Научная статья на тему 'Преимущества комплексной методики в преподавании эстрадного вокала'

Преимущества комплексной методики в преподавании эстрадного вокала Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1184
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЭСТРАДНОГО ВОКАЛА / METHODS OF TEACHING STAGE SINGING / ВОКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / VOCAL EDUCATION / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ / A COMPLEX APPROACH TOWARDS PREPARING SPECIALISTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коваль Лариса Михайловна

В статье предлагается комплексная методика преподавания эстрадного вокала, которая, по мнению автора, в наибольшей степени отвечает специфике данной области и требованиям воспитания профессионально-образованной и гармонично развитой личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Advantages of the Complex Methodology in Teaching Stage Singing

In the article the author offers a complex methodology of teaching stage singing, which adequately meets the specific requirements of this sphere and of developing a well-educated professional and an all-round personality.

Текст научной работы на тему «Преимущества комплексной методики в преподавании эстрадного вокала»

ПРЕИМУЩЕСТВА КОМПЛЕКСНОЙ МЕТОДИКИ В ПРЕПОДАВАНИИ ЭСТРАДНОГО ВОКАЛА

Л. М. Коваль

Аннотация. В статье предлагается комплексная методика преподавания эстрадного вокала, которая, по мнению автора, в наибольшей степени отвечает специфике данной области и требованиям воспитания профессионально-образованной и гармонично развитой личности.

Ключевые слова: методика преподавания эстрадного вокала, вокальное образование, комплексный подход к подготовке специалистов.

Summary. In the article the author offers a complex methodology of teaching stage singing, which adequately meets the specific requirements of this sphere and of developing a well-educated professional and an all-round personality.

Keywords: methods of teaching stage singing, vocal education, a complex approach towards preparing specialists.

В последние годы в образовании наблюдается тенденция ко все большей профессионализации. В этой тенденции есть свои положительные и отрицательные моменты: с одной стороны, углубленное изучение профессии повышает качество образования, с другой - узкая направленность специализации ведет к одностороннему развитию обучающегося, не давая ему возможности мобильно перестраиваться в быстро меняющихся условиях, идти «в ногу» со временем.

В музыкальной педагогике отмечаются те же проблемы: студенты-вокалисты, например, получая великолепную фундаментальную подготовку в области вокала, в недостаточной мере владеют инструментом, сценическим мастерством, психологией, знание которых в настоящее время просто необходимо, особенно если это

касается эстрадного исполнительского искусства.

Методики в области вокальной подготовки специалистов (как академического, так и эстрадного жанров) основаны преимущественно на техническом аспекте исполнения. Об этом пишет Д. Аспелунд в своей книге «Развитие певца и его голоса» [1]. Исследователь говорит о том, что основное внимание педагоги уделяют голосовому аппарату, а такие составляющие вокального искусства как социальная природа пения, психология исполнителя («строй мыслей и чувств певца») остаются в тени.

Ю. А. Барсов отмечает такую сторону профессионализации вокального образования как «распределение обязанностей» - практика, при которой педагоги-вокалисты не сознают свою ответственность за музыкально-слуховое раз-

111

НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, ТЕХНОЛОГИИ

витие каждого студента, поскольку считают, что этим должны заниматься теоретики. На вступительных экзаменах в училищах и консерваториях комиссия в первую очередь знакомится с голосовыми данными, и только затем вводится проверка слуховых, музыкальных способностей и навыков.

В фортепианной педагогике наблюдается та же тенденция. «В историческом прошлом был длительный период, когда основной, подчас единственной заботой методики обучения игре на музыкальных инструментах было развитие техники ученика. Вера в многочасовые "выстукивания" и механические повторения как в единственное и универсальное средство выработки техники являлось одним из китов, на которых покоилось учение старой школы фортепианной игры», -пишет К. В. Тарасова [2, с. 173].

Итак, на протяжении длительного времени техническая сторона подготовки специалистов, в том числе в области вокального искусства, являлась доминирующей в профессиональном образовании. В настоящее время разрабатываются новые методики и программы, учитывающие специфику конкретной специальности, потребности времени, запросы студентов и преподавателей.

Область профессиональной вокальной подготовки эстрадно-джазовых исполнителей на сегодняшний день является практически не разработанной; программ по подготовки специалистов в этом направлении почти нет. Для устранения образовавшейся лакуны в предлагаемой статье выдвигается идея комплексной подготовки эстрадных вокалистов, которая, на наш взгляд, в наибольшей степени отвечает специфике данной области и

отвечает требованиям воспитания профессионально-образованной и гармонично развитой личности, востребованной в современных условиях.

