Научная статья на тему 'Этапы развития аюрведической медицины'

Этапы развития аюрведической медицины Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2958
389
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ / ТРАДИЦИОННАЯ АЮРВЕДИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА / САНСКРИТ / HISTORY OF MEDICINE / TRADITIONAL AYURVEDA MEDICINE / SANSKRIT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Суботялов М. А., Сорокина Т. С., Дружинин В. Ю.

Аюрведическая медицина — одна из трех современных традиционных систем врачевания — в течение тысяч лет формировалась на Индостанском субконтиненте (Древняя Индия) и в наши дни широко используется в различных странах мира. Современные исследователи выделяют в ее истории несколько периодов, анализу которых и посвящена данная работа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STAGES OF DEVELOPMENT OF AYURVEDA MEDICINE

The Ayurveda medicine as one the three traditional systems of healing developed during millennia at the Hindustan subcontinent (the ancient India). Nowadays, Ayurveda medicine is widely used in many countries. The present day researchers mark out and analyze several periods in its history.

Текст научной работы на тему «Этапы развития аюрведической медицины»

После Октябрьской революции, когда земские и городские самоуправления были ликвидированы, а санитарно-эпидемическая обстановка в стране требовала принятия решительных мер, советское здравоохранение взяло на вооружение принципы жесткой централизации управления. В этой ситуации наработки Комиссии Г. Е. Рейна оказались востребованными, хотя преемственность в работе дореволюционных и советских руководящих органов здравоохранения никогда не афишировалась. Н. Г. Фрейберг был приглашен З. П. Соловьевым для участия в создании Наркомз-драва РСФСР. Он передал материалы комиссии Г. Е. Рейна в библиотеку Наркомздрава, причем часть материалов находилась в личном пользовании Н. А. Семашко и З. П. Соловьева. По свидетельству Н. А. Семашко, Н. Г. Фрейберг консультировал руководство Наркомздрава по вопросам управления здравоохранением, принимал участие в разработке медицинского законодательства, способствуя претворению в жизнь наиболее плодотворных идей, разработанных в дореволюционной России. Среди циркуляров и инструкций Наркомздрава периода 1918—1921 гг. рядом с подписью Н. А. Семашко и З. П. Соловьева часто стоит фамилия Н. Г. Фрейберга.

Г. Е. Рейн, находясь в эмиграции, подробно описал в своих мемуарах работу Комиссии [3], с явным удовлетворением оценивая факт создания в России и других странах Европы самостоятельного центрального органа управления здравоохранением.

ЛИТЕРАТУРА

1. Историческая справка о комиссиях и совещаниях по вопросу о переустройстве врачебно-санитарного дела в Империи // Труды

Высочайше учрежденной междуведомственной комиссии по пересмотру врачебно-санитарного законодательства. — СПб., 1913. — Т. 1.

2. Фрейберг Н. Справка по вопросу о переустройстве управления врачебно-санитарной частью в России. — СПб., 1910.

3. Рейн Г. Е. Из пережитого. 1907—1918. — Берлин, 1935— 1936. — Т. 1—2.

4. Устав здравоохранения и учреждения, ведающие врачебно-са-нитарным делом. Проект // Труды Высочайше учрежденной междуведомственной комиссии по пересмотру врачебно-сани-тарного законодательства. — СПб., 1916. — Т. 11.

5. Вторая записка об общих основаниях устройства врачебной помощи К проекту положений по обеспечению населения врачебной помощью // Труды Высочайше учрежденной междуведомственной комиссии по пересмотру врачебно-санитарного законодательства. — СПб., 1913. — Т. 4.

6. Третья записка об общих основаниях устройства врачебной помощи в России (К законопроекту об устройстве общей и специальной общедоступной врачебной помощи населению Империи) // Труды Высочайше учрежденной междуведомственной комиссии по пересмотру врачебно-санитарного законодательства. 2 подкомиссия. — СПб., 1915. — Т. 5.

7. ЕгорышеваИ. В. // Пробл. соц. гиг., здравоохр. и истории мед. — 2012. — № 1. — С. 55—58.

8. Собрание распоряжений и узаконений правительства. — 1916. — № 252 от 21 сент. — Отд. 1. — Ст. 1957.

