Научная статья на тему 'Психосоматическое направление в традиционной аюрведической медицине'

Психосоматическое направление в традиционной аюрведической медицине Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
964
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЮРВЕДИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА / ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ / САНСКРИТ / ПСИХОСОМАТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА / ЧАРАКА-САМХИТА / AYURVEDIC MEDICINE / HISTORY OF MEDICINE / SANSKRIT / PSYCHOSOMATIC MEDICINE / CARAKA-SAMHITA

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Суботялов Михаил Альбертович, Дружинин Владимир Юрьевич

Аюрведическая медицина одна из трех современных традиционных систем врачевания в течение тысяч лет формировалась на Индостанском субконтиненте и в наши дни широко используется в различных странах мира. Среди множества направлений, изложенных в канонических текстах аюрведы, обсуждается и психосоматическое направление, которому и посвящена данная работа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychosomatic direction in traditional Ayurvedic medicine

Ayurvedic medicine one of three modern and traditional systems of healing for thousands of years formed on the Hindustan subcontinent and today is widely used in the world. Among the many directions set out in the canonical texts of Ayurveda, discussed and psychosomatic direction, which is devoted to this work. In modern conditions, traditional Ayurvedic medicine can play an important role in understanding the trends in psychosomatic medicine and psychology. The article provides a brief historical analysis of psychosomatics as medical and psychological direction. The data from authentic sources of traditional Ayurvedic medicine (Charaka Samhita, Ashtanga hrdayam Samhita) of psychosomatic aspects and various kinds of diseases is state in this paper. One of the key statement of the Indian philosophy the concept of the three modes of material nature, a concept known as «Triguna», which features three platforms that correspond to the three levels of the psyche, is described. Deep analysis of Sanskrit terminology is given. The mental status of the individual, offered in Gitopanishad (Bhagavad Gita), is given. The characteristics of the three gunas (sattva, rajas and tamas), according to the understanding of the various commentators of this great treatise, is represented. The classification of types of mentality according to Charaka Samhita is described in detail. The statement that people under the influence of different modes of material nature (sattva, rajas and tamas) are acquiring certain qualities of the psyche, which can lead to physical illness is indicated. The different ways to treat mental doshas (Rajas and Tamas) according Ashtanga hrdayam Samhita and Charaka Samhita are described. The article focuses on the fact that the knowledge described in the medical sources, can be applicable today. Much attention is paid to the context of the psychological and physical status. Thus, in the texts of traditional Ayurvedic medicine we find a description of the role of psychological factors in the development of somatic diseases, diagnostic methods and treatment of these diseases.

Текст научной работы на тему «Психосоматическое направление в традиционной аюрведической медицине»

Вестник Томского государственного университета. История. 2013. №4 (24)

УДК 61(091)

М.А. Суботялов, В.Ю. Дружинин

ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ТРАДИЦИОННОЙ АЮРВЕДИЧЕСКОЙ

МЕДИЦИНЕ

Аюрведическая медицина - одна из трех современных традиционных систем врачевания - в течение тысяч лет формировалась на Индостанском субконтиненте и в наши дни широко используется в различных странах мира. Среди множества направлений, изложенных в канонических текстах аюрведы, обсуждается и психосоматическое направление, которому и посвящена данная работа.

Ключевые слова: аюрведическая медицина, история медицины, санскрит, психосоматическая медицина, Чарака-самхита.

Несмотря на то, что термин «психосоматический» был введён Johann Heinroth в 1818 г., а понятие «психосоматическая медицина» появилось в 1922 г. в лекции Felix Deutch [1], знание о влиянии «души» на тело и идея целостности человека встречаются ещё у древних греков. В диалоге Платона «Хармид» приводится следующее изречение: «Как не следует пытаться лечить глаза отдельно от головы и голову - отдельно от тела, так не следует и лечить тело, не леча душу... Всё - и хорошее и плохое -порождается в теле и во всем человеке душою, и именно из неё всё проистекает, точно так же как в глазах всё проистекает от головы» [2. С. 345]. В литературе Древней Индии мы также находим элементы психосоматического подхода в медицине, так, Махабхарата (3.2.24-25) говорит:

manasena hi duhkhena sariram upatapyate | ayah-pindena taptena kumbha-samstham ivodakam ||

