технологических заданий, которые возникают в реальной профессиональной деятельности, потому что в ходе их решения формируются необходимые качества технического и технологического мышления. В процессе обучения у курсантов должно формироваться мышление, связанное с операциональной стороной деятельности, умениями и навыками в разработке последовательности изготовления деталей, чтении чертежей, схем, рациональном использовании оборудования. Развитие мышления находится в прямой зависимости от организации профессионального обучения, следовательно, необходимо ее осуществлять таким образом, чтобы была возможность целенаправленного формирования необходимого уровня развития интеллекта будущих офицеров технического профиля
Список использованной литературы
1. Бодров В.А. Психология профессиональной деятельности. Теоретические и прикладные проблемы / В.А. Бодров. - М.: Изд-во «Ин-т психологии РАН», 2006. - 623 с.
2. Бочарова С.П. Профессионализм и лидерство / А.М. Бандурка, С.П. Бочарова, Е.В. Землянская. - Харьков: Из-во «Титул», 2006. - 578 с.
3. Карпов А.В. Психология труда: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. проф. А.В. Карпова. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 352 с.
4. Климов Е.А. Психология профессионала / Е.А. Климов. - Воронеж: Издательство Модэк, 1996. - 243 с.
5. Основи психолопчного забезпечення дiяльностi МНС:Шдручник /За заг. ред. проф. О.В. ^мченка. - Харюв: Вид-во УЦЗУ, 2009. - 217 с.
УЧЕТ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ
ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПАСАТЕЛЕЙ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОСОБЫХ И ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ
С.М. Кучеренко, доцент, к.п.н.
Национальный университет гражданской защиты Украины,
г.Харьков
Напряжение, вызванное осуществлением профессиональной деятельности спасателями в особых и экстремальных условиях, может вызвать значительные изменения их эмоционального состояния, что в свою очередь снижает эффективность выполнения служебно-боевой деятельности. Способность быть готовым к быстрым, и самое главное, оптимальным действиям в данных ситуациях является одним из условий адаптации спасателя к сложным условиям труда. Его психологическое состояние будет устойчивым, если
имеется уверенность в надежности эксплуатируемых технических систем, необходимые знания, умения и навыки действия в экстремальных условиях. Проведенный психологический анализ показал, что хорошо подготовленные профессионалы не рассматривают возникающие сложности как нечто непоправимое, и относятся к ним спокойно, с полным осознанием их успешного разрешения. Они могут быстро перестраивать психическую деятельность во время возникшего эмоционального напряжения, что предъявляет высокие требования к нервным процессам, эмоционально-волевой сфере личности. Профессионал высокого уровня должен уметь вытеснить из своей психики страх перед возможной неудачей при выполнении трудовых действий, быть готовым выполнять определенные из них на автоматическом уровне без учета возникшей опасности, для оптимального выхода из сложной ситуации.
Во время подготовки спасателей к профессиональной деятельности необходимо особое внимание уделить эмоционально сфере личности, так как нагрузка, которая ложится на психику человека может вызвать неустойчивость психической деятельности. Так у одних даже незначительные, кратковременные трудности вызывают нарушения психических функций, у других же они возникают лишь при длительном воздействии особо сильных стрессовых факторов. Особенно отчетливо эмоциональная неустойчивость проявляется в экстремальных условиях. Проявления данного состояния могут быть самых разнообразных форм. Может происходить замедление мыслительных процессов, затруднено принятие решений, появляется суетливость в действиях, учащенное сердцебиение, прерывистое дыхание, оцепенение, нарушение восприятия времени, возникающая растерянность, вызывает ошибочные действия, усугубляющие сложившуюся ситуацию. Выполнение профессиональных функций приобретает однообразный характер, одни и те же действия могут повторяться значительное количество раз без перехода на следующий более высокий качественный уровень.
Одним из аспектов профессиональной подготовки спасателя должен быть аспект коммуникации, так как речевой фактор имеет огромное значение для возникновения эмоциональной неустойчивости. Распоряжение, отданное в резкой форме, может вызвать растерянность и заставить совершить ошибку в профессиональных действиях. На ранних этапах подготовки словесный образ может выступать в роли поддержки, но когда ответ уже сформирован, введение словесной помехи может затормозить психическую деятельность спасателя, вызвать неясность сознания, эмоциональную напряженность.
