Научная статья на тему 'Учение о хозяйстве'

Учение о хозяйстве Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
219
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Афанасенко Иван Дмитриевич

The enterprise is a complex entity and is always in progress. This is a specific universe created by humans. The enterprise theory includes the science of enterprise and philosophy of enterprise. Each branch of knowledge studies the universe of enterprise with the methods within its reach and from its special point of view. They do not duplicate data on the subject but are complementary so that taken together they provide integral knowledge.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Enterprise theory

The enterprise is a complex entity and is always in progress. This is a specific universe created by humans. The enterprise theory includes the science of enterprise and philosophy of enterprise. Each branch of knowledge studies the universe of enterprise with the methods within its reach and from its special point of view. They do not duplicate data on the subject but are complementary so that taken together they provide integral knowledge.

Текст научной работы на тему «Учение о хозяйстве»

ТЕОРИЯ ХОЗЯЙСТВА

И. Д. АФАНАСЕНКО*

Иван Дмитриевич АФАНАСЕНКО — доктор экономических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, декан факультета коммерции и маркетинга СПбГУЭФ.

Закончил СГПИ, аспирантуру ЛФЭИ. С 1967 г. преподает в СПбГУЭФ.

Профессор И. Д. Афанасенко — автор около 100 научных работ, в том числе 9 монографий. Работы изданы в Германии, Болгарии, Польше.

Область научных интересов — экономическая теория, цивилизация и экономический строй России, философия хозяйства и типы предпринимательства, коммерция и маркетинг, система подготовки экономистов.

Ъ ❖ «Ф-

УЧЕНИЕ О ХОЗЯЙСТВЕ

Хозяйство — сложное и постоянно развивающееся образование, это особый мир, творимый человеком. Учение о хозяйстве разрабатывает наука о хозяйстве — политическая экономия. Но в силу своей специализации она не способна отразить многообразие его свойств и характеристик. Требуется комплексный подход, подключающий различные направления знаний — религиозное, научное и философское.

Своеобразным ключом к пониманию проблемы хозяйства служит теория человека. Человек — продукт двух миров; он связан с обеими сторонами Бытия. Человек создает мир-хозяйство для себя, и природа человека определяет суть творимого. Чтобы подойти к генезису учения о хозяйстве, нам предстоит обратиться к природе человека и его роли в процессе мироздания. Познание человека лежит через познание мироустройства, элементом которого он является.

Первое, о характере связи человека с богом. В эзотерическом учении, которое лежит в основании большинства современных религий и в значительной мере дублируется многими философскими доктринами, она (связь) характеризуется так: а) «Бог содержит в себе мир, а мир содержит в себе человека. Мир есть сын бога, человек же внук его»; б) «Человек — существо божественное, которое следует сравнивать не с земными животными, но с существами божественными». О том, что эти характеристики связи человека с сакральной сущностью некогда входили в единое знание, свидетельствует традиция наших предков: славяно-русы называли себя внуками Дажьбога. Осознание родства

© И. Д. Афанасенко, 2006

человека с богом ко многому его обязывает, и те, которые пренебрегали Правью, Навью и Явью, «недостойны быть Дажьбоговыми внуками»'.

Как видим, загадки человеческого бытия при всем желании нельзя раскрыть в пределах механистической парадигмы, согласно которой люди — лишь высокоразвитые животные или машины, состоящие из органических элементов. Характерно, что русская научная мысль изначально не признала механицизм естественного отбора и видообразования Дарвина, согласно которому человек произошел от обезьяны, и противопоставила ему принципиально иное понимание природы человека — «морфологический принцип» Н. Я, Данилевского: виды (типы) органического мира не развиваются посредством превращений и восхождения по ступеням единого процесса совершенствования. Они изменяются только в плоскости своего индивидуального существования по собственным имманентным законам, реализующим идеальные жизненные начала2. Похоже, что последние археологические находки, продлившие время существования человека-разумного, человека, сравнимого с современным, за миллион лет, работают не в пользу теории Ч. Дарвина.

Если человек явление божественное, то с какими сакральными сущностями можно сопоставить его? Оказывается, он сравним с самим богом: «Человек — это смертный бог, а небесный бог — бессмертный человек»3. Мир и человек — отражение друг друга. Бог правит миром совместно с человеком.

Второе, о природе человека. Человек от природы двойствен. До телесного происхождения он уже существовал в мире сверхчувственного как духовный человек. Соотношение между двумя состояниями сущности человека таково: в сверхчувственном мире человек — само совершенство. В явленном мире он — прообраз низшего человека и ему еще предстоит стать личностью. Человек бывает то тем, то другим, сообразно его мыслям и действиям. Таким образом, к человеку следует относиться как к духовно-материальному существу, в его жизни все имеет и ту, и другую сторону и между материальным и духовным нельзя провести четкой грани. Это положение возводит духовное начало в субстанцию сущности человека. Человек — «это прежде всего душа; душа является средоточием наших мыслей, чувств; в душе рождается любовь. Душа — суть Искра Божья, исшедшая от истока, коим является Всевышний. „И мы на Земле, как искра"»4. Индивид, с утратой духовности, одной из составляющих его сущности, перестает быть человеком полноценным.

