Научная статья на тему 'Спортивное мастерство как функциональное состояние мозга'

Спортивное мастерство как функциональное состояние мозга Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
459
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНОЕ МАСТЕРСТВО / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ / ЭЭГ-АНАЛИЗ / ПСИХОМОТОРНЫЕ СПОСОБНОСТИ / МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Хало Павел Владимирович, Хвалебо Галина Васильевна, Щеткин Юрий Юрьевич

В статье рассматриваются вопросы формирования спортивного мастерства, как функционального состояния мозга, обосновываются различные подходы к данной проблеме. Уделяется особое внимание связи между внутримозговыми взаимодействиями и психомоторными способностями спортсмена. Статья будет интересна для тренеров, специалистов в области физической культуры и спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Хало Павел Владимирович, Хвалебо Галина Васильевна, Щеткин Юрий Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with development of sports skills, as the functional state of the brain, justify different approaches to this problem. Pay special attention to the relationship between intracerebral interactions and psychomotor abilities of the athlete. The article will be interesting for trainers, specialists in the field of physical culture and sports.

Текст научной работы на тему «Спортивное мастерство как функциональное состояние мозга»

УДК 57.056 ББК 75.0

П.В. Хало, Г.В. Хвалебо, Ю.Ю. Щеткин СПОРТИВНОЕ МАСТЕРСТВО КАК ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ МОЗГА

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования спортивного мастерства, как функционального состояния мозга, обосновываются различные подходы к данной проблеме. Уделяется особое внимание связи между внутримозговыми взаимодействиями и психомоторными способностями спортсмена. Статья будет интересна для тренеров, специалистов в области физической культуры и спорта.

Ключевые слова: спортивное мастерство, функциональные состояния, ЭЭГ-анализ, психомоторные способности, межполушарная асимметрия.

P.V. Halo, G.V. Khvalebo, Yu.Yu. Shchetkin SPORTSMANSHIP AS THE FUNCTIONAL STATE OF THE BRAIN

Abstract. the article deals with development of sports skills, as the functional state of the brain, justify different approaches to this problem. Pay special attention to the relationship between intracerebral interactions and psychomotor abilities of the athlete. The article will be interesting for trainers, specialists in the field of physical culture and sports.

Key words: sports skills, functional status, EEG analysis, psychomotor ability, hemispheric asymmetry.

Основополагающими компонентами спортивного мастерства являются психомоторные способности. Вместе с тем, у зарубежных и отечественных авторов, нет единого мнения в трактовке таких понятий, как: психомоторные способности, задатки, возможности, особенности, двигательные качества и пр. Это объясняется тем, что психомоторные задатки, как и природные предпосылки индивида, представляют собой многоуровневые образования, структура которых еще недостаточно исследована специалистами. По данным одних авторов психомоторные задатки строго определяют нижние и верхние пределы развития психомоторных способностей. Например, анатомо-физиологические особенности и задатки предшествуют становлению психомоторных способностей и присущи индивиду с рождения в виде сложившегося и упрочившегося комплекса психических процессов при новой «природной способности» (С.Л. Рубинштейн, 1960), которая подлежит развитию и совершенствованию в зависимости от периодов возрастной сензитивности и соответствующих условий деятельности. Ряд других же авторов считает, что психомоторные задатки оказывают тем меньшее влияние на развитие спортсмена, чем более сложным оказывается соответствующее двигательное действие. По мнению того же С.Л. Рубинштейна, формирование психомоторных способностей определяется: процессом создания человеком предметного мира и своей собственной природы; внутренними условиями развития спортсмена, формируемыми в процессе взаимодействия спортсмена с внешним миром; системой соответствующих общественно выработанных операций, а ядро способности - теми психическими процессами, посредством которых эти операции регулируются. Структура психомоторных способностей, по В.П. Озерову, предусматривает пять иерархических уровней (см. рис. 1), последовательно следующих - от широкого арсенала психофизиологических задатков (уровень I) до целостного развития психомоторных способностей (уровень V) [1].

