DOI: 10.12731/2218-7405-2014-9-15 УДК 159.9(091), 159.9(092)
ПЛАТОН О РОЛИ СОЦИУМА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Кочеткова Т.Н.
Статья посвящена анализу социализирующей роли общества. С точки зрения Платона рассматриваются последствия правильного и ошибочного осуществления воспитания и обучения, находящих отражение в формировании добродетельных или порочных граждан.
На примере неправильных типов государственного устройства, Платон вскрывал присущие им изъяны и псевдоценности, губительно сказывающиеся на жизненных установках всего населения, т.к. неверные убеждения людей становятся причинами распрей, войн, плохих законов и несчастной жизни человека. Это позволило философу констатировать противоречивость человеческой природы, стремящейся вместо саморазвития к удовольствиям.
Решение данной проблемы Платон видел в создании идеального государства, свободного от пороков тимократии, олигархии, демократии и тирании. Однако характеристики идеальной модели государственного устройства, свидетельствуют о жесткой социальной стратификации, деиндивидуализации, выступающих, по сути, стабилизаторами слаженной работы государства.
Ключевые слова: государство; добродетель; правитель; тиран; лишенный гражданских прав; раб; закон; семья.
PLATON ABOUT THE ROLE OF SOCIAL MEDIUM IN THE LIFE OF A PERSON
Kochetkova T.N.
The article is devoted to the analysis of a socializing role of society. According to Platon the consequences of correct and mistaken realization of upbringing and education, reflected in forming virtuous or vicious citizens, are examined.
Showing the examples of irregular types of state organization Platon revealed inherent them defects and wrong values, destructively influencing life aims of whole population because wrong views of people become the motives offactions, wars, bad laws and unhappy lives of people. This let the philosopher to state the contradiction of human nature, rushing instead of self-development to pleasures.
The solution of this problem Platon saw in creation of an ideal society free from defects of tymocracy, oligarchy, democracy and tyranny. But the characteristics of an ideal model of state organization witness cruel social stratification, lack of individualization, becoming per se the stabilizers of harmonious work of the state.
Keywords: state; virtue; ruler; tyrant; civilly dead; slave; disease; law; family.
Несмотря на то, что Платон жил больше двадцати пяти столетий назад, его работы по-прежнему продолжают вызывать интерес и неоднозначные оценки современников. Причины данного феномена кроются в многогранном творчестве античного философа, который являлся не только одним из наиболее известных учеников Сократа, но и основателем «Академии» -школы с многовековой историей, надолго пережившей своего создателя во многом благодаря высокому научному авторитету автора среди многочисленных последователей. К числу наиболее важных проблем, над которыми он трудился, относятся: вопросы устройства мира и предложения об улучшении государственного правления, модернизации образования и семьи, рассуждения о динамике нравственных устоев общества, анализ роли добродетели в жизни отдельного человека и целого общества, осмысление разновидностей дружбы и любви.
Базируясь на идее первозначной ценности общества для развития человека, т.к. социальные запросы определяют требования к формированию его представителей, Платон предложил свою модель идеального государства, которую представлял через сравнение с существующими, но порочными вариантами государственного устройства. Философ полагал, что государство создается для общения, причины же его возникновения кроются в отсутствии возможностей самостоятельно удовлетворять свои потребности в пище, жилье, одежде и пр., и лишь сообща люди оказывают друг другу необходимую помощь.
По мнению Платона, дети больше принадлежат государству, чем родителям, поэтому оно должно осуществить надлежащее воспитание, которое сделает тело прекрасным, а душу наилучшей. Если с телом мыслитель связывал здоровые и болезненные начала, то с душой - добродетельность или порочность человека; под добродетелью Платон понимал здоровье, красоту, благоденствие души, под порочностью - болезнь, безобразие, слабость.
Воспитывать тело философ предлагал через гимнастику, а при необходимости прибегать к врачебному искусству, душу - через мусическое искусство (дающее общее образование) и государственное искусство (согласованную работу законодателя и судьи). Хотя Платон был убежден в приоритетной значимости души, он утверждал, что спасение человека заключается в их гармоничном взаимодействии, однако чаще существует лишь видимость их благополучия.
Цель статьи: вскрыть связь типов устройств государства, определяющих магистральные черты образования, со становлением ценностных убеждений человека.
