И.Е. Левченко, канд. филос. наук, доцент, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина,
г. Екатеринбург, Россия, ilevchenko08@mail.ru
ГЕНЕЗИС ТАНАТОСОЦИОЛОГИИ
Статья посвящена анализу генезиса танатосоциологии. Автор рассматривает творчество великого древнегреческого философа Платона, специфику его взгляда на проблему смерти. В своих диалогах мыслитель показал взаимосвязь бессмертной души и старости и выдвинул трактовку войны как неизбежного зла. В сочинении «Государство» он обосновал цензуру поэзии, способной поселить в воинах страх смерти. Его утопический проект аргументированно критикуется специалистами за «тираническую» и «тоталитарную» сущность: философ оправдывал необходимость убивать слабых младенцев и женщинам совершать аборты ради пользы государства. В книге «Законы» Платон предлагал не заботиться о бедных, попавших в трудную ситуацию. В этом же произведении на основе тщательного анализа делинквентного поведения философ, принимая во внимание все обстоятельства и общественную опасность преступлений, представил систему санкций (от изгнания до смертной казни), призванную наказать виновных и возместить ущерб пострадавшим. Современные юристы считают, что классификация Платона и поныне сохраняет значение для правоохранительной практики. Философ также предложил законодательно регламентировать процедуру похорон, обустройство захоронений и организацию мемориальных мероприятий. Автор статьи утверждает, что вклад Платона в формирование предтанатосоциологии заключается в том, что им был сформулирован ряд важных выводов социально-философского характера о причинах и сущности смерти, использовании смертной казни в качестве наказания и порядке прощания с усопшими.
Ключевые слова: смерть, танатосоциология, социология смерти, старость, война, цензура страха смерти, тяжкие преступления, смертная казнь, похороны.
Весомый вклад в формирование основ социологии смерти внесли великие мыслители прошлого. В фокусе нашего внимания находится творчество Платона (428/427348/347 годы до н.э.) как предтечи социологии, который непосредственно занимался социальными аспектами смерти.
Философ, аристократ по происхождению, прошел через суровые испытания (казнь его учителя Сократа, изгнание, продажа в рабство), которые повлияли на его мировоззрение.
Как идеалист, он исходил из того, что душа бессмертна, и старость для него -
«убыль одушевленности, совершающаяся с течением времени. Душа - то, что само себя движет, причина жизненного движения существ»1. Старость подступает незаметно, «к ее времени в нашем естестве скапливается все тленное и неизлечимое», человек же «надломлен, изнурен, изу-вечен»2.
В диалоге «Тимей» философ делает следующий вывод: «Смерть тягостна и насильственна лишь тогда, когда приходит от недугов и ран, когда же она в согласии с природой замыкает течение старости, это самая безболезненная из всех смертей, кото-
№ 6(80) ИЮНЬ 2017
®
рая совершается скорее с удовольствием, нежели с мукой»3.
Устами Сократа он утверждал, что смерть к живым никак не относится, а умершие уже не существуют4. _ Специалисты указывают, что Платон употреблял понятие «вера» в значении «веских доказательств и обстоятельных разъяснений» по поводу существования души после смерти5. Вместе с тем, в этическом плане, с его точки зрения, «кто печется о гробницах - тот вне сомнений справедлив перед усопшими»6.
В зрелый период Платон признавал, что войны - это неизбежное зло («виновник войн, мятежей и битв» - «тело и его стра-сти»7), но призывал всячески их избегать.
В сочинении «Государство» он обосновал необходимость цензуры поэзии, в которой воспроизводятся традиционные взгляды на загробную жизнь, способные поселить в воинах страх смерти. В его идеальном государстве должен действовать принцип «кто не способен жить, того <.. .> не нужно и ле-
Как идеалист, Платон исходил из того, что душа бессмертна, и старость для него - «убыль одушевленности, совершающаяся с течением времени. Душа - то, что само себя движет, причина жизненного движения существ».
чить»
Утопический проект Платона справедливо критикуется специалистами за его «тираническую» и «тоталитарную» сущность. Например, К. Поппер указывал, что мыслитель оправдывает ритуал убийства физически слабых младенцев, используя расистские аргументы необходимости селекции сословий.9 В свою очередь, А. Ф. Лосев подчеркивал, что философия Платона «преисполнена стремлениями <...> к такой социальной жизни, которая бы во всех своих моментах оказывалась чем-то нерушимо единым и согласным. <.. > цель Платонова государства - насаждение "справедливости"»10. Именно поэтому женщина, забеременевшая после 40 лет, должна сделать аборт, а если она все-таки родит, то, согласно платонизму, она должна убить младенца11.
В поздний период творчества в книге «Законы» философ утверждал, что не следует заботиться о бедных, попавших в трудную ситуацию, подчеркивая, что «бедность заключается не в уменьшении принадлежащего им имущества, а в увеличении нена-сытности»12.
С позиций свободнорожденного человека Платон в «Законах» также классифицирует тяжкие преступления и наказания за них13 (таблица).
