Научная статья на тему 'Учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности - научная основа физического воспитания и спортивной тренировки'

Учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности - научная основа физического воспитания и спортивной тренировки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4101
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прошляков В. Д.

В статье отражены некоторые физиологические основы физического воспитания и спортивной тренировки, базирующиеся на научных трудах И.П. Павлова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

I.P. Pavlov's teaching of the higher nervous activity as the scientific basis of physical training and coaching

The article deals with physiological foundation of physical training and coaching based on scientific works of I.P. Pavlov.

Текст научной работы на тему «Учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности - научная основа физического воспитания и спортивной тренировки»

что он неоднократно подчеркивал огромную роль языка (речи) в человеческой жизни. По его словам, “на фазе человека произошла чрезвычайная прибавка к механизмам нервной деятельности” [2, с. 247]. Это и есть язык, слово, присущая только человеку система сигналов. Такое понимание языка имеет глубокое философское значение. Философия считает язык одним из фундаментальных, существенных свойств человека, отличающих его от животных. Кстати сказать, язык научных произведений самого И.П.Пав-лова весьма ярок и самобытен. И.П.Павлов отличался редкой способностью органично сочетать колоритные, образные слова и выражения повседневного языка (“цеплять факты”, “прибавка”) с научной лексикой. Его творческая индивидуальность проявилась и в языке.

Кроме того, И.П.Павлов интересен и как выдающийся пердставитель этики науки. Он заботился не только о материально-техническом устройстве своей лаборатории, но и морально-психологическом климате ее коллектива. Он сочетал строгость и требовательность с неутомимой заботой о максимально благоприятных условиях научного труда своих коллег по лаборатории, охотно подчеркивал успехи своих сотрудников и других ученых.

Этика науки - профессиональная мораль ученых разрабатывается “на стыке” философии, частных наук, яркая

©Прошляков В.Д..1999 УДК 612.821: 613.71

характеристика моральных факторов научного познания. Особенно важно то, что у И.П.Павлова не было расхождения между словом и делом. Он сам отличался теми высокими моральными качествами, которые он считал необходимыми для ученого.

Яркая черта морального облика И.П.Павлова - патриотизм. Пользуясь всемирной известностью и признанием, он мог бы жить и работать в какой-либо стране Запада, где для него были бы созданы прекрасные условия. Но И.П. Павлов остался на Родине. Это хороший пример для современных российских ученых.

ЛИТЕРАТУРА

1. Павлов И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. - М.: Гос. изд-во. 1923.

2. Павлов И.П. Избранные труды по физиологии высшей нервной деятельности. - М.: Учпедгиз, 1950.

PHILOSOPHICAL IDEAS AND PRINCIPLIS IN I.P.PAVLOV'S SCIENTIFIC WORK.

P.V.Korneev

I.P.Pavlov is a prominent representative of materialism in natural sciences. The ideas he used by generalization of his experiments coincide with the ideas of materialistic dialectics. Besides he was a convinced atheist. Great is also his contribution to ethics of science.

УЧЕНИЕ И.П.ПАВЛОВА О ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ -НАУЧНАЯ ОСНОВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТИВНОЙ

ТРЕНИРОВКИ

В.Д.Прошляков

Рязанский государственный медицинский университет им.академика И.П.Павлова

В статье отражены некоторые физиологические основы физического воспитания и спортивной тренировки, базирующиеся на научных трудах И.П.Павлова.

Основным биологическим зако- является единство организма и среды,

ном, отражающим объективные процес- И.П.Павлов, создавая учение о высшей

сы, протекающие в органическом мире, нервной деятельности, исходил именно

из этого закона и на протяжении многих лет своей жизни исследовал формы и закономерности взаимодействия высших животных с окружающей средой. Утверждая, что организм представляет собой единое целое, И.П.Павлов научно объяснил, что функциональное единство организма как целого обеспечивается деятельностью центральной нервной системы.

