Научная статья на тему 'К вопросу о роли православных институций в развитии современной системы образования'

К вопросу о роли православных институций в развитии современной системы образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
191
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ПРАВОСЛАВИЕ / МОСКОВСКАЯ ЕПАРХИЯ / МОНАСТЫРЬ / ПРАВОСЛАВНЫЕ ШКОЛЫ / ПРОСВЕЩЕНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / МОДЕЛИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / РАЗВИТИЕ / ДУХОВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чередникова Нина Петровна

В статье характеризуется процесс появления, становления церковно-приходских православных школ и гимназий на современном этапе развития общества. Делается попытка определить роль православных институций в деле просвещения и образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чередникова Нина Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is characterized by process of appearance, formation of the Orthodox parish schools and gymnasiums at the present stage of development of society. An attempt is made to define the role of the Orthodox institutions in teaching and education.

Текст научной работы на тему «К вопросу о роли православных институций в развитии современной системы образования»

зонах мозга. Например, представляет особый интерес провести ЭЭГ-исследования мозговой организации психомоторных способностей высокоодаренных спортсменов, мастеров спорта международного класса и сравнить их с аналогичной организацией психомоторных способностей студентов Таганрогского института имени А.П. Чехова, занимающихся и не занимающихся спортом.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бианки, В.Л. Механизмы парного мозга / В.Л. Бианки. - Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1989. - 262 с.

2. Лебединская, И.Г. Оценка эффективности применения подвижных игр и игровых упражнений с использованием элементов произвольного полимодального внимания / И.Г. Лебединская, П.В. Хало, И.А. Сыро-ваткина // Научный поиск. - 2013. - № 4.1. - С. 43-45.

3. Хало, П.В. Диагностика и коррекция психофизиологического состояния человека-оператора в условиях развивающегося информационного общества // Известия Южного федерального университета. Технические науки. - 2006. - № 1 (56). - С. 122-126.

4. Хало, П.В. Концепция активации резервных возможностей человека как полииерархической функции или в чем смысл жизни // Концепт: научно-методический электронный журнал. - 2013. - Т. 4. - № 34. - С. 1956-1960.

5. Хало, П.В. Проблемы безопасной коммуникации -психосемантические и консциентальные аспекты // Вестник Таганрогского института управления и экономики. - 2010. - № 1. - С. 50-55.

6. Хало, П.В. Психоэкология человека, психоэкология как раздел науки / П.В. Хало. - Таганрог, 2011.

7. Хало, П.В. Эмоциональные компоненты в формировании расширенных состояний сознания // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. - 2009. - № 2. - С. 350-353.

8. Хало, П.В. ЭЭГ-корреляты активации резервных возможностей организма / Хало П.В., Ю.М. Бородянский // Известия Южного федерального университета. Технические науки. - 2014. - № 10 (159). - С. 24-33.

9. Хало, П.В. Выбор показателей эффективности методов активации резервных возможностей спортсмена для холтеровского мониторинга / П.В. Хало, Н.Д. Быков, Г.В. Хвалебо // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. - 2012. - № 1. - С. 159-163.

10. Хало, П.В. P-адические модели психофизиологических состояний / П.В. Хало, В.Г. Галалу, В.П. Омель-ченко // Инженерный вестник Дона. - 2011. - Т. 18. - № 4. - С. 62-65.

11. Хало, П.В. Модели и принципы активации резервных возможностей организма / П.В. Хало, В.Г. Галалу, В.П. Омельченко // Известия Южного федерального университета. Технические науки. - 2010. - № 9 (110). - С. 63-70.

12. Принципы системного моделирования функциональных систем активации резервных возможностей человека / П.В. Хало и др. // Инженерный вестник Дона. - 2012. - Т. 22. - № 4-1 (22). - С. 17.

13. Хало, П.В. Повышение качества физкультурно-спортивной деятельности с помощью произвольного полимодального внимания / П.В. Хало, Г.В. Хвалебо, И.Г. Лебединская // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. - 2013. - № 1. - С. 166-171.

14. Хало, П.В. Феноменологическая редукция как метод выявления паттернов продуктивных функциональных состояний в спорте / П.В. Хало, Г.В. Хвалебо, Р.В. Сальный // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. - 2014. - № 2. - С. 272-277.

15. Хоронько, В.В. Депривация или активация: способы использования времени сна для оптимизации психических способностей человека / В.В. Хоронько, П.В. Хало // Культура. Наука. Интеграция. - 2008. - № 2. - С. 43-49.

