Научная статья на тему 'Обоснование методического обеспечения формирования оптимального предстартового состояния спортсмена'

Обоснование методического обеспечения формирования оптимального предстартового состояния спортсмена Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
823
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ / ПРЕДСТАРТОВЫЕ СОСТОЯНИЯ / БОЛЬШОЙ АДАПТАЦИОННЫЙ ЦИКЛ / БОС-ТРЕНИНГ / ПОЛИМОДАЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хало Павел Владимирович

В статье рассказывается об одной из актуальных проблем современного спорта формирования оптимального предстартового состояния. Проводится анализ достоинств и недостатков существующих методов предсоревновательной подготовки. Обосновывается методическое обеспечение формирования оптимального предстартового состояния. Статья может быть интересна тренерам, преподавателям, специалистам в области физической культуры и спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Хало Павел Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article tells about one of the most urgent problems of the modern sport of formation of the optimal initial condition. The analysis of the strengths and weaknesses of existing methods precontest preparation. Grounded methodological support of the formation of the optimal initial condition. The article may be of interest to coaches, teachers, professionals in the field of physical culture and sports.

Текст научной работы на тему «Обоснование методического обеспечения формирования оптимального предстартового состояния спортсмена»

Выражение лица должно соответствовать характеру речи, отношений. Оно, как и весь внешний облик, должно соответствовать характеру речи, отношений, должно выражать уверенность, одобрение, осуждение, недовольство, радость, восхищение, безразличие, заинтересованность, возмущение в десятках вариантов. Широкий диапазон чувств выражает улыбка, свидетельствующая о духовном здоровье и нравственной силе человека. Выразительные детали мимики - брови, глаза. Поднятые брови выражают удивление, сдвинутые - сосредоточенность, неподвижные - спокойствие, равнодушие, находящиеся в движении - восторг. Наиболее выразительны на лице человека глаза. Учителю следует внимательно изучить возможности своего лица, умение пользоваться выразительным взглядом, стремиться избегать чрезмерной динамичности лицевых мускулов и глаз («бегающих глаз»), а также безжизненной статичности («каменное лицо»). Взгляд учителя должен быть обращен к детям, создавая визуальный контакт. Надо избегать обращения к стенам, окнам, потолку. Визуальный контакт является техникой, которую необходимо сознательно развивать. Нужно стремиться держать в поле зрения всех учащихся.

Велика роль мимики, наряду с пантомимикой и жестикуляцией, и при вербально общении педагога с учащимися. Известно, что речь учителя, помимо эмоциональной выразительности, должна быть задушевной, проникновенной, создавать атмосферу искренности и доверия в общении с учениками. Таким образом, речь учителя представляет собой своеобразную совокупность трех знаковых средств: лингвистической (собственно речь, язык), паралингвистической (выразительная интонация, правильная расстановка акцентов, умелое использование пауз) и кинетической (мимика, пантомимика, жестикуляция).

Итак, в педагогическом общении большую роль играет использование учителем положительных мимических выражений. Это значительно поднимает уровень коммуникативной культуры педагога, способствует созданию целостного образа у учащихся, положительно влияет на процесс обучения и воспитания.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бордовская, И.В., Реан, А.А. Педагогика: учеб. - М.: Питер, 2005.

2. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие / под ред. А. С. Роботовой, Т. В. Леонтьевой, И. Г. Шапошникова. - М.: Академия, 2008.

3. Зязюн, И.А., Кривонос, И.А., Тарасевич, Н.Н. и др. Основы педагогического мастерства: учеб. пособие. -

М.: Просвещение, 1989.

4. Колесникова И. А., М. П. Горчакова-Сибирская. Педагогическое проектирование: учеб. пос. - М.: Акаде-

мия, 2006.

5. Колесника, И. А., Борытко, Н.М., Поляков, С.Д. Воспитательная деятельность педагогов: учеб. - М.: Ака-

демия, 2008.

6. Пиз, А. Язык телодвижений / А. Пиз. - М.: Эксмо, 2006.

7. Синельникова, Т.А. Портрет учителя как собирательный образ исследований ученых, психологов и самих

учащихся // Педагогическое мастерство: мат. V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). - М.: Буки-Веди, 2014.

8. Фроловская, М. Н. Становление профессионального образа мира педагога: автореф. дис. ... канд. пед. наук,

2009.

УДК 57.056 ББК 75.0

П.В. Хало

ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОПТИМАЛЬНОГО ПРЕДСТАРТОВОГО СОСТОЯНИЯ СПОРТСМЕНА

Аннотация. В статье рассказывается об одной из актуальных проблем современного спорта - формирования оптимального предстартового состояния. Проводится анализ достоинств и недостатков существующих методов предсоревновательной подготовки. Обосновывается методическое обеспечение формирования оптимального предстартового состояния. Статья может быть интересна тренерам, преподавателям, специалистам в области физической культуры и спорта.

Ключевые слова: математическое моделирование, психофизиологические состояния, предстартовые состояния, большой адаптационный цикл, БОС-тренинг, полимодальное внимание.

P.V. Halo

THE RATIONALE FOR THE METHODOLOGICAL SUPPORT OF THE FORMATION OF THE OPTIMAL INITIAL CONDITION OF THE ATHLETE

Abstract. The article tells about one of the most urgent problems of the modern sport of formation of the optimal initial condition. The analysis of the strengths and weaknesses of existing methods pre-contest preparation. Grounded methodological support of the formation of the optimal initial condition. The article may be of interest to coaches, teachers, professionals in the field of physical culture and sports.

Key words: mathematical modeling, psychophysiological state, the start state, big adaptation cycle, biofeedback training, multimodal attention.

