Научная статья на тему 'Концепция трех гун как онтологический базис этического учения «Бхагавадгиты»'

Концепция трех гун как онтологический базис этического учения «Бхагавадгиты» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
513
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУНА / САТТВА / РАДЖАС / ТАМАС / ДУША / ЭТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ / ВЫСШЕЕ БЛАГО / ДОБРОДЕТЕЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ИДЕАЛ ЙОГИНА / GUNA / SATTVA / RAJAS / TAMAS / SOUL / ETHICAL SIGNIFICANCE / HIGHEST GOOD / VIRTUOUS BEHAVIOR / IDEAL OF YOGIN

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Земляная Е. А.

В статье представлены основоположения теории трех гун, дается детальное описание гун: саттвы, раджаса и тамаса, приводятся интерпретации данной теории как европейскими, так и индийскими мыслителями, приводится значение теории гун с точки зрения этики и в связи с рассмотрением теории правильного действия и достижения высшего блага.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTION OF GUNAS AS AN ONTOLOGICAL BASIS OF ETHICAL THEORY OF THE “BHAGAVADGITA”

In the article the fundamentals of the theory of gunas are represented, the detailed description of three gunas namely sattva, rajas and tamas is given with the interpretations of this theory by European and Indian philosophers; the ethical significance of the gunas' theory in its connection with the concepts of virtual behavior and highest good is elaborated.

Текст научной работы на тему «Концепция трех гун как онтологический базис этического учения «Бхагавадгиты»»

тов, редко, когда им удается мобилизовать свои силы, узнав правду о своем здоровье. Классический принцип медицинской этики, идущий от Гиппократа гласит: «Окружи больного любовью и разумным утешением, но главное, оставь его в неведении о том, что ему предстоит, и особенно, что угрожает» [12, с. 218]. Подобная мысль была высказана уже упомянутым Григорием Антоновичем Захарьиным: «Открыть же больному все опасения, которые возникают во враче, - всегда ошибка со стороны последнего, а иногда и прямо преступление...» [12, с. 218].

Но для того, чтобы пациенты как можно реже подвергались ятрогенным действиям со стороны медицинских работников, последняя категория должна постоянно учиться и совершенствоваться, причем процесс должен идти перманентно. Как писал

Библиографический список

Матвей Яковлевич Мудров: «Во врачебном искусстве нет врачей, окончивших свою науку» [13, с. 2]. И нужно предельно четко понимать, что главными учителями врачей должны выступать их пациенты.

Проведенный анализ философско-культурологических и психологических аспектов оказания медицинской помощи, дает основания заключить то, что врач, впрочем, как и все медицинские работники должны обладать целым комплексом теоретических и практических знаний и только персонифицированный подход к оказанию медицинской помощи способен вернуть профессии ее былой авторитет. И, конечно, медицина, как важнейшая сфера культуры, должна стать предметом комплексного философско-культурологического анализа.

1. Лаун, Б. Утерянное искусство врачевания. - М.,1998.

2. Кадыров, А.А. Великий среднеазиацкий ученый-медик Абу Али Ибн Сина / А.А. Кадыров, У.Т. Саипов. - Ташкент,1980.

3. Молчанов, Н.С. Великий русский ученый С.П. Боткин. - Л., 1955.

4. Стаф, И. Медицина между взглядом и дискурсом: диагноз Мишеля Фуко // Библиотека Гумер [Э/р]. - Р/д: http://www.gumer.info/ bibliotek_Buks/Culture/Article/staf_med.php

5. Гален, К. О назначении частей человеческого тела. - М., 1971.

6. Ибн Сина Абу Али. Канон врачебной науки. Избранные разделы / У.И. Каримов, Э.У. Хршут. - М.; Ташкент, 1994. - Ч. 1.

7. Лушников, А.Г. С.П. Боткин. - М., 1969.

8. Мясников, А.Л. Сергей Петрович Боткин // С.П. Боткин. Курс клиники внутренних болезней. - М., 1950. - Т. 1.

9. Губергриц, А.Я. С.П. Боткин - основоположник отечественной клинической медицины. - М., 1957.