9. Хроника и мелкие известия // Рус. врач. — 1917. — № 1. — С. 23.

10. Шидловский К. И. // Обществ. врач. — 1917. — № 4—5. — С. 38—73.

11. Стенографический отчет заседаний Государственной думы. 4 созыв. 5-я сессия. — Пг., 1917. — Стб. 1191, 1191, 1563—1564.

12. Егорышева И. В. // Здравоохр. Рос. Федерации. — 2009. — № 5. — С. 55—56.

Поступила 24.05.12

© Коллектив авторов, 2013 УДК 615.85

М. А. Суботялов1, Т. С. Сорокина2, В. Ю. Дружинин3 ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ АЮРВЕДИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ

1ФГБОУ ВПО Новосибирский государственный педагогический университет; 2ФГБОУ ВПО Российский университет дружбы народов; 3ГОУ ВПО Новосибирский государственный медицинский университет, 630091, Новосибирск, Красный проспект, 52, Россия

Аюрведическая медицина — одна из трех современных традиционных систем врачевания — в течение тысяч лет формировалась на Индостанском субконтиненте (Древняя Индия) и в наши дни широко используется в различных странах мира. Современные исследователи выделяют в ее истории несколько периодов, анализу которых и посвящена данная работа.

Ключевые слова: история медицины, традиционная аюрведическая медицина, санскрит THE STAGES OF DEVELOPMENT OF AYURVEDA MEDICINE M.A. Subotiyalov1, T.S. Sorokina2, V.Yu. Drujynin3

'The Novosibirsk state pedagogic university, Novosibirsk, Russia; 2The peoples' friendship university of Russia, Moscow, Russia; 3The Novosibirsk state medical university, 630091 Novosibirsk Krasniy prospekt, 52, Russia

The Ayurveda medicine as one the three traditional systems of healing developed during millennia at the Hindustan subcontinent (the ancient India). Nowadays, Ayurveda medicine is widely used in many countries. The present day researchers mark out and analyze several periods in its history.

Key words: history of medicine, traditional Ayurveda medicine, Sanskrit

Аюрведа, или аюрведическая медицина, является одной из трех сохранившихся до наших дней традиционных медицинских систем (индийской, китайской и тибетской), которые формировались в течение тысячелетий.

М. А. Суботялов — канд. биол. наук, доц. каф. (8иЬо1уа1оу@уап-dex.ru); Т. С. Сорокина — д-р мед. наук, проф., зав. курсом истории медицины (tatiana.s.sorokina@gmai1.ru); В. Ю. Дружинин — ассистент каф. (edenmoony@mai1.ru)

Термин "аюрведа" (санскрит. ayurveda) происходит от ayus — долголетие, veda — знание и переводится с санскрита как "учение о долгой жизни".

Аюрведическая медицина формировалась в течение многих веков путем наблюдений, экспериментов и обсуждений, развивалась и процветала в основном на территории современной Индии и некоторых стран Юго-Восточной Азии. Ее корни уходят к древним ведическим текстам "Ригведе" (Rigveda — веда гимнов, устная традиция с XIII—Х веков

до н. э.) и "Атхарваведе" (Atharvaveda — веда заклинаний и заговоров, устная традиция с VII—VI веков до н. э.).

На протяжении тысячелетий аюрведические знания передавались устно от учителя к ученику, и только в VI—V столетиях до н. э., когда оформилась письменная традиция на санскрите, появились первые подробные Аюрведические тексты. К началу нашей эры Аюрведа сложилась как высокоразвитая система традиционного врачевания Древней Индии.

Основываясь на национальной философской традиции, аюрведическая медицина использует лишь природные лекарственные средства региона и в течение двух тысяч лет успешно развивается и высоко ценится в Индии и далеко за ее пределами.

Историю становления и развития аюрведической медицины по предложению Давида Фроули (David Frawley) можно разделить на следующие периоды:

• ранневедический период (эпоха Ригведы) (6000— 3000 гг. до н. э.),

• поздневедический период (3000—600 гг. до н. э.);

• период буддизма (600 г. до н. э. — 1000 гг. н. э.);

• новый расцвет (1100—1800 гг.);

• новое время (1800-е годы — первая половина XX века);

• современный период (вторая половина XX — начало XXI века).

