А.Э. ПОПОВИЧ
кандидат педагогических наук, заместитель начальника Управления образования ЮВАО г. Москвы *
Этапы профессионального самоопределения школьников
и их характеристика
Различные аспекты проблемы профессионального самоопределения личности изучались учеными на протяжении всех этапов развития педагогической науки. Принципиальное значение для нашего исследования имеют труды, в которых раскрывается сущность и содержание понятия профессионального самоопределения (А.Г. Асмолов, С.А. Боровикова, М.Р. Гинзбург, Е.И. Головаха, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, И.С. Кон, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Г.С. Никифоров, Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова, А.В. Сухарев, Д. Сьюпер, Е.В. Титов, Д. Холланд, С.Н. Чистякова и др.) и профессиональной ориентации (В.С. Аванесов, В.А. Бодров, Е.М. Борисова, Б.И. Бухалов, А.Е. Голомшток, К.М. Гуревич, Н.Н. Захаров, Л.М. Митина, М.М. Пархоменко, В.А. Поляков, А.Д. Сазонов, В.Д. Симоненко, Б.Л. Федоришин и др.).
Профессиональное самоопределение как процесс усвоения социальных ролей в процессе социализации рассматривали также М.В. Батырева, С.А. Боровикова, Т.И. Екимова, Н.Э. Касаткина, Т.В. Кудрявцев, И.В. Мерзляков, Т.В. Рогачева, И.Д. Чечель, П.А. Шавир и др.
Главная цель профессионального самоопределения - постепенно сформировать у школьника внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного). Эффективно управлять профессиональным самоопределением учащихся можно только на основании определенных показателей, характеризующих его как процесс, который предполагает развитие индивида как субъекта своей будущей
* Попович Алексей Эмильевич, e-mail: [email protected]
профессиональной деятельности.
Профессиональное самоопределение - длительный процесс, который осуществляется в несколько этапов, на каждом из которых решаются определенные задачи.
Рассмотрим основные этапы профессионального самоопределения школьников в процессе обучения в общеобразовательной школе и условно обозначим их следующим образом:
1-4 классы - пропедевтический (начальная школа). На этом этапе происходит формирование у младших школьников любви и добросовестного отношения к труду, складывается понимание его роли в жизни человека и общества, наблюдается проявление интереса к профессиям родителей и ближайшего окружения, нравственных установок выбора профессии, а также интереса к наиболее массовым профессиям, основанного на практической включенности учащегося в различные виды познавательной, общественно полезной трудовой деятельности. Формирование трудолюбия и интереса к проблеме выбора происходит на уровне мечты о профессии.
На этапе предварительного выбора профессии идет интенсивное развитие внутреннего мира ребенка, он часто идентифицирует себя с представителем той или иной профессии.
5-7 классы - поисковый. На этом этапе формируется профессиональная направленность, когда осознаются интересы, способности, ценности, связанные с выбором профессии, определением места в обществе. Формирование профессионально устойчивых интересов происходит на уровне предварительного выбора будущей профессии.
Интерес к определенной профессии на этапе пробного выбора бывает часто связан с интересом к определенному учебному предмету или подкрепляется занятиями в секциях, клубах, избирательным чтением книг.
8-9 классы - период формирования профессионального самосознания. На этом этапе наблюдается процесс личностного осмысления выбора
конкретной профессии, проявления умений соотносить общественные цели выбора сферы деятельности со своими идеалами, представлениями о ценностях с реальными возможностями. Формирование профессионального самосознания и осознанного профнамерения происходит на уровне осознания интереса к будущей профессии.
10-11 классы - период уточнения социально-профессионального статуса. На этом этапе формируются знания и умения в определенной сфере трудовой деятельности, происходит приобщение к нормам и ценностям трудового производственного коллектива, проявляются профессиональные стремления и готовность к их реализации1.
Этот этап можно смело назвать этапом реального выбора профессии. Части школьников уже в девятом, а другой - в одиннадцатом классе приходится осуществлять свой профессиональный выбор, даже если они к этому не готовы.
По мнению Е.А.Климова, существуют различные ситуации профессионального самоопределения. Рассмотрим их подробнее.
Первая связана с позицией старших членов семьи. Конечно, забота старших о будущей профессии своего ребенка понятна - они несут ответственность за то, как складывается его жизнь2.
Часто родители предоставляют старшекласснику полную свободу выбора, требуя тем самым от него самостоятельности, ответственности, инициативы; нередко профессиональному самоопределению мешают установки родителей, которые стремятся, чтобы дети компенсировали их недостатки в будущем, в той деятельности, в которой они сами не смогли себя
-5
полностью проявить . В большинстве случаев дети соглашаются с выбором
1 См.: Родичев Н.Ф., Чистякова С.Н. О создании концепции организации системы профориентационной работы в учреждениях, подведомственных департаменту образования города Москвы. М., 2010.
