Научная статья на тему 'Физиологическое обоснование единства интеллектуальной и двигательной деятельности'

Физиологическое обоснование единства интеллектуальной и двигательной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
400
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ И ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИХ ЕДИНСТВО / ВТОРАЯ СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА / ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / АФФЕРЕНТНЫЙ СИНТЕЗ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костюнина Л.И.

Проблеме обеспечения единства интеллектуальной и двигательной деятельности в литературе и практике уделяется недостаточное внимание. Усилия исследователей направлены на выявление путей модернизации спортивной подготовки, обеспечивающей повышение результативности соревновательной деятельности. Материалы исследований показывают, что значительные резервы для повышения роста спортивного мастерства имеются в улучшении интеллектуальной подготовки спортсменов, что связано с более эффективным использованием словесных методов обучения и тренировки. Целенаправленное воздействие на вторую сигнальную систему приводит включение сознания спортсмена в понимание физиологического механизма воздействия тренировочной нагрузки для выхода организма на новый уровень функционирования, что создает предпосылки для качественного улучшения физической, технической и психологической подготовленности. Благодаря единству интеллектуальной и двигательной деятельности спортсмен приобретает навыки объективной оценки создания подготовительной части тренировочного занятия к выполнению физических нагрузок в оптимальном двигательном режиме. Такой подход формирует критическое осмысление направленности и содержания мышечной деятельности, выбор средств и методов тренировки; необходимость реализации личностно-ориентированного подхода в выборе мышечной нагрузки. Данная статья предоставляет новые возможности для решений проблемы качественного улучшения всех сторон спортивной подготовки и более успешной реализации резервных возможностей организма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Физиологическое обоснование единства интеллектуальной и двигательной деятельности»

УДК 612.821.3:612.76

ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЕДИНСТВА

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ И ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Л.И. Костюнина - кандидат педагогических наук, доцент Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова

Ульяновск

PHYSIOLOGICAL JUSTIFICATION OF INTELLECTUAL AND MOTION ACTIVITY UNITY

L.I. Kostyunina - Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov

Ulyanovsk

e-mail: likost@mail.ru

Ключевые слова: спорт, интеллектуальная и двигательная деятельность, их единство, вторая сигнальная система, физиологический механизм, афферентный синтез, педагогический эксперимент.

Аннотация. Проблеме обеспечения единства интеллектуальной и двигательной деятельности в литературе и практике уделяется недостаточное внимание. Усилия исследователей направлены на выявление путей модернизации спортивной подготовки, обеспечивающей повышение результативности соревновательной деятельности. Материалы исследований показывают, что значительные резервы для повышения роста спортивного мастерства имеются в улучшении интеллектуальной подготовки спортсменов, что связано с более эффективным использованием словесных методов обучения и тренировки. Целенаправленное воздействие на вторую сигнальную систему приводит включение сознания спортсмена в понимание физиологического механизма воздействия тренировочной нагрузки для выхода организма на новый уровень функционирования, что создает предпосылки для качественного улучшения физической, технической и психологической подготовленности. Благодаря единству интеллектуальной и двигательной деятельности спортсмен приобретает навыки объективной оценки создания подготовительной части тренировочного занятия к выполнению физических нагрузок в оптимальном двигательном режиме. Такой подход формирует критическое осмысление направленности и содержания мышечной деятельности, выбор средств и методов тренировки; необходимость реализации личностно-ориентированного подхода в выборе мышечной нагрузки. Данная статья предоставляет новые возможности для решений проблемы качественного улучшения всех сторон спортивной подготовки и более успешной реализации резервных возможностей организма.

Key words: sports, intellectual and motion activity, their unity, second alarm system, physiological mechanism, afferent synthesis, pedagogical experiment.

Summary. In literature and practice the insufficient attention is paid to a problem of ensuring unity of intellectual and impellent activity. Efforts of researchers are directed on identification of the sports training modernization ways providing increase productivity competitive activity. Materials of researche show that considerable reserves for sports skill growth increase are available in improvement of intellectual athletes training that is connected with more effective use of verbal methods of teaching and training. Purposeful impact on the second alarm system brings

inclusion consciousness of the athlete into understanding the physiological mechanism influence training loading for an exit an organism to new functioning level that creates preconditions for high-quality improvement of physical, technical and psychological readiness. Thanks to unity of intellectual and impellent activity, the athlete gains objective assessment of creation of a preparatory part of training occupation to performance of physical activities skills in an optimum impellent mode. Such approach forms critical judgment of an orientation and the content of muscular activity, a choice of means and training methods; needs realization personality-centered approach in the choice of muscular loading. This article provides new possibilities for the problem of high-quality improvement of all sports training parts solution and more successful reserve possibilities of an organism realization.