Несмотря на то, что в настоящее время накоплен значительный опыт по разработке и внедрению средств развития и совершенствования навыков регуляции предстартового и предсоревно-вательного состояния спортсменов (А.В. Алексеев, Т.Д. Бабушкин, В.Р. Малкин, В.В. Медведев, В.Н. Смоленцева и др.), до сих пор не существует полных системных моделей, в которых нашлось бы место всем существующим методам формирования предстартовых состояний, непонятна природа взаимодействия этих методов, зачастую отсутствует учет индивидуальных особенностей, в частности учет индивидуального тренировочного цикла, что в целом, затрудняет использование существующих средств и методов в полной мере. Нет целостного представления о функциональной организации предстартового состояния, его биологических паттернах, адекватных моделей и уверенных методах его достижения. При планировании психотренинга тренер или психолог, как правило, основывается на собственном опыте и интуиции. Отсутствие в их арсенале данных о динамике биометрических показателей, отражающих функциональные и морфо-функциональные свойства систем организма спортсмена, значительно затрудняет процесс планирования психотренинга и адекватного представления спортсмена о реальных резервах его организма (А.Г. Дембо, 1974; С.А. Душанин, 1978; P.O. Astrand, 1992; J.H. Wilmore, D.L. Costill, 2004). Возникает вероятность появления предстартового состояния неадекватного текущему адаптационному резерву организма спортсмена (Л.П. Матвеев, 1997; Ю.В. Верхошанский, 1998; В.Н. Платонов, 2004), что часто сопровождается чувством самоуспокоенности, недооценкой сложностей и трудностей предстоящей спортивной борьбы, переоценкой своих собственных сил или сил своей команды. При этом наблюдается снижение интенсивности внимания, бдительности, заторможенность восприятия, мышления и скорости принятия решений. Очевидно, по этим причинам многие спортсмены и тренеры используют подобные психологические методы крайне редко, либо не используют вообще (А.В. Алексеев, Л.Д. Гиссен, Е.П. Ильин, Н.А Худадов, О.А Черникова). По мнению многих авторов (Д.А Напалков, П.О. Ратманова, М.Б. Коликов и др.), именно формирование предстартового состояния и представляет наибольшие трудности в современном спорте при переходе к высшим ступеням спортивного мастерства. Как правило, спортсмен формирует оптимальное состояние интуитивно, стараясь запомнить и воспроизвести те ощущения, которые соответствовали наиболее результативным выступлениям. Однако, многие спортсмены, несмотря на интенсивные тренировки, не могут сформировать его самостоятельно, и рост их результативности останавливается [1, 3].

Таким образом, можно утверждать, что в настоящее время существует противоречие между объективной потребностью совершенствования предстартового состояния у квалифицированных спортсменов и недостаточной научно-методической разработанностью решения этой задачи. В связи с вышеуказанным, можно сделать вывод о наличии ряда научных проблем, решение которых возможно в рамках разработки системной математической модели формирования предстартового состояния, связывающего в единое целое его психологические и физиологические аспекты с оценкой вклада различных методик и подходов совершенствования предстартового состояния.

Одной из проблем предстартового состояния является решение задачи повышения адаптации спортсмена к физическим и психоэмоциональным нагрузкам экстремального характера, способным при длительном воздействии приводить к нарушению здоровья (К.В. Судаков, 2004; И. А Святогор с соавт., 2005; Л.Д. Маркина, В.В. Маркин, 2008). В последнее время все большее внимание уделяется изучению разнообразных психофизиологических состояний спортсменов, их регуляции во время осуществления спортивной деятельности, и в особенности формированию оптимальных функциональных состояний, проблема которых поднималась еще в ХХ веке (О.А. Черникова, 1937; А.Ц. Пуни, 1949, 1961, 1969; С.М. Оя, 1961; Ю.Ю. Палайма 1965; В.К. Петрович, 1966; Л.Д. Гиссен, 1969; В.А. Геселевич, 1969; Ю.Я. Киселев, 1977; А.В. Алексеев, 1985) [1, 2].

Уже первые исследования предстартовых состояний (О.А. Черникова, 1937) показали их исключительное влияние на успешность выступления спортсменов. В последующих исследованиях (А.Ц. Пуни, 1949, 1961, 1969; С.М. Оя 1961; Ю.Ю. Палайма 1965; В.К. Петрович, 1966; Л.Д. Гиссен, 1969; В.А. Геселевич, 1969; Ю.Я. Киселев, 1977; А.В. Алексеев, 1985 и др.) были обозначены та-

кие разновидности предстартовых состояний как: «стартовая лихорадка», «стартовая апатия», «состояние самоуспокоенности» и «состояния боевой готовности», «психической готовности», «мобилизационной готовности» (А.Ц. Пуни, 1949; Ф. Генов, 1966; П.А. Рудик, 1976 и др.). Многие авторы (В.А. Алаторцев, Б.А. Вяткин, А.Д. Ганюшкин, В.А. Геселевич, Ф.А. Гребаус, И.А. Гри-горьянц, Т.Е. Залесский, Ю.Я. Киселев, А.Ц. Пуни), рассматривают соревнования как процесс борьбы, протекающий не только на физическом, но и на психическом уровнях. В соответствии с позициями А.О. Прохорова (1991), тренировочно-соревновательная деятельность представляется в виде ряда «ситуаций», в которых возникают психические состояния разной модальности, сложности, интенсивности. В.А. Алаторцев, Б.А. Вяткин, Б.П. Яковлев и др. особое значение придают высокой функциональной готовности, в том числе и психомоторной. А.В. Алексеев, А.Д. Ганюшкин, Е.А. Калинин, Л.Д. Гиссен, Ю.Я. Киселев, В.В. Медведев Б.А. Вяткин, P.M. Загайнов, Н. Кир-шева, А.Ц. Пуни, О.А. Черникова, О.М. Чикова и др. обращают особое внимание на индивидуально-психологические особенности личности спортсмена. По мнению Е.И. Селантьева, учет индивидуальных особенностей спортсмена, позволил бы оперативно вносить коррективы основных параметров тренировочного процесса на основе постоянного контроля над уровнем эмоционального напряжения. Это связано с тем, что психическая напряженность обычно выступает как динамическая характеристика личности. В общем случае, по данным ряда авторов (В.И. Шапошникова, 1996; H. Zagercrants, 1996; Н.А. Барбараш, 2001; М.В. Чичиленко с соавт., 2004; А.М. Дуров, 2000; Г.А. Воликова 2011), успешность протекания адаптационных процессов в организме человека во многом связывается с индивидуальном годичном биологическим циклом [2, 3].