Ранневедический период совпадает с эпохой "Ригведы", когда врачевание развивалось под влиянием преимущественно сверхъестественных представлений.

Сведения о врачевании в ней весьма ограничены. Так, в "Ригведе" (Х.97) содержится гимн, прославляющий лекарственные свойства растений (oshadhï-stuti) [1]. В гимнах, посвященных небесным врачевателям братьям-близнецам Ашвинам (I.34, I.116, V.74), встречается упоминание о трех гуморальных факторах (tridhatu) (vata, pitta и kapha); в истории о Вишпале (vispala) повествуется о вживлении металлических имплантатов нижних конечностей (âyasïm jangham); об омолаживании организма рассказывается в истории о мудреце Чьяване (cyavana) [2, с. 84]. В гимне "К Соме" (IX.112) упоминается профессия врачевателя (bhishak): "Плотник хочет поломки, увечья — лекарь, Брахман — выжимающего (сому)" [3].

Поздневедический период — время оформления в письменной традиции "Самаведы" (Samaveda — веды песнопений), "Яджурведы" (Yajurveda — веды жертвенных формул и заклинаний) и "Атхарваведы" (см. выше) и некоторых других сочинений. При этом сведения о врачевании наиболее полно представлены в "Атхарваведе", которая включает различные молитвы и формулы, используемые для противостояния злу и болезням. Не случайно, в текстах "Чарака-самхи-ты" (Carakasamhita) и "Сушрута-самхиты" (Sushrutasamhita) говорится о том, что Аюрведа принадлежит "Атхарваведе" [4, с. 208] ("самхита" дословно в переводе с санскрита означает "сложенный вместе, соединенный", литературно — коллекция текстов или стихов в определенном, методическом порядке).

Практические лечебные приемы описаны также в отдельных главах "Каушика-сутры" (Kausika-sutra) — комментарии к "Атхарваведе". Таким образом, эти два трактата являются основными источниками информации о ведической медицине, носящей характер сверхъестественной [5].

Примером "лечебных" гимнов "Атхарваведы" является гимн 6.105, направленный на излечение от кашля (kasa), гимн 6.90 — против колики (sula), гимн 2.31 — против паразитов (krimi), и множество других [6].

В "Шатапатха-брахмане" (Satapatha-brahmanam) и других произведениях этого рода детально излагается устройство человеческого тела как состоящего из определенных функциональных блоков (dhatu), а также его наружное и внутреннее строение (описываются такие органы, как сердце, селезенка, почки, а также сосудистое русло, строение эмбриона); упоминаются различные лекарственные растения — asvagandha (физалис солнечнолистный, лат.

Withania somnífera), vibhitaka (терминалия беллирийская, лат. Terminalia belerica), bilva (баиль, лат. Aegle marmelos), khadira (акация катеху, лат. Acacia catechu) и др. [4, с. 210].

Классические руководства по Аюрведе ("Чарака-самхи-та", "Сушрута-самхита") написаны после составления "Атхарваведы" в устной традиции, однако возникли задолго до явления Будды (Buddha — "Просветленный", VI век до н. э.). "Чарака-самхита" приписывается Чараке (Caraka), жизнь и деятельность которого некоторые исследователи гипотетически относят к кушанской эпохе, правлению царя Канишки (Kanishka, I век н. э.), но, вероятнее всего, "ча-раками" называли путешествующих врачей (vaidyacärana), предлагавших медицинские услуги, их имена упоминаются вместе со странствующими монахами и аскетами — шра-манами (sramana), тиртхиками (tirthika) и паривраджаками (parivräjaka), поэтому личность конкретного Чараки как автора самхиты трудно идентифицировать [7].

Сам же термин "чарака" встречается еще в грамматических сутрах Панини (V век до н. э.) (Panini) (5.1.14), "Брихад-араньяка Упанишаде" (3.3.1) ("Большая лесная Упанишада", одна из наиболее древних и авторитетных Упанишад) и ранних буддийских сказаниях (Sonaka-jätaka, 5.2.427) [2, с. 44].

