Научная статья на тему 'Учет имущества некоммерческих организаций'

Учет имущества некоммерческих организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
734
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ЦЕЛЕВОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ЦЕЛЕВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ / МЕТОД НАЧИСЛЕНИЯ / КАССОВЫЙ МЕТОД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ягудина Г. Г.

В статье рассмотрено содержание понятия «целевое финансирование» и особенности учета имущества некоммерческих организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учет имущества некоммерческих организаций»

Учет в некоммерческих организациях

УЧЕТ ИМУЩЕСТВА НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Г. Г. ЯГУДИНА, кандидат экономических наук, доцент Бугульминский филиал Института экономики, управления и права, г. Казань

В законодательстве в области бухгалтерского учета отсутствуют четкое определение целевого финансирования и детальная методология его учета. Содержание понятия «целевое финансирование» не определено и в Федеральном законе от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон № 7-ФЗ). Отсутствие четкого понимания целевого финансирования вносит скрытую интригу, так как всегда есть риск того, что проверяющие органы посчитают какие-нибудь расходы нецелевыми с требованием их возврата и уплаты с них всех налогов. Рассмотрим особенности учета имущества некоммерческих организаций.

Для осуществления своей основной (уставной) деятельности некоммерческие организации нуждаются в определенных финансовых средствах, большая часть которых исходя из законодательства о некоммерческих организациях и особенностей их деятельности должна формироваться за счет средств целевых поступлений.

Анализ содержания Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) позволил сделать вывод о том, что указанный документ не содержит определения понятия «целевое финансирование». В общепринятом понимании оно означают передачу имущества или денежных средств для использования на определенные цели.

По мнению автора, без четкого понимания целевого финансирования (особенно когда суммы велики) даже в том случае, когда организация получает целевые средства из бюджета и полностью

расходует их на достижение цели, есть риск, что какие-нибудь расходы будут признаны нецелевыми.

Содержание понятия «целевое финансирование», как уже упоминалось, не определено и в Законе № 7-ФЗ. Законодательство указывает лишь различные источники формирования имущества некоммерческих организаций (приложение 2). Так, в п. 1 ст. 26 Закона № 7-ФЗ названы следующие источники формирования имущества некоммерческих организаций в денежных и иных формах:

— регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);

— добровольные имущественные взносы и пожертвования;

— выручка от реализации товаров, работ, услуг;

— дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;

— доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;

— другие не запрещенные законом поступления.

Первый вид поступлений — это поступления имущества (к нему относятся не только материальные ценности, но и денежные средства) от тех, кто создал некоммерческую организацию, а также является ее участником или членом.

Во втором случае имущество может поступать от любых организаций (коммерческих и некоммерческих), от предпринимателя без образования

юридического лица, от физических лиц. Эти два вида поступлений обычно формируют имущество, используемое в основной (уставной) деятельности некоммерческой организации. Если они входят в перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы (ст. 251 Налогового кодекса РФ (НК РФ)), то они не облагаются налогом на прибыль.

Следующие три вида поступлений, как правило, связаны с предпринимательской деятельностью некоммерческой организации (активной или пассивной). Обычно по таким поступлениям начисляется и уплачивается налог на прибыль, если некоммерческая организация не применяет специальных налоговых режимов1.

Но у некоторых некоммерческих организаций они могут быть связаны с основной (уставной) деятельностью (например плата за обучение в негосударственных образовательных учреждениях). В этом случае уплата налога на прибыль зависит от конкретного указания в НК РФ. Перечень поступлений в Законе № 7-ФЗ — открытый.

В законодательстве о бухгалтерском учете также отсутствует четкое определение, что является целевым финансированием и какова детальная методология его учета. В Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н (далее — Инструкция № 94н) при раскрытии счета 86 «Целевое финансирование», дано следующее определение понятия «целевое финансирование»: это средства, предназначенные для осуществления мероприятий целевого назначения; средства, поступившие от других организаций и лиц; бюджетные средства и др.

Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000, утвержденное приказом Минфина России от 16.10.2000 № 92н, хотя и предполагает использование счета 86 «Целевое финансирование», на некоммерческие организации не распространяется, поскольку государственная помощь в этом документе признается как доход.

В результате на практике для бухгалтерского учета используются критерии отнесения тех или иных средств к средствам целевого финансирования, изложенные в налоговом законодательстве, что

1 Ягудина Г. Г., Хамидуллина Г. Р., Гусарова Л. В. Особенности бухгалтерского учета в некоммерческих организациях. М.: Бухгалтерский учет. 2008. С. 51.

не совсем правильно. В соответствии с подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы, полученные налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом к средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования:

— в виде средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения;

— в виде грантов — денежных средств или иного имущества в случае, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям:

предоставление на безвозмездной и безвозвратной основе физическими лицами, некоммерческими организациями, в том числе иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством РФ;

предоставление на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны окружающей среды, а также на проведение конкретных научных исследований;

предоставление на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным предоставлением грантодателю отчета о целевом использовании гранта;

— в виде инвестиций, полученных при проведении инвестиционных конкурсов (торгов) в порядке, установленном законодательством РФ; в виде инвестиций, полученных от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения при условии использования их в течение одного календарного года с момента получения; в виде аккумулированных на счетах организации-застройщика средств дольщиков и (или) инвесторов;

— в виде средств, полученных обществом взаимного страхования от организаций — членов общества взаимного страхования;

— в виде средств, полученных предприятиями и организациями, в состав которых входят особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, из резервов, предназначенных для обеспечения безопасности указанных производств и объектов на всех стадиях жизненного цикла и их развития в соответствии с законодательством РФ об использовании атомной энергии; в виде средств сбо-

ров за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов в воздушном пространстве РФ, полученных специально уполномоченным органом в области гражданской авиации.

Некоммерческие организации, осуществляющие основную (уставную) и предпринимательскую деятельность согласно ст. 251 НК РФ, обязаны вести раздельный учет доходов и расходов в рамках целевого финансирования, во избежание искажений при формировании бухгалтерской отчетности, исчисления налога на прибыль и налога на добавленную стоимость (НДС), принимаемого к вычету из бюджета. При отсутствии раздельного учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

Некоммерческим организациям в соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ дополнительно предоставляется право не учитывать при определении налоговой базы по налогу на прибыль целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций и ведение ими основной (уставной) деятельности, поступивших безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованных указанными получателями по назначению. При этом некоммерческие организации — получатели указанных целевых поступлений обязаны также вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.

Перечень целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций и ведение ими основной (уставной) деятельности приведен в п. 2 ст. 251 НК РФ и является закрытым. К таким поступлениям относятся:

— осуществленные в соответствии с законодательством РФ о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, целевые взносы и отчисления в публично-провавые профессиональные объединения, построенные на принципе обязательного членства, паевые вклады, а также пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с ГК РФ (согласно ст. 582 ГК РФ пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях);

— имущество, переходящее некоммерческим организациям по завещанию в порядке наследования;

— суммы финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных

фондов, выделяемые на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций;

— средства и иное имущество, которые получены на осуществление благотворительной деятельности;

— совокупный вклад учредителей негосударственных пенсионных фондов; пенсионные взносы в негосударственные пенсионные фонды, если они в полном объеме направляются на формирование пенсионных резервов негосударственного пенсионного фонда;

— использованные по целевому назначению поступления от собственников созданным ими учреждением; отчисления адвокатов на содержание коллегии адвокатов (ее учреждений); средства, поступившие профсоюзным организациям в соответствии с коллективными договорами (соглашениями) на проведение профсоюзными организациями социально-культурных и других мероприятий, предусмотренных их уставной деятельностью;

— использованные по назначению средства, полученные структурными организациями Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО) от Минобороны России и (или) другого органа исполнительной власти по генеральному договору, а также целевые отчисления от организаций, входящих в структуру РОСТО, используемые в соответствии с учредительными документами на подготовку граждан по военно-учетным специальностям, военно-патриотическое воспитание молодежи, развитие авиационных, технических и военно-прикладных видов спорта;

— имущество и (или) имущественные права, которые получены религиозными организациями на осуществление уставной деятельности.

