Научная статья на тему 'Технология формирования готовности учащихся к выбору профессии в сфере безопасности жизнедеятельности'

Технология формирования готовности учащихся к выбору профессии в сфере безопасности жизнедеятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
498
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА / ГОТОВНОСТЬ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ / СФЕРА "БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ" / МЕТОД ПРОФЕССИОГРАФИИ / ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЕ КЕЙСЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ / ТЕХНИКИ "МОЗГОВОЙ ШТУРМ" / "CLUSTERN" / "SWOT" / КОУЧ-СЕССИИ / CAREER GUIDANCE / WILLINGNESS TO PROFESSION CHOICE / "SAFETY" FIELD / A METHOD OF PROFESSIOGRAPHICS / CAREER-ORIENTED CASES / PROFESSIONAL SAMPLES / THE TECHNIQUE OF "BRAINSTORMING" / COACHING SESSIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горичева Вера Дмитриевна, Музыка Владимир Петрович, Синицын Игорь Сергеевич

В современных образовательных реалиях необходимо обновление содержания, методов, средств и форм профориентационной работы как в образовательном учреждении в целом, так и в рамках отдельно взятых предметных областей, приведение их в соответствие с идеями и требованиями системно-деятельностного подхода. Анализ профессиональных предпочтений выпускников общеобразовательных учреждений позволил заключить, что профессии сферы «Безопасность жизнедеятельности» являются достаточно привлекательными и востребованными среди современных школьников. Это обуславливает потребность в разработке технологии формирования готовности учащихся к выбору профессии сферы «Безопасность жизнедеятельности». В настоящей статье раскрываются теоретико-методологические основы профориентационной работы в рамках изучения основ безопасности жизнедеятельности, определяется ее результат готовность к выбору профессии, рассматриваемый как интегративная характеристика личности, в структуре которой выделяют мотивационно-потребностный, эмоционально-волевой, познавательный, операциональный и рефлексивно-оценочный компоненты. В материалах описывается технология формирования готовности к выбору профессии сферы «Безопасность жизнедеятельности» как единство взаимосвязанных блоков: целевого, содержательного, организационно-деятельностного, мотивационно-потребностного и результативного. Представлена и раскрыта применительно к изучению основ безопасности жизнедеятельности схема профориентационной работы: узнал увидел попробовал выбрал. Для каждого этапа определены целевое назначение, содержание, формы, методы, приемы и средства работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горичева Вера Дмитриевна, Музыка Владимир Петрович, Синицын Игорь Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY OF FORMING STUDENTS’ READINESS TO THE PROFESSION CHOICE IN THE «SAFETY» SPHERE

In modern educational realities you need to update the content, methods, means and forms of professionally oriented work in the educational institution as a whole and within individual subject areas, bringing them into line with the ideas and requirements of the system-activity approach. The analysis of professional preferences of graduates of educational institutions allowed us to conclude that the profession of the «Safety» sphere are quite attractive and popular among modern students. This leads to the need for the development of the technology of formation of students’ readiness to choice of the «safety» sphere profession. This article reveals theoretical and methodological foundations of vocational guidance in the study of the life safety bases, is determined its result the readiness to the choice of profession, considered as integrative characteristics of the personality, in its structure there are motivation-need, emotional, cognitive, operational and reflexive-evaluative components. The material describes the technology of formation of readiness to the choice of the «Safety» profession sphere as a unity of interconnected blocks: target, substantial, organizational-activity, motivational and need, and effective. Here is presented and disclosed in relation to the study of life safety bases the scheme of vocational guidance: learned saw tried chose. Purpose, content, forms, methods, techniques and means are defined for each phase.

Текст научной работы на тему «Технология формирования готовности учащихся к выбору профессии в сфере безопасности жизнедеятельности»

УДК 372.816.4

В. Д. Горичева, В. П. Музыка, И. С. Синицын

Технология формирования готовности учащихся к выбору профессии в сфере безопасности жизнедеятельности

В современных образовательных реалиях необходимо обновление содержания, методов, средств и форм профориентационной работы как в образовательном учреждении в целом, так и в рамках отдельно взятых предметных областей, приведение их в соответствие с идеями и требованиями системно-деятельностного подхода. Анализ профессиональных предпочтений выпускников общеобразовательных учреждений позволил заключить, что профессии сферы «Безопасность жизнедеятельности» являются достаточно привлекательными и востребованными среди современных школьников. Это обуславливает потребность в разработке технологии формирования готовности учащихся к выбору профессии сферы «Безопасность жизнедеятельности».

