Научная статья на тему 'Приветственное слово директора института детства А. Г. Гогоберидзе'

Приветственное слово директора института детства А. Г. Гогоберидзе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гогоберидзе Александра Гививна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приветственное слово директора института детства А. Г. Гогоберидзе»

ПРИВЕТСТВЕННОЕ СЛОВО директора института детства А. Г. Гогоберидзе

FOREWORD of Institute of Childhood Director А. Gogoberidze

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!

Данный номер журнала «Известия РГПУ им. А. И. Герцена» — тематический. В представленных статьях отражены особенности развития научной мысли и образовательной практики на кафедрах института детства Герценовского университета.

Мы считаем наш ИНСТИТУТ ДЕТСТВА уникальным структурным подразделением университета.

Уже в самом названии института заложена его особая миссия.

Эту миссию можно выразить так: институт детства — это особое междисциплинарное и мультиметодическое пространство подготовки современного специалиста для современных детей. Это пространство подготовки профессионалов для работы с детьми раннего, дошкольного и младшего школьного возраста.

Институт ориентирован на подготовку бакалавров, магистров, исследователей в сферах дошкольного и начального образования, психологического и социально-педагогического сопровождения детей дошкольного и младшего школьного возраста, психофизиологии и психологии ребенка, домашнего и семейного воспитания.

Детство — особенный, самоценный, требующий особого психолого-педагогического сопровождения период. В наступившем XXI веке ребенок, его детство суще-

ственно изменились, что требует особого внимания науки и системы подготовки педагогов периода детства.

История института детства неразрывно связана с историей Герценовского университета. 2018 год — юбилейный для института детства. В 1918 году на базе Петербургского Фребелевского общества содействия воспитанию детей указом наркома просвещения А. В. Луначарского в Петрограде был создан первый в России вуз по подготовке дошкольных работников — Педагогический институт дошкольного образования. Сто лет — значимый период, в течение которого были периоды раздельного существования факультетов дошкольного воспитания и начального образования, периоды функционирования единого педагогического факультета.

Новейшая история института детства начинается в 1995 году, когда Ученый совет принял решение об организации в структуре университета института дошкольного и начального образования на базе двух факультетов: дошкольного образования и начального образования. В 2003 году произошло объединение этих факультетов в единое структурное подразделение Герценовского университета — институт детства.

Институт детства — научно-образовательное подразделение университета, кото-

рое органично сочетает в своей деятельности фундаментальные (теоретико-экспериментальные) и прикладные (связанные с решением задач проектирования научно-методического обеспечения практики образования) разработки.

Работа института детства предполагает реализацию образовательных программ профессиональной подготовки с позиции интеграции подходов к подготовке специалистов для системы дошкольного и начального образования и сохранения специфики и уникальности каждого направления подготовки; осуществление исследований, направленных на обновление содержания дошкольного и начального образования, разработку современных методик обучения и воспитания детей.

Институт детства — это:

В первую очередь сохранение научных и методических традиций и развитие сложившихся научно-методических школ.

Это научно-методическая школа кафедры дошкольной педагогики, объединенная общностью теоретических взглядов на процессы воспитания и развития ребенка, способы его педагогического сопровождения. В разные годы на кафедре работали ученые, чьи имена и труды стали классическими в истории российского дошкольного образования: Н. А. Альмедин-ген-Тумим, Е. И. Тихеева, Л. И. Тихеева-Чулицкая, К. М. Лепилов, Н. Б. Мчедлид-зе, А. М. Леушина, Е. А. Гребенщикова,

A. И. Сорокина, А. П. Усова, П. Г. Само-рукова, Р. М. Римбург, Г. П. Лескова,

B. И. Логинова и др.

Начиная с 1937 года на кафедре защищено более 130 кандидатских и докторских диссертаций. Комплексная программа дошкольного образования «Детство», соответствующая ФГОС дошкольного образования, созданная под руководством профессора В. И. Логиновой преподавателями

кафедры, более 20 лет востребована практикой российской системы дошкольного образования. Уникальные методики развития речи, музыкального и художественного воспитания, ознакомления с природой и математикой детей раннего и дошкольного возраста зарождались и развиваются на кафедре. Организация жизнедеятельности детей в детском саду, профессиональное развитие педагогов и дошкольных методических служб — развивающиеся сегодня идеи, заложенные в 20-е годы прошлого века в работавших при кафедре детских садах по системе М. Монтессори, Ф. Фре-беля, Е. И. Тихеевой.