«От страданий ума всё тело воспаляется, подобно тому, как раскалённый стальной шар нагревает воду в кувшине».

manasam samayet tasmaj jñanenagnim ivambuna | prasante manase duhkhe sariram upasamyati || «Как вода тушит пламя, так истинное знание излечивает ум, а когда исцелён ум, то выздоравливает и тело» [3. С.18].

В текстах традиционной аюрведической медицины мы встречаем описание психосоматического подхода. Концепция развития любой болезни в аюрведе неотделима от теории тридоша (tridosa) -наличия трёх факторов (дош), которые в равновесном состоянии поддерживают здоровье, а находясь в дисбалансе, разрушают его. Вагбхата Муни (VII в. н.э.) в Аштанга-хридайам-самхите (1.1.20) говорит: rogas tu dosa-vaisamyam, dosa-samyam arogata - «Болезнь есть следствие нарушения равновесия дош, здоровье - результат их баланса» [4. P. 12].

В Чарака-самхите (4.4.34), одном из основных аюрведических текстов, сложившемся к I—II в. н.э., говорится: «Существуют три доши тела - вата, питта и капха, они поражают тело; и две доши ума - раджас и тамас, они поражают ум; когда поражены тело и ум, то рождается заболевание, в обратном же случае - нет» [5. Р. 435]. Поэтому одним из обязательных элементов оценки здоровья в аюрведе является определение качества психики (sattva). Подчёркивая сильную связь «тело-ум», Чарака-самхита (4.4.36) говорит: «Тело подчиняется уму, а ум подчиняется телу» [5. Р. 435].

Последователь Чараки Вагбхата Муни (VII в. н.э.) в Аштанга-хридайам-самхите (1.1.20-21) говорит:

mjâgantu-vibhâgena tatra roga dvidha smrtah || tesam kaya-mano-bhedad adhisthanam api dvidha

I

rajas tamas ca manaso dvau ca dosav udahrtau || «Считается, что болезни делятся на два вида -от внутренних и внешних причин. Мест расположения болезней также два - тело и ум. Раджас и тамас называются болезнетворными началами (dosa) ума» [4. Р. 12].

Тригуна - саттва (sattva), раджас (rajas) и тамас (tamas) - ключевые понятия философии санкхья (samkhya). Материальная природа (prakrti) является определённым состоянием этих трёх гун [6]. Из них раджас и тамас поражают ум, в то время как саттва способствует поддержанию здорового состояния ума (manas).

Слово sattva происходит от добавления суффикса tva (tvan) к корню sat (sadl), означающему, по Панини (Дхату-патха, 1427), растворение (visarana), движение (gati) и уныние (avasadana) [7]. По мнению Амарасимхи (Амара-коша 3.3.212), саттва означает богатство (dravya), жизнь (asu), решимость (vyavasaya) и живое существо (jantu) [8]. В Санкхья-карике Ишваракришны (12-

13) sattva описывается как имеющая природу удовольствия (prïti), её назначение - просветление, просвещение (prakasa). Она легка (laghu) и светла (prakasaka) [9].

Слово rajas происходит от прибавления суффикса as (asun) к корню rañj, который, по Панини (Дха-ту-патха, 999), означает привязанность (raga) [7]. Согласно словарю Амара-коша (1.4.29), слово rajas используется в значении пыли (renu), влечения (raga), менструальных выделений (stnpuspa) и одного из модусов материальной природы (guna-bheda) [8]. В Санкхья-карике Ишваракришны (12-13) rajas описывается как имеющий природу несчастья (aprïti), его назначение - активная деятельность (pravrtti). Он переменчив (cala) и оказывает возбуждающее действие (upastambhaka) [9].

