Научная статья на тему 'Изучение политико-правового наследия Платона'

Изучение политико-правового наследия Платона Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1072
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАТОН / ИДЕАЛИЗМ / НЕОПЛАТОНИЗМ / ГОСУДАРСТВО / ОБЩЕСТВО / ЗАКОН / PLATO / IDEALISM / NEOPLATONISM / STATE / SOCIETY / LAW

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кушнир Светлана Ивановна

В статье рассказывается об исследованиях политико-правового наследия Платона, которые проводят современные ученые. Наследие Платона неоднозначно, однако вот уже на протяжении трех тысяч лет его изучают, открывают заново и находят актуальным в наши дни. Наследие Платона интересно не только философам, но и историкам, политологам и юристам

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF PLATO’S POLITICAL AND LEGAL HERITAGE

The article describes the studies of Plato’s political and legal heritage, which was carried out by modern scientists. The legacy of Plato is ambiguous, but for three thousand years it has been studied, rediscovered and found relevant today. The legacy of Plato is interesting not only to philosophers, but also to historians, political scientists and lawyers.

Текст научной работы на тему «Изучение политико-правового наследия Платона»

24

ВЕСТИ НАУЧНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

УДК 091; 32; 34 ББК 66; 67; 87

Дата направления в редакцию: 16-12-2019 Дата рецензирования: 17-12-2019 Дата публикации: 20-12-2019

Кушнир Светлана Ивановна

Кандидат исторических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных и финансово-правовых дисциплин, доцент Воронежский институт ФСИН России E-mail: Svetlana10002006@yandex.ru

Kushnir Svetlana Ivanovna

Candidate of historical Sciences, associate Professor social-humanitarian and financial-legal disciplines, associate Professor

Voronezh Institute ofthe Federal penitentiary service of Russia E-mail: Svetlana10002006@yandex.ru

ИЗУЧЕНИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОГО НАСЛЕДИЯ ПЛАТОНА STUDY OF PLATO'S POLITICAL AND LEGAL HERITAGE

Аннотация (на рус). В статье рассказывается об исследованиях политико-правового наследия Платона, которые проводят современные ученые. Наследие Платона неоднозначно, однако вот уже на протяжении трех тысяч лет его изучают, открывают заново и находят актуальным в наши дни. Наследие Платона интересно не только философам, но и историкам, политологам и юристам.

Ключевые слова: Платон, идеализм, неоплатонизм, государство, общество, закон.

Abstract (in Eng). The article describes the studies of Plato's political and legal heritage, which was carried out by modern scientists. The legacy of Plato is ambiguous, but for three thousand years it has been studied, rediscovered and found relevant today. The legacy of Plato is interesting not only to philosophers, but also to historians, political scientists and lawyers.

Keywords: Plato, idealism, Neoplatonism, state, society, law.

Изучением философского наследия Платона на протяжении долгого времени занимаются как его последователи, так и его противники. Но не меньший интерес представляют политико-правовые взгляды великого мыслителя. Назовем авторов, которые в разной степени изучали идеи Платона о государстве и обществе. Это авторы дореволюционной России: А. Клеванов, П.И. Новгородцев, В. Вин-дельбанд, Н.М. Коркунов, Б.Н. Чичерин, В. С. Соловьев, С.Н. Трубецкой, Е.Н. Трубецкой и др. В советский период были опубликованы работы В.Ф. Асмуса, А.Ф. Лосева, А. Ципко, В.С. Нерсесянца, Г.В. Васильевой и др. Среди зарубежных философов вызывают живой интерес исследования А. Блума, С. Бенарде-та, С. Розена, М. Хайдеггера, Х. Арендта, М. Фуко, Ж. Дерриды [1, 2, 3, 4].