Как известно, психические состояния, способствующие наиболее полной реализации потенциальных возможностей спортсмена можно достигнуть с помощью психорегуляции. Методы психорегуляции разнообразны, многочисленны и имеют различные принципы классификации. Наиболее распространенной пожалуй является классификация В.М. Мельникова (1985) в которой все методы психорегуляции делятся на два больших класса (см. рис. 1) [1, 2].

Вербальные методы в обычном состоянии сознания, как правило, носят вспомогательный характер (Ю.Я. Киселев, 1985; Г.Д. Горбунов, 1986, 2006; О.А. Веревка, 2006; И.А. Григорянц, 2006; Р.М. Загайнов, 1992; А.В. Родионов, 2005; А.В. Комарова, 2010 и др.). Здесь большое количество работ как отечественных, так и зарубежных авторов посвящено повышению уровня спортивной мотивации (В. Гошек, Е.Г. Знаменская, Н.Л. Ильина, Е.А Калинин, И.Г. Келишев, Ю.Дж. Кретти, Ю.Ю. Палайма, Р.А. Пилоян, А.В. Шаболтас и др.). Авторы выделяют мотивы спортивной деятельности с учетом квалификационного уровня мастерства, методики диагностики и методы формирования спортивной мотивации. В отечественной психологии спорта (А.Ц. Пуни, Е.А. Калинин, Ю.Ю. Палайма и др.) было доказано, что мотивы определяют направленность деятельности и величину усилий, развиваемых спортсменом при ее выполнении, организуют всю систему психических процессов и состояний, формирующихся и развертывающихся в ходе спортивной деятельности. До настоящего времени взаимоотношения мотивации и психических состояний рассматривались в основном в контексте изучения «потребностных состояний» либо активационных характеристик психических состояний. Так же исследовались зависимости отдельных компонентов психического состояния спортсменов (преимущественно поведенческих и когнитивных) от особенностей их мотивационной сферы.

В зарубежных исследованиях при изучении проблемы формирования спортивной мотивации большое внимание уделялось таким соподчинённым понятиям, как мотивация труда, профессиональной деятельности и карьеры (R.A. Noe, A.W. Noe, J.A. Bachuber, 1990), специализация (M.C. White, М. Smith, Т. Barlett, 1994), субъективный карьерный успех в экзистенциальном анализе (R. Ellis, H.G. Heneman, 1990; Р.Н. Mirvis, D.T. Hall, 1994), логтотерапия (К. Хорни, 1997; Э. Фромм, 1955; Ф. Перлз, 1964; Р. Мэй, 1969, В. Франкл. 1959; И. Ялом, 1980) и смежные или близкие к ней направления феноменов самоактуализации, ценностно-смысловой сферы личности (А. Маслоу, 1954; К. Роджерс, 1954) и др. Вместе с тем, в настоящее время, отсутствует теоретически обоснованные представления о взаимосвязи спортивной мотивации, психических состояний спортсменов и их физиологических паттернов. Сравнительно новым направлением для решения этой задачи может стать виртуалистика (Н.А. Носов, 1986, 1994, 2002), позволяющая объединить в себе как психологические, так и нейрофизиологические подходы [1, 4, 5].

Рис. 1. Методы психорегуляции, скомпонованные по классификации В.М. Мельникова (1985).

С другой стороны, высокомотивированный спортсмен за счет своих внутренних функциональных резервов может удерживать качество спортивной деятельности на достаточно высоком уровне в течение длительного времени. Однако за это качество зачастую приходится «платить» значительным ухудшением функционального состояния мозга (П.В. Симонов, 1965). Вместе с тем, в настоящее время общепринятым становится представление о том, что динамика процессов, определяющих качество спортивной деятельности, первично находит свое отражение в изменениях функционирования нервных структур мозга, отсюда следует важнейшая роль исследования пространственно-временной организации ЭЭГ для диагностики и коррекции предстартовых состояний (G.M. Loze, D. Collins, P.S. Holmes 2001, B.D. Hatfield, A.J. Haufler, T.M. Hung, T.W. Spalding 2004., T. Harkness 2009, Д.А. Напалков, П.О. Ратманова, М.Б. Коликов 2009, C. Del Percio, C. Babi-loni, M. Bertollo 2009 и др.). Это необходимо, как для проверки различных теоретических представлений о природе и функциональной значимости ЭЭГ, так и для решения прикладных задач, связанных с оценкой и прогнозированием тех ЭЭГ-показателей, которые, предположительно, отражают различные стороны спортивной деятельности [4].

