2017, том 7, № 1
www.vestnik.nspu.ru
ISSN 2226-3365
© В. В. Останин, А. М. Суботялова, М. А. Суботялов
DOI: 10.15293/2226-3365.1701.10
УДК 61(091)
СВЯЗЬ ТРАДИЦИОННОЙ АЮРВЕДИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ С ФИЛОСОФСКИМИ ШКОЛАМИ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
В. В. Останин (Барнаул, Россия), А. М. Суботялова, М. А. Суботялов (Новосибирск, Россия)
Проблема и цель. В статье представлена проблема поиска историко-философских оснований связи традиционной аюрведической медицины с философскими школами Древней Индии. Цель статьи - выявить связи традиционной аюрведической медицины с философскими школами Древней Индии. Методология исследования. При написании статьи мы использовали источники традиционной аюрведической медицины, а также работы, посвящённые концепциям философских школ Древней Индии, с применением сравнительного и аналитического методов исследования. Для достижения цели мы проанализировали основные концепции философских школ Древней Индии, а также сравнили специфику применения постулатов этих школ в источниках традиционной аюрведической медицины. Указаные философские школы Древней Индии (санкхья, йога, ньяя, вайшешика, уттара-мимамса (веданта) и пурва-мимамса) являются ортодоксальными школами. Со временем эти школы образовали две пары: ньяя-вайшешика и санкхья-йога, которые имеют тесную связь с аюрведической медициной. Веданту и пурва-мимамсу в силу различий, существующих между ними, рассматривают в отдельности. Обе они опираются непосредственно на Веды, тогда как первые четыре системы, хотя и ссылаются на Веды, но интерпретируют их по-разному. Основные результаты заключаются в том, что «рабочая гипотеза» устройства мира и человека, на которую опирается традиционная аюрведическая медицина, сложилась в основном из представлений ортодоксальных философских школ. Авторы отмечают, что наибольший вклад в аюрведическую медицину внесли первые четыре школы - вайшешика, ньяя, санкхья, йога. При этом аюрведа не опирается на какое-либо одно философское направление, а пользуется тезисами самых разных систем. В статье исследуются те особенности шести основных философских школ Древней Индии, которые оказали влияние на концептуальные парадигмы традиционной аюрведической медицины.
Останин Вадим Владимирович - кандидат философских наук, доцент кафедры философии, Алтайский государственный аграрный университет. E-mail: [email protected]
Суботялова Анна Михайловна - студентка, направление «Педагогическое образование», профиль «История», ИИГСО, Новосибирский государственный педагогический университет. E-mail: [email protected]
Суботялов Михаил Альбертович - доктор медицинских наук, профессор кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности, Новосибирский государственный педагогический университет; кафедра фундаментальной медицины, Новосибирский национальный исследовательский государственный университет. E-mail: [email protected]
© 2011-2017 Вестник НГПУ Все права защищены
144
2017, том 7, № 1 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
Подчеркивается, что благодаря подробному изучению будущим аюрведическим врачом философии происходило становление его мировоззрения, что находит своё отражение в клятве, которую аюрведические врачи давали при окончании своего обучения. В заключение делается вывод о том, что традиционная аюрведическая медицина имеет мощный философский базис, связанный со всеми известными философскими школами Древней Индии.
Ключевые слова: история науки, история медицины, аюрведическая медицина, философские школы Древней Индии, вайшешика, ньяя, санкхья, йога.
Постановка проблемы
Аюрведическая медицина относится к одной из трёх традиционных медицинских систем наравне с китайской и тибетской медицинами. В основе любой традиционной медицины лежит стройное философское учение, в которое вплетается эмпирический опыт народного врачевания. Без философской концепции, которая определяет место человека (микрокосмоса) в окружающем мире (макрокосмосе), не может быть традиционной медицины1. В связи с этим, целью настоящего исследования стало выявление связи традиционной аюрведической медицины с философскими школами Древней Индии. Для достижения цели нами были проанализированы основные концепции философских школ Древней Индии и проведен анализ применения постулатов этих школ в источниках традиционной аюрведической медицины2. Авторами был выполнен литературный обзор работ, посвященных данной проблематике. Известны некоторые зарубежные работы, в которых данный вопрос освещен, но лишь фрагментарно.
Истории становления аюрведической медицины и ее философии посвящена монография History and Philosophy of Ayurveda, в
1 Сорокина Т.С. История медицины: учебник для студ. высш. мед. учеб. заведений. - 10-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - С. 36.
2 Суботялов М.А. Традиционная аюрведическая меди-
цина: источники, история и место в современном здравоохранении: автореф. дис. ... д-ра. мед. наук. -
М., 2014. - 50 с.