В земном человеке духовное начало необходимо для развитая души, чтобы она стала разумней и лучше (душа имеет жизнь вечную, но на Земле ее пребывание временно). Но этим назначение духовного начала не исчерпывается: оно является тем ключом, который открывает человеку доступ к использованию огромной созидающей силы — энергии духа (душа подчиняется «Сверхдуше — Святому Духу», живущему в сердце человека). Чтобы энергия духа не была применена во вред, природой предусмотрена преграда: «Силы животной природы могут использоваться как эгоистичным и мстительным, так и бескорыстным и всепрощающим; силы духа предоставляются лишь совершенно чистому сердцу». «Невозможно использовать духовные силы, если в операторе имеется хотя бы маленький оттенок эгоизма. Ибо, пока намерение не является полностью чистым, духовное будет трансформироваться в психическое и может произвести ужасный результат»5. В учении Буса Белояра о Пути Правн сформулирован нравственный идеал6: нужно стремиться жить так, чтобы слиться с богами в единую Правду, для чего необходимо иметь чистые души и светлые помыслы. Понятие «чистая душа» развито Н. К. Рерихом. Чистая душа — душа без негативной психической энергии. В рассуждениях Н. К. Рериха о чистой душе внимание акцентировано на позитивной роли положительных помыслов (любовь, совесть, сопереживание) и отрицательном воздейст-

вии негативных помыслов (эгоизм, жадность, безразличие). Важно направить устремления человека к знаниям и добру. «Бог присутствует в сердце человека как Истина, как знание об Истине, как Знание о том, что Правильно, что есть Правь. Бог присутствует в сердце как Совесть». «Если человек живет „по Правде", „по Совести", значит, он не утратил связь с Богом. Его душа обращается к Сверхдуше»7.

Тайна человека — в происхождении его. Человек сотворен так, что в него вселены и формы из мира умопостигаемого: «...он создан из духа и тела, природы вечной и природы смертной, дабы составленная таким образом тварь могла по причине своего двойственного происхождения увеличивать свои возможности и могущество». Двойственная природа человека привносит в его существование явное противоречие: тело живет по законам биологического времени; душа — вне пространства и времени, подчиняется законам вечности.

Из мира умопостигаемого, обители сущностей, человек наследует качества, которые присущи еще только богу: душу, ум и способность творить небывшее — постигать и совершенствовать мир и себя самого посредством труда. Из этого вытекает еще одна очень важная посылка, объясняющая потенциальные способности человека-мыслящего: то, что человек имеет в своей сути как существо духовное, он способен проявить в эмпирическом бытии, в чувственном мире. Человек создан как саморазвивающаяся субстанция. Он должен всегда к чему-то стремиться, развивать не только тело, но и дух.

Противоречие между внешним, чувственно-воспринимаемым миром и внутренними, ненаблюдаемыми мирами, которые носит человек в себе, разрешается в процессе конструирования людьми социального мира. Человек способен превратить возможный мир, который держит внутри себя, в действительность: в процессе творчества он использует закономерности не только чувственного, но и ненаблюдаемого мира и создает новую реальность с совершенно иными, не существующими в природе, свойствами. Социальный мир имеет свои атрибуты, отличные от атрибутов, по которым живет тело человека: жизнь социума протекает по законам социального времени. И человек, как существо общественное, также живет в социальном времени. Человек одновременно проживает две жизни — биологическую и социальную. В общественном существовании он способен продлить свою жизнь за пределы биологического времени. Но, чтобы прикоснуться к вечности, его образ и деяния должны иметь социальное значение, выходящее за рамки текущего, уходящего, и навсегда остаться в настоящем: у вечности нет прошлого; вечности присуще только состояние настоящего, бытие в полном покое, без перехода в будущее.

Новые качественные характеристики сотворенного человеком мира отчетливо проявляются и в мире-хозяйстве: хозяйство не только явление измененной человеческим трудом природы, оно в такой же мере и явление духа, более того, оно — отражение силы человеческого духа. «Хозяйство не есть явление мертвой, материальной природы, оно насквозь пропитано духовной энергией человека». И сам «труд есть явление духа, а не материи, он имеет духовные основы». «Хозяйство есть обнаружение силы человеческого духа»8.

Способность к творческому труду даровано человеку из мира сверхчувственного, где властвует вечность. Труд не только продлевает его земную физическую жизнь, он делает жизнь человека собственно человеческой. Трудовая культура — это хозяйственно вызываемый рост жизни, и только в этой вновь сотворенной жизни действительно выражены обе стороны человеческого бытия: физическое существование и духовная жизнь.

Учение о хозяйстве, чтобы действительно стать таковым по содержанию, не должно обходить стороной проблему духа: человек — существо духовно-материальное; духов-

ные основы имеет труд; духовной энергией человека пропитано хозяйство. Под воздействием духа формируются типы сознания, проявляются характерные психологические, нравственные и эстетические устремления человека. Дух является фактором образования ценностных ориентация человека, регулирующих характер н стереотип хозяйственного поведения. «Дух хозяйства есть опять-таки не фикция, не образ, но историческая реальность. Всякая хозяйственная эпоха имеет свой дух и, в свою очередь, является порождением этого духа»9.

Изучение проблемы духа и души никогда не ограничивалось сферой религиозного знания. Философская и научная мысль также пытаются познать их природу. О том, какое значение придавали познанию духовного начала человека самые выдающиеся умы, можно судить по предсмертному поступку Сократа, древнегреческого мыслителя. Сократ пострадал за истину: власть имущие сочли его философские рассуждения о мироздании, людях и боге опасными для греческого общества и по ложному обвинению приговорили к смерти. Мудрец спокойно выпил чашу с ядом и умер, окруженный учениками. В свой смертный час Сократ беседовал с учениками о сущности бессмертной души: в земном мире все изменчиво, все преходяще, вечна лишь душа.