Как пишет в своей статье современный исследователь С. В. Голубев относительно философского наследия античного философа: «...более-менее общий пиетет... распространяясь лишь на одну составляющую платоновского учения - теорию идей, и не распространяясь на другую - теорию политического устройства. Если первая считается выдаю-

щимся вкладом в сокровищницу человеческой мысли, то к социально-философским, политико-теоретическим построениям Платона отношение иное. Нередко их квалифицируют как утопические, даже фантастические, подменяют концептуальный анализ изложением деталей и едва ли не снисходительными комментариями по их поводу» [5].

Но кроме утопических, его идеи часто называют тоталитарными, недемократическими, нелиберальными. И здесь мы видим неоднозначность даже в изучении идей Платона. Называя его идеи утопическими, фантастическими, исследователи подчеркивают идеалистичность его взглядов. Однако, когда начинают соотносить государство Платона и тоталитаризм — это уже не идеал и не утопия. Так еще К. Поппер в своей работе «Открытое общество и его враги» [6] 1945 года назвал идеи Платона в отношении государства «тоталитаристскими», а самого философа реакционером и антигуманистом. Поппер объясняет это тем, что политический строй для идеального государства, описанный Платоном, противоречит западным либеральным демократиям, современным Попперу. Его

N 6. Декабрь 2019 г.

иди воспринимают и современные молодые исследователи. Не так давно, в 2017 году, вышла статья Рудого П.И. в которой он выдвигает гипотезу о связи идей Платона с установлением тоталитарных режимов в мире [7]. Молодой автор утверждает, что им были проанализированы работы К. Поппера, Х. Арента и Ф. Фон Хайека, благодаря чему он смог выявить истоки и базовые принципы установления тоталитарных режимов. Затем он сопоставил эти принципы со взглядами Платона по работам «Государство» и «Законы» и «в результате чего оказалось возможным выявить значительное сходство идеалов древнего мыслителя и основ тоталитаризма, которые были описаны современными исследователями общества» [7, С. 24].

Хотелось бы заострить внимание на том факте, что для исследователей, которые ориентируются на современную либеральную политическую модель, вызывает сложность тот аспект, что у греков отсутствовала концепция прав человека. Именно поэтому взгляды на политическую философию Платона у некоторых исследователей претерпевали изменения с течением времени. Более того, однозначно «примерять» теорию государства и общества Платона к современным обществам задача сложная и неблагодарная. Тем более, обвинять Платона в том, что он «причастен» к установлению тоталитарных режимов — очень спорно.

В свою очередь М. Хайдеггер утверждает, что весь современный ему мир говорит на языке Платона [8]. М. Освальд вслед за Платоном исследовал особенности демократии в Афинах, а Д. Коген, правда опираясь на М. Фуко, исследовал афинскую судебную практику.

Интерес вызывают работы наших соотечественников, например работа под общей редакцией Ю.А. Шичалина «Платон. Федр» [9], а также монография Бородай Т.Ю. «Рождение философского понятия. Бог и материя в диалогах Платона» [10], где также анализируются диалоги.

Рассматривая исследования современных философов, необходимо отметить работы К.А. Сергеева и Л.С. Каменевой «Сущность человеческого бытия в философии Платона» [11], а также статью для энциклопедического словаря Т.Ю. Бородай «Платон» [12], и статью

_ 25

Ирины Протопоповой ««Государство» Платона — идеальный мимесис?» [13]. Отдельно отметим работу публицистического характера Ю.П. Михаленко «Политический идеал Платона в контексте реальной истории» [14], в которой автор утверждает, что идеи Платона нельзя считать чисто утопическими, однако можно рассматривать некоторые из них в контексте построения реальной демократии. Но даже публицистический характер произведения скорее подтверждает популярность идей Платона.

Особым образом выделим диссертационное исследование Глухова А.А., автор которого провозглашает своей целью «установление методов политического мышления в платоновских сочинениях... прежде всего в диалоге «Государство»». В своей работе автор выявляет схемы и принципы политического мышления Платона, а также указывает на значение платоновского решения проблемы свободы и справедливости для современной политической мысли [15].