Таким образом, из п. 2 ст. 251 НК РФ следует, что все виды целевых поступлений при соблюдении определенных условий можно не облагать налогом. Однако, по мнению автора, необходимо учитывать нормы гражданского законодательства, согласно которым отдельные виды целевых поступлений могут быть получены не всеми некоммерческими организациями. Одним из таких видов целевых поступлений являются пожертвования.

В ст. 582 ГК РФ представлен исчерпывающий список тех, кто имеет право на получение пожертвования (в частности здесь упомянуты фонды, благотворительные, религиозные и общественные организации, учреждения с определенным направлением деятельности). Поскольку список возможных получателей пожертвования закры-

тый, не все некоммерческие организации могут исключать из налогооблагаемой базы средства, полученные с формулировкой «пожертвование» (например в перечень получателей пожертвований не включены некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации, союзы и ассоциации, товарищества собственников жилья и жилищно-строительные кооперативы). Безвозмездная передача вещи или права таким организациям возможна, но будет считаться не пожертвованием, а дарением. Дарение же не причисляется НК РФ к целевым поступлениям, следовательно, облагается налогом на прибыль.

В условиях ограниченных инвестиционных ресурсов, особенно денежных средств, для более эффективного их использования финансирование проектов российских некоммерческих организаций зачастую осуществляется на альтернативной основе — конкурсе грантов. Однако в настоящее время в российском законодательстве отсутствует единый подход к определению термина «грант». Некоторые определения термина «грант», используемые в различных нормативных актах, представлены в табл. 1.

Обобщив эти определения, можно сформулировать следующие характерные признаки понятия «грант»:

— это безвозмездные целевые средства, выраженные в денежной или натуральной форме;

— предоставляется преимущественно на основании конкурса;

— выделяется организациям, инициативным группам или отдельным лицам на реализацию конкретных проектов (программ).

Таким образом, можно сказать, что грант по своей сути является частным случаем пожертвования, и отношения, возникающие с его заключением, регулируются нормами ст. 582 ГК РФ.

В некоммерческих организациях размер остатка неиспользованных целевых средств на конец года нормативными документами не регламентируется. Исключения составляют благотворительные некоммерческие организации, в которых при реализации долгосрочных благотворительных программ поступившие средства используются в сроки, установленные этими программами.

Осуществление некоммерческой организацией предпринимательской деятельности в большинстве

Таблица 1

Сводная таблица определения понятия «грант»

№ п/п Вид нормативного документа Определение

1 Пункт 6 ст. 217 НК РФ Грант — безвозмездная помощь, предоставленная для поддержки науки и образования, культуры и искусства в РФ международными или иностранными организациями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством РФ

2 Статья 17 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (ред. от 02.11.2004) Государственная поддержка может выражаться в виде целевого финансирования отдельных общественно полезных программ общественных объединений по их заявкам (государственные гранты)

3 Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (ред. от 22.08.2004) Благотворительные пожертвования, в том числе носящие целевой характер (благотворительные гранты), предоставляемые гражданами и юридическими лицами в денежной или в натуральной форме

4 Статья 2 Федерального закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике) (ред. от 30.06.2005) Гранты — денежные и иные средства передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории РФ в установленном Правительством РФ порядке, на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями

5 Письмо Госналогслужбы России, Минфина России от 11.06.1993 № ЮУ-4-06/88н, 04-06-01 «О порядке налогообложения грантов, получаемых от иностранных благотворительных организаций» (с изм., внесенными Инструкцией Госналогслужбы России от 29.06.1995 № 35) Под термином «грант» для целей налогообложения понимаются целевые средства, предоставляемые безвозмездно иностранными благотворительными организациями, предприятиями организациям и физическим лицам в денежной или в натуральной форме на проведение научных или других исследований, опытно-конструкторских работ, обучение, лечение и другие цели с последующим отчетом об их использовании

