ISSN 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ май-июнь 3 (29) 2009 г.
В. А. Дальская
РОЛЬ ВИЗУАЛЬНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ВОКАЛЬНОГО АППАРАТА ПЕВЦА
Центральным объектом статьи является визуальное моделирование (ВМ) — метод косвенного воздействия на вокальный аппарат. Автор подчеркивает профес5сиональную целесообразность данного метода, выдвигая на первый план идею его эффективности и «первородности» по отношению к вербальному языку и методу основанному на нем. Несомненный интерес представляет научно-теоретическое обоснование данного метода, основанного на «жесте», где жест рассматривается в качестве важного инструмента воздействия на подсознание учащегося-вокалиста. Ключевые слова: музыкальное образование, вокальная педагогика, вокальный аппарат, визуальное моделирование, идеомоторный акт, метод косвенного воздействия, жест, образ.
The central object ofthe article belongs to the visual modeling (VM) — the method ofindirect influence to the vocal apparatus. The author outlines the professional practicability of this method, bringing to the first line the idea of its efficiency and the "first-born" in respect to the verbal language and the method based on it. The undoubted interest belongs to the scientific and theoretical ground of this method, based on a "gesture", where a gesture is considered to be an important impact instrument to the subconsciousness of a studying vocalist. Keywords: musical education, vocal pedagogy, vocal apparatus, visual modeling, ideomotional act, indirect influence method, gesture, image.
Взаимодействие человека с внешним миром и с другими людьми носит полисенсорный характер. Сенсорные анализаторы могут работать в различной комбинации (слух, зрение, осязание и т.д.). Безусловно, вербальный канал (подключение слуха реципиента) имеет большое значение в работе педагога-вокалиста для формирования модели вокального аппарата в интеллектуальной сфере ученика. Однако, как пишет профессор В.П. Морозов, модальность информационного экстралингвистического канала (информация, передаваемая только голосом) не имеет единодушной поддержки в среде ученых-исследователей данной проблемы
(4, с. 11).
В связи с этим фактом рассмотрим второй важнейший компонент коммуникации — зрительный информационный канал. По данным некоторых исследований, человек воспринимает через зрительный канал до 80% информации (4, с. 18, 103; 6, с. 6). Поскольку педагогический процесс связан с передачей информации от учителя к ученику, то аспект искусства общения особенно важен в педагогической деятельности. Эта важность обусловливается особенной сложностью вокального аппарата, недоступностью для непосредственного воздействия на многие его отделы — такие, как гортань, трахея, резонаторные полости и пр.
За те несколько веков, пока пение, или вокальное музицирование, превращалось в профессию, основные технологические приёмы обучения искусству вокала искались и отбирались эмпирическим путем. Современная вокальная школа, пользуясь наработками предшествующих талантливых педагогов (в частности, эмоционально-образным методом), требует научного подхода к формированию вокального аппарата певца, так как чем более педагог-вокалист сведущ в биомеханике того явления, которое он собирается репродуцировать в вокальный аппарат ученика, тем точнее, а значит, и действенней будет тот ассоциативный образ, при помощи которого этот фонационный процесс формируется.
Обучение — это кодирование, воздействие на подсознание. Оно может осуществляться как по вербальному каналу, так и невербально. А поскольку вербальный канал не является однозначно главенствующим в общении, а невербально человек
Музыкальное образование
воспринимает едва ли не большую часть поступающей информации, то рассмотрение эффективности действия невербального канала на уроках вокала становится весьма актуальным. Тем более что, говоря о психофизиологической природе невербальной коммуникации, профессор В.П. Морозов отмечает: «Объективные и субъективные явления взаимосвязаны между собой нервно-психическими механизмами и на этом основании — обратимы. Образ по принципу обратной связи стимулирует физиологические механизмы, активизирующие резонансные процессы» (5, с. 31). Таким образом, вопрос об использовании визуального моделирования (ВМ) предопределяется самой психофизиологической природой человека.
В данной статье рассматривается предлагаемый нами один из вариантов невербального общения педагога с учеником — визуальное моделирование (ВМ) в качестве технологического приспособления на уроках вокала. Это, прежде всего, — жест. Но жест не спонтанного характера, как это обычно происходит на уроках вокала, а жест, выстроенный на основе вербальной модели некоего отдела вокального аппарата, переводящий вербальную модель в визуальную. Такой жест включает в работу подсознания второй коммуникативный канал — зрительный и является визуальным моделированием.
Язык жестикуляции здесь мы понимаем как невербальный способ общения. Животные вовсе не владеют вербальным (словесным) способом общения, однако они «разговаривают» телом. Опыты, которые проводили американские ученые супруги Гарднеры с животными, послужили доказательствами первичности языка жестов (7, с. 13), а следовательно, и доказательствами связи невербальной коммуникации с подсознанием, являющимся объектом воздействия при обучении.