10. Клепиков, Н. Психология и здоровье. Душевные лекарства // Научно-техническая библиотека SciTecLibrary [Э/р]. - Р/д: http://

www.sciteclibrary.ru/rus/catalog/pages/3054.html

11. Лычев, В.Г. Психосоматический подход в медицине / В.Г. Лычев, И.Е. Бабушкин // Актуальные проблемы современной клинической медицины. - Барнаул, 2008.

12. Общественное здоровье и здравоохранение: учеб. для студентов / под ред. В.А. Миняева, Н.И. Вишнякова. - М., 2009.

13. Мудров, М.Я. Слово о способе учить и учиться медицине практической или деятельному врачебному искусству при постелях больных. - М., 2008.

Bibliography

1. Laun, B. Uteryannoe iskusstvo vrachevaniya. - M.,1998.

2. Kadihrov, A.A. Velikiyj sredneaziackiyj uchenihyj-medik Abu Ali Ibn Sina / A.A. Kadihrov, U.T. Saipov. - Tashkent,1980.

3. Molchanov, N.S. Velikiyj russkiyj uchenihyj S.P. Botkin. - L., 1955.

4. Staf, I. Medicina mezhdu vzglyadom i diskursom: diagnoz Mishelya Fuko // Biblioteka Gumer [Eh/r]. - R/d: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/

Culture/Article/staf_med.php

5. Galen, K. O naznachenii chasteyj chelovecheskogo tela. - M., 1971.

6. Ibn Sina Abu Ali. Kanon vrachebnoyj nauki. Izbrannihe razdelih / U.I. Karimov, Eh.U. Khrshut. - M.; Tashkent, 1994. - Ch. 1.

7. Lushnikov, A.G. S.P. Botkin. - M., 1969.

8. Myasnikov, A.L. Sergeyj Petrovich Botkin // S.P. Botkin. Kurs kliniki vnutrennikh bolezneyj. - M., 1950. - T. 1.

9. Gubergric, A.Ya. S.P. Botkin - osnovopolozhnik otechestvennoyj klinicheskoyj medicinih. - M., 1957.

10. Klepikov, N. Psikhologiya i zdorovje. Dushevnihe lekarstva // Nauchno-tekhnicheskaya biblioteka SciTecLibrary [Eh/r]. - R/d: http://

www.sciteclibrary.ru/rus/catalog/pages/3054.html

11. Lihchev, V.G. Psikhosomaticheskiyj podkhod v medicine / V.G. Lihchev, I.E. Babushkin // Aktualjnihe pro-blemih sovremennoyj klinicheskoyj medicinih. - Barnaul, 2008.

12. Obthestvennoe zdorovje i zdravookhranenie: ucheb. dlya studentov / pod red. V.A. Minyaeva, N.I. Vishnyakova. - M., 2009.

13. Mudrov, M.Ya. Slovo o sposobe uchitj i uchitjsya medicine prakticheskoyj ili deyateljnomu vrachebnomu iskusstvu pri postelyakh boljnihkh. -M., 2008.

Статья поступила в редакцию 15.05.12

УДК 130.1, 17.021.1

Zemlyanaya E.A. CONCEPTION OF GUNAS AS AN ONTOLOGICAL BASIS OF ETHICAL THEORY OF THE “BHAGAVADGITA”. In the article the fundamentals of the theory of gunas are represented, the detailed description of three gunas namely sattva, rajas and tamas is given with the interpretations of this theory by European and Indian philosophers; the ethical significance of the gunas' theory in its connection with the concepts of virtual behavior and highest good is elaborated.

Key words: guna, sattva, rajas, tamas, soul, ethical significance, highest good, virtuous behavior, ideal of yogin.

Е.А. Земляная, соискатель каф. этики философского факультета Санкт-Петербургского гос.

университета, г. Санкт-Петербург, E-mail: zem-alena@yandex.ru

КОНЦЕПЦИЯ ТРЕХ ГУН КАК ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ БАЗИС ЭТИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ «БХАГАВАДГИТЫ»

В статье представлены основоположения теории трех гун, дается детальное описание гун: саттвы, раджаса и тамаса, приводятся интерпретации данной теории как европейскими, так и индийскими мыслителями, приводится значение теории гун с точки зрения этики и в связи с рассмотрением теории правильного действия и достижения высшего блага.

Ключевые слова: гуна, саттва, раджас, тамас, душа, этическое значение, высшее благо, добродетельное поведение, идеал йогина.

