Научная статья на тему 'Социальное предназначение вузовских кафедр педагогики'

Социальное предназначение вузовских кафедр педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальное предназначение вузовских кафедр педагогики»

А. П. Тряпицына, С. А. Писарева, Е. В. Пискунова

(Санкт-Петербург)

СоиИАЛЬНОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ВУЗОВСКИХ КАФЕДР ПЕДАГОГИКИ

В современном мире образование является одним из важнейших факторов, обеспечивающих экономический рост, социальную стабильность, развитие институтов гражданского общества, а человеческий капитал становится основным ресурсом развития любой страны, обеспечивающим ее стабильность и прогресс.

Россия нуждается в мобильных и высококвалифицированных специалистах, способных принимать самостоятельные ответственные решения в условиях неопределенности быстро меняющегося мира, что, безусловно, предъявляет особые требования к системе образования и, прежде всего, к педагогическим кадрам, которые призваны обеспечивать новое качество массового образования.

За последние годы исследователями образования накоплен большой массив научного знания о специфике педагогического образования в постиндустриальном обществе, касающегося понимания педагогического образования как открытой, гибкой, развивающейся социокультурной, образовательной, научной и экономической системы; закономерностей становления и развития многоуровневой модели высшего образования; интегративных (личностных и профессиональных) характеристик современного специалиста образования; подходов к структурированию и выстраиванию содержания профессионального образования; обоснованию разнообразных технологий и подходов к оценке качества университетского педагогического образования; определению роли и места педагогического университета в отечественном и мировом образовательном пространстве.

Накопленное научное знание позволило педагогическим вузам начать системные изменения своей деятельности в ответ на «вызовы времени».

Сегодня образовательная ситуация в стране под воздействием экономических и социокультурных факторов постоянно меняется, реализуется стратегия модернизации общего образования, осуществляется переход на новую систему подготовки в вузах, складывается система социального партнерства с работодателями, существенно меняются дети и молодежь, их отношение к образованию, повышается ответственность образовательных учреждений перед обществом, стремительно растет конкуренция между вузами, предъявляются новые более сложные и разнообразные требования к профессиональной деятельности педагогических работников и др.

Кроме этого необходимо отметить, что на рубеже 20-21 веков высшая школа оказалась в непривычной ситуации - ситуации жесткой конкуренции. Необходимость разрешения этой ситуации обусловила вступление России в Болонский процесс.

В этих условиях действия коллектива любого университета, в том числе и педагогического направлены на освоение выгодных рыночных позиций, на развитие внутренних возможностей, результативности деятельности.

Коллектив кафедры педагогики РГПУ им. А.И.Герцена стремился проанализировать достигнутые результаты, исходя из миссии Герценовского университета в современных условиях, которая, отражая

основные ценности нового, характерного для начала третьего тысячелетия смысла университетского образования, и лучшие традиции отечественного образования, ориентирует весь коллектив герценовцев:

- подготовку специалистов образования нового типа, способных видеть человека как уникальную целостность; знающих законы развития человека в разных сферах науки, техники, искусства, общественной жизни, труде; умеющих создавать условия для раскрытия человеческого потенциала на разных этапах жизненного пути; понимающих и умеющих вести диалог с представителями различных социальных групп, конфессий, культур;

- на всемерную поддержку развития отечественного образования в различных регионах России путем трансляции сложившегося во всех сферах деятельности университета инновационного опыта, путем включения в разработку государственных приоритетных проектов и программ развития образования;

- на создание новых преимуществ Герценовского университета через освоение выгодных рыночных позиций, развитие внутренних возможностей, результативности и качества деятельности, что способствует повышению конкурентоспособности на любых рынках.

Герценовский университет, одним из первых в стране, начал работу по переходу на многоуровневую систему педагогического образования и накопил немалый опыт в подготовке специалистов образования нового типа.

На кафедре педагогики впервые в стране были разработаны группы задач, к решению которых в стенах университета должны быть подготовлены специалисты в области образования:

- видеть ребенка в образовательном процессе;

- строить образовательный процесс, направленный на достижение целей образования;

- устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса,

- создавать и использовать образовательную среду, проектировать и осуществлять профессиональное самообразование.

Эти задачи составляют «ядро» базовой профессиональной компетентности педагога и служат содержательной основой для осуществления взаимосвязи педагогических курсов с учебными курсами других кафедр университета в целостном процессе профессиональной подготовки в рамках разработанной в Герценовском университете концепции, раскрывающей основные черты компетентностного подхода в педагогическом образовании.