В настоящей статье раскрываются теоретико-методологические основы профориентационной работы в рамках изучения основ безопасности жизнедеятельности, определяется ее результат - готовность к выбору профессии, рассматриваемый как интегративная характеристика личности, в структуре которой выделяют мотивационно-потребностный, эмоционально-волевой, познавательный, операциональный и рефлексивно-оценочный компоненты. В материалах описывается технология формирования готовности к выбору профессии сферы «Безопасность жизнедеятельности» как единство взаимосвязанных блоков: целевого, содержательного, организационно-деятельностного, мотивационно-потребностного и результативного. Представлена и раскрыта применительно к изучению основ безопасности жизнедеятельности схема профориентационной работы: узнал - увидел - попробовал - выбрал. Для каждого этапа определены целевое назначение, содержание, формы, методы, приемы и средства работы.

Ключевые слова: профориентационная работа, готовность к выбору профессии, сфера «Безопасность жизнедеятельности», метод профессиографии, профориентационные кейсы, профессиональные пробы, техники «Мозговой штурм», «Clustern», «SWOT», коуч-сессии.

V. D. Goricheva, V. P. Muzyka, I. S. Sinitsyn

Technology of Forming Students' Readiness to the Profession Choice in the «Safety» Sphere

In modern educational realities you need to update the content, methods, means and forms of professionally oriented work in the educational institution as a whole and within individual subject areas, bringing them into line with the ideas and requirements of the system-activity approach. The analysis of professional preferences of graduates of educational institutions allowed us to conclude that the profession of the «Safety» sphere are quite attractive and popular among modern students. This leads to the need for the development of the technology of formation of students' readiness to choice of the «safety» sphere profession.

This article reveals theoretical and methodological foundations of vocational guidance in the study of the life safety bases, is determined its result - the readiness to the choice of profession, considered as integrative characteristics of the personality, in its structure there are motivation-need, emotional, cognitive, operational and reflexive-evaluative components. The material describes the technology of formation of readiness to the choice of the «Safety» profession sphere as a unity of interconnected blocks: target, substantial, organizational-activity, motivational and need, and effective. Here is presented and disclosed in relation to the study of life safety bases the scheme of vocational guidance: learned - saw - tried - chose. Purpose, content, forms, methods, techniques and means are defined for each phase.

Keywords: career guidance, willingness to profession choice, «Safety» field, a method of professiographics, career-oriented cases, professional samples, the technique of «Brainstorming», «Clustern», «SWOT», coaching sessions.

Постановка проблемы. Одним из востребованных среди современных старшеклассников направлений будущей профессиональной деятельности является сфера «Безопасность жизнедеятельности». Но при этом стоит констатировать, что сложившаяся на практике система профориентационной работы со старшеклассниками в интересах сферы «Безопасность жизнедеятельности» проводится преимущественно путем организации ставших достаточно традиционными экскурсионных мероприятий, конкурсов, информационно-просветительской работы, что не дает

целостного представления о характере работы, имеющихся требованиях и ограничениях, не позволяет в достаточной мере осознать свою готовность к такого рода деятельности и в полной мере не отвечает идеям деятельностного подхода. В сложившейся ситуации актуальной является проблема разработки и внедрения отвечающей современным требованиям и отражающей специфику профессиональной деятельности в сфере «Безопасность жизнедеятельности» технологии формирования у старшеклассников готовности к выбору профессий, способствующей их высо-

© Горичева В. Д., Музыка В. П., Синицын И. С., 2017

кой мотивированности на получение соответствующего образования и последующей деятельности в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Цель исследования - разработать и обосновать технологию формирования готовности учащихся к выбору профессии сферы «Безопасность жизнедеятельности».