В этот период истории Древней Индии больших успехов достигла практическая медицина, особенно хирургия и лечение внутренних болезней.

В классических трудах описано огромное количество лекарственных средств, которые производятся в настоящее время и входят в современную фармакопею.

Именно в этот период развития аюрведической медицины окончательно оформилась профессия врача как таковая, а также некоторые другие профессии, связанные с лечением и предупреждением болезней. Обучение врачебным знаниям приобрело систематический характер.

Период буддизма

В VI веке до н. э. бурное формирование Великой Индийской державы было отмечено возникновением и распространением религиозно-философского учения буддизма. Буддийские монахи широко занимались врачеванием. Они не признавали авторитет ведических писаний, однако взяли на вооружение аюрведическую медицину. Это свидетельствует о том, что уже в те времена Аюрведа не была привязана к каким-либо жестким догмам.

Именно в этот период впервые произошло широкомасштабное введение общественной заботы правителей Древней Индии о народном здравии (современный термин — "общественное здравоохранение"). Согласно постановлениям выдающегося правителя Ашоки (Asoka, III век до н. э.), по всей территории империи Маурьев (Maurya) на каждые 500 жителей полагалось иметь как минимум одного врача, одного ветеринара и одну аптеку, создавались также больницы для лечения животных [8].

Во времена Ашоки официально предписывалось культивировать лекарственные растения, озеленять дороги, сооружать колодцы. Впервые начали проводить вскрытия в случаях, когда причина смерти вызывала сомнения.

После падения династии Маурьев (185 г до н. э.) правители новой династии Шунгов (Sunga) стали преследовать буддистов и практически изгнали их из Индии. Однако позднее, при кушанском правителе Канишке (Kanishka, I век н. э.), который сам принял буддизм, возникло новое направление буддизма — Махаяна (Mahayana), которое было гораздо более сходным с ведическими ритуалами. Тем временем на юге еще некоторое время сохранялась старая буддийская традиция — Хинаяна (Hinäyäna), которая в конце концов исчезла с просторов индийского субконтинента.

Буддисты способствовали тому, что Аюрведа получила распространение в Китае (I век н. э.), Тибете (VII век н. э.), Шри-Ланке, Индокитае, Афганистане, Монголии и на северо-востоке Сибири. На языках обитающих там народов сохранились переводы санскритских аюрведических текстов, которые в самой Индии были утрачены.

В эту эпоху (VII век н. э.) врач Вагбхата (Vagbhata) составил свои труды "Аштанга хридайя самхита" (Ashtangahridayasamhita — Коллекция стихов, разъясняющая суть восьми разделов аюрведы" и "Аштанга самграха самхита" (Ashtaпgasamgrahasamhita — "Коллекция стихов, собранная из восьми разделов аюрведы"). В этих трактатах широко цитируются указанные ранее "Чарака-самхита" и "Сушрута-самхита", в то же время они отражают новый уровень научного знания своей эпохи.

Забота об общественном здоровье получила свое развитие и при императоре Харше (Harshavardhana, VII век н. э.). Китайский путешественник Хиуэн Цанг (Ншеп Tsang), посетивший Индию в это время, писал, что на всех центральных дорогах городов и деревень по всей стране император учредил особые заведения (punya-sa1a), обеспеченные пищей и водой, в которых путешественникам и бедным людям оказывали медицинскую помощь без какого-либо вознаграждения [8].

К этому периоду следует отнести и составление Мадхава-карой (Madhavakara) трактата "Мадхава-нидана" (Madhava-пidaпa, VII век), который считается лучшей в своем роде работой по патологии, описывающей причины возникновения, стадии развития, диагностику более 50 заболеваний, среди которых легочный туберкулез (raja-yakshma), подагра (vata-rakta), бронхиальная астма (svasa), ревматоидный артрит (amavata) и др. В IX веке эта работа была переведена на арабский язык по указанию калифа Багдада [2, с. 70].

Новый расцвет

В начале XIV века Шарнгадхара (Sarпgadhara) включил в свое сочинение "Шарнгадхара-самхита" (Sarпgadharasa-шЬ^а) важные нововведения, положив тем самым конец длительному застою в развитии аюрведической медицины. Это самый ранний индийский медицинский трактат, в котором упоминается о диагностике заболеваний по пульсу. Как отмечает сам автор, этот труд предназначен для практикующего врача, и потому теоретические выкладки сведены к минимуму [9].

