Научная статья на тему 'Научный взгляд на объект теории исследования СКД'

Научный взгляд на объект теории исследования СКД Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1862
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES / THEORY / METHODOLOGY AND ORGANIZATION OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шамсутдинова Д. В., Турханова Р. И., Шавалеева А. Р.

В статье, на основе анализа научных подходов к сущности и содержанию социально-культурной деятельности, социокультурных проблем, раскрываются направления развития современной теории и практики, обосновывая и расширяя границы обьекта исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific view on the object of the theory of research SCA

In the article, based on the analysis of scientific approaches to the essence and content of socio-cultural activities, socio-cultural problems, the directions of development of modern SCS theory and practice are revealed, expanding the scope of the research object.

Текст научной работы на тему «Научный взгляд на объект теории исследования СКД»

УДК 379.8

Д.В.Шамсутдинова, Р.И.Турханова, А.Р.Шавалеева НАУЧНЫЙ ВЗГЛЯД НА ОБЪЕКТ ТЕОРИИ ИССЛЕДОВАНИЯ СКД

В статье, на основе анализа научных подходов к сущности и содержанию социально-культурной деятельности, социокультурных проблем, раскрываются направления развития современной теории и практики, обосновывая и расширяя границы обьекта исследования.

Ключевые слова: социально-культурная деятельность; культурно-досуговая деятельность, социокультурные проблемы.

Dilbar V.Shamsutdinova, Raikhana I.Turkhanova, Albina R. Shavaleeva SCIENTIFIC VIEW ON THE OBJECT OF THE THEORY OF RESEARCH SCA

In the article, based on the analysis of scientific approaches to the essence and content of socio-cultural activities, socio-cultural problems, the directions of development of modern SCS theory and practice are revealed, expanding the scope of the research object

Keywords: socio-cultural activities, theory, methodology and organization of socio-cultural activities

По мнению ученых и практиков, социально-культурная деятельность сегодня обладает огромным потенциалом решения социальных и социально-культурных проблем современного общества. Анализ направлений научных исследований констатирует, что проблемы теории социально-культурной деятельности связаны с кардинальными изменениями современной социокультурной ситуации. Динамичное развитие теории, методики и организации социально-культурной деятельности связано с происходящими современными интеграционными процессами, появлением новых терминов и категорий, современных концепций, что доказывает, что аспекты ее рассмотрения связаны с различными направлениями - педагогическими, социально-педагогическими, досуговыми, культур-но-досуговыми, культурологическими.

Современная трактовка социально-культурной деятельности связана с изменившимися условиями глобализирующего мира, процессами гуманизации, социо- медико- и психологическими исследованиями. В рамках новой парадигмы социально-культурная деятельность рассматривается как исторически сложившаяся форма преобразования культурных ценностей.

Так, М.ААриарский отмечает, что современная техногенная цивилизация обусловлена дестан-дартизацией и демассовизацией экономической, социально и духовной жизни, что приводит к сложным и противоречивым процессам в усвоении ценностей культуры. По его мнению, вовлечение личности в различные сферы социально-культурной деятельности связано с обновлением культурной среды и прогнозированием путей и средств механизмов оптимизации социально-культурного опыта личности [3]. Известный ученый в области методологии социально-культурной деятельности, Н.Н. Ярошенко, отмечает, что под влиянием изменений, которые произошли в общественно-политическом устройстве страны, сложилась новая система организации социально-культурной деятельности, которая связана с новым предметным полем науки, ее методологией и реализацией общенаучных подходов. По его мнению, социально-культурная деятельность сегодня синтезирует различные технологические системы: культуротворческие, рекреационные, зрелищные, игровые, информационные, просветительские, коммуникативные на базе постоянно изменяющейся социальной и культурной среды [12]. Исследователи Т.Г.Киселева, Ю.Д.Красильников считают, что научный статус социально-культурной деятельности связан с поиском досуговых концепций, направленных на создание условий и благоприятной досуговой среды. Авторы утверждают, что социальная сфера досуга состоит в оптимизации ее условий за счет опоры на культурное наследие народов и национальных групп, проживающих на территории Российской Федерации. Приобщение современного человека к культурным ценностям опирается на гуманитарное и художественное образование, на его право на культурную деятельность, на результаты своего творчества [7]. ГААванесова отмечает, что культурно-досуговая деятельность определяется как единый общественный и экономический феномен, как целостная самостоятельная сфера жизнедеятельности общества и конкретного человека. Субъектами культурно-досуговой деятельности выступают люди, социальные группы, организации и фирмы, которые задействованы в самодеятельно-активных видах досуга; организаторы, участвующие в досуго-вой деятельности на профессиональной основе, создающих условия и помогающих основным субъектам деятельности реализовать потребности в отдыхе и развлечении. Здесь также выделяется ряд самостоятельных типов работников: руководящий состав профессиональных организаторов досуга -ведущие менеджеры досуговых фирм, режиссеры, руководители учреждений культуры, работающие в разных областях досугового и в целом социокультурного сервиса. По ее мнению, культурная поли-