Обращение к теории трех гун необходимо при исследовании этического учения «Бхагавадгиты» с целью выявления онтологических оснований представлений о правильном (добродетельном) поведении, высшем благе, идеале истинного йоги-на. Таким образом, цель настоящей статьи - анализ концепции трех гун «Гиты» с выявлением ее значения для этического учения поэмы.

Вопрос об основах нравственности «Бхагавадгиты» в настоящее время не достаточно изучен и на сегодняшний день сложно найти монографические работы по этике «Гиты», в частности, касающиеся оснований предлагаемых поэмой представлений о моральном и не-моральном. В этой связи, хотя отдельные авторы и указывают на нравственные аспекты поэмы в отдельных разделах своих монографий или статьях (как например, S. Dasgupta. “Development of moral philosophy in India”, B. Gupta “Bhagavad Gita as duty and virtue ethics. Some reflections” (статья), В.К. Шохин «Нравственное и этическое в индийских мировоззренческих текстах» (статья)) изучение, в частности, онтологического базиса этического учения представляется очень актуальной задачей.

Для написания статьи в качестве основного текста поэмы был взят перевод «Бхагавадгиты» с санскрита, выполненный

B.С. Семенцовым [1]. Цитирование шлок поэмы производится в следующем порядке: римская цифра указывает на главу из «Бхагавадгиты», арабская - на соответствующий стих внутри главы.

Концепция гун играет большую роль при рассмотрении этического учения поэмы «Бхагавадгита», поскольку сущность всякого действия, в том числе и добродетельного, составляет вращение гун материальной природы: «Слеп душою, самости полный, мнит невежда: “Я деятель действий!” Он не знает, что действия всюду совершают пракрити гуны. Тот, кто ведает суть не-слиянья гун и действий с атманом, Партха, пребывает свободным, помня: “Это гуны вращаются в гунах”» [1, III. 27-28].

Теория трех гун привлекала пристальное внимание исследователей «Бхагавадгиты» в связи с рассмотрением космологических, гносеологических и этических вопросов. К исследованию данного учения обращались в свое время С. Дасгупта.

C. Радхакришнан, С. Вивекананда; из европейских мыслителей, например, М. Мюллер и представители «Теософского общества»: А. Безант, Р. Штайнер.

В переводе с санскрита термин «guna» дословно означает качество, свойство, в этическом смысле, - выдающееся нравственное достоинство, добродетель. В другом значении «guna»

- нечто подчиненное, то, что подчиняется чему-либо, является вторичным.

Гуны: саттва, раджас и тамас, составляют материальную природу - пракрити. Каждая из гун связана соответственно с удовлетворенностью, неудовлетворенностью, спутанностью, хаотичностью ощущений. Гуны охватывают всю сферу объективного и субъективного; они находятся и в проявленном и в непроявленном. Гуны нельзя увидеть, но они являются составными частями всех вещей, всего производного от пракрити. Эти три качества являются материальными компонентами всего существующего, ничто не свободно от действия гун. Они составляют и материальное естество человека, являющегося по сути противоположным духовному началу. Именно в этом смысле Кришна говорит, что «не рождает Господь ни действий, ни свершителей их, Арджуна, не творит Он привязанность к плоду лишь природа в делах пребывает» [1, V. 14], т.е. деятелем является материальная природа человека.

Все три гуны или качества, состояния, которые в общем виде предстают соответственно как благость, страсть и неведение, имеют своим источником Господа, который, однако, в них не пребывает, Он выше гун. Кришна учит Арджуну: «Гуны три - сат-тва, раджас и тамас - состоянье существ различают; от Меня эти гуны возникли, они, Партха, во Мне, но не Я в них. Этот мир ослеплен различьем состояний, от гун возникших; он не знает, что Я, неизменный, пребываю выше, чем гуны» [1, VII.12-13].

Гуны материальной природы связывают душу человека, оковывают ее своими цепями. Именно поэтому важно быть выше гун, стремиться к их преодолению, чтобы духовная сущность обрела свободу. В связи с этим Кришна призывает своего ученика: «на три гуны направлены Веды отрешись от трех гун, Ард-жуна. Будь недвойствен, чужд обретенью, полон саттвы, всегда обуздан» [1, II. 45].