УДК 37.017.93 ББК 74.04

Н.П. Чередникова

К ВОПРОСУ О РОЛИ ПРАВОСЛАВНЫХ ИНСТИТУЦИЙ В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье характеризуется процесс появления, становления церковно-приход-ских православных школ и гимназий на современном этапе развития общества. Делается попытка определить роль православных институций в деле просвещения и образования.

Ключевые слова: русская православная церковь, православие, Московская епархия, монастырь, православные школы, просвещение, образование, модели современного образования, развитие, духовность.

N.P. Cherednikova

THE ROLE OF ORTHODOX INSTITUTIONS IN THE DEVELOPMENT OF MODERN EDUCATION SYSTEM

Abstract. This article is characterized by process of appearance, formation of the Orthodox parish schools and gymnasiums at the present stage of development of society. An attempt is made to define the role of the Orthodox institutions in teaching and education.

Key words: Russian Orthodox Church, Orthodoxy, dioceses, monasteries, Orthodox schools, education, education, models of modern education, development, spirituality.

В современном обществе существует многообразие теорий и подходов к развитию образования в России. Сегодня педагогика представлена тремя базовыми конвенциями образования: традиционалистской идеологией в обучении; рационалистической моделью школы; феноменологической моделью. Каждая из названных моделей формулирует собственный подход к решению фундаментальных проблем, связанных с образованием человека: определение функции и миссии школы как социального института, выявление общественного значимых целей обучения и воспитания, разработка приоритетов в деятельности школы, формирования образования за счет включения актуальных знаний, реализация интересов и потребностей каждой личности в образовании [6, 20].

Все три модели современного образования имеют как свои достоинства, так и свои недостатки. Многие педагоги сегодня, понимая несовершенство этих моделей, основывают образование на религиозной морали. Этому свидетельствуют активная роль монастырей, воскресных православных школ и гимназий в процессе просвещения, воспитания и образования молодого поколения.

Как свидетельствует история, с давних времен монастыри служили духовными центрами и оплотом веры православного народа. Они оказывали и оказывают сегодня духовную и материальную помощь больницам, детским домам и приютам, воинским частям и что не менее важно, организовывают православные негосударственные образовательные учреждения, приюты для сирот, библиотеки, издательства, оказывают содействие православным молодежным организациям.

В истории многие монастыри становились крупными миссионерскими и просветительскими центрами. (Иерусалимская Лавра святого Саввы Освященного и Студийский монастырь в Константинополе.) Особое место принадлежит Афону. Это уникальный центр богословского образования, культуры и духовной жизни. В истории русского монашества тоже немало монастырей -центров духовного просвещения: это и Киево-Печерская Лавра, и Оптина пустынь, и Троице-Сергиева лавра.

В Древней Руси монастыри играли чрезвычайно важную роль как оплоты духовности, надежды и веры, как центры милосердия, реальной духовной поддержки, как школа взаимоуважения и помощи друг другу, как очаги образования и учености. С самого начала своей истории русские монастыри выполняли функции общественного служения. Известно, что в 1089 году сын Ярослава Мудрого, Всеволод Ярославич основал для своей дочери Анны Андреевский монастырь, где существовала первая известная в истории школа для девочек. Анна обучала их грамоте и ремеслам. Многие монастыри сочетали благотворительную и просветительскую деятельность. С давних пор существовал обычай обучать грамоте детей из окружающих монастырских селений.

Доподлинно известно, что монастыри являлись центрами книжности и образования. С середины XIX века в монастырях началось массовое появление различных видов школ, а к началу XX и XXI веков практически каждый монастырь имел школу или училище.

Одной из задач монастырского образования было и есть дать детям знания, которые необходимы для их дальнейшей самостоятельной жизни. К 80-м - 90-м годам XIX века почти во всех женских монастырях открылись церковно-приходские школы, которые содержались на их собственные средства. В этих школах обучали главным образом сирот и детей бедняков. В программу обучения, наряду с общеобразовательными предметами, входило рукоделие. Часто монастырские школы были единственными в некоторых регионах учебными заведениями, которые были доступны для детей бедного класса.

Последние двадцать пять лет в жизни нашей Церкви произошли большие изменения - увеличилось число монашеских обителей. Если четверть века назад их было около двадцати, то сегодня их более восьмисот. Просветительская деятельность монастырей в виде духовно-нравственного воздействия на общество и его культуру внесло огромный вклад в развитие русской духовной культуры; своим христианским суждениям и аскетическим идеалом монастыри оказали влияние на формирование духовных и нравственных ценностей российского общества. Монастыри были и остаются духовно-религиозными центрами исключительной важности, значимыми центрами служения, яркими очагами культуры, образования, религиозного искусства.