Концепция комплексного подхода при подготовке специалистов разрабатывалась учеными на протяжении долгого времени. В истории философии к целостному изучению человека обращались А. Гелен, Б. М. Кедров, Х. Плес-нер, В. Н. Садовский, Э. Фромм, Э. Г. Юдин. В педагогике это идеи А. Н. Леонтьева, С. Н. Рубинштейна, в музыкознании - Г Г Нейгауза, Н. А. Хо-шабовой, В. Н. Рогачева.

В основу комплексной методики преподавания эстрадного вокала мы положили концепцию Б. Г Ананьева (основателя комплексного подхода в психологии) о целостности человека и его развитии. По нашему мнению, эта концепция является в данном случае наиболее эффективной, поскольку: во-первых, учитывает различные стороны личности, проявляющиеся в исполнительской эстрадной деятельности - природные задатки, эмоциональный мир певца, его социальную направленность, мировоззренческие особенности, техническую зрелость исполнительского мастерства эстрадного вокалиста; во-вторых, имеет иерархическую структуру, учитывающую: 1) предшествующий опыт человека, выбравшего профессиональный путь эстрадного исполнителя, 2) характерные черты его личности на момент поступления в учебное заведение: способности, интересы, строение голосового аппарата, особенности внутреннего мира учащегося, 3) перспективы развития индивидуальности певца: возможность обретения собственного имиджа, неповторимый облик яркого эстрадного исполнителя, личности в широком смысле слова.

Преподаватель XX

4 / 2011

Основные элементы модели в их иерархической последовательности - понятия «индивид», «личность», «субъект деятельности», «ин-ди виду аль ность».

Индивид - человек как природное психофизическое существо, представитель биологического вида Homo Sapiens. Природные его свойства, с одной стороны, детерминированы наследственностью, с другой - биологическими и социальными факторами среды. К природным свойствам, по Б. Г. Ананьеву, относятся пол и возраст человека, габариты и пропорции тела. К природным особенностям относится также строение голосового аппарата, которое определяет тембр, регистр и другие акустические характеристики голоса. К психофизиологическим особенностям индивида относят формы реактивности организма (психовегетативную, психомоторную) и психофизиологические функции (сенсорно-перцептивную, мнемие-скую, вербально-логическую, моторную, тоническую). Каждый человек характеризуется свойственным ему типом чувствительности, сенситивно-стью, которая входит в структуру темперамента. Темперамент и задатки интегрируют все элементы индивида и завершают его структуру. Применительно к исполнительской (в частности, эстрадно-вокальной) деятельности можно рассматривать различные типы исполнителей в соответствии с их особой физиологической и психологической конституцией.

Личность - это социальные и психосоциальные свойства человека. Б. Г. Ананьев употребляет это понятие в узком смысле слова как «социализированная личность», которая характеризуется следующими параметрами:

мотивация, внутренние установки, ценностные ориентации, нравственные отношения, поведение, социальные предпочтения, характер. С точки зрения эстрадного исполнителя, данные свойства личности являются определяющими в формировании имиджа певца, влияют на манеру исполнения, в соответствии с этими свойствами формируются актерские качества вокалиста.

Субъект - это человек как носитель предметно-практической деятельности, к различным видам которой Б. Г. Ананьев относит: труд, общение, познание, игру, учение. Профессиональная деятельность - важнейшая составляющая жизнедеятельности субъекта. Именно в профессиональной деятельности формируется индивидуальность эстрадного исполнителя. Составляющими профессиональной деятельности вокалиста являются: формирование технических навыков; формирование профессионального самосознания; формирование актерских навыков и приобретение опыта сценических выступлений.

Индивидуальностъ в концепции Ананьева - высший уровень развития человека, замкнутая саморегулирующаяся система, являющаяся результатом слияния и интеграции всех свойств человека как индивида, личности и субъекта деятельности. Это высшая степень духовного развития человека, осознающего свое бытие и место в мире. Помимо внешних факторов, влияющих на формирование индивидуальности (среда, воспитание, образ жизни), происходит и «строительство личности изнутри», когда индивидуальность сама детерминирует свое развитие на основе самосознания. В становлении индивидуальности эс-

113

НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, ТЕХНОЛОГИИ

114

традного вокалиста-исполнителя важным является формирование мировоззрения, гражданской позиции, ценностных установок.

Опираясь на указанные выше компоненты, комплексная модель подготовки эстрадных вокалистов имеет следующую последовательность и структуру.

На первом этапе обучения важен учет индивидуальных физиологических и психологических особенностей учащихся. В работе применяются такие элементы как «метод примарно-го тона», основанный на принципе использования комфортного для певца регистра и постепенного расширения вокального диапазона, «Александр-техника» и другие упражнения, направленные на освобождение вокалиста от мышечного зажатия. На теоретических занятиях учащиеся знакомятся с особенностями строения и работы голосового аппарата - это важно для того, чтобы в дальнейшем вокалисты осознанно относились к совершенствованию отдельных сторон исполнительского мастерства.

