Научная статья на тему '«Пра-знание» как глубинная проблема духовности человека'

«Пра-знание» как глубинная проблема духовности человека Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
788
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕК / ПРА-ЗНАНИЕ / ДУХОВНОСТЬ / SPIRITUALITY / ДУХ ЧЕЛОВЕКА / ОСНОВНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ / MAIN CONTRADICTION IN THE HUMAN EXISTENCE / PRIMARY-KNOWLEDGE / MAN'S SPIRITUAL

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Меньчиков Геннадий Павлович

В данной статье рассматривается пра-знание как глубинная проблема духовности человека, как проблема разрешения духом человека его главного противоречия человеческого существования: конечности человека и бесконечности бытия, как проблема приближения к глубинному смыслу повседневности, но на светской основе.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the given article primary-knowledge as a deep-laid problem of spirituality is considered. Primary-knowledge is a problem of man's spiritual overcoming of the main contradiction in the human existence -his own finiteness and the infinity of the universe, the problem of approaching the deep sense of one's routine from the position of eternal existence but on the secular basis.

Текст научной работы на тему ««Пра-знание» как глубинная проблема духовности человека»

«ПРА-ЗНАНИЕ» КАК ГЛУБИННАЯ ПРОБЛЕМА ДУХОВНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Г. П. Меньчиков

Казанский государственный университет культуры и искусств

В данной статье рассматривается пра-знание как глубинная проблема духовности человека, как проблема разрешения духом человека его главного противоречия человеческого существования: конечности человека и бесконечности бытия, как проблема приближения к глубинному смыслу повседневности, но на светской основе.

Ключевые слова: человек, пра-знание, духовность, дух человека, основное противоречие человеческого существования.

In the given article primary-knowledge as a deep-laid problem of spirituality is considered. Primary-knowledge is a problem of man's spiritual overcoming of the main contradiction in the human existence -his own finiteness and the infinity of the universe, the problem of approaching the deep sense of one's routine from the position of eternal existence but on the secular basis.

Key words: primary-knowledge, spirituality, man's spiritual, main contradiction in the human existence.

Человек есть существо конечное, которое, однако, живет в бесконечном мироздании, при этом единственное существо, знающее о своей конечности. Данное противоречие - есть фундаментальное и ведущее противоречие человеческого бытия. Отсюда и проблема, которая, так или иначе, «занимает» каждого человека: вытаскивание этого противоречия из подвалов-кладовых своего духа и посильное его разрешение через «пра-знание».

Неоклассической наукой и практикой жизни уловлена ограниченность как чувственно-телесного, так и рационально-рассудочного познания реальности. При всем к ним уважении они не дают «незамутненного» знания о подлинности бытия - пра-знания. Сама психическая реальность, ее конструкты вторгаются с их интересами в эту подлинность, по-разному трансформируют ее. Поэтому неизбежно, чаще неосознанно возникает необходимость снятия этого наслоения, которое

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ

1 (39) январь-февраль 2011 18-24

своим субъективизмом превращает содержание духовной реальности каждого человека в искаженное, мешающее жить человеку в его собственной сущности, именно в качестве человека. Это общеизвестное наслоение значений и смыслов обстоятельств, их интерпретаций, которое вносит человеческое существо своим конструированием. Потому что человеческая психическая реальность, в отличие от животной, не отражает мир, а конструирует образы о нем и рефлексирует их, трансгрессивно нагружая означивающим означиваемое, превращаясь в духовную реальность человека (14). В ней существует как обычное знание, так и такое, которое можно назвать обобщенно «пра-знанием». Иногда его называют «над-сознанием», «сверх-сознанием», «прото-со-знанием», «пра-сознанием», «сверхценным состоянием сознания». Их мы рассматриваем гранями, подпроблемами преодоления конечности и парциальности человека. Пра-знание

Духовность - основа культуры

19

- это проблема духовного преодоления человеком своей конечности и выхода к глубинам-высотам смысла своей повседневной жизни с позиции вечного бытия мироздания на секу-лярных основаниях. Эта проблема для человека всегда актуальна, поскольку всегда будут и бесконечность, и вечность, и плохо объяснимое «томление по вечности» у любого человека. Вечным будет вопрос - соотношение бытия и/или небытия для философии и - соотношение жизни и/или смерти для человека, от которого онтологически никому и никогда не удастся увильнуть (20). Вечной будет для человека и проблема выхода к «некоему целому и вечному» за пределы повседневности и пар-циальности в своей жизни и неясное «томление по целому». Будет вечной и необходимой человеку все время как-нибудь очеловечиваться и «томление по человеку» в качестве человека. Такова уж сущность любого человеческого существа.