ВВЕДЕНИЕ

В процессе соревновательной деятельности спортсмен испытывает различные воздействия внешней (реакция зрителей, неудачная жеребьевка и др.) и внутренней (психоэмоциональное состояние, степень достижения спортивной формы) среды. Благодаря высшей нервной деятельности организм приспосабливается к изменяющимся условиям. Этому способствуют, с одной стороны афферентная импульсация, поступающая в центральную нервную систему от рецепторов, воспринимающих раздражение различного рода, с другой стороны - память. Большую значимость в афферентной импульсации приобретают обратные связи, передающие сигналы об особенностях индивидуального реагирования на специфическую тренировочную нагрузку (П.К. Анохин; Н.А. Бернштейн; И.П. Павлов и др.)

Целью данной работы является теоретическое и методическое обоснование значимости единства интеллектуальной и двигательной деятельности в процессе спортивной тренировки.

Задачи: 1. Выявить роль второй сигнальной системы в усвоении техники сложных двигательных действий.

2. Подтвердить экспериментальным путем ведущую роль словесных методов на этапе спортивного совершенствования.

Благодаря анализу и синтезу афферентной импульсации, с учетом характерных обратных связей и памяти, происходит усвоение техники сложных моторных актов. Высшая нервная деятельность детерминирует процесс формирования новых двигательных навыков и особенности адаптации организма к мышечной работе. Механизмы высшей нервной деятельности связаны с определенными отделами головного мозга, где ведущая роль отводится коре больших полушарий (И.П. Павлов, 1947).

Условнорефлекторные механизмы головного мозга определяют деятельность соматических и вегетативных функций, обеспечивая целостность и стабильность единства организма со средой. Условные рефлексы образуются в процессе обучения, но при значительных перерывах или после прекращения специальной тренировки исчезают. Возникновение условных рефлексов тесно связано с нервными механизмами памяти.

Реакции, возникающие на базе ранее приобретенных условных рефлексов, являются условными рефлексами высших порядков. Большинство двигательных условных рефлексов у человека образуются благодаря различным условным сигналам в виде словесных объяснений, указаний, приказов, инструкций. Взаимоотношения человека с внешней средой возникают благодаря сигналам, поступающим в нервную систему при воздействии на рецепторный аппарат (первая сигнальная система). Вторая сигнальная система связана с речью. Слово заменяет все внешние и внутренние раздражители и вызывают такие же действия. Благодаря второй сигнальной системе значительно увеличивается объем необходимой информации посредством применения накопленного опыта многими поколениями специалистов [6, 7, 8]. Рост спортивного мастерства обусловлен не только приобретением атлетом индивидуального тренировочного и соревновательного опыта, но и

использованием опыта других выдающихся спортсменов, тренеров, ученых, представленного в научных статьях, монографиях, учебниках.

Приспособление организма к соревновательной деятельности отличается точным соответствием реагирования характеру раздражителя благодаря способности к четкому, тонкому дифференцированию условных раздражителей. Наиболее сложные дифференцировки образуются под воздействием второй сигнальной системы: спортсмены реагируют не только на содержание слова, но и на интонацию. При обучении технически сложным моторным актам спортсмену бывает необходимо дифференцировать двигательные действия, сходные по форме, но различные по эффективности. В процессе обучения двигательным действиям безусловнорефлекторные двигательные рефлексы выполняют подчиненную роль и проявляются в виде сухожильных и других рефлексов.

Двигательные навыки, сформированные в ходе учебно-тренировочных занятий, приобретаются на основе механизма временных связей. Выполнение физического упражнения по условному сигналу, путем повторения имевшейся ранее реакции, не обеспечивает формирования двигательного навыка, так как в механизме его становления не включена вторая сигнальная система, а без объяснения закономерностей усвоения моторного акта, применения словесных методов обучения невозможно установление временных связей между ранее приобретенными индифферентными раздражителями с последующей деятельностью (сенсорные условные реакции) - с одной стороны, и выработкой новых ответных двигательных реакций (оперантные условные реакции) - с другой, сопровождающихся протеканием соответствующих двигательных и вегетативных функций.