Части души
Человека философ рассматривал по аналогии с государством, полагая, что в его душе имеются идентичные начала: разумное, яростное, вожделеющее (неразумное).
Разумное начало служит источником познания и проявляется лишь у малой части людей, которая, не проявляя общепризнанной заботы о честолюбии и деньгах, стремится только к познанию истины. Разумный человек не поставит себе целью стать идеальным, здоровым или красивым, если это не будет способствовать рассудительности. Он не подчинит состояние своего тела и его питание звероподобному и бессмысленному удовольствию. Властвуя над своими порывами, он удовлетворяет только самые необходимые потребности.
Яростный дух распаляет человека, который жаждет одержать над кем-нибудь верх, устремляет к победе, славе, что вынуждает его прибегать к насилию, проявлять зависть или впадать в гнев. Высоко оценивая почет, честолюбец считает удовольствие от денег пошлым, а от знаний - пустым, т.к. наука не приносит уважения. Такой человек стремится руководить другими. Если он не может получить признания от важных и высокопоставленных лиц, то довольствуется почетом незначительных людей. Удовольствиям честолюбивого и воинственного человека ближе приобретательство.
Третье начало вызывает вожделение (потребность в чем-либо) к еде, питью, любовным утехам, сребролюбию и всему, что с ними связано. Делец не оценит удовольствие от почета или знаний, если не сможет из них извлечь выгоду. Стяжать человека заставляет тело, которому он служит, поэтому для удовлетворения его потребностей полезно обладание имуществом, но само тело существует ради души. Следовательно, безрассудное стремление к чрезмерным удовольствиям делает человека несчастным заложником собственных прихотей.
Наслаждения честолюбца и корыстолюбца философ считал копиями истинных удовольствий. Даже когда настоящие блага (мужество, рассудительность, справедливость) неразумно обмениваются друг на друга, они становятся хилыми и подложными, что соответствует рабскому уделу, связанному с продажей себя из-за предполагаемой выгоды.
Силу мусического и гимнастического искусств философ видел в управлении вожделеющим началом, составляющим большую часть души каждого человека, вызывающего стремление к богатству, с тем, чтобы они препятствовали порабощению телесными удовольствиями неродственных начал.
Платон подмечал, что кроме философа никто не получает удовольствия от созерцания бытия, однако все имеют знания и опыт об удовольствии почета, преклоняются перед богатыми людьми. Легковерные люди признают их счастливыми и уважают негодяев, если те богаты и влиятельны, но презирают бедняков, даже соглашаясь с тем, что они лучше первых.
Представленность разных начал души находилась, по мнению Платона, в прямой зависимости от типа устройства государства.
Порочные типы государственного устройства
При тимократии - строе, занимающем среднее положение между аристократией и олигархией, люди честолюбивы, бережливы, меркантильны и алчны до денег, а постоянная жажда наживы восполняется регулярными войнами. Их воспитание носит характер насилия, а не убеждения, отчего они привыкают втайне придаваться удовольствиям, убегая от закона; т.к. телесные упражнения превалировали над занятиями философией, они не владеют словом, но ценят образованность. В общении с рабами такие люди жестоки, со свободными - учтивы, с властями - чрезмерно послушны.
Добродетельный человек в тимократическом государстве соединяет в себе дар слова и образованности. Он избегает почестей, правительственных должностей, судебных дел, чем заслуживает осуждение со стороны окружающих. Его сын слышит от матери жалобы на унижения в женском обществе, которые она терпит по вине отца, из-за того, что он слаб и лишен мужества, т.к. он не дает отпора обидчикам, не заботится о деньгах и хотя не оскорбляет жену, но не слишком уважает. Те же мысли ему внушают слуги. Вне дома он видит, что тот гражданин, что берется за свое дело, слывет простаком и не принимается в расчет, несведущий же - получает от других одобрение и почет. Под влияние отца в нем крепнет разумное начало души, под давлением остальных - вожделеющее и яростное, что делает его человеком честолюбивым; презрение к деньгам в молодости позднее сменяется страстью к накопительству.
При тимократии законы активно переписываются и не соблюдаются богачами; преуспевающие и соревнующиеся, они уподобляют себе все население, при том, что бедняки в государстве не в почете; люди начинают ценить лишь состоятельность, попутно обесценивая добродетель и ее обладателей. Гибнет тимократия от скопления денег.
