Раздел VIII. Физическая культура
П.В. Хало
ОПТИМИЗАЦИЯ ПРЕДСТАРТОВОГО СОСТОЯНИЯ СПОРТСМЕНА НА ОСНОВЕ КОНЦЕПЦИИ О ТРЕХ ОСНОВНЫХ УРОВНЯХ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗМОМ ЧЕЛОВЕКА
Аннотация. В статье обосновывается новый системный подход к построению биолого-социальной модели формирования предстартового или предсоревновательного состояния спортсмена, основывающийся на рассмотрении стремления спортсмена к достижению максимального спортивного результата как к формирующейся с этой целью функциональной системы, включающей иерархически организованных три уровня управления - вегетативный, психологический и социальный.
Ключевые слова: предстартовые состояния, функциональные системы, энтропия, сигнальные системы
P.V. Halo
OPTIMIZATION OF THE PRESTARTING CONDITION OF THE ATHLETE ON THE BASIS OF THE CONCEPT ABOUT THREE MAIN LEVELS OF MANAGEMENT OF THE
HUMAN BODY
Abstract. New system approach to creation of the biologo-social model of formation of a prestart-ing or precompetitive condition of the athlete which is based on consideration of aspiration of the athlete to achievement of the maximum sports result as to formed for this purpose the functional system including hierarchically organized three levels of management - vegetative, psychological and social locates in article.
Keywords: prestarting states, functional systems, entropy, alarm systems
Невзирая на накопленный сегодня значительный задел в области разработки и внедрения средств формирования навыков регуляции предстартового и предсоревновательного состояния, до сих пор нет целостного представления о его функциональной организации, его аспектах взаимодействия различных методов формирования, биологических паттернах, зачастую отсутствует учет адаптации спортсмена к физическим и психоэмоциональным нагрузкам экстремального характера, индивидуальных особенностей его формирования (А.В. Алексеев, Т.Д. Бабушкин, В.Р. Малкин, В.В. Медведев, В.Н. Смоленцева, К.В. Судаков, 2004; И.А Святогор с соавт., 2005; Л.Д. Маркина, В.В. Маркин, 2008) и, как следствие, нет методов его уверенного достижения. На этапе предстартовой подготовки тренер, психолог и сам спортсмен, как правило, основывается в большей степени на собственном опыте и интуиции, чем на динамике показателей функциональных свойств организма, что значительно затрудняет адекватное представление спортсмена о реальных резервах его организма (А.Г. Дембо, 1974; С.А. Душанин, 1978; P.O. Astrand, 1992; J.H. Wilmore,
D.L. Costill, 2004) [2,3,15]. При этом наблюдается снижение интенсивности внимания, бдительности, скорости принятия решений и пр. По мнению многих авторов (Д.А. Напалков, П.О. Ратманова, М.Б. Коликов и др.), именно формирование оптимального предстартового состояния представляет наибольшие трудности в современном спорте. Таким образом, можно утверждать, что в настоящее время существует противоречие между объективной потребностью формирования предстартового состояния и отсутствием его биолого-математической модели, связывающей в единое целое психологические и физиологические аспекты, позволяющей произвести оценку вклада различных методик оптимизации предстартовых состояний, решение которого весьма актуально [2,3,15].
Уже первые исследования предстартовых состояний (О.А. Черникова, 1937) показали их исключительное влияние на успешность выступления спортсменов. В последующих исследованиях (А.Ц. Пуни, 1949, 1969, С.М. Оя 1961, Ю.Ю. Палайма 1965, В.А. Геселевич, 1969; Ю.Я. Киселев, 1977; А.В. Алексеев, 1985; и др.) были выявлены такие разновидности предстартовых состояний как: «стартовая лихорадка», «стартовая апатия», «состояние самоуспокоенности» и «состояния боевой готовности», «психической готовности», «мобилизационной готовности» (А.Ц. Пуни, 1949; Ф. Генов, 1966; П.А. Рудик, 1976 и др.). В целом тренировочно-соревновательная деятельность представляется в виде последовательности психических состояний разной модальности, сложности, интенсивности (А.О. Прохоров, 1991). По мнению
E.И. Селантьева, отслеживание уровня эмоционального напряжения позволяет своевременно кор-
ректировать параметры тренировочного процесса. Ряд авторов (В.И. Шапошникова, 1996; Н. 2а-gercrants, 1996; М.В. Чичиленко, 2004; Г.А. Воликова 2011 и др.) успешность протекания адаптационных процессов в организме спортсмена связывают с индивидуальными биологическими циклами [2,3,15].
