Научная статья на тему 'Учение о четырех первоэлементах и темперменте «Мизадже» медицины Авиценны - современное толкование'

Учение о четырех первоэлементах и темперменте «Мизадже» медицины Авиценны - современное толкование Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
402
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВИЦЕННА / МИЗАДЖ / ТЕМПЕРАМЕНТ / КИЛУС / ВОСТОЧНАЯ МЕДИЦИНА / AVICENNA / TEMPERAMENT / ORIENTAL MEDICINE / MIZADJ / KILUS

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Бабаджанова З. Х.

В статье приводится современное толкование учения о четырех первоэлементах и темпераменте Авиценны. Рассмотрено также практическое применение в трудах древневосточной медицины при диагностике и лечении болезней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учение о четырех первоэлементах и темперменте «Мизадже» медицины Авиценны - современное толкование»

Бабаджанова З.Х. ©

Кандидат медицинских наук, заведующая кафедрой Бухарского государственного медицинского института, кафедра восточной медицины Республики Узбекистан

УЧЕНИЕ О ЧЕТЫРЕХ ПЕРВОЭЛЕМЕНТАХ И ТЕМПЕРМЕНТЕ «МИЗАДЖЕ» МЕДИЦИНЫ АВИЦЕННЫ - СОВРЕМЕННОЕ ТОЛКОВАНИЕ

Аннотация

В статье приводится современное толкование учения о четырех первоэлементах и темпераменте Авиценны. Рассмотрено также практическое применение в трудах древневосточной медицины при диагностике и лечении болезней.

Ключевые слова: Авиценна, мизадж, темперамент, килус, восточная медицина.

Keywords: Avicenna, mizadj, temperament, kilus, oriental medicine.

Учение о четырех первоэлементах относится к одним их древнейших учений. Оно использовалось на заре человеческой истории, и было распространено по всему Древнему Востоку. Мы его встречаем во всех древнейших письменных источниках, сохранившихся источниках мифологии, сказаний древних. Четыре первоэлемента как основа нашего материального мира изображались при помощи различных символов в памятниках Индии, Древнего Египта, Месопотамии. Так Сфинкс - мифическое существо, олицетворяющее Природу, который относится к древнейшим памятникам Египетской цивилизации, символизирует четыре первоэлемента: Сфинкс имеет лицо Человека, тело Тельца, крылья Орла и лапы Льва. Человек есть символ Воды, Телец - Земли, Орел - Воздуха, Лев - Огня - [11, с. ]. Эта символика встречается и в Библии, как в Ветхом, так и в Новом завете - [11 с. ; 14, с. 19].

Лотос, священный цветок Индии также символизирует 4 первоэлемента- Лотос уходит своими корнями в Землю, растет в Воде, раскрывается на Воздухе, под воздействием Огня Солнца - [14, с. 32].

Итак, первоэлементы узнаются нашими органами чувств.

Огонь

Вода

Земля

Воздух

Из этих первоэлементов состоит все на Земле. Перемешиваясь в разных соотношениях, четыре первоэлемента дают всё многообразие материи. Каждому первоэлементу соответствует ему присущее качество [13, с. 328; 12, с.14; 6, с.56].

Первоэлементы узнаются нашими органами чувств.

Огонь - горячий

Вода - холодная

Земля - сухая

Воздух - влажный на ощупь

Вкус является самым достоверным качеством первоэлементов.

Вода Огонь Воздух Земля

Безвкусный, кислый Соленый, горький, острый Слизистый, маслянистый Терпкий, сладкий

Вкус продуктов зависит от основы вещества. Основа вещества может быть нежной, грубой и уравновешенной. Это качество является основным при определении натуры лекарственных веществ в медицине Авиценны.

© Бабаджанова З.Х., 2014 г.

Качество горячесть холодность уравновешенность

Нежная Острый кислый Маслянистый

Г рубая горький терпкий Сладкий

Уравновешенная соленый дубящий безвкусный

Цвет является менее достоверным критерием.

Вода Огонь Воздух Земля

Бесцветная, белая i Желтый, красный Г олубой Коричневая

1 В астрологии, энергетической медицине первоэлементу Воде приписывают черный цвет - [3, c.20; 4, c.34; 1,c.41]

Продолжая эту мысль, мы можем разделить и другие проявления нашего мира по четырем первоэлементам.

Стороны света разделяются следующим образом:

Огню соответствует Юг. Воде Север Воздуху Запад Земле Восток

Времена года соответственно

Огонь это Лето Вода Зима Воздух Весна Земля Осень

ОГОНЬ

горячийу\авнове

шенный

Рис. 1.

В астрологии знаки зодиака разделяются по первоэлементам таким образом:

Огню соответствуют знаки Овна Льва Стрельца &

Воде соответствуют знаки Рака 25, Скорпиона ^, Рыб К Воздуху соответствуют знаки Близнецов ]1, Весов ^, Водолея 25 Земле соответствуют знаки Тельца ^, Девы Щ, Козерога ^

Сутки также делятся соответственно Огонь полдень, Вода полночь, Воздух Утро, Земля

Вечер.