"Животный организм как система существует среди окружающей природы только благодаря непрерывному уравновешиванию этой системы с внешней средой", - говорил И.П.Павлов [1]. Под уравновешиванием он понимал процесс приспособления живых организмов к условиям жизни, то есть к внешней среде. Изучая организм в целом и внутренние законы его деятельности, И.П.Павлов никогда не отрывал организма от среды и считал, что внешняя среда является причиной всех изменений, происходящих в динамике жизненных процессов организма.

Исходя из учения И.П.Павлова о приспособлении организма к среде, можно сделать очень важный вывод: недостаток движений в жизни человека, вызванный техническим прогрессом, необходимо восполнять лишь одним путем - занимаясь "непроизводительными" физическими упражнениями в той или иной форме (гигиеническая гимнастика, бег, плавание, игры, туристические походы и т.п.). Это единственное, наиболее эффективное и доступное всем средство, которое укрепляет здоровье людей, сокращает среди них число больных сердечно-сосудистыми и другими заболеваниями и увеличивает продолжительность жизни.

Все движения человека имеют рефлекторную природу, незначительная часть из них относится к врожденным рефлексам, которые И.П.Павлов назвал безусловными, а более сложные движения осуществляются с помощью целой системы рефлексов, как врожденных, так и приобретенных в течение индивидуальной жизни. Последние И.П.Павлов назвал условными рефлексами. Если бы внешняя среда оставалась всегда неиз-

менной, то к этой среде можно было бы приспособиться за счет одних безусловных рефлексов. Однако внешняя среда постоянно меняется, поэтому малое количество безусловных рефлексов у людей пополняется приобретенными рефлексами - условными рефлексами. Условный рефлекс по Павлову представляет собой временную связь между организмом и средой.

При занятиях физкультурой и спортом, благодаря многократному повторению тех или иных движений, формируются двигательные навыки, физиологической основой которых является система вновь образованных, закрепленных и автоматизированных условных реофлексов. Следовательно, формирование такого сложного условного рефлекса, как двигательный навык спортсмена, подчинено всем законам высшей нервной деятельности. Недаром И.П.Павлов говорил, что все законы воспитания и развития должны быть основаны на физиологии.

В процессе физического воспитания новые двигательные навыки образуются на основе ранее приобретенных, при этом, чем больше приобретенных двигательных навыков, чем они разнообразнее, чем выше развиты двигательные качества человека, тем быстрее он овладевает новыми движениями. В связи с этим необходимо учитывать имеющийся у человека запас двигательных навыков, уметь его расширять и использовать для формирования новых форм двигательной деятельности. Таким образом, специальной тренировке в различных видах спорта должна обязательно предшествовать и, в дальнейшем органически с ней сочетаться, разносто-роняя общая физическая подготовка.

Каждый занимающийся физкультурой и спортом должен хорошо знать, что при освоении техники какого-либо упражнения необходимо более или менее частое повторение как отдельных элементов, так и всего упражнения в целом, причем обстановка и условия для освоения данного упражнения должны быть всегда постоянными. Выпол-

няя все это, мы учитываем закономерности рефлекторной деятельности, так как благодаря частому повторению движения происходит подкрепление нервных связей, лежащих в основе образования условных рефлексов.

Выработанные в процессе занятий физическими упражнениями и закрепленные условные связи без постоянного подкрепления затормаживаются, угасают. Это одно из основных положений павловской рефлекторной теории является физиологическим обоснованием круглогодичной спортивной тренировки.

В кору больших полушарий головного мозга непрерывно, как из внешней среды, так и из внутренней, поступают различные сигналы, вызывающие возбуждение и торможение нервных центров. При однообразном чередовании положительных и отрицательных раздражителей, что очень важно, в коре больших полушарий формируется определенная система тормозновозбудительных процессов, возникающих в строго определеннной последовательности и через определенные промежутки времени. И.П.Павлов назвал эт>' систему тормозно-возбудительных процессов в коре мозга динамическим стереотипом.

Многократное и правильное выполнение какого-либо движения формирует прочный условный рефлекс с определенными соотношениями процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, то есть динамический стереотип, и все спортивные двигательные навыки вырабатываются в результате формирования динамических стереотипов.