Это научно-методическая школа педагогики и психологии начального образования. Среди наиболее ярких ее представителей известный советский психолог А. А. Люблинская. Ее научные исследования посвящены психологии детей дошкольного и младшего школьного возраста, проблемам развития ребенка, его мыслительной деятельности, нравственного воспитания. Работы А. А. Люблинской — «Очерки психического развития ребенка», «Детская психология», «Воспитателю о развитии ребенка», «Учителю о психологии младшего школьника» — до сих пор интересны для тех, кто занимается проблемами обучения и воспитания детей. Создание кафедры педагогики и психологии начального образования связано с именем А. И. Раева (1924-1999).

Это научно-методическая школа эстетического воспитания детей, которая с середины XX века развивалась по трем направлениям: музыкальное, изобразительное и речевое. С 1994 года направление возглавляет доктор психологических наук, профессор, автор более 200 научных публикаций, монографий и учебных пособий в области психологии искусства, педагогической психологии, психологии креативности, художественного образования Т. А. Барышева.

Это научно-методическая школа возрастной (детской) психологии, психофизиологии ребенка и педагогики семьи. Подготовку будущих педагогов дошкольных учреждений и младших классов, обучавшихся в нашем вузе, вели такие выдающиеся психологи, как М. Я. Басов, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. А. Люблинская, Е. А. Климов, Л. А. Регуш. Под научным руководством члена-корреспондента РАО, кандидата биологических наук, доктора психологических наук, профессора Валентины Георгиевны Каменской была создана лаборатория психофизиологической диагностики.

В качестве основного направления работы кафедры на ближайшие три года определено исследование психофизиологических и социально-психологических предикторов жизнестойкости и копинг-стратегий современных семей в поликультурной среде.

Одним из актуальнейших направлений психолого-педагогических исследований становится изучение механизмов и закономерностей формирования с детского возраста навыков коллективной творческой деятельности, адаптации и реализации технологий формирования в современных условиях разновозрастных детских коллективов, разработанных бывшим деканом педагогического факультета и профессором кафедры педагогики и методики начального обучения нашего вуза, академиком АПН СССР И. П. Ивановым.

Это научно-методическая школа начального естественно-математического образования. Инициаторами углубленной подготовки учителей начальных классов по различным направлениям и образования новой кафедры были декан факультета Н. М. Дружинина и заведующая кафедрой педагогики и методики начального обучения Т. Г. Рамзаева. На должность заведующей кафедрой была назначена, а позже и многократно переизбрана М. И. Калинина.

Это научно-методическая школа языкового и литературного образования ребенка. Т. Г. Рамзаева проработала в РГПУ им. А. И. Герцена более полувека, создав уникальную полифункциональную лингвоме-тодическую систему начального языкового образования на речевой основе, реализованную в авторском учебно-методическом комплекте для начальной школы и педагогических вузов. Разработанная Т. Г. Рамза-евой система обучения родному языку выдержала проверку временем. Эта система, основанная на глубоком знании языковых законов и закономерностей освоения языка детьми, остается одной из лучших.

Традиция изучения детской книги существовала в педагогическом институте с момента его образования. Еще в 1920-е годы профессор кафедры дошкольной педагогики, крупнейший исследователь русского детского фольклора О. И. Капица создала в институте Показательную библиотеку детской литературы, обладавшую уникальным книжным фондом детских изданий Х1Х-ХХ веков. В 1922 году при библиотеке был организован кружок детских писателей, возглавляемый О. И. Капицей и С. Я. Маршаком и ставший центром, вокруг которого велась работа по изучению детской литературы и созданию новой книги для ребенка не только в Ленинграде, но и во всей стране.

Е. О. Путилова — известнейший исследователь детского чтения, благодаря ее усилиям в литературу вернулись имена Л. Н. Модзалевского, К. А. Петерсона, М. А. Пожаровой, А. А. Пчельниковой, Г. Г. Белых и многих других. Е. О. Путиловой было написано более 170 научных работ, в том числе монографии о творчестве А. П. Гайдара и Л. Пантелеева, атрибутированы сотни стихотворений русских поэтов XVIII-XIX веков, подготовлен к изданию знаменитый двухтомник «Русская поэзия детям», который лег в основу издан-

ного в 2014 году трехтомного собрания «Четыре века русской поэзии детям».