Гуна саттва сковывает человека узами счастья и знания, раджас «состоит [...] из страсти, вожделенье его порождает; раджас вяжет деяний цепью воплощенного, о безупречный» [1, XIV. 7]; а тамас имеет своим источником неведение и «порождается тамас незнаньем, воплощенных он всех ослепляет; он их связывает, о сын Кунти, беззаботностью, сном и ленью»

[1, XIV. 8]. Все три гуны всегда сосуществуют. Не может быть так, что в каком-либо существе или предмете в наличии только одна или две гуны. Саттва, раджас и тамас всегда пребывают в единстве. Однако может доминировать одна из гун, тем самым, ослабляется действие остальных двух: «Когда раджас и тамас слабеют - возрастает, сын Бхараты, саттва; когда саттва и тамас - раджас; когда саттва и раджас - тамас» [1, XIV. 10]. В зависимости от того, какая гуна доминирует, рождаются и соответствующие качества. Так, «если знания свет освещает входы-выходы этого тела - это значит: в таком человеке саттва крепнет - пусть он это знает» [1, XIV. 11], если же преобладает раджас, то появляется беспокойство, страсть, вожделение; а «в мыслях мрак, беззаботность тупая, ослепленье, отсутствие действий» [1, XIV. 13] рождаются от господствующей гуны тамас.

В соответствии с тремя гунами дифференцируются благо, плоды деятельности («хорошо совершенное действие саттвы благостный плод приносит; плодом раджаса скорбь бывает; плод же тамаса - заблужденье» [1, XIV. 1б], а также вера, пища, жертвоприношение, аскетизм и подношение даров.

Пища, способствующая продолжительности жизни, сочная, вкусная, придающая силы и здоровье - свойственна людям, в которых преобладающей является гуна саттва. Раджасичные люди предпочитают горькую, кислую, соленую пищу, вызывающую болезни, страдания. Тамасичным людям дорога безвкусная, разложившаяся еда.

Жертвоприношение называется саттвичным, когда оно исполняется в соответствии с предписаниями; раджасичным, когда совершается в надежде получить награду; тамасичным, когда выполняется без ориентации на предписания и даже без веры.

Вера человека также подразделяется в зависимости от того, какое качество является доминирующим в материальном естестве человека: «люди саттвы - богам несут жертвы, люди рад-жаса - демонам, якшам; упырей, привидений гнусных люди тамаса чтут приношеньем» [1, XVII. 4].

Аскетизм тоже бывает трех видов: саттвичный аскетизм предполагает поклонение Богу, целомудрие, ненасилие, правдивость, ясность ума; раджасичный аскетизм предусматривает стремление к наградам и почестям; тамасичный имеет своим основанием глупость и неведение.

Также и благо приобретает различный оттенок в зависимости от того, какая гуна преобладает: саттва, раджас или тамас. Так, радость, которую можно рассматривать в качестве блага может быть трех видов: «Та, что яду подобна в начале, а в конце сладка, точно нектар, рождена ясной мыслью и духом, - радость эта считается “светлой”. Порожденная чувственным миром, если радость в начале как нектар, а в исходе подобна яду,

- эта радость считается “страстной”. Если ж радостью и в начале и в конце ослепляется атман, коль причины ее - сон, вялость и небрежность, - “темна” эта радость» [1, XVШ.37-39]. При этом «саттва связывает со счастьем, раджас - с действием [...] затемняя познание, тамас косной лени готовит путы» [1, XIV. 9].

Дары согласно «Бхагавадгите» называются саттвичными, когда преподносятся от чистого сердца, лишь из чувства долга; раджасичными, когда присутствует желание получить что-либо взамен и тамасичными, когда подносятся недостойным людям, с презрением и в неподобающее время.

В соответствии с тремя гунами в «Бхагавадгите» выделяются и троякого вида отрешенность, деятель, сама деятельность, знание, разум, решимость, счастье. В общем виде все эти категории являются саттвичными, когда имеется связь с предписанными обязанностями, отсутствует стремление к плодам, ум обуздан, а чувства контролируются; раджасичными, когда в основе лежит страсть, желание получить награду; тамасичными, когда фундаментом служит неведение, тупость, ложное «эго».

