Научная статья на тему 'Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» как фактор социализации младших школьников'

Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» как фактор социализации младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1030
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКСПЕРИМЕНТ / EXPERIMENT / ШКОЛА / SCHOOL / КУЛЬТУРА / CULTURE / РЕЛИГИЯ / RELIGION / КОНФЕССИЯ / ЭТИКА / ETHIC / МОДУЛЬ / MODULE / DENOMINATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Монсонова Арюна Раднанимаевна

Статья посвящена анализу результатов экспериментального внедрения в 4 5 классах общеобразовательных школ России учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Предметом исследования является локальный опыт работы учителей ОРКСЭ в Забайкальском крае, в котором находится Агинский Бурятский автономный округ, в котором проживает, в основном, коренное население буряты. За его пределами, на территории края, преобладающим населением являются русские. За три столетия совместного проживания эти народы выработали модель этнокультурной и этноконфессиональной толерантности, содружества и взаимного уважения. Цель работы выявить те психологические проблемы, которые испытывают дети, их родители и учителя в процессе внедрения, изучения и преподавания этого сложнейшего и очень важного учебного предмета. Он необходим для духовно-нравственного воспитания детей, молодежи, чего недостает современному российскому обществу. Основной методологической основой являются комплексный, духовно-ценностный подходы. Результаты положительные и дают надежду, что духовные ценности, усвоенные детьми в этот сензитивный период, будут развиваться на последующих этапах онтогенеза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SUBJECT «THE FUNDAMENTAL BASES OF RELIGIOUS CULTURE AND SECULAR ETHIC» AS A FACTOR OF SOCIALIZATION OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN

The paper analyzes the results of the pilot implementation of the school subject “Basics of religious cultures and secular ethics” (BRCSE) in grades 4 5 of Russian schools. The subject of research is the local experience of BRCSE teachers in Trans-Baikal region housing the Agin-Buryat Autonomous District, which is home to mostly indigenous people the Buryats. Outside the District, the population of the Region are predominantly Russians. During the three centuries of cohabitation, these nations have developed a model of ethno-cultural and ethnic and religious tolerance, community and mutual respect. The paper aims to identify the psychological problems experienced by children, their parents and teachers in the process of implementation, learning and teaching of this difficult and very important school subject. It is necessary for the spiritual and moral education of children and the youth, which modern Russian society lacks. The main methodological basis is the complex, spiritual-value approach. The results are positive and suggest hope that the spiritual values acquired by children in this sensitive period will grow at later stages of ontogeny.

Текст научной работы на тему «Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» как фактор социализации младших школьников»

УДК 372.8: 2

УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

А. Р. Монсонова

THE SUBJECT «THE FUNDAMENTAL BASES OF RELIGIOUS CULTURE AND SECULAR ETHIC» AS A FACTOR OF SOCIALIZATION OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN

A. R. Monsonova

Статья посвящена анализу результатов экспериментального внедрения в 4 - 5 классах общеобразовательных школ России учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Предметом исследования является локальный опыт работы учителей ОРКСЭ в Забайкальском крае, в котором находится Агинский Бурятский автономный округ, в котором проживает, в основном, коренное население - буряты. За его пределами, на территории края, преобладающим населением являются русские. За три столетия совместного проживания эти народы выработали модель этнокультурной и этноконфессиональной толерантности, содружества и взаимного уважения. Цель работы - выявить те психологические проблемы, которые испытывают дети, их родители и учителя в процессе внедрения, изучения и преподавания этого сложнейшего и очень важного учебного предмета. Он необходим для духовно-нравственного воспитания детей, молодежи, чего недостает современному российскому обществу. Основной методологической основой являются комплексный, духовно -ценностный подходы. Результаты положительные и дают надежду, что духовные ценности, усвоенные детьми в этот сензитивный период, будут развиваться на последующих этапах онтогенеза.

The paper analyzes the results of the pilot implementation of the school subject "Basics of religious cultures and secular ethics" (BRCSE) in grades 4 - 5 of Russian schools. The subject of research is the local experience of BRCSE teachers in Trans-Baikal region housing the Agin-Buryat Autonomous District, which is home to mostly indigenous people - the Buryats. Outside the District, the population of the Region are predominantly Russians. During the three centuries of cohabitation, these nations have developed a model of ethno-cultural and ethnic and religious tolerance, community and mutual respect. The paper aims to identify the psychological problems experienced by children, their parents and teachers in the process of implementation, learning and teaching of this difficult and very important school subject. It is necessary for the spiritual and moral education of children and the youth, which modern Russian society lacks. The main methodological basis is the complex, spiritual-value approach. The results are positive and suggest hope that the spiritual values acquired by children in this sensitive period will grow at later stages of ontogeny.

Ключевые слова: эксперимент, школа, культура, религия, конфессия, этика, модуль.

Keywords: experiment, school, culture, religion, denomination, ethic, module.

В процессе социализации личности одним из ведущих его институтов является школа. Начало третьего тысячелетия знаменуется новыми вызовами как науке психологии, так и образовательной системе. Закономерным и знаменательным событием в обучении и воспитании личности стало внедрение после сложного экспериментального этапа в школы России учебного комплексного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) в 4-х классах. Младший школьный возраст - это наиболее благоприятный, сензитивный период для нравственного воспитания детей, что подтверждается в отечественной и зарубежной психологии.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. № 84-р и приказами Минобрнауки России: от 31 января 2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2014 г. № 1089»; от 1 февраля 2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, ут-

вержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2014 г. № 1312» -во всех четвертых классах общеобразовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального общего образования, преподается учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», включающий 6 модулей:

1. «Основы буддийской культуры» (ОБК).