которой авторы лишь кратко пишут о философских основах аюрведической медицины [1]. Некоторая информация по философским основам аюрведической медицины содержится в работах по социальной и культурной истории Индии, а также в трудах междисциплинарного характера, авторы которых не преследуют цели изложения философии аюрведической медицины. Философский аспект в этих трудах несет вспомогательную нагрузку в виде вводного экскурса к основному предмету. Среди них можно отметить работы А. Бэшема [2], В. Б. Мартынова [3], Р. Свободы3, Х. Х. Ринера4 В отечественных публикациях по аюрведической медицине отсутствуют исследования по философии аюрведической медицины.
Материалы и методы
При написании статьи мы использовали источники традиционной аюрведической медицины, а также работы, посвящённые концепциям философских школ Древней Индии, с применением сравнительного и аналитического методов исследования.
3 Свобода Р.Э. Аюрведа: жизнь, здоровье, долголетие. Пер. с англ. - М.: Саттва, 2003. - С. 15-42.
4 Ринер Х.Х. Новая энциклопедия аюрведы / Ханс Хейнрих Ринер. - Пер. с нем. Ю. Бушуевой. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006. - С. 9-36.
2017, том 7, № 1 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
Результаты и обсуждение
Мы считаем, что философия и естествознание тесно связаны между собой. Медицина, будучи естественной наукой, не опирается ни на какую-либо догму; объясняя разнообразные явления человеческой природы, она применяет различные направления философии и аюрведическая медицина не является исключением. В отличие от современной медицины традиционная аюрведическая медицина не проводит резкой грани между этими двумя сферами. При этом она не опирается на какое-либо одно философское направление, а пользуется тезисами самых разных систем.
В ранних источниках традиционной аюрведической медицины присутствует более подробное описание философского базиса практики врачевания по сравнению с более поздними источниками [4]. Из философских материалов обширной ведической литературы выросли шесть систем5, традиционно носящих следующие названия: санкхья [5], йога6, ньяя7, вайшешика8, уттара-мимамса (веданта [6]) и пурва-мимамса9 . Со временем эти школы образовали две пары: ньяя-вайшешика и санкхья-йога. Говоря о последней паре, необходимо отметить, что сначала они развивались слитно, но позже их пути разошлись. Веданту и пурва-мимамсу в силу различий, существующих между ними, рассматривают в
отдельности. Обе они опираются непосредственно на экзегезу Вед, тогда как остальные четыре системы, хотя и ссылаются на Веды, но интерпретируют их по-разному.
Все перечисленные школы называются ортодоксальными школами философии. Помимо них есть ещё три другие системы: материализм, буддизм10 и джайнизм11. Их объединяет то, что они отвергают авторитет Вед. Поэтому их называют гетеродоксальными, или неведическими, школами. Также их объединяет ещё один критерий: непринятие постоянной неизменной сущности - души (атмы). Стоит отметить, что джайнизм условно принимает атму, но согласно их концепции она подвергается трансформациям в ходе трансмиграции по сансаре. «Рабочая гипотеза» устройства мира и человека, на которую опирается традиционная аюрведическая медицина, сложилась в основном из представлений ортодоксальных философских школ. Рассмотрим различные аспекты четырех из них: ньяя и вайше-шика; санкхья и йога.
Представления об элементарных частицах (ньяя-вайшешика)
Две эти системы, ньяя12 и вайшешика [7], вступили в симбиоз очень рано. Основные литературные источники вайшешики: «Вай-шешика-сутры» Канады (часто используемый
5 Мюллер М. Шесть систем индийской философии. -М., 1995. - 448 с.
6 Классическая йога («Йога-сутры» Патанджали и «Вьяса-бхашья»). Пер. с санскрита, введ., коммент. и реконструкция системы Е.П. Островской и В.И. Рудого. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1992. - 260 с.
7 Шохин В.К. Ньяя-сутры, Ньяя-бхашья. Издательская фирма «Восточная лит-ра» РАН, 2001. - 504 с.
8 Лысенко В.Г. Вайшешика // Индийская философия.
РАН, Институт философии. М.: Восточная литера-
тура, 2009. - С. 214-221.
9 Шохин В.К. Школы индийской философии. - Восточная литература РАН, 2004. - 412 с.
10 Лысенко В.Г. Буддизм // Индийская философия. РАН, Институт философии. М.: Восточная литература, 2009. - С. 169-177.
11 Железнова Н.А. Джайнизм // Индийская философия. РАН, Институт философии. М.: Восточная литература, 2009. - С. 331-335.
12 Ньяя-сутры. Ньяя-бхашья. Историко-филос. исслед., пер. с санскр. и коммент. В.К. Шохина. М., 2001. -504 с.