Решению задачи формирования оптимального предстартового состояния логически предшествует анализ естественной системы регуляции функционального состояния вообще. Осуществление управления процессом изменения функционального состояния возможно при выполнении следующих требований: определение цели управления, т.е. системообразующего фактора управляемого объекта, доведение его до требуемых параметров; установление исходного состояния параметров управляемого объекта; наличие обратной связи в управлении. Функция обратной связи состоит в коррекции изменений параметров системы (т.е. промежуточных состояний) на траектории движения к заданным параметрам. Обратная связь, как известно, может быть положительной и отрицательной. Системообразующим фактором в данном случае выступает достижение высокого спортивного результата в соответствующем виде спорта, однако актуализация этого фактора происходит лишь при доминировании соответствующей мотивации. В настоящее время общепризнано, что на функциональное состояние спортсмена действует одновременно иерархия системообразующих факторов различного уровня (отдельной клетки, особи, популяции, биома и т.д.), вложенных друг в друга подобно матрешке. Поэтому современная теория функциональных систем многими авторами (К.В. Судаков, К.В. Анохин и др.) дополняется введением: функциональных единиц, системоквантов, подсистем и пр. Сам К.В. Анохин (1970) достижение оптимального предстартового состояния рассматривал по показателям трех уровней управления: психическом (эмоции), вегетативном (энергетика) и двигательном (психомоторика). Этих уровней до сих пор придерживается большинство спортивных психологов. В.Ф. Сопов (2011), в свою очередь, в формировании предстартовых состояний выделяет три блока: биопсихические свойства личности (свойства нервной системы: подвижность, сила, уравновешенность и пр.), способность к психической саморегуляции и готовность к максимальной мобилизации волевых усилий (определяется доминирующими мотивами) [3]. Ряд исследователей (Е.Ю. Артемьева, Ю.К. Стрелков, В.П. Серкин и др.) выделяют три слоя внутрипсихических процессов: перцептивный слой, образуемый упорядочением друг относительно друга модальных образов объектов; семантический слой - структурированная совокупность отношений семантических эквивалентов актуально воспринимаемых объектов и глубинный слой надмодальных (амодальных) структур, образующихся в процессе взаимодействия перцептивного и семантического слоев (т.е. семантические следы субъективного опыта, зафиксированные в отношении к предметам, объектам манипуляции). Для описания оптимальных состояний в профессиональной деятельности многие авторы (Б. Кафка, 1986; Г.П. Юрьев, И. Каганец, Б.А. Диденко, 2001; П.В. Хало, 2010 и др.) предлагают рассматривать три (а не две, как ранее) иерархически организованных сигнальных системы: уровень I - рефлексов, инстинктов (подсознание), уровень II - речь (сознание), уровень III - мораль, нравственность (сверхсознание). Под III сигнальной системой обычно понимается морально-этический комплекс контроля поведения (Б. Кафка, З.И. Кекелидзе, И.В. Смирнов и др.) [11,12]. Этот комплекс напрямую не связан с традициями или правовыми нормами, а является неотъемлемой частью человеческого сознания, формируется к 7-8 годам и отражает нормы общечеловеческой социализации (ни убий, не укради, не прелюбы сотвори и т.д.).
При внимательном рассмотрении все вышеописанные концепции не противоречат, а лишь взаимоуточняют друг друга (см. Табл. 1). Каждый новый иерархический уровень включает предыдущий. Биопсихические свойства личности определяются на уровне организма, его вегетатикой, от которой зависит формирование рефлексов; психомоторика, с одной стороны, основывается на психомоторных задатках, коррелирующих со свойствами нервной системы, а с другой определяется волевым контролем, связанным с уровнем осознанности; высшие эмоции являются продуктом социального взаимодействия, низшие - продуктом оценки текущих потребностей организма (страх, ярость - потребность в безопасности и т.д.) [14]. Для каждого из уровней управления существуют свои методы повышения результативности функционального состояния спортсмена (см. рис. 1), дающие соответствующий прирост спортивного результата. На I уровне это может быть автоматизация навыков, различные БОС-тренинги [7], коррекция индивидуальных биоритмов [1], фармакологический допинг, применение нано-устройств (например, искусственных эритроцитов, переносящих 02 в значительно больших объемах, чем естественные) [10] и пр. Определение параметров этой системы, в зависимости от вида спорта, может осуществляться, например, с помощью пробы PWC170, баланса активации парасимпатической и симпатической нервных систем [4], различных ЭЭГ- коррелятов [8], электропотенциалов акупунктурных точек, ПАНО, ЭМГ и пр. [9].