В ходе мышечной деятельности вегетативные функции реализуются по механизму безусловных рефлексов. Под воздействием тренировочной нагрузки усиливаются процессы кровообращения и дыхания, происходит торможение функций пищеварительного аппарата, почек, уменьшается кровоснабжение органов, не участвующих в выполнении физических упражнений. При этом важно отметить, что приспособление вегетативных рефлексов происходит только к конкретному виду спортивной деятельности [3, с. 376-381].

Единство интеллектуальной и двигательной деятельности наиболее ярко проявляется в художественных видах спорта, где используется музыкальное сопровождение. Двигательные действия высококвалифицированных спортсменов соответствуют характеру мелодии: ее ритму, темпу, динамике (распределению сильных и слабых долей); степень напряжения и расслабления работающих мышц совпадает с музыкальным ритмом. При соответствии характера музыкального произведения и двигательных действий происходит закрепление тонкого мышечного чувства, запоминание особенностей выполнения моторного акта, совершенствование двигательной и музыкальной памяти. Выполнение физических упражнений обусловлено деятельностью многих отделов центральной нервной системы и вегетативных органов. В нервной структуре двигательных навыков различают афферентные, программирующие и эфферентные компоненты. Афферентные (анализаторные) компоненты состоят из рецепторов, чувствительных нейронов, совокупностей афферентных нервных клеток в центральной нервной системе и участвуют в афферентном синтезе, происходящем при взаимодействии мотивации к спортивной деятельности; двигательной памяти, обстановочной и пусковой информации [1, 2, 3].

Сформированная социально-значимая мотивация существенно влияет на другие факторы, в том числе, на формирование памяти - следовым явлениям, обусловленным имеющимся двигательным опытом. Память играет ведущую роль при выборе наиболее эффективных способов выполнения двигательных действий в сложных условиях соревновательной деятельности. Эффективность выполнения моторных актов в определенной мере определяется обстановкой соревновательной деятельности, что ставит обстановочную информацию в один ряд с другими факторами, влияющими на афферентный синтез. Пусковая информация определяет своевременность выполнения спортсменом двигательной деятельности.

Афферентный синтез осуществляется и при выполнении моторного акта, в процессе усвоения которого ведущую роль выполняют сенсорные коррекции на основе информации, поступающей из работающих мышц и внутренних органов. Импульсация из мышц и внутренних органов определяет характер последующих двигательных действий. Так, импульсы, поступающие в центральную нервную систему, обусловливают коррекцию пространственно-временных и пространственно силовых параметров двигательных действий, амплитуду и направление движений. В ходе выполнения двигательных действий из мышц и внутренних органов поступает информация, необходимая для своевременной коррекции сложной комбинации. Подавая сигналы о расположении частей и звеньев тела в пространстве и времени, внешние сенсорные системы обеспечивают обратные связи и, наряду с интерорецепторами, способствуют образованию в нервной системе соответствующих программ выполнения и своевременной коррекции движений по типу кольцевых реакций [1, 2].

В боксе хлопок в ладони тренера или другой слуховой сигнал подсказывает момент нанесении атакующего ударного действия, что помогает спортсмену четко уловить тонкое мышечное ощущение, а памяти зафиксировать особенности возникшей ситуации в ходе взаимодействия противников с последующим воспроизведением характера двигательных действий в сходных обстоятельствах [4].

В спортивной аэробике соответствие музыкального произведения особенностям построения моторного акта способствует закреплению тонкого мышечного чувства; формированию двигательного ритма, совпадающего с музыкальным ритмом. Расширение и закрепление взаимосвязей мелодии с характером двигательной деятельности создает условия для усвоения совершенной техники исполнения различных элементов, составляющих основную трудность программного выступления.

В беге на короткие и длинные дистанции ведущая роль принадлежит скорости отталкивания от опоры. Управление пространственно-временными и пространственно-силовыми параметрами толчка позволяет своевременно информировать спортсмена о силе и скорости отталкивания, а также других характеристиках бегового шага; расположении частей и звеньев тела; величине амплитуды колебаний плечевого пояса и т.д. Это детерминирует необходимую переработку полученных сигналов и коррекцию техники бега.

