Научная статья на тему 'УЧЕНИЕ ПЛАТОНА ОБ ИДЕАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕ И ЕГО АКТУАЛЬНОСТЬ В СОВРЕМЕННОЙ ПРАВОВОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ'

УЧЕНИЕ ПЛАТОНА ОБ ИДЕАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕ И ЕГО АКТУАЛЬНОСТЬ В СОВРЕМЕННОЙ ПРАВОВОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4076
354
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕНИЕ ПЛАТОНА / ГОСУДАРСТВО / ФИЛОСОФИЯ ПРАВА / СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО / ПРАВОВАЯ УТОПИЯ / РОССИЙСКОЕ ПРАВО / PLATO''S TEACHING / STATE / PHILOSOPHY OF LAW / SOCIO-POLITICAL STRUCTURE / LEGAL UTOPIA / RUSSIAN LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тепляшин Иван Владимирович, Лукашевский Дмитрий Сергеевич

В статье описываются основные этапы создания и развития учения Платона о совершенном государстве. Проводится краткий анализ постулатов данного учения, в том числе, с точки зрения их реалистичности. Делается вывод об актуальности отдельных положений теории Платона в контексте современной российской правовой жизни. Авторы статьи уверены, что учение Платона об идеальном государстве способно укрепить правовые основы правовой государственности практически любого современного государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Plato''s Doctrine of the perfect state and its relevance in the modern legal validity

The article describes the main stages in the creation and development of the teachings of Plato about the perfect state. A brief analysis of the postulates of this doctrine is carried out, including, from the point of view of their realism. A conclusion is made about the relevance of certain provisions of Plato's theory in the context of contemporary Russian legal life. The authors of the article are sure that Plato's teaching on an ideal state can strengthen the legal foundations of the legal statehood of almost any modern state.

Текст научной работы на тему «УЧЕНИЕ ПЛАТОНА ОБ ИДЕАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕ И ЕГО АКТУАЛЬНОСТЬ В СОВРЕМЕННОЙ ПРАВОВОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ»

Теория и история права и государства

УЧЕНИЕ ПЛАТОНА ОБ ИДЕАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕ И ЕГО АКТУАЛЬНОСТЬ В СОВРЕМЕННОЙ ПРАВОВОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

ТЕПЛЯШИН Иван Владимирович,

кандидат юридических наук, доцент,

заведующий кафедрой теории и истории государства и права, Красноярский государственный аграрный университет. E-mail: Ivt-sl@yandex.ru;

ЛУКАШЕВСКИЙ Дмитрий Сергеевич,

студент магистратуры,

Красноярский государственный аграрный университет, заместитель министра экономического развития и инвестиционной политики Красноярского края. E-mail: lukashevsky@econ-krsk.ru

Краткая аннотация: В статье описываются основные этапы создания и развития учения Платона о совершенном государстве. Проводится краткий анализ постулатов данного учения, в том числе, с точки зрения их реалистичности. Делается вывод об актуальности отдельных положений теории Платона в контексте современной российской правовой жизни. Авторы статьи уверены, что учение Платона об идеальном государстве способно укрепить правовые основы правовой государственности практически любого современного государства.

Abstract: The article describes the main stages in the creation and development of the teachings of Plato about the perfect state. A brief analysis of the postulates of this doctrine is carried out, including, from the point of view of their realism. A conclusion is made about the relevance of certain provisions of Plato's theory in the context of contemporary Russian legal life. The authors of the article are sure that Plato's teaching on an ideal state can strengthen the legal foundations of the legal statehood of almost any modern state.

Ключевые слова: учение Платона, государство, философия права, социально-политическое устройство, правовая утопия, российское право.

Keywords: Plato's teaching, the state, the philosophy of law, socio-political structure, legal utopia, Russian law.