Слово tamas происходит от добавления суффикса as (asun) к корню tam, который означает разрушение, упадок, истощение (glani). Слово tamas, согласно словарю Амара-коша (3.3.231), может означать планету Раху (rahu), темноту (dhvanta) и один из модусов материальной природы (guna) [8]. Ишваракришна описывает tamas как имеющий природу глубокой скорби, оцепенения (visada), его назначение - ограничение чего-либо (niyama). Он тяжелый (guru) и способен покрывать (varanaka) [9].

Согласно Арунадатте (XIII в.), одному из комментаторов Аштанга-хридайам-самхиты, раджас и тамас, будучи болезнетворными началами ума, не описаны так подробно в аюрведической литературе, как теория тридоша (вата и т.д.) [10]. Тема трёх гун подробно изложена как в текстах философии санкхья, так и в эпической литературе Древней Индии (Махабхарата, Бхагавата-пурана и т.д.). Большой пласт знаний по этому вопросу содержится в Бхагавад-Г ите (Г итопанишад), входящей в состав Махабхараты [11].

Согласно Гитопанишад (18.27), человек в модусе раджас (rajasah) характеризуется несколькими качествами. Первое из них - ragï. Шанкара объясняет его как наличие привязанности, Рамануджа - как желание славы, Шридхара - как привязанность к детям и т.д. [12], Вишванатха Чакра-варти Тхакур - как привязанность к деятельности [13]. Следующее качество - karma-phala-prepsuh. Большинство комментаторов толкуют его как сильное желание получить плоды своей деятельности [12], Баладева Видьябхушана отмечает, что такой человек жаждёт обрести домашний скот, сыновей, хорошую пищу и, в конце концов, попадание в райские миры [13]. Следующее качество -

lubdhаh. Шанкара толкует его как желание чужого богатства, Мадхусудана Сарасвати добавляет неспособность отречься от собственного богатства

[12], Вишванатха Чакраварти Тхакур - как привязанность к чувственным наслаждениям [13]. Далее следует Ыmsatmakаh - склонность причинять страдания или смерть другим. Следующее качество - ависШ, внешняя и внутренняя нечистота, в том числе в совершаемой деятельности. И последнее - harsa-sokanvitah, склонность радоваться при достижении желаемого и огорчаться при разлучении с таковым, а также ощущение горя при неспособности достигнуть желанной цели [12].

Человек под влиянием гуны тамас (Шша8аЪ) характеризуется следующими качествами. Первое из них - ауи^аЪ, обозначающее того, кто занимается бесполезной деятельностью, как трактуют этот термин Вишванатха Чакраварти Тхакур и Баладева Видьябхушана [13]. Шанкарачарья объясняет его как того, кто не занимается медитацией. Рамануджа - того, кто занимается деятельностью, противоречащей писаниям. Шридхара Свами - как невнимательного или небрежного человека, Мадхусудана Сарасвати добавляет, что невнимательность в деятельности происходит из-за поглощённости сознания чувственными наслаждениями. Следующее качество - ргакйаЬ. По мнению Шанкары, оно означает недоразвитого человека, с разумом, подобным ребёнку. Рамануджа трактует как человека, лишённого знания, Шридхара - человека, лишённого способности различать [12], Баладева Видьябхушана - человека, следующего материалистичному образу жизни, согласно своей природе, а не предписаниям священных писаний

[13]. Далее следует качество stabdhah, которое обозначает упрямого человека, не выражающего никому почтения. Следующая характеристика -ваШаЪ, или лживый, коварный человек, занимающийся низменной деятельностью (магия и т.п.), обманывающий других для достижения собственных целей. Далее - па^кгйкаЪ, или тот, кто оскорбляет и поносит других. Шанкара говорит, что это тот, кто сеет вражду. Качество а1а8аЬ означает человека праздного, не желающего никакой активной деятельности, ленивого. Следующее качество - visadl, постоянная подавленность, скорбь, отчаяние [12]. Последним в этом списке перечисляется dlrgha-sйtrl, или стремление делать всё очень медленно, откладывая в долгий ящик. Бала-дева Видьябхушана говорит, что такой человек делает работу, требующую одного дня, в течение года [13].