В процессе проведения педагогического эксперимента была использована методика технической подготовки спортсменов на основе учета физиологического механизма, обеспечивающего единство интеллектуальной и двигательной деятельности. Спортсменам разъяснялась значимость второй сигнальной системы в совершенствовании индивидуальной техники выполнения технически сложных моторных актов; роль самоприказов, построения мыслеобразов идеального выполнения физического упражнения, самопроговаривания, последовательности и характера реализации двигательного задания.

Постановка четкой задачи с включением мыслительных процессов, обеспечивающих идеомоторную тренировку, обусловливала создание понятной и доступной программы реализации двигательного потенциала; мобилизацию дополнительных резервов, что способствовало повышению спортивных результатов. Так, в боксе эффективность обманного движения, направленного на отвлечение внимания противника от предстоящего атакующего приема, обусловлена естественностью, логической последовательностью и убедительностью движений. Все усилия боксера должны быть направлены на подтверждение своего намерения в заданном направлении и, лишь в последний момент, после очевидной реакции соперника на использованный финт, боксер резким ускорением проводит неожиданное для противника ударное действие. При этом необходимые мыслительные процессы должны сопровождать все моторные акты боксера: каждое движение проговаривается в виде коротких, отрывистых команд: шаг влево, разворот, отведение руки и т.д., что обеспечивает четкий алгоритм выполнения двигательных действий, результативность модели атакующего приема[4].

В спортивной аэробике создание мысленного образа технически сложного элемента осуществляется задолго до его реального выполнения. Проговаривая вслух и про себя отдельные фазы моторного акта: подготовительный, основной и заключительный; мысленно сосредоточиваясь на выполнении ведущего элемента техники сложного пируэта и характере распределения мышечных усилий на его деталях, спортсмен имеет возможность заранее отработать до мелочей программу предстоящего выступления [5].

Построение спортивной подготовки на основе активизации интеллектуальной деятельности позволяет задействовать кинезиологический потенциал атлета в полном объеме, использовать эффективные приемы формирования творческого воображения, аналитических способностей, навыков сопоставительного анализа своих выступлений при разном психо-эмоциональном состоянии и психологическом настрое.

Ярким примером удачного сочетания интеллектуальной и двигательной деятельности является использование звуколидера при формировании индивидуальной техники беговых шагов на начальном этапе спортивной подготовки. Звуколидер, подобранный с учетом возрастных, фенотипических и других особенностей, задает рациональный ритм движений, определяет соотношение пространственно-временных и пространственно-силовых параметров в начале, середине дистанции и на финишной прямой; способствует формированию правильного двигательного стереотипа [5, с. 31-34].

Это свидетельствует о целесообразности использования музыки в видах спорта с низкой эмоциональностью (различных беговых дистанций в легкой атлетике) в качестве фоновой. Однако эффективность музыкальной тренировки бегунов определяется оптимальным выбором характера, направленности и содержания мелодии. Совпадение музыкального и двигательного ритма определяет правильное чередование мышечного напряжения и расслабления, способствует установлению рационального дыхания, ведущих параметров беговых шагов: их длины и частоты; амплитуды движений верхних конечностей; повышает эмоциональное состояние спортсменов.

Сочетание комплекса различных средств и методов спортивной тренировки: словесных (объяснения, разъяснения, инструктирования команд, указаний, распоряжений и др.), наглядных (показа кинокадров и кинокольцовок, техники бега сильнейших спортсменов в качестве эталона), практических (повторного, интервального и т.д.) позволило существенно повысить эффективность учебно-тренировочного процесса.

Важно отметить при этом, что словесным методам обучения и тренировки и, прежде всего, направленным на создание мысленного образа усваиваемого двигательного действия уделялось основное внимание. Моделирование технического приема способствовало улучшению согласованности вегетативных и двигательных функций, повышению координации движений, росту спортивного мастерства.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты педагогического эксперимента показали эффективность и перспективность построения спортивной тренировки на основе единства интеллектуальной и двигательной деятельности. Так, у боксеров экспериментальной группы посещаемость занятий увеличилась по сравнению с КГ на 3,4% (р>0,05); в ЭГ, соответственно, на 11,7% (р<0,05); двигательная активность на тренировке при самостоятельном выполнении тренировочных заданий в КГ возросла на 4,1% (р>0,05), в ЭГ, соответственно, на 9,4% (р<0,05); показатели общефизической подготовленности улучшились в КГ, в среднем, на 6,6% (р>0,05), в ЭГ, соответственно, на 14,3% (р<0,05); уровень технической подготовленности в КГ увеличился на 8,2% (р>0,05), в ЭГ, соответственно, на 17,8% (р<0,05).