2 См.: Батырева М.В. Процесс профессионального самоопределения городской молодежи: Автореф. дисс. ... канд. соц. наук. Тюмень, 2003.
3 См.: Добрынин М.А. Формирование профессиональной направленности старшеклассников в системе взаимодействия школы, семьи и общественности: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. М., 1970.
родителей, рассчитывая на помощь родителей при поступлении в какое-либо учебное заведение. При этом дети, конечно же, забывают, что работать по данной специальности придется им, а не их родителям.
Нами в течение двух лет в 10-11 классах (232 чел.) проводилось исследование с использованием метода собеседования по анкете в открытой форме с целью выявления степени влияния родителей на профессиональное самоопределение старшеклассника.
Проанализировав результаты, мы пришли к выводу, что определение профессионального будущего очень важно как для самого самоопределяющегося, так и для его родителей. 75% испытуемых ответили, что обсуждали выбор профессии в семье активно, следовательно, можно сказать, что межличностная коммуникация в этих семьях хорошая. Но 25% дали ответы, например, «нет, не обсуждала», «поставила перед фактом», «сказала, что хочу только по данной профессии, и они согласились». Это, по нашему мнению, характеризует семью где «каждый сам за себя», если такой важный вопрос, как будущая профессия, не обсуждается.
Вторая ситуация профессионального самоопределения связана с позицией товарищей, подруг (сверстников). Именно позиция микрогруппы может стать решающей в профессиональном самоопределении.
Третья ситуация обусловлена позицией учителей, школьных педагогов, классного руководителя.
Следующая ситуация касается личных профессиональных планов. В поведении и жизни человека представления о ближайшем и отдаленном будущем играют очень важную роль. Профессиональный план или образ, мысленное представление, его особенности зависят от склада ума и характера, опыта человека.
Мы считаем, что процессу профессионального самоопределения требуется активное управление, которое осуществляется учителем. Особое внимание он должен обращать на динамику интересов старшеклассников, на
их склонности в процессе учебы. При этом крайне важно проектировать возможности развития способностей в процессе обучения. Если учитель заметит определенную направленность профессиональных интересов учащегося, настойчивость и упорство, проявляемые им, то он обязан убедить воспитанника, что даже при небольших способностях он может достичь успеха. Хотя не всегда просто помочь юноше или девушке определить свое призвание, тем не менее нельзя признать нормальным, когда после окончания школы ученик не знает, способен ли он к чему-нибудь, где найти занятие по душе. Разглядеть индивидуальность, помочь раскрыться способностям и склонностям ученика под силу учителю, классному руководителю. Изучение старшеклассников - одно из необходимых условий выявления индивидуальных психологических особенностей в целях правильного профессионального самоопределения1.
Е.А.Климов предложил схему решения задачи выбора профессии для школьников:
- составить для себя общую ориентировку в мире профессий и совокупность личных качеств, важных при выборе профессии;
- выяснить потребность района, города, области в кадрах, где больше всего нужны его знания, умения, навыки, инициатива;
- использовать разнообразные источники для получения знаний о профессиях: книги, телевидение, кино, экскурсии на предприятия и др.;
- сделать заключение о наиболее подходящем типе профессии, затем классе, отделе, группе специальностей;
- сделать заключение о первом шаге на пути освоения избранной профессии, пройти ролевую практику. Здесь важно посоветоваться с врачом, классным руководителем, учителями, старшими членами семьи,
1 См.: Крягжде С.П. Психология формирования профессиональных интересов. Вильнюс, 1981.
представителями изучаемой профессии1.
Каждый возрастной этап процесса профессионального самоопределения учащихся имеет разные задачи и осуществляется по-разному. Поэтому и управление профессиональным самоопределением учащихся на внутришкольном уровне необходимо осуществлять в соответствии с особенностями возраста.
Рассмотрим общую систему управленческих действий, обеспечивающих достижение целей профессионального самоопределения на каждой из школьных ступеней.
1-4 классы
Цель обучения и воспитания - получение детьми базового начального образования, конструирование и опробование «инструмента» учебной деятельности (УД).
Обеспечение профессионального самоопределения:
• в учебной деятельности: формирование коллективного субъекта УД, владеющего основными механизмами УД (анализ, рефлексия, планирование), формирование индивидуальной способности к контролю и оценке, умения учить себя самостоятельно, ценностных ориентиров, способов группового взаимодействия;
• во внеучебной деятельности: организация выбора кружков, секций, студий с преимуществом художественно-эстетической деятельности.