Психосоматическое направление в традиционной аюрведической медицине

Таблица 1

Типы психики, согласно Чарака-самхите (4.4.37—39)

№ Название типа Характеристики

1 Брахма (brahma) - подобный Брахме Чистота (suci), правдивость (satyabhisandha), обуздание чувств (jitatmana), щедрость, готовность делиться с другими (samvibhagin), знание (jñana), понимание (vijñana), способность выражать свои мысли и отвечать на вопросы (vacana-prativacana), хорошая память (smrtiman), отсутствие вожделения, гнева, жадности, тщеславия, заблуждения относительно природы вещей, желания причинить вред, скорби, нетерпимости к другим (kama-krodha-lobha-mana-mohersyáharsámarsápetam), равное отношение ко всем (samam sarvabhütesu)

2 Арша (arsa) - подобный мудрецам (риши) Поклонение Богу (ijya), изучение священных писаний (adhyayana), совершение обетов (vrata), проведение огненных жертвоприношений (homa), соблюдение целибата (brahmacarya), оказание почтения гостям (param-atithi-vratam), контроль ума (dama), отсутствие привязанности (raga) и неприязни (dvesa), иллюзии (moha), жадности (lobha) и гнева (rosa), обладание мудростью (pratibha) и красноречием (vacana), пониманием (vijñana) и способностью контролировать себя (upadharana-sakti)

3 Аиндра (aindra) - подобный Индре Могущество (aisvarya), авторитетная речь (adeya-vakya), совершение жертвоприношений (yajña), отвага (süra), энергичность (ojas), способность оказывать влияние на других (tejasopetam) и неустанная деятельность (aklista-karma), дальновидность (dírgha-darsa), привязанность к выполнению долга, процветанию и правильному наслаждению (dharmártha-kámábhirata)

4 Ямья (yamya) - подобный Яме Следование предписаниям (lekhastha-vrtta), действие в подходящее время (prapta-kara), неуязвимость (asampraharya), расторопность и хорошая память (utthana, smrti), способность достигнуть чего-либо (aisvarya-lambha), свобода (vyapagata) от привязанности (raga), стремления причинить вред (irsya), ненависти (dvesa) и иллюзии (moha)

5 Варуна (varuna) - подобный Варуне Смелость (süra), терпение (dhíra), чистота (suci), отвращение к нечистоте (asuci-dveSa), совершение жертвоприношений (yajña), любовь к отдыху в воде (ambho-vihara-ratim), неустанная деятельность (aklista-karma), своевременный гнев и милость (sthüna-kopa-prasüdam)

6 Каубера (kaubera) - подобный Кувере Обладание положением, высокой самооценкой (sthüna-münopabhoga-parivüra-sampanna), постоянное выполнение долга, стремление к процветанию и наслаждению (dharmürtha-küma-nityam), чистота (suci), комфортная жизнь (sukha-viharam), проявление гнева и милость (vyakta-kopa-prasadam)

7 Гандхарва (gandharva) - подобный Ганд-харве Любовь к танцам, пению, игре на музыкальных инструментах, каламбурам, поэзии, прозе и различным эпическим повествованиям (priya-nrtya-gíta-vüditra-ullapaka-slokükhyüyika- itihasa-puranesu), а также умение в их исполнении (kusalam). Использование парфюмерии, гирлянд, ароматических паст, красивой одежды (gandha-malyanulepana-vasana). Постоянное желание общения с женщинами и развлечений (stn-vihüra-küma-nityam), нежелание выискивать недостатки в других (anasüyaka)

8 Асура (asura) - подобный демонам (асура) Смелость (süra), жестокость (canda), выискивание недостатков (asüya), могущество (aisvarya), лицемерие (aupadhika), гнев (raudra), отсутствие жалости (ananukrosa), возвеличивание себя (atmapüjaka)