Особенно интересно использование ЭЭГ в качестве сигнала для БОС, что позволяет перейти с уровня тренировки регуляции общей активации организма спортсмена к формированию у него оптимального взаимодействия структур головного мозга, необходимого для демонстрации выдающихся результатов (G.M. Loze, D. Collins, P.S. Holmes, 2001; B.D. Hatfield, A.J. Haufler, T.M. Hung, T.W. Spalding, 2004; T. Harkness, 2009; Д.А. Напалков, П.О. Ратманова, М.Б. Коликов, 2009; C. Del Percio, C. Babiloni, M. Bertollo, 2009). Ряд исследований (Д.А. Напалков, П.О. Ратманова, М.Б. Коликов, 2009; C. Del Percio, C. Babiloni, M. Bertollo, 2009; B.D. Hatfield, A.J. Haufler, T.M. Hung, T.W. Spalding, 2004; G.M. Loze, D. Collins, P.S. Holmes, 2001) показал, что в ЭЭГ-показателях спортсменов, достигших высоких результатов в видах спорта, связанных с точностными двигательными актами (стрельба, гольф, фехтование и пр.), перед совершением действия наблюдалась выраженная а-активность. Здесь наиболее распространённым является представление о том, что наблюдаемая при этом ЭЭГ-картина является следствием автоматизации навыков и «экономии» нервных процессов у квалифицированных спортсменов (B.D. Hatfield, A.J. Haufler, T.M. Hung, T.W. Spalding, 2004; T.M. Hung, A.J. Haufler, L.C. Lo и др., 2008; S.E. Kerick, K. McDowell, T.M. Hung и др., 2001; C. Del Percio, C. Babiloni, M. Bertollo и др., 2009). По мнению ряда исследователей, в период, предшествующий успешному выполнению действия, требующего точности, у опытных спортсменов происходит переключение зрительного внимания на кинестетическое, направленное на стабилизацию тела и спортивного снаряжения (Д.А. Напалков, П.О. Ратманова, М.Б. Коликов, 2009, 2013), что имеет свое отражение на ЭЭГ-паттернах. Например, у высококвалифицированных спортсменов перед совершением точностного действия происходит появление а-ритма на 2-3 Гц выше, чем фиксируемого при закрытых глазах. По мнению Д.А. Напалков, П.О. Ратманова,

Р.Н. Салихова, М.Б. Коликов (2013), повышенная а-активность перед выстрелом может отражать ингибирующие влияния на обширные нейронные сети с целью подавления когнитивных действий, которые могут вмешиваться в процессы процедурной памяти, вовлеченные в сенсорно-двигательную интеграцию. С высокочастотными составляющими а-диапазона ЭЭГ многие исследователи (O. Jensen, A. Mazaheri, 2010; W. Klimesch, P. Sauseng, S. Hanslmayr, 2007) связывают активную роль в ограничении сенсорного потока и в подавлении процессов обработки неактуальной в данный момент информации. Также наблюдается межполушарная асимметрия амплитуды а-ритма в височных отведениях с преобладанием слева. По мнению ряда авторов (A.J. Haufler, T.W. Spalding, D.L. Santa Maria, B.D. Hatfield, 2000), этот феномен является коррелятом ингибирования активности речевых зон для подавления внутренней речи. Данная точка зрения совпадает с наблюдениями тренеров и спортивных психологов, считающих, что подавление процессов вербально-логического мышления является одним из условий высокорезультативных показателей (А.Н. Блеер, М.Б. Коликов, Д.А. Напалков и др., 2006; T. Harkness, 2009). Подобные способности, по нашему мнению, можно развить практиками остановки внутреннего диалога, или феноменологической редукции направленной на спортивный результат [1, 4].

Другим аспектом межполушарной асимметрии является то, что при гиперактивации правого полушария и глубоком торможении левого, эмоциональный фон спортсмена, как правило, носит отрицательный характер. Для создания положительного эмоционального фона необходимо сохранение некоторого оптимального уровня активации левого полушария. Как известно, процесс активации правого полушария может осуществляться двумя путями: посредством волевой релаксации, информационной депривации левого полушария с одновременной нагрузкой на правое, и посредством перегрузки левого полушария (динамические психотренинги), вслед за чем рефлек-торно наступает его запредельное торможение [1].

Вместе с тем, при применении БОС на основе различных ритмов ЭЭГ далеко не всегда можно дать физиологически обоснованный ответ на вопрос, какое именно функциональное звено организма тренируется, увеличивая или снижая выраженность того или иного ЭЭГ-ритма (C. Del Percio, C. Ba-biloni, M. Bertollo и др., 2009; A.J. Haufler, T.W. Spalding, D.L. Santa Maria, B.D. Hatfield, 2000; Д.А. Напалков, П.О. Ратманова, М.Б. Коликов, Р.Н. Салихова, 2006). Это объясняется тем, что до настоящего времени не существует однозначной точки зрения на то, что отражают паттерны ЭЭГ. С одной стороны их не удается связать с тонкими явлениями психики человека, но с другой имеется экспериментальный материал, указывающий на связь различных параметров ЭЭГ с разными состояниями сознания и их проявлений: внимания, эмоций, мотиваций и т.д. Причем использование более совершенных методов математического анализа, учет индивидуальных особенностей позволяет использовать все с большей эффективностью ЭЭГ-исследования для текущей оценки и прогнозирования различных функциональных состояний, в том числе и предстартовых. Остается также далеким от разрешения вопрос о топографических паттернах активационных и тормозных процессов (D.L. Schacter, 1977; И.Ю. Козлова, 2010), составляющих физиологическую основу процесса формирования предстартовых состояний. В ряде исследований с целью более точной идентификации функциональных состояний по ЭЭГ-параметрам предлагается введение дополнительных поддиапазонов ЭЭГ-ритмов (Н.Е. Свидерская, JI.M. Шлитнер, 1990; Н.Е. Свидерская, Т.Д. Королькова, 1997; Напалков Д.А., П.О. Ратманова, М.Б. Коликов, 2009). Подобную необходимость можно объяснить на основе концепции когерентных структур электрической активности коры головного мозга (Н.Е. Свидерская, JI.M. Шлитнер, 1990; Н.Е. Свидерская, Т.Д. Королькова, 1997) (см. табл. 1) [1, 4]. По данным указанных авторов, когерентные связи между корковыми потенциалами на ряде частот интенсивнее. Пики интенсивности когерентности следуют через относительно равные промежутки - 1,31 Гц, и имеют свою пространственную динамическую локализацию. На основе этих данных ими была выдвинута гипотеза существования системы пространственно-частотных резонаторов, осуществляющих роль информационных единиц.