В XVI веке Бхавамишра (Bhavamisra) составляет "Бха-ва-пракаша-самхиту" (Bhavaprakasasamhita), включающую 3 книги и имеющую как теоретическую, так и практическую значимость. Несмотря на то что трактат основывается на материале, изложенном предшественниками, Бхавамишра приводит и новые сведения. Примером тому может служить описание причин возникновения, клиники и лечения сифилиса (phirangamaya — болезнь европейцев), привезенного в Индию португальскими завоевателями (в начале XVI века), оспы (masйrT) и т. д. Он также составил "Бхава-пракаша-ниг-ханту" (Bhavaprakasaпighaпtu) — словарь с описанием лекарственных средств того времени [2, с. 38].

Однако вскоре во время британского правления Индией в развитии аюрведической медицины вновь наступил застой. Это уничижение древней мудрости достигло апогея в 1835 г, когда лорд Маколей (Т. В. Macau1ay, 1800—1859) впервые остро поставил вопрос: "Что должны поддерживать власти — "туземные предрассудки" или западное образование?" В итоге был издан указ, в котором предписывалось, что отныне во всех областях, управляемых Ост-Индской компанией, должны распространяться только европейские знания. После этого указа только западная медицина считалась законной, а применение восточных систем активно подавлялось.

Между тем до 1835 г. западные врачи и их индийские коллеги активно обменивались опытом. Индийские врачеватели знали об обезболивающем действии местных растений и выполняли сложные хирургические операции, не доступные в то время западно-европейской медицине. Известный британский индолог Артур Бэшем (АГш Basham) писал по этому поводу: "Они умели восстанавливать носы, уши и губы, потерянные или искалеченные в бою или по приговору суда. В этой области индийская хирургия опережала европейскую вплоть до XVIII века, когда хирурги Ост-Индской

компании не сочли для себя унизительным учиться у индийцев искусству ринопластики" [10]. И по сей день эта операция известна как "индийский способ ринопластики".

Тем не менее даже в те годы преследования аюрведи-ческая медицина сумела щедро обогатить современную ей медицину. В XIX столетии в Германии перевели с санскрита фрагмент "Сушрута-самхиты" с подробным описанием операции по восстановлению поврежденных ушей и носа. Эта операция, которая приводится в современных учебниках как операция по пересадке трансплантатов на ножке, положила начало развитию пластической хирургии как отдельной медицинской специальности. Сегодня пластические хирурги во всем мире почитают Сушруту отцом этого направления медицины.

Новое время

В XIX столетии в среде европейской интеллигенции возник интерес к учениям и мудрости Востока.

Первым ученым, который защитил докторскую диссертацию по аюрведической медицине, стал Gustave Alexandre Lietard (1833—1904). Защита состоялась в 1858 г. в Страс-бургском университете. Его диссертация "Очерк истории индийской медицины" (Essai sur l'histoire de la médecine chez les Hindous) опиралась на латинский перевод "Сушрута-сам-хиты", выполненный Franciscus Hessler (1799—1890) в период с 1844 по 1850 г. и изданный под названием "Susrutas. Ayurvedas. Id est Medicinae systema a venerabili D'hanvantare demonstratum, a Susruta discipulo compositum. Nunc primum ex sansknta in latinum sermonem vertit, introductionem, an-notationes et rerum indicem adjecit Dr. Franciscus Hessler" (примерный перевод: " Сушрута. Аюрведа. Медицинская система, данная достопочтенным Дханвантари и составленная его учеником Сушрутой. Впервые переведенная с санскрита на латинский язык с введением, комментариями и предметным указателем доктора Франциска Хесслера") [11]. В своей работе Lietard дал анализ теории и практики Аюрведы посредством категорий, принятых в современной ему медицине, и указывал на то, что неверно искать великие достижения культуры только в Древней Греции или в Древнем Риме.

