УДК 321:34
Шумкина Ксения Петровна, магистрант юридического факультета ФГБОУ
ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва», Россия, г. Саранск.
(KseniaShumkina220@yandex. ru) Лезина Елена Петровна, кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права, ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва», Россия, г. Саранск. (Lezina_l@mail.ru)
ПОЛИТИКО - ПРАВОВОЕ УЧЕНИЕ ПЛАТОНА: ИДЕАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВО
Аннотация: в настоящей статье проводится анализ учения Платона о государстве. Раскрывается понятие «идеальное государство» по Платону, выделяются основные принципы идеального государства с точки зрения философа.
Ключевые слова: учение Платона, государство, идеальное государство, политика, закон, справедливость.
Shumkina Ksenia Petrovna, master of the Faculty of Law, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «National Research Ogarev Mordovia State University», Russia, Saransk. (KseniaShumkina220@yandex.ru) Lezina Elena Petrovna, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Associate Professor at the Department of Theory and History of State and Law, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «National Research Ogarev Mordovia State University», Russia, Saransk. (Lezina_l@mail.ru)
POLITICAL AND LEGAL DOCTRINE OF PLATON: THE IDEAL STATE
Abstract. The article analyzes Plato's doctrine of the state. The concept of «ideal state» according to Plato is revealed, the basic principles of ideal state from the point of view of the philosopher are distinguished.
Keywords: Plato's teachings, the state, the ideal state, politics, law, justice.
Убеждения Платона о государстве в целом впервые описаны им в известном труде - «Политик». Эта работа относится к первоначальному этапу деятельности Платона, представляющую собой изложение тех же мыслей, которые затем и послужили основой популярного труда Платона - «Государство». Этот труд представляет собой деятельность более зрелой эпохи Платона и складывается из учения о государстве в его самой совершенной форме.
Политическая утопия Платона представляет собой указанный им в труде «Государство» первоначальный проект идеального государства, которое осуществляет высшую и правящую всем миром идею блага. Платон разделяет причину и цель деятельности государства.
Платон так же утверждал, что государства считаются таковыми, каковым является общество, люди; государства происходят из людских характеров и нравов. В связи с этим, известные институциональные провалы и общественно-политические издержки государства, обусловленные внутренне противоречивой природой человека, который обладает земными страстями, необходимо компенсировать только лишь укреплением духовности. Это очень трудный путь, выбор которого допускается при достижении определенной духовной зрелости общественно-политической верхушки общества. Но и альтернативы нет [4, с.67].
Рассматривая положение сословий в идеальном государстве, великий философ использует аналогию между отдельными людьми, государством и космосом в целом. Так, в соответствии с космической мыслью справедливости, отдельный человек случается подобным же образом, каким осуществляется справедливость в государстве. В тоже время три сословия идеального государства характерны трем основам человеческой души, а именно: разумному аффективному (яростному) и неразумному (вожделеющему) [2, с. 45].
Любая доля души (сознание, воля, чувства), а следовательно, и каждое соответствующее сословие (философы, воины-стражи, производители) должны реализовывать только им свойственные функции и государство является справедливым только тогда, когда каждое из трех его сословий выполняет в нем свое, присущее ему дело. Принцип «каждому - свое» (где каждый должен делать только свое, отведенное ему дело), утвердившийся в дальнейшем ровно как
принцип естественного права, воплощает у Платона мысль справедливости, каковой обязано соответствовать справедливое идеальное государственное устройство.
Уточняется мысль о справедливости в иерархической подчиненности трех начал человеческой души (и трех сословий). Разумное начало (философы) призвано властвовать, поскольку только лишь оно владеет лишь познанием того, что пригодно и каждому отдельному началу, и целой совокупности трех начал; гневное, яростное начало (воины) обязаны защищать и охранять государство, подчиняясь первому, а оба эти начала управляют мечтающей составляющей частью души (в лице производителей) [6, с.8].