Можно предположить, что свои выводы он сделал с учетом реалий своего времени (продолжительность жизни, уровень смертности и количество свободного и рабского населения). Универсализация системы наказаний, как полагает Ж.-П. Вернан, была обусловлена религиозным настроем эллинов, «уверенностью в том, что любое злодеяние требует искупления, очищающего от зла»14.
Фактически, на основе тщательного анализа делинквентного поведения философ, принимая во внимание все обстоятельства и общественную опасность преступлений, представил систему санкций (от
изгнания до смертной казни), призванную наказать виновных и, по возможности, возместить ущерб пострадавшим.
Современные юристы считают, что платоновская классификация убийств и дифференциация уголовной ответственности за их совершение и поныне сохраняют значение для правоохранительной практики.15
Отметим, что в «Законах» подробно описываются наказания (смертная казнь, пожизненное заключение и т.д.) для атеистов, уклонистов от воинской службы, дезертиров и др. В этом же труде Платон предложил законодательно регламентировать процедуру похорон, обустройство захоронений и организацию мемориальных мероприятий16. Например, он выдвинул следующее положение: «Нельзя насыпать могильный холм
Номер п/п Вид преступления Признаки преступления / жертва Наказание
1 Святотатство Великое, несказанное оскорбление богам, своим родителям или государству Смерть, бесславие преступника, его труп будет выброшен за пределы страны
2 Ниспровержение существующего государственного строя «Кто < .. .> прибегает к насилию, возбуждая противозаконное восстание, надо считать самым отъявленным врагом всего государства в целом» Смертная казнь
3 Измена Предательство Отечества
4 Невольное убийство Совершено во время спортивных игр или военных упражнений Виновный не несет уголовного наказания, но проходит через обряд религиозного очищения
Если против воли врача умрет больной
Собственного раба
Чужого раба Возмещение хозяину раба причиненного вреда и убытка, иначе в двойном размере оплата стоимости умершего, обряд очищения
Свободнорожденного человека Обряд очищения и удаление из Отечества на один год
5 Убийство, совершенное в состоянии гнева Собственного раба Обряд очищения
Чужого раба Возмещение вдвойне убытков его владельцу
Свободнорожденного человека Изгнание убийцы из страны на два года
Один из супругов убивает другого либо брат убивает сестру Изгнание убийцы из страны на три года
6 Преднамеренное убийство Свободнорожденного человека «Преступник наказывается смертью; его не следует хоронить в стране пострадавшего»; кто уклонится от суда, «пусть навсегда остается в изгнании»
№ 6(80) ИЮНЬ 2017
т
выше, чем это могут сделать пять человек в течение пяти дней. Каменные могильные плиты надо делать такой величины, чтобы там уместилась похвала жизни покойного, выраженная не более чем в четырех героических стихах»17.
Итак, вклад Платона в формирование предтанатосоциологии заключается в том, что им был сформулирован ряд важных выводов социально-философского характера о причинах и сущности смерти, использовании смертной казни в качестве наказания и порядке прощания с усопшими. ^
Литература
1. Платон. Диалоги: пер. с древнегреч. М.: Мысль, 1986. С. 427.
2. Там же. С. 417.
3. Платон. Собрание сочинений: в 4 томах: пер. с древнегреч. М.: Мысль, 1994. Т. 3. С. 488.
4. Там же. С. 419.
5. См.: Гоголюк Ю.Е. Концепт «вера» в античной философии и библейском дискурсе // Научные ведомости Белгородского госуниверситета. Серия: Философия. Социология. Право. 2010. № 20. Вып. 14. С. 117.
6. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль, 1979. С. 174.
7. Платон. Собрание сочинений: в 4 томах: пер. с древнегреч. М.: Мысль, 1993. Т. 2. С. 17.
8. Платон. Собрание сочинений: в 4 томах: пер. с древнегреч. М.: Мысль, 1994. Т. 3. С. 175-176.
9. Поппер К. Открытое общество и его враги: в 2 т.: пер. с англ. М.: Феникс, 1992. Т. 1: Чары Платона. С. 85.
10. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.: Мысль, 1993. С. 808.
11. Там же. С. 852.
12. Платон. Собрание сочинений: в 4 томах: пер. с древнегреч. М.: Мысль, 1993. Т. 4. С. 188.
13. Там же. С. 320-331.
14. Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли: пер. с фр. М.: Прогресс, 1988. С. 96.
15. Лезьер В., Сумачев А.В. Идеи Платона и их рецепция в правоохранительной практике // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2015. № 1. С. 8-15.
16. Платон. Собрание сочинений: в 4 томах: пер. с древнегреч. М.: Мысль, 1993. Т. 4. С. 412, 424-426.
17. Там же. С. 425.