Таблица 1
Иерархия основных уровней управления предстартовым состоянием
Уровень П.К. Анохин В.Ф. Сопов (2011) Слои внутри- Сигнальные
иерархии (1970) психических процессов системы управления
Социум, Эмоции Психическая Надмодальный Мораль,
сверхсознание (в данном случае высшие) саморегуляция (или амодальный) нравственность
Личность, Психомоторика Волевые усилия Семантический Речь
сознание
Организм, Вегетатика Биопсихические Перцептивный Рефлексы,
подсознание свойства личности инстинкты
На уровне II это вербальные методы: внушение, афирмации, нейролингвистическое программирование (НЛП), аутогенная тренировка и пр. Целью управления здесь является формирование волевой, т.е. осознанной, вербальной, целевой установки. Действительно, анализ соревновательной деятельности в различных видах спорта показывает, что наличие высокой подготовленности, наряду с пониженной способностью к максимальным волевым усилиям, приводит к поражениям. Ведущее значение здесь имеет целеполагание личности, представленное в виде вербальных конструктов, формирующих традиции, мировоззрение, убеждения спортсмена и т.д. [8]. Большое влияние здесь оказывает волевой самоконтроль - способность контролировать свои эмоции и поведение, преобладание сознательного компонента, подавляющего инстинктивное желание отдохнуть, избежать боли, пуститься во «все тяжкие» и пр. Отмечено, что волевой самоконтроль начинает играть решающую роль в особо опасных, напряженных или неопределенных ситуациях. Неожиданные срывы и неудачи в крупнейших соревнованиях после серии успехов наблюдались у спортсменов с заниженным самоконтролем. Их поведение отражало ситуацию, когда спортсмен не мог сознательно подавить страх, не теряя, однако, способности воспринимать происходящее. Готовность к максимальной мобилизации волевых усилий выше при устойчивости к физическому дискомфорту. Это свойство суммарно отражает пониженную восприимчивость жизненных, бытовых, организационных неудобств, способность строить свое поведение на реалистической основе. Исследование на больших выборках спортсменов показало, что этот фактор значительно хуже у женщин и связан с теми элементами в психическом состоянии, которые отражают снижение настроения, желания работать [2]. Известно, что высокий спортивный результат показывается при оптимальном уровне психического возбуждения. Следует отметить, что как высокий уровень, так и низкий приводят к искажению представления об идеальной структуре двигательного действия и реальной обстановке на соревнованиях и, как следствие, к снижению результата. Определение параметров этой системы может осуществляться, в зависимости от вида спорта, например, с помощью всевозможных опросников, психологических тестов: САН, тест Спилберга-Ханина, Шуль-те, различных ЭЭГ- коррелятов и пр. [13].
Но и способность к волевым усилиям в совокупности с высокой подготовленностью не гарантирует успешного выступления в соревнованиях, если спортсмен не умеет с помощью психической саморегуляции удерживать свое состояние и двигательные действия в оптимальных параметрах. С этой задачей можно справиться с помощью уровня III.