Что касается роли православных школ и гимназий в развитии современной системы образования, то необходимо отметить, что в этом году исполнилось 13 лет со дня подписания соглашения и взаимодействии между Московской епархией и Министерством образования Московской области. Все эти годы наблюдалось исключительно благоприятное отношение руководства Московской области к епархиальной образовательной деятельности [1, 10].

Рабочим органом, осуществляющим координацию совместной деятельности Министерства образования и Московской епархии, является Координационный совет, в состав которого на паритетных началах входят представители Церкви и Министерства образования. Совет регулярно собирается на рабочие заседания. Со стороны Церкви сопредседателем совета является помощник Управления Московской епархией по церковно-общественным вопросам протоиерей Петр Иванов [3, 110].

Все благочиния заключили договора с местными управлениями образования. В развитии этих договоров в ряде благочиний были созданы свои координационные советы между местным управлением образования и благочинием, которые регулярно собирались на заседания и формировали общую линию деятельности в своем районе. В ряде благочиний работают методические кабинеты при управлениях образования и существуют объединения учителей, преподающих предмет «Основы православной культуры».

Результатом работы Координационного совета стала возможность преподавания в светских учебных заведениях предмета «Духовное краеведение Подмосковья» и факультативного курса «Основы православной культуры», которые изучаются в 15 вузах, 124 детских садах, в ряде колледжей и ПТУ Московской области - всего 1115 учреждениях. В преподавании задействовано 1676 человек. Количество обучающихся 101785 человек.

Министерство образования Московской области занимается организацией по кадровому и методическому обеспечению реализации программ духовно-нравственного воспитания обучающихся во взаимодействии с Московской епархией. Базовыми пособиями на уровне четырех звеньев: дошкольного, школьного, вузовского и после дипломного (система повышения квалификации учителей), являются учебно-методические комплекты «Духовно-нравственная культура», «Православная культура», созданные доктором педагогических наук, профессором Московского государственного областного университета Л.Л. Шевченко.

В 2013 году Министерством образования Московской области началось создание сети из 12-ти межмуниципальных духовно-просветительских культурных центров во главе с Духовно-просветительским культурным центром Московского государственно областного университета имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Целью создания этих центров стала координация работы по духовно-нравственному воспитанию и образованию детей, школьников, педагогов, родителей, возрождение духовно-нравственных идеалов и приобщение молодежи Московской области к духовно-нравственной культуре. В школах Московской области с 2012 года введен общеобязательный предмет «Основы религиозных культур и светской этики», состоящий из 6 модулей.

Необходимо отметить, что к началу 2014-2015 учебного года 69588 четвероклассников вместе с их родителями осуществили выбор учебного модуля: «Основы православной культуры» выбрали 22466 обучающихся (32,29 %); «Основы мировых религиозных культур» - 10030 детей (14,41 %); «Основы светской этики» - 37030 (53,30 %); «Основы исламской культуры» - 2 обучающихся; «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры» - нет желающих.

В течение 2014 года Московская епархия и Министерство образования в различных областях российской Федерации совместно организовали и провели различные мероприятия. На примере Московской области можно составить представления и взаимодействии Московской епархии с Министерством образования московской области. На Рождество Христово уже стало традиционным проведение в городах и селах Рождественских елок, которые организуют совместно священники и местные власти. Во время Святок дети из воскресных школ устраивают спектакли и праздничные представления в детских домах и приютах, в больницах и в других социальных учреждениях.

В дни христовой пасхи в Московской области священники, педагоги и школьники традиционно участвовали во многих мероприятиях и социальных проектах, прошли пасхальные фестивали, организованные совместно Церковью и Министерством образования. На Светлую Седмицу в Коломенской православной духовной семинарии проводится традиционное совещание, посвященное теме сотрудничества между Московской епархией и Министерством образования Подмосковья.

Традиционно по всей Московской области проходят мероприятия, приуроченные к празднованию Дней славянской письменности и культуры. Школьники принимают участие в конкурсах сочинений и рисунков, для них проводятся тематические уроки и экскурсии, посвященные святым Кириллу и Мефодию. Основная цель мероприятий - провести диалог и культур и поколений во имя сохранения святых малой Родины. В мероприятиях также принимают участие сотрудники отдела развития общего образования управления дошкольного и общешкольного отдела развития и общего образования Министерства образования, священнослужители Московской епархии, педагоги общеобразовательных учреждений Московской области.

