Научная статья на тему 'Учет индивидуальных особен-ностей выпускников школ в процессе профессионального самоопределения'

Учет индивидуальных особен-ностей выпускников школ в процессе профессионального самоопределения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
414
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / INDIVIDUAL PLAN OF SELF-EDUCATION / ПРОФЕССИОГРАММА / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМОВОСПИТАНИЯ / ПЕДАГОГ / СТАРШЕКЛАССНИК. / PERSONALITY / PRO-FESSIOGRAMMA / SENIOR TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попович Алексей Эмильевич

В статье рассматриваются вопросы учета индивиду-альных особенностей выпускников школ при профессиональ-ном самоопределении. Определены сущность индивидуального подхода, типология проблемных ситуаций в профессиональном выборе, уровни готовности к выбору профессии, специфика индивидуальной профессиональной пригодности: роль профес-сиограмм и индивидуальных планов самовоспитания в опреде-лении личного профессионального и жизненного будущего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article explains how to take into account the individual features of school-leavers with professional self-determination. Identifies the entity case, typology of problematic situations in professional selection, career readiness levels, specific individual employability: role professiogramm and individual plans of self-education in determining professional life and future.

Текст научной работы на тему «Учет индивидуальных особен-ностей выпускников школ в процессе профессионального самоопределения»

Человек и общество =======================================================

А.Э. ПОПОВИЧ кандидат педагогических наук, заместитель начальника Управления образования ЮВАО г. Москвы*

Учет индивидуальных особенностей выпускников школ в процессе профессионального самоопределения

Реализация современных требований, предъявляемых к общеобразовательной школе, значительно активизировала разработку научных исследований, способствующих решению практических вопросов профессионального самоопределения подрастающего поколения. К ним относятся: система профессионального выбора, ориентирующая школьников на необходимость знаний о мире профессий, умений объективно оценивать свои индивидуальные особенности (Б.А. Федоришин); диагностические методики изучения личности школьников в целях оказания индивидуальной помощи в выборе профессии (В.Д. Шадриков); теоретические и методические основы профессиональных консультаций молодежи, банк профессиокарт (Е.А. Климов); общественнозначимые мотивы выбора профессии (Е.М. Павлютенков); формирование элементов духовной культуры в процессе подготовки учащихся к сознательному выбору профессии (Г.П. Шевченко) и др.

Организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся позволяет создать оптимальные условия для формирования у старших школьников профессионального самоопределения. А.С. Макаренко подчеркивал, что «каким бы цельным ни представлялся для нас человек, все же люди в известной степени представляют собой далеко не одинаковый материал для воспитания. Было бы неимоверным верхоглядством игнорировать человеческое

* Попович Алексей Эмильевич, e-mail: [email protected]

разнообразие»1.

Индивидуальный подход - необходимое условие эффективности педагогического процесса, так как любое воспитательное воздействие преломляется через индивидуальные особенности конкретной личности, помогает ей осознать свою индивидуальность, научить управлять своим поведением, мыслями, эмоциями, адекватно оценивать собственные сильные и корректировать слабые стороны, осуществлять личностно значимое и общественно приемлемое самоопределение.

Сущность индивидуального подхода состоит в том, чтобы приспособить методы и формы учебно-воспитательной работы к индивидуальным особенностям воспитанников (темперамент, характер, способности, склонности, мотивы, интересы и др.) и, таким образом, в наибольшей мере обеспечить развитие личности. Главным направлением в осуществлении индивидуального подхода является обеспечение оптимального развития деятельности каждого воспитанника как основы формирования его личности, ее всестороннего развития; гибкое использование различных форм и методов воспитательного воздействия. С этой целью вначале необходимо установить реальный уровень готовности к выбору профессии у старших школьников, затем стремиться обеспечивать оптимальное индивидуальное развитие деятельности каждого ученика. Под таким развитием мы понимаем процесс планомерного изменения обстоятельств деятельности каждого ученика, обеспечивающий систематическое участие ребенка в значимой для него и коллектива деятельности; удовлетворение в деятельности собственных потребностей воспитанника; развитие требований к ребенку путем их усложнения, уменьшения помощи и изменения других форм стимулирования.