Олигархический строй держится на запугивании и применении военной силы. Нередки ситуации, при которых человек перестает принадлежать к какому-либо сословию, после того как он продал собственность и стал неимущим. С потерей гражданства человек теряет все: его участь самовольно определяет любой встречный, который может его избить, отнять имущество, выгнать из города и даже убить. Государство становится разрозненным, поскольку бедные и богатые противостоят друг другу, хотя первые бесправны, вторые - могущественны.
В олигархии бедны почти все, исключая правителей, что порождает рост преступлений, вызванных плохим воспитанием и необразованностью людей. Человек, потерявший из-за наговора состояние и приговоренный к серьезному наказанию (изгнанию, лишению гражданских прав и пр.), теряет честолюбивые замыслы, но обращается в стяжательство и приобретает крайнюю бережливость, сохраняя восторг и почитание богачей и богатства. Юноши быстро превращают любовь к почестям в любовь к деньгам; стремятся удовлетворять только насущные нужды, чтобы из всего извлекать прибыль. В деловых отношениях такой человек сохраняет видимость справедливости, насильно удерживая дурные наклонности, но лишь в силу необходимости и из страха за судьбу собственного состояния.
Чтобы стать богаче и могущественнее, правители поощряют распущенность молодых людей, выдавая им ссуды под проценты, скупая их имущество. Поглощенные жаждой наживы дельцы не видят ненависти обездоленных ими людей, но во множестве разводят «нищих и трутней».
Сами правители, их окружение и молодежь избалованы, слабы, бездеятельны, ленивы телом и духом, не имеют выдержки ни в страданиях, ни в удовольствиях. В ненасытной погоне за эфемерным благом - богатством, олигархия переходит в демократию.
Бедняки, одержав победу, уравновешиваются в правах с богачами, возникает своеобразное равенство - «уравновешивание равных неравными»; они получают возможность занять государственные должности по жребию. Неразборчивость общественного мнения состоит в том, что любому «человеку оказывается почет, лишь бы он обнаружил свое расположение толпе» [3, 345 с.].
В демократическом государстве появляется полная свобода и откровенность, возможность во всем ориентироваться на себя, все принудительное воспринимается как недопустимое. Крайняя степень свободы состоит в том, что рабы в государстве не менее свободны, чем их хозяева.
Отношения в обществе кардинально инвертируются: отец привыкает уподобляться ребенку и страшится своих сыновей, дети, под предлогом свободы, не почитают и не боятся роди-
телей; переселенец уравнивается в правах с коренным гражданином и с чужеземцем; учитель, опасаясь учеников, заискивает перед ними, обучаемые ни во что не ставят своих наставников и педагогов. Граждан, послушных властям, там воспринимают как добровольных рабов, но правителей, похожих на подчиненных и царствующих подвластных - восхваляют.
С юных лет человек потакает своим желаниям, бесполезным и лишенным необходимости. В его жизни нет порядка: в ней царит необходимость; он же считает свою жизнь вольной, приятной и блаженной.
В ненасытном стремлении к одному и пренебрежении остальным демократический строй перерождается в тиранию, при которой чрезмерная свобода отдельного человека и всего государства оборачивается жесточайшим рабством.
Народ из подчинения свободным людям попадает в услужение деспотической власти, неумеренная свобода сменяется «рабством у рабов» [3, 359 с.]. Тиран является избранником народа. В первые дни своего правления он приветлив, кажется милостивым и кротким, раздает много обещаний частным лицам и обществу, освобождает от долгов, раздает землю свите и народу. Однако постепенно, под благовидными предлогами он разорит или уничтожит своих врагов, будет поднимать восстание против обладающих собственностью, станет вовлекать народ в войны и внутренние распри, чтобы граждане чувствовали нужду в правителе. Как только тиран достигнет высот власти, он станет требовать от подданных назначения телохранителей. Охранять его будут копейщики - бывшие рабы граждан, которых он отберет у них и освободит. Новое общество составят верные правителю копейщики, а порядочные люди станут его избегать.