тика государства, механизмы государственно-правового регулирования действуют в разных областях досуга в многообразных формах. Одно из важнейших направлений культурной политики сводится к предоставлению равного доступа к культурным ценностям представителям всех социальных слоев и групп населения [2]. И.В.Воробьева считает, что современное общество входит в качественно новую стадию цивилизационного развития человечества - постиндустриальную. Первостепенная задача любого здорового общества в критические периоды - защитить социально незащищенные слои населения. Одна из задач социальной работы состоит в том, чтобы научить человека ориентироваться в окружающем его мире, помочь ему найти свое место и реализоваться в динамично меняющихся обстоятельствах. Деятельность социального работника должна быть направлена на обучение людей методам самопомощи, позволяющим им справляться с многочисленными конфликтами, проблемами и жизненными трудностями [4]. Г.Н. Новикова считает, что одной из актуальных проблем подготовки специалиста, работающего в социокультурной сфере, является освоение им социокультурных знаний, умений и навыков в такой важной отрасли социально-культурной деятельности, каковой является технология. Социально-культурные технологии представляют собой педагогические системы последовательных алгоритмических организационно-управленческих действий, функционирования личностных, инструментальных и методологических средств, направленных на достижение планируемого результата [8]. ЮАСтрельцов пишет, что цели и задачи социокультурной деятельности реализуются через ее содержание. Любое содержание социокультурной деятельности, по мнению ученого, черпается исходя из ситуации и общей системы человеческой культуры. Он считает, что социокультурная деятельность включает в себя оптимальное конструирование социокультурной практики, ценности, кристаллизирующиеся в целях, задачах и основных компонентах этой практики [9]. По нашему мнению, трактовка понятия «социально-культурной деятельности», выдвинутая В.В.Туевым «Социально-культурная деятельность - это управляемый обществом и его социальными институтами процесс приобщения человека к культуре и активного включения самого человека в этот процесс» [10], требует развития, так как социально-культурная деятельность в качестве главного постулата должна включать - определение социально-культурной деятельности как области самореализации личности при содействии различных государственных и негосударственных учреждений. В этом ракурсе, нам более близка позиция АДЖаркова, который отмечает, что «социально-культурная деятельность изучает процесс целенаправленного развития социализации, воспитания, формирования личности специально организованной системы в условиях досуга, обеспечивающей взаимодействие специалистов и учреждения социально-культурного и культурно-досугового типов» [6]. Социально-культурная деятельность является системой творческих видов деятельности, она востребует достаточный личный и профессиональный опыт специалиста, его личностный творческий подход, в ее основе лежит самостоятельные, самодеятельные виды культурной деятельности человека. Социально-культурную деятельность можно отнести к духовной сфере развития государства и общества. Их объединяет конечный продукт, связанный с творчеством, культурным развитием различных социальных групп, слоев общества, общественных движений и отдельных граждан.

КААбульханова-Славская раскрыла уникальную систему активного социального действия личности. По ее мнению, «в процессе общественной жизни осуществляется передача опыта, организация деятельности и постоянная социальная регуляция деятельности индивида в виде норм, условий, временных режимов. Как утверждает автор, определение структур жизненного пути и характеристик его субъекта как субъекта деятельности, как субъекта общения и как субъекта познания позволяет выявить, каким образом личность как субъект жизнедеятельности осуществляет интеграцию этих характеристик [1]. Таким образом, автор определяет деятельность человека исходя не из его мотивов и потребностей, а исходя из жизненной необходимости.

По мнению авторов данной статьи, целенаправленно организованная культурно-досуговая деятельность предполагает активное потребление культурных благ, предоставляя возможность для самореализации личности, что предопределяет развитие и смещение потребностей на созидание, которое обуславливает, в свою очередь, развитие социальной активности. Изменение потребностей куль-турно-досуговой деятельности человека связано с переводом ее на более высокий уровень развития, формирования новых границ культурно-творческих потребностей и интересов [11]. На наш взгляд, социально-культурная деятельность - это определенная разновидность культурной политики, для которой характерно организация учебно-воспитательного, досугового, социально-педагогического процесса в разных направлениях, формах и социальных областях. Кроме этого, мы считаем, что современная социально-культурная деятельность связана с профессиональной ценностно-ориентаци-онной и проектной деятельностью, направленной на социально-досуговую систему работы с населе-

нием. Это позволяет интерпретировать различные формы социальной практики с позиции их общественной ценностей. Также нам кажется, что в современных условиях социально-культурная деятельность осуществляет структурирование деятельности учреждений культуры, где реализуется креативность личности с практическим применением объектных форм самореализации: межгрупповой кросс-культурный тренинг, личностно-ориентированные техники, идентифицирующие консультации, функциональные конвенты, макро- и микролаборатории.