Образование первой в России кафедры детской речи, возникновение на ее базе в 1993 году лаборатории детской речи, в течение ряда лет функционирующей при поддержке грантов Российского гуманитарного научного фонда и Российского фонда фундаментальных исследований, сыграло немаловажную роль в развитии новой научной дисциплины — онтолинг-вистики. Сам термин был предложен С. Н. Цейтлин на одной из ежегодных конференций по детской речи и прочно вошел в современный научный обиход.

Кафедра детской речи играла и продолжает играть роль всероссийского центра по изучению речи русского ребенка. При кафедре работает постоянно действующий семинар по онтолингвистике, проводятся ежегодные международные научные конференции.

Это научно-методическая школа раннего обучения иностранным языкам. Создание кафедры, специализирующейся в сфере раннего обучения иностранным языкам, явилось стратегическим шагом, во многом определившим новые актуальные направления развития методики обучения иностранным языкам, в частности, теории и практики обучения детей. На кафедре разработана единая концепция раннего обучения иностранному языку в дошкольных учреждениях и начальной школе. В настоящее время кафедра успешно развивается как лидер в области теории и практики раннего обучения иностранным языкам: защищено более 10 диссертационных исследований, по материалам которых разработаны авторские методики, опубликованы учебники для начальной школы, учебные пособия для учителей начальной школы, дошкольных учреждений, воспитателей, учебники и учебные пособия для университетов.

Сегодня институт детства:

Это почти 1700 студентов бакалавриата и магистратуры и 6 кафедр: возрастной психологии и педагогики семьи, дошкольной педагогики, педагогики начального образования и художественного развития ребенка, начального естественно-математического образования, языкового и литературного образования ребенка, раннего обучения иностранным языкам.

Это 23 образовательные программы бакалавриата и магистратуры. Институт одним из первых в университете в 90-е годы ХХ века перешел на уровневую систему подготовки бакалавров и магистров. Накопленный опыт разработки и открытия образовательных программ, как ответов на социальные и образовательные вызовы, позволяет реализовывать уникальные образовательные программы, не имеющие аналогов в России. Например, это программы бакалаврской подготовки: «Дошкольное образование детей с особыми образовательными потребностями», «Начальное образование (учитель кочевой школы)», «Раннее обучение иностранным языкам», «Психолого-педагогическое сопровождение семьи». Программы магистерской подготовки: «Раннее обучение иностранным языкам и межкультурная коммуникация», «Экспертиза качества дошкольного образования», «Управление инновационным развитием дошкольных образовательных учреждений», «Интенсивное обучение иностранным языкам», «Управление качеством начального образования», Развитие креативности ребенка в полихудожественной образовательной среде», «Лингвокуль-турологическое образование младших школьников», «Семейная психология», «Психология речи и психолингвистика», «Психология и педагогика современного Детства».

Это особая система дополнительного профессионального образования. Это более

1300 педагогов дошкольных образовательных учреждений и школ Санкт-Петербурга, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку.

Это активное участие в грантовой деятельности, выполнение грантов РНФ, РФФИ, Фонда «Русский мир»; активное участие в Комплексном проекте МОиН РФ модернизации педагогического образования в 2014-2017 годах.

Это европейские и российские вузы-партнеры, школы-партнеры и детские сады-партнеры.

Это уникальное историческое пространство, в котором сохранены аутентичные коллекции методических материалов XIX века Ф. Фребеля и М. Монтессори, более 250 000 уникальных детских книг из со-

зданной в 1919 году Показательной библиотеки по детскому чтению.

Это перспективы дальнейшего развития института детства как научно-методического и образовательного Центра Детства.

Это уникальное научно-образовательное пространство, объединяющее неравнодушных людей. Одни из них — будущие педагоги, другие — профессионалы, помогающие первым стать педагогами. И тех и других объединяет безусловная любовь к прекрасному миру Детства!

Научно-педагогический коллектив института детства выражает искреннюю благодарность редакционному совету журнала «Известия РГПУ им. А. И. Герцена» за возможность публиковаться на его страницах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.