С кем бы тиран не вступал в общение, он требует лести и полной готовности к услугам, когда он в чем-нибудь нуждается, но, получив желаемое, делает вид, что не знаком со своими помощниками. Избегая разума и закона, он переходит в запредельную область ложных удовольствий. Тираническая натура никогда не знает ни свободы, ни дружбы; его душа преисполнена рабством и низостью, поскольку господствует самая худшая ее часть. Он сходен с тем строем государства, которым управляет, постоянно испытывая страх и мучения; ему многого не хватает из-за чрезмерных вожделений. Не умея справляться с собой, он правит другими. Конечная, вожделенная цель тирана состоит в содержании и воспитании своего отечества в рабстве.
Человек становится полным тираном, когда он пьян, слишком влюбчив, имеет дурные привычки, сошел с ума (от разлитой желчи), или все причины действуют совместно. Тогда ради своих желаний он не пожалеет своих родителей, не только обокрадет или обманет их, но и поднимет руку, отдаст в рабство новым друзьям. Пока он подчинялся законам и обычаям и
ощущал себя демократом, эти желания освобождались только в сновидениях; перестав следовать общественному мнению, он безнаказанно и беспрепятственно стал творить бесчинства. Настоящим бедствием для государства станет избыток подобных людей, из среды которых, по безрассудности народа, родится правитель-тиран.
Лихорадит те государства, которые не довольствуюсь простым образом жизни, и, испытывая нужду в роскоши, неуклонно провоцируют войны. Такие государства философ сравнивал с гнойной опухолью, поскольку люди, возвеличивающие и обогащающие его, забывают о воздержанности и справедливости. Расплата состоит в распространении болезней и распущенности, что требует открытия множества больниц и судов.
Именно поэтому и нужен закон, который развивает в человеке лучшее начало, приучает его управлять собой, делает воздержанным, порядочным, справедливым. Законом и законностью Платон называл слаженность и порядок в душе. Однако в порочных государствах выбор души будет худшим из-за неправильного правления и отсутствия целительной силы науки. Самые одаренные души при плохом воспитании станут особенно безнравственными.
Люди, способные к изучению философии, но отстранившиеся от нее, ведут неправильную, неистинную жизнь; им на смену приходят недостойные люди, которые только позорят науку: от занятий ручным трудом уродуются не только их тела, но и души - с ослаблением активности разумной части души они теряют контроль над остальными ее частями, зная только как им можно угодить.
Душа, обладая разумностью, устремляется к восприятию и познанию истины и бытия, но когда она становится подверженной мнениям и часто их меняет, то кажется будто она лишилась ума. Недугом души Платон назвал неразумение, проявляющееся в виде сумасшествия и невежества, т.к., нарушая меру удовольствия и страдания, они препятствуют здравому рассуждению.
Деструктивность государственного устройства философ объяснял отклонением от нормы, когда города населяют люди, имеющие разное происхождение, что сопутствует отношениям господства и подчинения. В тех же случаях, когда люди от рождения равны, все стремятся к тождественным правам, подчиняясь друг другу в силу авторитета разума и доблести. На этом постулате строился один из подходов к определению сущности идеального государства.
Идеальное государство
Разделение обязанностей Платон связывал с различными проявлениями частей души: правителями должны быть люди с преобладанием разумной части души (цари, отличившиеся
в философии и военном деле), охранять государство станут граждане с яростным духом (стражи), те же, у кого превалирует вожделеющее начало, станут обслуживать общие нужды (земледельцы, ремесленники).
Правителю стоит браться за государственные дела лишь тогда, когда он хорошо их изучил. Он обязательно должен быть рассудительным, справедливым, чуждым корыстолюбия, чтобы не злоупотреблять властью как в собственных интересах, так и в интересах города. Властелинам должна быть присуща любовь к своему государству, испытанная и в горе, и в радости. Править могут и женщины, если имеют для этого подходящие природные способности.
Непременным условием достойного управления государством является добродетельность всех его жителей; до обретения добродетели, которой свойственна свобода, любому лучше находиться под властью более достойного человека. Добродетельный человек способен достойно переносить оскорбления, побои, презрение других. Он не станет приспосабливаться к желаниям своих гонителей, делая то, что они от него ждут, поскольку это рабский удел.