На наш взгляд, сегодня теория социально-культурной деятельности является важнейшим научно-концептуальным формированием понятийно-категориального аппарата объекта исследования. Ее сущностное понимание связано с вариативным проявлением активности, преобразованием социальной реальности, созданием условий для развития социальных институтов. Культурная информация, наличие благоприятной культурной среды, социально-педагогические, культурологические системы преобразуют функционирование различных производных социально-культурной деятельности. Социальная природа данного явления связана с созданием продукта, способного формировать и удовлетворять культурные потребности людей.

Мы считаем, что использование педагогических и социально-культурных технологий обеспечивают социальную регуляцию многих социализирующих воспитательных процессов, обеспечивают контроль над деятельностью различных учреждений, выполняют нормативную функцию, направленную на удовлетворение духовно-культурных потребностей населения.

Таким образом, в эпоху информационного общества, социально-культурная деятельность направлена на духовное и нравственное развитие личности при условии использования ее воспитательных ресурсов в системе экономических, политических, правовых и культурных отношений. Гражданское общество связано с высокими социальными, культурными, моральными нормами, где превалирует личная социальная ответственность перед обществом. Чувство гражданского долга как чувство собственного достоинства, как основа самоуважения, как проявление толерантного отношения к окружающим развивается в условиях духовного воспитания. Поэтому социально-культурной деятельности придается большое значение, так как она выполняет новые задачи сохранения моральных устоев, традиций общества, развития нравственных качеств современной молодежи. В решении данного вопроса социально-культурная деятельность обладает широким технологическим ресурсом, совокупностью требований и предписаний, выраженных в форме усвоения традиций общества.

Таким образом, социально-культурная деятельность сегодня развивается в нашей стране как категория, основная роль которой определяется как стимулирование процессов самоорганизации культурной жизни, создание условий для оптимального соотношения традиционных и инновационных элементов культуры.

Литература

1.Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни /[Текст] - М.: «Мысль», 1991. - 299 с.

2.Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: теория и практика организации: [Текст] уч.пос. для студ.- М.: Аспект -Пресс, 2006. - 236 с.

3Ариарский М.А Прикладная культурология [Текст]: -2-е изд., испр. и доп. СПб.: Изд-во «Эго», 2001. - 288 с.

4.Воробьева И. В. Социально-культурная деятельность: учеб.-метод. комплекс [Текст] - Минск : ГИУСТ БГУ, 2009. - 106 с.

Б.Григорьева Е.И. Современные технологии социально-культурной деятельности [Текст]- Учебное пособие: Изд.-во Тамбовского гос. у-та имени Г.Р Державина, - 280 с.

6.Жарков А.Д. Теория, методика и организация социально-культурной деятельности [Текст]: Учебник. -М.:МГУКИ, 2012. - 456 с.

7.Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. [Текст]- М.:МГУКИ, 2004. - 539 с.

8.Новикова Г.Н. Технологические основы социально-культурной деятельности [Текст] Уч.пос.3-е изд-е пе-рераб. - М.:МГУКИ, 2010 - 158 с.

9.Стрельцов Ю.А. Культурология досуга: [Текст] Уч.пос. изд-е 2-ое - М.: МГУКИ, 2003. - 296 с.

10.Туев В.В. Социально-культурная деятельность: понятие и предметное поле [Текст] - Социально-культурная деятельность: история, теория, образование, практика: Сб. статей. - Кемерово: КемГАКИ, 2002. - С. 30-33

11.Шамсутдинова Д. В., Турханова Р.И. Культурно-деятельностный потенциал досуга в развитии социальной активности личности [Текст] / / Вестник КГУКИ - 2016. -№4.- с.154-156

12. Ярошенко Н.Н. История и методология теории социально-культурной деятельности: Учебник [Текст] -М.: МГУКИ, 2007. - 360 с.

References

1. Abulkhanova-Slavskaya К A. The Strategy of life /[Text] - M.: Mysl', 1991. - 299 p.

2.Avanesova G. A. Cultural and leisure activities: the theory and practice of organization: [Text] account settlement for stud.- M.: Aspect -Press, 2006. - 236 p.

3.Ariarski M.A Applied cultural studies [Text]: - 2nd ed Rev. and additional SPb.: Publishing House "Ego", 2001. -288 p.