Управленческие действия - создание условий для введения и освоения деятельностного подхода в обучении.
5 класс
Цель обучения и воспитания - осуществление перехода в старший подростковый возраст, формирование потребности выхода в другие предметные области.
1 См.: КлимовЕ.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие. Ростов н/Д., 1996.
Обеспечение профессионального самоопределения:
• в учебной деятельности: проведение рефлексии освоения содержания математики, русского языка и естествознания, расширение образовательного пространства через введение в «новые» предметы (биология, география, история, химия, физика); первичное освоение проектной деятельности, организация взаимодействия;
• во внеучебной деятельности: включение в общешкольную внеклассную работу, организация выбора дополнительного образования.
Управленческие действия - создание условий для осуществления учащимися выбора видов деятельности. Содействие расширению сети дополнительного образования и интеграция его с основным образованием для расширения возможности выбора. 6-7 классы
Цель обучения и воспитания - выстраивание траектории индивидуального движения учащихся, сращивание учебной и внеучебной деятельности.
Обеспечение профессионального самоопределения:
• в учебной деятельности: моделирование, использование моделей из одной области знаний в другой, концентрированное обучение, спецкурсы и факультативы, разработка предметных и межпредметных проектов, выращивание индивидуального субъекта УД, развитие общих и специальных способностей, формирование самосознания, самоопределение для продолжения обучения, первичное освоение всех компетенций;
• во внеучебной деятельности: организация выбора внеклассной деятельности, освоение ключевых компетенций, участие в работе клубов по интересам, работа в сфере управления детскими инициативами.
Управленческие действия - создание условий для освоения проектной деятельности учителями и учащимися, введения «новых» предметов, организация участия в олимпиадах, конкурсах, профориентационная работа,
создание условий для специализации.
8-9 классы
Цель обучения и воспитания - самоопределение в области знания, формирование индивидуального учебного плана, организация перехода от основной к полной средней школе.
Обеспечение профессионального самоопределения:
• в учебной деятельности: формирование научного стиля мышления как компонента мировоззрения и условия самообразования, развитие потребности в самосовершенствовании, способности к самостоятельному добыванию знаний, введение интегрированных предметов и метапредметов, носящих общефилософские и общечеловеческие ценности;
• во внеучебной деятельности: первичное опробование профессиональной деятельности, прогнозирование приемлемости профессии в ближайшей перспективе, формирование готовности совершать выбор, т.е. готовности к самоопределению.
Управленческие действия - создание условий для освоения проектной деятельности учителями и учащимися, введения «новых» предметов, организация участия в олимпиадах, конкурсах, профориентационная работа, создание условий для специализации.
10-11 классы
Цель обучения и воспитания - глубокая дифференциация.
Обеспечение профессионального самоопределения:
• в учебной деятельности: погружение в выбранные учащимися предметные области, обучение в малых группах и индивидуально, ведущая деятельность -учебно-профессиональная, организация различных видов практической деятельности, моделирующей разнообразные формы профессионального труда взрослых с целью «предоставления каждому учащемуся возможностей для пробы сил, проверки своих склонностей и способностей в практической работе».
• во внеучебной деятельности: профессиональная деятельность, переход процесса воспитания к самовоспитанию.
Управленческие действия - создание условий для погружения в предметы, углубление специализации.
Таким образом, можно констатировать, что профессиональное самоопределение - процесс интеграции индивида (субъекта выбора профессии) в социально-профессиональную структуру общества, осуществляемый в результате анализа им своих внутренних ресурсов и соотнесения их с требованиями профессии.
Попович А.Э. Этапы профессионального самоопределения школьников. В статье рассмотрены основные этапы профессионального самоопределения школьников в процессе обучения в общеобразовательной школе: пропедевтический, поисковый, периоды формирования профессионального самосознания и уточнения социально-профессионального знания. Акцентируется внимание на роли учителя в процессе профессионального самоопределения, а также на внедрении системы управленческих действий по обеспечению успеха в этом направлении.
Ключевые слова: этапы выбора профессии, школьник, учитель, профессиональное самоопределение, управленческие действия.
Popovich A.E. The stages of professional self-determination of students of general education schools. The article describes the main stages of professional self-determination of students in learning in general education schools: propaedeutic, search, periods of forming the professional identity and clarifying of social and professional knowledge. Focuses on the role of teachers in the process of professional self-determination, as well as the introduction of a system of managerial action to achieve success in this direction.
Key words: steps in choosing a profession, pupil, teacher, professional self-determination, management
actions.