В соответствии с задачами модернизации образования на кафедре ведется разработка программ подготовки специалистов по новым педагогическим специальностям. Разработаны и реализуются следующие магистерские программы: «Высшее образование», «Сравнительное образование», «Мониторинг в образовании», «Дополнительное образование детей». Особо следует отметить, что кафедра впервые в своей истории стала выпускающей, реализуя разработанную преподавателями кафедры программу бакалавриата «Воспитательная работа».

Не менее значимой для кафедры является и реализация дополнительно программы «Преподаватель высшей школы», которая адресована магистрантам и аспирантам разных факультетов университета. Занимаясь на протяжении всей своей истории проблемами школьного образования, кафедра предлагает методическим кафедрам университета, НИИ общего образования результаты исследований и методические пособия по профильному обучению, различным аспектам модернизации общего образования (пакет книг «Профильная школа», спецкурсы для магистерских образовательных программ, серии книг по модернизации общего образования).

Прошедший учебный год ознаменовался новым направлением в развитии учебно-методической деятельности коллектива кафедры, который принял активное участие в разработке инновационной образовательной программы «Гуманитарные технологии в социальной сфере». Сегодня кафедра может предложить студентам разных факультетов университета следующие модули: «Межконфес-сиональное взаимодействие в образовании»; «Международное сотрудничество в школе и в учреждениях дополнительного

образования»; «Воспитание этнотолерант-ности учащихся в условиях миграционных процессов»; «Мониторинг в социальной сфере»; «Профессиональная деятельность преподавателя высшей школы по-ликультурного общества»; «Профессиональная деятельность педагога в поли-культурном пространстве современной школы»; «Ребенок в поликультурном мире»; «Социальное партнерство в сфере образования»; «Средовое проектирование в образовании (высшая школа)»; «Средовое проектирование в школьном образовании»; «Чтение как средство межкуль-турного взаимодействия»; «Воспитание школьников в поликультурном образовательном учреждении»; «Методология гуманитарного исследования в социальной сфере».

Особое значение приобретает учебнометодическая деятельность кафедры педагогики в связи с переходом университета на европейскую систему подготовки специалистов, обозначенную в Болонской Декларации. Внимательно изучая опыт коллег с других факультетов, которые первыми начали экспериментальную работу, преподаватели кафедры педагогики разработали программу подготовки преподавателей психолого-педагогического факультета к экспериментальной работе, которая может быть интересна и другим факультетам университета (см.: Российский вуз в европейском образовательном пространстве: Методические рекомендации преподавателям вузов по вхождению в Болонский процесс / Под ред. А.П.Тряпицы-ной. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2006.)

Сегодня преподаватели кафедры стремятся разработать целостную систему управления качеством педагогической подготовки и готовы к сотрудничеству со всеми заинтересованными структурами университета.

Для развития кафедры чрезвычайно важной является научно-исследовательская работа. Преподаватели кафедры педагогики были активными разработчиками идей модернизации системы отечественного образования. В этом направлении ими сделано следующее:

■ разработано теоретико-методологическое обоснование компетентностного подхода в школьном и высшем педагогическом образовании;

■ обосновано и введено в научный оборот понятие образовательной программы как индивидуального образовательного маршрута ученика;

■ систематизированы условия и технологии образовательного выбора учащихся; определены варианты осуществления предпрофильной подготовки в 8-9 классах основной школы;

■ выявлены исторические предпосылки и современные модели реализации идей профильного обучения в старших классах общеобразовательной школы;

■ обоснованы принципы нового построения содержания и технологий обучения в начальной и основной школе в соответствии с ведущими характеристиками возраста;

■ выявлены варианты построения индивидуальных образовательных маршрутов и варианты индивидуальных планов учащихся в старшей школе;

■ разработаны новые формы оценки достижений школьников в логике формирования ключевых компетентностей;

■ разработаны пути осуществления социального партнерства школ и вузов, исследовательских организаций, учреждений культуры;

■ определены условия организации командной работы учителей, формы и технологии внутрифирменного обучения (повышения квалификации на рабочем месте);

■ разработана методика проведения опытно-экспериментальной работы школ по актуальным направлениям модернизации образования (методика «выращивания» нового знания и нового опыта).