Обычное знание - это знание человека, несущее раскрытие какой-либо сущности, смысла и значения окружающей действительности и, в итоге, для человека. Это знание необходимое, но недостаточное - это знание вне вечности, а потому реальность бытия в нем еще не оче-видна как мир в себе. Человек здесь невольно эгоцентрирован, представляет проблему для самого себя, окружающих и мира в целом. Пра-знание - это знание о бесконечности и вечности, их сущности, смысле и значении и видение себя внутри них; это знание, выходящее в трансперсональную (надличностную) реальность, когда просыпается связь с бесконечным и вечным космосом, глубинным смыслом жизни, привязанность ко всему сущему, где сам человек является уже неотъемлемой и полноправной частью бесконечного и вечного мироздания. При пра-знании исчезает базальное чувство неудовлетворенности, пустоты и скуки и обнаруживаются онтологические смыслы мира, предметов и процессов в нем, смысл жизни как таковой, смысл жизни человека - смысл единственной неповторимой, именно моей, жизни каждого в качестве человека.

Пра-знание существует как «пра-созна-ние» и «прото-сознание». Как известно, частицы «пра-» и «прото-» означают некоторую изначальность. Пра-сознание включает свои элементы - вечную (так называемую космическую) изначальность мироздания и его мироощущение: пра-знание, пра-отношения, пра-убеждения и пра-волю человека. Прото-сознание имеет свои подструктуры - глубинную (так называемую почвенническую) изна-чальность: прото-знание, прото-отношения, прото-убеждения и прото-волю человека. В своей крайней развернутости они сходятся и охватываются одним термином «пра-знание».

В пра-знании по мере возможности происходит проникновение в трансцендентальное. (Но не в нечто мистическое, потустороннее для утверждения бытия, для чего нет фактов; если мы различаем «факты» и «события»). Пра-знание - это форма реализации человеческого томления по имеющейся вечности, бесконечности, некоему абсолюту. Речь идет о том, что с помощью неосознаваемого элемента духа человека и души человека «то, что недоступно обычному взору, открывается измененному сознанию в состоянии сосредоточенности, самозабвения. Частичному видению недоступна истина, ибо истина есть Целое... Бытие, не лежащее на поверхности знание, а видение скрытого», как справедливо полагает Т.П. Григорьева и другие (15). Кроме обеспечения взаимосвязи с вечностью и получения знания-контекста трансцендентных высот и глубин бытия, пра-знание какой-то степени устраняет субъектно-объектную дихотомию. И это мироощущение слитности (но не редуцированной к синкретичности) не есть искусственное, наведенное, а есть ощущение-приобщение, где стерлись онтологические субъектно-объектные границы, но не смазались гносеологические. Подобное состояние описывает исследователь Ф. Мерелл-Вольф (8, с. 44).

Когда наша духовная реальность привязана к каким-либо конкретным ожиданиям, что неизбежно, мы оказываемся вне открытости вечности бытия, так как эти ожидания

разрывают поток бытия. Они исходят из локальности, связаны с бытием настоящего, а также с истекшим и предстоящим бытием, то есть все равно с конечным, а потому неадекватны в сравнении с вечностью и бесконечностью. Отсюда еще одна функция. С открытостью бытию и открытостью бытия в пра-знании у человека просыпается глубинный смысл жизни и привязанность (любовь) ко всему сущему, где он сам является уже неотъемлемой (не чужой) вечности и бесконечности частью бытия. И не только рационально понятой вечной, а на деле чувствующей себя таковой, благодаря энергетически-психически-духовному чувствованию реально не разъятой с вечностью частью бытия. Исчезает чувство одиночества и заброшенности, во всяком случае исчезает экзистенциальный вакуум, «восстанавливается базовая вера в бытие» (21, с. 256). И это несмотря на ближайшие окружающие обстоятельства, способные провокатировать пустоту бытия в прямом смысле, как это делает всякая часть и обособленность.