О связи мышления и тела известно давно. Например, этот психический феномен лежит в основе эффекта плацебо: таблетка-пустышка дается больному под видом болеутоляющего средства, больной воспринимает ее как настоящую, и — «психологический двойник», найдя соответствующий информационный центр в мозге, через него воздействует на сосуды, заставляя их расширяться, тем самым совершая некую физическую работу, устраняет головную боль. Как видим, психические силы реальны так же, как и физические. Следовательно, вербальный образ, визуализированный (трансформированный) в жестовую модель, вызывает подобное же физическое воздействие на определенный орган или отдел, в данном случае вокальный аппарат, вызывая тем самым идеомоторный акт.
«Согласно экспериментальным исследованиям, рука показывает состояние... мозга. Механизм такого сходства между мозгом и рукой до сих пор не изучен, но он свидетельствует об особом назначении руки, как части тела» (1, с. 24). В связи с этим высказыванием вспомним о пассах гипнотизера, экстрасенса, а также о руках нейрохирурга, творящего поистине ювелирную работу.
Программирование идеомоторного акта — самая существенная часть в педагогическом процессе становления вокальной техники, поскольку, как было сказано выше, формирование вокального аппарата возможно преимущественно опосредованными приемами, которые позволяют обратиться к подсознанию. Таким образом, роль визуального моделирования как одного из вокальных технологических приёмов, обеспечивающих доступ к подсознанию, видится весьма эффективной.
Формируя вокальный аппарат, педагог, подобно скульптору, постоянно должен выполнять некую физическую работу: опускать челюсть, поднимать нёбо, отодвигать заднюю стенку глотки и т.д. В этой работе визуальный образ, смоделированный на основе вербального, должен подключать определенные мышечные комплексы, например для включения «камеры», обеспечивающей наилучшее резонирование. В связи с этой мышечной работой жестовый показ этих «камер» или отдельных их частей, то есть визуальное моделирование, делает словесную модель динамичнее, поскольку зрительное восприятие — есть восприятие действия.
/ББМ 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ май-июнь 3 (29) 2009 г.
«Жест — действие, которое посылает визуальный сигнал наблюдающему» (7, с. 3), а именно действие (то есть вызов идеомоторного акта) и является целью воздействия на фонационный аппарат певца.
Для работы с визуальной моделью и учитель, и ученик должны обладать хорошо развитым ассоциативным мышлением, воображением. Но адекватность восприятия невербальной информации у всех различна, поскольку типы личностей, по И.П. Павлову, делятся на мыслительный и художественный. Однако оба полушария мозга имеют между собой каналы связи, и невербальная информация будет воздействовать на оба типа личности.
Вышеизложенное позволяет констатировать, что применение визуального моделирования, жестовой модели в качестве способа косвенного воздействия на вокальный аппарат певца может явиться не только сопроводителем вербального образа, но также стать вполне самостоятельным мощным инструментом воздействия на подсознание учащегося-вокалиста, а значит, оказывать наиболее эффективное влияние на формирование вокального аппарата певца и фонационные процессы, в нем проходящие. Кинетический аспект в визуальном воздействии на биомеханику вокального аппарата в системе методических приемов имеет большое практическое значение. Кроме того, велика роль визуального моделирования и в развитии художественно-ассоциативного мышления учащегося, поскольку оно успешно применяется людьми как с художественным психологическим типом, так и мыслительным психологически типом.
Примечания
1. Ву Женгвей. Традиционный китайский массаж рук и ступней / Ву Женгвей, Хао Дон-гфанг. — М.: АСТ, 2007.
2. Дальская В. А. Резонансная теория пения и педагогическая практика / В.А. Дальская // Вопросы вокального образования: сб. тр. — М., 2005.
3. Дальская В. А. О принципах невербальной коммуникации в вокальной педагогике / В.А. Дальская // Сб. трудов Первого международного междисциплинарного конгресса «Голос». — М.: ООО «Центр информационных технологий в природопользовании», 2007.
4. Морозов В. П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация / В.П. Морозов. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1988.
5. Морозов В. П. Голос. «Загадочная» роль трахеи / В.П. Морозов // Сб. научных трудов Первого международного междисциплинарного конгресса «Голос». — М.: ООО «Центр информационных технологий в природопользовании», 2007.
6. Пиз А. Язык жестов / А. Пиз. — М.: НПО «МОДЭК», 1992.
7. Язык жестов / сост.А.Мельник. — М.: ТЕРРА, 2003.