На протяжении прошедшего десятилетия в современном мире наблюдаются явные кризисные явления, сопровождаемые не только финансовой и экономической нестабильностью, но и существенными социально-политическими проблемами, препятствующими какому-либо развитию большинства стран и отдельных их регионов. Чтобы облегчить ситуацию и ускорить выход государства из кризиса теоретики и практики разных стран предпринимают попытки просчитать пути решения существующих проблем как в экономических отраслях, так и в политической, а зачастую и в правовой сфере. Не секрет, что достаточно большое количество специалистов используют

при формировании своих программ труды древних философов, которые стояли у истоков создания правовых и политических учений, известных с давних времён. Одним из выдающихся представителей данного сословия, безусловно, является Платон (428-348 гг. до н.э.) -величайший древнегреческий философ, основоположник идеализма в европейской философии [1, с. 37].

Надо отметить, что Платон действительно один из тех немногих ученых древнего мира, кто был и остается эталоном мыслителя на все времена и для самых разных народов. На него ссылались и к его учениям обращались не только древние философы, но и цер-

ковные и военные деятели, правители, военные начальники, деятели культуры и искусства разных стран. Этот философ был мудрейшим для гуманистов эпохи Возрождения, и вплоть до настоящего времени без изучения Платона не обходится, как представляется, ни один порядочный учёный-мыслитель.

Думается, что сам Платон считал разработку именно политической теории одной из главных своих задач. Афинский мыслитель поставил перед собою задачу защиты и теоретического обоснования общественного устройства, которому грозил кризис, а именно полисного устройства древнегреческого общества. Необходимо отметить, что именно Платону принадлежит первая в истории человеческой мысли системная концепция социально-политического, государственного устройства. И влияние этого учения на последующее развитие социально-политической теории трудно переоценить.

Анализируя условия, в которых Платон разрабатывал свои учения общественного устройства, можно обратить внимание на то, что это происходило в острейшей идейно-теоретической борьбе с софистами и киниками во времена, когда эллинская цивилизация надломилась. Если говорить о духовной ситуации в те времена, то она представляла собой ослабление традиционных религиозных и моральных принципов, упадок нравственности, что было вызвано распространением новой системы ценностей, принесенной софистами и киниками. Именно поэтому, как думается, Платон и принял на себя задачу противостояния разрушительным тенденциям его современности. Первым делом, ему требовалось развенчать учения софистов, показать их искусственность, бессистемность и произвольность. И не только социальную и правовую, но, главное, концептуальную несостоятельность. Одновременно, для Платона было жизненно важно построить теорию, претендующую на объективную истинность и логическую безупречность.

Таким образом, теория идеального государства могла послужить эффективным инструментом идейно-теоретической борьбы, дав объективные критерии для сопоставления

и оценки различных форм политического устройства.

В отличие от софистов, которые не признавали объективность истины, Платон эту истину утверждал. Его подходы, например, к познанию полиса были сугубо научными, а не вкусовыми, как у софистов.

Основная мысль Платона заключалась в том, что совместная общественная жизнь и конкретная форма ее организации являются объективными, вытекающими из самого существа человека. Человеку невозможно жить и реализовываться вне общества. Еще более очевидно для Платона то, что в обществе должно быть распределение функций или разделение труда, в т.ч. в экономической и финансовой сферах. Философ, устанавливая причину дифференциации правового и социально-экономического положения людей в обществе, основывался на неравенстве их природных задатков и способностей.

Именно поэтому Платон был убежден, что общественное устройство не может быть в произвольных формах. В связи с этим, перед государством встает сложнейшая, и не столько экономическая, сколько социально-нравственная задача ввести это разделение труда, обеспечить распределение обязанностей между своими гражданами. Данное разделение должно соответствовать природным задаткам каждой личности, обеспечивать их потребности в рамках социума [2, с. 138-139, 146].

Своё начало учение Платона о государстве берёт в диалоге «Политик». Это ранний период размышлений Платона, которые далее послужили основанием для написания более серьезного и одного из самых известных его диалогов под названием «Государство». Эти труды и можно считать основой учения Платона об идеальном государстве [3].

Однако, Платон считал основой идеального государства такое понятие как справедливость. По мнению Платона, государство является идеальным лишь тогда, когда каждый человек действует в согласии с самим собой. Существо человека заключается в его душе. На основании данного тезиса можно считать Платона родоначальником объективного идеализма.