Рассмотрим, как проявляются индивидуальные особенности

1 Макаренко А.С. Трудовое воспитание. Минск, 1977.

старшеклассников, имеющих различные уровни готовности к выбору профессии.

Достаточно синтетический характер имеет типология проблемных ситуаций профессионального выбора, предложенная Е.А. Климовым, где выделяются следующие типы: а) низкая самооценка, слабые склонности, затруднения в построении профессионального плана, неумение выделить у себя профессионально значимые качества; б) заниженная самооценка, слабые склонности, затруднения в построении профессионального плана; в) заниженная самооценка, яркие интересы, затруднения в построении профессионального плана, высокая требовательность к себе; г) завышенная самооценка, слабые склонности, затруднения в построении профессионального плана, ориентация на материальный статус; д) завышенная самооценка, выраженные склонности, затруднения в построении профессионального плана, конфликт между желаемой профессией и возможностями ею овладеть'.

Массовое изучение готовности к выбору профессии старших школьников в нашем исследовании показало, что ее уровни оказываются различными. Нами были выявлены три группы учащихся в соответствии с выраженностью у них степени готовности к выбору профессии: низкий, средний и высокий. Как правило, основная часть учащихся старших классов имеет низкий уровень готовности к выбору профессии. Обобщая эти материалы, мы пришли к выводу: причина этого заключается в том, что старшеклассники не включены в профессиональные пробы, содержащие в себе творческие компоненты разных видов профессиональной деятельности от идеи до конечного результата.

Это распределение учащихся по группам не является постоянным. В

1 См.: Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М., 2005.

процессе работы, по мере роста подготовленности ученика к выбору профессии, осуществляется его переход из одной группы в другую. Следовательно, задача педагога заключается в том, чтобы перевести как можно большее количество школьников из группы низкого уровня в группы среднего и высокого уровня.

В результате выявленных уровней готовности к выбору профессии определяются основные направления работы по формированию профессионального самоопределения с каждой из групп учащихся. Так, с учащимися высокого уровня профориентационную работу следует направить на углубление знаний об избранной сфере профессиональной деятельности и индивидуальных личностных особенностях. Для активизации мотивационно-потребностной сферы деятельности необходимо разработать дифференцированные индивидуальные творческие задания с использованием дополнительной литературы, провести индивидуальные консультации. При работе с учащимися среднего уровня готовности к принятию решения о выборе профессии следует обратить внимание на развитие и совершенствование умений работы со справочным материалом, сопоставить индивидуальные особенности с требованиями, предъявляемыми профессией к человеку. Затем проверить умения анализа и адекватного оценивания старшеклассниками своей деятельности по овладению приемами выбора профессии, а также постановки цели и составления плана на ближайшую и дальнюю перспективу. Особое внимание необходимо уделить организации работы над собой, сформулировать советы по самосовершенствованию, профессиональному самовоспитанию.

Среди учащихся с низким уровнем готовности, как правило, выделяются школьники, характеризующиеся высокой степенью неуверенности в своих силах и возможностях, с заниженной самооценкой, а также те, кто имеет неустойчивую, неадекватную

самооценку, не осознает и не может анализировать ситуации выбора профессии. Сложность работы с такими учащимися состоит в том, что изначально у них нет никакого решения о выборе

профессии. В связи с этим педагогическая работа с ними должна быть направлена, прежде всего, на актуализацию их потенциальных возможностей, пробуждение интереса к деятельности по выбору профессии. Особое внимание необходимо уделить организации самовоспитания, формированию адекватной самооценки, совместному планированию и анализу деятельности. Таким учащимся можно предложить подготовить сообщение, содержащее интересные факты о профессиональной деятельности известных людей, о профессиях, близких интересам учащихся; провести с ними целенаправленно консультации, корректирующие беседы. Учитывая слабую информированность школьников о своих личностных качествах, им следует предложить выполнить дополнительные задания, направленные на изучение индивидуальных особенностей. Следует подчеркнуть, что такая работа вызывает у школьников определенный интерес, поэтому необходимо стимулировать их самостоятельную деятельность, предлагая самим находить в специальных источниках необходимую информацию. В этой деятельности педагогу помогут:

• выполнение профессиональных проб «человек-человек», «человек-техника», «человек-машина», «человек-природа»;

• просмотр информационных роликов ссузов и вузов, визитных карточек предприятий, расположенных в микрорайоне, округе, городе;

• составление формул профессий;

• проведение профориентационных игр, например: «Ассоциации», «Угадай профессию»;

• дискуссии на темы «Мой выбор - моя профессия», «Профессия, которую я выбираю»;

• ознакомление как с традиционными, так и малоизвестными профессиями;

• развитие навыков самопрезентации (составление резюме). Работа, проводимая с учащимися на основе индивидуального

подхода, позволяет получить достаточно полное представление о возможностях формирования у школьников качеств, необходимых для принятия обоснованного решения о выборе профессии и определить пути совместной коррекционной деятельности.

Мы не считаем отрицательным разбросанность в интересах и профессиональных намерениях, недостаточную сформированность самоактуализации в отношении личных профессиональных планов у старшеклассников, обучающихся в десятых классах, так как именно задача педагога - в ближайшем будущем сформировать у учащихся образ мира профессий, доказать, что каждая профессия предъявляет свои требования к работнику, дает возможность изучить собственные индивидуальные способности, расширить профессиональное просвещение в процессе учебной и внеучебной работы с учетом индивидуального подхода. Педагогу необходимо стремиться помочь старшекласснику определить ту сферу человеческой деятельности, которая наиболее адекватна его возможностям и удовлетворяет его притязаниям. Эта помощь должна быть оказана в виде определения максимального числа возможных альтернатив. Особенно это важно, когда у учащегося завышены притязания или, напротив, имеется комплекс неполноценности. В профориентационной работе с учащимися вообще следует свести к минимуму так называемую теорию и сделать так, чтобы важные теоретические положения осознавались учащимися в ходе практических занятий и проведения с ними разнообразных активизирующих методик. При этом важны знания об условиях конкретного труда, требованиях, предъявляемых к работнику. Следует также учитывать индивидуальную профессиональную

пригодность выпускников общеобразовательных учреждений. Так, Е.А. Климов различает четыре степени профпригодности, выделив: а) непригодность к данной профессии, б) годность к профессии, в) соответствие человека данной области деятельности, г) призвание1. Мы полагаем, что в этом списке довольно ярко раскрыты индивидуальные возможности личности, т. е. состояние здоровья, интересы, склонности, семейные традиции и др.

Для некоторых профессий требуется физическая сила, для других -скорость и координация движений, для третьих - пространственное представление. Определенные виды деятельности требуют особого таланта, художественных, музыкальных или литературных способностей.

Для некоторых профессий необходимы творческие способности, оригинальность и самостоятельность мышления. Иные требуют умения согласовывать свои действия с действиями других, сотрудничать с людьми и правильно выполнять указания. Наличие определенных способностей может оказаться решающим фактором для достижения быстрого успеха в избранной сфере деятельности, дает возможность получить хорошие результаты после соответствующего обучения и приобретения необходимого опыта.

Неоценимую помощь при проведении этой работы оказывают профессиограммы, которые содержат объективное описание важнейших характеристик профессии: содержание, средства, объекты, условия и режим труда, медицинские противопоказания, требования к психофизическим особенностям личности, пути получения профессии, характеристика учебных заведений, условия поступления и перспективы профессионального роста. Также учащимся можно предложить составить план самовоспитания при консультационной помощи

1 См.: Климов Е.А. Психология профессионала. М.; Воронеж, 1996.

педагога, который будет содержать представление ученика о своей будущей профессии: как он видит будущую область своей деятельности, что он знает об учебном заведении, дающем эту профессию; как он определяет личные возможности для реализации своих планов; что конкретно он планирует для достижения цели; существуют ли у него запасные варианты; что считает необходимым воспитывать в себе, что читать, уметь и т.д.

