Научная статья на тему 'Учение фельдштейна Д. И. - основа для развития теории социально-культурной деятельности'

Учение фельдштейна Д. И. - основа для развития теории социально-культурной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
586
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕНИЕ ФЕЛЬДШТЕЙНА / FELDSTEIN TEACHING / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SOCIO-CULTURAL ACTIVITY / ТЕОРИЯ / THEORY / ТЕХНОЛОГИЯ / TECHNOLOGY / СТРУКТУРА / STRUCTURE / ПОНЯТИЕ / CONCEPT / УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ТИПА / SOCIO-CULTURAL INSTITUTIONS / ГРАНИЦЫ СПЕЦИАЛЬНОСТИ / SPECIALTY BOUNDARIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жарков А.Д.

В статье рассматривается значение учения Фельдштейна Д.И. для развития теории социально-культурной деятельности. В настоящее время требования научно-педагогического знания к теории социально-культурной деятельности повышаются и проблема ощущается весьма остро. Автор выражает беспокойство темпами исследования теории социально-культурной деятельности, размыванием этого понятия, отсутствием границ при разработке понятийно-категориального аппарата данной специальности. Обращение автора статьи к учению Фельдштейна Д.И. вносит новый аспект в развитие теории социально-культурной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The teaching of Feldstein D.I. - the basis for the development of the theory of socio-cultural activities

The article considers the significance of the doctrine of Feldstein D.I. for the development of the theory of socio-cultural activities. At present, the requirements of scientific and pedagogical knowledge to the theory of socio-cultural activities are increasing and the problem is very acute. The author expresses concern at the pace of research of the theory of socio-cultural activity, the erosion of this concept, the absence of boundaries in the development of the conceptual-categorical apparatus of this specialty. The author's appeal to the teaching of Feldshtein D.I. introduces a new aspect to the development of the theory of socio-cultural activities.

Текст научной работы на тему «Учение фельдштейна Д. И. - основа для развития теории социально-культурной деятельности»

Humanity space International almanac VOL. 7, No 1, 2018: 103-117

Учение Фельдштейна Д.И. - основа для развития теории социально-культурной деятельности

А.Д. Жарков

Московский государственный институт культуры 141406, Московская обл., г. Химки, ул. Библиотечная д. 7 Moscow State Institute of Culture Library str. 7 , Khimki, Moscow Region 141406 Russia e-mail: mgukidissov@mail.ru

Ключевые слова: учение Фельдштейна, социально-культурная деятельность, теория, технология, структура, понятие, учреждения социально-культурного типа, границы специальности.

Key words: Feldstein teaching, socio-cultural activity, theory, technology, structure, concept, socio-cultural institutions, specialty boundaries.

Резюме: В статье рассматривается значение учения Фельдштейна Д.И. для развития теории социально-культурной деятельности. В настоящее время требования научно-педагогического знания к теории социально-культурной деятельности повышаются и проблема ощущается весьма остро. Автор выражает беспокойство темпами исследования теории социально-культурной деятельности, размыванием этого понятия, отсутствием границ при разработке понятийно-категориального аппарата данной специальности. Обращение автора статьи к учению Фельдштейна Д.И. вносит новый аспект в развитие теории социально-культурной деятельности.

Abstract: The article considers the significance of the doctrine of Feldstein D.I. for the development of the theory of socio-cultural activities. At present, the requirements of scientific and pedagogical knowledge to the theory of socio-cultural activities are increasing and the problem is very acute. The author expresses concern at the pace of research of the theory of socio-cultural activity, the erosion of this concept, the absence of boundaries in the development of the conceptual-categorical apparatus of this specialty. The author's appeal to the teaching of Feldshtein D.I. introduces a new aspect to the development of the theory of socio-cultural activities. [Zharkov A.D. The teaching of Feldstein D.I. - the basis for the development of the theory of socio-cultural activities]

«Теория, методика и организация социально-культурной деятельности» в системе педагогических наук занимает наиболее близкое отношение к практике во всех сферах жизни нашего общества, которая базируется на закономерностях общей педагогики, истории педагогики и образования.