Изложение основного материала. Понятие «профориентация» в современных образовательных реалиях является достаточно распространенным и в общем виде, трактуемом как ориентация школьников на те или иные профессии [7]. Анализ разных точек зрения на понимание данного термина позволил нам констатировать, что наиболее общепринято понимать под профессиональной ориентацией целенаправленную деятельность по подготовке учащихся к обоснованному выбору профессии

в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями и одновременно с общественными потребностями в кадрах опре-

деленных профессий и разного уровня квалификации [1, 2, 3, 4, 7]. Результатом профориентаци-онной работы со старшеклассниками является готовность к выбору профессии, которую с позиций личностного подхода можно охарактеризовать как устойчивую целостную систему профессионально важных качеств личности, положительное отношение к избираемому виду профессиональной деятельности, организованность, самообладание и т. д., опыт профессиональной деятельности, необходимые навыки, умения, знания [6].

Анализ исследований позволяет заключить, что для комплексного исследования данной проблемы необходимо выявить компоненты понятия готовности к выбору будущей профессии. В настоящей работе мы опирались на классификацию компонентов готовности к выбору будущей профессии, предложенную А. Э. Поповичем. Характеристика основных компонентов готовности приведена в Таблице 1.

Таблица 1

Структура готовности к выбо

)у профессии [6]

Компонент готовности Характеристика

Мотивационно-ценностный Характеризует связь интересов с ценностными ориентациями и включает в себя наличие ценностных ориентаций и индивидуально выраженных целей, мотивов, связанных с дальнейшим способом получения будущей профессии

Эмоционально-волевой компонент Обусловлен увлеченностью учебно-профессиональной деятельностью и ответственностью за ее организацию, настойчивостью в организации этой деятельности и нацеленностью на ее успех, а также удовлетворенностью данным видом деятельности, стремлением к преодолению препятствий на пути к достижению целей и характеризуется устойчивым, сознательным, длительным (постоянным) отношением к выбранной профессии, уверенностью в преодолении трудностей в процессе овладения профессией и т. п.

Познавательный Включает совокупность знаний и умений, определяющих теоретическую подготовку к профессиональному самоопределению. Познавательная составляющая готовности характеризуется стремлением получать, искать и перерабатывать информацию о мире профессий; осваивать знания, умения и навыки, необходимые для совершения процесса выбора и освоения той или иной выбираемой профессии

Операционный компонент Характеризуется системой обобщенных умений для выбора сферы будущей профессиональной деятельности и направлен на активизацию внутренних психологических ресурсов личности, с тем, чтобы, включаясь в ту или иную профессиональную деятельность, человек мог в полной мере реализовать себя в ней

Рефлексивно-оценочный компонент Характеризует рефлексивное, постоянное видение старшеклассником целесообразности своих действий

Сфера «Безопасность жизнедеятельности» чрезвычайно многообразна, то есть выпускник может проявить себя в различных видах профессиональной деятельности: преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности (далее - ОБЖ) и физической культуры, инструктор по технике безопасности, специалист поисково-спасательной службы, специалист по прогнозированию и ликвидации последствий экологических чрезвычайных ситуации, специа-

лист по контролю качества окружающей среды, специалист в области пожарной безопасности, специалист в области безопасности технологических процессов и производств, инженер-эколог, гигиенист.

Обобщая изложенные ранее теоретические взгляды, определим готовность старшеклассников к выбору профессий сферы «Безопасность жизнедеятельности» как характеристику личности учащегося, проявляющуюся в наличии общего пред-

ставления о профессиональной деятельности в сфере «Безопасность жизнедеятельности», устойчивого интереса школьников к группе данных профессий, приобретение необходимых знаний в данной сфере и первичного опыта их практического применения, саморазвития в профессиональной области.

Изучение основ безопасности жизнедеятельности способствует осознанию подростками необходимости получения знаний и умений для осуществления в дальнейшем профессионального выбора в соответствии со своими желаниями, склонностями и способностями, мотивов выбора профессии как сферы будущей профессиональ-

ной деятельности, направленности на ее освоение, то есть данный курс в пределах профориен-тационной подготовки выступает средой формирования готовности подростков к выбору будущей профессии. Возможности курса ОБЖ, современные тенденции развития образования на интеграционной основе и учет основной идеи профориентационной работы - направленность ее на выбор учащимися будущей профессии, ставят вопрос о необходимости разработки технологии формирования готовности к выбору профессии. На этом основании дадим характеристику основных компонентов технологии работы в процессе обучения ОБЖ (см. Табл. 2).

