Научная статья на тему 'Гитартхасамграха Ямуначарья'

Гитартхасамграха Ямуначарья Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
120
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гитартхасамграха Ямуначарья»

ГИТАРТХАСАМГРАХА1 ЯМУНАЧАРЬЯ

1.В учении Гиты говорится о том, что Высший Брахман, Нараяна2, достижим лишь с помощью бхакти, к которой приводит аскеза и познание своей дхармы.

2. В первой шатке3 провозглашается цель — достижение восприятия атмана, обозначенная йогой, подготовленной джняной и кармой.

3. В средней [шатке] провозглашена бхакти-йога, явившаяся результатом джня-ны и кармы, направленная на постижение истинной природы и сущности Бога.

4. Последняя [шатка] — это дополнение к предыдущим, она говорит о бхакти, о религиозной медитации, действиях, творении, Всемогущем Господе, пуруше и материи.

5. Учение было дано для спасения Партхи4, испытывающего несоответствующую любовь и сострадание к роду по причине размышления над дхармой и ад-хармой5.

6. Во второй [главе] с целью прекращения заблуждения о Боге говорится о характеризуемой ментальной устойчивостью медитации санхьи и йоги, [направленной на] вечный атман и незаинтересованность действия.

7. В третьей [главе] говорится о долге бескорыстного действия во имя защиты мира, приписав активность гунам6, или же возложив ее на Всемогущего Бога.

8. В четвертой главе говорится о природе действия, [совершаемого из] склонности, об отличии его от недеяния и о величии знания.

9. В пятой главе говорится о легкости и быстроте карма-йоги, о некоторых ее видах и способе познания Брахмана.

10. В шестой главе говорится о предписании практиковать йогу, о четырех типах йогинов, о методе йоги, о реализации йоги, о высшей йоге, [направленной на] себя.

11. В седьмой главе говорится об истинной природе Бога, о Его сокрытости пракрита, о пути прибежища [к Богу], о разделении бхактов, о преимуществе просветленного.

12. В восьмой главе говорится о разделении на тех, кто стремится найти прибежище у Бога, тех, кто стремится к [познанию] истинной природы атмана, и тех, кто стремится к могуществу.

13. В девятой главе говорится о форме бхакти как особой йоге, о превосходстве махатм7 и о божественном величии в человеческой природе.

14. В десятой [главе] рассказывается о различных причинах возникновения и развития бхакти, о [йоге] мысли, [направленной на] вечную абсолютную независимость и благие качества [Бога].

15. Одиннадцатая [глава], посвященная ясному восприятию истиной природы Бога, говорит о даре познания и достижения, таким образом [утверждая] единственным средством [познания и достижения Бога] — бхакти.

16. В двенадцатой говорится о быстрой [действенности] бхакти8, методе [ее реализации], всецелой погруженности атмана слабого9, о видах ее, но и о великой удовлетворенности, [даруемой] бхакти.

17. В тринадцатой [главе] провозглашается различие [Брахмана от всего иного] и о причине привязанности, об очищении атмана, причине достижения атмана и о собственной форме тела.

18. В четырнадцатой [главе] говорится о видах соединения с Гунами, их деятельности, ее прекращении и о том, что источником возникновения всех трех является Брахман.

19. В пятнадцатой говорится о том, что Пурушотгама10 отличен от разумного, будь оно чисто или смешано с материей, в силу своего господства, поддержки и проникновения [во все это].

20. В шестнадцатой [главе] первоначально говорится о различии асуров11 и богов, о подчиненности шастрам во имя устойчивости познания и действия [в соответствии с] Истиной.

21. В семнадцатой [главе] провозглашается тройное обозначение утвержденного шастрами [Брахмана], разница в соответствии с гунами между всем демоническим, не имеющим отношения к шастрам, и тем, что [провозглашается] шастрами.

22. В последней [главе] говорится о смысле учения [Бхагавадгиты], о преобразовании собственных деяний, об избранности саттвы, о сознании, [приписывающем] деятельность Ишваре12.

23. Карма-йога — это соблюдение аскетизма, паломничество, благотворительность, жертвоприношения, почитание и т.д. Джняна-йога — это пребывание в очищенном атмане со всеми своими побежденными эмоциями.