Необходимо отметить, что Москва и другие города Московской области проходят встречи родительской общественности, на которых обсуждаются темы, посвященные роли семьи в воспитании воинов, патриотизма, активной общественно-политической позицией молодого поколения. Вышеназванные встречи, как правило, возглавляются представителями Московской епархии, министерством образования и членами правительства Московской области.

Стало доброй традицией приглашать священника в школу на выпускные дни, а также в день начала учебного года в общеобразовательных учреждениях. Традиционно представители Московской епархии приглашаются к участию в праздновании Дня Учителя.

Московская епархия принимает активное участие во всероссийском конкурсе в области педагогики на соискание премии «За нравственный подвиг учителя». Во время открытий XXI Международных рождественских образовательных чтений (24 января 2013 года) Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вручил диплом за 2 место профессору Московского государственного областного университета, доктору педагогических наук Л.Л. Шевченко. Ежегодно Московская епархия кроме участия в конкурсе в области педагогики занимает активную позицию во всероссийском конкурсе рисунка «Красота Божьего мира», который проводится синодальным отделом религиозного образования и катехизации.

Особый интерес вызвала областная олимпиада по предмету «Духовное краеведение Подмосковья», которая была проведена в московском государственном областном университете на базе духовно-просветительского культурного центра имени святых Кирилла и Мефодия. В ней приняло участие 126 школьников из 61 муниципального образования Московской области. В течение 2013 и 2014 годов во всех благочиниях проходили различные образовательные мероприятия: семинары, конференции, круглые столы, конкурсы, фестивали, экскурсии, выставки, встречи, концерты, вечера, театральные поздравлении и детские праздники.

Логика исследования темы данной статьи с необходимостью требует проанализировать содержательную и формальную работы раза Православных школ Московской области. «Рождество» - общеобразовательная школа с возможностью углубленного изучения ряда предметов на основе создания индивидуального образовательного маршрута учащегося. Школа открыта для всех, кто с доверием относится к Православию.

Главная задача школы - дать прочные базовые знания по всему спектру образовательных областей, развивать в ребенке необходимые для жизни в обществе навыки и компетенции, подготовить его к уверенной и осознанной социальной позиции, содействовать всестороннему развитию личности на основе православного мировоззрения и классических традиций русской культуры. Один из основных приоритетов данного учебного заведения - тесное сотрудничество с семьей учащегося, формирование общих ценностных установок. В основе педагогической деятельности -индивидуальный подход, строящейся на основе запроса семьи и способностей ученика.

Что касается основных задач начальной школы, то они заключаются в формировании у детей прочных учебных навыков, в поддержке мотивации к обучению, в развитии душевной сферы ребенка. В начальной школе увеличено количество часов на предметы эстетического цикла (музыка, изобразительное искусство, пластика). Программа строится на основе методик развивающего обучения с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Данное учебное заведение разделяет дидактические принципы системы Занкова, положенные в основу отбора содержания образования и методической организации: обучение на высоком уровне трудности; ведущая роль теоретических знаний; изучение программного материала быстрым темпом; осознание школьниками процесса учения; систематическая работа над общим развитием всех учащихся. Что касается предметов изучения, то ими являются математика, русский язык, английский язык, чтение, основы православной культуры, программа «Истоки», физкультура, музыка (уроки музыки объединяют в себе светское и церковное пение, сольфеджио и обучение игре на блок флейте), изобразительное искусство, МХК, с 3 класса - церковнославянский язык, с 4 класса - история.

Все вышеназванные предметы способствуют решению задачи начальной школы - заложить прочные основы знаний по базовым наукам. При необходимости для более эффективного обучения русскому языку, математике и английскому языку классы в этой школе могут делиться на подклассы. Продолжение изучения церковнославянского языка происходит до 5 класса включительно. Особое внимание уделяется «Основам православной культуры и нравственности». Школа гарантирует более углубленное изучение предметов, в том числе английского языка, математики, гуманитарных наук, в зависимости от индивидуальных запросов семьи и способностей учащегося.

Разработка индивидуального образовательного маршрута ученика начинается в 6 классе. Что касается изучения иностранных языков, то оно основывается на отечественных методиках (программы спецшкол) и британских разговорных курсов. Дети начинают заниматься английским с 1-го класса. На уроках используются все виды языковой деятельности. Разучиваются песни, скороговорки, поговорки, составляются тексты, диалоги. Дети учатся писать, грамматически правильно оформлять работы, сочинения. Учатся задавать вопросы. Много времени уделяется чтению, пониманию текста.