При этом важно, что человек не игнорирует окружающие обстоятельства, а не застревает на них, он разрешает окружающие проблемы по-иному - в масштабе бесконечного-вечного, в иной масштабности - человеко-размерности, бытииразмерности. Приобретение пра-знания дарит ощущение укрытости и опорности в едином так сказать материнс-ко-отцовском лоне бытия. Не случайно у народов существуют свои «пра-матерь», «пра-материя», «пра-родина» и т.д. Это как раз то, о чем говорит Юнг в своих архетипах Матери, Дитя, Анимы, Анимуса, Мудрого старика. Здесь происходят «не синхронные, а синхронистические события». Поскольку события «ощущаются как психические образы в настоящем времени, как будто объективное событие уже существует», их содержимое «неожиданно совпадает с обычным психическим состоянием» (23, с. 221). Здесь происходит погружение в свое неосознаваемое, но не в индивидуально-неосознаваемое, а в коллективно-неосознаваемое, то есть в вечное общечеловеческое накопленное начало. И тогда Я в чело-

веке превращается из «эгоистической субъективности» в «Самость» (22, с. 112). При прикосновении к бесконечности-вечности появляется и несколько иная экзистенциально-познавательная способность - «пре-муд-рость». Личный опыт формирования пра-знания Э. Армстронг называет «прорастанием духовности», «чувством знания», «не противоречащим здравому смыслу, логике» (1, с. 127).

Однако есть ли для выделения пра-зна-ния в структуре духа человеческого существа и его духовности какие-либо основания? Изучение этого вопроса показывает, что они есть, хотя еще недостаточно научно обоснованы. Кроме личного опыта исследователей, бытие пра-знания и его функции основаны на следующих обстоятельствах. Первое - на онтологическом существовании вечности и бесконечности и на принципиальной нерасторжимости с ними человека как макрокосмического тоже существа, а потому - неистребимой тяги (интенции, томлении, тоске по вечному) к бесконечному и вечному у любого человека, конечно, в разной форме и степени проявления. Одним словом, у человека существует объективная необходимость (нужда) прорыва к пра-знанию.

Второе - на объективной возможности реализации этой необходимости, а именно: есть определенные основания предположить, что у всех предметов-процессов существует единая основа (не только атомы) - это прото-психическая энергийно-субстанциональная основа бытия. Анализ фактического материала с научных позиций А. В. Ивановым, С. Гро-фом, В. И. Ковалевым, Е. Н. Князевой и другими подтверждает это. «Мы находимся внутри этого сложного мира, и сложность мира определяет характер и возможности нашего мышления. Мышление является продуктом, порождением сложного мира и с его помощью мы пытаемся понять изнутри его самого, его же собственными средствами. Свойства мира, который наделен сложностью, и свойства постигающего его мышления, конгруэнтны» (6, с. 81).

Духовность - основа культуры

21

Третье - у человеческого существа и только у него есть, по-видимому, возможность воспринимать все это, а именно: предполагаемое существование не только двух сигнальных систем, и даже п>3-х сигнальных систем. Сегодня разрабатывается существование не только рациональной и чувственной, но и третьей - неосознаваемой ступени познания бытия (ее называют еще медитативной) (19). Позволяет иметь пра-знание и наличие у человека не только неокортекса - органа сознания человека, но и неокортекса+Р-комплекса+ Л-системы+особой соматики (априорецепто-ров) - органа всей духовной реальности человека (18). Нарабатываются также стратегии и практики освоения как персональной реальности, так и выхода в трансперсональную реальность (16).

О третьей сигнальной системе у человека пока можно сказать следующее: опыты с субсенсорными раздражителями Б.И. Хачапу-ридзе, например, показывают способность человеческого существа к подпороговым ощущениям. Как известно, у человека существует порог ощущений. Речь же идет о восприятии притока информации ниже порога ощущения, когда для сознания природа раздражителя остается неведомой; тем не менее в неосознаваемой сфере раздражитель воспринимается адекватно и стабильно (а в опыте это был неосознаваемо предъявляемый рисунок среди ряда других рисунков); при этом в сознании испытуемых появляется лишь мерцание света (11, с. 314). Обосновывают гипотезу о существовании третьей сигнальной системы также и исследователи У.Ш. Ахмеров, А.Я. Зверев, Н.У. Ахмеров. Они считают, что человек эволюционирует, вследствие этого у него формируются каналы передачи и приема информации, «минуя известные органы чувств». В истории человечества люди многократно получали блоки информации, которые «не могли быть получены ни путем простого восприятия действительности, ни путем даже самых сложных логических рассуждений». О качественных характеристиках третьей сигнальной системы ими систематизируются схожие

состояния людей в момент передачи и получения такого рода информации (2, с. 35).