THE GENESIS OF TANATOSOCIOLOGY
I.E. Levchenko, Candidate of Philosophy, Docent, Ural Federal University, Yekaterinburg, Russia, ilevchenko08@mail.ru
The article analyzes the genesis of tanatosociology. The author examines the works of the great Greek philosopher Plato, highlighting the specifics of his views on the problem of death. In his dialogues the thinker showed the relationship of the immortal soul and the age and put forward the interpretation of the war as a necessary evil. In the essay "The Republic " he justified the censorship of poetry able to settle the fear of death in the soldiers. His utopian project convincingly criticized by experts for its "tyrannical" and "totalitarian" entity: the philosopher justified the need to kill the weak babies and women to commit an abortion for the good of the state. In the book "The Laws" Plato proposed not to care for the poor in difficult situation. In the same work on the basis of a thorough analysis of delinquent behavior the philosopher, taking into account all circumstances of public danger of crimes, introduced a system of sanctions (from exile to the death penalty), which seeks to punish the guilty and compensate the victims. Modern lawyers believe that the classification of Plato still remains relevant for law enforcement practice. The philosopher has also proposed legislation to regulate the procedure of the funeral, burial arrangement and organization of commemorative activities. The author argues that the contribution of Plato in the formation of prototanatosociology is that it has formulated a number of important findings of the social and philosophical nature about the causes and nature of death, use the death penalty as punishment and order of farewell to the deceased.
Key words: death, tanatosociology, sociology of death, old age, war, censorship of death's fear, serious crimes, death penalty, funeral.
т
References
1. Platon. Dialogi: perevod s drevnegrecheskogo [Plato. Dialogues: translated from the ancient Greek]. M.: Mysl', 1986. S. 427.
2. Platon. Dialogi: perevod s drevnegrecheskogo [Plato. Dialogues: translated from the ancient Greek]. M.: Mysl', 1986. S. 427.
3. Platon. Sobranie sochinenij: v 4 tomah: perevod s drevnegrecheskogo [Plato. Collected works: in 4 volumes: translated from the Greek]. M.: Mysl', 1994. T. 3. S. 488.
4. Platon. Sobranie sochinenij: v 4 tomah: perevod s drevnegrecheskogo [Plato. Collected works: in 4 volumes: translated from the Greek]. M.: Mysl', 1994. T. 3. S. 488.
5. Sm.: Gogolyuk YU.E. Koncept «vera» v antichnoj filosofii i biblejskom diskurse [The concept of "faith" in ancient philosophy and biblical discourse] // Nauch-nye vedomosti Belgorodskogo gosuniversiteta. Seriya: Filosofiya. Sociologiya. Pravo. 2010. № 20. Vyp. 14. S. 117.
6. Diogen Laehrtskij. O zhizni, ucheniyah i izrech-eniyah znamenityh filosofov [About the life, teachings and sayings of famous philosophers]. M.: Mysl', 1979. S. 174.
7. Platon. Sobranie sochinenij: v 4 tomah: perevod s drevnegrecheskogo [Collected works: in 4 volumes: translated from the Greek]. M.: Mysl', 1993. T. 2. S. 17.
8. Platon. Sobranie sochinenij: v 4 tomah: perevod s drevnegrecheskogo [Собрание сочинений: в 4 томах: перевод с древнегреческого]. M.: Mysl', 1994. T. 3. S. 175-176.
9. Popper K. Otkrytoe obshchestvo i ego vragi [The open society and its enemies]: v 2 t.: per.
s angl. M.: Feniks, 1992. T. 1: CHary Platona. S. 85.
10. Losev A.F. Ocherki antichnogo simvolizma i mi-fologii [Essays on ancient symbolism and mythology]. M.: Mysl', 1993. S. 808.
11. Losev A.F. Ocherki antichnogo simvolizma i mi-fologii [Essays on ancient symbolism and mythology]. M.: Mysl', 1993. S. 808.
12. Platon. Sobranie sochinenij: v 4 tomah: perevod s drevnegrecheskogo [Collected works: in 4 volumes: translated from the Greek]. M.: Mysl', 1993. T. 4. S. 188.
13. Platon. Sobranie sochinenij: v 4 tomah: perevod s drevnegrecheskogo [Collected works: in 4 volumes: translated from the Greek]. M.: Mysl', 1993. T. 4. S. 320-331.
14. Vernan ZH.-P. Proiskhozhdenie drevnegrecheskoj mysli: perevod s francuzskogo [The origin of ancient Greek thought: translated from the French]. M.: Progress, 1988. S. 96.
15. Lez'er V., Sumachev A.V. Idei Platona i ih re-cepciya v pravoohranitel'noj praktike [Ideas of Plato and their reception in law-enforcement practice] // YUridicheskaya nauka i pravoohranitel'naya praktika. 2015. № 1. S. 8-15.
16. Platon. Sobranie sochinenij: v 4 tomah: perevod s drevnegrecheskogo [Collected works: in 4 volumes: translated from the Greek]. M.: Mysl', 1993. T. 4. S. 412, 424-426.
17. Platon. Sobranie sochinenij: v 4 tomah: perevod s drevnegrecheskogo [Collected works: in 4 volumes: translated from the Greek]. M.: Mysl', 1993. T. 4. S. 412, 425.