Научная статья на тему 'Психолого-педагогические особенности метода визуального моделирования в процессе формировании аппарата вокалиста'

Психолого-педагогические особенности метода визуального моделирования в процессе формировании аппарата вокалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ / МЕТОД / МЕТОД ВИЗУАЛЬНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ ВОКАЛЬНОГО АППАРАТА / ВОКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / LIBERAL EDUCATION / METHOD / VISUAL MODELING METHOD / FORMATION OF THE VOCAL APPARATUS / VOCAL PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дальская Валентина Алексеевна

Основная тема изучения расширение коммуникативного поля вокальной педагогики средствами наглядного обучения. Тема рассмотрена автором сквозь призму психолого-педагогических особенностей метода визуального моделирования. Данный метод, разработанный автором статьи, в экспериментальной работе показал свою продуктивность и эффективность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main subject of the study is the extension of the communicative field of the vocal pedagogy with the use of demonstrable education's measures. The theme is studied by the author through the prism of the psychological and pedagogical characteristics of the visual modeling method. This method, developed by the author, has demonstrated its productivity and efficiency at the experimental work

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические особенности метода визуального моделирования в процессе формировании аппарата вокалиста»

Таким образом, дифференцированный подход к интеллектуальной деятельности учащихся в рамках нашего эксперимента положительно повлиял на результаты успеваемости по специальности. Это свидетельствует о том, что при обучении вокальному искусству в системе современного профессионального образования целесообразно использовать комплекс психолого-педагогических приемов, учитывающих психологические особенности личности ученика, в частности интеллектуальные.

Примечания

1. Благонадежина Л. В. Материалы к вопросу о профессиограме вокалиста / Л. В. Бла-гонадежина; РАО, ф. 82, оп. 3, ед.хр. 52, 1935.

2. Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта / Г. Гарднер. -М., 2007.

3. Готсдинер А. Л. Музыкальная психология / А. Л. Готсдинер. - М., 1993.

4. Гусева Е. П. Психофизиологическое изучение музыкальных способностей / Е. П. Гусева // Способности. К 100-летию со дня рождения Б. М. Теплова. - Д., 1997.

5. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. - М., 1996.

6. Далецкий О. В. Обучение пению / О. В. Далецкий. - М., 2003.

7. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики / Л. Б. Дмитриев. - М., 2000.

8. Изюмова С. А. Влияние индивидуально-психологических особенностей на обучаемость студентов / С. А. Изюмова, Е. В. Чмыхова // Инновации в образовании. - 2001. -№ 2.

9. Калугина Н. А. Методы развития рефлексии у специалистов вузов культуры и искусств в системе профессионального образования / Н. А. Калугина // Психолого-педагогические проблемы модернизации профессиональной подготовки специалистов в вузах культуры и искусств. - М., 2008. - С. 94-107.

10. Локк Дж. Избранные философские произведения: в 2 т. / Дж. Локк. - М., 1960.

11. Пономарев Я. Музыкальная одаренность: исследование общих компонентов / Я. Пономарев, Т. Галкина, М. Кононенко // Когнитивное обучение. Современное состояние и перспективы. - М., 1997. - С. 95-113.

12. Сухомлинский В. А. Об умственном воспитании / В. А. Сухомлинский. - Киев, 1983.

13. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов. - М., 2003.

14. Холодная. М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования / М. А. Холодная. - СПб., 2002.

В. А. Дальская

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЕТОДА ВИЗУАЛЬНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИИ АППАРАТА ВОКАЛИСТА

Основная тема изучения - расширение коммуникативного поля вокальной педагогики средствами наглядного обучения. Тема рассмотрена автором сквозь призму психолого-педагогических особенностей метода визуального моделирования. Данный метод, разработанный автором статьи, в экспериментальной работе показал свою продуктивность и эффективность. Ключевые слова: образование в сфере культуры, метод, метод визуального моделирования, формирование вокального аппарата, вокальная педагогика.

The main subject of the study is the extension of the communicative field of the vocal pedagogy with the use of demonstrable education's measures. The theme is studied by the author through the prism of the psychological and pedagogical characteristics of the visual modeling method. This method, developed by the author, has demonstrated its productivity and efficiency at the experimental work. Keywords: liberal education, method, visual modeling method, formation of the vocal apparatus, vocal pedagogy.

Известно, что «метод» (от греч. слова ) буквально означает путь, способ

продвижения к истине. Именно в этом своем значении данный термин прочно укоренился в педагогике, где он понимается одним из существеннейших условий получения знаний, иными словами, мыслится как определенным образом упорядоченная деятельность в образовательном процессе.