Таблица 2

Компоненты технологии формирования готовности к выбору профессии сферы «Безопасность жизнедеятельности»_

Компонент технологии Содержание

Целевой Направлен на формирование готовности подростка к выбору профессии в сфере «Безопасность жизнедеятельности». Генеральная цель - формирование готовности подростков к выбору профессии средствами курса ОБЖ. При этом образовательная цель состоит в формировании предметных знаний и умений, необходимых для выбора будущей профессии. Воспитательная цель заключается в формировании личностных установок учащегося на осознанный выбор профессии в процессе изучения курса ОБЖ. Развивающая цель предусматривает формирование и развитие познавательных и профессиональных интересов, склонностей, способностей школьников на этапе профориентационной подготовки средствами курса ОБЖ

Содержательный Основная задача данного компонента - предметное содержание должно стать средством формирования готовности к выбору профессии. Данная задача может быть реализована посредством включения профориентационного материала в «ткань» учебных занятий по ОБЖ; выполнения школьниками предметных заданий в сочетании с профессиографическими, раскрывающих характер профессионального труда специалистов в сфере «Безопасность жизнедеятельности»; конструирования содержания профессиональных проб на основе знаний и умений по ОБЖ на основе уровневой дифференциации; практико-ориентированного характера обучения в процессе изучения курса ОБЖ

Организационно-деятельностный Основная задача - создание условий для самореализации и саморазвития учащихся в процессе обучения ОБЖ через организацию развивающего характера деятельности. Данный компонент реализуется в процессе использования самых различных форм предпрофильного обучения: уроки ОБЖ профориентационной направленности; профессиональные пробы в учебной (урок) и внеучебной деятельности; организация коллективной, групповой, индивидуальной работы во время выполнения профессиографических заданий, проб; выполнение заданий практико-ориентированной направленности в процессе учебной и внеучебной деятельности; организация профориентационных экскурсий и встреч

Мотивационно-потребностный Основная задача компонента - создание условий для осознания мотива и потребности выбора профиля обучения средствами курса ОБЖ. Данный компонент системы направлен на формирование познавательного интереса в процессе обучения основам безопасности жизнедеятельности через использование активных форм; формирование и развитие профессионального интереса через включение профориентационного материала, профессиографических заданий, заданий профессиональных проб в учебную и внеучебную деятельность школьников; формирование осознанной потребности выбора будущей профессии сферы «Безопасность жизнедеятельности» через комплекс средств профориентационной подготовки школьников в процессе обучения ОБЖ

Результативной Предполагает в качестве итога нацеленность учащегося на осознанный выбор продолжения образования по профессии сферы «Безопасность жизнедеятельности» в соответствующих учреждениях профессионального образования. В качестве показателей эффективности проделанной работы можно указать владение теоретическими знаниями и практическими умениями на уровне предметной области; владение практическими действиями, сформированными в ходе выполнения имитационных действий специалистов в процессе реализации профессиональных проб; наличие интереса к избираемой сфере профессиональной деятельности

Реализация выделенных компонентов технологии профориентационной работы при изучении основ безопасности жизнедеятельности предполагает соблюдение определенной этапно-сти. Для каждого этапа были определены целевые установки, содержательные и процессуальные основы профориентационной работы. В общем виде профориентационную работу можно представить как схему «У (узнал) -У (увидел) - П (попробовал) - В (выбрал)», что согласуется с основными этапами деятельности. Рассмотрим последовательность осуществления профориентационной работы согласно представленной схеме. Этап профориентационной работы «Узнал» предполагает первичное ознакомление с миром профессий сферы «Безопасность жизнедеятельности». Изучение основных тем школьного курса основ безопасности жизнедеятельности сопровождается представлением учащимся конкретных профессий, связанных с обеспечением безопасности. В ходе таких уроков у учащихся формируется представление о видах деятельности, связанных с той или иной профессией. Одним из методов, активно используемых на данном этапе, является метод профес-сиографии, позволяющий провести анализ психологических особенностей трудовой деятельности (профессии) на основе всестороннего ее изучения и определенной систематизации полученных количественных и качественных данных [3]. Составление профессиограмм, с одной стороны, способствует не только формированию представления о профессии, но и внутренней рефлексии учащегося, позволяя получить ответы на вопросы: «Подходит ли мне такой вид деятельности?», «Обладаю ли я необходимыми качествами для такой деятельности?».