случаев является вынужденной мерой. Необходимость в этом возникает при несвоевременном финансировании или его отсутствии, а также в случае несогласии жертвователя с некоторыми из статей расходов в смете, на его взгляд, не соответствующими уставным целям, когда без покрытия этих затрат осуществление деятельности некоммерческой организации или выполнение конкретной программы затруднено. Прибыль, получаемая в результате такой деятельности, часто является единственным источником для покрытия:

— расходов, образующихся до начала финансирования программы;

— расходов на создание резервов для поддержания работоспособности организации в периоды недостаточного финансирования;

— расходов на создание фондов для инвестирования расширения программ, самой организации или проведения мероприятий, приносящих доход;

— расходов на совершенствование и ремонт основных средств.

Специфика функционирования некоммерческих организаций заключается в том, что их основная (уставная) деятельность может включать лишь те направления, которые соответствуют целям создания организации в статусе некоммерческой. Как уже было отмечено, проблема состоит в отсутствии четких критериев этого соответствия, что порождает субъективную, произвольную его трактовку как самими участниками некоммерческой деятельности, так и контролирующими их организациями. Решением этой проблемы может стать четкое отражение специфики деятельности некоммерческой организации в таких документах, как устав организации, финансовый план, смета, учетная политика.

По мнению известного экономиста В. В. Семе-нихина, в основу бухгалтерского учета некоммерческих организаций заложены и выведены на главную роль второстепенные участки коммерческого учета, никогда не имевшие в базовом плане счетов самостоятельного существенного значения и практики корреспондентского использования2.

В Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций приростными для коммерческих организаций являются затратные счета, а не счет 86 «Целевое финансирование», который считается центральным

2 Семенихин В. В. Некоммерческие организации: особенности бухгалтерского учета и налогообложения. М.: Эксмо, 2005. С. 176.

при учете в некоммерческих организациях, так как на этом счете происходит обобщение информации о движении средств, связанных с осуществлением основной (уставной) деятельности. Поскольку в системе производственного учета счет 86 «Целевое финансирование» используется крайне редко, методика работы с этим счетом не получила должного развития, что затрудняет использование его при учете в некоммерческих организациях.

При осуществлении некоммерческой организацией различных видов деятельности и выполнении ряда целевых программ и проектов счет 86 «Целевое финансирование» представляет собой сложную конструкцию, так как аккумулирует всю информацию о финансовой деятельности некоммерческой организации. Например, для более детального аналитического учета целевых поступлений рекомендуется открывать дополнительные субсчета к счету 86 «Целевое финансирование» по направлениям получения средств. Внутри каждого субсчета следует вести подробный аналитический учет по источникам получения средств.

Таким образом, для учета целевых средств счет 86 «Целевое финансирование» является основным. В этой связи особое значение приобретает разработка методики работы некоммерческих организаций со счетом 86 «Целевое финансирование». Для начала необходимо определить, чему должен равняться кредитовый остаток по этому счету 86 «Целевое финансирование»:

1) дебетовым остаткам всех счетов по учету внеоборотных и оборотных активов:

Д-т сч. 01, 04, 08, 10, 20, 26, 50, 51, 52, 58, 60, 71, 76 К-т сч. 86;

2) дебетовым остаткам целевых средств, находящимся на счетах 50 «Касса», 51 «Расчетные счета» и 52 «Валютные счета»:

Д-т сч. 50, 51, 52 К-т сч. 86.

На сегодняшний день в бухгалтерском учете некоммерческих организаций для формирования остатка по счету 86 «Целевое финансирование» применяется первая бухгалтерская операция, в результате чего искажается информация о фактических поступлениях и расходах, отраженных на данном счете. Это связано с тем, что не определен порядок списания целевых средств.