Среди наиболее значимых методов обучения вокалиста в педагогической практике привычно выделялись те, которые в основе своей учитывали источники получения информации, а именно: методы вербальный (словесный) и аудиальный (практико-слуховой, работающий по принципам «как будто» и «делай как я»). Что касается известного в педагогике наглядного метода, то он, на наш взгляд, использовался частично, концентрируясь в основном на демонстрации схем и таблиц, раскрывающих строение голосового аппарата.

Как показала новейшая практическая деятельность, нацеленная на поиск новых эффективных методик формирования вокального аппарата, в каждом из названных методов имеются ресурсы, которые при целенаправленном творческом подходе педагога могут выявить новые приемы, способы, средства и формы организации работы в классе. Среди таковых назовем метод визуального моделирования (МВМ), который в течение более чем двадцатилетней педагогической деятельности разрабатывает и использует автор настоящей статьи. Данный метод не только расширяет коммуникативное поле, он позволяет адаптировать наглядный метод к педагогической практике вокалистов и активизировать его, значительно повысив эффективность работы в классе, что дает качественно другой результат.

Являясь дополнительным «инструментом», с помощью которого педагог может опосредованно произвести в физиологическом аппарате певца необходимую физическую работу, МВМ понимается нами как перевод вербальной модели в некую модель, показываемую жестом, руками, пальцами.

Основной особенностью метода визуального моделирования, представляющего многоуровневую систему способов и приёмов, направленных на развитие и совершенствование методики формирования вокального аппарата, является то, что он изучен нами в контексте коммуникационного процесса «учитель — ученик». Именно эта «двусторонняя» работа наиболее точно отражает содержание процесса формирования вокального аппарата, а также обеспечивает достижение его большей эффективности. Использование в качестве основы фактора визуализации обеспечивает методу наглядность и быструю корреляцию восприятия информации, переводящую ее в область двигательной мышечной системы строения вокального аппарата. Таким образом, метод визуального моделирования интенсифицирует процесс освоения приемов, нацеленных на формирование вокального аппарата. Благодаря данному методу сложнейшая и необычайно тонкая педагогическая и психофизическая работа педагога и ученика становится более мотивированной и результативной.

Базовой основой метода является жест, который в качестве смыслового знака передает ученику характер технологической задачи. Заметим, что в методе знаки-модели понимаются как своего рода аналоги объектов или процессов, поэтому выглядят они всегда упрощенными. Однако, как отмечает И. А. Колесникова, они всегда согласуются «с целенаправленным выделением доминирующих признаков прототипа» (1, с. 60). Отсюда характерной особенностью МВМ становится принцип формирования визуальной модели. Именно с ее помощью педагог акцентирует внимание ученика на том комплексе мышц или отделе вокального аппарата, на который должен быть послан кинетический сигнал. При этом акцентуация «доминирующих признаков прототипа» производится педагогом как посредством выбора глагола, формирующего вербальную модель, так и с помощью сопровождающего его жеста-движения, определённого глаголом (например, опустить гортань, послать звук в

конец зала, поднять нёбо и тому подобное).

Практика показала, что реализация метода визуального моделирования включает в себя ряд следующих особенностей:

- в вокальной практике жест должен быть продуман, осмыслен, «изобретен» в соответствии с технологической задачей;

- рука педагога должна уметь «лепить», а не только фиксировать ту форму, которую он предлагает ученику выполнить, рука должна выполнять движение, определенное глаголом в вербальном варианте;

- визуальная модель может быть использована как в вербальном сопровождении, так и без применения слова. Таким образом, в процессе урока будет чередоваться вербально-невербальное общение, которое не приведет ученика к утрате внимания, а значит, поможет выполнить задачу;

- визуальную модель, как правило, изначально предлагает педагог. Но задание гораздо эффективнее выполняется, если ученик, поняв требование, сам выполнит эту модель, усилив, таким образом, кинетический потенциал визуальной модели;

- каждая определенная модель должна быть постоянно привязана именно к «своей» технологической задаче, только тогда будет выработан эффективный рефлекс к восприятию этой модели. В связи с этим стоит напомнить наставления Станиславского своим ученикам - не делать жеста ради самого жеста, жест следует приспосабливать к выполнению определенной, как он говорил, «живой задачи». Только тогда жест превратится в подлинное, продуктивное и целесообразное действие (6, с. 37-38; 41). А формирование действия продуктивного, эффективного как раз и является целью вокально-педагогического процесса.

Следует добавить, что воображение в педагогическом искусстве играет исключительную роль и, как пишет профессор В. П. Морозов: «талантливый певец-актер постоянно сталкивается с необходимостью з а м е н ы р е а л ь н о й действительности в о о б р а ж а е м о й действительностью» (3, с. 236). Между тем адекватность восприятия экстралингвистической информации (голос + жест) у всех различна, поскольку типы личностей по своей психологической принадлежности делятся на мыслительный и художественный. Эти типы личностей, как специфические психологические человеческие типы, были выделены И. П. Павловым.