Все три гуны - оковы для души, даже саттва, олицетворяющая свет и благость, поскольку связывает человека и не способствует достижению высшей цели. А гуны раджас и тамас вызывают в человеке похоть, жадность и гнев. Более того, соприкосновения с пракрити порождают счастье и несчастье, служат причиной страданий человека. А источником греха, в частности, можно назвать гуну страсти - раджас. Поэтому так важно возвыситься над гунами и обрести знание, заключающееся в том, что «если деятеля иного, кроме гун этих, видеть не будешь, если знаешь Того, Кто их выше, - ты в Мое придешь состоянье» [1, XIV. 19], то достигает высшего блага. Более того, «когда этой пракрити гуны воплощенный преодолевает, он, от скорби рожденья и смерти став свободен, вкушает бессмертье» [1, XIV. 20].

В главе XIV «Бхагавадгиты» Кришна приводит Арджуне образ человека, превзошедшего гуны: «Знанья все, также дел со-вершенье, ослепленье даже, сын Панду, повстречав - кто не отвратится, потеряв же - кто не пожалеет, кто сидит, точно рав-

нодушный, тремя гунами не поколеблен, “Гуны вертятся в гунах”

- так мысля, пребывает кто без потрясений, ровный к золоту, глине и камню, мудрый, ровный к немилым и милым, в горе -радости невозмутимый, одинаков к хвале и к брани, кто к бесчестью и к чести ровен, к другу - недругу одинаков, оставляющий все начинанья - тот и есть “превзошедший гуны”» [1, XIV. 2225]. Это образ истинного йогина, человека, достигшего совершенства в йоге. Преодоление гун возможно благодаря йогичес-кой деятельности, благодаря сосредоточению и выполнению предписаний.

Идеал истинного йогина, описание которого можно найти в «Гите», также предполагает надлежащее исполнение своих обязанностей, но не ради получения выгоды, а ради действия как такового. Данный принцип, заключающий в себе суть нравственности, а именно отсутствие личной заинтересованности и эгоизма в деятельности, - один из важнейших принципов этического учения поэмы. Подтверждением тому служат следующие строки: «Кто без помыслов, Партха, без страсти все свои начинанья свершает, кто все действия сжег огнем знанья - того мнят пробужденные мудрым. Не привязан к плодам всех действий, бесприютный, всегда довольный, хоть он в действии пребывает, ничего он не делает, Партха. Без надежды, ничем не владея, обуздав свое сердце и мысли, совершая деянья лишь телом, он от скверны всегда свободен. Он случайно пришедшим доволен, он вне двойственности, независтлив, и в беде и в удаче ровен, даже действуя, он не привязан» [1, IV. 19-23]. Истинный йогин совершает действия лишь физически «[.] напрягая свое лишь тело, сердце, органы чувств иль мысли. Йогин, действия плоды покидая, обретает умиротворенье [...]» [1, V. 11-12]; обладает неразличенным знанием: «Тот, кто знает, - не видит различий между праведным брахманом, Партха, и коровой, слоном, собакой или тем, кто собаку съедает. Те, кто тождества сердцем достигли уже здесь победили сансару, чист ведь Брахман и само-тождествен значит, в Брахмане их обитанье» [1, V. 18-19]. Это также тот, кто владеет абсолютным, непреходящим знанием: «Достигает знания йогин, веры полный, себя обуздавший; пребывающий в знании - скоро запредельный покой обретает» [1, IV. 39]. Достижение Брахмана сопряжено с постижением своей истинной природы, духовной природы, искоренением пороков (злобы, вожделения), осознанием своей интеграции в процесс жизни окружающей действительности: «Еще здесь, в этом смертном теле, кто претерпит невозмутимо вожделенье иль злобы ярость - счастлив тот человек, он - йогин. Кто внутри обретает радость, кто внутри видит свет и счастье - этот Брахманом ставший йогин достигает Брахманирваны. Кто обуздан, без двойственных качеств, кто во благе существ видит радость - тот, лишенный греха провидец, этой Брахманирваны достигнет» [1, V. 23-25].

