Научная статья на тему 'Формирование иноязычной компетенции курсантов вузов МЧС России: проблемы и решения'

Формирование иноязычной компетенции курсантов вузов МЧС России: проблемы и решения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
175
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
преподавание иностранного языка использование индивидуальных траекторий обучения информационные технологии / teaching a foreign language the use of individual trajectories of training information technology

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Могильниченко Светлана Витальевна

В статье анализируются проблемы преподавания иностранного языка в ведомственном вузе соответственно ФГОС третьего поколения. Рассматривается несоответствие требований стандарта уровню подготовки выпускников средних школ ряда регионов. Предлагаются способы преодоления данного противоречия путем использования индивидуальных траекторий обучения с использованием информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FOREIGN LANGUAGE COMPETENCE FORMATION IN THE UNIVERSITIES OF EMERCOM OF RUSSIA: PROBLEMS AND SOLUTIONS

The article considers the problems of teaching a foreign language in departmental University in the light of the GEF third generation. Addresses the mismatch between the requirements of the standard level of training of graduates of secondary schools of some regions. Suggests ways of overcoming the conflict through the use of individual trajectories of training with the use of information technology.

Текст научной работы на тему «Формирование иноязычной компетенции курсантов вузов МЧС России: проблемы и решения»

С.В. Могильниченко,

кандидат педагогических наук, Воронежский институт ГПС МЧС России

ФОРМИРОВАНИЕ ИНОЯЗЫЧНОИ КОМПЕТЕНЦИИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МЧС РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

THE FOREIGN LANGUAGE COMPETENCE FORMATION IN THE UNIVERSITIES OF EMERCOM OF RUSSIA: PROBLEMS AND SOLUTIONS

В статье анализируются проблемы преподавания иностранного языка в ведомственном вузе соответственно ФГОС третьего поколения. Рассматривается несоответствие требований стандарта уровню подготовки выпускников средних школ ряда регионов. Предлагаются способы преодоления данного противоречия путем использования индивидуальных траекторий обучения с использованием информационных технологий.

The article considers the problems of teaching a foreign language in departmental University in the light of the GEF third generation. Addresses the mismatch between the requirements of the standard level of training of graduates of secondary schools of some regions. Suggests ways of overcoming the conflict through the use of individual trajectories of training with the use of information technology.

Иностранный язык как средство общения и познания окружающего мира занимает особое место в образовательном процессе в силу его социальных, профессиональных, познавательных и развивающих функций. Выпускник любого образовательного учреждения должен приобрести такой уровень коммуникативной компетенции, который позволял бы ему пользоваться иностранным языком в профессиональной деятельности, научной и информационной работе, в непосредственном общении с зарубежными партнерами.

Структура учебно-воспитательного процесса в институтах Государственной противопожарной службы (ГПС) МЧС РФ отличается специфическими особенностями и условиями становления личности сотрудника ГПС, накладывает большой отпечаток на его организацию. При определении содержания обучения в условиях активного внедрения в образовательный процесс новых

информационных технологий необходимо учитывать повышенные требования к уровню профессиональной подготовки будущих специалистов и специфику учебно-боевых задач, решение которых требует от курсантов эмоционального и физического напряжения.

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования нового поколения предъявляет конкретные требования к подготовке специалиста пожарной безопасности, что требует пересмотра существующего подхода к преподаванию иностранного языка и изменения его в направлении, учитывающем произошедшие перемены.

Целью индивидуальной иноязычной подготовки курсантов вузов МЧС России является формирование у них не только иноязычной коммуникативной компетенции, но и способности использовать полученные знания для дальнейшего профессионального роста. Процесс обуче-

Педагогика. Философия. Психология

ния должен быть организован таким образом, чтобы самостоятельная познавательная деятельность обучаемого способствовала развитию его личности и более полно раскрывала его индивидуальность. Это предполагает не только освоение методов и приемов самостоятельного поиска необходимой информации, но и умение самостоятельно организовывать свой учебный процесс.

К сожалению, в последнее время наблюдается определенное несоответствие между уровнем психологического состояния абитуриентов, стремящихся стать пожарными, и требованиями, предъявляемыми их будущей профессией. Причем дальнейшее расслоение общества по уровню доходов и, соответственно, возможности получить достойное профессиональное образование приводит к трансформации указанного несоответствия в противоречие с запросами общества. Так, количество абитуриентов, обладающих высоким уровнем психологической устойчивости, зачастую не имеет должного базового образования. Напротив, абитуриенты, имеющие достаточно высокий уровень базового школьного образования, не могут пройти этап психологического отбора и тестирования.

Эти выводы находят свое подтверждение на примере анализа результатов психологического отбора и тестирования абитуриентов, поступавших в Воронежский институт ГПС МЧС РФ на протяжении последних трех лет. Причем данный срез является характерным для образовательных организаций, реализующих целевую подготовку специалистов Государственной противопожарной службы, различных регионов России.

Статистические исследования, проведенные среди курсантов, показали, что динамика группы с низким уровнем способностей в последние годы имеет тенденцию к увеличению. Это можно связать с общей тенденцией увеличения доли курсантов, поступающих в ВИ ГПС МЧС РФ из регионов Северного Кавказа, а также реализацией целевой подготовки специалистов в государственных учреждениях.