9 Ракшаса (raksasa) - подобный демонам-людоедам Нетерпимость (amarsa), постоянный гнев (anubandha kopa), нанесение ударов в самые болезненные точки (chidra-prahara), жестокость (krura), вкус к перееданию (aháratimátra-ruci), обожание мясной пищи (amisa-priyatama), вовлечённость в длительный сон и приложение чрезмерных усилий (svapnayasa-bahulam), нетерпимость к успеху других (írsyum)

10 Пайшача (paisaca) - подобный привидениям Обжорство (mahasana), желание интимной близости с женщинами (strí-rahas-kamam), отсутствие чистоты (asuci), нелюбовь к чистоте (suci-dvesa), страх (bhíru), наведение страха на других (bhísayitara), склонность к неправильной диете и поведению (vikrta-vihürahárasíla)

11 Сарпа (sarpa) - подобный змеям Смелость в состоянии гнева и трусость в прочих обстоятельствах (kruddha-süra akruddha-bhíru), причинение страданий другим (tíksna), выполнение чрезмерной работы (ayasa-bahula), страх там, где он появляется (samtrasta-gocara), любовь к еде и развлечениям ahara-vihara-param)

12 Прайта (praita) - подобный духам предков Любовь к еде (ahara-kama), поведение, приносящее другим страдание, скверный характер и руководство (atiduhkha-sílücáropacüram), выискивание недостатков (asüya), нежелание делиться с другими (asamvibhagina), жадность (atilolupa), нежелание трудиться (akarmasíla)

13 Шакуна (sakuna) - подобный птицам Сильная привязанность (anusakta-kama), погружённость в чревоугодие и развлечения (ajasram ahara-vihara-param), непостоянство (anavasthita), нетерпимость (amarsana), отсутствие склонности запасать что-либо (asamcaya)

14 Пашава (pasava) - подобный животным Невыполнение долга (nirakarisnum), отсутствие разума (amedhasa), отвратительное поведение и пища (jugupsitücürahara), чрезмерная сексуальная жизнь (maithuna-para), чрезмерный сон (svapna-síla)

15 Матсья (matsya) - подобный рыбам Трусость (bhíru), отсутствие разума (abudha), обжорство (ahara-lubdha), непостоянство (anavasthita), сильная привязанность (anusakta-kama), гнев (krodha), склонность к странствиям (sarana-síla), любовь к воде (toya-kama)

16 Ванаспатья (vanaspatya) - подобный растениям Лень (alasa), погружённость исключительно в чревоугодие (kevalam-abhinivistam ahare), отсутствие разума и физической активности (sarva-buddhy-añgahín.

ма и решимости людей под влиянием различных модусов природы (18.30-35), о видах счастья, к которым они стремятся (18.37-39), характеристиках знания, которыми они обладают (18.20-22) и деятельностью, которой занимаются (23-25). Встречаются описания веры (17.4), пищи, которая наиболее приятна (17.8-10), природы пожертвований, которые они совершают (17.11-13), и т.д.

Подобно этому, описывая различные типы психики (sattva), автор Чарака-самхиты (4.4.36) приводит следующую классификацию типов психики (trividham khalu sattvam) - чистую (suddham), раджасичную (rajasam) и тамасичную (tamasam). Первый из этих типов лишён дефектов (adosa) и является благотворным (kalyana), два других -имеют недостатки (sadosa), вследствие раздражительности и гнева (rosa), а также иллюзии и глупости (moha) соответственно. Далее автор трактата приводит примеры различных видов психики, он говорит, что, хотя существует бесконечное разнообразие индивидуальных различий, можно выделить 16 типов - семь в саттва-гуне, шесть - в гуне раджас и три - в гуне тамас [5]. Приведём эту классификацию.

По словам Чараки (4.4.40), эта классификация помогает выбрать правильное лечение (upacara) для людей с различными типами психики [5]. Мы также можем увидеть определённые характеристики личности под влиянием трёх модусов природы (guna).