Важно проводить различие между материальной природой, пракрити или прадханой, и духовной сущностью, атманом или пурушей. Необходимо знать, что пуруша не является деятелем, источник всякой деятельности - пракрити. Атман является лишь созерцателем. Необходимость проведения подобной дифференциации между материальной природой и внутренним «я» подчеркивается и в системе санкхья. Однако уже в «Бхагавадгите» мы встречаем упоминание о санкхье, которая ассоциируется здесь с йогой знания или теоретической йогой. Эта санкхья, с которой мы встречаемся в «Гите», именуется древней санкхь-ей. Дальнейшие этапы развития системы: предклассическая и классическая санкхья. В период развития предклассической санкхьи появляется канонический текст данной школы, «Санк-хья-карика» Ишваракришны. Классическая санкхья связана с сочинением «Санкхья-сутры».

Концепция гун занимает одно из центральных мест в системе санкхья, поскольку гуны - важнейший элемент для описания создания универсума, деятельности людей, их характеров, поведения. Гуны можно рассматривать как точку пересечения всех процессов и объектов, так как о чем бы не шла речь, непременно будет затронут вопрос о сущности гун, их природе и действии.

Гуны изменяются постоянно, но согласно С. Чаттерджи и Д. Датта, существует два способа гунанических превращений [2, с. 253]. Первый состоит в том, что во время разложения мира гуны изменяются каждая сама по себе, не затрагивая других: саттва изменяется в рамках саттвы, раджас - в пределах раджаса, тамас - в границах тамаса (так называемое изменение в однородном). На этой стадии изменений гуны не могут ничего производить. Суть второго способа сводится к тому, что одна из гун господствует, а остальные ей подчиняются (так называемое превращение в другое). На этой стадии происходит появление мира вещей вследствие трансформации гун внутри первоматерии.

В «Бхагавадгите» встречаются частые ссылки на санкхью, но, этот предмет, в отличие от систематизированных даршан, упоминается не в классическом значении. И хотя в «Гите» можно найти такие технические термины, как пракрити, таттва, ма-хат и др., санкхья нигде не упоминается в качестве метода, позволяющего отличить дух от психоментального опыта, что является отправной точкой для системы санкхья. Здесь санкхья означает просто истинное знание или знание души, которым обладает душа. В данном случае, как полагают многие исследователи, мы просто имеем дело с этапом, который предшествовал возникновению систем санкхьи и веданты. При сравнении санк-хьи и йоги, поскольку последняя также имеет важное значение, в «Бхагавадгите» Кришна заявляет, что мудрецы не говорят о них как о чем-то различном. Тот, кто следует одному из этих путей, достигает результата обоих. Прав тот, кто считает санкхью и йогу единым целым. Учение Кришны, таким образом, объединяет все пути, ведущие к спасению, в едином новом духовном синтезе.

Учение о гунах, какое следует из анализа «Бхагавадгиты», служит источником различных интерпретаций и толкований. Исследователи, занимающиеся рассмотрением поэмы, не обходят вниманием концепцию трех гун и предлагают свои трактовки данной теории. В связи с этим возникает множество разнородных мнений по поводу сущностных характеристик гун и их воздействия на окружающие предметы и явления.

С. Вивекананда предлагает следующую интерпретацию учения гун. Тамас «олицетворяется темнотой и бездействием» [3, с. 14]. Его характерными чертами являются лень, апатия, инертность. Раджас характеризуется «деятельностью, выраженной в притяжении и отталкивании» [3, с. 14]. Раждас-гуна лежит в основе спешки, страсти, раздражительности, эгоистических и эмоциональных поступков, в основе неистовой деятельности, наличия неограниченных желаний. Саттва-гуна представляет собой равновесие между двумя выше названными гунами, привязывает человека к счастью, радости и знанию.

Как считает С. Дасгупта, гуны саттва, раджас и тамас являются детерминантами «морального и неморального, приятного и неприятного уровней или характеристик нашего опыта». «Сат-тва представляет моральный и сверхморальный уровни, рад-жас - обычный смешанный (моральный и неморальный. - Е.З.) уровень, а тамас представляет низшие и неморальные характеристики нашего опыта» [4, р. 470].

Как уже известно, в «Бхагавадгите» Кришна призывает Ар-джуну освободиться от гун, так как привязанность к чему бы то ни было (к счастью ли - с преобладанием саттвы, к мирской деятельности с преобладанием раджаса, или к безумию, благодаря доминированию гуны тамас) есть грех. «Все три гуны, или качества, держат вас запертыми в индивидуальной личности и не дают возможности полностью осознать ваше божественное “я”», - пишет Сатья Саи Баба [5, с. 295]. С его точки зрения, устранение тамас-гуны происходит с помощью раджас-гуны. Удалить же последнюю можно с помощью саттва-гуны и, впоследствии, необходимо отказаться и от саттвы.