При использовании второй бухгалтерской операции кредитовый остаток по счету 86 «Целевое финансирование» соответствует фактиче скому состоянию целевых средств, а аналитический учет дает полную картину реального состояния доходов

Таблица 2

Положительные и отрицательные моменты метода начисления при использовании в бухгалтерском учете некоммерческих организаций

Факторы метода Факты хозяйственной деятельности

Положительные моменты при использовании данного метода В учете достигается максимальное соответствие по времени доходов и расходов

Бухгалтерская отчетность, включающая информацию о начисленных обязательствах некоммерческих организаций, содержит полезную и достоверную информацию для пользователей

Информация о возникших обязательствах некоммерческих организаций расширяет возможность прогнозирования финансового положения организации в будущем

Отрицательные моменты при использовании данного метода Метод достаточно сложен и требует квалифицированных бухгалтерских кадров

и расходов по направлениям деятельности в разрезе отдельных программ и проектов. Такой подход наиболее отвечает требованиям надежности и сопоставимости представляемых финансовых данных в отчетности некоммерческих организаций.

Однако при подсчете дебетовых остатков целевых средств, находящихся на счетах 50, 51, 52, следует проявить максимальную точность, поскольку не все средства, поступающие на указанные счета, носят целевой характер. Ведь на эти счета могут поступать членские и вступительные взносы от членов организации, анонимные и личностные благотворительные пожертвования и другие средства, которые невозможно с полной уверенностью охарактеризовать как целевые поступления. Следует помнить, что эти средства предназначены для выполнения конкретных программ, а если программа при поступлении средств не обозначена, то относить их к целевым средствам не рекомендуется.

В Инструкции № 94н сказано, что полученные в качестве источников финансирования тех или иных мероприятий средства целевого назначения отражаются по кредиту счета 86 «Целевое финансирование» и в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Некоторые авторы считают, что данная бухгалтерская запись может быть сделана лишь по факту получения средств целевого финансирования, т. е. не раньше, чем проводка:

Д-т сч. 51 «Расчетные счета» (50 «Касса», 52 «Валютные счета»)

К-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

По мнению автора, это прямо противоречит основному принципу бухгалтерского учета — принципу начисления, предполагающему фиксацию доходов и расходов в момент их возникновения независимо от даты оплаты. Это также приводит к невозможности отражения в бухгалтерском учете

операций по списанию расходов за счет целевого финансирования в тех случаях, когда момент непосредственного их получения организацией отстает по времени от документально зафиксированной даты.

В соответствии с Инструкцией № 94н использование средств целевого финансирования должно быть отражено:

Д-т сч. 86 К-т сч. 70, 69, 60, 76 — фактические расходы по смете.

Поэтому при несвоевременном поступлении средств целевого финансирования (при отсутствии кредитового оборота по счету 86) отражение этих средств в бухгалтерском учете в качестве источника покрытия расходов некоммерческих организаций приведет к отрицательному сальдо на счете 86 «Целевое финансирование». В результате может возникнуть ложное представление о реальной ситуации: источника целевого финансирования нет, а его использование осуществляется. На самом деле источник, конечно, есть, запаздывает лишь факт оплаты. Этой ситуации можно избежать, если учитывать источники целевого финансирования не по факту оплаты, а по факту начисления.

Метод начисления основан на принципе допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности, которое подразумевает, что факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (табл. 2).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На практике бухгалтер некоммерческой организации зачастую отражает наличие целевого финансирования после фактического поступления средств на счета учета денежных средств, в кассу организации или иных активов (кассовый метод).