© 2011-2017 Вестник НГПУ
Все права защищены
146
Вестник Новосибирского государственного педагогического университета
2017, том 7, № 1
www.vestnik.nspu.ru
ISSN 2226-3365
комментарий к ней принадлежит Прашаста-паде [8]) и «Ньяя-сутры» Гаутамы (известный комментарий к ней создан Ватсьяяной)13. Со временем логический аспект этой комбинированной системы стал преобладать за счет тех граней вайшешики и ньяи, которые имели как метафизическую, так и диалектическую направленность.
Человек способен воспринимать окружающий нас мир через психику, которая опирается на телесные чувства. Этот факт породил между разными философскими направлениями серьезный спор: можно ли говорить о существовании внешних объектов независимо от нашей психики? Философия ньяя-вайше-шика утверждает, что, хотя объективный мир и воспринимается нашей психикой, он может существовать и без нее. Вера в независимое существование внешнего мира позволяет считать ньяя-вайшешику естественной реалистической системой в противоположность системам идеалистическим, которые придерживаются на этот счет иного мнения.
Следующий принципиальный философский вопрос: является ли абсолютная реальность монистической или плюралистической. Философия ньяя-вайшешика явно плюралистична, поскольку, согласно ей, реальность состоит из бесчисленных неделимых частиц. Обобщенно можно сказать, что плюралистическое мировоззрение ньяя-вайшешики выделяет в реальности две составляющие: природу и дух. Для лучшего понимания ньяя и вайше-шики разберём основополагающие концепции обеих школ по отдельности, независимо друг от друга.
Вайшешика
13 Сатишандра Чаттерее, Дхирендра Мохан Датта Введение в индийскую философию, Том 25. - Изд-во иностранной лит-ры, 1955. - 376 с.
Вайшешику можно охарактеризовать как критический материалистический анализ реальности, постижимой для людей, анализ на уровне как макро-, так и микрокосма. Это означает, что модель предлагает наличие внешней и внутренней Вселенной. Все, что мы можем познать, вайшешика делит на объекты восприятия. Вещество (дравья) поддается дальнейшему членению на пять видов частиц (параману) и четыре континуума (вибху).
Предполагается, что субстанция (дравья), время (кала) и направление (дик) обладают независимым существованием. Из них субстанция (дравья) делится дальше на пять подгрупп - первоэлементов (стихий). Эти элементы трактуются как частицы, которые не поддаются дальнейшему делению и существуют вечно. Отсюда ясно видно, что аюрве-дическое учение о первоэлементах не оригинально.
Чтобы выразить эти сложные положения простыми словами, для обозначения пяти первоэлементов философы воспользовались знакомыми понятиями из мира природы: земля, ветер, вода и т. д. Но необходимо подчеркнуть, когда в аюрведе говорится об элементе земли, имеется в виду не просто пригоршня земли, а определенный тип частиц, из которых построено вещество.
Аюрведа заимствовала еще один прогрессивный тезис ньяя-вайшешики: утверждение, что ни один первоэлемент никогда не встречается в реальности в ч стом виде, но всегда бывает смешан с частицами других элементов, что также соответствует концепции веданты.
Небольшое отличие от других школ заключается в представлении об эфире (пространстве). В вайшешике считается, что этот
2017, том 7, № 1 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
первоэлемент не состоит из частиц, а представляет собой субстрат такого качества, как звук. Этому феномену аюрведа не уделяет особого внимания и относится к элементу эфира так же, как и ко всем прочим.
Каждый из пяти первоэлементов обладает одним качеством, специфичным для него, а также качествами элементов более тонких. Позднее, в философии школы санкхья, заданный порядок, в котором перечисляются первоэлементы, приобретет еще одну роль - роль эволюционной последовательности (в ньяя-вайшешике представление об эволюции отсутствует). Постулат школы ньяя-вайшешика - существование Бога как всеведущего существа, который не создает элементарные частицы (потому что они вечны, как и он сам), но рассматривается в качестве действенной причины, которая исполнена разума и воли: Бог - не творец, а архитектор Вселенной, что соответствует платоновскому Демиургу.
Что касается конечной цели жизни, то тут индийские философские школы делятся на две группы. Одни считают, что этой целью является абсолютное освобождение от страданий, а другие говорят еще и о достижении духовной радости. Ньяя-вайшешика относится к первой группе, поскольку стоит на той точке зрения, что отсутствие страданий - не то же самое, что наличие абсолютной радости. Эта школа считает, что зло - такой же факт, как и добро. Пока мы остаемся в материальном мире (самсара), мы будем испытывать боль и страдание. Поэтому нужно вырабатывать в себе сильное стремление оказаться по ту сторону добра и зла, т. е. достичь духовного освобождения. Попытка уменьшить страдания путем каких-то манипуляций материального характера ни в коем случае не решит проблему.
Идеи вайшешики проникли в традиционную аюрведическую медицину. Среди них фундаментальными являются три тезиса:
1. Теория возникновения нового: причина и следствие отличны друг от друга, частицы первоэлементов, соединяясь друг с другом, образуют новые субстанции (арамбхавада).