Таким образом, становление спортивного мастерства обусловлено изменением отношений между отдельными элементами функциональной системы поведенческого акта в результате оптимизации взаимосвязей между элементами двигательного комплекса и количественных приращений в его динамическом механизме. Функциональная система целенаправленного поведенческого акта, в свою очередь определяется естественными биологическими, психологическими и социальными потребностями, формирующими соответствующие мотивации, включая потребности в ярких положительных переживаниях. Таким образом, достижение высокого уровня спортивного мастерства во многом обусловлена множественностью иерархических звеньев (социум, биом, ан-тропосфера и пр.), ряд из которых выходит за пределы отдельного организма и редко рассматривается в спортивной научно-методической литературе [4; 10; 11; 12].

СЛОЖНЫЕ ПСИХОМОТОРНЫЕ СПОСОБНОСТИ

Рис. 1. Структура психомоторных способностей по В.П. Озерову

Вместе с тем, следствием нарушения взаимодействия спортсмена с надстоящими уровнями могут стать такие, широко распространяющиеся разновидности негативных предстартовых состояний, как «стартовая апатия», «состояние самоуспокоенности», «стартовая лихорадка» и т.д. Переход от одного иерархического уровня к другому происходит скачкообразно, и, по всей видимости, зависит от размеров образуемой системы, т.к. имеет неравновесный фазовый характер и является точкой бифуркации. Здесь изменение на нижнем уровне может передаться на верхний и, в конечном счете, привести к возмущению всей системы. Очевидно, что на разных системных уровнях будут проявляться различные свойства, но т.к. способ определения системы является общим, то все результаты анализа ее поведения на разных уровнях организации сопоставимы. При таком подходе для оптимальных равновесных отношений можно вывести законы, справедливые для любых статистических ансамблей. Ранее нами уже была предложена системная модель взаимодействия функциональных систем (ФС) человека с различными иерархическими уровнями в соответствии с иерархической пирамидой потребностей по А. Маслоу [5; 10; 11].

Вместе с тем, целью любой спортивной тренировки является трансформация функциональных систем, направленная на достижение спортивного результата, которая, соответственно, должна отражаться не только на физическом, но и на психофизиологическом и социальном уровнях, т.е. формирование адекватного психического образа, регулирующего действия спортсмена (см. рис. 2) [13; 14].

Здесь обычно выделяют три слоя внутрипсихических процессов (Е.Ю. Артемьева, Ю.К. Стрелков, В.П. Серкин и др.): перцептивный слой, образуемый системой упорядоченных друг относительно друга модальных образов объектов; семантический слой - структурированная совокупность отношений семантических эквивалентов актуально воспринимаемых объектов; глубинный слой амодальных структур, образующихся в процессе взаимодействия перцептивного и семантического слоев [14; 15]. Формирование адекватного психического образа позволяет достичь гармоничного взаимодействия всех уровней организации движения, двигательной активности и анатомо-физио-логической организации человека, что безусловно имеет свое отражение в деятельности мозга (см. табл. 1).

Визуальный образ,

формируемый наблюдениями за движениями спортсменов

■ ■■шшшшш^- - Рефлексия осуществляемая через амодальное внимание (восточный подход)

- Рефлексия осуществляемая через полимодальное внимание (западный подход)

Рис. 2. Структура и содержание психического образа, регулирующего действия спортсмена

Становится очевидно, что осуществить трансформацию функциональных систем, направленных на достижение спортивного результата, невозможно без трансформации самого субстрата мышления - мозга. Поэтому рассмотрим более подробно уровни построения движения по А.Л. Бернштейну.

А - уровень палеокинетической (рубро-спинальной) регуляции ЦНС. Эволюционно древний уровень регуляции движений, управляет преимущественно мускулатурой туловища и шеи. Управляемые им движения плавные, выносливые, обеспечивающие тонус всей мускулатуры и позволяющие тонко регулировать возбудимость спинальных структур, обеспечивая реципрокную иннервацию мышц-антагонистов, действия этого уровня полностью непроизвольны.

Таблица 1

Схема соотношения уровней психомоторной деятельности спортсмена

Уровни организации нервной системы Уровни построения движения (по А.Л. Бернштейну) Уровни двигательной активности (по Б.Г. Ананьеву)

Кортикальный группа высших корковых уровней Е Деятельность

уровни полей предметных и смысловых цепей D Действия

Субкортикальный уровень пространственного поля С Макродвижения

таламо-палидарный уровень В

палеокинетический уровень А Микродвижения

В - уровень таламо-паллидарный (синергий и штампов). Движения этого уровня отличаются обширностью вовлекаемых в синергию мышц и характеризуется склонностью к стереотипам и периодичности. Ведущая афферентация - проприоцепторика скоростей и положений с дифференцированной чувствительностью прикосновения, трения, укола и т.п. В обобщенном виде это аф-ферентация собственного тела.