Теперь относительно человека. Человек, как представитель мира, также состоит из четырех первоэлементов и подчиняется им. Древние философы считали, что первоэлементы представлены в нашем теле жидкостями (ахлот во множественном числе, хилт в единственном числе араб.) - [7, c.40; 15, c. 185; 9, c. 77]. Чтобы познакомится с жидкостями, составляющими наше тело нужно рассмотреть процесс пищеварения, как его видела медицина Авиценны.

По учение древних пищеварение проходит в четыре этапа.

Первый этап начинается в ротовой полости. После пережевывания, пища в виде горячей жидкости - «хилуса» попадает в желудок. Жидкая часть пищи, по сосудам попадает в печень, а густая часть продвигается в кишечник. На этом заканчивается первый этап пищеварения.

Жидкая часть, пищи, которая попала в печень, подвергается превращению в основные жидкости, материи организма «ахлот» - кровь (хун - персидск., сангвус- греч.), лимфу (балFам - персидск., флегму - греч.), желчь (сафро - персидск., холиус - греч.), черную желчь (савдо - персидск., меланхолиус - греч.) и следует в кишечник. Отходы этого этапа - моча -выводится через почки. Это второй этап пищеварения.

Третий этап пищеварение проходит в сосудах. Там из жидкостей «ахлот» образуются составные части тканей и органов в пропорции, определяемой врожденной натурой «мизаджом».

На четвертом этапе пищеварения из жидкостей образуются вещества, подобные и идентичные веществу органа или ткани. Отходы этого этапа - пот и жировые выделения выделяются через кожу.

Из «килус»а образуются следующие виды жидкостей - материй - «ахлот»:

Те вещества «килус»а, которые подверглись действию естественного тепла организма, полностью созрели и поднялись на поверхность - представляют собой Желчь- сафру.

Вещества, которые выпали в осадок - это Черная Желчь - савда.

Та часть жидкости, которая остается посередине между поверхностями - это Кровь - хун.

Вещества, которые не поддались за время пищеварения действию тепла организма и остались не созревшими это Флегма - балгам.

Итак, четыре жидкости или материи, из которых состоит наше тело это лимфа, кровь, желчь, черная желчь. В теле каждого индивидуума находится только ему присущее сочетание этих «жидкостей». Изучая данный вопрос, древние врачеватели определяли типы людей со схожими сочетаниями количества «жидкостей» - мизаджем - темпераментом. Типы

темперамента приписывают Гиппократу - [10, c.24; 12, c.16; .

Греческая цивилизация своему рождению обязана Востоку. Все древнегреческие философы получили образование в школах Малой Азии и Египта. Но, только благодаря греческой цивилизации они стали достоянием человечества. Это относится и к учению о типах темперамента - [8, c.40; 2, c.8; 12, c.16].

Итак, по учению древних все сущее состоит из четырех первоэлементов. В каждый конкретный отрезок времени в Природе наблюдается преобладание какого-либо первоэлемента. Это определяется в первую очередь тем, в каком знаке зодиака находится Солнце и ряда других астрологических величин. Человек, который был зачат в этот отрезок времени, получает соответственно набор первоэлементов - «жидкостей», соответствующий конкретному знаку зодиака - [16, с. 184].

Если ребенок был зачат в огненных знаках (см. выше), то естественно основной жидкостью будет Желчь, если в водяных знаках то Флегма, если земляных знаках - то Черная Желчь, и если в воздушных знаках - то Кровь. Каждая из этих жидкостей, при преобладании дает соответствующие качества будущему организму.

Нужно отметить, что каждый орган человека имеет свою натуру. Самым горячим в теле считали психическую энергию, затем по убывающей сердце, сперма, кровь, печень, мышцы, селезенка, почки, артерии, кишечник, кожа, лимфа, волосы, кости, хрящи, суставы, сухожилия, пленки, слизистые оболочки, внутренний жир, сало.

ФЛЕГМАТИКИ

Флегматики - люди с преобладанием Флегмы - бесцветной, безвкусной, холодной жидкости.

Эти люди рождаются преимущественно в водяных знаках, то есть во время, когда Солнце находится в знаках Рака, Скорпиона и Рыб. Чаще эти люди рождаются в странах Севера.

Строение тела - преобладание бесцветной флегмы приводит к тому, что цвет кожи у флегматиков бледный, в тканях больше жидкости, чем у других типов. Называя современным языком, флегматики чаще всего гиперстеники. У них слабо выражен волосяной покров.

Так как символ Воды - Рождение (см рис.3), то флегматики от рождения до самой смерти остаются как новорожденные - любят спать, пассивны, нуждаются в опеке. На внешние факторы реагируют слабо (см. рис 4, 2 фигура сверху). Павлов И.П. относил их к слабым типам. Они любят холодную, кислую на вкус пищу. Самый развитый и самый уязвимый орган у них Мозг. В сновидениях флегматиков преобладают светлые цвета.

САНГВИНИКИ

Сангвиники - это люди у которых преобладает жидкость Кровь. Эти люди рождаются, тогда, когда Солнце находилось в воздушных знаках - Близнецах, Деве, Водолее. Эти люди чаще рождаются в западных странах.