В статье Бессоновой Л.А. [16] рассматриваются основные положения учения Платона об идеальном (справедливом) государстве. Категория «справедливость» рассматривается как многогранный феномен в его нравственном, социальном, экономическом, правовом аспектах. Автор говорит о том, что многие заблуждаются, думая, что Платона-идеалиста не интересовали вопросы быта, устройства общества и государства. В своей работе Л.А. Бессонова рассматривает критику Платоном реально существующих форм государственного устройства, а также роль закона в политической системе.

Кочеткова Т.Н. в своем исследовании говорит о том, что на примере неправильных типов государственного устройства, Платон вскрывал присущие им изъяны и псевдоценности, губительно сказывающиеся на жизненных установках всего населения, т.к. неверные убеждения людей становились причинами распрей, войн, плохих законов и несчастной жизни человека. Решение данной проблемы Платон видел в создании идеального государства, свободного от пороков ти-мократии, олигархии, демократии и тирании. Однако характеристики идеальной модели государственного устройства, свидетельствуют

26 _

о жесткой социальной стратификации, деин-дивидуализации, выступающих, по сути, стабилизаторами слаженной работы государства [17]. Интересным является один из выводов автора о том, что «идеи Платона нашли практическую реализацию в авторитарном образовании, в государственных структурах, вспоминающих о нуждах народа в предвыборный период, в СМИ и рекламных продуктах, представляющих информацию в интересах спонсоров программ, в расширении «доступности» потребительских кредитов, позволяющих не столько приблизиться к мечте, сколько осложнить жизнь заемщика» [17].

Б. А. Исаев в своей работе «Древнегреческие историки и философы о сущности демократии, ее конфликте с тиранией и олигархией и современный взгляд на этот процесс» анализируя взгляды Платона приходит к выводу о том, что великий грек не был принципиальным противником демократического режима,

ВЕСТИ НАУЧНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

т. к. сам был неоднократным участником народных собраний и других институтов демократии. Автор уточняет, что Платон, также как и Аристотель в дальнейшем, были противниками не политической системы демократии, а политического режима демократии, дающего власть в руки малообразованного, не готового к управлению полисом охлоса. Автор отмечает, что «в своем сочинении он (Платон) посвящает критике демократии гораздо больше места, чем описанию ее особенностей и преимуществ. В демократическом устройстве, по Платону, немало недостатков и отклонений от идеала государственного устройства» [18].

Таким образом, философско-политическое наследие Платона велико, но и неоднозначно. До сих пор оно изучается ведущими специалистами, и до сих пор споры не умолкают. В связи с чем и изучение взглядов, в том числе и политических, великого античного философа остается очень актуальным.

Библиография

Асмус В.Ф. История античной философии. — М.: Высшая школа, 1965. — 320 с.

Хайдеггер М. Учение Платона об истине // Время и бытие. М., 1993.

Дела Ж. Платон и симулякр // Логика смысла. М., 1998.

Деррида Ж. Фармация Платона. Дессиминация. Екатеринбург, 2007.

Голубев С.В. Учение Платона об идеальном государстве // Философия и общество. 2005. № 1 (38). С. 156.

Поппер К. Открытое общество и его враги. В 2 тт. Т.1. Чары Платона. М., 1992. С. 123-124.

Рудый П.И. Связь политических идей Платона и тоталитарных режимов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2017. № 6. С. 24-28.

Heidegger M. Das Ende der Philosophie... // Gesaratausgabe, Bd. 14. S.82

Платон. Федр / Общ. ред. и вступ. ст. Ю. А. Шичалина. М., 1989.

Бородай Т.Ю. Рождение философского понятия. Бог и материя в диалогах Платона. М., 2008.

Сергеев К.А., Каменева Л.С. Сущность человеческого бытия в философии Платона // Платон. Государство. Спб, 2005. С. 5-158.

Бородай Т.Ю. Платон // Античная философия: Энциклопедический словарь. М., 2008. С. 565.

Протопопова И. «Государство» Платона — идеальный мимесис? // Логос. № 4., 2011.

Михаленко Ю.П. Политический идеал Платона в контексте реальной истории. М., ИФ РАН, 2003.