Объединение курсов российского базиса и английского коммуникатива дает хороший результат. Учащиеся на выходе имеют подготовку по предмету с очень развитым языком, приближенным к спецшколам. Девять лет назад была запущена программа «Пятая английская четверть». Эта программа лежит в основе организации школьного лагеря, одной из главных целей которого является совершенствование умений и навыков в области английского языка. Что касается второго иностранного языка, то преподавание французского языка ведется в школе с 5 класса по 2 часа в неделю для желающих.

Особым образом необходимо отметить роль внешкольной деятельности в данном учебном заведении. Существенной составляющей образовательного процесса в школе являются регулярные паломничества по святым местам и образовательные поездки по культурно-историческим центрам России. Учащиеся школы «Рождество» регулярно посещают Саввино-Старожевский монастырь в Звенигороде, Троице-Сергиеву Лавру, Ново-Иерусалимский монастырь, Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и Третьяковскую галерею.

Исходя из вышепредложенного, можно сделать вывод, что подобная форма обучения развивает детей не только в интеллектуальном плане, но и в духовно-нравственном отношении. Выпускники подобных заведений будут иметь не только высокий образовательный статус, но и высочайший уровень развития душевных качеств, таки как любовь к Родине, к своим близким. Они будут уметь любить, сострадать и помогать тем, кому нужна их помощь.

Православная классическая гимназия «Ковчег» создана в 1999 г. и ныне имеет статус негосударственного образовательного учреждения. Гимназия ставит своей целью объединить усилия прихода, семьи и государства для того, чтобы воспитать, научить и дать крепкую опору в жизни подрастающему поколению.

Главным отличием гимназии является то, что весь образовательный процесс ведется на основе православного мировоззрения. Помимо основных предметов, обязательных для любой государственной школы, дети изучают основы православия, церковно-славянский язык и получают возможность освоить хоровое пение.

К православным школам в Московской области относится и «Православная гимназия имени Св. Филарета Московского» г. Химки, которая была образована в 1999 г. По благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия и действует согласно Лицензии № 56506 как негосударственное общеобразовательное учреждение.

Что касается основных направлений деятельности «Православной гимназии имени Св. Филарета Московского», то их всего пять:

1. Миссионерское. Гимназисты не только получают знания, но стремятся ими поделиться. Участвуют в городских и епархиальных мероприятиях.

2. Историко-краеведческое. Посещение музеев, поклонных крестов, полей боевой славы и других памятных мест, связанных с историей нашего государства. Гимназисты усиленно изучают не только историю своего края, историю России, но и историю русской Церкви, что дает яснее осознать, что Россия - страна православия.

3. Музыкально-певческое. Гимназисты изучают церковное пение, учатся на фортепиано, хоровому пению, выступают на церковных светских праздниках.

4. Паломническо-туристическое. Для гимназистов и их родителей организуются паломнические поездки по монастырям и храма Московской Епархии, осуществляются разнообразные походы.

5. Военно-патриотическое. Учащиеся принимают участие в военно-патриотических сборах православной молодежи, ухаживают за могилами неизвестных воинов, павших в годы ВОВ, встречаются с ветеранами войны. На базе «Православной гимназии имени Св. Филарета Московского» создается православный центр для детей и молодежи, который включает в себя Воскресную школу и подготовительное отделение для поступающих в православную гимназию.

Связи с религиозной общественностью также играют большую роль в жизни данной гимназии. «Православная гимназия имени Св. Филарета Московского» принимает активное участие в Общероссийском общественном движении «Православный сбор детей России», общается с представителями разнообразных детских и молодежных православных организаций Москвы, а также Московской, Краснодарской, Нижегородской, Рязанской, Тамбовской, Тверской, Ярославской епархий.

Не менее интересен опыт еще одной православной классической гимназии, носящей имя преп. Серафима Саровского, г. Домодедово. Православная классическая гимназия имени св. преподобного Серафима Саровского была основана в 2000 году, директором является настоятель Собора всех святых в Земле Российской просиявших протоирей Александр Васильев. В гимназии кроме общеобразовательных предметов изучают Закон Божий, церковнославянский, латинский и греческий языки.