Человеческая душа по Платону имеет три начала, поэтому и в обществе должно быть три сословия: философы - правители, соответствующие разумному началу; воины -представители яростного или защитного начала; земледельцы и ремесленники - олицетворяющие низменное или деловое начало.

При этом, условием прочности государства Платон определяет именно сословное деление общества. Самопроизвольный переход из низшего сословия в высшее считается преступлением, потому как любой человек должен заниматься тем делом, которому он предназначен от природы - это и есть величайшая справедливость. Но справедливость -это не единственная добродетель государства. В рамках своего учения об идеальном государстве Платон говорит еще о трех добродетелях: мудрости, мужестве и рассудительности. Всё это в очередной раз подталкивает к мысли о необходимости деления общества на определенные сословия.

В следующем произведении Платона под названием «Законы» представлена уже более реалистичная модель общественного устройства. В нём Платон отступает от ряда определяющих положений, использованных им в более ранних трудах. Можно считать, что это была попытка ученого через определенные уступки приблизить свой идеал к реальности.

Если говорить о теории Платона, то можно предположить, что он не воображал, а именно изображал, рисовал мир вокруг себя, пытался его описать и усовершенствовать. Таким образом, перед философом, при написании его произведений, стояли познавательные, а не прожектёрские задачи. Именно поэтому можно считать, что Платона не интересовали возможности создания утопического государства всеобщего благоденствия и счастья. Его целью выступало объективное познание возможностей строить модель идеального государства, максимально приближаясь к ней.

В своих трудах Платон разработал, можно сказать, эталон государства и дал характеристики различных социумов, политических режимов, создал, тем самым, критерии изучения, классификации и совершенствования реально существующих политических

форм и систем. Вот почему теории Платона серьезно повлияли на весь ход развития политического познания вплоть до наших дней. Один из современных немецких исследователей К. Хюбнер говорит, что «дефинитивное введение абстрактного мышления в политическую философию Платоном имело эпохальные последствия, с какими бы неправильно понятыми утопическими конструкциями оно ни связывалось» [4, с. 24].

Как уже отмечалось ранее, в истории политических и правовых учений утопия Платона является одной из самых значимых. Эта теория, с одной стороны отражает ряд реальных черт современных Платону государств, например, Египта, с другой - высказывает критику по ряду недостатков греческих полисов, рекомендуя взамен построить идеальный тип социума.

Произведения и умозаключения Платона живут уже три тысячелетия: его теории были близки и понятны многим людям из совершенно разных эпох. Идеи Платона чётко прослеживаются и в трудах Аристотеля, и в учениях неоплатоников, и в классической философии, а также в различных доктринах абсолютного идеализма теорий ХХ века.

Если говорить о недавнем прошлом нашей страны, то необходимо отметить, что для Советского Союза, вставшего в начале прошлого века на рельсы социализма, учения Платона о приоритете общей собственности были очень актуальны. И в дальнейшем, с переходом страны в 90-х годах 20 века к рыночной экономике, труды великого философа древности также были реализованы в жизни нового российского общества.

Но, после двух десятилетий реализации рыночных реформ и развития правовой жизни часть российского общества усомнилась в правильности выбранного государством пути развития России. В современной юридической литературе методологически выявляются серьезные просчеты в проводимой криминологической правовой политике, раскрываются недостатки политической системы, обосновываются проблемы правового взаимодействия государства и общества [5, с. 43-59]. Полагаем, что здесь большую роль сыграли возникшие в

стране проблемы: произвол властей на местах, рост преступности, сверхдоходы одних и обнищание огромного числа других граждан -всё это не могло остаться без внимания общественности и определенных исследователей. Сегодня молодые исследователи справедливо связывают развитие государства с его эффективностью и результатами в правовой сфере [6, с. 51-55], воздействием институтов гражданского общества на правопорядок и законность [7, с. 12-14], реализацией института общественного контроля и участия общественности в управленческой деятельности [8, с. 1214]. На этом фоне учения Платона вновь приобретают актуальность, его идеи об идеальном государстве могут укрепить правовой фундамент реформирования правовой государственности и придать новый смысл принципам цивилизованного развития практически любого государства.