новным системным уровням управления
Уровень III наименее представлен в западной практике тренировочного процесса и, напротив, широко - в восточной. По В.Ф. Сопову, это способность к психической саморегуляции, но в предложенной нами систематике это саморегуляция на уровне надмодальных структур. Действительно, если нет определенного внутреннего настроя (психического состояния), то любые вербальные методы психической саморегуляции (аутогенная тренировка, афирмации и пр.) не эффективны. Под влиянием психических состояний перестраивается структура индивидуального сознания, меняется субъективный вес тех или иных событий в тренировке или соревновании. Психическое состояние тесно связано с личной экзистенцией (зачастую неосознаваемой), отражающей субъективную удовлетворенность получаемыми достижениями. В западном подходе личной экзистенции почти не придается особой роли, кроме таких экзотических психотехник как: экзистенциальная терапия, методы психокоррекции И.В. Смирнова и адаптированные европейцами восточные психотехники: динамическая медитация, феноменологическая редукция [13], методы холо-тропного дыхания и пр. [11]. Определение параметров этой системы осуществляется преимущест-
венно косвенным образом и слабо связано с видом спорта, т.к. это наивысший уровень иерархии управления, выходящий за пределы отдельной личности (т.е. этот уровень управления функционирует в социуме, биоме и пр.). Здесь могут быть использованы: социометрический анализ, соответствующие ЭЭГ- корреляты, системы с психологической обратной связью [6], тест Люшера и пр.
Для системного определения оптимальности предстартового состояния спортсмена возможно применение критерия адаптации (А.В. Ротов с соавт., 1997), являющегося частным случаем критерия оптимального психофизиологического состояния профессиональной деятельности. Данный критерий был нами ранее апробирован для оценки оптимального состояния человека-оператора (П.В. Хало, 2007) [4].
1 n 1
= n7(7-7■ <0
где n - число учитываемых переменных состояния; P(xß - вероятность отклонения переменной Xj от «предпочтительного» состояния.
Значение вероятности Р(х) может быть рассчитано по следующей формуле:
Р ( X ) = Р ( | X - т\ < — ) = 2 Ф ^ — j - 1 , (2)
где X - среднее значение биологического параметра х за исследуемый период времени; д-величина допустимого отклонения от индивидуальной нормы; а - среднее квадратическое отклонение параметра х; Ф - функция Лапласа.
Критерий основывается на расчете вероятности отклонений психофизиологических параметров от предпочтительных величин, принимающихся вначале как среднестатистическая норма, а затем уточняющихся для каждого спортсмена индивидуально в тренировочном процессе. Здесь необходимо учитывать: тип нервной системы и межполушарного взаимодействия, половую принадлежность, сенситивные периоды и пр. Например, по данным Н.К. Волкова, (1977), А.И. Чикурова (2008) и др., спортсменам с сильной нервной системой рекомендуется повышать активность во второй половине соревнования, а со слабой - в первой [15].
Оценку вклада оптимизации работы каждого уровня управления можно определить с точки зрения уменьшения в функциональной системе энтропии С. Кульбака SK:
SK=Y}=kiPil°93z, (3)
где SK>0, pi - вероятность i-го иерархического уровня реального распределения, pfm - вероятность i-го иерархического уровня равновесного распределения.
С точки зрения уменьшения энтропии системы SK, оптимизация состояния каждого следующего уровня иерархии будет вносить меньший вклад, чем предыдущего. Это значит, что основная роль вышестоящих уровней заключается в регулировании нижестоящих этажей иерархии
[5].
Еще одним условием оптимизации предстартового состояния должно стать соотнесение процесса управления психологической подготовкой спортсмена со всем тренировочным циклом [14]. Очевидно, что формирование оптимального предстартового состояния определяется не только воздействием на спортсмена факторов текущего момента, но предшествующих функциональных задач. Например, при обучении основной функцией системы будет являться приобретаемый двигательный навык; во втягивающем микроцикле - адаптация организма к будущей напряженной работе, уровень развития этого навыка и пр.; в ударном микроцикле - функционирование выработанных адаптационных механизмов в режиме повышенной напряженности, оптимизация работы уже развитых навыков, решение главных задач физической, специальной и интегральной подготовки; в восстановительном микроцикле - накопление нервно-психического резерва; в подводящем микроцикле - готовность всего организма к предстоящим соревнованиям, и только в соревновательном микроцикле задачей системы становится максимальный спортивный результат. При этом функциональная система каждого последующего тренировочного микроцикла как бы вытекает из предыдущей. Таким образом, формирование оптимального предстартового состояния зависит не только от вертикальной иерархии систем управления организмом, но и от горизонтальной, причинно-следственной, растянутой во времени.