Таблица 1

Граничные значения поддиапазонов ЭЭГ (Н.Е. Свидерская, JI.M. Шлитнер, 1990; Н.Е. Свидерская, Т.Д. Королькова, 1997)

№ f № f № f № f

[Гц] [Гц] [Гц] [Гц]

1 1.75 7 9.75 13 17.25 19 25.50

2 3.00 8 11,00 14 18.75 20 27.00

3 4,50 9 12.25 15 20,00 21 28.50

4 5.75 10 13.50 16 21.25 22 30.00

5 7.25 11 14.75 17 22.50 - -

6 8.25 12 16.00 18 24.00 - -

Изменения в рамках одного и того же частотного диапазона могут иметь разнонаправленный характер. Например, низкочастотный поддиапазон Д-активности может повышаться, средне-частотный - снижаться, а высокочастотный - оставаться прежним. Взаимодействуя между собой в пространстве, разночастотные пространственные резонансные объединения формируют фокусы повышенной активности (Н.Е. Свидерская. Т.А. Королькова, Л.В. Тишанинова. 1993). Эти фокусы представляют собой области максимальной интеграции приходящей в кору головного мозга информации и их можно представить, как динамические ассоциативные области, способные к максимальному приему и переработке сигналов. Данная гипотеза перекликается с современными представлениями о гештальт-нейронах, связанных с индивидуальными семантическими единицами [1].

Особый интерес представляют предстартовые функциональные состояния спортсмена, требующие активации всех его резервных возможностей. Проведенный нами анализ в [2] позволил сделать следующие выводы:

1. Активация резервных возможностей организма, как правило, сопровождается сильным эмоциональным возбуждением.

2. Эмоциональное возбуждение, имеющее положительный знак, как правило, эксплицитно, а отрицательный - имплицитно (бессознательно).

3. При активации резервных возможностей происходит усиление роли имплицитных процессов.

4. В состояниях активации резервных возможностей необходимо повышение уровня осознанности, в противном случае спортсмен может просто не суметь эффективно использовать данное психофизиологическое состояние (целесообразно применение психотехнических приемов, направленных на тренировку произвольного полимодального внимания).

5. Значительную роль играет психологическая вовлеченность (мотивация на победу) [4].

Подводя итог, можно сказать, что проблема формирования предстартовых состояния являются разновидностью общей задачи формирования оптимальных психофизиологических состояний человека и активизации его резервных возможностей. Для обучения вхождения спортсменов в предстартовые состояния возможно использование разработанного и апробированного нами ранее цикла психотренингов для обучения человека-оператора вхождению в оптимальное психофизиологическое состояние [6, 7]. В связи с современными представлениями о спортивной тренировке, комплекс разрабатываемых методов обучения произвольному вхождению спортсменов в оптимальное предстартовое состояние должен быть совмещен с этапами тренировочного процесса в большом адаптационном цикле (Ю.В. Верхошанский, А.А. Виру, 1990, 1991, 1995). Большой адаптационный цикл, в отличие от линейной периодизации Л.П. Матвеева является принципиально новой формой организации тренировки, в которой, спортивная деятельность и непосредственная подготовка к ней составляют непрерывный процесс морфофункционального совершенствования организма спортсмена. Принципиальная новизна большого адаптационного цикла заключается в том, что он включает новые, нетрадиционные этапы, функция которых заключается в постепенном наращивании процессов совершенствования и оптимизации работы ЦНС при экстремальных нагрузках. Принципиальная модель системы спортивной тренировки в большом адаптационном цикле (Ю.В Верхошанский, 1991, 1995; С.Х. Хайдарлиу 1984) экспериментально проверялись, апробировались, корректировались и дополнялись как в ряде диссертационных исследований, так и в условиях спортивной практики, в частности, в гребном спорте (Л.И. Яценко и др., 1989), в легкой атлетике (Х.Ю. Умаров, 1986; Б.Н. Юшко и др., 1987) и тяжелой атлетике (В.Н. Денискин, 1978), многоборье (О.В. Хачатрян, 1984), единоборствах (О.В. Коптев, 1991), художественной гимнастике (Н.Н. Ночевная, 1990), в лыжном (B.C. Мартынов, Г.Г. Чернышев, 1990), велосипедном (В.В. Подейко и др., 1990) и конькобежном спорте (В.В. Гречман, 1991), плавании (Н.М. Ру-докене, 1981), спортивных играх (Н.В. Балвачев и др., 1986) и др. [1, 4].

Таким образом, можно предположить, что выявление и адаптация наиболее эффективных средств и методов психологической подготовки и разработка на их основе комплекса методов регуляции предстартовых состояний и их совмещение с большим адаптационным циклом, а также учет индивидуальных особенностей, позволит сформировать у спортсменов более эффективные навыки вхождения в оптимальное предстартовое состояние, а построение математической модели формирования оптимальных предстартовых состояний адекватно отрегулировать использование каждого отдельного метода в комплексе психотренинга.

При этом можно предложить следующую методику вхождения в оптимальное предстартовое (предсоревновательное) состояние, состоящую из ряда этапов обучения, отражающих различные уровни интенсификации режимов работы организма спортсмена (в фазе большого адаптационного цикла):

Этап 0. Основной задачей этого этапа является объяснение спортсменам конечных целей и задач психотренинга и их обучение навыкам развития произвольного полимодального (т.е. охватывающего различные модальности - визуальную, аудиальную, кинестетическую и пр.) внимания. Цель этого этапа - формирование полимодальных межнейронных связей с лобными отделами не-окортекса (для улучшения функций произвольного управления функциональным состоянием организма), и упреждающей активизации механизмов адаптационного процесса направленного на оптимизацию предстартового состояния. На данном этапе возможно применение следующих методов: групповые и индивидуальные беседы; расслабляющий массаж с фиксацией внимания участников эксперимента на инициированных психологических переживаниях; приемы АТ-1, навыки управления межполушарной асимметрией (обучение управлением восприятия куба Неккера, теста иллюзорный силуэт N. Kayahara и пр.), обучение восприятию и осознанию собственных реакций на различные ситуации, обучение саморегуляции стрессогенных проявлений, умение различать свои эмоции, осознавать причины их вызывающие и пр. использование психорегулирующих и идеомоторных тренировок направленных на развитие полимодального внимания (обучение индивида концентрации, как на физиологических компонентах: ЧСС, ритм дыхания, температура тела и т.д., так и на психологических: психомоторная готовность, мотивация на победу, чувство команды и пр., выявление индивидуального скрытого доминирующего мотива (на основе принципов психозондирования И.В. Смирнова, 2003) [8, 9, 10].