Приведем несколько устоявшихся характеристик этого феномена, которые признают и используют представители разных областей знания: душа ближе к умопостигаемому бытию, она — сверхчувственная реальность (по другой версии, душа — субстанция Тонкого мира); душа — непорождаема и бессмертна, является категорией не времени, а вечности, она обладает уникальной способностью — прийти в земную жизнь и не отразиться в ощущениях; душа — самодвижущаяся субстанция, является началом всякого движения и возникновения; душа суть проявления бессмертного в смертном существе, она существует до того, как воплотиться в человеческом образе, и продолжает существование в мире сверхчувственного (соответственно, Тонком мире, Том свете) после смерти человека. Смерть есть отделение души от тела, а жизнь — соединение души с телом; душа снашивает много тел, она пользуется телом человека, исследуя что-либо с помощью чувств, и при этом стремится стать лучше и разумнее. Душа выполняет в жизни человека определенную функцию: через нее поддерживается связь с миром умопостигаемым. Душа является субстанцией Мирового разума. Итак, не только телу нужна душа, но и душе требуется тело.

Современному человеку отказано в способности черпать знания из информационного поля Вселенной. Но каналы связи с Высшим разумом сохранены, и не только через посредников — посвященных и сыновей Божьих. Согласно теории человека, люди связаны с Высшим разумом через процесс мышления. Данная связь имеет следующие характеристики10: а) мыслящие индивиды — средства синтеза возможностей их внутренних миров со свойствами всеобщего основания Вселенной. Быть такого рода синтезатором — основная космическая функция человека; б) через процесс мышления человек становится причастным к изменению универсальной реальности; само мышление есть способность человека в качестве субъекта единого информационного поля Вселенной; в) человек мыслит, используя информационные возможности единого поля, законы которого определяют его эволюцию; око — необходимое условие саморазвития мыслящих индивидов; г) информационное поле в свою очередь воспроизводится в результате деятельности человека; саморазвитие человека и функционирование информационного поля — взаимосвязанные процессы: тайна его порождения в человеке как мыслящем субъекте; д) в информационном поле человек создает свое новое, континуальное (бессмертное) тело: здесь он выходит за пределы жизни в ее определенной, белково-нуклеиновой форме и попадает из времени и пространства в вечность (вечность — противоположная

длительности мера времени). Поэтому человек вечен в той мере, в какой содействует порождению информационного поля Вселенной.

В литературе понятие «Тонкий мир» трактуется с большей определенностью, нежели мир сверхчувственный. Основная посылка — это мир психической энергии, мир волновой формы жизни, которая протекает вне пространства и времени, подчиняется законам вечности. В основании данного теоретического положения лежит гипотеза о материализации психической энергии, волновой вариант жизни. Популярное изложение этой гипотезы дается в работах Э. Р. Мулдашева". В философской литературе обсуждается теоретическая возможность создания теории квантово-волнового мозга: «Согласно квантовому подходу психические процессы, протекающие в головном мозгу, есть процессы квантово-во л новой, а не классической сущности, которые осуществляются в пространстве и времени системой взаимосвязанных между собой нервных клеток квантового типа, образующих ветвящуюся иерархическую структуру»12. Волновой и материальные аспекты жизни взаимосвязаны между собой, как связаны тонкий и физический миры. Душа — часть энергии Вселенной. В Тонком мире она проявляется как энергетический сгусток в виде полей кручения. В физическом мире проявлением торсионных полей является инерция. Торсионные и ротационные геофизические поля рассматриваются в качестве элементов внутренней структуры эфиросистемы Земли. Здесь мы находим их в мире психической энергии и в новом качестве.

Процесс мышления наукой пока не разгадан. По одной из гипотез человек-мыслитель использует информационные возможности единого поля Вселенной. По мнению сторонников волнового варианта жизни, человек-мыслящий обязан духу, который, войдя в тело новорожденного при первом его вдохе, включает в работу мозг. Мозг активизирует поля, ребенок начинает мыслить. Человек становится человеком. Человек под-питывается энергией Тонкого мира через душу: хотя процесс мышления сам является источником энергии, при мышлении дополнительно используется и энергия Тонкого мира. Одновременно мозг, задействуя энергию физического мира, закручивает торсионные поля Тонкого мира и этим помогает духу в процессе мышления. Кроме того, мозг генерирует дополнительные торсионные поля Тонкого мира, формирует душу (биополя) в виде астрального, эфирного, ментального и других тел, помогающих человеческому организму в процессе его функционирования. Предположение о том, что для мышления нужна дополнительная внешняя энергия, высказывают и некоторые исследователи мозга. «Советский ученый Николай Кобозев, изучавший процессы мышления на атомном уровне, пришел к удивительному выводу: молекулярная материя мозга сама по себе не способна обеспечить мышление, для этого необходим внешний источник потоков так называемых фермионных частиц»13.

Войдя в тело человека, дух отделяется от Высшего разума: срабатывает принцип — реализуй себя сам. Прежде такая связь могла существовать. Высказывается предположение, что у человека имелся специальный орган — «третий глаз», который принимал частицы сверхвысоких энергий Высшего разума. Вселившийся в тело современного человека дух обладает только способностями, начальный потенциал которых определяется предыдущими воплощениями (карма). После смерти человека первым покидает тело дух в виде волнообразного облака, которое, как утверждают свидетели, может быть видимым. Удалось даже измерить его вес — 21 грамм.

Во всей Вселенной сверху донизу действует закон тройственного единства: сущность, проявление и вещество. Содержание этого закона изложено в Доктрине Гла-гола-Света Гермеса Трисмегиста14. Троичность Бога (он в одно и то же время и разум, и сила, и материя) обусловила тройственную природу человека: он единство духа, души и тела. Дух и душа, видимо, соотносятся как сущность и проявление. Под душой в на-

учном знании понимают систему биополей или тел человека, энергетический сгусток в виде полей кручения. Вокруг этого закрученного пространства содержится информация о функционировании человеческого тела (астральное тело) н о процессе мышления (ментальное тело).