2. Тело человека состоит из бесчисленного множества частиц (парама-нувада) [9].
3. Трансформация частиц вызвана теплом (пакаджотпатти).
В традиционной аюрведической медицине эти три тезиса получили практическое и повседневное применение:
1. В представлении о природе: учение о частицах, атомах, молекулах (теория первоэлементов).
2. В представлении о функциях: агни (пищеварение) превращает пищу в ткани организма [10].
3. В представлении о болезнях: ама (токсины) появляется, когда агни поврежден.
4. В представлении о лекарствах: различные термические воздействия при изготовлении медикаментов.
Ньяя
Согласно ньяе, для достижения цели своей жизни, человеку необходима логическая система, позволяющая усваивать знание. Для этого в ньяе разработаны четыре метода (пра-мана) [11]:
1. Непосредственное восприятие (пратьякша) [12]: само по себе, без сочетания с прочими методами, для медицины оно недостаточно.
© 2011-2017 Вестник НГПУ
Все права защищены
148
2017, том 7, № 1 www.
2. Умозаключение (анумана 14 ): врач констатирует, что у пациента жар, и делает вывод, что имеет место воспалительный процесс.
3. Сравнение (упамана): опухоль на ощупь тверда, как камень; пульс скачет, как лягушка.
4. Свидетельство (апта-вакья или шабда) [13]: медицинская литература, мнение знатоков или независимый анамнез.
И, в итоге:
5. Сочетание, синтез (юкти): совместное использование четырех факторов.
Первые четыре метода выработаны в рамках классической философии школы ньяя. Пятый представлен в «Чарака-самхите» и имеет особое значение в медицине. Это показывает, насколько свободно и творчески подходит к разным философским системам аюрведическая медицина.
Ньяя имеет большое значение не только в диагностике; любой врач, специалист или терапевт, использует инструменты логики (ньяя) каждый день [14]. Врачи древности не жалели времени на философские дискуссии, что расширяло их картину мира и сознание. Но большинство людей ориентируется лишь в том, что относится к их непосредственной сфере деятельности. Они приобретают привычки и даже усваивают интеллектуальные стереотипы, не размышляя над ними и не рассматривая возможных альтернатив.
Метафизическая теория эволюции (санкхья-йога)
Философская школа санкхья одна из древнейших и по значению вряд ли уступает
ik.nspu.ru ISSN 2226-3365
Веданте. Основоположником санкхьи считают Капилу, а основателем йоги - Патан-джали15. Их часто называют методами достижения высшей реальности. Термин санкхья в переводе означает «считать, исчислять», и эта школа стремится достичь своей цели благодаря приобретению знания. Йогу можно охарактеризовать как созерцание. Она направлена на достижение цели человеческой жизни путём продолжительной медитации. В большинстве своём школы индийской философии рекомендуют оба пути (вероятно, это и стало причиной сближения санкхьи и йоги).
Как и ньяя-вайшешика, санкхья-йога считает реальными материю и дух и отстаивает множественность душ. Но в отличие от первых школ санкхья-йога возводит весь физический универсум к одному принципу - материи (пракрити). При этом проявляется важный постулат, который заключается в следующем: следствие скрытым образом предсуще-ствует в причине, а эволюция и есть процесс выявления латентного следствия. Представление о полном разрушении в этой системе отсутствует. Хотя следствие уже находится в причине, его необходимо высвободить, что достигается за счёт внешнего воздействия. В зернышке кунжута уже содержится масло, но чтобы извлечь его, необходим давильный пресс. Поскольку весь мир пронизан бесконечной цепью изменений, обусловленных причинно-следственными связями, должно существовать нечто, что не имеет причины и порождает все изменения. Это существо или принцип, санкхья-йога называет материей, поэтому, в отличие от ньяя-вайшешики, считает мир не чем-то новосотворённым, а продуктом
14 Лысенко В.Г. Анумана / Философия буддизма: энциклопедия. Институт философии РАН. - Москва, 2011. - С. 107-111
15 Классическая йога («Йога-сутры» Патанджали и «Вьяса-бхашья»). Пер. с санскрита, введ., коммент. и
реконструкция системы Е.П. Островской и В.И. Рудого. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1992. - 260 с.
© 2011-2017 Вестник НГПУ
Все права защищены
149
Вестник Новосибирского государственного педагогического университета
2017, том 7, № 1
www.vestnik.nspu.ru
ISSN 2226-3365
изменения (эволюции) материи, которая существует вечно. Санкхья-йога приписывает материи такие черты, как вечность, динамизм и изменчивость. Наряду с нею существует и вторая сила - вечный, пассивный и неизменный дух (пуруша) 16 . Немыслимое напряжение между этими противоположными полюсами и приводит в действие процесс эволюции материи. А значит, материя имеет два состояния, совершенно отличные друг от друга: непрояв-ленное и проявленное.
