Научная статья на тему 'Значение комментария Ямуначарьи на «Бхагавадгиту» в становлении вишишта-адвайта-веданты'

Значение комментария Ямуначарьи на «Бхагавадгиту» в становлении вишишта-адвайта-веданты Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
155
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значение комментария Ямуначарьи на «Бхагавадгиту» в становлении вишишта-адвайта-веданты»

ПЕРЕВОДЫ И ПУБЛИКАЦИИ

ЗНАЧЕНИЕ КОММЕНТАРИЯ ЯМУНАЧАРЬИ НА «БХАГАВАДГИТУ» В СТАНОВЛЕНИИ ВИШИШТА-АДВАЙТА-ВЕДАНТЫ1

Р.В. ПСХУ

«Гитартхасамграха», или «Краткое изложение смысла Гиты», написана одним из основателей философии вишишта-адвайта-веданты Ямуначарьей (918-ЮЗ 8), оказавшего решающее влияние на Рамануджу (1017-1137), основателя школы вишишта-адвайты. Огромная роль Ямуначарьи в становлении этой школы веданты определяется тем, что он инициировал гармонизацию вишнуитской теологии2 с основными положениями веданты, результатом чего стало выдвижение основоположений философской системы вишишта-адвайты, систематическое обоснование которых в творчестве Рамануджи означало появление новой школы веданты с ярко выраженной религиозной направленностью.

Творчество Ямуны исчерпывается шестью произведениями, большинство из которых признаются исследователями как аутентичные3: 1) «Сидцхитрайи»4, содержащей основные положения философского учения Ямуны, 2) «Агамапра-манья», посвященная обоснованию авторитета Панчаратры как не противоречащего основному учению веданты5, 3) комментарий к «Бхагавадгите» «Гитартхасамграха», 4) «Махапурушанирнайя»6, и две работы, отражающие влияние экстатических гимнов альваров на религиозную поэзию Ямуны, это 5) сборник

7 8

гимнов «Стотра-ратна» и 6) гимны «Чатухшлоки» .

Предлагаемый читателю текст «Гитартхасамграхи», впервые переводимый на русский язык, сыграл исключительную роль в вишнуитской традиции комментирования «Бхагавадгиты». Прежде всего, «Гитартхасамграха» Ямуны является первым в истории вишишта-адвайты комментарием на ключевой для веданты текст, входящий наряду с Упанишадами и «Брахма-сутрой» в так называемый «тройственный канон» веданты9. Более похожий на конспект, чем на развернутый комментарий, текст «Гитартхасамграхи», авторитетность которого для всех последующих учителей школы вишишта-адвайты была абсолютной, несмотря на свою краткость (32 шлоки), содержит основные положения сотерио-логии вишишта-адвайты.

Четыре тематических раздела, на которые может быть поделена «Гитарт-хасамграха», могут быть представлены следующим образом: шлока № 1 — изложение основного смысла «Бхагавадгиты»; шлоки № 2-4 — классификация восемнадцати глав поэмы по шаткам (санскр. 51шка — шестерка); шлоки № 5-22 — пересказ содержания «Бхагавадгиты» по главам; шлоки № 23-32 — интерпретация Ямуной смысла поэмы (последние шлоки являются ключевыми для дальнейшего развития сотериологического учения вишишта-адвайты).

Можно отметить достаточно адекватное изложение Ямуной основных идей «Бхагавадгиты». Сопоставление шлок 5-22 «Гитартхасамграхи» с текстом

самой «Бхагавадгиты» показывает, что философ, растягивая или сужая содержание той или иной главы до определенного смысла, при этом все же следует содержанию перелагаемых им глав поэмы.

Результаты интерпретации Ямуной «Бхагавадгиты» можно изложить следующим образом:

1. Путь спасения включает три этапа (карма, джняна, бхакти), из которых Ямуна отдает предпочтение бхакти, вобравшей в себя две остальные стадии пути.

2. Ритуальные действия рассматриваются как направленные на умилостивление Бога и способствующие выявлению истинной природы атмана.

При этом ряд используемых Ямуной понятий может быть поделен на:

1) понятия, которые характеризуют внешние действия человека — аскетизм ^арав), жертвования (с1апа), жертвоприношения (уа]па), восхваления (вШи), упоминания (кМапа). Здесь следует отметить, что оригинальность понимания Ямуны ритуальных действий заключается в том, что он рассматривает их как направленные на умилостивление Бога и способствующие постижению истинной природы атмана;

2) понятия, которые характеризуют внутренние действия адепта — пребывание (бШШ), медитация (сШуапа) и любовь (рпй). Эта цепочка понятий характеризует внутренний мир адепта. Первый термин — пребывание (бЙнй) применяется Ямуной исключительно к джняна- и бхакти-йоге. На уровне джняны «пребывание» понимается как устойчивое осознание истинной природы души и Бога. Адепт становится сведущим (]пагпп), а пребывание его в этом осознанном состоянии приводит его к мысленной концентрации на Боге, т.е. медитации (сШуапа). В итоге поведение человека, все действия которого направлены на одну цель, может быть охарактеризовано как любовь (ргШ) к этому объекту', в которой адепт пребывает (эЛШ), и результатом такого медитативного пребывания является бхакти.

Примечателен тот факт, что термин «бхакти» Ямуна активно использует при изложении содержания «Бхагавадгиты», в то время как при изложении своего понимания он предпочитает использовать термин любовь (ргШ), который может быть понят, скорее, как мотив поведения адепта, помогающий ему исполнять бхакти-йогу.

