ПРАВОВОЕ РЕГУЛиРОВАНиЕ
ОБУСИЛЕНИИ КОНТРОЛЯ ЗА ФОРМИРОВАНИЕМ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ
В. А. ТЕРЕХОВА, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, доктор экономических наук, профессор Финансовая академия
при Правительстве Российской Федерации
В целях правильности и своевременности формирования внебюджетных фондов с 01.01.2010 организации и индивидуальные предприниматели вместо единого социального налога (ЕСН) будут уплачивать взносы во внебюджетные фонды. Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» установлен порядок расчета и уплаты страховых взносов:
— в Пенсионный фонд РФ на обязательное пенсионное страхование;
— в Фонд социального страхования РФ на обязательное социальное страхование в случае временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
— в Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование.
В Федеральном законе № 212-ФЗ установлен порядок контроля за правильностью перечисления страховых взносов и ответственности за нарушение действующего законодательства о таких взносах.
Однако данный закон не распространяется на правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, так как этот порядок определен Законом РФ от 28.06.1991 № 1499-1 (в ред. от24.07.2009).
Федеральный закон № 212-ФЗ разработан с приоритетом международных договоров РФ, поэтому при отличии его положений от международных норм следует применять правила международного договора.
В новом Законе установлены календарные даты и события (действия), которые обязательно наступят.
В отличие от календарного года (с 1 января по 31 декабря) годом признается любой период, включающий 12 мес. подряд (например, с 10 марта 2009г. по 9 марта 2010г.), а квартал, включающий три календарных месяца, определяется с начала календарного года (например, с 1 января по 31 марта). Если срок исчисляется днями, то в расчет принимаются только рабочие дни (п. бет. 4 Федерального закона № 212-ФЗ).
Что касается страховых взносов, то используются понятия «расчетный период», который равен календарному году, и отчетный период — квартал, полугодие, девять месяцев, календарный год.
С 01.01.2011 страховые взносы будут рассчитываться по следующим тарифам, определенным ст. 12 Федерального закона № 212-ФЗ;
• в Пенсионный фонд РФ — 26 %;
• в Фонд социального страхования РФ — 2,9 %;
• в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 2,1;
• в территориальные фонды обязательного медицинского страхования — 3 %.
Таким образом, организациям — налогоплательщикам необходимо платить страховые взносы с заработной платы в размере 34 %. Страховые взносы в таком же размере будут платить организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, атакже переведенные науплату ЕНВД.
Федеральным законом № 212-ФЗ предусмотрены переходные положения. В 2010 г. суммарная величина тарифа страховых взносов сохранится на уровне максимальной ставки ЕСН — 26%, в том числе в Пенсионный фонд РФ — 20 %; в Фонд социального страхования РФ — 2,9 %; в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 1,1%; в территориальные фонды обязательного медицинского страхования — 2%.
Использование страховых взносов определено законом в следующем порядке:
• в отношении лиц 1966 г. р. и старше — они полностью перечисляются на финансирование страховой части трудовой пенсии;
• в отношении лиц 1967 г. р. и моложе — они распределяются в пропорции: 14 % — на страховую часть трудовой пенсии; 6 % — на накопительную часть трудовой пенсии.
Иными словами, Федеральным законом № 212-ФЗ не предусмотрена регрессивная шкала для страховых взносов, как это было в отношении ЕСН.
Важным вопросом в новом законе является определение налоговой базы. Если при расчете ЕСН налоговая база определялась по каждому физическому лицу по окончании месяца нарастающим итогом с начала налогового периода, то при расчете страховых взносов сохраняется аналогичный порядок расчета за исключением выплат, указанных в п. 9 Федерального закона № 212-ФЗ. Установлен также максимальный размер базы для начисления страховых взносов по каждому физическому лицу в сумме 415 000 руб. (п. 4ст. 8 Федерального закон № 212-ФЗ). С сумм выплат, которые превышают максимальный размер базы, организации не должны уплачивать страховые взносы.