4.Vorabyev I. V. Socio-cultural activities: textbook-method. the complex [Text] - Minsk : BSU RIGHTEOUS, 2009. - 106 p.

5.Grigoriev E.I. Modern technologies of sociocultural activities [Text]- a manual: Ed.-in Tambov state u-the one named after G. R Derzhavin, - 280 p.

6.Zharkov A. D. Theory, methodology and organization of socio-cultural activities [Text]: Textbook. - M.:Moscow state University, 2012. - 456 p.

7.Kiseleva T.G., Krasil'nikov, Yu. d Social-cultural activity: the Textbook. [Text]- M.:Moscow state University, 2004. - 539 p.

8.Novikova G.N. The technological basis of socio-cultural activities [Text] Uch.POS.3-e Izd. - M.:Moscow state University, 2010158p

9.Streltsov, Yu a. Cultural studies ofleisure activities: [Text] Tutorial 2nd ed-n - M.: Moscow state University, 2003. - 296 p.

10.TUEV V.V. Socio-cultural activities: the concept and the subject field [Text] - Sociocultural activities: history, theory, education, practice: Sat. articles. - Kemerovo: Kemguki, 2002. - P. 30-33

11.Shamsutdinova D.V., R.I.Turchanova Cultural and activity potential of leisure in the development of social activity of the individual [Text] // Bulletin of khaki - 2016. -No4.- p. 154-156

12. Yaroshenko N. N. History and methodology of the theory of socio-cultural activities: the Textbook [Text] - M.: Moscow state University, 2007. - 360 p.

УДК 93/99

Ф. Ф.Мифтахов

КУЛЬТУРНО-НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В СССР: ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ

В статье автор анализирует современное состояние историографии по национальной политике в СССР. По мнению автора, современными историками исследованы многие темы, которые не разрабатывались в советский период. Как следует из анализа, многие проблемы носили общий характер: коренизация, свертывание ко-ренизации, депортации приграничных народов - эстонцев, ингерманландцев, латышей, поляков, корейцев в довоенный период.

Ключевые слова: культурно-национальная политика, этноконфессиона-льные отношения в СССР, национальный фактор, современная историография.

Farid F. Miftakhov CULTURAL AND NATIONAL POLICIES IN THE SOVIET UNION: PROBLEMS OF MODERN HISTORIOGRAPHY.

The author analyzes the current state of historiography on the national policy in the Soviet Union. According to the author, modern historians studied many topics, which were not developed in the Soviet period.

In the article the author considers regional, national processes in the post-Soviet period: North-West Russia - Karelian national movements, the deportation of western Finnish peoples of Russia; South of Russia - the relationship between the indigenous peoples, the Cossacks; Ural - ethno-demographic situation; Far East - carrying out national policies and national minorities; Jewish question; North - construction of the administration and the people of the North; Volga - the formation of the Bashkir autonomy, the problem of state-legal status of Tatarstan. As follows from the analysis, many of the problems were of a general nature: the indigenization, folding of indigenization, the deportation of the border peoples -Estonians, Ingrian Finns, Latvians, Poles, Koreans in the prewar period. During the period of the «thaw» the cultural and national policy of the Soviet Union was characterized as a liberal and controversial. There turn of deported people was characterized by clashes. The tendency of police in period of L. Brezhnev was silence on national issues, their decision was delayed. In the Soviet period rankings of peoples for political reasons were observed. However, the national factor was not a major problem in the disintegration of the USSR.

Keywords: cultural and national policy, ethno-confessional relations in the USSR, the national factor, modern historiography.

Среди проблем истории России, которые подверглись переосмыслению как в рамках новых па-радигмальных (цивилизационного, культурологического и др.) подходов, так и в результате создавшихся благоприятных условий публикации новых архивных источников и мемуаров, оказалась и проблема культурно-национальной политики Советского Союза. В постсоветский период историки исследовали, прежде всего, вопросы национального строительства, депортации народов СССР, истории национальных меньшинств. Эти проблемы были теснейшим образом связаны с более глобальной исторической катастрофой - распадом СССР. В большей мере национальная политика Союза ССР некоторыми авторами стала рассматриваться как фактор распада страны. Историки обратили внимание на соотношение политических и национальных факторов в распаде СССР, роль этнонационализма, рассмотрели национальный состав руководящих органов страны.

Следует подчеркнуть, что для постсоветской историографии характерны некоторые общие черты. Это отказ от закостеневших идеологических догм в освещении национальной политики, а также обилие публикаций архивных документов и расцвет мемуарной и исторической публицистики.

Чтобы выяснить особенности современной историографии, следует кратко рассмотреть, в каком состоянии находилось изучение национальной политики в СССР. В советский период исследова-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.