Следует отметить достаточно сложный стиль текста «Гитартхасамграхи», наличие неясностей, затрудняющих понимание смысла тех или иных терминов и целых фраз. В этом смысле абсолютно понятно написание одним из выдающихся представителей вишишта-адвайты Ведантадешикей (1268-1369) субкомментария на этот текст «Гитартхаеанграхаракша» [3, с. 124]. В духе «Гитартхасамграхи» был написан и развернутый комментарий Рамануджи к «Бхагавадгите» «Гитабхашья», без которого понимание «Гитартхасамграхи» было бы весьма затруднительно. Неслучайно один из исследователей и переводчиков этих двух комментариев к «Бхагавадгите» рассматривал «Гитартхасамграху» Ямуны как краткий указатель к «Гитабхашье» Рамануджи10.

Ниже приводится перевод «Гитартхасамграхи» с санскрита, впервые представленный на русском языке.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Работа выполнена при поддержке РГНФ (грант № 07-03-00374а).

2. Вишнуитская теология представлена главным образом в гимнах вишнуитских поэтов-святых альваров и в учении Панчаратры (букв. «Пять ночей» — название виш-нуитской традиции, в которой разрабатывается представление о верховном боге Васудэ-ва-Нараяне, проявляющем себя через систему вьюх путем эманации).

3. Ямуне приписываются еще две работы («Таттвабхушана», «Прамейаратна»), но, вероятнее всего, они были написаны гораздо позднее [6].

4. «Сиддхитрайи», или «Тройное достижение», представляет собой трилогию, которая дошла до наших дней во фрагментах: 1) «Атмасиддхи» — о природе индивидуальной души, 2) «Ишварасиддхи» — о природе Бога, 3) «Самвитсиддхи» — о природе высшего знания. Текст содержит критические аргументы Ямуны против адвайта-веданты Шанкары (VIII в.) (основной аргумент был направлен против майя-вады: признание иллюзорности мира ставит под вопрос весь опыт, включая и знание о Брахмане) и бхеда-абхеда-вады Бхаскары (IX в.). Данная трилогия является результатом осмысления Ямуной смысла учения Упанишад.

5. В этой работе Ямуна ссылается на другую свою работу, не дошедшую до наших дней «Кашмиранамапраманья».

6. Это произведение считается одной из важнейших работ Ямуны, которое не дошло до наших дней. Вероятнее всего, являясь продолжением «Агамапраманьи», данная работа была посвящена обоснованию Махапуруши, Высшей Личности как Высшей Реальности и объекта почитания шастр.

7. Этот сборник посвящен почитанию Вишну-Нараяны, описанию его образа в соответствии с вишнуитскими пуранами как всемогущего и всемилостивого Господа, милосердие которого превышает любой грех. Основное содержание гимнов сводится к учению об абсолютном уповании на милосердие Бога.

8. Букв. «Четыре шлоки», гимны которых посвящены богине Лакшми, выявлению ее природы и сущности.

9. Интересно, что традиция, повествуя о жизненном пути Ямуны, представляет философа царем, который после чтения «Бхагавадгиты» стал аскетом.

10. Рамануджа в «Гитабхашье» во многом следует разработкам Ямуны. Так, Рамануджа посвящает свой комментарий Ямуне; сохраняет выявленный Ямуной во второй шлоке «Гитартхасамграхи» главный смысл Гиты, заключающийся в понимании кармы и джняны как подготовительных этапов для бхакти; сохраняет трехчастную классификацию глав «Бхагавадгиты», предложенную Ямуной; почти в тех же выражениях, что и Ямуна, перелагает по главам содержание поэмы; использует ту же терминологию; рассматривает ритуальные действия как направленные на умилостивление Бога [9, р. 9-12].

ЛИТЕРАТУРА

1. Бхагавадгита. Пер. с санскрита, исслед. и примеч. B.C. Семенцова. 2-е изд., испр. и доп. —М., 1999.

2. Мифологический словарь. —М., 1990.

3. Семенцов B.C. Бхагавадгита в традиции и в современной научной критике / Бхагавадгита. 2-е изд., испр. и доп. — М., 1999.

4. Радхакришнан С. Индийская философия. — М., Т. И, 1994.

5. Dasgupta S. History of Indian Philosophy. — Delhi. V.3, 1975.

6. Encyclopedia of Indian Philosophies. Ed. by K. Potter. — Princeton, 1983.

7.Mesquita R. Yamunamuni: Leben, Datierung und Werke // Wiener Zeitschrift fur die Kunde Sudasiens 17. — 1973. — P. 177-193.

8.Ramanujam B.V. History of Vaishnavism in South India up to Ramanuja. Annamalainagar. 1973, —P. 250-271.

9. Van Buitenen J. “Ramanuja on the Bhagavadglta. A condensed rendering if his Gltabhajya with copies notes and introduction”. — Delhi, 1968.

10. Ya munacarya. «Gltarthasamrgaha». Ed. and transl. by J. Van Buitenen // Van Buitenen J. “Ramanuja on the Bhagavadglta. A condensed rendering if his GItabhajya with copies notes and introduction”. — Delhi, 1968.— P. 177-182.

11. Ya munacharya M. Ramanuja’s Teachings in His Own Words. —Bombay, 1963.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.