С методологической точки зрения учение Д.И. Фельдштейна сформировано следующим образом «Важная

детерминирующая роль истории обусловливается при этом действием многих факторов, где, в частности, культурно-исторические традиции, с одной стороны, и событийная насыщенность исторической вертикали развития общества - с другой, находятся в постоянном «соперничестве». Но в историческом выполнении социальной эволюции выделяются и сохраняются (как реальное прошлое) «исторические пласты» или состояния (вбирающие формационные и другие социально-исторические характеристики), отделяемые, в частности, от иных спецификой систем отношений, в том числе отношений индивидов и групп, развертываемых в рамках как всего сообщества (при всем разнообразии их содержания, разноуровневости форм и принципов их осуществления), так и конкретно-исторических групп. При разной и сложной дифференциации последних в социально-культурном пространстве исторически определенного состояния социальной эволюции в них с разной глубиной осуществления происходят сочетание и взаимодействие традиционных форм жизнедеятельности (в разной степени ограничивающих субъектную представленность индивидов и темпы, уровни движения и продвижения), поведения, с одной стороны, с появляющимися новыми конструктами, расширяющими потенциальные возможности и векторность развития, - с другой» (Фельдштейн, 2009: 323-324.).

С этих позиций теоретические основы социально-культурной деятельности рассмотрены автором статьи в учебнике «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности»; в монографии «Мотивационное развитие личности в социально-культурном измерении» Л.С. Жарковой; в научном труде «Парадигмальный подход к развитию личности в условиях социально-культурной деятельности» А.А. Жарковой. Сюда можно включить еще многих ученых, разрабатывающих различные аспекты теории социально-культурной деятельности: А.С. Каргина, А.А. Коновича, Т.К. Солодухину, В.И. Солодухина, Е.Ю. Стрельцову, Д.В. Шамсутдинову, Т.В. Христидис и др.

Сегодня наиболее острой проблемой теории социально-культурной деятельности является теоретическая разработка

понятийно-категориального аппарата научной специальности 13.00.05 - «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», начиная с предмета, объекта и всех других дефиниций.

Только овладев понятийно-категориальным аппаратом этой специальности с позиций учения Д.И. Фельдштейна можно выделить ключевое понятие «социально-культурная деятельность».

Сегодня именно социально-культурная деятельность способна формировать всю совокупность отношений личности к миру, себе, профессии, семье, окружающим людям, и предметам и т.д. Взаимодействуя, они создают образ, который становится основой мировоззрения личности, активно участвующей в различных формах социально-культурной деятельности.

Да и в педагогическом энциклопедическом словаре «деятельность» рассматривается с позиции активного взаимодействия с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои досуговые потребности. В структуре материальной и духовной деятельности присутствуют элементы: мотивы, цели, средства, действия и результат» (Бим-Бад, 2002).

Д.И. Фельдштейн особое внимание уделяет специфической системе отношений личности, что сегодня особенно важно для развития теории социально-культурной деятельности. Человеческая активность с позитивной созидательной направленностью на обновление социально-культурной деятельности развертывается во всех слоях общества и реализуется на различных уровнях посредством специфических форм, средств и методов. Поэтому Фельдштейн Д.И. подсказывает, что при разных и сложных дефинициях в социально-культурном пространстве происходит чёткое взаимодействие традиционных форм жизнедеятельности с новыми конструктами.

Все это непосредственно влияет на весь понятийный аппарат социально-культурной деятельности: объект, предмет, субъект, методы, средства и результаты деятельности, которые находятся в постоянном инновационном обновлении. Отсюда,

способность ученых к нововведениям и преобразованиям личности в социуме посредством социально-культурной деятельности - это продукт творчества.

В принципе творчество каждого человека в социально-культурной деятельности направленно на создание какого-либо нового и оригинального продукта в сфере идей, науки, искусства и в сфере организации и производства. Поэтому социально-культурная деятельность выступает как разновидность творческого процесса, со своей педагогикой и психологией.