Этап 1. Дальнейшее совершенствование навыков произвольного полимодального внимания, для чего возможно применение следующих методов: освоение методики АТ-2, обучение индивида уверенному управлению отдельными функциональными компонентами: ритмом дыхания, расслаблением/напряжением отдельных мышечных групп, чувством командной сплоченности и пр.; БОС-тренинги на основе обратной связи по ЭЭГ и ЧСС, психотехники циклического дыхания, методы аудио-визуальной стимуляции (АВС), аутогенной и психомоторной тренировки, психотехники остановки внутренней речи и пр. Отработка предварительных навыков вхождения в предпочтительные предстартовые состояния и совершенствование умения эффективно использовать появившийся функциональный ресурс в условиях постепенно повышающейся сложности выполнения спортивно-тренировочных заданий (на фоне подготовки возможностей организма к развитию мощности в специфическом режиме спортивной деятельности), формирование мотивирующего семантического «триггера» (ключевого слова, предназначенного для облегчения процесса вхождения в оптимальное предстартовое состояние). Определение допустимых границ функционального состояния на основе различных биологических показателей (ЧСС, ЭЭГ, ЭМГ), за пределами которых цена адаптации становится неприемлемой и обучение спортсменов на основе БОС-тренин-гов их чувствовать [17].

Этап 2. Применение полученных навыков на практике (совпадает с завершающим этапом большого адаптационного цикла) и выходом функциональных систем организма на требуемый уровень возможностей. Основная задача овладение умением реализовать полученные навыки вхождения в оптимальные предстартовые состояния и использовать активированный ресурс с максимальным эффектом в реальных условиях спортивных соревнований или в условиях максимально приближенных к ним. Определение «сбойных» и неэффективных компонентов психофизиологического состояния (ПФС), выявление их паттернов и причин. Методологически, определение паттернов и причин можно реализовать с помощью ранее разработанных нами систем с психологической обратной связью на основе стабилометрии (П.В. Хало, 2007) [8].

Этап 3. Коррекция произвольного предстартового состояния и формирование нового, оптимального ПФС. Определение физиологических параметров нового ПФС, при которых спортсмен наилучшим образом справляется с поставленными задачами. Здесь могут быть использованы принципы повышения эффективности оценки и коррекции ПФС апробированных нами ранее в области человек-операторской деятельности (П.В. Хало, 2007) [8, 9].

Этап 4. На основе выработанных навыков произвольного полимодального внимания и БОС-тренировок, происходит выработка уверенных пусковых механизмов найденного оптимального ПФС. Предварительная балансировка работы нового ПФС с уже существующими ПФС для предотвращения возможных конфликтов. Для этого может быть применён способ совместного использования метода ритмической стимуляции с сессиями циклического дыхания (П.В. Хало, 2006). Метод позволяет за сравнительно короткий промежуток времени пережить большой спектр различных ПФС и, таким образом, осуществить их «притирку» [11, 12].

Этап 5. Балансировка нового ПФС с уже существующими в условиях спортивных соревнований.

Ориентировочная длительность каждого из выше описанного этапа составляет 4 месяца. Исходя из наших данных и данных, имеющихся в литературе, можно заключить, что на начальных этапах обучения идет активное формирование двигательных навыков, происходит их автоматизация и снижение общего уровня активации при выполнении спортивного действия. Для совершен-

ствования применяемых технологий биоуправления представляется необходимым выделить различные этапы спортивного совершенствования и достичь четкого понимания их ЭЭГ-коррелятов. В качестве ЭЭГ-коррелятов оптимальных предстартовых состояний, которые могут быть использованы как для оценки ПФС, так и в качестве сигналов обратной связи в БОС-тренингах, можно предложить следующие:

1. Для определения уровня полимодального внимания спортсмена - ЭЭГ-индекс бдительности (W. Klimesch, 1999).

2. Для определения уровня усиления имплицитных процессов спортсмена - ременные и пространственные характеристики 9-синхронизации (Я.Ю. Слободский-Плюснин, 2011).

3. Для определения готовности организма спортсмена к функциональной перестройки - индекс пароксизмальной активности неэпилептического характера (Н.Е. Свидерская, JI.M. Шлитнер, 1990; Н.Е. Свидерская, Т.Д. Королькова, 1997, П.А. Цаем, 2010, Н.П. Бехтеревой, А.В. Беру-сом, А.Б. Журавлевым, 2010, В.И. Лебедев 1989 и др., П.В. Хало, 2014).

4. Для определения точностных характеристик спортивного действия - уровень активации верхнего a-диапазона (фронтальная, центральная, париетальная, окципитальная, темпоральная зоны -Д.А. Напалков, П.О. Ратманова, Р.Н. Салихова, М.Б. Коликов, 2013).

5. Для определение эмоциональной вовлеченности спортсмена - показатели синхронизация в 9-диапа-зоне и ЭЭГ-индексы вовлеченности и усилия (F.G. Freeman, P.J. Mikulka, L.J. Prinzel, M.W. Scerbo, 1999) [4].