Описывая причины развития заболеваний, Ча-рака и другие авторы канонических трудов нередко указывают такие, как гнев (в случае одного из видов расстройств лихорадки (jvara), скорбь (при гемолитической анемии (pandu-roga), тревожность и страх (при лёгочном туберкулёзе) и т.д. Таким образом, люди, находящиеся под влиянием различных модусов материальной природы, приобретают определённые качества психики, которые могут привести к соматическим заболеваниям.

Вагбхата описывает несколько способов лечения дош ума (раджас и тамас). В Аштанга-хридайам-самхите (1.1.26) он говорит: dhí-

dhairyatmadi-vijñanam mano-dosausadham param -«Лучшей терапией дош ума являются развитие разума (dhí), то есть способности различать полезное и вредное, способность терпеть неудобства (dhairya), как, например, отказ от неблагоприятного, при использовании того, что является благим,

а также изучение науки об Абсолютной Истине (atmadi-vijnana)» [4. Р.14; 10. Р. 16].

В Чарака-самхите (1.11.54) также описывается метод лечения ума (sattvavajaya), заключающийся в удерживании ума от неблагоприятных объектов (punar ahitebhyo'mano-nigraha) [5].

Таким образом, в текстах традиционной аюр-ведической медицины мы встречаем описание роли психологических факторов в развитии соматических заболеваний, способы их диагностики и лечения.

ЛИТЕРАТУРА

1. James L. Levenson. The American Psychiatric Publishing textbook of psychosomatic medicine. American Psychiatric Pub., 2005. 1092 p.

2. Платон. Собрание сочинений: в 4 т. / общ. ред. А.Ф. Лосева и др. ; пер. с древнегреч. М: Мысль, 1990. Т. I 860 с.

3. Махабхарата. Книга третья. Лесная (Араньяка-парва): пер. с санскр., предисл. и комм. Я.В. Василькова и С.Л. Невелевой. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1987. 799 с.

4. Vagbhata’s Astanga Hrdayam, translated by К. R. Srikantha Murthy, vol. 1. - Krishnadas Academy: Varanasi, India, 1991. 523 p.

5. Caraka-samhita. Agnivesa's treatise refined and annotated by Caraka and redacted by Drdhabala. Text with English translation. Editor-translator prof. Priyavrat Sharma. Vol. 1. Varanasi: Chaukambha Orientalia, 2001. 544 p.

6. Шохин В.К. Лунный свет санкхьи. Ишваракришна. Гаудапада. Вачаспати Мишра. М.: Ладомир, 1995. 384 с.

7. The Dhatupatha Of Panini With The Dhatvartha Prakasika Notes by Pt. Kanakalal Sarma. Varanasi-1, 1969. 52 p.

8. The Namalinganusasana (Amarakosha) of Amarasimha. With the Commentary (Vyakhyasudha or RamasramI) Of Bhanuji DIkshit. Bombay, 1929. 535 p.

9. The Samkhya-karika. Isvara Krsna's Memorable Verses on Samkhya Philosophy with the Commentary of Gaudapadacarya. Poona: The Oriental Book Agency, 1933. 61 p.

10. The Astangahrdaya. A Compendium Of The Ayurvedic System, Composed By Vagbhata With the Commentaries (Sarvangasundara) of Arunadatta and (Ayurvedarasayana) of Hemadri. Bombay, 1939. 1146 p.

11. Суботялов М.А., Дружинин В.Ю. Психосоматический подход в Гитопанишад // Бхагавад-гита в истории и в современном обществе: материалы V Всероссийской научной конференции с международным участием. Томск, 2012. С. 276-279.

12. The Bhagavad-Gita with Eleven Commentaries. First Collection. Vol. III (Thirteenth to Eighteenth Adhyayas). Bombay: The Gujarati Printing Press, 1938. 448 p.

13. Bhagavad-Gita With Sarartha-varsinl of Visvanatha CakravartI and GIta-bhusana of Baladeva Vidyabhusana. (ed.) Krsnadasa. Kusumasarovara, 1956. 486 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.