Данное разграничение связано с функциональной ассиметрией головного мозга человека. Как выявили специальные исследования, различия по адекватности восприятия и переработке невербальной информации очень велики, и в первую очередь между людьми «художественных» и «мыслительных» профессий (2, с. 94). В связи с этим в числе особенностей метода визуализации следует указать также то, что визуализированная модель оказывает наибольшее влияние на подсознание, обеспечивает динамику кинетических процессов, так как зрительное восприятие - есть восприятие действия. Не случайно в силу древности и первичности языка жестов, зрительная (визуальная или иконическая) модель в науке прочно связана с подсознанием, управляющим информацией.

«Жест - действие, которое посылает визуальный сигнал наблюдающему» (7, с. 3). В контексте нашего изучения это означает, что мыслительный тип учащегося, который обладает менее действенным воображением, получит более мощный кинетический сигнал, воздействующий на подсознание непосредственно. В этом плане особенность метода визуализации видится весьма плодотворной.

Собственно психолого-педагогическая особенность метода визуального моделирования раскрывается через активизацию динамических процессов, запускаемых таким психологическим феноменом, как антиципация. Здесь нервно-психические механизмы делают объективные и субъективные явления взаимосвязанными между собой, то есть обратимыми. Визуальная модель по принципу обратной связи стиму-

лирует физиологические механизмы, активизирует резонансные процессы во время фонации. Акт антиципации — это кинетический акт, связанный с мышечной моторикой на подсознательном, субсенсорном уровне. Он означает предвосхищение. Визуальная модель, используемая на уроке вокала, как бы предвосхищает то мышечное движение, которое должно совершиться на уровне подсознания, без непосредственного физического участия в этом процессе самого певца. В следующий момент представление рождает движение, а значит, непосредственное включение физиологических процессов в двигательно-мышечной структуре вокального аппарата. Кинетический аспект в визуальном воздействии на биомеханику вокального аппарата в системе методических приемов имеет большое практическое значение.

Совершенно очевидно, что формируя вокальный аппарат, педагог постоянно что-то должен с ним делать: опускать челюсть, поднимать нёбо, распахивать глотку и т.д. То есть производить с фонационным аппаратом ученика некую физическую работу. Очевидно и другое - вокальный аппарат певца является в основе своей закрытым биопсихическим механизмом, путь работы внутри которого невозможен «напрямую» и организуется через «посредников». Одним из таких посредников является зрительный канал восприятия, через который человек получает до 65-80% информации (2, с. 103; 4, с. 6). Следовательно, метод визуального моделирования может оказаться эффективным и целесообразным методом в приложении к тем методам, которые уже используется педагогами-вокалистами.

Для того чтобы ярче выделить именно эту мысль, обратимся к гению К. С. Станиславского, который был практически первопроходцем в психологии актерского мастерства (его открытия до сих пор питают методики актерских школ всех направлений). Великий новатор писал: «Помощь нашему артистическому бессознанию во время творчества может быть оказана в смысле общего направляющего руководства им» (курсив наш. - В. Д.) (5, с. 458). Использование метода визуального моделирования как раз и есть то самое руководство для «артистического бессознания», которое так необходимо в педагогической практике. Внедренческий потенциал открывающихся благодаря МВМ перспектив сегодня необычайно велик. Он понимается нами в русле развития способности творчески мыслить, что, несомненно, ведет к улучшению образной сферы мышления, а через нее к техническому совершенствованию и расширению художественных зон творчества, формирующих тезаурусное сознание. Последнее способно выполнять функцию хранения информации, а стало быть, способно закреплять в технической составляющей формирования вокального аппарата ту визуальную образность, тот код знака, который обеспечит результативность нового качества.

Примечания

1. Колесникова И. А. Коммуникативная деятельность педагога / И. А. Колесникова. -М., 2007.

2. Морозов В. П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация / В. П. Морозов. - М., 1988. - 164 с.

3. Морозов В. П. Искусство резонансного пения / В. П. Морозов. - М., 2002. - 236 с.

4. Пиз А. Язык жестов: пер. с англ. / А. Пиз. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1992.

- 218 с.: ил.

5. Станиславский К. С. Работа актера над ролью / К. С. Станиславский. - М., 1957.

- 252 с.

6. Станиславский К. С. Работа актера над собой в творческом процессе воплощения / К. С. Станиславский. - М., 1953. - Часть 2. - 503 с.

7. Язык жестов / сост. А.Мельник. - М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 2003. - 448 с.: ил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.