Однако в 2009 г. при сохранении ЕСН предусмотрена регрессивная шкала налогообложения, при которой ставка налога зависит от суммы дохода, полученного физическим лицом с начала
года. При этом максимальная ставка ЕСН (26%) используется, если доход физического лица не превышает 280 000 руб. С суммы превышения этого лимита до 600 000 руб. ЕСН рассчитывается по ставке 10%, а при сумме дохода 600 001 руб. с начала года — 2 %.
Пример 1. Годовой доход сотрудника ООО «Сигма» А. А. Петрова составляет 900000руб.
В 2009г. ООО «Сигма» начислило ЕСН в сумме 110 800руб., в том числе:
по ставке 26% — 72800руб. (280000руб. ■ 26%);
по ставке 10% - 32 ООО руб. [(600 ООО руб. -280 000руб.) 10%];
по ставке 2% — 6 ООО руб. [(900 ООО руб. -600 000руб.) 2 %].
В 2010г. ООО «Сигма» должно начислить страховые взносы во внебюджетные фонды в сумме 107900 руб. (415 ООО руб. ■ 26%), а в 2011г. 141 100руб. (415000руб. ■ 34%).
Пример 2. Годовой доход сотрудника ООО «Сигма» А. В. Соколова составляет 280000руб.
В 2009г. организация начислила ЕСН в сумме 72 800руб. (280000руб. ■ 26%).
В 2010г. организация должна перечислить ЕСН во внебюджетные-фонды 72 800руб. (280 ООО руб. • 26 %), а в 2011 г. - 95 200руб. (280 000руб. -34%).
Таким образом, замена ЕСН страховыми взносами приведет к тому, что организации, выплачивающие своим сотрудникам заработную плату в размере более 50 руб. в месяц (600 000 руб.: 12 мес.), получат наибольшую выгоду. В отношении таких работников в 2010 г. величина платежей, начисляемых на заработную плату, снизится.
В 2011 г. увеличение страховых тарифов приведет к увеличению налоговой нагрузки на организации в отношении всех сотрудников, причем предельная величина базы будет ежегодно индексироваться в соответствии с ростом средней заработной платы в РФ (п. 5 ст. 8 Федерального закона№ 212-ФЗ).
Особо следует отметить, что новый закон не предусматривает никаких льгот ни для организаций, ни для физических лиц, а потому все выплаты инвалидам I, II и III группы будут облагаться страховыми взносами на общих основаниях. Однако государством на период с 2010 по 2014г. устанавливаются пониженные тарифы страховых взносов (см. таблицу) для организаций, использующих труд инвалидов или имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны.
В результате пониженные тарифы предусмотрены:
— для организаций, осуществляющих выплаты физическим лицам, являющимся инвалидами I, II и III группы;
Пониженные тарифы страховых взносов на 2010—2014 гг.
Внебюджетный фонд Величина тарифа, %
2010 2011 -2012 2013-2014
Пенсионный фонд РФ 14 16 21
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 0 1,1 1,6
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования 0 1,2 2.1
Фонд социального страхования РФ 0 1,9 2.4
Всего... 14 20,2 27,1
— для общественных организаций инвалидов;
— для организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов со среднесписочной численностью инвалидов не менее 50 % и долей заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда не менее 25 %;
— для организаций, созданных для образовательных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов;
— организации и индивидуальные предприниматели, имеющие статус резидента особой экономической зоны и выплачивающие заработную плату лицам, работающим на территории этой зоны;
— организации, производящие и реализующие подакцизные товары, минеральное сырье и другие полезные ископаемые по представлению общественных организаций инвалидов в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ;
— организации, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога.
В отношении плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения или уплачивающих единый социальный налог на вмененный доход, льготный период по уплате страховых взносов составляет всего один год. В 2010 г. они будут перечислять взносы только в Пенсионный фонд РФ по ставке 14%,а начиная с 2011 г. — 34 %.