Глухов А.А. Политическая логика Платона. Интерпретация «Государства». Автореф. дис. канд. филос. наук. М.: ИФ РАН, 2012

Бессонова Л. А. Категория «справедливости» в учении Платона о государстве // Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 1. С. 86-89.

Кочеткова Т.Н. Платон о роли социума в жизни человека // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал) № 9 (41). 2014. https://cyberleninka.ru/article/n/platon-o-roli-sotsiuma-v-zhizni-cheloveka

Исаев Б. А. Древнегреческие историки и философы о сущности демократии, ее конфликте с тиранией и олигархией и современный взгляд на этот процесс // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2015. Сер.17. Вып. 4. Конфликтология. С. 90.

N 6. Декабрь 2019 г. 27

References (transliterated)

1. Asmus V.F. Istoriya antichnoj filosofii. — M.: Vysshaya shkola, 1965. — 320 s.

2. Hajdegger M. Uchenie Platona ob istine // Vremya i bytie. M., 1993.

3. Dela Zh. Platon i simulyakr // Logika smysla. M., 1998.

4. Derrida Zh. Farmaciya Platona. Dessiminaciya. Ekaterinburg, 2007.

5. Golubev S.V. Uchenie Platona ob ideal'nom gosudarstve // Filosofiya i obshchestvo. 2005. № 1 (38). S. 156.

6. Popper K. Otkrytoe obshchestvo i ego vragi. V 2 tt. T.1. Chary Platona. M., 1992. S. 123-124.

7. Rudyj P.I. Svyaz' politicheskih idej Platona i totalitarnyh rezhimov // Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2017. № 6. S. 24-28.

8. Heidegger M. Das Ende der Philosophie... // Gesaratausgabe, Bd. 14. S.82

9. Platon. Fedr / Obshch. red. i vstup. st. Yu. A. Shichalina. M., 1989.

10. Borodaj T.Yu. Rozhdenie filosofskogo ponyatiya. Bog i materiya v dialogah Platona. M., 2008.

11. Sergeev K.A., Kameneva L.S. Sushchnost' chelovecheskogo bytiya v filosofii Platona // Platon. Gosudarstvo. Spb, 2005. S. 5-158.

12. Borodaj T.Yu. Platon // Antichnaya filosofiya: Enciklopedicheskij slovar'. M., 2008. S. 565.

13. Protopopova I. «Gosudarstvo» Platona — ideal'nyj mimesis? // Logos. № 4., 2011.

14. Mihalenko Yu.P. Politicheskij ideal Platona v kontekste real'noj istorii. M., IF RAN, 2003.

15. Gluhov A.A. Politicheskaya logika Platona. Interpretaciya «Gosudarstva». Avtoref. dis. kand. filos. nauk. M.: IF RAN, 2012

16. Bessonova L. A. Kategoriya «spravedlivosti» v uchenii Platona o gosudarstve // Vestnik ekonomiki, prava i sociologii, 2015, № 1. S. 86-89.

17. Kochetkova T.N. Platon o roli sociuma v zhizni cheloveka // Sovremennye issledovaniya social'nyh problem (elektronnyj nauchnyj zhurnal) № 9 (41). 2014. https://cyberleninka.ru/article/n/platon-o-roli-sotsiuma-v-zhizni-cheloveka

18. Isaev B. A. Drevnegrecheskie istoriki i filosofy o sushchnosti demokratii, ee konflikte s tiraniej i oligarhiej i sovremennyj vzglyad na etot process // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. 2015. Ser.17. Vyp. 4. Konfliktologiya. S. 90.

© С.И. Кушнир, 2019

Ссылка на статью: Кушнир С.И. - Изучение политико-правового наследия Платона // Вести научных достижений. - 2019. - №6. - С. 24-27. DOI: 10.36616/2618-7612-2019-6-24-27 URL: https://vestind.ru/journals/vestind/re-leases/6-2019/articles?pdfView&page=24

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.