Выводы. Таким образом, методы формирования оптимального предстартового состояния будут более успешными, если будут соблюдены следующие условия:
- выявлены и учтены иерархии факторов актуальных потребностей (в соответствии с представлениями о трех основных уровнях управления) и индивидуально-психологических особенностей (типа нервной системы, типа межполушарных взаимодействий и пр.), влияющих на состояние психологической готовности к соревнованию;
- разработаны индивидуализированные варианты формирования оптимального предстартового состояния, включая все этапы тренировочного цикла и учитывая основные иерархические уровни управления;
- управление предстартовым состоянием спортсмена будет осуществляться с учетом исходного уровня сформированности компонентов психологической готовности, актуальных потребностей и индивидуально-психологических особенностей по каждому из иерархических уровней управления.
ЛИТЕРАТУРА
1. Галалу, В.Г., Хало, П.В. Системный подход в методе транскраниальной электростимуляции // Известия Южного федерального университета. Технические науки. - 2006. - № 6 (61). - С. 281 - 287.
2. Сетяева, Н.Н. Психическая саморегуляция в подготовке спортсменов высокой квалификации циклических видов спорта: монография / Н.Н. Сетяева, А.В. Фурсов. - Сургут: РИО СурГПУ, 2010. - 203 с.
3. Сопов, В.Ф. Теория и методика психологической подготовки в современном спорте // М.: Департамента физической культуры и спорта города Москвы, 2010. - 116 с.
4. Хало, П.В. Исследование принципов построения и разработка биотехнических систем для повышения эффективности оценки и коррекции психофизиологического состояния человека-оператора // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук, Южный федеральный университет. Таганрог, 2007. - 16с.
5. Хало, П.В. Концепция активации резервных возможностей человека как полииерархической функции или в чем смысл жизни // Научно-методический электронный журнал "Концепт". 2013. Т. 4. - № 34. - С. 1956 -1960.
6. Хало, П.В. Психологическая обратная связь как способ оценки и коррекции психофизиологического состояния человека-оператора // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2004. № 6 (41). С. 30-32.
7. Хало, П.В. Сверхмобильные системы с биологической обратной связью // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2004. № 5 (40). С. 182-184.
8. Хало, П.В., Бородянский, Ю.М. ЭЭГ-корреляты активации резервных возможностей организма // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2014. - № 10 (159). - С. 24 - 33.
9. Хало П.В., Быков Н.Д., Хвалебо Г.В. Выбор показателей эффективности методов активации резервных возможностей спортсмена для холтеровского мониторинга // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. 2012. № 1с. С. 159-163.
10. Хало, П.В., Галалу, В.Г. Возможности применения нанотехнологий в активации резервных возможностей человека // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2010. - № 9 (110). - С. 145-150.
11. Хало, П.В., Галалу, В.Г., Омельченко, В.П. Модели и принципы активации резервных возможностей организма // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2010. - №9 (110).- С.63-70
12. Хало П.В., Галалу В.Г., Омельченко В.П., Бородянский Ю.М. Принципы системного моделирования функциональных систем активации резервных возможностей человека // Инженерный вестник Дона. 2012. - Т. 22. № 41 (22). - С. 17.
13. Хало, П.В., Хвалебо, Г.В., Сальный, Р.В. Феноменологическая редукция как метод выявления паттернов продуктивных функциональных состояний в спорте // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. 2014. - № 2. - С. 272-277.
14. Хало, П.В., Хвалебо, Г.В., Туревский, И.М. Системный подход к разработке модели формирования оптимального предстартового состояния // Теория и практика физической культуры. 2015. - № 12. - С. 71-73.
15. Чикуров, А.И. Управление предсоревновательной психологической подготовкой высококвалифицированных дзюдоистов на основе результатов контроля состояния готовности // Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, Красноярск. - 2008. - 193 с.
П.В. Хало, Б.И. Марченко, Г.В. Хвалебо
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯПРЕДСТАРТОВЫХ СОСТОЯНИЙ НА ОСНОВЕ НЕЛИНЕЙНО-ДИНАМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ЭЭГ-СИГНАЛА
Аннотация. Статья посвящена возможности управления траекторией формирования предстартового состояния спортсменов, причем для оценки текущего функционального состояния центральной нервной системы предлагается применение методов нелинейно-динамического анализа ЭЭГ-сигнала, а для коррекции - методы ритмической стимуляции и психонетики.
Ключевые слова: предстартовые состояния, ЭЭГ- анализ, энтропия, аттрактор, психонетика