В новом законе сокращен также перечень необлагаемых выплат (ст. 9 Федерального закона № 212-ФЗ): исключены из перечня необлагаемых взносы, которые будут начисляться:
— на компенсацию за неиспользованный отпуск;
— на материальную помощь, оказываемую организацией членам семьи умершего работника;
— на выплаты в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда, кроме выплат, эквивалентных стоимости молока или других пищевых продуктов;
— выплаты в иностранной валюте взамен суточных, выплачиваемых судоходными компаниями членам экипажей судов заграничного плавания, а также личному составу воздушных судов, выполняющих международные рейсы;
— суммы оплаты труда в иностранной валюте, выплачиваемые налогоплательщиками, которые финансируются из федерального бюджета государственными учреждениями в соответствии с законодательством РФ, военнослужащим и другим работникам, направляемым наработу за границу;
— доходы лиц, возглавляющих фермерские хозяйства, которые получены от производства и реализации сельскохозяйственной продукции и ее переработки, в течение пяти лет начиная с года регистрации хозяйства.
В соответствии с новым законом четко определен перечень необлагаемых выплат начиная с 2010г.:
— материальная помощь, оказываемая работодателями своим работникам, если она не превышает 4 000 руб. на одного работника в год;
— суммы платежей работодателя (плательщика) по договорам на оказание медицинских услуг работникам сроком не менее одного года, если медицинские организации имеют лицензии на оказание таких услуг;
— суммы пенсионных взносов плательщика страховых взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения;
— суммы денежного довольствия, вещевого и продовольственного обеспечения, получаемые военнослужащими органов внутренних дел РФ, противопожарной службы, лицами начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы, таможенных органов РФ, органами по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ;
— выплаты иностранным гражданам, имеющим статус временно пребывающих на территории РФ;
— суммы платы за обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, по программам профессиональной подготовки и переподготовки работников;
— суммы, выплачиваемые плательщиком своим работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение или строительство жилого помещения.
К числу дополнительных условий применения льгот (необлагаемых выплат) относится стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпускай обратно, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также единовременная помощь, оказываемая работодателем своему работнику при рождении (усыновлении) ребенка, если она выплачивается в течение года после рождения и не превышает 50 ООО руб.
Обязанности по уплате страховых взносов определены Федеральным законом № 212-ФЗ на основании положений первой части НК РФ. Такие обязанности считаются исполненными, если организация-плательщик представила в банк платежное поручение на перечисление страховых взносов со своего расчетного счета (при условии, что на счете имеются необходимые средства).
Если же организация не перечислила в установленный срок страховых платежей во внебюджетные фонды, то у нее образуется недоимка. Сотрудники соответствующих фондов в этом случае направляют организации требование об уплате недоимки в течение трех месяцев со дня ее выявления.
Требование передается лично руководителю организации или направляется по почте заказным письмом, которое считается полученным по истечении шести рабочих дней со дня отправления.
В письме указывается сумма задолженности, размер пеней и штрафов на день отправления требования, срок уплаты, срок исполнения требования, меры по взысканию недоимки в соответствии с Федеральным законом № 212-ФЗ.
Плательщики страховых взносов должны исполнить требование в течение десяти календарных дней со дня его получения (п. 5 ст. 22 Федерального закона№ 212-ФЗ).
Решение о взыскании недоимки по страховым взносам должно быть принято не позднее двух месяцев после истечения срока, указанного в требовании. После этого решение считается недействительным, а взыскание недоимки осуществляется через суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования.
По решению органов контроля взыскание недоимки осуществляется путем направления в банк плательщика поручения на списание денежных средств с его рублевого или валютного счета. Списание недоимки с депозитного счета плательщика
возможно только после окончания срока действия депозитного договора.
Если денежных средств на счетах плательщика недостаточно, то взыскание обращается на имущество должника. Решение по этому вопросу принимается руководителем органа контроля в течение одного года со дня истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, оформляется в форме постановления и направляется судебному приставу (пп. 2, Зет. 20 Федерального закона № 212 — ФЗ).
Федеральным законом № 212-ФЗ установлена ответственность за просрочку перечисления страховых взносов — за каждый календарный день просрочки начисляются пени в процентах от суммы просрочки платежа в размере 1/3 ООО ставки рефинансирования Банка России, действующей со дня, следующего за сроком уплаты взносов. При этом пени должны уплачиваться одновременно с уплатой сумм страховых взносов. В ином случае пени взыскиваются принудительно за счет денежных средств в банке или засчетдругого имуществадолжника.