В 2003 году педагогический коллектив гимназии получил государственную аккредитацию и аттестацию и состоялся первый выпуск - ученики получили аттестаты государственного образца. Сегодня можно утверждать, что гимназия, несмотря на свой молодой возраст, состоялась и востребована, в ней обучаются более 100 детей, причем поступающих с каждым годом становится все больше. Полностью укомплектован штат педагогических работников гимназии - 16 основных учителей и 4 совместителей. Также в гимназии трудятся 8 преподавателей в священном сане - это клирики Собора и настоятели церквей Домодедовского благочиния.

В основе обучения в гимназии лежит стандартный государственный план, который дополнен предметами школьного компонента. Это и священная история Ветхого и Нового Завета, бого-

служебное чтение и литургика (наука о богослужении). В начальном отделении ведется преподавание основных понятий христианской веры в рамках закона Божия, а в старших классах, помимо церковной истории, детям предложено более подробное изучение основ православной догматики.

Святитель Филарет Московский, виднейший и образованнейший человек своего времени писал: «Свет одного научного образования без света Христовой истины - все равно, что свет луны без солнца, свет холодный и безжизненный... никогда не в состоянии будет согреть, оживить и возбудить сердца наши к трудам и подвигам». И потому весь образовательный процесс в гимназии тесно сопряжен с духовной жизнью и молитвой.

Анализ образовательных и воспитательных процессов в православных учебных заведениях дает нам право заявить о плодотворном взаимодействии религиозных институций с современной системой образования. Можно также говорить о том, что в настоящее время отсутствуют неразрешимые противоречия во взаимообусловленном развитии двух форм образования (светского и православного) и о единых целях в духовно-нравственном и интеллектуальном развитии молодого поколения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Воробьев, В., протоиерей. Проблемы православного образования сегодня // Воскресная школа. - 2002. -№ 3. - 19 с.

2. Дараган, Н.Д. К вопросу о современном гуманизме // Вестник Таганрог. гос. пед. ин-та. Гуманитарные науки. - 2012. - № 2. - С. 172-177.

3. Зборовский, Г.Е. К взаимодействию религиозного и светского образования в современных условиях / Г.Е. Зборовский, Н.Б. Костина // Социологические исследования. - 2002. - № 12. - С. 107-112.

4. Максакова, В.И. Педагогическая антропология / В.И. Максакова. - М.: Академия, 2003. - 208 с.

5. Метлик, И.В. Религия и образование в светской школе / И.В. Метлик. - М.: Планета, 2000, 2004. - 384 с.

6. Проблемы современного образования. № 1. - М.: НПБ имени К.Д. Ушинского, 2014. - 171 с.

УДК 165.19 ББК 87. 2

Н.П. Чередникова, Н.Д. Дараган

ИГРОВАЯ ФОРМА ПОЗНАНИЯ КАК ФОРМА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье освещаются проблемы диалектики познания. Игровая форма познания рассматривается как особая сфера человеческой деятельности, находящаяся в тесном взаимодействии с другими ее областями.

Ключевые слова: познание, деятельность, игра, игровая форма познания, познавательные возможности, правила игры, «игровой элемент», «игровые структуры», наука, игровые методы.

N.P. Cherednikova, N.D. Daragan

GAME FORM OF COGNITION AS A FORM OF HUMAN ACTIVITY

Abstract. The article highlights the problem of dialectics of knowledge. Game-wavelength form of knowledge is seen as a distinct sphere of human activity, which is in close cooperation with its other regions.

Key words: cognition, activity, game, game form of knowledge, cognitive capabilities, rules of the game "game piece", "play structures", science, gaming techniques.

Целый ряд влиятельных направлений зарубежной философии и научной мысли выдвигают игру в качестве самостоятельной области изучения. Это, в частности, герменевтика (Гадамер), философская антропология (Финк) и др. Так, Хейзинга считает игру всеобщим принципом становления культуры, основой человеческого общения в любую эпоху. По Гадамеру, игра представляет собой способ бытия произведений искусства, которое в свою очередь есть преимущественный способ раскрытия истины.

Так что же мы называем игрой? Игрой мы называем вид деятельности, которая строится на основе условно предполагаемых целей и норм. Это предполагает два основных признака игровой деятельности: замкнутость как завершенность ее и обособленность по отношению к внешней среде. Любое действие может принимать характер игры в той мере, в какой в нем реализуется эти признаки. Учиться работать, беседовать, отдыхать можно и «всерьёз» и «играя». Игра, можно предположить, возможна там, где существует хотя бы маленькая свобода выбора, которая в свою

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.