Материя во всей её сложности складывается из трёх зависящих друг от друга компонентов (тригуна) [15], каждый из которых представляет собой определённый аспект физической реальности:
• саттва чиста и тонка;
• раджас активен;
• тамас инертен.
Всё, созданное из материи, содержит их. Когда материя (пракрити) пребывает в непро-явленном состоянии, тригуна находится в абсолютной гармонии. Под воздействием пу-руши тригуна в какой-то момент выходит из равновесия, дифференцируется, и процесс эволюции начинает развиваться по точно установленному маршруту: от тонкой материи - к плотным первоэлементам, в которых, в свою очередь, можно выделить 25 классов.
Продукты вторичной эволюции, в ходе которой частицы плотных первоэлементов комбинируются по-разному, могут уничтожиться в любой момент. Их можно сравнить с деревом, которое погибает и снова разлагается на исходные вещества. Всё, что существует в природе, слагается из первичных и вторичных продуктов. Аюрведа придаёт величайшее значение этому факту: он служит для неё основой диагностики, фармакологии и терапии.
16 Топоров В.Н. Пуруша // Большая Российская Энциклопедия. - М.: Большая Российская Энциклопедия, 2014. - С. 753.
Функция тригуны - очень важный момент для ведической философии и аюрведы. В европейских языках отсутствует аналогичное понятие, которое бы относилось и к тонкой, и к плотной форме материи, т. е. применялось бы и в физиологии, и в психологии [16].
Качество отдельных продуктов эволюции определяется тем, какова в них доля сат-твы, раджаса и тамаса. Из этих трёх компонентов саттва наиболее тонка, тамас наиболее плотен, а раджас представляет собой нечто среднее. Поэтому так называемые тонкоматериальные продукты эволюции, например, интеллект и дух, состоят преимущественно из саттвы, а грубые элементы (земля, вода и т. д.) - из тамаса. В соответствии с этим варьируются и качества всех порождений эволюции, как первичных, так и вторичных. Столь же важен для аюрведического понимания жизни и для аюрведической психотерапии принцип пу-руши [17].
В отличие от ньяя-вайшешики, которая полагает, что первостихии составлены из вечно существующих частиц, здесь они рассматриваются как продукты эволюции материи (пракрити). Они возникли под воздействием тригуны с тремя её компонентами (саттвой, раджасом и тамасом) и вновь растворяются в материи, когда закончится проявленная стадия её существования. Санкхья-йога считает, что свойства первостихий также возникают под влиянием тригуны, тогда как по учению ньяя-вайшешики эти свойства неотъемлемо присущи первоэлементам.
Тем не менее, санкхья-йогу нельзя охарактеризовать как идеалистическую философскую систему, поскольку она последовательно утверждает дуализм материи и антиматерии.
© 2011-2017 Вестник НГПУ
Все права защищены
150
2017, том 7, № 1 www.vestnik.nspu.ru !ББЫ 2226-3365
Постулатом является принцип: всякое составное целое, которое организовано по какой-то определённой модели, всегда имеет отношение к трансцендентному или обладает значением более высокого порядка. Иными словами, антиматерия и есть принцип, ради которого происходит весь процесс творения. Контакт между пракрити и пурушей абсолютно необходим, потому что дух без тела неспособен функционировать, а тело без духа лишено зрения. Несовершенство обоих принципов компенсируется за счёт их комбинации, как в ситуации со слепым, который несёт на плечах парализованного человека (классический пример Гаудапады). Материя - среда, в которой дух проявляет себя, а не его источник.
Тезис о тесном взаимодействии материи и духа, а также концепция интеллекта (махат или буддхи), психики (манас) и эго (аханкара), которые трактуются как отдельные друг от друга тонкие элементы, превращают санкхья-йогу в идеальный инструмент психотерапии и практической психологии. А реалистический характер этого учения делает его легко понятным. Единственная ценность - это истина, свободная от сектантской ограниченности. Эту истину могут принять приверженцы всех религий. Санкхья-йога избегает крайностей и придаёт равное значение как субъективному, так и объективному восприятию.
Наше собственное знание ограниченно. Оно искажается, отражаясь в зеркале нашего характера. Это основной дефект человеческой способности к восприятию. Переоценка той части знания, которую мы в состоянии постичь, приводит к конфликтам в жизни и к нелепым представлениям о бытии, что в неблагоприятном случае может кончиться психическими и психосоматическими нарушениями. Истину можно обрести путём углублённого философского исследования и с помощью медитативных практик санкхья-йоги. Как
говорит Патанджали, такое знание не просто представляет собой комбинацию всех возможных точек зрения на физический мир, а скорее опирается на интуитивный опыт [18]. Оно выходит за грань заданностей, которые характерны для индивидуальной установки человека, и тот начинает видеть все вещи в соответствии с их истинной природой. Тот, кто поднимается до такого видения, становится свидетелем всех времён и всего бытия. Как только в нашей психике начинает доминировать подобный незаинтересованный взгляд на мир, мы начинаем видеть сквозь материю и постигаем абсолютное различие между материей и антиматерией.