Затем последовали другие работы. Одна из наиболее интересных была опубликована в 1901 г. немецким индологом Jullius E. Jolly (1849—1932), профессором санскрита и сравнительной филологии в Университете Вюрцбурга (Würzburg) и почетным членом Королевского Азиатского общества (Royal Asiatic Society). Первоначально на немецком языке она называлась "Medicin", а в 1977 г. была переведена на английский язык под названием "Indian Medicine" [12].

Продолжателем работ Lietard стал Palmyr Cordier (1871— 1914). Его докторская диссертация, защищенная в университете Бордо в 1894 г., называлась "Étude sur la médecine hindoue" ("Исследование индийской медицины"). Cordier выучил санскрит, бенгальский, палийский, тибетский языки и долгое время провел в Индии и Непале. Во время этих странствий он собрал более 300 оригинальных рукописей по медицине, которые перевел сам, снабдив их комментариями. В 1932 г его рукописи были переданы в Парижскую национальную библиотеку [13].

Изучением аюрведической медицины занимались Luise Hilgenberg (1886—1942) и Willibald Kirfel (1885—1964), издавшие в 1941 г. перевод "Ashtanga Hridaya Samhita" на немецкий язык под названием "Vagbhata's Ashtangahridayasamhita, ein altindisches Lehrbuch der Heilkunde aus dem Sanskrit ins Deutche übertragen mit Einleitung, Anmerkungen und Indices"; Gerrit Jan Meulenbeld (род. в 1928 г.) — автор пятитомной "History of Indian Medical Literature" ("История медицинской литературы Индии") и другие ученые.

До начала XX столетия бытовало мнение о том, что Гиппократ — "отец" медицины и аюрведическая медицина была заимствована у греков после походов Александра Македонского (336—323 гг. до н. э.). Однако по мере переосмысления уже известных фактов, накопления и обобщения новых данных европоцентристская точка зрения станови-

лась все менее состоятельной. В наши дни общеизвестно, что в результате походов Александра Mакедонского произошло грандиозное взаимодействие культур Запада и Востока, и западноевропейская медицина эпохи эллинизма ощутила мощное влияние древнеиндийской медицины: греки впервые начали вскрывать тела умерших в Александрийском Ыусейоне только в последней четверти IV века до н. э. — после ознакомления с индийской анатомией и хирургией.

В пользу самобытности аюрведической медицины говорит и тот факт, что основные термины аюрведы ("доша", "дхату", "нади" и многие другие) встречаются уже в "Риг-веде" и "Атхарваведе", т. е. задолго до того как у древних греков появилась своя литература.

Современный период

В наши дни аюрведическая медицина переживает свой ренессанс и вновь приобретает достойное место в современной врачебной практике. К середине XX века традиционная аюрведическая медицина приобрела популярность в странах Запада, а к концу XX века и в России. В США Аюрведу изучают в Национальном институте аюрведической медицины (The National Institute of Ayurvedic Medicine, New-York), основанном Scott Gerson в 1982 г.; помимо научных исследований, в нем осуществляется обучение студентов в течение 3 лет. В Израиле Аюрведу преподают в Mеждународном колледже комплементарной медицины (International College For Complementary Medicine, Tel-Aviv), основанном Sally Reidman в 1987 г., студенты учатся в течение 4 лет, изучая в том числе аллопатическую медицину и другие системы оздоровления. По окончании обучения проводится стажировка в Индии.

В Индии и Шри-Ланке врачи аюрведы учатся в течение 5,5 года (4,5 года учебы и 1 год практики в больнице), после чего сдают государственный экзамен. В г. Джамна-гар (Jamnagar), штат Гуджарат (Gujarat), основан университет, где готовят специалистов и исследователей в области Аюрведы.

В настоящее время в Индии наряду с аюрведической и европейской медициной распространены традиционные си-

стемы Унани (Unani) и Сиддха (Siddha). Эти школы имеют много общего с Аюрведой.

Изучение аюрведической традиционной медицины в Индии осуществляется под общим руководством Центрального совета по исследованию аюрведической медицины и Сиддха (Central Council for Research in Ayurveda and Siddha), который объединяет национальную сеть научно-исследовательских институтов. Существует также ряд фармацевтических предприятий, производящих лекарства Аюрведы под кон -тролем правительства Индии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Rig-veda Sanhita. A Collection of Ancient Hindu Hymns, Constituting Part of the Seventh and Eighth Ashtaka of the Rig-Veda. — London, 1888. — P. 276.