Следующий этап профориентационной работы - «Увидел» — ориентирует на организацию для учащихся во вреурочное время профориен-тационных экскурсий на предприятия, связанных с обеспечением безопасности жизнедеятельности. На третьем этапе профориентационной работы - «Попробовал» - учащиеся вовлекаются в деятельность, в ходе осуществления которой им предстоит принять на себя роль исполнителя той или иной профессии. В конечном итоге, это способствует получению учащимися первичных профессиональных умений. Особое место

в профориентационной работе средствами курса ОБЖ на данном этапе принадлежит активным методам обучения - кейсам, которые требуют от учащихся применения имеющихся знаний для решения значимой для них проблемы. Так, например, при изучении темы «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» учащиеся знакомятся с такими профессиями, как «врач», «гигиенист». Кроме стандартных практических работ, в результате которых учащиеся овладевают умениями оказывать первую медицинскую помощь, им следует предложить выполнение кейса, направленного на ознакомление с особенностями профессиональной деятельности гигиениста. Например, представьте, что Вы работаете сотрудником Роспотребнадзора и Вам необходимо принять образовательное учреждение к началу нового учебного года. Осуществите выборочную оценку санитарно-гигиенического состояния ряда классных комнат в своей школе по нескольким параметрам. Сделайте вывод о соответствии учебных помещений санитарно-гигиеническим требованиям. Какие профессиональные умения гигиениста Вам предстоит освоить в процессе выполнения задания?

Одним из наиболее востребованных средств профориентационной работы в современных образовательных учреждениях является профессиональная проба - профессиональное испытание или профессиональная проверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности [5]. Выполнение профессиональных проб включает комплекс теоретических и практических знаний об основных характеристиках предмета, целях, условиях и орудиях труда, ситуациях проявления профессионально важных качеств. Это позволяет подросткам в процессе подготовки и выполнения пробы оценить собственные возможности освоения профессии. Так, при изучении темы «Экологическая безопасность» учащимся можно предложить выполнить профессиональную пробу, содержание которой требовало бы от них принятия на себя роли инженера-эколога и вовлечения

в деятельность по оценке состояния окружающей среды и прогнозированию влияния загрязнения на состояние здоровья (см. Табл. 3).

Таблица 3

Пример фрагмента профессиональной пробы «Эколог»

Компоненты пробы

Технологический

Ситуативный

Функциональный

I. Составление карты-схемы территории

Задание

Подготовить листы для составления карты-схемы территории: нанести масштабную сетку, присвоив координаты каждому квадрату; обозначить стороны света

Составить карту-схему территории: обследовать указанную преподавателем территорию и нанести на листы с масштабной сеткой контуры зданий, автомобильные и пешеходные дороги, деревья, кустарники и газоны, учитывая стороны света и масштаб наносимых объектов

Определить и показать на карте-схеме высоту зданий, сооружений и деревьев. Определить видовой состав деревьев и кустарников, произрастающих на изучаемой территории и нанесенных на карту-схему

стану II Чего не будет, если я стану ...? не будет стану I Что будет если я стану ...? будет

не будет III Чего не будет, если я не стану .? не стану будет IV Что будет, если я не стану .? не стану

На заключительном этапе

профориентационной работы - «Выбрал» -учащимся оказывалась консультативная помощь в осознании перспектив своей будущей профессиональной деятельности, а также содействие открытию школьниками для себя направлений в сфере обеспечения безопасности. В рамках профориентационной работы совместно со школьным психологом необходимо проведение занятий-тренингов по обсуждению с учащимися их профессионального пути с применением таких техник, как «Мозговой штурм», «Clustern», «SWOT». В первую очередь, данные мероприятия адресуются тем учащимся, кто высказал желание связать свой будущий профессиональный путь с деятельность по обеспечению безопасности. Эффективными в вопросах консультирования могут стать коуч-сессии, в ходе которых создается проект профе ссионального самоопределения.

Посредством коучинга и проектной деятельности у школьников, по нашему мнению, происходят внутриличностные изменения: формируется осознание направлений профессиональной деятельности, появляется определенность в понимании того, с кем и где предстоит работать, складывается представление о перспективах своей трудовой деятельности, анализируются собственные возможности, особенности, которые соотносятся

с требованиями будущей профессии, то есть формируется или развивается готовность к выбору профессии и дальнейшему

профессиональному образованию. Для помощи в принятии решения в ходе коуч-сессии логично использование техники «Квадрат Декарта».