Поскольку лишь отдельные люди обладают способностью видеть биополя (ауру), то в их существование в явленном мире мало кто верит. С помощью современных технических средств отдельные формы невидимого, сверхчувственного мира становятся видимыми. Уже изобретен генератор биополя, позволяющий обычному человеку наблюдать свое биополе. Некоторые характеристики этого феномена удалось подтвердить экспериментально. Так, установлено, что аура имеет в физическом мире определенные свойства и материальные проявления, ее можно изучать'.

Человек хотя и наделен божественными качествами, но как явление сотворенное, т. е. имеющее начало, смертен. Будучи несовершенным, он не способен войти в сообщество с совершенным, вечным. Еще Сократ говорил, что для человека природа богов непознаваема. Но в данном случае он лишь повторил то, что сказал в свое время Гермес Трисмегист: смертный не способен понять бессмертное. Чтобы понять бога, человеку нужно сделать себя подобным богу, т. е. стать вечным. Отсюда постоянное стремление человека обрести бессмертие, навсегда остаться в настоящем. Но он не может изменить свою двойственную природу и обречен подчиняться законам чувственного мира.

Изобретательный ум человека ищет способы уйти от времени и пространства в вечность. Непрерывное существование отдельный человек обретает в человечестве как едином целом. На пути духовного, нравственного развития отдельные выдающиеся личности совершают значимые для человечества добрые дела, по своему влиянию на общественное сознание далеко выходящие за хронологические границы текущего времени, и навечно остаются в его исторической памяти. Но такое дано не всем.

В культуре буддизма отработана особая технология — периодическое вхождение в состояние «саматн», когда, как полагают, душа сообщается с Тем светом, но тело остается в обычном состоянии. В данном случае секрет долгожительства видят в замене отживших клеток на новые и предупреждение их ракового перерождения. Адепты достигают этого за счет специального воздействия на свое биополе. И такая возможность, видимо, не столь фантастична. Об этом свидетельствует феномен Хамбо-ламы16.

Секрет долгожительства через вхождение в состояние «самати» также доступен не каждому. Беда в том, что желание жить вечно чаще приходит к людям эгоистичным, достигшим богатства и власти. Эгоизм использует силы животной души, а данный метод обретения долгожительства пригоден только для людей с чистой душой и благими намерениями (благие деяния — это взаимопомощь, творчество и созидание).

Поэтому ученые-энтузиасты ищут способы достижения вечной жизни, доступные каждому желающему на генном уровне, через клонирование, т. е. получение генетически однородного потомства путем бесполого размножения.

На пути к бессмертию человек-мыслящий уже давным-давно сделал первый и, безусловно, правильный во всех отношениях шаг: используя свой ум, силу духа и способность творчески переделывать мир природы, он создал систему жизнеобеспечения, позволяющую ему уменьшить свою зависимость от сил природы и трудом продлить свою земную жизнь. Человеческая деятельность обрела специфическую форму социальной активности, в результате которой человек не только осваивает и преобразует окружающий мир, он сам преобразуется, становится более совершенным, развивает свою внутреннюю природу: приобретает качественно новую способность к труду, овладевает новыми знаниями, накапливает опыт нравственного и хозяйственного поведения. В рус-

ской культуре трудовая человеческая деятельность традиционно воспринимается как триединство — духовного смысла, общности цели и индивидуального творчества.

Согласно древней традиции, человека принято сравниваггь с высшей сакральной сущностью. Попытаемся найти нечто схожее в их деяниях. Бог творит постоянно, совершенствуя созданный им мир: «не может существовать ни творец без творения, ни творение без творца». Бог творит словом. Человеку (по крайней мере, современному) такое не дано, хотя он и научился уже продуктивно использовать огромную призывающую и созидающую силу своего слова. Творческое созидание и даже самый рутинный труд требуют от современного человека усилий мозга, нервов, рук. Труд остается тяжелой обязанностью, прямой противоположностью развлечения. Человека принуждает к труду, прежде всего, страх голодной смерти: основная масса людей погибла и в наше время погибает не от войн и не от природных катаклизмов, а от слома системы жизнеустройства — хозяйства и государства. Хозяйство создает средства к жизни, а государство охраняет хозяйство от беспорядка, осуществляет правосудие, обеспечивает внешнюю безопасность. Как видим, человек-творец тоже зависит от своего творения, но зависимость эта имеет иное смысловое выражение.

Творческая способность человека уникальна Он наделен сознанием и, в отличие от природы, в процессе созидания использует два источника самодвижущейся силы: причинность через необходимость (по примеру природы) и причинность через свободу выбора. Поэтому сущность творимого человеком мира состоит в непрерывно рождающемся будущем. Новое чувственное бытие, символическая реальность возникает из творческого процесса. Но так как человек создал мир, хотя и из вещества и сил природы, но отличный от природного мира, то его творение также не может существовать без творца.

Законы развития мира, сотворенного человеком, подобны законам природы, поскольку они выражают причинность через необходимость и поэтому имеют объективный характер, не зависят от воли человека. Однако эти законы выражают и другую связь, которой нет у естественных законов природы, — причинность через свободу творчества, и потому они не отделены от субъективной, осознанной деятельности людей. Этим обусловлено их отличие от законов природы: 1) устойчивость экономических законов определяется устойчивостью исторической среды, т. е. они не вечны, им присуща пространственно-временная характеристика; 2) экономические законы лишены внутреннего источника самодвижения. Хозяйственные акты автоматически не осуществляются. Для этого требуется осознанная деятельность людей, причем необходим непрерывный творческий процесс. Человек сам обязал себя трудиться постоянно. И в этом он схож с Богом.

