Е. П. Суворова,
директор НИИ общего образования
УЧЕНЫЕ УНИВЕРСИТЕТА — НОВОЙ ШКОЛЕ
Деятельность ученых Герценовского университета направлена на решение актуальных проблем развития образования в России, в том числе и общего образования. Настоящая статья посвящена подведению некоторых итогов и определению перспектив работы педагогического сообщества университета в контексте задач государственной образовательной политики.
Обобщение итогов работы методических и педагогических кафедр, которое было проведено при подготовке к Педагогической ассамблее, позволило увидеть в совокупности тот продукт, который создан для общеобразовательной школы не отдельной кафедрой или факультетом, а университетом в целом. Результат получился весьма внушительный.
Одним из основных наших достижений является создание для школ России 42 учебно-методических комплектов, которым присвоен гриф Министерства образования и науки РФ. В их числе линии учебников по ведущим школьным дисциплинам: обще-ствознанию, русскому языку, литературе, математике, химии, биологии, истории и др. Всего в состав комплектов входит более 500 изданий.
Отрадно отметить, что, хотя президентская инициатива «Наша новая школа» принята всего несколько месяцев назад, в университете есть значительные наработки по всем выделенным в ней направлениям. Причем школе предложены не только отдельные пособия, но и серии пособий.
В частности, многое сделано для развития учительского потенциала. Это серии учебно-методических пособий по таким еще малоразработанным проблемам как профильное обучение, воспитание этнотолерантности, обучение в поликультурной школе. Учителям предложены инновационные технологии межкультурной коммуникации; социального партнерства; межэтнического, межконфессионального и межкультурного взаимодействия, здоро-вьесберегающие технологии.
Значительное внимание уделяется такому важному направлению, как создание системы поддержки талантливых детей. Сегодня в практической работе школ и домов творчества юных широко используются более 40 учебных и методических пособий для работы с одаренными детьми.
В национальном проекте «Образование» и президентской инициативе «Наша новая школа» значительное внимание уделяется формированию и развитию инфраструктуры современной школы. Серьезным шагом в развитии этого направления стала серия учебно-методических пособий, адресованная руководителям образовательных учреждений.
Нельзя не отметить, что в последнее время существенно возросло количество учителей, которые продолжают свое профессиональное образование в нашем университете. За последние годы более 40 практикующих учителей подготовили и защитили кандидатские диссертации, один
Ученые университета — новой школе
учитель — докторскую диссертацию. Существенно возросло число учителей, обучающихся в магистратуре.
Перечень того, что сделано, можно было бы продолжать. Однако очевидно, что в поле внимания нашего профессионального сообщества находятся наиболее актуальные проблемы современного образования.
Да, наши достижения значительны. Тем не менее необходимо смотреть в будущее, быть готовыми к новым вызовам времени. Таким вызовом стали президентская инициатива «Наша новая школа» и федеральные государственные образовательные стандарты общеобразовательной школы второго поколения. Проблемы, на которые следует обратить внимание, особенно важны потому, что уже с 1 сентября 2010 г. на новые стандарты переходит начальная, а затем и основная школа.
Новизна образовательных стандартов второго поколения определяется, прежде всего, принципиально новой идеологией, положенной в их основу. Школа переходит к реализации новой образовательной парадигмы. В ее основе изменение фундаментальных представлений о человеке и о его развитии через образование. Школа призвана воспитать гражданина информационного общества, человека, способного и готового учиться на протяжении всей жизни. Это предполагает целенаправленное и системное развитие ребенка как субъекта познавательной деятельности. В частности, обучение должно быть направлено на формирование системы универсальных учебных действий, овладение метапонятиями и метаумениями. Во главу угла ставится умение учиться как ключевая компетенция, формируемая в школе.
Решение поставленных задач возможно только в условиях реального междисциплинарного взаимодействия. Следует подчеркнуть: речь идет отнюдь не о межпредметных связях, так хорошо знакомых и столь же малоэффективных. Речь идет о междисциплинарном взаимодействии, которое выступает как интегрирующий
фактор, способствующий формированию единой картины мира школьника, его развитию как субъекта познания. Решить эту задачу в условиях «косметического ремонта» школьного образования невозможно. Ее решение требует принципиальных изменений в содержании образования, требует принципиально иного методического мышления учителя.
Естественно, возникают вопросы: Готов ли учитель к таким значительным изменениям? В какой мере педагогический вуз сегодня готовит выпускника к работе в новых условиях? Что надо сделать, чтобы обеспечить действенную методическую помощь учителю?
Представляется необходимым внести коррективы в методическую подготовку будущих учителей. Сегодня факультеты готовят специалистов в рамках конкретной базовой науки, конкретного школьного предмета, т. е. готовят узкого специалиста-предметника. Эти рамки необходимо расширить. Нужны учебные курсы, которые будут готовить студентов к работе в условиях междисциплинарного взаимодействия. Опыт такой работы уже есть в нашем университете. В течение нескольких лет научно-исследовательская практика магистрантов нескольких факультетов проходила на базе НИИ общего образования университета. В одной группе над одной проблемой работали магистранты разных факультетов. Надо сказать, что обращение к данным других дисциплин вызвало живой интерес, помогло по-новому взглянуть на свой предмет, способствовало расширению методического кругозора. Кроме того, уже четыре года в институте детства читается курс «Формирование интеллектуально-речевой культуры школьников», предлагающий конкретные технологии междисциплинарного взаимодействия, направленные на формирование универсальных учебных действий.
Изменение цели и задач общего образования, естественно, привело к изменению
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
требований, которые предъявляются к учебно-методическим комплектам для школы. До сих пор речь шла о вертикальной связи в рамках одного учебно-методического комплекта, т. е. о единой линии учебников по предмету для разных классов. Сейчас выдвигается требование не только вертикальных, но и горизонтальных связей, т. е. связей между учебно-методическими комплектами по разным дисциплинам. Создание подобных комплектов — необычайно сложная задача. Но очевидно, что их наличие является важнейшим условием реализации нового образовательного стандарта. В настоящее время методисты института детства уже работают над созданием учебно-методического комплекта «Диалог», воплощающего идеи междисциплинарного взаимодействия. Комплект ориентирован на реализацию поликультурного образования и формирования российской идентичности в школах с полиэтническим составом учащихся и включает учебники, пособия для учителя, тетради с печатной основой по разным предметам, изучаемым в начальных классах.
Сегодня учитель получает право самостоятельно выбирать место и проблематику повышения своей квалификации. В этих условиях важно позиционировать педагогические университеты в системе постдипломного образования как крупнейшие центры развития методической науки, которые реализуют идею непрерывного педагогиче-
ского образования на самом современном уровне. Очевидно, что ученые университетов готовы предложить учителю реальную помощь в работе по образовательным стандартам нового поколения. В частности, проблема реализации междисциплинарного взаимодействия поставлена в правительственных документах сравнительно недавно. Однако в Герценовском университете еще в 2001 г. был создан НИИ общего образования, перед которым была поставлена задача разработки метамето диче ского подхода. В настоящее время уже многое сделано: предложена метаметодическая модель школы, созданы концепции согласованного обучения, формирования универсальных познавательных механизмов, формирования интеллектуально-речевой культуры школьников, формирования культурного поля школьника, становления учебно-исследовательской деятельности. Мы готовы предложить учителям не только теоретическое обоснование реализации развивающего потенциала общего среднего образования, но и конкретные инновационные технологии обучения и развития школьников.
Таким образом, профессиональное сообщество Герценовского университета работает на опережающее развитие педагогической и методической науки, школьного образования и вносит весомый вклад в реализацию государственной образовательной политики.