Итак, исторически термин «объект социально-культурной деятельности» - это то, на что направляются действия всех субъектов. В социально-культурной деятельности объектом выступает процесс развития, воспитания, формирования и самореализации личности в условиях досуга.

Объектом социально-культурной деятельности являются также участники художественной самодеятельности, клубов по интересам, любительских объединений, реальная и потенциальная аудитория учреждения культуры и его интеллектуальные ресурсы для осуществления и совершенствования жизнедеятельности и жизнеустройства социума.

Субъектом социально-культурной деятельности помимо действующих специалистов-профессионалов, или коллективов профессионалов, учреждения культуры располагают огромным числом активистов, помогающих им на общественных началах.

Предметом социально-культурной деятельности всегда был и остаётся процесс развития, воспитания, формирования и саморазвития, самосовершенствования, самореализации личности в условиях досуга, который строится на изучении потребностей людей, их интересов, мотивов, психологических зависимостей, их девиантного и маргинального поведения, то есть объективных реальностей социума, региона, страны.

Исторически сложившиеся формы - программы социально-культурной деятельности различают как массовые, групповые, так и индивидуальные. Все они отличаются по содержанию, способам организации аудитории, организационно-педагогическим условиям и конкретной

педагогической ситуации. Эффективность формы социально-культурной деятельности зависит от того, что получено при достижении цели. Результат деятельности можно рассматривать как приближение участников процесса к поставленной цели и реализуемым задачам.

Исторически методами социально-культурной

деятельности называют способы достижения цели, отвечающие на вопрос: как достичь цель, какими средствами. Поэтому теоретически в социально-культурной деятельности используются методы родовые: театрализация, игра и иллюстрирование, педагогические, и практически всех других наук. Самореализациия личности в группах, в студиях, кружках, любительских объединениях, клубах по интересам, проходит эффективно благодаря постановке значимых целей, где удовлетворяются потребности, развиваются мотивы и интересы как отдельной личности, так и социума в целом.

Учение Фельдштейна Д.И. свидетельствуют о том, что в теории, методике и организации социально-культурной деятельности особенно важно опираться на исторический опыт обучения, развития, воспитания, формирования, саморазвития, самовоспитания самообразования.

В настоящее время в нашей стране произошёл своего рода взрыв интереса к историческому развитию российского общества, его менталитету, особенностям традиций, развитию общинных и индивидуальных начал. Активно растёт интерес к прошлому, настоящему, будущему России в её непрерывно-дискретном развитии, к источникам, причинам проседания и взлётов в её исторической судьбе. Среди многих проблем и вопросов важное место занимают и вопросы эмоциональных напряжений в поведении индивидов, групп, в том числе ситуативно возникающих на уровне массовых толп, вопросы соотношения традиционного и ультрасовременного, эмоционального и рационального в ситуативном поведении и решении определённых задач и др.

Поскольку в социально-культурной деятельности функционируют общечеловеческие, федеральные,

общественные, и личностные ценности, то дальнейшее обогащение понятийно-категориального аппарата теории,

методики и организации социально-культурной деятельности будет происходить на основе историческо-культурного подхода, обусловленного веянием нового времени.

Научные исследования по теории, методике и организации социально-культурной деятельности происходят как в условиях стихийного воздействия на личность в условиях досуга, так и под влиянием объективных и субъективных факторов, социокультурной ситуации, конкретных обстоятельств, моделируемых и проектируемых организационно-педагогических условий.

Это сложный процесс соединения сознательного и стихийного, обусловленный влиянием объективных и субъективных факторов. Д.И. Фельдштейн подчеркивал, что даже «Социальное развитие ребенка, овладение опытом социальных действий и отношений плохо регулируется, и это затормаживает, осложняет социальное созревание подростков и юношества» (Фельдштейн, 2005: 8).

