Научная статья на тему 'Учение о здоровье в традиционной аюрведической медицине'

Учение о здоровье в традиционной аюрведической медицине Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
449
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ / АЮРВЕДИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА / ЗДОРОВЬЕ / HISTORY OF MEDICINE / AYURVEDIC MEDICINE / HEALTH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Суботялов М. А.

В статье описываются концептуальные подходы к трактовке здоровья, представленные в аутентичных источниках аюрведической медицинской традиции. Делается акцент на критериях, которые предъявляются к здоровью. Большое внимание уделяется условиям, при которых возможно сохранение и поддержание здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DOCTRINE OF HEALTH IN TRADITIONAL AYURVEDIC MEDICINE

The article describes conceptual approaches to interpretation of health presented in the authentic sources of ayurvedic medical tradition. The emphasis is put on the criteria made against health. Much attention is paid to the conditions that enable preservation and support of health.

Текст научной работы на тему «Учение о здоровье в традиционной аюрведической медицине»

ДИССЕРТАНТ

М.А.СУБОТЯЛОВ, к.б.н., доцент кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет»

УЧЕНИЕ О ЗДОРОВЬЕ

В ТРАДИЦИОННОЙ АЮРВЕДИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЕ

В статье описываются концептуальные подходы к трактовке здоровья, представленные в аутентичных источниках аюрведической медицинской традиции. Делается акцент на критериях, которые предъявляются к здоровью. Большое внимание уделяется условиям, при которых возможно сохранение и поддержание здоровья.

Ключевые слова: история медицины, аюрведиче-ская медицина, здоровье

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ

Здоровье — ключевое понятие в любой медицинской системе. В аюрведической медицинской традиции существует свой взгляд на это понятие. Сегодня это знание актуально не только для здравоохранения, но и для педагогической теории и практики. Здоровьесбережение — одно из важнейших направлений современного образования. Вопросы сохранения индивидуального здоровья учащихся имеют особую социальную значимость, поскольку от состояния здоровья этой категории во многом зависит состояние здоровья населения [1].

Цель исследования — проанализировать концептуальный подход к понятию «здоровье» в аюрведической медицинской традиции.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Выдающимися деятелями традиционной аюрведической медицины были известные врачи прошлого Чарака и Сушрута — авторы двух классических аюрведических трактатов: «Чарака самхита» (окончательная версия датируется I в. н. э.), в котором описано лечение внутренних болезней, и «Сушрута самхита» (окончательная версия датируется IV в. н. э.), который в значительной степени посвящен оперативному врачеванию [2, 5].

«Чарака самхита» — один из самых древних из дошедших до нас аюрведических трактатов, главный труд в области терапевтического направления медицины, непререкаемый научный и этический кодекс, камертон, по которому настраивают свою работу сотни тысяч аюрведических специалистов. Врачи и философы, историки и литераторы обращаются к нему в поисках ответов на вопросы, в чем причина страданий человека и как достичь счастья, физического здоровья, долголетия.

«Чарака самхита» — сама суть знания о естественном законе существования человека, об аюр-веде, которая говорит «о хорошей или плохой, счастливой и несчастливой жизни, о том, что для жизни полезно, а что — вредно, каков срок жизни и какова сама ее природа», и цель которой — «поддержать здоровье в здоровом человеке и умерить болезни в больном» [7].

В этом медицинском первоисточнике мы находим такие слова: «Болезнь — это отсутствие равновесия дхату (тканей), здоровьем же называется равновесие дхату. Здоровье — это счастье, болезнь же — несчастье».

Там же говорится о цели аюрведы. «Цель аюрве-ды — защитить здоровье здоровых и излечить больных» [7].

В аюрведической медицинской традиции выделяется четыре уровня здоровья. Первый — арогья (физическое здоровье), второй — сукхам (социальное здоровье), третий — свастха (психическое здоровье), четвертый — ананда (духовное здоровье) [6].

На наше здоровье сильно влияет образ жизни. Аюрведическая медицина предлагает такой стиль жизни, благодаря которому человек остается здоровым. Цель аюрведического учения о здоровье, которое называется на санскрите свастхавритта (буквально «утверждение в добрых привычках»), не в назидании и чтении морали. Аюрведа объективно исследует, какое влияние оказывает тот или иной стиль жизни на здоровье человека с учетом конституциональных особенностей его организма и психологических особенностей личности. Такие правила поведения призваны в первую очередь укреплять иммунитет [3].

Согласно определению, которое дает аюрведа, человек здоров, если:

1. Его доши (факторы, определяющие конституциональные особенности) находятся в состоянии гомеостаза.

2. Различные типы обмена веществ (агни) функционируют оптимальным образом.

3. Ткани тела (дхату) стабильны и хорошо развиты.

4. Продукты жизнедеятельности (мала) выводятся своевременно и в оптимальном количестве.

5. Органы чувств функционируют без ограничений.

6. Человек чувствует себя счастливым.

7. Он осознает свою духовную природу.

Подобный целостный подход типичен для аюр-

ведической медицины [3].

Аюрведа рекомендует для достижения этой цели определенный образ действий. Свастхавритта складывается из следующих компонентов:

1. Диначарья — правила поведения в течение суток.

2. Ритучарья — правила поведения для разных сезонов.

3. Навегандхаранья — регуляция естественных потребностей тела.

4. Садвритта — этические правила поведения.

5. Мокша — стремление к самореализации [3].

В «Чарака самхите» дается еще одно определение здоровья: «Любое нарушение равновесия дош и дхату означает болезнь, а их равновесие, напротив, является здоровьем. Однако здоровье и

болезнь можно также в самых общих чертах охарактеризовать, соответственно, как радость и боль» [7].