2. RamachandraS. K. Rao. Encyclopaedia of Indian Medicine: Historical Perspective. — New-Delhi, 2005. — Vol. 1.

3. Ригведа. Мандалы IX-X: Пер. Т. Я. Елизаренкова. — М., 1999. — С. 114.

4. Palit Ch., Dutta A. K. History of Medicine in India: The Medical Encounter. — Ney-Delhi, 2005.

5. Prioreschi Plinio. A History of Medicine: Primitive and Ancient Medicine. — Omacha, 1996. — Vol. 1. — Р. 215.

6. Атхарваведа (Шаунака). В 3 т.: Пер. с вед., вступ. ст., коммент. и прил. Т. Я. Елизаренковой. — М., 2005. — Т. 1, кн. I—VII. — C. 130, 303, 310.

7. Sharma P. History of Medicine in India (From Antiquity to 1000 AD). — New Delhi, 1992. — P. 180.

8. Jaggi O. P. Ayurveda: Indian System Of Medicine. — Delhi, 1981. — P. 105.

9. Subhaktha P. K. // Bull. Indian Inst. History Med. (Hyderabad). — 2005. — Vol. 35, N 1. — P. 47—60.

10. БэшемА. Чудо, которым была Индия: Пер. с англ. — М., 2000. — С. 526.

11. Zy.skK. G. Medicine in the Veda: Religious Healing in the Veda: with Translations and Annotations of Medical Hymns from the Rigveda and the Atharvaveda and Renderings from the Corresponding Ritual Texts. — Ney-Delhi, 2001. — Р. 268.

12. NigelM. W. T. Allan. // Med. History, 1981. — Vol. 25. — P. 85—88.

13. РинерХ. Х. Новая энциклопедия аюрведы: Пер. с нем. Ю. Бушу-евой. — М., 2006. — C. 19.

Поступила 14.09.12

© С. Г. Гончарова, 2013 УДК 614.258.1:[61:93

С. Г. Гончарова

МОСКОВСКОЕ НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО ИСТОРИКОВ МЕДИЦИНЫ В 2012 Г.

Московское научное общество историков медицины (МНОИМ; председатель — канд. мед. наук М. В. Поддуб-ный) существует с 1949 г. и регулярно, раз в месяц, проводит свои заседания. В настоящее время в Обществе состоит более 100 человек. В 2012 г. проведено 8 заседаний Общества, на которых было заслушано 14 докладов. Январское заседание проведено МНОИМ совместно с курсами Дополнительного профессионального образования "история медицины" для профессоров и преподавателей медицинских вузов при Российском университете дружбы народов. В ноябре и декабре заседания Общества не проводились, но многие члены общества приняли активное участие как в Международном симпозиуме "Традиции и новаторство в истории отечественной медицины" (ноябрь 2012 г.), так и в Международной научной конференции "Становление госу-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С. Г. Гончарова — секретарь правления MНОИM (otdelistorii@ rambler.ru)

дарственной медицины в России (XVIII—ХХ веков), проведенной в декабре 2012 г.

Январское заседание Общества было посвящено 300-летию со дня рождения выдающегося русского ученого М. В. Ломоносова. С докладом "Слово о М. В. Ломоносове" выступила проф. Т. С. Сорокина. В докладе был представлен новый материал, рассказывающий о жизненном пути Михаила Васильевича и его вкладе в науку и здравоохранение. В обсуждении доклада прияли участие канд. мед. наук А. В. Фадеев, М. И. Кречмер.

Обзор брошюры "Знаменательные и юбилейные даты истории медицины и здравоохранения на 2012 г." сделала ответственный исполнитель Н. П. Воскресенская.

В феврале канд. пед. наук Н. А. Емельянова осветила вклад проф. Н. Б. Шульпиной в отечественную офтальмологическую науку. Нина Борисовна Шульпина являлась крупным специалистом в области микрохирургии глаза, автором оригинального диагностического метода биомикроскопии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.