С - уровень пирамидно-стриарный (пространственного поля). Ведущая афферентация этого уровня - синтетическое пространственное поле, т.е. восприятия и овладения внешним окружающим пространством. Важными свойствами пространственного поля являются его гомогенность (однородность), несмещаемость, метричность и геометричность, проявляющиеся в соблюдении

геометрической формы и геометрического подобия. Пространство уровня С заполнено объектами (с их формой, размерами и массой) и силами, исходящими от этих объектов и действующими между ними. Данный уровень имеет два подуровня: С1 -стриальный, принадлежащий к экстрапирамидной системе, и Сп - пирамидный, относящийся к группе кортикальных уровней;

D - уровень теменно-премоторный (полей предметных действий и смысловых цепей). По локализации представляет корковые зоны двигательного, зрительного, акустического и других анализаторов, которые обеспечивают сохранность и реализацию информации всех процессов адаптации. Формирование данного уровня происходит в филогенезе и напрямую зависит от условий окружающей среды.

Е - уровень высших корковых функций: символических координаций - письма, речи и т. п., локализован в лобных отделах коры головного мозга. Управление в данной области формируется в онтогенезе и является системой сложных психических функций, которые затрагивают процессы психонервной, социальной, рассудочной деятельности, а также процессы вероятностного прогнозирования действий и событий [1].

Функциональные механизмы спортивной деятельности детерминированы в онтогенезе и относятся к характеристикам спортсмена как индивида, операционные - как субъекта деятельности и мотивационные - личности. Операционные механизмы не заложены генетически, они усваиваются спортсменом в процессе воспитания, образования, в общей социализации и носят биогра-фо-исторический характер. В процессе спортивного совершенствования происходит тонкое приспособление операционных механизмов к требованиям спортивной деятельности, они приобретают черты оперативности. Для более детальной и грамотной оценки и прогнозирования эффективности тренировочного процесса и реализации принципа индивидуального подхода при его построении, а также при осуществлении профотбора и пр., возможно применение известной концепции трех функциональных блоков мозга А.Р. Лурия (см. рис. 3), позволяющей более дифференцировано понимать взаимодействие мозговых структур [1].

Рис. 3. Взаимодействие блоков мозга по П.К. Анохину

Основу данной концепции составила систематизация и объединение основных нервных центров в функциональные блоки.

Блок I -активации, его функция состоит в регуляции общих изменений активации мозга, являющихся основой различных функциональных состояний, и локальных избирательных изменений активации, необходимых для осуществления высших психических функций. Этот аспект работы блока I связывают с процессами внимания (общего, неизбирательного и селективно-го),процессами памяти(запечатлением, хранением и переработкой полимодальной информа-ции),приема и переработки интероцептивной информации о состояниях внутренней среды организма и его регулировки с помощью нейрогуморальных механизмов и непосредственным мозговым субстратом различных мотивационных, эмоциональных процессов и функциональных состояний, включая переход от сна к бодрствованию и собственно сознание. Блок I включает неспецифические структуры разных уровней: ретикулярную формацию ствола мозга, воролиев мост, диэнцефальные отделы, лимбическую систему, медиобазальные отделы коры лобных (орбитальный отдел) и височных долей мозга (гипокампы, миндалевидное тело). Восходящая ретикулярная формация играет решающую роль в уровне активации коры, нисходящая - ставит нижележащие образования под контроль программ коры. Ранее считалось, что ретикулярная формация не имеет специфичности, так как ее активирующее и тормозящее действие равномерно затрагивает как все сенсорные, так и двигательные функции организма, однако, в настоящее время известно, что ретикулярная формация имеет специфичность, только отличную от модальной. Гипоталамус - небольшая область в промежуточном мозге, включающая в себя большое число групп клеток, которые регулируют нейроэндокринную деятельность мозга и гомеостаз организма. Гипоталамус связан нервными путями практически со всеми отделами ЦНС. Через гормоны и нейропептиды регулирует такие функции, как чувство голода и жажды, терморегуляция организма, половое поведение, циркадные ритмы. Исследования последних лет показывают, что гипоталамус играет важную роль в регуляции таких высших функций, как память и эмоциональное состояние, и тем самым участвует в формировании различных аспектов поведения. Источниками активации для гипоталамуса являются: дыхание, пищеварение, гуморальный обмен и пр. Поясная извилина осуществляет функции регуляции частоты пульса и кровяного давления; миндалевидное тело связывают с таки-