Итак, Бог творит постоянно. И человек обязан трудиться постоянно. Состояние постоянной зависимости творения от творца и творца от творения переносится на мир-хозяйство и образует одну из его качественных характеристик: как явление, сотворенное существом рожденным и потому смертным, оно имеет начало и конец, но исчезновение хозяйства означало бы и уничтожение человечества.

Хозяйство необходимо современному человеку для того, чтобы могло жить его тело, чтобы он мог размножаться в земной жизни вне зависимости от природной, естественной кормовой базы, уйти от зависимости, свойственной всем биологическим видам. Без тела и душа не может выполнить свою функцию в мире чувственном. Но это лишь одна сторона правды, она не затрагивает истинного предназначения человека в процессе миротворчества. Создаваемый человеком мир соответствует его двойственной природе, имеет два качественно различных уровня: материальный и духовный. Человек своим трудом создает материальные (вещественные) и духовные (невещественные) блага. Они имеют разное предназначение. Если исходить из сути человека, то приоритетную роль

играет духовное богатство: оно способствует его нравственному совершенствованию, духовному обогащению и готовит человека к выполнению его космической функции. Русская культура изначально признавала и ныне признает относительную ценность материального и абсолютную ценность духовного богатства. В Западном мире, давно ушедшем в глубины материального, биологического, в абсолютную ценность возведено материальное богатство.

Человек одновременно работает на мир чувственный и на умопостигаемую реальность. Своей деятельностью он не только производит богатство. По мере повышения производительной силы труда времени на создание условий физического существования требуется меньше, и человек все активнее включается в создание универсальной реальности в качественно разнообразных формах ее осуществления.

К такому деянию человека объективно побуждает его зависимость от космической жизни: «Человек все еще недостаточно сознает глубину своей связи с космической жизнью. Нёкогда он непосредственно чувствовал глубину этой связи и ощущал себя пребывающим в самых недрах космической жизни». По мере усложнения предмета человеческого творчества такая зависимость только возрастала: «Наше планетное хозяйство окружено со всех сторон опасностями. Наша агрикультура находится во власти космических сил, которыми она окружена. Перед человеком стоит задача создания космического хозяйства»™.

В наше время проникновение человека в тайны универсальной реальности начинает принимать форму потребности, осознанного запроса, необходимого для поддержания жизнедеятельности индивидов и сообщества в целом, и становится внутренним побудителем деятельности людей. Человечество выходит на качественно новый уровень существования и взаимосвязи с Вселенной.

Мы коснулись еще одной качественной характеристики мира-хозяйства — его трансцендентности (трансцендентный — выходящий за границы возможного опыта, недоступный пониманию).

С. Н. Булгаков, родоначальник отечественной философии хозяйства, выделил следующие признаки трансцендентности мира как хозяйства. Первое. Хозяйство — это нечто целое, некоторая единая деятельность, выходящая за пределы отдельных хозяйственных актов и развивающаяся по своим особым нормам. «То, что называется хозяйством, в смысле эмпирическом выражается в множестве раздробленных хозяйственных актов, совершаемых отдельными людьми на протяжении времени и пространства. В ге-нерическом понятии хозяйства мы поднимаемся над этими частными раздробленными актами и рассматриваем их как проявления некоторой единой функции, обладающие известной связностью, единством иного рода, чем только их алгебраическая сумма. Динамически они представляются нам частичными, отрывочными проявлениями некоторой единой деятельности, подчиненной в развитии своим особым нормам. И эти нормы нельзя установить чисто индуктивным путем, исследуя каждый отдельный хозяйственный акт в его конкретности. Они могут быть установлены лишь a priori, из анализа все-общеприложимых или трансцендентальных условий хозяйства. Этот трансцендентальный анализ хозяйства, конечно, исходит, а вместе с тем и упирается в хозяйственный опыт». «Мы не усмотрели бы в хозяйстве самого существенного его содержания, за отдельными хозяйственными актами не увидали бы самого хозяйства, если бы не остановили в достаточной мере внимания на целом, выходящем за пределы этих отдельных актов».

Второе. Проявление единой функции — родовой признак хозяйства, свидетельство общественного характера производства. «Всеобщим и априорным предположением хозяйства представляется родовой, или, что то же, исторический, характер этой деятель-

ности». «Хозяйство — процесс общественно-исторического развития. Оно есть процесс не только коллективный, но и качественно общественный. Общественность есть его природное свойство. Всякий индивид, вступающий в хозяйство, занимает в нем некоторое свое, как бы приготовленное место. И потому индивидуальные усилия и личные деяния получают здесь общественное, транссубъективное значение». «Хозяйство должно уже существовать в своих основах, чтобы возможны были эти отдельные акты, а не наоборот: они суть не слагаемые, не дроби, но части органического целого, которое больше простой суммы своих частей; и лишь оно определяет их смысл. Каждый хозяйственный акт только в хозяйстве, в некоторой органической среде, получает свое определенное значение». «Хозяйство есть органическая, синтезирующая деятельность, существующая как бы поверх отдельных ее проявлений, которые, вступая в этот круг, получают в нем свою качественную определенность. Хотя непосредственно хозяйство в каждый данный момент существует в тех, кто эту энергию фактически развивает, однако оно с ними не сливается и ими не исчерпывается. Наоборот, они вступают и выступают из хозяйства, но само оно, как функция, как единая деятельность, и существовало ранее их, и будет существовать после. Этим хозяйство характеризуется как процесс не индивидуальный, но родовой и исторический».