Как говорил великий философ, он основывает это государство, вообще не имея в виду сделать ровно в каком-то случае отдельно счастливым единственный из слоев его населения, однако, напротив, желает сделать таким все государство без исключения. Так как непосредственно в таком государстве рассчитывается отыскать справедливость, а несправедливость, напротив, в наихудшем государственном строе, и на основе данных исследований найти решение вопроса, так долго занимающего [8, с. 113].
Рассматривая различия между сословиями, Платон считал необходимым распространять в полисе миф о том, что хотя все люди - братья, так как они появились от одной общей матери - Земли, но Бог примешал от рождения способным править золота, тем, кто призван охранять государство - серебра, а работникам-производителям - железа и меди.
Гибельной ситуацией для идеального государства, как полагал Платон, станет в таком случае то, что управлять государством, защищать и охранять его будут люди, «родившиеся с примесью железа и меди». Такое государство уже не будем идеальным.
Рассматриваемое Платоном в великом труде «Государство» идеальное государство относится к миру эйдосов - идей. Оно может быть распространено в мире вещей - земной жизни, - в тоже время идеальная форма государства является первичной и независимой от людей [7, с. 275].
Устроители проектируемого Платоном идеального государства должны
добиться от воинов-стражей, чтобы они исправно несли службу «благородных псов», помогающих им (философам) пасти свое «стадо». Правители-философы предписывают воинам строго определенный уклад жизни, заботятся об их правильном воспитании.
Все без исключения сферы жизнедеятельности идеального государства обязаны быть подробно урегулированы, в том числе и поэзия, и искусство, и мастерство. Согласно мнению Платона, автора указанного проекта идеального государства, он создал государство счастливое и благополучное, но не в определенных его составляющих, а вообще в целом.
В первую очередь, мыслитель стремится приблизить новое идеальное государство к действительной, реальной политической действительности. После неудачных поездок к тиранам, из которых он так стремился вылепить «философов на троне», Платон надеется прежде всего на созидательную роль в государстве законов как «правил разума».
Трем началам человеческой души - разумному, яростному и вожделеющему - аналогичны три основных начала государства (так как между государством и человеком существует взаимное подобие) - совещательное, защитное и деловое соответственно. Последним же соответствуют три сословия: правителей-философов, воинов (стражей) и производителей (ремесленников и землевладельцев) [8, с. 167].
Главным и самым важным принципом идеального государственного устройства по Платону обозначается справедливость. Каждому гражданину государства справедливость отводит особенное занятие и особое состояние и положение. Превосходство справедливости объединяет и сплачивает различные, и в том числе разнородные части государства в единое, запечатленное единством, согласием и гармонией. Это наилучшая государственная система обязана, по мнению философа, обладать рядом черт высоконравственной и политической организации, которые были бы способны гарантировать государству решение самых важных задач. Такое государство, во-первых, обязано владеть силой собственной организации и средствами ее охраны и защиты, необходимыми для сдерживания и отражения враждебного общества;
во-вторых, оно должно реализовать регулярное обеспечение абсолютно всех членов общества необходимыми для них материальными благами; в-третьих, оно обязано управлять и направлять высокое развитие духовной деятельности творчества. Осуществление всех данных задач обозначало бы осуществление идеи блага как наивысшей «идеи», управляющей миром.
Справедливость состоит в том, чтобы каждое начало занималось своим делом и никак не вмешивалось в чужие дела. Кроме того, справедливость требует, по Платону, соответствующей иерархической подчиненности этих начал во имя целого: способности рассуждать (т. е. философам которые персонифицируют эту способность) подобает господствовать; яростному началу (т. е. воинам) - быть вооруженной защитой, подчиняясь первому началу, оба этих начала управляют началом вожделеющим (в ситуации, когда ремесленниками, землевладельцами и другими производителями), которое, как говорил философ, по природе своей желает всякого богатства [9, с.24].