ми эмоциями как агрессия, осторожность и страх. Правый и левый гиппокампы, являясь частью обонятельного отдела мозга, участвуют в механизмах формирования эмоций, ориентировочного рефлекса, перехода кратковременной памяти в долговременную, реагируют на новизну, а при удержании внимания генерируют 9-ритм. Организм мобилизуется за счет поступления новой информации. Реакция на новизну требует сличения с системой старых раздражителей, следовательно, имеет тесную связь с механизмами памяти. Активация, связанная с намерениями, планами, перспективами и программами. Обеспечиваются связями между высшими отделами коры и нижележащими отделами ретикулярной формации. Нисходящие связи осуществляют регулирующее влияние мозговой коры на нижележащие стволовые образования, обеспечивают аппарат ретикулярной формации палеокортекса (древняя кора) и получают энергетический заряд. Посредством кортико-ретикулярных путей раздражения отдельных участков может вызвать генерализованную реакцию пробуждения. Вследствие ненадлежащей работы 1-го блока наблюдается снижение тонуса коры головного мозга, неустойчивость внимания (синдром дефицита внимания), появляется патологически повышенная истощаемость, сонливость, мышление теряет избирательный, произвольный характер, спортсмен становится либо безразличным, либо патологически встревоженным.

Таким образом, первый блок мозга участвует в осуществлении любой психической деятельности и особенно - в процессах внимания, памяти, регуляции эмоциональных состояний и сознания в целом.

Блок II - прием, переработка и хранения информации - включает основные анализаторные системы: зрительную, слуховую и кожно-кинестетическую, корковые зоны, расположенные в задних отделах больших полушарий головного мозга. Работа этого блока обеспечивает модально-специфические процессы, а также сложные интегративные формы переработки экстероцептивной (т.е. исходящей из внешней среды) информации, необходимой для осуществления высших психических функций. Кора задних отделов больших полушарий обладает рядом общих особенностей, позволяющих объединить ее в единый блок мозга. В ней выделяют «ядерные зоны» анализаторов (первичные и вторичные поля) и «периферию» (третичные поля) [1].

Первичные (проекционные) поля коры состоят в детальном анализе различных физических параметров стимулов определенной модальности, причем рецепторы первичных полей реагируют на соответствующий стимул, не проявляя признаков угасания реакции по мере повторения стимула. Все первичные корковые поля характеризуются топическим принципом организации, согласно которому, каждому участку рецепторной поверхности (сетчатки, кожи, кортиевого органа и пр.) соответствует определенный участок в первичной коре. Величина зоны представительства того или иного рецепторного участка в первичной коре зависит от функциональной значимости этого участка. Первичные корковые поля непосредственно связаны с соответствующими релеяд-рами таламуса. Здесь осуществляется первичный анализ поступающих стимулов, происходит его дифференциация, настройка анализаторов.

Вторичные (гностические поля) поля коры - область обработки информации первичных полей, здесь начинаются проводящие пути через корковые структуры, происходит объединение между различными анализаторами по ассоциативному принципу, осуществляя синтез раздражений, и осуществляется обеспечение различных гностических видов психической деятельности.

Третичные поля коры - многофункциональны. Это зона формирования опыта. К ней относятся верхнетеменная, нижнетеменная, средневисочная области и зона третичных височно-теменно-затылочных отделов коры, обладающая наиболее сложными интегративными функциями. Третичные поля не имеют непосредственной связи с периферией и связаны горизонтальными связями лишь с другими корковыми зонами. С их участием осуществляются сложные надмодаль-ностные виды психической деятельности - символические, речевые, интеллектуальные и пр. Основные нарушения, связанные с этой зоной: агнозии, апроксии, афазия.