Занимающимся физкультурой и спортом необходимо помнить, что при выполнении хорошо освоенного движения лучшие результаты бывают тогда, когда в момент выполнения движений не возникают посторонние сильные раздражители, нарушающие тормозновозбудительные процессы в коре мозга. Отсюда вытекает вывод, что занимающимся физической культурой и спортом надо соблюдать строгий режим труда и

отдыха, приема пищи, сна, учебно-тренировочных занятий, а организацию тренировок в предсоревновательный сезон приближать к условиям соревнований.

И.П.Павлов указывал, что старый динамический стереотип не всегда легко ломается, при этом также трудно устанавливается и новый. Это высказывание И.П.Павлова очень легко можно проследить в процессе учебно-тренировочных занятий, когда ученики, усвоившие ранее неправильную технику какого-либо движения, с большим трудов исправляют свои ошибки, то есть ломают старый динамический стереотип. Следовательно, осваивать технику движения с самого начала неооходимо под руководством опытного тренера, который сразу смог бы исправить все возникающие по ходу тренировки ошибки.

Огромное значение для координации движений при осуществлении двигательных актов имеет двигательный анализатор, которому И.П.Павлов отводил большую роль. Он писал, что важнейшим из внутренних анализаторов является двигательный анализатор, представленный различными нервными образованиями, которые от всех суставов, связок, сухожилий и мышц передают раздражения в кору головного мозга. Все эти нервные образования представляют собой анализатор, разлагающий двигательный акт на большое число мельчайших элементов, благодаря чему достигается огромное разнообразие наших движений и их точность.

В процессе формирования и совершенствования двигательных навыков образуется цепь условных рефлексов, связанных с возбуждением двигательного, зрительного, слухового и других анализаторов, но ведущее значение в образовании этих рефлексов имеет вторая сигнальная система, то есгь воздействие раздражения словом на нервные центры в коре головного мозга. Ко второй оригинальной системе, которую И.П.Павлов считал последним приобретением в эволюционном процессе, относится все то, что связано с речевой

деятельностью, что относится к отвлеченному мышлению, протекающему на основе языка. Восприятие раздражений различными анализаторами (зрительным, слуховым, вестибулярным и другими) и сигнализацию их воздействия в кору головного мозга И.П.Павлов назвал первой сигнальной системой.

Павловское учение о взаимодействии первой и второй сигнальных систем показывает, что наиболее эффективным методом обучения является такой, в котором сочетаются словесное объяснение и показ. Итак, в ходе обучения и тренировки важно не только показать упражнение, но и подробно объяснить его, сделать словесные указания ученику при выполнении им движений. Успешное формирование спортивного навыка может происходить только при условии одновременного правильного воздействия в педагогическом процессе на первую и вторую сигнальные системы спортсмена.

В процессе обучения, тренировки, в предстартовый период необходимо индивидуально подходить к каждому спортсмену, учитывая тип его нервной системы. В основу учения о типах нервной системы И.П.Павлов поставил силу возбудительного и тормозного процессов, уравновешенность их между собой и их подвижность. В зависимости от комбинации этих черт он выделил 4 основных типа нервной деятельности, соответствующих 4 темпераментам, о которых говорил еще Гиппократ (холерик, меланхолик, сангвиник, флегматик). По Павлову различают: 1) сильный неуравновешенный тип (холерический), характеризующийся сильными неявными процессами с резко выраженным преобладанием возбуждения, 2) сильный уравновешенный подвижный тип (сангвинический), 3) сильньй уравновешенный инертный тип (флегматический), 4) слабый тип (меланхолический), характеризующийся нервными процессами с выраженным преобладанием торможения.