Таким образом, перед преподавательским составом стоит задача разработки комплекса индивидуальных программ, направленных на обучение курсантов с низким уровнем развития способностей, с тем чтобы по окончании института они соответствовали требованиям Государственного образовательного стандарта, предъявляемым к специалистам пожарной безопасности. Эту задачу можно успешно решить, используя современные методы и технологии обучения; например, программированного обучения с активным использованием средств информационных технологий в качестве ин-

струментария учебного процесса, но при обязательном активном участии преподавательского состава. Смещение акцента в учебном процессе в сторону индивидуальных технологий позволит в полной мере развить курсанта с высоким уровнем психологической устойчивости до уровня профессионала, способного выполнять свои обязанности в экстремальных условиях.

В связи с этим возникает острая необходимость в предъявлении новых требований к уровню иноязычной подготовки специалиста, а следовательно, и поиска новых более эффективных форм организации учебного процесса на аудиторных занятиях и в процессе самостоятельной работы по иностранному языку. Проблема организации индивидуальной иноязычной подготовки приобретает особое значение, поскольку овладение приемами индивидуальной и самостоятельной работы над иностранным языком повышает мотивацию к самообучению и постоянному поддержанию необходимого и достаточного уровня иноязычной подготовки.

Перед преподавателями стоит задача разработки профессионально-ориентированных компьютерных учебных курсов и программ по иностранному языку, позволяющих значительно оптимизировать самостоятельное овладение различными аспектами языка в зависимости от целей обучения, что имеет существенное значение для эффективного профессионального становления будущего специалиста.

Организация иноязычной подготовки курсантов должна учитывать современные требования к значимым профессиональным качествам выпускника учебного заведения. Задача преподавателя — выявить индивидуальные мотивы обучения; определить цели, задачи и функции обучения; создать вариативные учебные планы; разработать систему объективного контроля качества обучения.

Использование компьютерной технологии вносит свою специфику в учебный процесс. Он создается таким образом, что для каждого этапа подготовки определяется цель, содержание, методы и средства в учебно-информационной среде и, следовательно, способы подготовки курсантов к индивидуальной деятельности с использованием компьютерного инструментария.

В результате использования подобной организации учебной деятельности курсанты овладевают навыками самостоятельной работы; осуществляется индивидуализация и дифференциация по темпу и последовательности презентации учебного материала; обеспечива-

ется оптимальная возможность усвоения программного материала.

Практически индивидуальный подход в учебном процессе направлен на создание педагогических условий организации индивидуальной деятельности в процессе иноязычной подготовки курсантов с целью обеспечения успешности процесса обучения. Это возможно осуществить путем создания индивидуальных учебных программ для каждого курсанта на базе совокупности профессионально-ориентированных дидактических материалов, формируемых с помощью АОС в автоматизированном режиме.

Роль преподавателя в учебном процессе меняется. Он контролирует уровень базовой подготовки и индивидуальный промежуточный уровень владения иноязычными навыками каждого курсанта, организует учебный процесс; консультирует курсантов в процессе их самостоятельной индивидуальной деятельности; контролирует уровень сформированности навыков и умений, заложенных в образовательном стандарте. По данным индивидуального тестового контроля он корректирует индивидуальную программу каждого курсанта. Специально созданная и используемая вариативная система заданий и текстов обеспечивает личностно ориентированный подход в обучении и делает процесс обучения более гибким и адекватным потребностям обучаемых.

При организации учебного процесса необходимо опираться на перспективный план разви-

тия информационно-технической базы учебного заведения, включающий в себя методику совершенствования традиционных форм обучения на основе использования компьютерных программ, телекоммуникаций и АОС.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 280705.65 — Пожарная безопасность. — М., 2009.

2. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. — М.: Академия, 2003. — 192 с.

3. Могильниченко С.В. Иноязычная подготовка курсантов вузов МЧС России на основе автоматизированной обучающей системы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Елец, 2012. — 23 с.

REFERENCES

1. Federalnyiy gosudarstvennyiy obrazovatel-nyiy standart vyisshego professionalnogo obra-zovaniya po napravleniyu podgotovki 280705.65 — Pozharnaya bezopasnost. — M., 2009.

2. Zaharova I.G. Informatsionnyie tehnologii v obrazovanii. — M.: Akademiya, 2003. — 192 s.

3. Mogilnichenko S.V. Inoyazyichnaya podgo-tovka kursantov vuzov MChS Rossii na osnove avtomatizirovannoy obuchayuschey sistemyi: avto-ref. dis. ... kand. ped. nauk. — Elets, 2012. — 23 s.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Могильниченко Светлана Витальевна. Доцент кафедры иностранных языков и культуры речи, кандидат педагогических наук.

Воронежский институт ГПС МЧС России. E-mail: [email protected]

Россия, 394052, Воронеж, ул. Краснознаменная, 231. Тел. 8-910-345-69-10.

Mogilnichenko Svetlana Vitalievna. Assistant Professor of Foreign Languages and Speech Culture

chair.

Voronezh Institute of the State Firefighting Service of EMERCOM of Russia. Work address: Russia, Voronezh, Krasnoznamennaja Str., 231. Tel. 8-910-345-69-10.

Ключевые слова: преподавание иностранного языка; использование индивидуальных траекторий обучения; информационные технологии.

Key words: teaching a foreign language; the use of individual trajectories of training; information technology.

УДК 372.881.111.1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.