Социально-культурное воспитание есть совокупность воздействий профессионалов и их актива, обеспечивающих передачу из поколения в поколение идеалов, традиций, обычаев, обрядов, ритуалов, церемониалов и других форм, где теснейшим образом переплетаются, познавательная, коммуникативная, творческая, оценочная, ценностно-ориентированная, знаковая формы деятельности, представляющие собой сложно динамическую структуру.

Наиболее сложной и динамичной формой, выполняющей всю совокупность функций и принципов социально -культурной деятельности является «Бессмертный полк», в которой ежегодно участвует Президент России В.В. Путин.

Это придаёт особую силу воспитательного воздействия Празднику победы - 9 мая 1945 года. Это теперь не только форма, акция, но и общественное явление мирового масштаба, которое объединяет людей более чем в 64 странах, а в нашей стране это 8 млн. участников.

Здесь соединяются воедино историческая память с Духом времени, господствующие в обществе в данный момент, смыслы с эмоциональным подъёмом народа, плюс совокупность волевых черт каждого человека, определяющих его способности

и готовность противостоять трудностям. Увлекающий и эмоционально насыщающий интенсивным переживанием участников «Бессмертный полк» становится главным эпицентром нравственности общечеловеческого характера. Это соответствует многовековому историческому опыту нашего народа. Достижение цели обеспечения связи поколений становится смыслом деятельности учреждений культуры, естественно свободным, когда требования нравственности народа оказываются и его собственными, внутренними желаниями и потребностями.

Значит, теория социально-культурной деятельности и должна развиваться на основе учения Д.И. Фельдштейна, она по своей природе общественная, сознательная, целеустремленная деятельность, с высоким ее интегративным уровнем, где ценностность, ценностные ориентации, направленность цели и решение конкретных задач по ее достижению, осуществляются по своим законам.

Изучая основные законы функционирования социально-культурной деятельности, следует интенсивно обсуждать многогранные проблемы не только нашей страны, но и общественного масштаба. Их осмыслением заняты многие междисциплинарные программы с различными мировоззренческими и ценностными установками. Одни исследователи выбирают базисом наук о человеке биологию, или психологию, другие - философию или педагогику. Здесь главная идея состоит в том, чтобы взаимосвязь разных номотетических (выявляющих общие закономерности) наук обогащает междисциплинарные скрепы между ними, укрепляет общую методологическую модель наук о человеке.

«Бессмертный полк» по новому раздвигает горизонты смысла жизни у его участников: отношение к подвигу, честность, добросовестность, вера в добро и справедливость и это по-новому определяет разработку теоретических основ социально-культурной деятельности, по-новому высвечивает её реальное состояние.

В статье «Состояние - развитие знаний о нем и формирования научного понятия» Д.И. Фельдштейн рассматривает научное понятие, которое является одним из

актуальнейших в поисках научного знания о социально-культурной деятельности.

«Понятие «состояние» включается в систему других понятий, и возникает проблема их взаимодействия. Проблема состояния усложняется, в частности, тем, что она активно осмысливается в системе гуманитарных знаний, где возникают новые «требования» к определению состояния: проблема времени и пространства состояния, проблема перехода в смене состояний и инерции становления нового состояния, проблема причинно-следственных детерминаций, вопрос о том, как соотносятся разные состояния на своих границах, как соотносится состояние и система, вопрос о необратимости состояния и основания вычленения субстрата основания и т.д. Возникает, далее, задача определения принципа и многоплановых оснований, и многоуровневых взаимодействий разных состояний не только в последовательном движении -развитии, но и в сложном взаимодействии их в едином пространстве и во временном совмещении» (Фельдштейн, 2005: 318).

В каждом виде научной деятельности: исследовательской в форме докторской и кандидатской диссертации или написании монографий, учебников, учебных пособий одним из оснований теории социально-культурной деятельности является состояние деятельности различных учреждений социально-культурного и культурно-досугового типа, их специфики, структурных компонентов, позволяющих создать оптимальные организационно-педагогические условия, отобрать

соответствующие технологии реализации теории в практику, то есть с жизнедеятельностью людей.