Люди с сильным типом нервной системы легче осваивают новые двигательные навыки, у них лучше двига-

тельная реакция, быстрее вырабатывается динамический стереотип, чем у людей со слабым типом. В предстартовый период спортсменам со слабым типом нервной деятельности необходимо продолжительнее и интенсивнее делать разминку, чтобы к моменту старта возбуждение в коре головного мозга преобладало над тормозными процессами, то есть возникало состояние боевой готовности. Спортсменам с сильным типом нервной деятельности требуется разминка в меньшем объеме, иначе у них может наступить чрезмерное возбуждение (стартовая лихорадка), или возбуждение к моменту старта иногда сменяется торможением физиологических процессов (стартовая апатия), и спортсмену в ходе соревнований не удается достичь своего лучшего результата.

Почему у спортсменов нередко наблюдается предстартовое состояние в форме стартовой лихорадки? Закономерности высшей нервной деятельности, установленные И.П.Павловым, объясняют это явление. К числу таких закономерностей относятся так называемый закон силы раздражения и явление охранительного торможения. Сущность закона заключается в том, что при увеличении силы раздражителя возрастает величина условного рефлекса, но до определенного предела работоспособности нервных клеток. При раздражителях большой силы, что и наблюдается при стартовой лихорадке, условно-рефлекторная деятельность не возрастает, а падает, возникает, по Павлову, охранительное торможение коры головного мозга.

Наиболее успешные выступления на соревнованиях бывают, как правило, при наличии у спортсменов предстартовых состояний в форме боевой готовности. В связи с этим большое практическое значение имеет возможность регуляции предстартового состояния. Спортсмен в процессе тренировок должен научиться владеть собой и управлять стартовыми эмоциями.

И.П.Павлов на протяжении всей своей жизни сочетал умственный труд с

физическим и постоянно обращал внимание на то, что законы высшей нервной деятельности нужно использовать как при организации умственного труда, так и физического. Он физиологически обосновал принцип постепенности, о котором ранее говорил крупнейший отечественный физиолог Н.Е.Введенский, и сам применял его на практике. Он писал, что для того, чтобы начать какую-либо работу, “... нужно время на установку ... Никогда сложную работу', как бы ни привык к ней, никогда не начинай стремительно, а с некоторой постепенностью, смотря по условиям деятельности твоей” [2].

Принцип постепенности для занимающихся физической культурой и спортом имеет первостепенное значение. Как указывал И.П.Павлов, организму для настройки на выполнение больших нагрузок необходимо определенное время, чтобы все его функции приспособились к этим требованиям, чтобы организм вработался. Постепенное повышение работоспособности организма в процессе двигательной деятельности называется врабатыванием.

Большое значение для продолжительности процессов врабатывания имеет разминка, которая регулирует предстартовые реакции и повышает работоспособность организма. При подборе упражнений для разминки необходимо учитывать индивидуальные особенности предстартовых реакций у спортсменов. Если в предстартовом состоянии преобладают тормозные процессы (слабый тип нервной системы, длительное отрицательное воздействие условных раздражителей и другие причины), то разминка, заключающаяся в мышечной

деятельности, может уменьшить или совсем снять это торможение. При преобладании же возбудительных процессов разминка, усиливая возбуждение в двигательном анализаторе, способствует снижению его в других центрах.

Для специалистов в области физического воспитания и спорта изучение научного наследия академика И.П.Павлова имеет важное теоретическое и практическое значение. И.П. Павлов придавал огромное значение физическому воспитанию человека, потому что в ходе своих физиологических опытов видел, как расширяются функциональные возможности организма при регулярных и длительных тренировках. Учение И.П.Павлова о высшей нервной деятельности позволяет научно обосновать особенности физического воспитания, связанные с закономерностями деятельности человеческого организма при физической тренировке.

ЛИТЕРАТУРА

1. Павлов И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных // Поли. собр. сочинений. -М.. 1951.-Т. 3: кн. 2.-С. 324.

2. Павлов И.П. Павловские среды. - М.. 1949. - Т.

2. - С. 82.

I.P.PAVLOV'S TEACHING OF THE HIGHER NERVOUS ACTIVITY AS THE SCIENTIFIC BASIS OF PHYSICAL TRAINING AND COACHING

V.D.Proshljakov

The article deals with physiological foundation of physical training and coaching based on scientific works of I.P.Pavlov.

14. Зак. 2450.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.