В спортивной аэробике благодаря опоре на вторую сигнальную систему удалось добиться улучшения не только общей и специальной физической, но также технической подготовленности. У аэробистов ЭГ существенно возросли показатели артистичности и виртуозности. Так, в КГ при исходных показателях 3,18±0,21 балла прирост показателей к

окончанию педагогического эксперимента составил 4,1% (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 3,06±0,19 балла результаты возросли на 14,8% (р<0,05). У бегунов на короткие и средние дистанции в ЭГ достоверно улучшилось соотношение длины и частоты беговых шагов, а также скорость отталкивания от опоры (р<0,05).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали, что одним из перспективных направлений совершенствования системы спортивной тренировки является повышение роли интеллектуальной подготовки, в процессе которой атлеты приобретают навыки понимания сущности тренировочного процесса, основ адаптации организма к мышечным нагрузкам, условий овладения индивидуальной техникой физических упражнений, построения рационального алгоритма выполнения сложного двигательного действия; создания их мысленных образов, разработки модели усваиваемого физического упражнения.

Литература

1. Анохин, П.К. Системные механизмы высшей нервной деятельности / П.К. Анохин. - М., 1979. -

478 с.

2. Бернштейн, Н.А. Физиология движений и активность / Н.А. Бернштейн. - М. : Наука, 1990. - 392 с.

3. Зимкин, Н.В. Физиология человека / Н.В. Зимкин. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : Физкультура и спорт, 1975. - 382 с.

4. Костюнина, Л.И. Моделирование процесса развития ритмичности движений у студенток, занимающихся оздоровительной аэробикой : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л.И. Костюнина. - Ульяновск, 2006. - 195 с.

5. Костюнина, Л.И. Формирование мышления средствами спортивной подготовки / Л.И. Костюнина, Е.А. Анисимова, И.С. Колесник // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 8(66). - С. 3-7.

6. Павлов, И.П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга / И.П. Павлов. - 5-е изд., перераб. и доп. - М., 2010. - 296 с.

7. Павлов, И.П. Полное собрание сочинений / И.П. Павлов. - М. ; Л. : АН СССР, 1947. - Т. IV -С. 43-45.

8. Шичко, Г.А. Вторая сигнальная система и ее физиологические механизмы / Г.А. Шичко. - М. : Медицина, 1969. - 119 с.

Literature

1. Anohin, P.K. System mechanisms of higher nervous activity / P.K. Anohin. - М., 1979. - 478 р.

2. Bernshteyn, N.A. Physiology of motions and activity / N.A. Bernshteyn. - М. : Science, 1990. - 392 р.

3. Zimkin, N.V Physiology of а human / N.V. Zimkin. - 5-th ed., rev. and compl. - M. : Physical Culture and Sport, 1975. - 382 p.

4. Kostyunina, L.I. Design of process of development of rhythm of motions for students, engaging in a health aerobics : abstract of the dis. ... Cand. Ped. Sciences / L.I. Kostyunina. - Ulyanovsk, 2006. - 195 p.

5. Kostyunina, L.I Forming of thinking by facilities of sport training / L.I. Kostyunina, E.A. Anisimova, I.S. Kolesnik // The scientific messages of university after named P.F. Lesgaft. - 2010. - № 8(66). - Р. 3-7.

6. Pavlov, I.P. Lectures about work of large hemispheres of cerebrum / I.P. Pavlov. - 5-th ed., rev. and comp. -M., 2010. - 296 p.

7. Pavlov, I.P. Complete works / I.P. Pavlov. - М. ; L. : АN USSR, 1947. - Т. IV - P. 43-45.

8. Shichko, G.A Second alarm system and its physiological mechanisms / G.A. Shichko. - M. : Medicine, 1969. - 119 p.

Статья поступила в редакцию 26.03.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.