\ УЧЕНЫЙ СОВЕТ \
Анна
Вершинина,
ведущий юрист-консультант юридической компании «Туров и партнеры»
* Индивидуально возмездные обязательные платежи — это платежи, которые возвращаются плательщику со временем в виде пенсий, медицинской страховки и т. д.
Сбор — не налог
За неуплату страховых сборов предприятиями-налогоплательщиками предусмотрена только административная ответственность — пени и штрафы. Уголовному наказанию неплательщики сборов не подлежат.
Согласно ст. 3 Федерального закона №212-ФЗ с 2010 года администрирование сбора страховых взносов переходит от налоговых органов к Пенсионному фонду РФ и Фонду социального страхования. За этими контролирующими органами закрепляются полномочия, аналогичные тем, которыми были ранее наделены налоговые органы для взыскания ЕСН (их перечень изложен в ст. 29 Закона). Например, органы контроля могут взыскивать страховые взносы, пени и штрафы за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика. Но в отличие от налоговых, у контролирующих органов нет полномочий самостоятельно приостанавливать операции по счетам.
Регламент новых контролеров обширен, фактически он не отличается от полномочий налоговых органов. Выездные проверки они будут проводить практически так же, как и налоговики — не чаще, чем раз в три года. Если организация своевременно и в полном объеме платит страховые взносы, контролирующие органы могут изменить для нее периодичность выездных проверок.
Однако предприниматели должны понимать, чем отличаются страховые сборы от налогов. Как следует из определений ст. 8 НК РФ, налог — это «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований» (ВЫДЕЛЕНИЕ ТЕКСТА ЗДЕСЬ и ДАЛЕЕ — РЕД.).
Сбор — это «обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) ».
В соответствии со ст. 3 Закона №167-ФЗ «страховые взносы на обязательное пенсионное страхование — индивидуально возмездные обязательные платежи*», которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда РФ и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии». Аналогична суть взимаемых взносов на обязательное медицинское и социальное страхование, в связи с чем они объединены «под крышей» общего закона.
Таким образом, в отличие от налога и сбора, страховые взносы отвечают признакам возмездности и возвратности. Такова и позиция Минфина России, который в письме от 4 апреля 2006 года №03-05-02-07/10 разъяснил, что страховые взносы не соответствуют понятию налога, закрепленному в ст. 8 НК РФ, не являются составной частью ЕСН. Страховые взносы не входят в налоговую систему России (ст. 13-15 НК РФ). В отношении них используется специальная «страховая» терминология (ст. 2 Закона №212-ФЗ). У страховых взносов своя законодательная база.
Какую ответственность несут налогоплательщики за неуплату страховых взносов? Ответ на этот вопрос содержится в гл. 6 Федерального закона №212-ФЗ. Документом предусмотрена административная ответственность должностных лиц организаций — плательщиков страховых взносов. Это в основном пени и штрафы. Что касается уголовной ответственности, то с момента вступления в силу Закона №212-ФЗ по настоящее время изменений в Уголовный кодекс РФ не внесено, само понятие «страховые взносы во внебюджетные фонды» в нем отсутствует. Таким образом, оснований для привлечения должностных лиц к уголовной ответственности сейчас нет. В Законе №212-ФЗ кроме того выделяются случаи, исключающие привлечение к ответственности или смягчающие вину лица, совершившего правонарушение.
Права и обязанности плательщиков страховых взносов и органов контроля определены гл. 4 Закона. Согласно ст. 35, «выездная проверка плательщика страховых взносов проводится на территории (в помещении) плательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) органа контроля». А в следующей, 36-й статье оговорены условия доступа должностных лиц органа контроля в помещение для проведения выездной проверки: «Доступ на территорию или в помещение плательщика страховых взносов должностных лиц органа контроля за уплатой страховых взносов, непосредственно проводящих выездную проверку, осуществляется при предъявлении этими лицами служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) органа контроля за уплатой страховых взносов о проведении выездной проверки этого плательщика страховых взносов».
Если администрация предприятия будет препятствовать доступу должностных лиц органа контроля, руководитель проверяющей группы составляет акт, подписываемый им и проверяемым лицом. Наказания должностных лиц за запрет допуска на территории не предусмотрено, но в таком случае органы контроля вправе самостоятельно определить сумму страховых взносов, подлежащую уплате, по имеющимся у него данным.
10
ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 7 (99) 2010
\ САМОЕ ВАЖНОЕ \