Придя к заключению о пагубном влиянии денег на природу человека, философ заявил, что стражи не должны иметь частной собственности. Только они во всем государстве не могли пользоваться золотом и серебром, чтобы не осквернить свою душу.
Однако более директивное требование Платон адресовал семьям стражей: их жены и дети должными быть общими, и при этом достоверно не знать своего родства. Преимущества от такой общности философ видел в избавлении от трудностей воспитания детей, необходимости находить денежные средства на содержание семьи, в устранении от угодничества перед богачами.
Лишь имея единый взгляд на то, что люди считают своим, они ставят перед собой общую цель, испытывают близкие эмоциональные состояния (радостные или печальные). В правильной жизни не стоит избегать удовольствия и страдания, но стоит придерживаться среднего; такое душевное расположение философ назвал радостным.
С позиции Платона, лучшие мужчины должны вступать в отношения с лучшими женщинами, давая «отборное потомство», в то время как детей от худших родителей растить не станут, но знать об этом будет только правитель, что позволит предотвратить разлад в отряде стражей. Отличившимся на войне храбрым юношам позволят под благовидным предлогом зачать наибольшее количество младенцев. «Хорошее потомство» люди дают государству, находясь в телесном и духовном расцвете, свойственном женщине 20-40 лет, мужчине - 35-55 лет; только после этого возраста они могут сходиться с другими людьми по своему вкусу, исключая близких родственников.
От правителя требуется внимательное наблюдение за проявлениями примесей в душе детей, чтобы, в зависимости от природных задатков, они заняли соответствующие им виды деятельности. Если наследники стражей окажутся «неудачными», их необходимо перевести в другие сословия, замещая одаренными людьми из простого рода. Когда каждый будет заниматься тем делом, к которому он способен, государство станет цельным в единстве. Платон называл целое справедливостью или ее разновидностью. Суть справедливости состоит в преданности всех сословий своему делу, при этом каждое из них выполняет то, что ему характерно; справедливость обязательно соотносится с добродетелью и мудростью, в то время как несправедливость сопряжена с порочностью и невежеством.
Опираясь на общественные интересы, Платон предлагал обучать не только свободнорожденных мальчиков, но и девочек, чтобы удвоить государство благодаря единству цели и трудов. Врагами обучения выступают усталость, сон и насильно внедренное в душу знание, поэтому обучать детей следует играючи, имея возможность наблюдать природные наклонности каждого. Чарующую красоту победы над собой педагоги будут изображать им с самого детства в мифах, изречениях, песнях. Результат обучения проявится в гармоничном развитии тела (обладающего здоровьем, величественностью, ловкостью и красотой) и души (со сформированными добродетелями).
Если равновесие во взаимосвязи тела и души будет нарушено, появятся болезни. Человеку, скрывающему множество болезней в душе, лучше не жить, считал Платон, т.к. его жизнь непременно будет скверной и несчастной. В идеальном государстве судьи и врачи будут заботиться о гражданах, полноценных в отношении души и тела, поэтому тот, кто полноценен только телесно, должен умереть, в то время как людей неисцелимых и с порочной душой они умертвят сами.
Для стабильной работы государства его необходимо оберегать от нарушающих порядок новшеств в области гимнастического и мусического искусств, т.к. с их внедрением изменяются нравы и навыки, и граждане начинают посягать на законы и государственное устройство. Поэтому даже игры малых детей должны соответствовать законам, считал Платон, чтобы с малых лет они научились соблюдать правила и выросли законопослушными гражданами.
Для того чтобы победить страсти, порабощающие человека, нужно сделать всеобщую молву священной, а затем издать закон, который сделает его власть непоколебимой. Так будет возможно управлять однополой любовью, предотвращать инцест, убийства, чревоугодие, позволит сделать мужей близкими друзьями жен. Например, для того чтобы укрепить отношения в семье Платон предлагал издать закон, в соответствии с которым мужчине разрешается всту-
пать в интимный контакт только со своей законной супругой, если же он его нарушал, и это становилось известно общественности, то лишался всех почетных гражданских почестей как человек, чуждый своему государству.
Заключение
1. Платон одним из первых обратил внимание на социализирующую роль государства, создающегося ради общения людей и совместного удовлетворения потребностей.
2. Он аргументированно доказал, что все типы государственного устройства воздействуют на мировоззрение людей, формируя социально значимые и личностные ценности.