24. Бхакти-йога — это пребывание в медитации и т.п., [порожденной из] любви к Высшему Единству. Все три йоги взаимосвязаны и

25. Все три способствуют видению атмана как воплощенного в почитании Высшего, а также выполнении регулярных и иррегулярных жертвоприношений.

26. Когда все незнание исчезает, а атман видится как следующий за Высшим и достигается высшая бхакти, тогда с ее помощью достигается и Его местопребывание (1Мрас1ат).

27. Если кто пожелает этого, то бхакти-йога — это путь достижения совершенного могущества. Все три йоги способствуют исключительности атмана.

28. Концентрированность на Господе для этих лиц одинакова. Между тем для желающего Высшего достижение его вечно и постоянно.

29. Однако мудрый сконцентрирован на Высшем; образ жизни атмана — зависимость от Бога; соединение с Ним и разлука — это счастье и несчастье; его мысль сконцентрирована только на Нем.

30. Йога медитации на Господе связана с приветственными, хвалебными гимнами и поминаниями, с помощью которых достигается атман, все действия которого — действия пран13, манаса14, сознания, органов — направлены на Бога.

31. Движимый любовью, он выполняет все действия, начиная с личных и заканчивая бхакти, как средство приближения [к Богу], отказавшись [от всего] и доверившись Богу из страха перед сильным желанием15.

32. Он достигает места пребывания Бога, которое есть совершенная радость, бесконечная сосредоточенная зависимость от Него. Таково главное учение Гиты.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Перевод с санскрита выполнен по изданию: Yamunacarya. Gïtârthasamgraha. Ed. and transi, by J.A.B. Van Buitenen // Van Buitenen J.A.B. Ramanuja on the BhagavadgTtâ. — Delhi, 1968. — P. 177-179.

2. Нараяна — одно из имен Вишну.

3. Шатка (санскр. shatka) — шестерка. Ямуначарья делит 18 глав «Бхагавадгиты» (в сумме 700 стихов) на три «шестерки»: первая включает 1-6 главы поэмы, вторая — главы 7-12, третья — главы 13-18. Эта классификация получила распространение у последующих вишнуитских комментаторов «Бхагавадгиты».

4. Партха (санскр. pârtha) — сын Притхи или Кунти, эпитет Арджуны.

5. Дхарма и адхарма — здесь «должное» и «недолжное». Арджуна, чья колесница стоит напротив ряда Кауравов, где находятся его учителя и родственники, отказывается воевать против них, ставя свои родственные чувства выше исполнения своего воинского долга.

6. Три гуны — саттва (чистота, ясность, прозрачность, безмятежность), раджас (страсть, энергия, движение), гамас (инертность, косность, тупость, тьма).

7. Махатма (санскр. mahatma) — букв, «великая душа», эпитет великих личностей, святых.

8. Санскритское издание «Гитартхасамграхи», опубликованное на вишнуитском сайте www.srivaishnava.org, дает вместо используемого в издании Ван Бойтенена «bhaktiçaighryam» («быстрая [действенность] бхакти») словосочетание «bhakteççraishthyam» («превосходство бхакти»),

9. В тексте: açakta — букв, слабый, не имеющий силы, имеется в виду слабость человека в сравнении с могуществом Бога. Ван Бойтенен переводит как «unqualified aspirant». См.:Уап Buitenen J.A.B. Râmânuja on the Bhagavadgltâ. — P. 180.

10. П урушоттама (санкср. purushottama) — Высший Пуруша, эпитет Вишну,

11. Ас ура (санскр. asura) — демон, сверхъестественное существо, враждебное богам.

12. Ишвара — Господь, Владыка, эпитет Личного Бога.

13. Прана (санскр. prâna) — букв.: «дыхание, тонкая энергия тела».

14. Манас (санскр. manas) — орган мысли и воли, ум.

15. В тексте: tâmabhïh — букв.: «страх перед сильным желанием». Ван Бойтенен интерпретирует это высказывание как страх остаться в сансаре. CM.:Van Buitenen J.A.B. Râmânuja on the BhagavadgTtâ. — P. 182.

Перевод с санскрита выполнен канд. фалос. наук Псху Р.В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.