Всесторонне подобное противостояние кассового исполнения сметы и прогрессивного метода начисления было освещено экономистами

Таблица 3

Положительные и отрицательные моменты кассового метода при использовании в бухгалтерском учете некоммерческих организаций

Факторы метода Факты хозяйственной деятельности

Положительные моменты при использовании данного метода Прямая выгода налогоплательщика при исчислении налогов. Некоммерческой организации предоставлены существенные льготы по налогообложению, поэтому для них указанное преимущество кассового метода не имеет принципиального значения

Отрицательные моменты при использовании данного метода Отсутствие взаимосвязи между оплаченными доходами и расходами, так как оплаченные в отчетном периоде расходы не всегда обусловлены получением оплаченных в этом же периоде доходов

Ограниченность использования кассового метода

Невозможность получения заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности достоверной информации об активах и обязательствах некоммерческой организации

В. Д. Наводворским и Г. А. Перфильевым3. Анализируя практику бухгалтерского учета некоммерческих организаций США, они пришли к выводу, что традиционно учет в бюджетном секторе основывается на кассовом принципе, согласно которому хозяйственную операцию отражают в учете только тогда, когда произошло фактическое движение денежных средств, но не отражает реального времени, когда организация получила право на финансирование или была обязана уплатить по счетам.

Таким образом, кассовый метод учитывает момент получения средств и осуществление выплат в натуре. В соответствии с этим методом доходами считаются все суммы, действительно полученные организацией в конкретном периоде, а расходами — реально выплаченные суммы.

Расходы, связанные с производством и реализацией продукции, работ, услуг, отражаются на счетах учета затрат только в части оплаченных материальных ценностей, услуг, выплаченной оплаты труда, начисленных амортизационных отчислений и других оплаченных затрат. Доходы при кассовом методе отражаются в бухгалтерском учете по факту оплаты.

Проведенный автором анализ позволил выявить следующие положительные моменты и недостатки кассового метода при использовании его в некоммерческих организациях (табл. 3).

В отличие от метода начислений, согласно которому доходами признаются все суммы, право на получение которых возникло у организации в данном отчетном периоде вне зависимости от оплаты, кассовый метод учитывает только те активы, которые присвоены организацией в определенной юридической форме (получены в кассу наличными,

3 Новодворский В. Д., Перфильев Г. А. Учет в некоммерческих организациях: опыт в США // Бухгалтерский учет. 2003. № 5. С. 41.

переданы в собственность посредством оформления определенных документов и др.).

Подводя итоги анализа использования кассового метода и метода начисления, можно сделать вывод, что кассовый принцип учета не в состоянии представить информацию обо всех экономических ресурсах, находящихся в распоряжении субъекта хозяйственной деятельности. Поэтому назрела необходимость применения в учете некоммерческих организаций полноценного принципа начислений. Наиболее целесообразно применять принцип начисления при заключении договоров на целевое финансирование при наличии вероятности, что перечисление денежных средств может быть задержано организацией-жертвователем (гранто-дателем) или в договоре установлено требование произвести целевые расходы за счет средств самой организации, а затем организация-жертвователь (грантодатель) лишь компенсирует произведенные расходы. В подобных случаях те бухгалтеры, которые выбрали для учета расходов непосредственно дебет счета 86 «Целевое финансирование», оказываются в затруднительном положении, так как дебетовать счет 86 «Целевое финансирование» без предварительного отражения сумм по кредиту счета некорректно.

Резюмируя изложенное, можно сделать вывод, что не только теория, но и практика учета диктует необходимость применения принципа начисления в учете некоммерческих организаций. При использовании метода начисления соблюдается принцип временной определенности фактов хозяйственной деятельности некоммерческих организаций, достигается соответствие целевых поступлений и расходов, а главное — бухгалтерская отчетность содержит полную и полезную информацию об активах и обязательствах некоммерческих организаций.

Список литературы

1. Гражданский кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ.

2. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

3. Новодворский В. Д., Перфильев Г. А. Учет в некоммерческих организациях: опыт в США // Бухгалтерский учет. 2003. № 5. С. 41.

4. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ.

5. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности

организаций и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н.

6. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000: приказ Минфина России от 16.10.2000 № 92н.

7. Семенихин В. В. Некоммерческие организации: особенности бухгалтерского учета и налогообложения. М.: Эксмо, 2005. С. 176.

8. Ягудина Г. Г., Хамидуллина Г. Р., Гусарова Л. В. Особенности бухгалтерского учета в некоммерческих организациях. М.: Бухгалтерский учет, 2008. С. 152.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.