Вместе с тем, по данным ряда исследователей, в восприятии, обработке и оперировании эмоциональной информацией существуют значительные гендерные различия. Например, женщины успешнее мужчин в осознании и выражении своих эмоций (Burton, Levy, 1989; Grossman, Wood, 1993 и др.), более склонны к описанию своих эмоциональных состояний (Asthana, Mandal, 1998; Dimberg, Lundquist, 1990; Hannah et al., 2009), чаще ищут соответствие между эмоциями и поведением (Cupchik, Leventhal, 1974; Dienstbier, Munter, 1971; Geer, 1965; Griffitt, et al., 1974), более внимательны к чертам лица (Proverbio et al., 2008), и значительно успешнее мужчин в понимании информации, передаваемую через мимику (Bradley et al., 2001; Frisch, 1995; Hampson et al., 2006; Knyazev et al., 2008; Thayer, Johnsen, 2000). Известно также, что существуют гендерные различия в активации мозговых структур при обработке эмоциональной информации (Derntl et al., 2010; Lee et al., 2005; Schneider et al., 2001). Можно предположить, что природа этих отличий имеет эволюционный характер. В исследованиях ЭЭГ-коррелятов эксплицитной и имплицитной обработки эмоциональной информации Я.Ю. Слободского-Плюснина (2011) было показано [2, 3]:

- индивиды с высоким уровнем эмоционального интеллекта, демонстрируют значимо более выраженную 9-синхронизацию в ответ на предъявление эмоциональных стимулов;

- вызванная синхронизация в 9-диапазоне сильнее при предъявлении эмоциональных, чем нейтральных стимулов, и также более выражена у испытуемых с высокими показателями эмоционального интеллекта;

- бессознательная обработка эмоциональной зрительной информации происходит в первые 250300 мс, и задействует дорзальный зрительный тракт, тогда как сознательная - протекает в более поздние временные интервалы и задействует вентральный зрительный тракт;

- временная динамика и корковая локализация ЭЭГ-процессов, связанных с сознательным и подсознательным восприятием эмоциональной информации, подчиняется законам, выявленным для восприятия нейтральной зрительной информации;

- у мужчин более выражен подсознательный, быстрый тип обработки эмоций, тогда как у женщин превалирует сознательная, более медленная и детальная проработка [4, 13].

В целом, взаимосвязь между произвольным полимодальным вниманием спортсмена, уровнем мотивации на победу и качеством выполнения задачи может быть определена с помощью ЭЭГ-индексов, описанных в зарубежных психофизиологических исследованиях (см. таблицу 2) [4]. В частности, исследования А.Т. Камзановой (2011) показали, что приведенные ЭЭГ индексы могут быть использованы для оценки психологической вовлеченности в решение когнитивных задач.

Таблица 2

ЭЭГ-индексы и их характеристики

ЭЭГ-индексы Определение ЭЭГ индекса Авторы индексов

Вовлеченности p/(a+9) F.G. Freeman с соавт.

Сложности задачи 9/a А. Gevins, M. Smith

Усилия Величина 9-ритма (передняя фронтальная, А. Gevins с соавт.

фронтальная и фронтально-центральная)

Бдительности Уровень подавления нижнего а-диапазона (фронтальная, центральная, париетальная, окципитальная, темпоральная) W. K1imesch

Обработки информации Уровень подавление верхнего а-диапазона (фронтальная, центральная, париетальная, окципитальная, темпоральная) W. K1imesch

В ряде исследований высказывалось предположение о возможности судить о готовности организма к функциональной перестройки по индексу пароксизмальной активности неэпилептического характера (П.А. Цаем и др. при исследовании продуктивных состояний вызванных гипнотическим трансом, П.В. Быковым в психотехниках циклического дыхания, В.И. Лебедевым и др. в парадоксальной фазе сна, М. Сифром и др. при сенсорной депривации и пр.) [16, 17]. Также известно, что во время высокой спортивной нагрузки психофизиологическое состояние спортсмена претерпевает явные изменения, и могут сопровождаться пароксизмами неэпилептического характера. Таким образом в качестве ЭЭГ-коррелятов физкультурно-спортивной деятельности могут быть использованы:

1. Для определение эмоциональной вовлеченности - показатели синхронизация в 9-диапазоне и ЭЭГ-индексы: вовлеченности и усилия.

2. Для определения уровня полимодального внимания - ЭЭГ-индекс бдительности.

3. Для определения уровня усиления имплицитных процессов - временные и пространственные характеристики 9-синхронизации.

4. Для определения готовности организма спортсмена к функциональной перестройки - индекс пароксизмальной активности неэпилептического характера.

В целом, проведённый анализ позволяет утверждать, что для определения основных ЭЭГ-кор-релятов физкультурно-спортивной деятельности достаточно использование стандартного ЭЭГ-диа-пазона - 0,5-30 Гц и по 16-ти отведениям (Брь Fp2, Fз, F4, F7, F8, Т3, Т4, Т5, Т6, Р3, Р4, Оь 02). Съем ЭЭГ-показателей может быть производен в международной системе «10-20» монополярной схемы относительно объединенных ушных электродов в положении стоя с закрытыми глазами (1 мин.), в положении стоя с открытыми глазами (1 мин.), до, в процессе, и после выполнения типовых двигательных действий в соответствующем виде спорта. Одновременно с ЭЭГ-показателями, желательна регистрация сопутствующих биологических показателей, например - электрокардиограммы, пневмограммы, электромиограммы и фиксация текущего спортивного результата. Для определения оптимальности предстартового состояний спортсмена возможно применение двух критериев [4].

Первый из них - критерий адаптации (А.В. Ротов, М.А. Медведев, Я.С. Пеккер, О.Г. Бе-рестнева, 1997), являющимся частным случаем критерия оптимального ПФС. Данный критерий был нами ранее апробирован в качестве оценки оптимального состояния человека-оператора (П.В. Хало, 2007).