Философия школы санкхья образует основную часть «рабочей гипотезы» мироздания, которая лежит в основе аюрведы [19]. Конкретные же формы, в которых изложенные здесь концепции используются в аюрведе, весьма разнообразны:
1. Эволюция происходит не только во внешнем космосе, но и на уровне индивида.
2. Первоэлементы всё время комбинируются друг с другом по-новому. Из этого складывается вторичная эволюция.
3. Подобное увеличивает подобное. Эта концепция отразилась в представлениях о том, что биоэнергии (тридоша) и ткани тела (дхату) образуются в организме в зависимости от того, какие свойства имела поглощённая человеком пища. Например, если в пище содержится много жира, образование жировых тканей и биоэнергии капха усилится, поскольку все эти компоненты обладают схожими качествами. Поэтому неправильное питание порождает нарушения в организме.
4. Чтобы вернуть в равновесие какую-то разбалансированную физиологическую структуру или биоэнергию, врач подбирает такие типы пищи, препараты или методы лечения,
© 2011-2017 Вестник НГПУ
Все права защищены
151
2017, том 7, № 1
www.vestnik.nspu.ru
ISSN 2226-3365
которые отличаются качествами, антагонистичными по отношению к разбалансирован-ным структурам.
Заключение
5. Психику (манас), разум (буддхи) и чувство своего «материального Я» (аханкара) следует считать чем-то отдельным от духа (пу-руши). Душа (атма) - антиматериальная искра, присутствующая в нашем психосоматическом организме, тогда как первые три явления порождены материей (пракрити) [20].
Таким образом, мы выявили, что традиционная аюрведическая медицина имеет мощный философский базис, связанный с основными философскими школами Древней Индии. Благодаря подробному изучению будущим врачом философии происходит становление его мировоззрения, что находит своё отражение в клятве, которую аюрведические врачи дают при окончании своего обучения [21].
6. Санкхья осуществляет плавный переход от философии к неорганическим, а затем и органическим явлениям.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ranade S., Deshpande R. History and Philosophy of Ayurveda. Delhi: Chaukhamba Sanskrit Prat-ishthan, 2006. - 150 p.
2. Бэшем А. Цивилизация Древней Индии / пер. с фр. Е. Гавриловой; под ред. Н. Шевченко. -Екатеринбург: У-Фактория, 2007. - С. 318-321.
3. Мартынов Б. В. Аюрведа: мировоззрение и применение. - М.: Алетейа, 2000. - С. 35-42.
4. Суботялов М. А., Дружинин В. Ю. Учебная литература традиционной аюрведической медицины // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 9. - С. 51-54.
5. Шохин В. К. Санкхья-йога и традиция гностицизма // Вопросы философии. - 1994. -№ 7-8. - С. 201.
6. Останин В. В. Антропология классической веданты: эволюция религиозно-философских идей. - Барнаул: Издательство Алтайского государственного аграрного университета, 2010. -
7. Лысенко В. Г. «Философия природы» в Индии: атомизм школы вайшешика. - М.: Наука, 1986. - 199 с.
8. Лысенко В. Г. Категории языка и категории мышления в индийском философском тексте (Прашастапада «Собрание характеристик категорий») // Философский журнал. - 2016. -№ 2 - С. 37-53.
9. Lyssenko V. The human body composition in statics and dynamics: ayurveda and the philosophical schools of vaisesika and samkhya // Journal of Indian Philosophy. - 2004. - Vol. 32, № 1. - P. 31-56.
10. Суботялов М. А., Дружинин В. Ю. Диетология в традиционной Аюрведической медицине // Медицина и образование в Сибири. - 2012. - № 3. - С. 30.
11. ^a^abad! A. On knowing by being told // Philosophy East and West. - 1992. - Vol. 42, № 3. -P.421-439.
12. Лысенко В. Г. Дхармакирти. «Прамана-винишчая» («Удостоверение инструментов достоверного познания»). Глава 1. Пратьякша (восприятие). Карики 1-25 // История философии. -2015. - № 2. - С. 79-106.
13. Сокол В. Б. Ведийская шабда как кросс-культурный мост между востоком и западом // Академический вестник. - 2008. - № 3. - С. 47-63.
© 2011-2017 Вестник НГПУ Все права защищены
140 с.