По строению тела это нормостеники, волосяной покров развит нормально. У них самый уязвимый орган сердце. Они чаще других типов болеют сердечно-сосудистыми заболеваниями. Так как символ Воздуха детство, сангвиники остаются детьми до самой смерти. Они жизнерадостны, на все внешние факторы отвечают положительными эмоциями (см рис.4, 4 фигура).

Сангвиники любят маслянистую пищу - каши, молочные продукты, сладости. Во сне сангвиники очень часто совершают полёты.

Рис. 4.

Х. Бидструп (Из книги Александровского В. «Г лазами психиатра»).

ХОЛЕРИКИ

Холерики это люди, у которых преобладает Желчь - жидкость желтого цвета.

Они рождаются во время нахождения Солнца в огненных знаках - Овне, Льве и Стрельце. Эти люди рождаются чаще всего в Южных странах.

По строению тела это астеники. У них очень развит волосяной покров, смуглый цвет кожи. На внешние факторы отвечают быстро, бурной эмоцией (рис. 4, 1 фигура).

Во сне у них преобладают красные и желтые цвета. Холерики любят горячую, жареную, соленую пищу. Самый уязвимый орган у холериков Печень.

МЕЛАНХОЛИКИ

Меланхолики это люди, у которых преобладает Черная Желчь - густая жидкость темного цвета. Меланхолики рождаются во время нахождения Солнца в земляных знаках -Тельце, Деве и Козероге. Они чаще рождаются в восточных странах.

По строению тела они скорее астеники.(см. рис 4, 3 фигура) Меланхолики низкого роста, смуглые. Они с рождения педантичны, трудолюбивы. Редко видят сны и все они окрашены в темные цвета. Меланхолики любят сухую, сладкую пищу. Самый уязвимый орган у них Селезенка.

Уже Гиппократ отмечал, что чистых типов, как описано выше не существует. Ведь человек состоит из четырех жидкостей. Типы, описанные выше, есть идеализация, когда предполагается строение тела только из одной жидкости. Не смотря на тысячелетний возраст, теория разделения людей на четыре типа актуальна и работает до сих пор.

Литература

1. Абдувалиев А. А. Ибн Синонинг мизожлар хацидаги концепцияси замонавий талкинига доир - IBN SINO-AVICENNA 2005, 3-4, 41.

2. Абдурахмонов М.А., Исаков Э.З., Бойназаров У.Х. Абу Али ибн Синонинг тиббиётдаги фалсафий карашлари - IBN SINO-AVICENNA 2005, 3-4, 7-8.

3. Абу Али ибн Сино Канон врачебной науки I-X тома Ташкент,1996.

4. Алекперли Ф. Тысяча и один секрет Востока Баку, Издательско-полиграфический центр «Т», 2001, 494 c.

5. Александровский В. «Глазами психиатра» М., Советская Россия 1985

6. Алимова Г., Ахмедова Н.Ш., Каюмов Х.Н. Касалликни урганиш ва мизожнинг а^амияти - Сборник мат. Респуб. научно-практической конф. молодых учёных на тему Актуальные вопросы медицины -Бухара 12 мая 2006 г., Бухара 2006, часть 1, 55-56.

7. Амасиацы Амирдовлат Ненужное для неучей М., Наука 1990.

8. Асадов Д.А., Абдувалиев А.А. Индивидуально-типологические особенности психологии биоэтики Ибн Сины с точки зрения теории мизадж - Сбор. мат. Респуб. научно-практической конф. Молодых учёных на тему Актуальные вопросы медицины Бухара 12 мая 2006 г. Бухара 2006, часть 1, 39-41.

9. Капранов В., Хашим Р. Мудрость веков - Душанбе 1984, 3 изд.

10. Кароматов И.Д. Древневосточная медицина Бухара 2001.

11. Кароматов И.Д. Народная медицина Книга первая Теоретические и философские основы нетрадиционных методов лечения и диагностики - Бухара 1998.

12. Кароматов И.Д. Простые лекарственные средства (опыт применения лекарственных средств натурального происхождения в древней, современной народной и научной медицине) Бухара «ДУРДОНА» 2012.

13. Кароматов И.Д. Учение о натуре лекарственных средств в греческо-персидско-узбекской медицине и его современное толкование - Врач-аспирант 2006, 4, 325-329.

14. Кароматов И.Д. Философские и теоретические основы древневосточной медицины - Ташкент, Фан 2009.

15. Нуралиев Ю.Н. Абу Али ибн Сина о мизадже - Абу Али ибн Сина и естественные науки Материалы юбилейной научной сессии, посвященной 1000-летию со дня рождения Абу Али ибн Сины (Авиценны) Бухара, 24-26 сентября 1980 г. Ташкент, Фан 1981, 184-186.

16. Позднеев Д.А. Концепция мизаджа Ибн Сины - основа универсальной схемы формирования индивидуально-типологических особенностей человека - Абу Али ибн Сина и естественные науки Материалы юбилейной научной сессии, посвященной 1000-летию со дня рождения Абу Али ибн Сины (Авиценны) Бухара, 24-26 сентября 1980 г. Ташкент, Фан 1981 181-184.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.