Третье. Субъектом хозяйства как единой функции являются, не отдельные индивиды, а историческое человечество. «Хозяйство обобществлено уже самим существом дела, ибо в действительности хозяйство ведут не индивидуумы, но чрез индивидуумов — историческое человечество. Истинным и притом единственным трансцендентальным субъектом хозяйства, олицетворением чистого хозяйства, или самой функции хозяйствования, является не человек, но человечество. Хозяйство было бы невозможно и непонятно вне предположения о том, что существует такой трансцендентальный носитель хозяйственной функции, вносящий единство и связность в разрозненные акты хозяйства, их организующий. Вне предположения о таком субъекте все эти отдельные хозяйственные акты рассыпались бы, как ничем не связанные, и не интегрировались бы в целое, оставаясь лишь в своей обособленности».

При анализе трансцендентальности хозяйства С. Н. Булгаков исходит из учения Аристотеля о приоритете целого над частями и целей над механизмом. «Хозяйство вообще, существующее прежде отдельных хозяйственных "явлений" (конечно, в смысле логического, а не хронологического приоритета) и составляющее для них как бы a priori, естественно, должно остановить на себе внимание историков и экономистов, хотя вопрос этот и стоит за порогом эмпирического исследования или экономической науки, есть проблема философии хозяйства». Он сравнивает трансцендентальную проблему хозяйства с подобной проблемой знания: «В этом отношении трансцендентальная проблема хозяйства представляет полную аналогию с трансцендентальной проблемой знания вообще: существует ли трансцендентальный субъект знания, носитель функции знания вообще, обосновывающий собой отдельные акты знаний и их собой интегрирующий? Трансцендентальная природа знания в настоящее время может почитаться более или менее выясненной, напротив, к выяснению трансцендентальной природы хозяйства до сих пор не приступали»1 .

С тех пор в научном познании трансцендентальной природы хозяйства мало что сделано. Хотя ныне эта проблема приобрела еще большую актуальность. Современный человек значительно усилил свое непосредственное влияние на структуру реальности: сам создает виртуальную реальность и уже живет в ней. Под его воздействием чувственно-воспринимаемый мир эволюционирует в квантово-виртуальный и сверхчувственный19.

Итак, обнаруживается новая взаимозависимая связь: мир природы — трансцендентен; человек — трансцендентен и созданный им мир (в том числе хозяйство) также трансцендентен. Проблема хозяйства выходит за пределы экономической науки, возникает необходимость подключения к учению о хозяйстве философского знания. Но при-знание такой необходимости научной мыслью явно запаздывает.

Осознание все ббльшим количеством людей хозяйственной природа жизни, ощущение ими мира как хозяйство способствовало утверждению в общественном сознании экономического материализма. Но, как это нередко бывает в науке, «понятия наиболее общие и основные и в силу того наиболее привычные подвергаются критическому анализу позднее других, производных, второстепенных и частных». Научное понятие «хозяйство» со времени Аристотеля фактически не подвергалось философскому анализу и критической обработке. В силу чего «в философском и научном смысле для экономического материализма (как и вообще для экономизма) понятие хозяйства само является неизвестным».

Тому способствовал ряд обстоятельств. Во-первых, экономическая наука, выйдя из системы философского знания, ограничила сферу своего интереса экономикой, т. е. лишь одним из срезов хозяйственных отношений, которые отражают только товарно-денежную сторону хозяйства. Во-вторых, хозяйственная жизнь усложняется: поле действия стоимостных, рыночных отношений ограничено, они оказались неспособными отразить все аспекты системы жизнеобеспечения. В России к началу XX в. сложилось хозяйство с неоднородной структурой, в котором разные уклады не подавляли друг друга, а органически сочетались; выделились рыночные и нерыночные зоны. Оно не вписывается в определения классической политической экономии. Неоднородность структуры принимается за признак незрелости. В мире обострились экологические, гуманитарные и социальные проблемы.

В отличие от экономики, хозяйство решает весь комплекс задач воспроизводства социума со всеми его социальными, историческими и культурными особенностями. Что касается эффективного производительного использования наличных ресурсов, стремление получить при этом наилучший результат в форме прибыли — то все это лишь средство достижения цели. Поэтому ни одна из существующих экономических теоретических концепций, в том числе классическая и неоклассическая, изучающие лишь одну сторону символической реальности, да и то в урезанном виде, не оказалась способной достоверно отражать постоянно изменяющуюся действительность хозяйственной жизни. Возникла потребность в новой дополнительной системе знаний о хозяйственной жизни — философии хозяйства. Практическое решение такой задачи началось в российской научной мысли. Родоначальником нового философского направления стал русский мыслитель С. Н. Булгаков.

Философия хозяйства, по замыслу ее родоначальника, должна изучать не отдельные процессы хозяйственной жизни, а хозяйство вообще, как единую функцию, исследовать хозяйственную систему комплексно, с учетом мировоззренческих посылок, рассматривать наиболее общие законы развития хозяйства20: «Что такое хозяйство? или как возможно хозяйство? каковы его предусловия и основоположения? каково содержание хозяйственного акта, его субъект и объект?» При этом обращает на себя внимание следующее: а) «проблема хозяйства берется в троякой постановке: научно-эмпирической, трансцендентально-критической и метафизической»; б) органическое целое, хозяйство как единая функция, обладает эффектом синергизма — оно «больше суммы своих частей и лишь оно определяет их смысл».

