Научная статья на тему 'Роль дисциплины «Иностранный язык» при подготовке сотрудника МЧС России'

Роль дисциплины «Иностранный язык» при подготовке сотрудника МЧС России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
424
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михайлова Г. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль дисциплины «Иностранный язык» при подготовке сотрудника МЧС России»

деятельности в напряженных ситуациях: психологический аспект. - Минск: Изд-во БГУ, 1984. - 207с.

2. Кокурин А.В. Психологическое обеспечение экстремальной деятельности / А.В. Кокурин. - М., 2004. - 204 с.

3. Комаров К.Э. Психологическая подготовка к действиям в условиях повышенного риска / К.Э. Комаров. - М., 2002. - 244 с.

4. Психологические проблемы деятельности в особых условиях / [под ред. Ю.М. Забродина, Б.Ф. Ломова]. - М.: Наука, 1985. - 231 с.

РОЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» ПРИ ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКА МЧС РОССИИ

Г.А. Михайлова, начальник кафедры, к.п.н., доцент Дальневосточная пожарно-спасательная академия, г. Владивосток

Солидаризируясь с А.П. Верхола, мы считаем, что качество подготовки специалистов можно значительно улучшить при оптимизации преподавания одной из учебных дисциплин, при этом учебная дисциплина должна отвечать ряду требований. Во-первых, она должна быть присуща многим специальностям (направлениям подготовки). Во-вторых, она должна обладать большой трудоемкостью. В-третьих, у дисциплины должны быть межпредметные связи с большинством дисциплин учебного плана. В-четвертых, она должна легко соотносится с моделью специалиста. Данным условиям, в частности, отвечает дисциплина «Иностранный язык» (специальность 280705.65 - «Пожарная безопасность».

Федеральный Государственный стандарт высшего профессионального образования относит дисциплину «Иностранный язык» к федеральному компоненту и включают ее в перечень обязательных дисциплин для изучения студентами всех специальностей (направлений). Причем, трудоемкость этой дисциплины определена в объеме 324 часов (9 зачетных единиц). Таким образом, учебная дисциплина «Иностранный язык», являясь базовым учебным предметом, отвечает первому требованию.

Анализ учебного плана по направлению подготовки 280705.65 показал, что среди всех дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла на изучение иностранного языка отводится достаточно большое количество часов. Данная дисциплина занимает второе место после дисциплины «Высшая математика» - 540 часов (15 зачетных кредитных единиц), изучаемая в курсе математического и естественно-научного цикла. Таким образом, по своей трудоемкости дисциплина «Иностранный язык» отвечает второму требованию.

Данная дисциплина вносит существенный вклад в подготовку выпускника вуза, так как использование текстов из разных областей знаний расширяет возможности получения курсантами дополнительной

профессионально значимой информации.

Специфика иностранного языка как учебного предмета позволяет успешно реализовывать межпредметные связи с другими учебными предметами. Для подобной актуализации проблемы отбора и конструирования средств профессионализации курсантов были установлены межпредметные связи между дисциплинами, изучаемыми по конкретной специальности. Так, изучение текстов «Периодическая таблица», «Жидкости», «Твердые тела. Металлы» напрямую связано с темами, изучаемыми на занятиях по дисциплине «Химия»; темы «Законы электричества», «Теплота» находят свое место при изучении дисциплины «Физика». Межпредметная связь прослеживается со специальными дисциплинами «Организация деятельности пожарной охраны», «Пожарная тактика», «Пожарная техника», «Пожарная безопасность технологических процессов», «Взрывобезопасность и технические средства противодействия терроризму. Расследование и экспертиза пожаров», «Здания, сооружения и их устойчивость при пожарах»,«Организация деятельности пожарной охраны», «Противопожарная служба», «Государственный пожарный надзор» при изучении таких тем, как «Пожарная безопасность в России», «Противопожарные устройства и оборудование. Пожары в зданиях и сооружениях. Крупные пожары» и др. Такая связь ориентирует преподавателя на определенный объем материала той или иной темы (чтобы избежать дублирования), а курсантов - на возможность углубленного изучения информации через программу другой учебной дисциплины.

Таким образом, дисциплина «Иностранный язык» призвана помочь курсантам получить дополнительную информацию по специальности, что соответствует третьему требованию.

В отношении четвертого требования необходимо отметить, что в отечественном высшем образовании имеется богатый опыт построения квалификационных моделей специалистов. Одним из компонентов этих моделей является гуманитарная составляющая высшего образования. И изучение иностранного языка (в контексте этой составляющей) способствует более качественной подготовке специалиста системы ликвидаций последствий чрезвычайных ситуаций.

В результате изучения этого вопроса можно выделить несколько основных функций, которые дисциплина «Иностранный язык» выполняет в сфере гуманитарной направленности высшего образования:

- развитие всех психических функций человека. Особая роль отводится иностранному языку в развитии обобщенного абстрактного мышления;

- повышение общекультурного уровня образованности специалистов системы МЧС;

- формирование знаний, относящихся к профессиональной деятельности курсантов;

- успешное овладение работой с компьютером, формирование способности специалиста ориентироваться в возрастающем потоке

информации;

- совершенствование умения систематизации и отбора необходимых в профессиональной деятельности сведений;

- формирование языковой социализации личности;

- формирование умения обучаемого осуществлять с помощью иностранного языка самообразование и самосовершенствование;

- развитие навыков творческой деятельности и др.

На основании вышеуказанного можно прийти к выводу о том, что возможности иностранного языка значительно шире, чем принято считать, и представленные функции находят много точек соприкосновения с практически всеми социально-психологическими, личностными и креативными требованиями, предъявляемыми к подготовке специалиста - сотрудника МЧС.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ

СПЕЦИАЛИСТОВ МЧС РОССИИ НА ПРИМЕРЕ ДИНАСТИИ

ПОЖАРНЫХ НЯГИНЫХ

К.А. Михайлова, курсант Воронежский институт ФСИН России, г. Воронеж

Российскую Федерацию, нашу любимую Родину, великой державой сделали не газ или нефть, а её достижение в науке и в технике. Решающим для жизнедеятельности любой страны становится человеческий ресурс, уровень его потенциала. Во все времена люди были заинтересованы в освоении знаний, их применении, накоплении и передаче последующим поколениям. Но только во второй половине ХХ века проявилась закономерность: чем выше образовательный и культурный уровень народа, тем выше поднимается общество по пути цивилизации.

Например, профессионально-правовая культура требует от сотрудников ГПС МЧС России глубоких, разносторонних познаний как в области правовых знаний вообще, так и в отношении их к праву и поведению в различных ситуациях. В структуру профессионально-правовой культуры специалиста ГПС МЧС России входит так же умение вести противопожарную пропаганду, опираясь на знание нормативных документов, регламентирующих противопожарную безопасность.

Вы хотите изменить свою жизнь? Хотите добиться настоящего успеха в жизни? Но вы не знаете, с чего начать и в каком направлении искать верный путь? Конечно, секрет успеха у каждого человека свой. Самореализация личности - всё то, к чему стремится буквально каждый из нас, зачастую даже не осознавая этого. Получая те или иные блага от жизни и своей деятельности, многие остаются неудовлетворенными. Причиной тому — это отсутствие интереса к своему делу, отсутствие настоящей цели и гармонии в жизни и в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.