Блок III - программирования, регуляции и контроля за протеканием сознательной психической деятельности, согласно концепции А.Р. Лурии (1969, 1973 и др.), занимается формированием планов действий. Локализуется в передних отделах полушарий мозга, расположенных впереди от передней центральной извилины (моторные, премоторные, префронтальные отделы коры головного мозга), в основном в лобных долях. Многочисленные корково-корковые и корко-во-подкорковые связи конвекситальной коры лобных долей мозга обеспечивают возможности, с одной стороны, переработки и интеграции самой различной афферентации, а с другой - осуществление различного рода регуляторных влияний. Анатомическое строение блока III обусловливает его ведущую роль в программировании замыслов и целей психической деятельности, в ее регуляции и осуществлении контроля за результатами отдельных действий, а также всего поведения в целом. Ненадлежащая работа данного отдела мозга ведет к нарушениям опорно-двигательного аппарата, движения теряют свою плавность, двигательные навыки распадаются. При этом переработка информации и речь не подвергаются изменениям, целесообразное поведение заменяется инертным, стереотипным либо импульсивными реакциями на отдельные впечатления. Здесь про-

исходит формирование сложных поведенческих программ, и осуществляется контроль их выполнения.

Анализ мозговой организации, предполагает возможность объяснения особенностей индивидуальных различий в выполнении спортивных функций. Помимо анализа функционирования трех блоков мозга, не менее важными являются показатели межполушарной асимметрии, обнаруживающие корреляцию с особенностями реализации различных психомоторных способностей (В.Л. Бианки и др., 1989; 1996; Т.А. Доброхотова, Н.Н Брагина, 1977, 1994; А.П. Чуприков, 1994 и др.). В спортивной межполушарной асимметрии обычно выделяют два момента: асимметричная локализация11 сигнальной системы и доминирование одной из рук при выполнении спортивных действий. Перекрестная проекция видов сенсорной чувствительности и нисходящих пирамидных путей - регуляторов моторной сферы организма - в сочетании с левосторонней локализацией центра устной и письменной речи определяет доминирующую роль левого полушария в поведении спортсмена. Полученные экспериментальные данные подтверждают представление о доминирующей роли левого полушария мозга в реализации функций II сигнальной системы, в мыслительных операциях, в творческой деятельности связанной с абстрактным мышлением. В общем виде можно считать, что люди с левополушарным доминированием относятся к мыслительному типу, а с правополушарным доминированием - к художественному. По данным современной ней-ро- и психофизиологии, левое полушарие большого мозга спортсмена специализируется на выполнении вербальных символических, а правое - на обеспечении и реализации пространственных, образных функций. Дисфункция левой височной области коры обычно приводит к нарушениям в моторной реализации функции языка: элементы заикания, нечеткое произношение и т. д.; дисфункция правой височной области ведет к нарушению в четкости образного восприятия и представления внешних стимулов, явлений, предметов; при стимуляции этой зоны у человека возникают обычно очень яркие образы, воспоминания. Установлено, что правое полушарие быстрее обрабатывает информацию, чем левое. Результаты пространственного зрительного анализа раздражителей в правом полушарии передаются в левое полушарие в центр речи, где происходят анализ смыслового содержания стимула и формирование осознанного восприятия. При доминировании правого полушария (восточный подход в обучении) происходит предрасположение к созерцательности и воспоминаниям, предвидениям, тонким и глубоким переживаниям, сопровождающимся медлительностью и скудностью речи. Доминирование левого полушария (западный подход в обучении) сопровождается активным использованием большого словарного запаса, высокой двигательной активностью, целеустремленностью, высокой способностью экстраполяции, прогнозирования. В соответствии с индуктивно-дедуктивной гипотезой в процессах обучения, познания правое полушарие реализует процессы дедуктивного мышления (вначале осуществляются процессы синтеза, а затем анализа), левое - преимущественно обеспечивает процессы индуктивного мышления (вначале осуществляется процесс анализа, а затем синтеза) [3; 4; 6; 13]. Ряд различий межполушарной асимметрии при визуальном восприятии приведено в табл. 2.

Таблица 2

Межполушарные различия визуального восприятия по Л. И. Леушиной и др.