Правила техники: на доске или листе рисуется квадрат, поделенный на 4 части. Учащийся отвечает на вопрос каждого квадрата. Проходя первый круг по всем четырем квадратам, учащийся дает по 2-3 ответа. Коуч кратко фиксирует данные ответы в квадрате в соответствующей части. Преподаватель, реализуя стратегию коучинга, задает вопросы, отвечая на которые школьники раскрывают в себе личные желания и возможности, осознают свой потенциал, могут понять себя и свой выбор.

Таким образом, следует заключить, что представленная технология способствует формированию готовности учащихся к выбору профессии в сфере «Безопасность жизнедеятельности».

Библиографический список

1. Артюхова, О. М. Подготовка старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению в условиях уровневой дифференциации обучения [Текст] : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Артюхова Ольга Михайловна. - Кемерово, 2006. - 220 с.

2. Гриншпун, С. С. Теория и практика профессиональной консультации старшеклассников общеобразовательных школ [Текст] : автореф. дис. ... д-ра. пед. наук / С. С. Гриншпун. - М., 1993. - 32 с.

3. Кузнецова, И. В. Методологические основы исследования процесса выбора профессии [Текст] /

И. В. Кузнецова // Способности и деятельность. - М. : Просвещение, 1989. - С. 35-46.

4. Мальцева, Л. В. Педагогическая технология формирования готовности старшеклассников старших классов общеобразовательных учреждений к выбору профессии [Текст] / Л. В. Мальцева. - Курган, 2000. -161 с.

5. Организация профессиональных проб для старшеклассников в профессиональных образовательных организациях [Текст] : метод. рекомендации / И. А. Килина, Н. Т. Рылова, И. Ю. Вершинин, В. Ф. Белов; под общ. ред. Е. Л. Рудневой. - Кемерово : ГБУ ДПО «КРИРПО», 2016. - 88 с.

6. Попович, А. Э. Формирование готовности старших школьников к выбору профессии в школе [Текст] : монография / А. Э. Попович. - М. : Академия педагогических и социальных наук, 2010.

7. Чернявская, А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации [Текст] / А. П. Чернявская. - М. : Владос-Пресс, 2001.

Bibliograficheskij spisok

1. Artjuhova, O. M. Podgotovka starsheklassnikov k social'no-professional'nomu samoopredeleniju v uslovijah urovnevoj differenciacii obuchenija [Tekst] : dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01 / Artjuhova Ol'ga Mihajlovna. -Kemerovo, 2006. - 220 s.

2. Grinshpun, S. S. Teorija i praktika professional'noj konsul'tacii starsheklassnikov obshheobrazovatel'nyh shkol [Tekst] : avtoref. dis. ... d-ra. ped. nauk / S. S. Grinshpun. - M., 1993. - 32 s.

3. Kuznecova, I. V. Metodologicheskie osnovy issle-dovanija processa vybora professii [Tekst] / I. V. Kuznecova // Sposobnosti i dejatel'nost'. - M. : Pros-veshhenie, 1989. - S. 35-46.

4. Mal'ceva, L. V. Pedagogicheskaja tehnologija formirovanija gotovnosti starsheklassnikov starshih klassov obshheobrazovatel'nyh uchrezhdenij k vyboru professii [Tekst] / L. V. Mal'ceva. - Kurgan, 2000. -161 s.

5. Organizacija professional'nyh prob dlja starsheklassnikov v professional'nyh obrazovatel'nyh or-ganizacijah [Tekst] : metod. rekomendacii / I. A. Kilina, N. T. Rylova, I. Ju. Vershinin, V F. Belov; pod obshh. red. E. L. Rudnevoj. - Kemerovo : GBU DPO «KRIRPO», 2016. - 88 s.

6. Popovich, A. Je. Formirovanie gotovnosti starshih shkol'nikov k vyboru professii v shkole [Tekst] : mono-grafija / A. Je. Popovich. - M. : Akademija pedagog-icheskih i social'nyh nauk, 2010.

7. Chernjavskaja, A. P. Psihologicheskoe konsul'tiro-vanie po professional'noj orientacii [Tekst] / A. P. Chernjavskaja. - M. : Vlados-Press, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.