В центре философии хозяйства «стоит антропология — учение о Человеке в природе». Поэтому ей предстоит дать ответ на ряд «вековечных загадок о человеке»: «Есть ли

человек вещь, объект, истолкование которому нужно искать в безличном, тоже объективном мире вещей и механизме вещей, определяющем хозяйственный процесс, или же, наоборот, последний сам объясняется из природы хозяйственного субъекта, порождается его деятельностью, запечатлевается его субъективностью? Эта серия общих и предварительных вопросов в значительной степени предопределяет собой содержание философии хозяйства»,

Философия хозяйства изучает и проблему эсхатологии — самоуничтожения системы. Информация о конце включает положение об уничтожении хозяйства через разрушение трудовой культуры. Любая система содержит в себе антисистему, ее движение осуществляется не только по пути прогресса, но и регресса.

Различие между философией хозяйства и экономической наукой обнаруживается не только в том, что она рассматривает хозяйство и отдельные его стороны как целое, «в свете строения этого целого», но и в способе подхождения к объекту, в постановке проблемы. Отметим ряд принципиальных особенностей нового направления исследования.

В противоположность экономическому материализму, философия хозяйства утверждает не приоритет хозяйства, а «примат жизни, который выражается в потенциальной оживляемости всего сущего, для нее не существует ни безусловного механицизма, ни мертвой материи как самостоятельных начал, объясняющих собою явления бытия. И то и другое есть лишь обморок жизни, ее изменчивая граница, постоянно преодолеваемая и сжимаемая наступательной энергией жизни».

Принципиально новым оказался и подход к определению субъекта хозяйства — признание «всеобщего трансцендентального субъекта хозяйства, носителя хозяйственной функции. Таковым субъектом может быть только человечество как таковое, не коллектив или собирательное целое, но живое единство духовных сил и потенций, к которому причастны все люди, умопостигаемый человек, который обнаруживается эмпирически в отдельных личностях».

Особое внимание придается творческому началу человека-мыслящего: человек — художник своей жизни, черпающий силу и вдохновение в себе самом; творчество — явление духа. Дух присутствует во всех творениях человека; творчество развивает индивидуальные начала: «индивидуальность есть подлинно творческое в нас начало»; творческое начало неугасимо и в хозяйстве: хозяйство — «творческая деятельность разумных существ, необходимо осуществляющих в ней свои индивидуальные начала»; способность к творческому труду человеку дарована из мира умопостигаемого, возможности творчества выходят за пределы чувственного мира: человек рассматривается как «микрокосм, распространяющий свое влияние в макрокосме. Этому микрокосму принадлежит центральная, единящая роль в макрокосме, образующем для него периферию, а вместе с тем и объект хозяйственного воздействия. Человек представляет собой как бы «стянутую Вселенную», а космос — потенциальное поле человека. На этой связи основана возможность постепенного овладения природой в научном знании и хозяйственном воздействии».

Философия хозяйства как система идей, взглядов, учение о наиболее общих законах развития хозяйства имеет «два лица, из которых одно обращено к философии, другое к социальной науке, в частности к политической экономии. Общие ее положения должны быть сличены с соответствующими положениями социальных наук и установлена связь между ними. Свою общую теорию науки философия хозяйства может применить и к социальной науке»: на их основе вырабатываются методологические принципы, которые должны быть положены в основании экономической науки.

Культура и хозяйство развиваются во взаимодействии: в хозяйстве культура творится, вся она имеет хозяйственную подоснову; само хозяйство есть духовно-культурная ценность, оно — продукт трудовой культуры.

В современном философском знании характеристики культуры уточнены: а) как система ценностей культура — символическая реальность, создавая которую человек творит новый тип бытия с пространственно-временными и причинными отношениями, отличными от природных. Символическая реальность трактуется как мир объективируемых человеком возможностей, нереализованных в предшествующем цикле космической эволюции; б) культура — это внегенетический «код» развития человека и сопряженного с ним природного мира, способ разрешения фундаментального противоречия, свойственного им; в) материальная и духовная культура — проявление универсальных возможностей мышления. К сказанному следует добавить, что культура способна существовать и развиваться лишь как единство во множестве, т. е. в многообразии форм проявления символической реальности. И лишь в таком состоянии она превращается в главный фактор развития человека.

Философия хозяйства разрешает проблемы теории науки «в смысле соединения трансцендентального идеализма с экономическим прагматизмом в учении о хозяйственной природе знания и о трансцендентальных (априорных) его основах, причем это соединение возможно лишь на почве центральной метафизической идеи — о человечестве как трансцендентальном субъекте хозяйства».

Взаимодействие человека с природой в ее творческом преобразовании происходит на качественно различных уровнях. На уровнях первого порядка человек воспроизводит природные предпосылки своего существования. Этим обстоятельством определяется и характер его искусственных органов — орудий труда. Ныне человек все более выходит за пределы условий бытия своего организма, он начинает проникать в сущность иного, более высокого порядка. Труд человека из деятельности по воспроизводству его биологического существования превращается в деятельность по производству сверхорганических потребностей. В орудиях труда теперь воспроизводятся особенности микродвижения — квантового (бестраекторного) движения. Электронная техника преобразует основу технократической цивилизации. Человек получает возможность создать новый тип биосферы, состоящей из биологических организмов и технических средств, моделирующий их свойства.