152
2017, том 7, № 1
www.vestnik.nspu.ru
ISSN 2226-3365
14. Vyas M. K., Dwivedi R. Practical applicability of Nyayas (Maxims) mentioned in Chakrapani Tika // AYU. - 2014. - Vol. 35, № 3. - P. 227-230.
15. Behere P. B., Das A., Yadav R., Behere A. P. Ayurvedic concepts related to psychotherapy // Indian J. Psychiatry. - 2013. - Vol. 55 (suppl. 2). - P. 310-314. DOI: http://dx.doi.org/10.4103/0019-5545.105556
16. Еремеев В. Е. Представление о структуре психики в древнеиндийском учении Санкхья // Методология и история психологии. - 2008. - № 2. - С. 162-174.
17. Prabhu H. R., Bhat P. S. Mind and consciousness in yoga - Vedanta: A comparative analysis with western psychological concepts // Indian J. Psychiatry. - 2013. - Vol. 55 (suppl. 2). - P. 182-186. DOI: http://dx.doi.org/10.4103/0019-5545.105524
18. Элиаде М. Йога. Бессмертие и свобода. Патанджали и йога / отв. ред. Н. А. Канаева. - М.: Ладомир, 2013. - 558 с.
19. Суботялов М. А. Введение в Аюрведу. Пропедевтика Аюрведической медицины. - СПб.: Ремедиум, 2011. - 237 с.
20. Суботялов М. А., Дружинин В. Ю. Психосоматическое направление в традиционной аюрведической медицине // Вестник Томского государственного университета. История. -2013. - № 4 (24). - С. 169-172.
21. Суботялов М. А., Дружинин В. Ю. Клятва при инициации врача в традиционной Аюрве-дической медицине («Клятва Чараки») // Биоэтика. - 2012. - № 2 (10). - С. 12-15.
© 2011-2017 Вестник НГПУ Все права защищены
153
2017, Vol. 7, No. 1 http://en.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
DOI: 10.15293/2226-3365.1701.10
Vadim V. Ostanin, Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Department of Philosophy, Altai State Agrarian University,
Barnaul, Russian Federation. ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-8126-1151 E-mail: [email protected] Anna M. Subotyalova, student of field of study «Teacher education», training profile «History», Institute of History, Humanities and Social Education, Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, Russian Federation. ORCID ID: http://orcid.org/0000-0001-8235-4395 E-mail: [email protected] Mikhail A. Subotyalov, Doctor of Medical Sciences, Professor of the Department of Anatomy, Physiology and Life Safety, Novosibirsk State Pedagogical University; Professor of the Fundamental Medicine Department, Novosibirsk State University Novosibirsk, Russian Federation.
ORCID ID: http://orcid.org/0000-0001-8633-1254 E-mail: [email protected]
Introduction. The article presents the problem offinding the historical and philosophical foundations of traditional Ayurvedic medicine in philosophical schools ofAncient India. The purpose of the article - the identification of connections between traditional Ayurvedic medicine and philosophical schools of Ancient India.
Materials and Methods. Writing this article the authors used the sources of traditional Ayurvedic medicine, as well as works devoted to the concepts of the philosophical schools of Ancient India, applying comparative and analytical research methods. To achieve the goal we analyzed the basic concepts of philosophical schools of ancient India and compared the specific of the tenets' application by the schools in the sources of traditional Ayurvedic medicine. All the listed schools of ancient India (Sankhya, Yoga, Nyaya, Vaisheshika, Uttar-mimamsa (Vedanta) and Purva-mimamsa) are orthodox schools. Over time, these schools have formed two pairs: Nyaya-Vaisheshika and Sankhya-Yoga, which have close relationship with Ayurvedic medicine. Vedanta and Purva-mimamsa considered in isolation because of the differences existing between them. Both are based directly on the Vedas, while the first four systems, though they refer to the Vedas, interpret them differently.
Results. The main result is that the "working hypothesis" of the world and human beings, which the traditional Ayurvedic medicine supports, based mainly on representations of orthodox philosophical schools. The authors note that the greatest contribution to Ayurvedic medicine have been made by the first four schools - Vaisheshika, Nyaya, Sankhya, Yoga. Thus, Ayurveda is not based on any one philosophical direction, and uses a variety of these systems. The article examines the features of six major philosophical schools of ancient India, which had an impact on the conceptual paradigm of traditional
© 2011-2017 Bulletin NSPU All rights reserved
COMMUNICATION TRADITIONAL AYURVEDIC MEDICINE
WITH A PHILOSOPHICAL SCHOOL OF ANCIENT INDIA
Abstract
154
2017, Vol. 7, No. 1 http://en.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
Ayurvedic medicine. It is emphasized that due to the detailed study of philosophy the future Ayurvedic doctors formed their world view that is reflected in the oath, which ayurvedic doctors gave at the end of their training.