Характеристики зрительного восприятия Левое полушарие Правое полушарие

Лучше опознаются стимулы Вербальные, легко различимые, знакомые Невербальные, трудно различимые, незнакомые

Лучше решаются задачи Оценка временных отношений, установление сходства, установление идентичности стимулов по названиям, переход к вербальному кодированию Оценка пространственных отношений, установление различий, установление физической идентичности стимулов, зрительно-пространственный анализ

Особенности процессов восприятия Аналитическое, последовательное, абстрактное, обобщенное, инвариантное Целостное (гештальт), одновременное восприятие, конкретное

Предполагаемые морфологические различия Фиксированное представительство элементарных функций Диффузное представительство

В исследованиях установлены феноменологические особенности межполушарной асимметрии в динамике образования условного рефлекса, формирования спортивного навыка, компетенции. Несмотря на то что межполушарное взаимодействие препятствует совершенствованию, укреплению условного рефлекса, на начальных стадиях это взаимодействие принимает участие в образовании условного рефлекса. По данным Г.А. Кураева, благодаря активации тормозных влияний симметричных зон коры через мозолистое тело стимулируется образование условно-рефлекторной

связи, а в случае закрепления рефлекса, доминирующее полушарие мозга тормозит проявления условно-рефлекторной памяти. Синтетическая доминантная модель межполушарных взаимоотношений базируется на принципах симметрии и доминанты (см. рис. 4). В проекционных зонах коры преимущественно реализуется принцип гомотопичности, а в ассоциативных - гетеротопич-ности. Главная роль транскаллозальных коммуникаций в проекционных зонах заключается в обмене сенсорной информацией, а в ассоциативных - в регуляции уровня возбудимости симметричных областей. Образно говоря, гомотопические связи в корковых структурах образуют как бы канву, на которой внутриполушарные влияния выписывают свой асимметрический узор. В формировании внутрицентрального взаимодействия симметричных зон мозга важную роль играют процессы цитохимической дифференцировки, модулирующие сенсорную информацию. Рост и развитие нервных волокон в мозге, а их объединение в цепи находятся под генетическим контролем с использованием сложных химических кодов. Функциональная межполушарная асимметрия, реализующая в своей динамике принцип доминанты, рассматривается как саморегулирующаяся система с обратной тормозной связью. Эта система состоит из связанных между собой первичных и вторичных доминантных очагов, образующихся и поддерживающихся за счет восходящих внут-риполушарных и межполушарных потоков возбуждения, а также гуморальных влияний. При этом в доминирующем полушарии под влиянием восходящих внутриполушарных и межполушарных, а также гуморальных воздействий формируется стойкий очаг повышенной возбудимости, способный к суммированию возбуждения, обладающий инерционностью и оказывающий тормозящее действие на недоминирующее полушарие [1; 7; 8].

1,5 - транскаллозальные;

2,7,10 - восходящие

афферентные;

3,8 - дивергенция;

4 - конвергенция;

6 - экстракаллозальные;

9 - межзональные

транскаллозальные;

11 - межзональные

внутриполушарные;

12,13 - транскаллозальные

облегчающие;

14,15 - транскаллозальные тормозящие

16 - экстракалл облегчаю

17

Доминирующие

Недоминирующие

Рис. 4. Межполушарное взаимодействие по В.Л. Бианки

Передача межполушарных влияний осуществляется главным образом по мозолистому телу, но определенное значение имеют и экстракаллозальные пути. В общем виде схема межполушар-ного взаимодействия сводится к следующей последовательности аналитико-синтетической деятельности полушарий большого мозга. Сначала правое полушарие посредством дедуктивного метода оперативно оценивает ситуацию, затем левое полушарие на основе индуктивного метода вторично формирует представление об общей закономерности и разрабатывает соответствующую стратегию поведения. Результаты этого процесса передаются в противоположное полушарие в основном по системе волокон мозолистого тела. Как образно подчеркивает В.Л. Бианки, левое полушарие обладает «законодательной властью, а правое - исполнительной», левое полушарие определяет цели, а правое реализует их выполнение [1].

Рассмотренные нами вопросы формирования спортивного мастерства как функционального состояния закладывают основу для проведения более подробного ЭЭГ-анализа в рассмотренных

зонах мозга. Например, представляет особый интерес провести ЭЭГ-исследования мозговой организации психомоторных способностей высокоодаренных спортсменов, мастеров спорта международного класса и сравнить их с аналогичной организацией психомоторных способностей студентов Таганрогского института имени А.П. Чехова, занимающихся и не занимающихся спортом.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бианки, В.Л. Механизмы парного мозга / В.Л. Бианки. - Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1989. - 262 с.