На Западе Платон был объявлен вдохновителем идей социализма и коммунизма. При этом, советской наукой такой подход категорически отрицался. В социалистическом мире идеи Платона называли коммунизмом потребления. СССР же развивался по теории научного коммунизма, то есть коммунизма производства. Вообще, в нашей стране идеи Платона можно проецировать на механизм формирования научно обоснованной правовой политики развития государства и права, всестороннего использования организационно-политического и информационно-идеологического потенциала в сфере правоприменения, правоотношений и развития демократии [9, с. 14-16].

При этом, говоря о современном мире можно отметить, что из перечисленных в трудах Платона признаков идеального государства некоторые остаются актуальными и усматриваются в политических режимах ряда государств, например, в странах Латинской Америки, Африки. Так, положения относительно наличия свободы у человека и гражданина в системе взаимодействия с государственным аппаратом активно признаются законодателем этих стран. Это касается развития системы

парламентаризма, введения института референдума, публичных мероприятий и других форм участия граждан в управлении делами государства.

В других странах, в т.ч. Европы, концептуальные положения относительно свободы личности в контексте совершенствования государства наполняются через реализацию информационных технологий, телекоммуникационных сетей, политических коммуникаций и иных достижений науки и техники. Относительно правового воздействия на личность также можно отметить, что такие правовые категории как неотвратимость наказания, исправление и ресоциализация преступника лежат в основе уголовного и пенитенциарного законодательства практически всех современных государств [10, с. 12-143]. Ведь даже такие аспекты работы с правовым статусом человека, установление оптимальных правовых ограничений и коррекционных действий относительно свободы личности в состоянии позитивно влиять на эффективность и совершенствование отдельных звеньев государства.

Как видно, особый характер в исследовании сущности идеального государства занимает система прав и свобод человека и гражданина, состояние естественных начал, механизм их закрепления, гарантирования и развития. Представляется, что понимание совершенного государства и демократии, как верно подчеркивается, немыслимо без познания сущностных аспектов права и получения объективных знаний о правовых явлениях в целом. Кроме того, в вопросе развития учения о государстве важно правильно определить внутреннюю природу права, его соотношение с произволом и бесправием [11, с. 37].

В итоге можно с уверенностью говорить, что Платон стал первооткрывателем в сфере философского освещения большого комплекса политических и правовых вопросов, внес неоценимый вклад в формирование концепции идеального государства, и многие положения о государстве и праве, высказанные гениальным философом в его учении, остаются актуальными и современными по настоящее время.

Библиография:

1. История политических и правовых учений: хрестоматия / под ред. В.П. Малахова. - М.: Академический Проект, 2000. 414 с.

2. Мартышин О.В. Философия права. Учебник для магистров. - М.: Проспект, 2017. 352 с.

3. Платон. Полное собрание сочинений в одном томе. - М.: Издательство АЛЬФА-КНИГА, 2017. 1312 с.

4. Хюбнер К. Нация. - М.: Канон+, 2001.

5. Лунеев В.В. Россия должна исторгнуть приметы правовой системы планеты Транай // Государство и право. 2017. № 3. С. 43-66.

6. Фастович Г.Г. Функционирование институтов гражданского общества как фактор повышения эффективности деятельности государственного механизма // Право и государство: теория и практика. 2016. № 7 (139). С. 51 -55.

7. Новиков Д.О. Проблемы взаимодействия общества с правоохранительными органами в современной России // Гражданское общество в России и за рубежом. 2013. № 4. С. 12-14.

8. Аникиенко В.Н. Общественный контроль и его взаимодействие с государственным контролем в области качества и безопасности пищевых продуктов // Гражданское общество в России и за рубежом. 2016. № 4. С. 34-37.

9. Комаров С.А., Азнагулова Г.М. Правовая политика: понятие, роль и обеспечение в правовой системе общества // Правовая политика и правовая жизнь. 2012. № 3. С. 8-16.

10. Тепляшин П.В. Уголовно-исполнительная характеристика европейских пенитенциарных систем: учебное пособие. - Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 2017.

11. Лукьянова Е.Г. Право в современном мире: к вопросу обоснования понятия // Юридическая мысль. 2017. № 2.

С. 35-38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.