Одно из обязательных условий подготовки спасателей к профессиональной деятельности в особых и экстремальных условиях это учет индивидуальных особенностей нервной системы, с которыми связан уровень эмоциональной устойчивости. Так спасатели, у которых преобладает процесс торможения над процессом возбуждения или у которых нет достаточно сильного процесса возбуждения, не смогут себя проявить в сложных условиях
адекватно происходящим событиям. На возникновение эмоциональной напряженности значительное влияние оказывают нарушения в режиме сна и бодрствования человека, переутомление, неразрешенные конфликтные ситуации. Следовательно, индивидуально-психологические особенности личности, функциональные психофизиологические состояния определяют особенности эмоциональной устойчивости человека во время деятельности в сложных трудовых условиях. А неблагоприятные обстоятельства могут привести к значительным психическим нарушениям, вплоть до заболевания.
Уровень эмоциональной устойчивости зависит во многом от возможностей адаптации личности на всех этапах возникшей экстремальной ситуации, которые в свою очередь определяются качеством профессиональной подготовки к деятельности в реальных условиях. В процессе обучения человек приобретает знания, позволяющие ему осознать особенности возможных сложных ситуаций, которые создаются в его профессиональной деятельности, овладевает необходимыми навыками.
Специалист должен быть подготовлен к тому моменту, когда стандартные условия трудовой деятельности могут претерпеть изменения, и профессиональные действия нужно будет осуществлять в особых, а возможно и экстремальных условиях. Особенное влияние на уровень психической напряженности оказывает информационная неопределенность личности. В условиях недостаточности необходимой информации, у личности возникают отрицательные эмоции, испытываются затруднения в понимании происходящего, характерна неадекватность восприятия окружающей действительности, нарушается логичность и последовательность мышления, допускаются ошибки в выборе последовательности необходимых операций.
Во время выполнения профессиональной деятельности в особых и экстремальных условиях спасатель, находясь в состоянии психического напряжения, волевым усилием подавляет возникающие эмоции, получает избыточные сведения, устраняется информационная неопределенность. Создается состояние эмоционального разрешения, выражающееся в возникновении положительных эмоциональных переживаний, в повышенной двигательной активности и т.д. Если же аналогичные ситуации возникают неоднократно, спасатель получает полную информацию о особенностях действия в них, приобретает уверенность в правильности своих действий, что позволяет стенизировать эмоциональные реакции.
Из выше рассмотренного очевидно, что в организации и осуществлении подготовки спасателей к деятельности в особых и экстремальных условиях, необходимо учитывать его эмоциональные особенности, проблемам исследования которых и будут посвящены наши дальнейшие работы.
Список использованной литературы
1. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А., Пономаренко В.А. Готовность к
деятельности в напряженных ситуациях: психологический аспект. - Минск: Изд-во БГУ, 1984. - 207с.
2. Кокурин А.В. Психологическое обеспечение экстремальной деятельности / А.В. Кокурин. - М., 2004. - 204 с.
3. Комаров К.Э. Психологическая подготовка к действиям в условиях повышенного риска / К.Э. Комаров. - М., 2002. - 244 с.
4. Психологические проблемы деятельности в особых условиях / [под ред. Ю.М. Забродина, Б.Ф. Ломова]. - М.: Наука, 1985. - 231 с.
РОЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» ПРИ ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКА МЧС РОССИИ
Г.А. Михайлова, начальник кафедры, к.п.н., доцент Дальневосточная пожарно-спасательная академия, г. Владивосток
Солидаризируясь с А.П. Верхола, мы считаем, что качество подготовки специалистов можно значительно улучшить при оптимизации преподавания одной из учебных дисциплин, при этом учебная дисциплина должна отвечать ряду требований. Во-первых, она должна быть присуща многим специальностям (направлениям подготовки). Во-вторых, она должна обладать большой трудоемкостью. В-третьих, у дисциплины должны быть межпредметные связи с большинством дисциплин учебного плана. В-четвертых, она должна легко соотносится с моделью специалиста. Данным условиям, в частности, отвечает дисциплина «Иностранный язык» (специальность 280705.65 - «Пожарная безопасность».
Федеральный Государственный стандарт высшего профессионального образования относит дисциплину «Иностранный язык» к федеральному компоненту и включают ее в перечень обязательных дисциплин для изучения студентами всех специальностей (направлений). Причем, трудоемкость этой дисциплины определена в объеме 324 часов (9 зачетных единиц). Таким образом, учебная дисциплина «Иностранный язык», являясь базовым учебным предметом, отвечает первому требованию.
Анализ учебного плана по направлению подготовки 280705.65 показал, что среди всех дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла на изучение иностранного языка отводится достаточно большое количество часов. Данная дисциплина занимает второе место после дисциплины «Высшая математика» - 540 часов (15 зачетных кредитных единиц), изучаемая в курсе математического и естественно-научного цикла. Таким образом, по своей трудоемкости дисциплина «Иностранный язык» отвечает второму требованию.
Данная дисциплина вносит существенный вклад в подготовку выпускника вуза, так как использование текстов из разных областей знаний расширяет возможности получения курсантами дополнительной