В индивидуальной беседе при разработке такого документа педагог предлагает уточнить, какую профессию он собирается избрать, советует предварительно поговорить с воспитателями, врачом, с представителями данной профессии и выяснить у них следующие вопросы: где получить эту профессию? в чем заключается работа? какова продолжительность рабочего дня, оплата труда, где еще можно работать, имея такую профессию? какова потребность предприятия в специалистах этой профессии? какими качествами характера нужно обладать для успешной реализации себя в труде? возможен ли профессиональный рост и дальнейшее повышение квалификации? Неплохо побывать на месте работы у этих специалистов (если возможно, то ознакомиться с характером труда, инструментом и др.), а также узнать название и адрес учебного заведения, где готовят специалистов этой профессии, где еще находятся подобные учебные заведения.

Такой индивидуальный план помогает не просто осуществить выбор профессии, а просчитать и выстроить свой личный профессиональный и жизненный план наиболее эффективно.

В целях оптимизации формирования профессионального самоопределения старших школьников педагогу необходимо: • научить учащихся дифференцировать свои ощущения в процессе учебной деятельности, игры и занятий спортом, чтобы постепенно регулировать свои физические возможности;

•вооружить учащихся знаниями о себе, своих особенностях и возможностях, способностях и слабостях для того, чтобы они научились планировать свой труд, точно определять временные границы работы, разумно чередовать труд и отдых, поддерживать высокую работоспособность;

• научить учащихся умениям и навыкам самоконтроля за ходом и результатами своей работы с целью обеспечения ускорения процесса овладения новыми умениями и навыками;

• научить логически мыслить, воспитать устойчивое внимание, управлять им в процессе трудовой деятельности;

• обеспечить преемственность и связь учебной и внеучебной деятельности с физической культурой, спортом;

• воспитывать умение преодолевать трудности, которые встречаются в профессиональной деятельности.

Результатом этапа формирования представлений, воображения себя в будущей профессии - первичного соотнесения себя с профессией станет создание своего видения мира профессий через включенность в разнообразную деятельность, которая содержит профессиональные элементы или является профессиональной по сути. Осуществление первоначального профессионального выбора средствами профессиональных проб, разработка индивидуализированной программы формирования профессионального самоопределения -плана профессиональной карьеры - окажет помощь старшему школьнику в подготовке и самоподготовке к овладению профессией.

Следует также подчеркнуть необходимость использования во взаимосвязи индивидуальных, групповых и коллективных форм педагогического воздействия, способствующих овладению учащимися элементами избираемой профессии, приобретению предварительного профессионального опыта в учебной и во внеучебной деятельности с учетом их индивидуальных особенностей.

Таким образом, в процессе формирования у учащихся профессионального самоопределения педагогический коллектив общеобразовательного учреждения призван обеспечить им возможность овладеть практическими навыками в освоении стратегии выбора профессии, приобрести опыт соотнесения своих желаний в выборе профессии со своими возможностями выполнять ту или иную деятельность, чтобы обезопасить их от многочисленных негативных факторов, как-то: недооценка социальных потребностей и незнание востребованности той или иной профессии на рынке труда; стремление подростков и юношей казаться взрослее; отсутствие свободных рабочих мест; переоценка престижности профессии; влияние социальной среды, родителей, учителей и т.д. И это далеко не полный список тех причин, которые руководят молодым человеком, вступающим в многообразный и изменчивый мир профессий.

Попович А.Э. Учет индивидуальных особенностей выпускников школ в процессе профессионального самоопределения. В статье рассматриваются вопросы учета индивидуальных особенностей выпускников школ при профессиональном самоопределении. Определены сущность индивидуального подхода, типология проблемных ситуаций в профессиональном выборе, уровни готовности к выбору профессии, специфика индивидуальной профессиональной пригодности: роль профессиограмм и индивидуальных планов самовоспитания в определении личного профессионального и жизненного будущего.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, индивидуальные особенности, профессиограмма, индивидуальный план самовоспитания, педагог, старшеклассник.

Popovich A.E. Taking into account the individual features of school-leavers in the process of professional self-determination. The article explains how to take into account the individual features of school-leavers with professional self-determination. Identifies the entity case, typology of problematic situations in professional selection, career readiness levels, specific individual employability: role professiogramm and individual plans of self-education in determining professional life and future.

Key words: professional self-determination, personality, professiogramma, individual plan of self-education, senior teacher.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.