В этой системе координат состояние социально-культурной деятельности на основе учения Д.И. Фельдштейна следует различать не только как четкую структуру, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, зафиксированных на какой-либо определенный момент, но и ее ярко выраженный динамизм развития и совершенствования каждого элемента понятийно-категориального аппарата.

Всё это свидетельствует о том, что оторванность теории социально-культурной деятельности от действительности, на наш взгляд, связана с недостаточным знанием учения Д.И. Фельдштейна, о научной категории «состояние». Именно, опираясь на понимание того, что теоретические воззрения на понятие «состояние» связаны непосредственно с жизненным опытом и деятельностью и каждый ученый в диссертационных исследованиях может выбрать образец, модель соответствующего своей научной проблеме.

Одной из насущных задач развития современной теории социально-культурной деятельности является формирование практико-ориентированной и объективной сущности. Для чего, необходима концентрация на личности при разработке педагогических моделей ее развития, социализации воспитания, формирования. В болфьшинстве диссертационных исследований пока недостаточно высокий уровень теоретизации социально-культурной деятельности, слабый характер влияния, оказываемый ею на практику, доминирующий в ней поиск научной новизны и теоретической значимости.

Здесь следует подчеркнуть, что Д.И. Фельдштейн указывает на новое понимание теоретической значимости исследования - это связь с практикой: это позволяет прогнозировать практическую деятельность и использовать научные достижения социально-культурной деятельности самыми разнообразными способами, формами, методами, выразительными средствами, и прежде всего в постоянно действующих коллективах: коллективах художественной самодеятельности.

Большой вклад в развитие теории социально-культурной деятельности вносят учёные вузов культуры.

Динамика социально-культурного образования в нашей стране такова, что на смену традиций, приходит преодоление новых постулатов в культуре, т.е. процесс, который не поддается проявлению однозначных закономерностей для подготовки выпускников и зарубежных студентов, приходят новые проблемы, связанные с реформированием учебного процесса.

В целом, развитие теории социально-культурной деятельности в вузах культуры проходит и вширь и вглубь. Здесь ответственность овладения инновационными технологиями обучения лежит на профессорско-преподавательском составе, который должен обеспечить оптимизацию этого процесса.

Совокупность государственных образовательных стандартов и государственных образовательных программ, сеть реализующих их образовательных учреждений, органов управления социально-культурным образованием и организованная на высоком уровне практика в учреждениях социально-культурного типа позволяет регулировать процесс мотивации познавательной и практической деятельности. Планомерная и систематическая передача содержания образования; учение - усвоение содержания образования и опыта учебно-познавательной деятельности студентами вузов культуры искусств позволяет рассматривать «четыре аспекта содержательной трактовки образования: образование как ценность; образование как система; образование как процесс; образование как результат» (Голованова, 2005: 20, 30).

Вузы культуры стремятся разрабатывать теорию социально-культурной деятельности как новый аспект образа науки, и образа образования, включающий в себя: субъектов, реализующих поставленные цели; деятельность всех профессионалов и любителей, то есть участников художественной самодеятельности, клубов по интересам, любительских объединений и их активистов способных участвовать во всех делах на общественных началах. В условиях досуга особенно ценно познать потребности, мотивы, интересы, досуговые предпочтения, психологические установки, ценностные ориентации и степень зависимости от азартных игр и увлечений.

Поэтому поиск теории социально-культурной деятельности - это организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие субъектов и объектов, их соотносительности с доминирующими целями динамики всего нашего общества, неизбежно обуславливающее узко-групповое и эгоистично-

индивидуалистическое исторического процесса. Забвение или неверное толкование многих его прошлых этапов, их содержательной и символической связи истории с настоящим, так и будущим, и есть одно из проявлений той мещанской, обывательской морали и поведения.