А. Безант рассматривает теорию трех гун в связи с тремя аспектами сознания, которые у нее предстают как иччха (воля), джнанам (знание) и крия (деятельность). Каждый из этих аспектов сознания характеризуется преобладанием той или иной гуны. Так, воля «имеет своим соответствием в мире материи тамас, инертное свойство материи» [6, с. 17]; знанию соответствует гуна саттва, которая, как уже упоминалось, олицетворяет стремление к счастью и знанию; деятельности соответствует гуна рад-жас, важными характеристиками которой являются активность, чрезмерная энергичность и подвижность.

Каждый из трех аспектов сознания, в свою очередь, характеризует представителей разных каст. Общее среди них - это то, что в каждой касте преобладающим является желание. Согласно А. Безант, в касте вайшья доминирующей является гуна тамас, соответствующая воле (иччхе), и, следовательно, представители этой касты побуждаются к действию вследствие страсти к накоплению предметов желания. В касте кшатриев господствующей является деятельность (крия), стимулом которой «является дхарма великолепия, господства, власти» [6, с. 19]. У брахманов же, как пишет Безант, «отличительной чертой которых служит джнанам (мудрость), стимулом является желание неба (сврага) и его радостей» (там же). В «Бхагавадгите» видно, что одним из критериев разделения на касты как раз и являются гуны. Гуны характеризуют и деятеля, и саму деятельность, и, в целом, ничто не свободно от влияния трех гун. Однако необходимо еще раз подчеркнуть, что целью человека должно быть возвышение над гунами, их преодоление. Ибо именно таким образом произойдет отказ от желаний, только так можно успо-

коить и обуздать беспокойный ум и привести его к состоянию равновесия.

Представляет интерес и интерпретация теории трех гун Р Штайнером в книге «Оккультные основы «Бхагавадгиты»». Согласно теории Штайнера «под словами саттва, раджас, тамас понимается способ, которым можно вжиться в различные состояния мирового бытия, можно проникнуть в различные области этого мирового бытия» [7, с. 140]. Говоря о гунах, Штайнер, например, указывает на связь их с познанием: «познание в высших мирах вызывает в человеческих душах состояние тамас; познание в обыкновенном окружающем нас мире - состояние саттва; вера, упование на авторитет, религиозность, вызывает состояние раджас» [7, с. 149). Однако, как известно, человек должен превзойти эти гуны. С позиции Штайнера это необходимо для того, чтобы человеческий дух обрел самостоятельность и свободу. В целом же, Штайнер подходит к характеристике трех гун с тех же позиций, что и рассмотренные выше исследователи. Это нисколько не противоречит трактовке качеств материальной природы в «Бхагавадгите».

Таким образом, гуны можно рассматривать с нескольких позиций: как реалии вообще; как три базовых ментальных состояния, реализующихся в ощущениях положительной, отрицательной и нейтральной эмоциональной окрашенности; как три психологических типа индивида. Но, в общем, гуны имеют раз-

Библиографический список

личные вариации и с этической точки зрения, как считает , их можно идентифицировать как три моральных категории: добро (саттва), зло (раджас) и безразличие (тамас) [8, с. 260].

Достижение высшей цели возможно благодаря знанию, правильному действию (без стремления к плодам его), и преданности и любви к Богу. А основу всякого действия, и даже добродетельного, составляет принцип «гуны вращаются в гунах». Это значит, что пуруша или атман не является деятелем по своей природе, любое действие производится гунами материальной природы. Кто это видит, тот истинно видит. Кроме того, в «Бхага-вадгите» слышен призыв Кришны возвыситься над тремя гунами пракрити, которые являются причиной страданий и несчастий для человека. Саттва, раджас и тамас оковывают своими цепями душу человека, привязывают его к тем состояниям, источниками которых они являются: к знанию, удовольствиям, к постоянному стремлению выполнять действия или же к пассивности, лени и незнанию. Привязанность любого рода является преградой на пути к освобождению. Преодоление гун или деятельность на основе принципа «как если бы» природа человека не имела гунный характер, возможно благодаря истинному знанию, сосредоточению и упражнению. Только пребывая выше гун, можно обрести высшее благо. Освобождение от гун - залог достижения высшей цели.