Четвертое - признанию существования пра-знания способствуют определенные историко-философские исследования, которые показывают, что у пра-знания имеются ряд его аналогов. Речь идет, например, о платоновской «душе космоса» в диалоге «Тимей». Это и древнекитайская «ци» - энергия, лежащая в основе природных и психических процессов. Не обойти здесь и «пра-энергийное начало космоса» в индуистской традиции; «софийское начало мироздания» в русской софиологии; «космическое-бессознательное» в философии Э. Гартмана; «безличную мировую волю» А. Шопенгауэра; «волю вселенной» К. Циолковского, да и все естественнонаучное направление «русского космизма». Особенно достаточно обоснована здесь гипотеза о «биопсиполе» А.К. Манеева (7, с. 359).

Итак, для выделения пра-знания с его функциями есть немало оснований. Д.И. Дубровский верно подчеркивает, что хотя наука пока затрудняется дать полное объяснение некоторым феноменам человеческого духа, особенно его неосознаваемой части, но из этого не следует, что данные феномены заведомо нереальны (12, с. 108).

Какие существуют возможности реального выхода к пра-знанию. В этом деле, к сожалению, есть много мистики, паранауки - в лучшем случае, лишь постановочного. Изучение этого вопроса показывает, что на сегодняшний день сложились четыре направления реального выхода к пра-знанию: это путь практик «концентраций»; путь «философский» - фундаментального философского образования; путь долгих, творческих размышлений долгожителей («аксакалов»); путь преодоления «духовных кризисов». С целью прорыва к реальности бытия и достижения очевидности реальности исследователи посредством погружения в сферу своего неосознаваемого путем «концентраций» выделяют «экстраординарные практики» и «обыденные практики». Мы не будем делать анализ «экстраординарной практики» погружения в

пра-сознание и прото-сознание (практики буддийской, йогической, тантрической, тибетской психотехники; йоги внутреннего огня, йоги перемещенного сознания, кундали-ни-йоги и других). Пока она представляется нам выходящей за границы научного подхода, хотя мы не отрицаем такую практику, ее надо изучать. Попытки осмысления этого парана-учного материала, но с позиций науки существуют в работах А.П. Дуброва и В.Н. Пушкина, Ю.А. Урманцева, А.В. Иванова, Т.Г. Леш-кевич, Р. Ассаджоли, С. Грофа и других (17). Нас заинтересовала духовно-психологическая сущность и стратегия «обыденной практики» погружения и выхода на пра-знание, которую больше называют обыденной медитацией, аутотренингом. Она основывается, на наш взгляд, на рациональной основе, доступна, сохраняет научное или хотя бы здравое мировоззрение и психическое здоровье, не нарушает порог внушаемости. Целью, средством и результатом «обыденной практики» концентрации является избавление от иллюзорных наслоений, очищение своей духовной реальности от привнесенных конструирующей способностью своего же духа рационализа-ций, субъективистских ожиданий, кажимос-тей, чтобы обрести ясное непосредственное знание реальности, оче-видности в достаточно чистом виде, то есть обрести пра-знание (4). Такая практика приводит не к сверхъестественному, а к вполне земному познанию-приобщению противоположных начал космоса в их единстве, где обретается целостное духовное знание-вечности.

В процессе концентрации на вечности и бесконечности происходит переход привычного восприятия мира к так называемому первичному внутреннему видению-ведению целого и конечных явлений, но - себя среди них такими, какие они есть на самом деле в вечности бытия, без всяких наслоений, редукций и гипертрофирований, к знанию себя-неразъя-тым в этой реальности. Исследователи этого процесса считают, что при концентрации происходит последовательное «переключение» с высших корковых участков мозга на функцио-

нирование его наиболее древних нейродина-мических структур, в частности спинных (10, с. 113). При погружении в пра-знание подключаются резервные возможности интеллекта или, иначе говоря, интеллект постепенно включается на всю свою видовую мощь. Информация считывается базальными и соматическими слоями неосознаваемого в духе человека (5, с. 103). Опыты концентрации проводились, их результаты подтвердились на заседании философских проблем возможностей человека в Институте философии АН СССР. О «сознательном управлении некоторым подклассом непроизвольных функций, связанных со сферой бессознательного», говорил Д.И. Дубровский. О включении «эйдетической памяти» при соприкосновении с беспредельным вел речь на этом же заседании и М.Я. Ярошевский (12, с. 108), об «эмоциональной инверсии» сообщали В.Ф. Петренко, В.В. Кучеренко (9, с. 95).