Развитие теории социально-культурной деятельности способствует конкретизации ценностного видения мира. Это не означает, что радикальные преобразования во всех сферах общества не идентичны имманентной социально-культурной деятельности как система её ценностных ориентаций, регулирующих поведение личности в условиях повседневности.

Однако, следует учитывать и то обстоятельство, что на массовом уровне духовно-практические установки личности реализуются в формах конкретного, повседневного, будничного действия, где их беспрерывный поток может повлечь за собой аберрацию реальной значимости ценностей, определяющих социальное бытие.

Участие ученых и специалистов-профессионалов в практической социально-культурной деятельности и ученых вузов культуры и искусств в ходе подготовки магистрантов, кандидатов и докторов наук, позволяет соединить их усилия в единое русло.

Поэтому к теоретическим основам социально-культурной деятельности ученые относят огромное число средств интеллектуального и эмоционального педагогического воздействия на личность. А осознанная, целеустремленная деятельность личности в условиях досуга, направлена на саморазвитие, самообразование, совершенствование положительных и преодоление отрицательных качеств личности.

Процесс самообразования личности в условиях досуга -это активная целенаправленная познавательная деятельность, связанная с поиском и усвоением знаний к интересующей его в области профессиональной деятельности.

Отсюда, теория социально-культурной деятельности должна синтезировать в себе ряд теорий, органично связанных между собой по признакам единства истории, предметного поля науки, методологии теории и технологии. При этом

методологическая основа теории социально-культурной деятельности базируется на такой научной категории как подход.

В понятийном словаре Т.Ф. Ефремовой раскрывается, на наш взгляд, фундаментальная точка зрения научной категории «подход», который рассматривается как сумма форм, средств и методов отношений личности к миру, себе, окружению, взаимодействию отношений и т.д.

«В теории социально-культурной деятельности как феномен разработаны и широко применяются в исследованиях парадигмальный, личностно-ориентированный, личностно-деятельностный и др.» (Ефремова, 2005: 386).

Важным признаком изменения внутреннего развития теории социально-культурной деятельности является изменение структуры исследования, соответствующее смене представлений об окружающем мире. Возникают две противоречивые тенденции внутреннего развития теории социально-культурной деятельности - дифференциация и интеграция как две стороны единого процесса.

В связи с тем, что изменился характер умственного труда (он становится более интеллигентным и междисциплинарным) уменьшается оторванность теоретического изучения проблем от их использования, что является качественным переломом во внутреннем развитии теории социально-культурной деятельности.

Ориентация на исследование потребностей человека в условиях социально-культурной деятельности привела к выделению педагогических специальностей, использующих наиболее точные методы их изучения. Наметившаяся интеграция социальных и естественных наук проявляется в развитии общих научных понятий социально-культурной деятельности. В понятие «социально-культурная деятельность» включаются новые категории, создается определенная их иерархия, критериями которой становится общественная практика. Закономерности и тенденции развития различных областей знаний, обеспечение методов рассмотрения теоретического и фактического материала, формулирование теорий, концепций, гипотез; позволяет широкому кругу учёных

интегрировать определенные знания и уже имеющуюся информацию о состоянии, тенденциях и особенностях практики. В связи с этим расширились возможности использования научных достижений в развитии теории социально-культурной деятельности.

В понятии «время» социально-культурная деятельность характеризуется как сложное явление, сложная система, которая не является новой и не вызывает сомнения. Однако отмечать в публикациях это значительно проще, чем реализовать идею в диссертационном исследовании, тем более предложить пути управления этой системой.

Поэтому так велико влияние учения Д.И. Фельдштейна на развитие теории социально-культурной деятельности. В любой молодой науке, в том числе и в социально-культурной деятельности, сначала произошло накопление знаний об объекте и предмете, а затем их объединение. Постепенно от знаний отдельных сторон деятельности учреждений социально-культурного типа учёные стали переходить к целостному изучению, которое возможно только на пути системного подхода. Анализ без синтеза не может дать правильного представления о целом и его частях, поскольку через призму одного только анализа целое теряет свои интегративные качества и выглядит как хаотическое нагромождение компонентов вне их внутренней взаимосвязи и взаимодействия.