Справедливость - это категория не только морального сознания, но также правового, экономического и политического. То есть справедливость отражается не только лишь в отношениях людей друг с другом, но и по отношению к некоторому целому. Справедливость - это системное качество, содействующее общему благу [1, с. 9]. Справедливое государство - значит идеальное государство. Идеальное государство Платона - значит объективное, справедливое правление государством наилучших.
Решающее значение для идеального государственного устройства имеет, согласно Платону, введение для стражей общности жен и детей. Женщины в идеальном государстве уравнены в правах, возможностях и способностях с мужчинами. Семьи в обыкновенном смысле для двух первых сословий не существует. Детей полностью воспитывает государство [3, с. 7].
Регламентации брака, собственности, труда, безусловно и жизни людей третьего сословия Платон оставляет на усмотрение высоких чинов идеального государства. Хотя члены такого сословия отстранены от управления государством, однако все же в принципе они являются свободными, а не рабами.
Платон так же разделяет естественно-правовое положение Сократа,
сформировавшееся в споре с софистами о том, что законное и справедливое -означает одно и то же, поскольку в их основе лежит божественное (у Платона, кроме того, идеальное) начало.
Правление философов и действие справедливых законов для Платона в «Государстве» - два взаимосвязанных аспекта концепции единого идеального проекта. Идеальное государство как правление лучших и благородных -аристократическое государственное устройство. В идеальном государстве Платона правители-философы управляют «по добродетели и науке» [5, а 8].
Этот лучший тип государственного устройства, по Платону, можно охарактеризовать двусмысленно: в случае, если среди правителей выделится кто - либо один, то уже правление станет царским господством, в случае, если несколько правителей, тогда это будет аристократия.
Платон в «Государстве» верит в возможность практического осуществления своего проекта, хотя и признает немалые трудности этого дела. Но если даже идеальное государство будет создано на земле, оно все равно не будет существовать вечно, и в силу неизбежной порчи человеческой натуры, сменится другими формами правления.
Таким образом, по мнению Платона, идеальный облик государства не берется из эмпирической действительности, но создается умозрительно в итоге также умозрительно усмотренного структурного тождества между Вселенной в целом, человеческой душой и государством.
Библиографический список
1 Антипов А. Н. Справедливость как средство обеспечения безопасности в обществе / А. Н.Антипов. // История государства и права. - 2015. - № 6. - С.9 -13.
2 Власенко Н. А. Разумность и право: связь явлений и пути исследования/ Н. А. Власенко. // Журнал российского права. - 2011. - № 11. - С. 45 - 57.
3 Каранина Н. С. Теории идеального государства: практическое применение теоретических разработок при построении современных государств
/ Н. С. Каранина. // Государственная власть и местное самоуправление. - 2010. -№ 1. - С. 7 - 10.
4 Ким Ю. В. Системные эффекты несистемных решений: о тенденциях развития системы местного самоуправления в современной России / Ю. В. Ким. // Конституционное и муниципальное право. - 2015. - № 5. - С. 67 - 73.
5 Коровяковский Д. Г. Развивающаяся система идей и воззрений на высшее юридическое образование как философско-правовой и социальный феномен в Древние века / Д. Г. Коровяковский. // История государства и права. -2015. - № 13. - С. 8 - 13.
6 Луковская Д. И. Политико-правовые учения эпохи античной классики (V - IV вв. до н.э.): Платон / Д. И. Луковская. // История государства и права. -2008. - № 15. - С. 8-10.
7 Платон. Государство // Платон. Собрание сочинений в 3 Т. - М.: 1975. -Т. 3 - 576с.
8 Платон. Тимей // Платон. Собрание сочинений в 4 т. Т. 3. - М.: Юрист, 1994. - 432с.
9 Юнусов С. А. Справедливость и право во взглядах древнегреческих философов / С. А. Юнусов. // История государства и права. - 2014. - № 10. - С. 24 - 27.