3. Платон возражал против социального равенства, полагая, что сама природа разделила людей на социальные страты. Философа можно рассматривать как предшественника евгеники.
4. Одной из доминантных ценностей всех неправильных типов государства, являются деньги. Забыв об ограничениях социального статуса, человек видит смысл своей жизни в материальном и социальном успехе.
5. Противостоять общепринятым ценностям способны единицы. В теории Платона к этой категории относится только разумный человек, опирающийся в своем поведении на глубинное самопринятие и достоверное знание о себе, что обеспечивает ему независимость от мнения толпы.
6. Причиной человеческих несчастий и государственных деструкций, Платон считал стремление людей к ложным ценностям, заставляющим смотреть на себя и окружающих как на объект манипуляций, необходимый для реализации бессмысленных желаний.
7. Платон подсказал действенный способ снятия социальных противоречий. Он состоит в формировании общих жизненных установок, имеющих единую ценность для всех жителей государства.
8. В теории Платона, все ошибочные типы государственного устройства базируются на страхах людей, заставляющих их пассивно подчиняться чужой воле, силе обстоятельств, воспринимая вынужденное рабство как временную безопасность. Ограничителями идеального государства выступали общественные ценности и собственные моральные принципы.
9. Идеальное государство Платона деиндивидуализировало человека, лишало свободы самовыражения, т.к. малейшее отклонение от закона воспринималось как ниспровержение государственного строя.
10. Платон блестяще предвосхитил основы манипулятивных техник, позволяющих фабриковать общественные ценности, с тем, чтобы в дальнейшем беспрепятственно управлять жизнями целых поколений.
11. Идеи Платона нашли практическую реализацию в авторитарном образовании, в государственных структурах, вспоминающих о нуждах народа в предвыборный период, в СМИ и рекламных продуктах, представляющих информацию в интересах спонсоров программ, в расширении «доступности» потребительских кредитов, позволяющих не столько приблизиться к мечте, сколько осложнить жизнь заемщика.
Список литературы
1. Кочеткова Т.Н. Аспекты проблемы отчуждения в работах Платона // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии // Сборник статей по материалам. XLIII международной научно-практической конференции. № 8 (43). - Новосибирск: СибАК, 2014. С. 89-93.
2. Платон. Собрание сочинений в 4-х томах. Т. 1. - М.: Мысль, 1990. 860 с.
3. Платон. Собрание сочинений в 4-х томах. Т. 2. - М.: Мысль, 1993. 528 с.
4. Платон. Собрание сочинений в 4-х томах. Т. 3. - М.: Мысль, 1994. 654 с.
5. Платон. Собрание сочинений в 4-х томах. Т. 4. - М.: Мысль, 1994. 830 с.
6. Платон и его эпоха. К 2400-летию со дня рождения / Под ред. Ф.Х. Кессиди. - М: Наука, 1979. 318 с.
References
1. Kochetkova T.N. Aspects of the problem of alienation in Platon's works // Personality, family and society: Questions of pedagogy and psychology // Collection of proceedings of XLIII international science-practical conference. № 8 (43). - Novosibirsk: SibAc, 2014. Pp. 89-93. (in Russia).
2. Platon. Collected works of 4 volumes. Vol. 1. - M. Mysl, 1990. 860 p.
3. Platon. Collected works of 4 volumes. Vol. 2. - M. Mysl, 1993. 528 p.
4. Platon. Collected works of 4 volumes. Vol. 3. - M. Mysl, 1994. 654 p.
5. Platon. Collected works of 4 volumes. Vol. 4. - M. Mysl, 1994. 830 p.
6. Platon and his epoch. To 2400 birthday anniversary / Under the editorship F.H. Kessidy. - M.: Nauka, 1979. 318 p.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Кочеткова Татьяна Николаевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии
Дальневосточный государственный гуманитарный университет ул. Карла Маркса, 68, 680000, Хабаровск, Россия [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHOR
Kochetkova Tatyana Nikolaevna, PhD on Psychology, associate professor, associate professor of psychology department
Far-East State Humanities University
68, K. Marx str., Khabarovsk, 680000, Russia
Рецензент:
Рагулина М.В., кандидат психологических наук, доц, кафедра психологии ДВГГУ