Таким образом, нам представляется, что сегодня назрела острая необходимость в создании целостной, теоретической модели социально-культурной деятельности, построенной на учении Д.И. Фельдштейна.

В условиях возросшей динамичности развития нашего общества теория социально-культурной деятельности выступает индикатором происходящих в обществе изменений. И здесь одной из наиболее актуальных проблем для развития теории социально-культурной деятельности, ее основ, является расплывчатость границ. Ведь сила теоретико-культурного мышления несколько в абстрактном анализе научных поисков, сколько в конкретном отражении действительности.

Поэтому истинность теории социально-культурной

деятельности в том, что она является плодом огромного числа

созидателей творчества населения в условиях досуга.

ЛИТЕРАТУРА

Бим-Бад Б.М. 2002. Педагогический энциклопедический словарь. Гл. ред. Б. М. Бим-Бад. М.: Большая российская энциклопедия. 527 с.

Бочкарева Е.Д., Бочкарев Д.В. 2018. Важнейшей формой воспитания исторической памяти учащейся молодежи становится «Бессмертный полк». - Мировоззрение в XXI веке. 1(1): 8-11.

Голованова Н.Ф. 2005. Общая педагогика. Уч. пособие для вузов. СПб: Речь. 317 c.

Ефремова Т.Р. 2005. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка : Ок. 1900 словообразоват. единиц. 2-е изд., испр. М.: Астрель: АСТ (Тип. изд-ва Самара. Дом печати). 636, [2] с.

Жарков А.Д. 2012. Теория, методика и организация социально-культурной деятельности. М.: МГУКИ. 456 c.

Жарков А.Д 2013. Теоретико-методологические основы культурно-досуговой деятельности. Монография М.: МГУКИ, 2013.-480 с.

Жаркова Л.С. 2007. Профессионализм в подготовке кадров для учреждений культуры Монография. М.: МГУКИ. 176 с.

Жаркова Л.С. 2009. Методика организации библиотеки в сфере социально-культурной деятельности: научно-практическое пособие М.: литература. 111 с.

Жаркова Л.С. 2010. Организация деятельности учреждений культуры. Учебник. М.: МГУКИ. 394 с.

Жаркова Л.С. 2015. Мотивационное развитие личности в социально-культурном измерении. Монография. М.: МГИК. 400 c.

Жаркова А.А. 2009. Методологические основы парадигмального подхода к развитию личности. М.: МГУКИ. 162 с.

Жаркова А.А. 2010. Развитие личности в условиях социально-культурной деятельности на основе парадигмального подхода: теоретические аспекты. Монография. М.: МГУКИ. 177 с.

Жаркова А.А. 2014. Парадигмальный подход к социально-культурной деятельности молодежи в современной ситуации. - Вестник Московского государственного университета культуры и искусства. № 3(65): 106-111.

Жаркова А.А. 2014. Культурно-досуговая программа как существенный результат культурно-досуговой деятельности. - Культура и образование: научный журнал вузов культуры и искусств. № 2(13): 4951.

Рубинштейн С.Л. 2004. Основы общей психологии. М.-СПб.: Питер. 720 с.

Стрельцов Ю.А. 2001. Особенности понятия «социокультурная деятельность». - Культурология: новые подходы. Альманах-ежегодник. № 3-4.

Фельдштейн Д.И. 2009. Психология развития человека как личности. Избранные труды : в 2 т.; Российская академия образования, Московский психолого-социальный институт. М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та ; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК». Т. 1: 599 с.; Т. 2: 534 с.

Фельдштейн Д.И. 2005. Психология развития человека как личности: избранные труды: в 2 т. М.; Воронеж: Московский психолого-социальный институт: МОДЭК. Т. 1: 566 с., Т. 2: 455 с.

Получена /Received: 28.03.2018 Принята /Accepted: 07.03.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.