1 п 1

^ = 11 1п 1

" 3 = 1 Р (Xj) (1)

где п - количество учитываемых переменных состояния; Р(х) - вероятность отклонения переменной Хз от «предпочтительного» состояния.

Для оценки ПФС спортсмена для каждого вида двигательного действия в качестве оптимального состояния принимается «индивидуальный оптимум». Значение вероятности может быть рассчитано по следующей формуле:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Р ( х ) = Р (| х - г\ < 6 ) = 2 Ф ^ — ^ - 1 (2)

где х - среднее значение биологического параметра х за исследуемый период времени; д - величина допустимого отклонения от "нормы"; а - среднее квадратическое отклонение параметра х;

Ф - функция Лапласа.

Критерий основывается на расчете вероятности отклонений различных биологических параметров от предпочтительных величин. Определение предпочтительных величин тех или иных биологических параметров изначально берутся как среднестатистическая норма, а затем уточняются для каждого спортсмена индивидуально в тренировочном процессе [14].

Другим критерием может служить критерий оптимума, рассчитываемый на основе метода построения фазовая плоскости ПФС (А.Д. Тытарь, 2004), в качестве одной из координат которой выбирается баланс активации парасимпатической и симпатической нервных систем (определяется

с помощью коэффициента вариации RR-интервального ряда), в качестве другой координаты - баланс централизации-децентрализации сердечного ритма (определяется через отношение мощностей составляющих высокочастотного и низкочастотного спектра сердечной деятельности) [1, 4].

Таким образом, предложенная нами методика обучения спортсмена вхождению в оптимальные функциональное состояние и ее методическое обеспечение может применяться в тренировочном процессе для совершенствования предстартового состояния, а также позволяет оптимизировать предстартовую деятельность, снизить влияние стресс-факторов на соревновательную деятельность спортсмена; развить способности произвольного расслабления, концентрации внимания, когнитивных функций; усилить контроль спортсмена над своим психофизиологическим состоянием и поведением во время тренировок и соревнований, ускорить и повысить качество процессов восстановления после соревновательных и тренировочных нагрузок, и в целом улучшить спортивные результаты.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Хало, П.В. Модели и принципы активации резервных возможностей организма: монография / П.В. Хало. -Таганрог: ИП Кравцов В.А., 2013. - 360 с.

2. Хало, П.В. Повышение качества физкультурно-спортивной деятельности с помощью произвольного полимодального внимания / П.В. Хало, Г.В. Хвалебо, И.Г. Лебединская // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. - 2013. - № 1. - С. 166-171.

3. Хало, П.В. Концепция активации резервных возможностей человека как полииерархической функции или в чем смысл жизни // Концепт: научно-методический электронный журнал. - 2013. - Т. 4. - № 34. - С. 19561960.

4. Хало, П.В. ЭЭГ-корреляты активации резервных возможностей организма / П.В. Хало, Ю.М. Бородянский // Известия Южного федерального университета. Технические науки. - 2014. - № 10 (159). - С. 24-33.

5. Хало, П.В. Выбор показателей эффективности методов активации резервных возможностей спортсмена для холтеровского мониторинга / П.В. Хало, Н.Д. Быков, Г.В. Хвалебо // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. - 2012. - № 1. - С. 159-163.

6. Хало, П.В. Исследование принципов построения и разработка биотехнических систем для повышения эффективности оценки и коррекции психофизиологического состояния человека-оператора: автореф. дис. ... канд. тех. наук / П.В. Хало; Южный федеральный университет. - Таганрог, 2007. - 16 с.

7. Хало, П.В. Исследование принципов построения и разработка биотехнических систем для повышения эффективности оценки и коррекции психофизиологического состояния человека-оператора: дис. ... канд. тех. наук / П.В. Хало. - Таганрог, 2007. - 144 с.

8. Хало, П.В. Психологическая обратная связь как способ оценки и коррекции психофизиологического состояния человека-оператора // Известия Южного федерального университета. Технические науки. - 2004. -№ 6 (41). - С. 30-32.

9. Хало, П.В. Диагностика и коррекция психофизиологического состояния человека-оператора в условиях развивающегося информационного общества // Известия Южного федерального университета. Технические науки. - 2006. - № 1 (56). - С. 122-126.

10. Хало, П.В. Модели и принципы активации резервных возможностей организма / П.В. Хало, В.Г. Галалу, В.П. Омельченко // Известия Южного федерального университета. Технические науки. - 2010. - № 9 (110). - С. 63-70.

11. Принципы системного моделирования функциональных систем активации резервных возможностей человека / П.В. Хало и др. // Инженерный вестник Дона. - 2012. - Т. 22. - № 4-1 (22). - С. 17.

12. Хало, П.В. Эмоциональные компоненты в формировании расширенных состояний сознания // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. - 2009. - № 2. - С. 350-353.

13. Хало, П.В. Проблемы безопасной коммуникации психосемантические и консциентальные аспекты // Вестник Таганрогского института управления и экономики. - 2010. - № 1. - С. 50-55.

14. Хало, П.В. Применение радиоканала для оценки уровня использования ресурсов организма / П.В. Хало, В.Г. Галалу // Инженерный вестник Дона. - 2011. - Т. 18. - № 4. - С. 66-68.

15. Хало, П.В. Феноменологическая редукция как метод выявления паттернов продуктивных функциональных состояний в спорте / П.В. Хало, Г.В. Хвалебо, Р.В. Сальный // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. - 2014. - № 2. - С. 272-277.

16. Хало, П.В. Психоэкология человека, психоэкология как раздел науки / П.В. Хало. - Таганрог, 2011.

17. Хало, П.В. Р-адические модели психофизиологических состояний / П.В. Хало, В.Г. Галалу, В.П. Омельченко // Инженерный вестник Дона. - 2011. - Т. 18. - № 4. - С. 62-65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.