С выходом на качественно новый уровень существования и взаимодействия человека с природой существенно меняются многие аспекты его социального бытия: цели социального развития; предназначение хозяйства; социальная значимость способностей человека как субъекта, который «имеет основание в самом себе». На уровне взаимодействия первого порядка основная цель общества определяется потребностью воспроизводства природных условий бытия человека. Универсальные способности человека выступают преимущественно в качестве средства для достижения цели. На уровне взаимодействия второго порядка основной целью общества является реализация внутренних миров, развитие самого человека как субъекта множества миров. На первый план по социальной значимости перемещаются универсальные способности человека. Производство вещей и воспроизводство природных предпосылок существования человека превращаются в средство реализации универсальных возможностей человека. Срабатывает закон космической эволюции человека и природы: человек как результат развития природы становится средством превращения в действительность множества возможных миров, субъектом которых он являетея21.

Итак, в процессе эволюции мир-хозяйство меняет свое социальное лицо и назначение. Пока человек не приступил к целеустремленному переустройству Вселенной, оно

является основным и определяющим в деятельности человека. После такого перехода земное хозяйство превращается в вспомогательную функцию деятельности человека как преобразователя Вселенной, создающего космическое хозяйство.

Уже в наши дни мышление человека приобретает экономическое значение непосредственной производительной силы общества. Экономическую теорию не может не заинтересовать это новое явление. Вообще, чтобы не оказаться на обочине, она будет вынуждена формировать свои знания с учетом закономерностей не только символической, но и универсальной реальности, выводов философии о трансцендентности мира, человека и хозяйства.

Мир — единство во множестве. Структура реальности включает несколько уровней. Человек сопричастен с различными аспектами реальности. Для нашего исследования достаточно выделить три уровня: универсальная реальность — ненаблюдаемое начало, из которого возникает все сущее, в том числе и земной мир в двух вариациях его проявления — как чувственно-воспринимаемый и бесчувственный. Форма ее бытия — квантовый вакуум; символическая реальность — мир объективируемых человеком возможностей, нереализованных в предшествующем цикле космической эволюции, иначе — новый тип бытия, созданный человеком; виртуальная реальность — один из видов символической реальности, который создается на основе компьютерной техники. Информационные технологии — средство формирования виртуальной реальности.

Человек един во всех формах своего бытия. Теперь уже очевидно — он существует в природном мире и одновременно не только в нем. У него появились новые возможности для применения своих универсальных способностей. Философия хозяйства исходит из того, что современный человек живет и действует ниже своих эволюционных возможностей, у него — большие и пока не проявленные способности к саморазвитию. Разработанные ныне виртуальные технологии позволяют конструировать символическую реальность на принципиально новых принципах, включая в них элементы человеческой деятельности и сознания. Большинство воздействий, состояний и событий, достигаемых в таких виртуальных реальностях, могут быть реализованы и уже используются в обычных символических реальностях, включая идеологические системы (манипуляция общественным сознанием — один из тому примеров).

Появился новый стратегический ресурс социального развития: мышление превращается в реальную универсальную про изводи тел ьную силу общества. Использование этого стратегического ресурса становится основой мощи человечества, его истинным потенциальным богатством. Наши представления о системе образования изменятся в корке: необходимо обучить человека мыслить, развивать его мыслительные способности.

Итак, учение о хозяйстве — учение о человеке хозяйствующем, о человеке, переустраивающем мир природы и вызывающем к жизни новые виды реальности. Структура реальности под воздействием человека претерпевает постоянные изменения.

Мир-хозяйство — явление многопричинное. Явленный мир как продукт творчества отличается от мира, задуманного человеком; в нем присутствуют формы из чувственно воспринимаемой реальности, он — трансцендентен. И потому созданную новую реальность нужно изучать.

Учение о хозяйстве включает науку о хозяйстве и философию хозяйства. Каждая ветвь знаний изучает мир-хозяйство только ей доступными методами и под особым углом зрения. Они не повторяют, а дополняют знания о предмете и в совокупности образуют цельное знание.

ЛИТЕРАТУРА

' Книга Велеса. Перевод и пояснения А. И. А сова. СПб., 2000. — С. 111.

2 Данилевский Н. Я. Россия и Европа. СПб., 1995.

3 Гермес Трисмегист и герметическая традиция Востока и Запада. Киев; М., 1998. — С. 51.

4 Книга Велеса. — С. 237.

5 Блавэтская Е. Практический оккультизм. М., 2003. — С. 7.

6 Книга Велеса. — С. 109,111.

7 Там же. — С. 238-239.

8 Бердяев Н. А. Философия неравенства. Письмо к недругам по социальной философии // Русская философия собственности. СПб., 1993. — С. 294-295.

9 Булгакове. Н. Философия хозяйства. — М.: Наука, 1990. — С. 187.

10 С а ф р о н о в И. А. Философия человека. М., 2005, — С. 77,78.

" МулдашевЭ. Р.:1)От кого мы произошли? 2) В поисках города богов. — СПб.: Изд. дом

«Нева»; — М.: «ОЛМА-Пресс»; М.: «Аиф-Принт», 2003. 12 Сафройов И.А.Указ.соч. — С.73-74,

" ПисаренкоД. Тайна Третьего глаза// Аргументы и факты, 2005, № 19. — С. 17. м 111 юре Э. Великие посвященные. — Калуга: Типография Губернской Земской Управы, 1914—С. 101,102,123.

15 Аргументы и факты, 2005, Иг 19.

16 Там же. №39.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

" Бердяев Н. А. Указ. соч. — С. 210,211. " Булгаков С. Н. Указ. соч.— С. 90,91,94,95. С а ф р о н о в И. А. Указ. соч. — С. 105.

20 Булгаков С. Н. Указ.соч. — С.252-259.

21 Сафронов И. А. Указ. соч. —С. 96.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.