Существенное значение для развития научного потенциала кафедры и увеличения ее вклада в реформирование отечественной системы образования имело участие преподавателей кафедры в исследовательских проектах. Перечислим некоторые из них, чтобы подчеркнуть масштабность и социальную значимость этого направления исследовательской работы:

Федеральная программа развития образования Российской Федерации -проекты «Разработка механизмов реализации государственной образовательной политики в региональных программах

развития образования», «Разработка текущих форм контроля качества образования на основе лучших образцов зарубежного опыта», «Разработка механизмов мониторинга программ развития образования на основе показателей, характеризующих состояние и уровень достижения целей и задач развития образования»;

Федеральная программа «Региональная политика» - проект «Региональный паспорт системы образования»;

Федеральная программа «Федерально-региональная политика в науке и образовании» - проект «Сравнительный анализ уровня подготовки и качества процедур аттестации кадров высшей квалификации в странах Европы и России в области гуманитарных и общественных наук»;

Программа «Научное и научнометодическое обеспечение модернизации образования» - проекты «Итоговая государственная аттестация по направлениям педагогического образования», «Разработка технологии государственной аккредитации отдельных образовательных программ высшего профессионального образования», «Разработка механизмов экспертизы образовательных инноваций», «Разработка модели научно-методического обеспечения в системе мониторинга подготовки кадров высшей квалификации».

Программа «Развитие научного потенциала высшей школы» - проекты «Разработка согласованных требований к учительским должностям, квалификационной характеристике и к уровню подготовки выпускников в новом поколении ГОС ВПО по направлениям педагогического образования», «Разработка научнометодического обеспечения расчета показателей социальной эффективности реализации программ и проектов, направленных на развитие образования» и другие.

За последние годы в научной деятельности кафедры наметилась тенденция усиления взаимодействия с другими кафедрами университета. Особенно ярко продуктивность этой тенденции проявилась в исследовании, проведенном по заказу Издательского Дома «Просвещение». В ходе исследования был разработан новый формат современного учеб-

ника, варианты УМК, структура и содержание информационной образовательной среды. Думается, что результаты проекта могли бы стать основой для совместной работы различных подразделений университета по созданию комплектов учебной литературы по образовательным областям школьного учебного плана, направлениям педагогического образования, в котором все издания выдержаны в общей логике, они взаимодо-полнительны, в них прослеживается дидактическая преемственность, имеется современный аппарат ориентировки, включающий:

- задания на самостоятельный поиск информации из разных источников;

- использование ресурсов ИОС школы, района, города;

- задания, ориентированные на применение знаний, формирование ключевых компетентностей.

Важное направление исследовательской деятельности - привлечение талантливой молодежи к научной работе в области педагогики. В первую очередь, это ориентация на развитие интереса к педагогической профессии, включение студентов в исследование актуальных проблем образования. С этой целью на кафедре уже много лет проводится ставшая традиционной Герценовская педагогическая олимпиада, ежегодная университетская научно-практическая конференция студентов «Студент - учитель -исследователь»; при кафедре создано студенческое научное общество.

Большое внимание уделяется разработке новых подходов к воспитанию молодежи. В центре внимания оказываются задачи развития современных форм студенческого самоуправления, развитие социальной активности школьников и студентов, поддержка общественно значимых инициатив, в том числе движения студенческих отрядов, волонтерских объединений.

Новые возможности в работе со студентами открылись после создания на кафедре учебно-исследовательских лабораторий: воспитания и дополнительного образования, педагогической диагностики, христианской педагогики, экспериментальной педагогики. Участвуя в работе лабораторий, студенты погружаются в

реальные ситуации, вместе с преподавателями учатся определять, исследовать и решать проблемы, возникающие в современном образовании.

Существенное значение имеет деятельность аспирантуры и докторантуры кафедры. В 2004 году была разработана и стала реализовываться образовательная программа аспирантуры для молодых исследователей по специальностям 13.00.01 - общая педагогика, теория и история образования и 13.00.08 - теория и методика профессионального образования, что позволило существенно улучшить организацию работы с аспирантами.

Кафедра педагогики активно включилась и реализацию такого направления Программы развития университета, как поддержка процесса модернизации образования.

Современная профессиональная дея-

тельность преподавателей кафедры педагогики определяется не только участием в разработке научно-методических ресурсов для обновляющейся системы образования, но и вовлеченностью их в распространение новой идеологии образования, в диссеминацию приобретенного опыта инновационной деятельности.

Кафедра педагогики стремится богатейший багаж современного педагогического знания сделать значимым для всех герценовцев. Оглядываясь на славные страницы истории кафедры, вспоминая нравственные заветы тех, кто, работая на кафедре, составил золотой фонд отечественной педагогики, мы стараемся работать так, чтобы «студенты ценили профессоров, профессора понимали студентов; и те и другие гордились университетом, тех и других уважало общество[ (В.О.Ключевский).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.