. Собственный исполнительский и педагогический опыт поставил перед нами ряд вопросов, решение которых, очевидно, выходило за рамки узкоспециализированных знаний и требовало уделить внимание методологическим аспектам обучения вокальному искусству.

Наиболее полно преимущества данного подхода в интересующей автора области показал Л. Б. Дмитриев в книге «Основы вокальной методики», увидевшей свет в 60-х годах прошлого века: «при хороших музыкальных способностях, при воле, целеустремленности, "одержимости" ученик с посредственным голосом часто достигает большего успеха, чем певец с отличными вокальными данными, но с недостатками в психическом комплексе» (2, с. 105).

Последователи данной концепции стремятся обращать особое внимание на развитие индивидуальных особенностей личности, а следовательно, им приходится применять в своей деятельности различные наработки психологии. Так, на начальной стадии, приступая к разработке программы курса, при тестировании специальных способностей большим подспорьем является психологическое тестирование ученика. Подобный комплексный метод применяет, в частности, В. П. Морозов. Певец и педагог, профессор, кандидат искусствоведения О. В. Далецкий в работе «Обучение пению» подчеркивает, «...что без обучения не станешь хорошим певцом, но и обучение - риск, если учащийся "подгоняется" под воображаемый эталон, который расходится с индивидуальностью певца» (1, с. 167-168). По мнению доктора искусствоведения, профессора Санкт-Петербургской консерватории В. И. Юшма-нова, постановка голоса не может быть полностью объяснена методами акустических и физиологических исследований.

Исходя из вышеизложенного, задача исследования, проведенного автором данной статьи, может быть сформулирована в форме вопроса: «Какими педагогическими приемами, учитывая такие качества личности ученика, как интеллект, воля и эмоциональность, можно добиться значительного улучшения результатов обучения?»

В проведенном исследовании на начальном этапе разработки вопроса об учете личностных качеств ученика при обучении вокальному мастерству было выдвинуто предположение, что практическое использование комплекса педагогических приемов с учетом особенностей личности ученика может привести к значительным улучшениям результатов обучения будущих профессиональных исполнителей. В ходе изучения и разработки обозначенной ранее темы в 2006-2008 годах мы провели

педагогический эксперимент, целью которого было проверить теоретическое предположение о целесообразности учета психологических характеристик личности ученика в практике обучения вокалистов. Данный эксперимент проводился в несколько этапов. В нем приняли участие 50 человек с примерно одинаковым уровнем развития специальных способностей — учащиеся музыкальных училищ и музыкальных вузов Москвы и Пензы.

Первый этап включал в себя традиционное тестирование специальных профессиональных навыков и умений учеников перед началом курса обучения, а также психологическое анкетирование, позволившее определить особенности личностных качеств индивида: воли, эмоциональности, интеллекта. Выбор этого метода контроля был обусловлен тем, что он в данном случае обеспечивал получение наиболее объективной информации, необходимой для нашего исследования.

На втором этапе эксперимента студенты были произвольно разделены на контрольную и экспериментальную группы, по 25 человек в каждой. В течение года представители контрольной группы обучались с применением традиционных приемов преподавания: большая часть времени уделялась техническому совершенствованию голоса, выучиванию произведений к зачетам и экзаменам. Работа с учащимися в экспериментальной группе строилась с учетом индивидуальных личностных особенностей, выявленных с помощью анкетирования. В частности, применялись специальные педагогические приемы, направленные на развитие эмоциональности, а также на совершенствование способности самоуправления и интеллектуальных качеств.

На формирующем этапе экспериментального исследования осуществлялось внедрение в учебный процесс разработанных автором педагогических приемов, способствующих оптимизации формирования исполнительского мастерства учащихся-вокалистов. Для этого был создан спецкурс «Психолого-педагогические особенности становления профессионального певца», который был предложен преподавателям, принимавшим участие в педагогическом эксперименте. Структуру спецкурса составили лекционные, семинарские и практические занятия, направленные на формирование волевого, эмоционального, интеллектуального компонентов личности музыканта. Программа спецкурса рассчитана на 36 часов аудиторного времени, включает следующие темы: «Профессия певца. Сущность и структура»; «Профессиональные требования к личностным качествам певца»; «Необходимость учета личностных качеств ученика в процессе обучения вокальному искусству»; «Влияние эмоциональных качеств личности на процесс обучения вокальному искусству»; «Значение интеллектуальных качеств личности в становлении певца-профессионала»; «Значение волевых качеств личности в обучении вокальному искусству»; «Индивидуально-творческий характер деятельности вокалиста. Ф. Шаляпин»; «Комплексный учет специальных способностей и личностных качеств — необходимое условие профессионального обучения вокальному искусству».

Результаты диагностики уровня развития специальных способностей в контрольной и экспериментальной группах на завершающем этапе показали положительную динамику формирования вокальных исполнительских навыков, развитие профессионально значимых качеств в экспериментальной группе. Большинство учащихся экспериментальной группы имели преимущество перед контрольной группой по степени развития технических характеристик голоса, освоили большее количество произведений, при исполнении проявили сформировавшийся индивидуальный стиль исполнения. В экспериментальной группе отмечалась более высокая стабильность публичных выступлений.

Количество высокоуспевающих учащихся в экспериментальной группе на кон-

статирующем этапе эксперимента составляло 28% от всей группы, в конце эксперимента уровень сформированности вокальных навыков, характерных для высокоуспевающих учащихся, смогли показать уже 40% учащихся экспериментальной группы. Также положительные показатели были по динамике развития слабоуспевающих учащихся, процент которых снизился от 20% на констатирующем этапе эксперимента до 8% на завершающем этапе.

Процентное соотношение в контрольной группе было следующим: 32% высокоуспевающих учащихся на констатирующем этапе эксперимента, на завершающем этапе - 24%. Слабоуспевающие учащиеся составляли 16% на констатирующем этапе, на завершающем этапе эксперимента также - 16%. Численность среднеуспеваю-щих учащихся составила 52% на констатирующем этапе и 60% на завершающем этапе эксперимента.

Следовательно, экспериментальное исследование подтвердило практическую эффективность методики формирования вокальных навыков, развития профессионально значимых качеств личности, построенной на комплексном учете уровня развития специальных способностей и личностных качеств ученика.

На основании полученных результатов педагогического эксперимента может быть сделан следующий вывод: при обучении вокальному искусству необходимо использовать комплекс педагогических приемов, направленных на совершенствование специальных умений и навыков и учитывающих психологические особенности личности ученика, так как именно комплексное воздействие на личность молодого певца обеспечивает наиболее полное раскрытие индивидуальности будущего музыканта и эффективность профессионального обучения. Заметим, что данный вывод согласуется с основными гуманистическими принципами современного профессионального образования.

Примечания

1. Далецкий О. В. Обучение пению / О. В. Далецкий. - М., 2003.

2. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики / Л. Б. Дмитриев. - М., 2000.

3. Изюмова С. А. Индивидуальная память в процессе обучения / С. А. Изюмова // Труды СГУ. Серия «Психология и социология образования». № 4. - М., 1997.

4. Морозов В. П. Искусство резонансного пения / В. П. Морозов. - М., 2002.

5. Новейший философский словарь. - 3-е изд., испр. - Мн.: Книжный Дом, 2003.

6. Юшманов В. И. Вокальная техника и ее парадоксы / В. И. Юшманов. - СПб., 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.