Второй этап обучения акцентирует внимание на выявлении и формировании социальной направленности личности эстрадного вокалиста. Здесь учащиеся знакомятся с разновидностями и жанровыми особенностями эстрадной музыки, овладевают основами сценического мастерства. В техническом отношении происходит отработка и совершенствование навыков владения голосовым аппаратом (работа над дыханием, дикцией, певческой интонацией и т.д.). Главное внимание уделяется методу эмоционального воздействия. Используя эмоциональную природу пения, можно иначе, чем в традиционных методи-

ках, организовать процесс постановки голоса. Необходимо активизировать эмоциональные механизмы голоса, и это даст возможность скоординировать работу отдельных частей голосового аппарата (дыхания, гортани, резонаторов) и тем самым обеспечить максимальную слаженность и эффективность работы певческого голоса.

В. П. Морозов, анализируя работу педагогов по постановке голоса, делает существенные выводы относительно методики преподавания вокала. Большинство методов обучения, отмечает ученый, относятся к рационально-техническим способам (фонетический, артикуляционные, дыхательные) и являются малоэффективными. Происходит это оттого, что не достигается необходимая согласованность работы всех частей голосообра-зующего аппарата. В противоположность этому эмоциональная природа пения диктует принципиально иной путь организации певческого процесса, основанный на активизации более древних, по сравнению с речевыми, механизмов и «потому как бы спящих у современного интеллектуального человека». «Пробуждение у певца этих механизмов способно в один момент (притом автоматически и подсознательно!) правильно скоординировать работу всего множества отдельных частей голосообразующего аппарата, <...> обеспечить формирование мощного красивого и неутомимого певческого голоса, способного не просто воздействовать на барабанную перепонку слушателя, но и проникнуть в его сердце» [3].

Третий этап обучения направлен на формирование и совершенствование вокально-технических профессиональных навыков вокального испол-

Преподаватель XX

4 / 2011

нительства. После того как учащиеся овладевают базовыми умениями и навыками, характерными как для академического, так и эстрадного вокала, педагог работает над постановкой голоса, учитывая особенности эстрадной манеры пения. Различия наблюдаются в позиции гортани, способе артикуляции, манере подачи звука, выравнивании гласных, способе модуляции звука в певческом вибрато.

Весь процесс постановки голоса можно выстроить в виде трехступенчатой схемы: вначале акцент делается на активизацию эмоций на основе речевой манеры пения при использовании простейших упражнений или по-певок, так как ученик еще не владеет сознательными певческими навыками. Это на подсознательном уровне формирует эталон звучания и одновременно раскрепощает певца, вселяет в него уверенность и активизирует мотивацию в обучении. Далее по мере постепенного накопления эмоционального и технического опыта процесс становится более осознанным. Усложняются технические задачи в упражнениях в сочетании с эмоциональной выразительностью, в этом периоде акцент направлен на развитие и совершенствование слухового самоконтроля. Наконец, постепенное усложнение вокальной техники и освоение специфических вокальных приемов, свойственных эстрадным жанрам, таких как субтон, фальцет, йодль, мелизматика и т.д.

На последнем (четвертом) этапе обучения особое внимание необходимо уделять методам комплексного воздействия на учащихся с целью формирования их индивидуальности (методы развития психики, интеллекта,

воли, мировоззрения). Облик эстрадного исполнителя включает в себя различные составляющие, что обусловлено особенностями жанра, поэтому необходимо работать над мимикой, жестами, внешним обликом, движениями и т.д., что, безусловно, отражается и на голосе исполнителя.

Итак, преимущества комплексной подготовки эстрадных исполнителей в системе профессионального образования, включающей единство вокального, слухового, эмоционального, интеллектуального, творческого развития, заключаются в том, что:

1) учитываются индивидуальные особенности каждого учащегося (физические, психофизиологические, эмоциональные и т.д.);

2) активизируются различные стороны личности музыканта-исполнителя: чувственная, рациональная, эмоциональная, духовная;

3) сокращаются сроки подготовки специалистов благодаря применению интенсивных методик комплексного воздействия;

4) появляются возможности адаптирования методики к учащимся, не имеющим базового музыкального обра зования.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аспелунд Д. Развитие певца и его голоса. - М.-Л., 1952.

2. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика / Под ред. Г. М. Цыпи-на. - М., 2003.

3. Морозов В. П. О физиологических основах применения вспомогательных научно-технических средств обучения в вокальной педагогике // Вопросы вокальной педагогики. - Вып. 5. - М., 1976. - С. 156-174. ■

115

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.