1. Бхагавадгита /пер. с санскрита В.С. Семенцова. - М., 1999.

2. Чаттерджи, С. Индийская философия / С. Чаттерджи, Д. Дата. - М., 1994.

3. Вивекананда, С. Философия йога. - Магнитогорск, 1992.

4. Dasgupta Surendranath. A history of Indian philosophy by S. Dasgupta. - Cambridge, Vol. 2, 1932

5. Сатья Саи Баба. Путь к самореализации и освобождению в наш век. Речи Сатья Саи Бабы на тему Бхагавад-Гиты. - М., 2000.

6. Безант, А. Комментарии к «Бхагавадгите» [Э/р]. - Р/д: http://www.ihtik.lib.ru//

7. Штайнер, Р Оккультные основы «Бхагавадгиты». - Калуга, 2001.

8. Мюллер, М. Шесть систем индийской философии. - М.: Искусство, 1995.

Bibliography

1. Bkhagavadgita /per. s sanskrita V.S. Semencova. - M., 1999.

2. Chatterdzhi, S. Indiyjskaya filosofiya / S. Chatterdzhi, D. Data. - M., 1994.

3. Vivekananda, S. Filosofiya yjoga. - Magnitogorsk, 1992.

4. Dasgupta Surendranath. A history of Indian philosophy by S. Dasgupta. - Cambridge, Vol. 2, 1932

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Satjya Sai Baba. Putj k samorealizacii i osvobozhdeniyu v nash vek. Rechi Satjya Sai Babih na temu Bkhagavad-Gitih. - M., 2000.

6. Bezant, A. Kommentarii k «Bkhagavadgite» [Eh/r]. - R/d: http://www.ihtik.lib.ru//

7. Shtayjner, R. Okkuljtnihe osnovih «Bkhagavadgitih». - Kaluga, 2001.

8. Myuller, M. Shestj sistem indiyjskoyj filosofii. - M.: Iskusstvo, 1995.

Статья поступила в редакцию 25.05.12

УДК 347.471: 930.1

Kasimova S.S., Ushakova K.V. CIVIL SOCIETY:THE HISTORY OF IDEA. The main approaches which consider and explain the notion of “civil society” since the time of formation the ideas about civil society and its role and importance in government have been analyzed in this article.

Key words: civil society, government, political structure, classes, social group.

С.С. Касимова, канд. ист. наук, доц. каф. социально-гуманитарных дисциплин Карагандинского гос. технического университета; К.В. Ушакова, ст. преп. каф. социально-гуманитарных дисциплин Карагандинского гос. технического ун-та, г. Караганда, E-mail: saule.saken2010.kasimov@mail.ru

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО: ИСТОРИЯ ИДЕИ

В работе проанализированы основные подходы, рассматривающие и объясняющие такое понятие, как «гражданское общество», начиная с самого раннего периода формирования идеи о гражданском обществе, а также его роли и значения в государственной структуре.

Ключевые слова: гражданское общество, государство, политическая структура, классы, социальные группы.

На протяжении многих лет проблема гражданского общества принадлежит к числу фундаментальных проблем. Многие труды, статьи, научные работы посвящены определению понятия гражданского общества, соотношению его с государством, эффективному функционированию. Чтобы понять, что эволюция гражданского общества и движение к нему есть, закономерность исторического процесса нам следует обратиться к истории формирования данного понятия.

Известно, что правовое государство возникло в капиталистическом обществе, но возможно не каждый знает о том, что его

элементарные формы появляются в рабовладельческом Риме и греческом полисе. Уже в греческих городах-государствах имеются три автономии и взаимосвязанные сферы жизни свободных граждан: сфера частной жизни, сфера общественности и сфера государственной власти. Сфера частной жизни определяется собственностью отдельных лиц, индивидов: к ней относятся материальное богатство и рабы, но решающий фактор

- имя хозяина дома: пожар, разрушение или отчуждение дома -непреодолимая преграда участию в собраниях общественности и государственных делах. Частная жизнь - сфера необходимос-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.