В комментарии к этому тексту Чакрапани пишет: «Абсолютное равновесие дош и дхату, в сущности, вообще невозможно. Следовательно, состояние абсолютного равновесия невозможно. Поэтому здоровье определяют как счастье или радость. Но счастье — тоже вещь относительная. Оно ограничено жизненной ситуацией данного человека. Никакое мирское счастье не означает счастья в универсальном смысле». Далее в «Чарака самхите» написано, что все мирские состояния несут на себе отпечаток скорби и несчастья. Следовательно, здоровое равновесие дош и дхату предполагает определенный диапазон [8].

Другой аюрведический медицинский первоисточник — «Аштангахридайя самхита» дает лаконичное определение здоровья: «здоровье — баланс дош». Это означает, что организм человека находится в состоянии, соответствующем его индивидуальной врожденной конституции [9].

Далее Вагбхата, автор данного канона, перечисляет некоторые условия, необходимые для достижения здоровья. Так, например, вторая глава начинается со слов о том, что для достижения здоровья необходимо вставать в определенное время. Указывается промежуток времени примерно за 1—1,5 часа до восхода солнца [9].

В третьей главе, посвященной образу жизни в различные сезоны, указывается, что «вне зависимости от сезона, в идеале в ежедневный рацион должны входить все шесть вкусов для поддержания здоровья, но все же в каждый из сезонов должна преобладать пища соответствующего вкуса».

В четвертой главе, посвященной профилактике болезней, есть интересный текст, описывающий здорового человека. «Тот, кто посвящает день здоровой деятельности и ест здоровую пищу, кто одинаково относится и к счастью и к несчастью, холоду и жаре, кто не привязан к объектам чувств, кто развивает в себе бережливость, осторожность, осознание всего мира как единого целого, правдивость, всепрощение и дружит только с праведными людьми, будет свободен ото всех болезней» [9].

ДИССЕРТАНТ

ДИССЕРТАНТ

В седьмой главе Вагбхата предупреждает о том, что резкие изменения образа жизни опасны для здоровья. «Нездоровая (пища, питье, деятельность), вошедшая в привычку из-за длительного использования, должна устраняться постепенно, шаг за шагом. Аналогично здоровая (пища, питье, деятельность) должна начинаться постепенно, с интервалом в один, два или три дня. Резкое прекращение вредной (деятельности, пищи и т.д.) и столь же резкое начало здоровой (деятельности, пищи и т.д.) ведет к возникновению болезней [9].

С точки зрения аюрведы достижение здоровья имеет колоссальное значение. Вот что написано в «Чарака самхите»: «Разумный человек должен сознательно прилагать усилия к тому, чтобы тело сохранялось в хорошей форме. Тело — это поис-тине столп, на котором держатся благополучие нашей жизни и сама наша жизнь. Отложив, если необходимо, все другие заботы, человек должен направить внимание на свое тело, т.к. с потерей тела исчезнет все, что составляет жизнь воплощенного существа» [7].

Там же сказано, что «нет проклятия хуже проклятия долгой жизни, лишенной тех вещей, которые бы сделали эту жизнь стоящей того, чтобы ее прожить» [7].

Аюрведа выделяет три стадии на пути к обретению крепкого здоровья: 1) выполнение простейших ежедневных и сезонных процедур для предотвращения заболеваний; 2) терапевтические меры в случае болезни; 3) омолаживающие процедуры для улучшения качества жизни [4].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ медицинских аюрведических источников показал, что в аюрведической медицине сформирована четкая концепция понятия «здоровье». Благодаря этому научно сформулированному подходу в аюрведе обоснованы лечебно-профилактические мероприятия, направленные на поддержание здоровья здоровых и восстановление здоровья у больных. Данная концепция может внести свой вклад в развитие такого направления, как здо-

ЛИТЕРАТУРА

1. Айзман Р.И. Принципы и алгоритмы мониторинга здоровья учащихся и студентов / Р.И.Айзман, Н.И.Айзман, В.Б.Рубанович, АВЛебедев // Сиб. мед. обозрение. — 2009. — №3. — С. 101—104.

2. Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. — М.: Наука, 1985. — С. 558.

3. Ринер Х.Х. Новая энциклопедия аюрведы / Ханс Хейнрих Ринер. — Пер. с нем. Ю.Бушуевой. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006. — 528 с.

4. Свобода Р.Э. Аюрведа: жизнь, здоровье, долголетие. Пер. с англ. — М.: Саттва, 2003. — 384 с.

5. Сорокина Т.С. История медицины: учебник для студ. высш. мед. учеб. заведений / Т.С.Сорокина. — 9-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 560 с.

6. Суботялов М.А. Введение в аюрведу. Пропедевтика аюрведической медицины. — СПб, 2011. Серия: «Библиотека «Фито-Ремедиума». — 237 с.

7. Caraka-samhita. Agnivesa's treatise refined and annotated by Caraka and redacted by Drdhabala. Text with English translation. Editor-translator prof. Priyavrat Sharma. Vol. 1. Varanasi: Chaukambha Orientalia, 2001. — 544 p.

8. The Charakasamhita by Agnivesa. Revised by Charaka and Drddhabala. With the Ayurveda-dipika Commentary of Chakrapaindatta. — Bombay. — 1941. — 801 p.

9. Vagbhata’s Ashtanga Hridayam, translated by К. R. Srikantha Murthy vol. 1. — Krishnadas Academy: Varanasi, India, 1991. — 523 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.