Conclusions. In conclusion, it is underlined that traditional Ayurvedic medicine has a strong philosophical basis, associated with all known philosophical schools of Ancient India.
1. Ranade S., Deshpande R. History and Philosophy of Ayurveda. Delhi: Chaukhamba Sanskrit Prat-ishthan Publ., 2006. 150 p.
2. Basham A. Civilization of Ancient India. Trans. by Gavrilova E., ed. N. Shevchenko. Ekaterinburg, U-Faktoriya Publ., 2007, pp. 318-321. (In Russian)
3. Martynov B. V. Ayurveda: vision and application. Moscow, Aleteya Publ., 2000, pp. 35-42. (In Russian)
4. Subotyalov M. A., Druzhinin V. Y. Medical textbooks of traditional Ayurvedic medicine. The Siberian Pedagogical Journal. 2012, no. 9, pp. 51-54. (In Russian)
5. Shokhin V. K. Cankhya Yoga and tradition of Gnosticism. Problems of Philosophy. 1994, no. 7-8, p. 201. (In Russian)
6. Ostanin V. V. Anthropology classical Vedanta: the evolution of religious and philosophical ideas. Barnaul, Altai State Agrarian University Publ., 2010, 140 p. (In Russian)
7. Lysenko V. G. "Philosophy of Nature" in India: atomism Vaisheshika school. Moscow, Nauka Publ., 1986, 199 p. (In Russian)
8. Lysenko V. G. Categories language and categories of thought in the Indian philosophical texts (Prashastapada "Collection categories of characteristics"). Philosophical magazine. 2016, no. 2, pp. 37-53. (In Russian)
9. Lyssenko V. The human body composition in statics and dynamics: ayurveda and the philosophical schools of vaisesika and Samkhya. Journal of Indian Philosophy. 2004, vol. 32, no. 1, pp. 31-56.
10. Subotyalov M. A., Druzhinin V. Y. Dietology in traditional ayurveda medicine. Medicina i obra-zovanie v Sibiri. 2012, no. 3, p. 30. (In Russian)
11. Shasrabarti A. On knowing by being told. Philosophy East and West. 1992, vol. 42, no. 3, pp. 421439.
12. Lysenko V. G. Dharmakirti. "Pramana-Vinisce" ("Identity tools Dost true knowledge"). Chapter 1. Pratyaksha (perception). Caricom 1-25. History of Philosophy. 2015, no. 2, pp. 79-106. (In Russian)
13. Sokol V. B. Vedic Sabda as a cross-cultural bridge between East and West. Academic bulletin. 2008, no. 3, pp. 47-63. (In Russian)
14. Vyas M. K., Dwivedi R. Practical applicability of Nyayas (Maxims) mentioned in Chakrapani Tika. AYU. 2014, vol. 35, no. 3, pp. 227-230.
15. Behere P. B., Das A., Yadav R., Behere A. P. Ayurvedic concepts related to psychotherapy. Indian J. Psychiatry. 2013, vol. 55 (suppl. 2), pp. 310-314. DOI: http://dx.doi.org/10.4103/0019-5545.105556
16. Eremeev V. E. The concept of mental structure in the ancient Indian teachings of Sankhya. Methodology and history of psychology. 2008, no. 2, pp. 162-174. (In Russian)
© 2011-2017 Bulletin NSPU All rights reserved
Keywords
History of science; history of medicine; ayurvedic medicine; schools of Ancient India; Vaisheshika; Nyaya; Sankhya; Yoga.
REFERENCES
155
2017, Vol. 7, No. 1 http://en.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
17. Prabhu H. R., Bhat P. S. Mind and consciousness in yoga - Vedanta: A comparative analysis with western psychological concepts. Indian J. Psychiatry. 2013, vol. 55 (suppl. 2), pp. 182-186. DOI: http://dx.doi.org/10.4103/0019-5545.105524
18. Eliade M. Yoga. Immortality and Freedom. Patanjali and Yoga. Ed. Kanayeva N. A. Moscow, Ladomir Publ., 2013, 558 p. (In Russian)
19. Subotyalov M. A. Introduction to Ayurveda. Propaedeutics of Ayurvedic medicine. St. Petersburg, Remedium Publ., 2011, 240 p. (In Russian)
20. Subotyalov M. A., Druzhinin V. Y. Psychosomatic direction in traditional Ayurvedic medicine. Tomsk State University Journal. History. 2013, no. 4 (24), pp. 169-172. (In Russian)
21. Subotyalov M. A., Druzhinin V. Y. Oath taken during the doctor's initiation in traditional ayurvedic medicine («Charak oath»). Bioethics. 2012, no. 2 (10), pp. 12-15. (In Russian)
© ®
This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution License which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided the original work is properly cited. (CC BY 4.0).
© 2011-2017 Bulletin NSPU
All rights reserved