Существует и другое вполне рационально рефлексируемое направление выхода к пра-знанию. Это встречный путь, «собственно интеллектуальный путь» концентрации и выхода тоже к вечности и бесконечности бытия мироздания. Это глубокое изучение мировой философии. Разум в лице, скажем, гегелевской философии, устраняет по этим же законам ступеней познания все препятствия и затемнения на пути самопознания вечности, только идя навстречу. Логика развертывания гегелевской системы почти полностью совпадает с логикой достижения «просветления» в пра-знании, добываемого путем обычной психотехники концентраций. Тот же принцип движения, только категорий, похож на принцип круга кругов в доказательстве. Но в этом направлении редуцируются все рациональные препятствия - излишние конструирования духа человека (шлаки, кажимости, симуляк-ры, капризы духа человека). И казалось бы противоположные познавательные стратегии постижения вечного сходятся в единой точке, когда они достигают «пределов» своего знания.

Неосознаваемое способно выполнять

^ Духовность - основа культуры 23

свои функции пра-знания еще и в результате долгих мучительных размышлений над событием или событиями бытия. Такое происходит в результате долгой вдумчивой жизни мудрого человека, в процессе творческой концентрации и размышления в ходе фундаментального образования, тем более научного поиска. И тогда в один прекрасный момент все проясняется - «как будто пелена с наших глаз» - вдруг приобретается совсем качественно новый взгляд на предмет, ведущий к важному повороту в жизни. Такое вполне верное наблюдение отмечает Ю.Б. Гиппенрейтер, называя пра-знание «надсознательными процессами» (3, с. 94).

Выход к пра-знанию возможен и в результате умелого преодоления духовного кризиса. Кризис - это еще не катастрофа. Духовный кризис может быть преобразующим кризисом. «Просветление» возможно в процессе преодоления: большого горя или переживания больших жизненных событий; кризиса

Примечания

1. Армстронг, Э. Проблема психического открытия / Э. Армстронг // Гроф С. Духовный кризис.

- М., 1995.

2. Ахмеров, У. Ш. Третья сигнальная система? / У.Ш. Ахмеров, А.Я. Зверев, Н.У. Ахмеров // Новые научные концепции, идеи, гипотезы. - Казань, 1996. - Вып.1.

3. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию / Ю.Б. Гиппенрейтер. - М., 1997.

4. Губанов, Н. И. Психосоматическая проблема / Н.И. Губанов, Т.И. Царегородцев // Философ. науки.

- 1990. - № 12. - С. 24-28.

5. Иванов, А. В. Сознание и мышление / А.В. Иванов. - М., 1994. - 130 с.

6. Князева, Е. Н. Как возможно мышление о сложном и управление сложностью? / Е.Н. Князева // Вопросы философии. - 2010. - № 10.

7. Манеев, А. К. Гипотеза биополевой формации как субстрата жизни и психики / А.К. Манеев // Русский космизм. Антология философской мысли. - М., 1993.

8. Мерелл-Вольф, Ф. Пути в иные измерения. Личная запись преображения сознания / Ф. Мерелл-Вольф.

- Киев, 1993.

9. Петренко, В. Ф. Медитация как форма непосредственного познания / В.Ф. Петренко, В.В. Кучеренко // Вопросы философии. - 2008. - № 8.

10. См. по: Гроф, С. Духовный кризис / С. Гроф. - М., 1995.

11. См. по: Дмитриев, А. И. Взаимосвязь осознанного и неосознанного в процессе отражения действительности / А.И. Дмитриев // Современные проблемы теории познания диалектического материализма. - М., 1970. - Т. 2.

12. См. по: Зуб, А. Т. Философские аспекты проблемы психологических возможностей человека / А.Т. Зуб, И.Г. Львов // Философские науки. - 1987. - № 7.

13. См. работы: Ассаджоли, Р. Психосинтез / Р. Ассаджоли. - М., 1997; Гроф, С. Психология будущего: Уроки современных исследований сознания / С. Гроф. - М.: АСТ, 2002; Гроф, С. Духовный кризис / С. Гроф.

чувств; личностных кризисов; идейных кризисов, типа «перестроечных» с их переоценками ценностей; переживания предстмертного состояния; проживания экстатического состояния и т.п. Правда выход к «просветлению» в случае духовного кризиса не прост. Не всякий может справиться сам, возможен выход и в психотизм, а то и в болезнь. Поэтому появилось целое научное направление, разрабатывающее проблему духовных кризисов и путей их преодоления в сторону духовного роста и просветления (13). «Трансперсональной психологией» здесь предусматривается квалифицированная самопомощь и помощь.