2. Лебединская, И.Г. Оценка эффективности применения подвижных игр и игровых упражнений с использованием элементов произвольного полимодального внимания / И.Г. Лебединская, П.В. Хало, И.А. Сыро-ваткина // Научный поиск. - 2013. - № 4.1. - С. 43-45.

3. Хало, П.В. Диагностика и коррекция психофизиологического состояния человека-оператора в условиях развивающегося информационного общества // Известия Южного федерального университета. Технические науки. - 2006. - № 1 (56). - С. 122-126.

4. Хало, П.В. Концепция активации резервных возможностей человека как полииерархической функции или в чем смысл жизни // Концепт: научно-методический электронный журнал. - 2013. - Т. 4. - № 34. - С. 1956-1960.

5. Хало, П.В. Проблемы безопасной коммуникации -психосемантические и консциентальные аспекты // Вестник Таганрогского института управления и экономики. - 2010. - № 1. - С. 50-55.

6. Хало, П.В. Психоэкология человека, психоэкология как раздел науки / П.В. Хало. - Таганрог, 2011.

7. Хало, П.В. Эмоциональные компоненты в формировании расширенных состояний сознания // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. - 2009. - № 2. - С. 350-353.

8. Хало, П.В. ЭЭГ-корреляты активации резервных возможностей организма / Хало П.В., Ю.М. Бородянский // Известия Южного федерального университета. Технические науки. - 2014. - № 10 (159). - С. 24-33.

9. Хало, П.В. Выбор показателей эффективности методов активации резервных возможностей спортсмена для холтеровского мониторинга / П.В. Хало, Н.Д. Быков, Г.В. Хвалебо // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. - 2012. - № 1. - С. 159-163.

10. Хало, П.В. P-адические модели психофизиологических состояний / П.В. Хало, В.Г. Галалу, В.П. Омель-ченко // Инженерный вестник Дона. - 2011. - Т. 18. - № 4. - С. 62-65.

11. Хало, П.В. Модели и принципы активации резервных возможностей организма / П.В. Хало, В.Г. Галалу, В.П. Омельченко // Известия Южного федерального университета. Технические науки. - 2010. - № 9 (110). - С. 63-70.

12. Принципы системного моделирования функциональных систем активации резервных возможностей человека / П.В. Хало и др. // Инженерный вестник Дона. - 2012. - Т. 22. - № 4-1 (22). - С. 17.

13. Хало, П.В. Повышение качества физкультурно-спортивной деятельности с помощью произвольного полимодального внимания / П.В. Хало, Г.В. Хвалебо, И.Г. Лебединская // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. - 2013. - № 1. - С. 166-171.

14. Хало, П.В. Феноменологическая редукция как метод выявления паттернов продуктивных функциональных состояний в спорте / П.В. Хало, Г.В. Хвалебо, Р.В. Сальный // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. - 2014. - № 2. - С. 272-277.

15. Хоронько, В.В. Депривация или активация: способы использования времени сна для оптимизации психических способностей человека / В.В. Хоронько, П.В. Хало // Культура. Наука. Интеграция. - 2008. - № 2. - С. 43-49.

УДК 37.017.93 ББК 74.04

Н.П. Чередникова

К ВОПРОСУ О РОЛИ ПРАВОСЛАВНЫХ ИНСТИТУЦИЙ В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье характеризуется процесс появления, становления церковно-приход-ских православных школ и гимназий на современном этапе развития общества. Делается попытка определить роль православных институций в деле просвещения и образования.

Ключевые слова: русская православная церковь, православие, Московская епархия, монастырь, православные школы, просвещение, образование, модели современного образования, развитие, духовность.

N.P. Cherednikova

THE ROLE OF ORTHODOX INSTITUTIONS IN THE DEVELOPMENT OF MODERN EDUCATION SYSTEM

Abstract. This article is characterized by process of appearance, formation of the Orthodox parish schools and gymnasiums at the present stage of development of society. An attempt is made to define the role of the Orthodox institutions in teaching and education.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: Russian Orthodox Church, Orthodoxy, dioceses, monasteries, Orthodox schools, education, education, models of modern education, development, spirituality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.