Плательщик страховых взносов имеет право получать в территориальных органах информацию о порядке начисления и уплаты страховых взносов или обратиться за разъяснениями в Минздравсоц-развития России.
С 01.01.2010 контроль за уплатой страховых взносов возлагается на Пенсионный фонд РФ и ФСС РФ (ст. 3 Федерального закона № 212-ФЗ), которые проверяют полноту и своевременность уплаты взносов во внебюджетные фонды, а затем передают эту информацию в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Органы контроля не только дают разъяснения плательщикам о порядке уплаты страховых взносов, но и сообщают о реквизитах счетов Федерального казначейства для уплаты взносов, принимают решение о возврате излишне уплаченных взносов и проводят совместно сверку сумм уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов. С этой целью органы контроля проводят камеральные и выездные проверки.
При этом камеральные проверки проводятся без специального решения на основании расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам. О выявленных ошибках плательщику необходимо в течение пяти дней внести исправления в расчет или дать необходимые пояснения. Акт составляется только в тех случаях, если в результате камеральной проверки выявлены нарушения законодательства о страховых взносах.
По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель органа контроля выносит
решение о привлечении к ответственности либо об отказе в привлечении к ответственности плательщика (ст. 39 Федерального закона № 212-ФЗ).
Выездная проверка проводится на территории плательщика за период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих проверке. Такая провер-кадолжна продолжаться не более двух месяцев.
В ходе проверки плательщик обязан предоставить документы по запросу проверяющего. Отказ рассматривается как правонарушение, за которое установлена ответственность.
В последний день выездной проверки представители органа контроля должны составить справку, форма которой утверждается Минздравсоцразвития России, а в течение двух месяцев — составить акт, который подписывается представителями сторон и вручается под расписку представителю организации в течение пяти рабочих дней со дня подписания.
Плательщик в течение пятнадцати дней со дня получения акта имеет возможность представить в орган контроля свои возражения по акту. По истечении этого срока руководитель органа контроля рассматривает результаты проверки. Если выявлена недоимка по взносам, то требования о ее возмещении направляются плательщику в течение 10 дней со дня принятия решения.
Новым законом предусмотрена ответственность за нарушение законодательства о страховых взносах:
— за непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам (ст. 46 3 Федерального закона № 212-ФЗ);
— за неуплату и неполную уплату взносов (ст. 47 3 Федерального закона№ 212-ФЗ);
— за отказ от предоставления документов при проведении контроля (ст. 48 Федерального закона № 212-ФЗ);
— за отказ от предоставления расчета по начисленным и уплаченным взносам:
а) при опоздании с отчетом до 180 календарных дней — штраф в размере 5 % суммы страховых взносов, подлежащих уплате на основании расчета, за каждый полный и неполный месяц просрочки (не менее 100 руб. и не более 30 % указанной суммы);
б) при опоздании на срок свыше 180 календарных дней — штраф в размере 30 % суммы по расчету и 10 % суммы страховых взносов, подлежащих уплате на основании расчета, за каждый полный или неполный месяц начиная со181 дня, но не менее 1 000 руб.
В Федеральном законе № 122-ФЗ установлено, что за неуплату или неполную уплату страховых взносов плательщиками предусматривается штраф в размере 20 % неуплаченной суммы. Если такая неуплата совершена умышленно, то сумма штрафа удваивается и составляет 40 % неуплаченной суммы страховых взносов.
За отказ в предоставлении документов органам контроля устанавливается штраф в размере 50 руб. за каждый документ.
Следовательно, разработка и внедрение Федерального закона от 22.07.2009 № 122-ФЗ создают объективные условия для правильного формирования и использования важнейших фондов социального назначения, что имеет большое значение в условиях экономического кризиса.
Список литературы
1.0 страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования: Федеральный закон от24.07.2009 № 212-ФЗ.
2. О медицинском страховании граждан в Российской Федерации: Закон РФ от 28.06.1991 № 1499-1.
3. Налоговый кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от31.07.1998 № 146-ФЗ.
* * *