Итак, духовность человека - это такое состояние духа человека, которое позволяет ему через пра-знание прорывать круг повседневности, для того чтобы разрешить основное противоречие человеческого бытия: бесконечности бытия и конечности жизни человека. Посильное разрешение этого противоречия - есть глубинная проблема духовности человека.

- М., 1995; Психология возрастных кризисов : [хрестоматия]. - М., 2000; Основы трансперсональной психологии. - М., 2000.

14. См.: Адлер, А. Смысл жизни / А. Адлер // Философские науки. - 1998. - №1. - С. 15; Меньчиков, Г. П. Духовная реальность человека. Духовность и религиозность / Г.П. Меньчиков // Философские науки.

- 2000. - № 3. - С. 116-118; Меньчиков, Г. П. Неосознаваемое как ценность духовной культуры человека / Г.П. Меньчиков. - Казань, 2006. - С. 238-250.

15. См.: Григорьева, Т. П. Синергетика и Восток / Т.П. Григорьева // Вопросы философии. - 1997. - № 3 -С. 91; Иванов, А. В. Сознание и мышление / А.В. Иванов. - М., 1994. - С. 130; Кутырев, В. А. Крик против небытия. Время феноменологии: воспоминание о будущем / В.А. Кутырев // Вопросы философии. - 2008. - № 8. - С. 65; Дубровский, Д. И. Основные категориальные планы проблемы сознания / Д.И. Дубровский // Вопросы философии. - 2008. - № 12. - С. 71.

16. См.: Гроф, С. За пределами мозга: рождение, смерть и трансценденция в психотерапии / С. Гроф. - М., 1993.; Основы трансперсональной психологии. - М., 2000.

17. См.: Дубров, А. П. Парапсихология и современное естествознание / А.П. Дубров, В.Н. Пушкин. - М., 1989. - 280 с.; Урманцев, Ю. А. О формах постижения бытия / Ю.А. Урманцев // Вопросы философии.

- 1993. - № 4; Иванов, А. В. Сознание и мышление / А.В. Иванов. - М., 1994. - 130 с.; Ассаджоли, Р. Психосинтез / Р. Ассаджоли. - М., 1997. - 320 с.; Гроф, С. Области человеческого бессознательного / С. Гроф. -М., 1994. - 273 с.; Основы трансперсональной психологии. - М., 2000.

18. См.: Меграбян, А. А. О биосоциальной природе человека / А.А. Меграбян // Биологическое и социальное в развитии человека. - М., 1977. - С. 195.; Налимов, В. В. Размышления на философские темы / В.В. Налимов // Вопросы философии. - 1997. - № 10. - С. 61.; Шишов, С. В. Обратная сторона нашего «Я»? / С.В. Шишов // Знак вопроса. - 1997. - № 2. - С. 92-110.

19. См.: Урманцев, Ю. А. О формах постижения бытия / Ю.А. Урманцев // Вопросы философии. - 1993. - № 4. - С. 91; Ахмеров, У. Ш. Третья сигнальная система? / У.Ш. Ахмеров, А.Я. Зверев, Н.У. Ахмеров // Новые научные концепции, идеи, гипотезы. - Казань, 1996. - Вып.1. - С. 35-38; Меньчиков, Г. П. Закон единства неосознаваемой, чувственной и рациональной ступеней познания истины / Г.П. Меньчиков //Совершенствование гуманитарного образования в высшей школе.

- Казань, 1997. - С. 25; Меньчиков, Г. П. Духовная реальность человека (анализ философ.-онтолог. основ) / Г.П. Меньчиков. - Казань, 1999. - С. 292.

20. См.: Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. - М., 1994. - С. 316.; Франкл, В. Доктор и душа / В. Франкл. - СПб., 1997. - С. 109, 252-254; Меньчиков, Г. П. Об изменении основного вопроса философии / Г.П. Меньчиков // Ученые записки КГУ. Т.152. Серия: гуманитарные науки. Кн.1. - Казань, 2010. - С. 125-134.

21. Франкл, В. Доктор и душа / В. Франкл. - СПб., 1997.

22. Юнг, К.-Г. Архетип и символ / К.-Г. Юнг. - М., 1991.

23. Юнг, К.-Г. Синхронистичность / К.-Г. Юнг. - М., 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.