2. «Основы православной культуры» (ОПК).

3. «Основы мусульманской культуры» (ОМК).

4. «Основы иудейской культуры» (ОИК).

5. «Основы мировых религиозных культур» (ОМРК).

6. «Основы светской этики» (ОСЭ).

В Забайкальском крае ОРКСЭ изучается в 495 населенных пунктах (61,79 % от общего количества населенных пунктов Забайкальского края), в 566 школах, что составляет 99,1 % от общего количества общеобразовательных организаций в Забайкальском крае. Обучение проводится по учебникам федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования [1 - 4].

А. Р. Монсонова 19

Сложной проблемой в экспериментальный период ский коллектив создан, проходит подготовку и ре-внедрения этого предмета было кадровое обеспече- зервный состав (таблица 1). ние, проблемы остаются, но основной преподаватель-

Таблица 1

Сведения о подготовке педагогических кадров, реализующих комплексный учебный курс ОРКСЭ в Забайкальском крае

ПК в заочной Не Необ-

Кол-во преподавателей, реализующих курс ОРКСЭ Из них Общее количество учителей, прошедших очное повышение квалификации по курсу ОРКСЭ форме с использованием вебина-ров (современных информационных технологий) прошли ПК до начала учебно- ходи-мо повтор-ное ПК

имеют высшее педагогическое образование по программам, разработанным на основе примерной (АПК и ППРО, по ре-гиональ-ным программам по одному модулю по про-граммам свыше 72 часов по про-грам мам менее 72 часов по программам 72 часа и более по про-грам мам менее 72 часов го года

ФИРО) 72

часа

739 387 114 74 0 0 0 0 0 112

Анализ кадрового состава преподавателей ОРКСЭ 1 % - учителя информатики, географии, экологии, показал: учителя начальных классов - 28 %, учителя иностранного языка, психологи, воспитатели, логопе-русского языка и литературы - 27 %, учителя мировой ды, методисты.

художественной культуры (МХК) - 17 %, истории - Проведена работа по выбору изучаемых моделей

9 %, химии и биологии - 3 %, библиотекари - 3 %, по на добровольной основе (таблица 2).

Таблица 2

Сведения о предварительном выборе модулей ОРКСЭ на 2014 - 2015 учебный год

родителями (законными представителями) учащихся 3-х классов

Кол-во 3-х классов 13 -14 уч. год Общее кол-во обучающихся в 3-х классах Количество обучающихся, выбравших модули:

основы мировых религиозных культур основы светской этики основы православной культуры основы иудейской культуры основы буддийской культуры основы исламской культуры

863 13926 4867 3300 4933 6 810 10

Преподавание ОРКСЭ в Агинском Бурятском автономном округе Забайкальского края связано с этнокультурной спецификой, это один из трех территориальных субъектов России, на которых проживают буряты. Основная часть проживает в Республике Бурятия, другая - в Иркутской области, в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе, это те, кто прошли христианизацию, и сейчас, в основном, проповедуют шаманизм. В Агинском округе, в основном, приверженцы буддизма, который пришел сюда в XVIII в. и вскоре был признан в России официальной религией

[5].

В буддийской психологии принята формула происхождения личности из 12 стадий. Возраст от 6 до 8 лет относится к седьмой стадии и изображает на рисунке человека, в глаз которого попала стрела. Это символика, связанная с появлением у человека чувств приятного и неприятного и возможности их различе-

ния. Этот возраст также считается периодом действительного рождения человека, предыдущие годы -подготовка к этому событию [6].

В округе три района, каждый из которых имеет этноконфессиональную и социокультурную специфику: Агинский - находятся основной буддийский храм - Агинский дацан и центр округа поселок г. т. Агинское; Могойтуйский - находится старейший Цуголь-ский дацан и ст. Могойтуй, через которую проходит первая железная дорога, сейчас соединяющая с Монголией и Китаем; Дульдургинский район - находится священная гора Алханай, одна из 33 буддийских святых вершин в мире, и крупный центр «Чита-энерго». Это повлияло на выбор изучаемых модулей ОРКСЭ.

Могойтуйский район, 18 школ, 26 четвертых классов, всего 408 учеников.

20 Вестник Кемеровского государственного университета 2015 № 3 (63) Т. 3

Выбрали: ОМРК - 13 классов (50 % уч-ся), из них все 10 классов из районногоцентра - п. Могойтуй; ОСЭ - 10 кл. (40 %), ОБК - 3 кл. (10 %).

Дульдургинский район, 12 школ. Выбрали: ОБК - 5 школ, ОПК - 4 школы, ОСЭ - 2 школы, ОМРК -2 школы.

Агинский район, 19 школ. Выбрали: ОБК -14 школ (сельские школы), ОМРК - 2, ОСЭ - 2, ОПК - 1 (НОСШ) - в основном поселковые школы и Орловского горнодобывающего комбината.

С целью оказать теоретическую и методическую помощь учителям по введению комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» проводятся курсы, в рамках которых организована теоретическая и практическая работа по модулям. Также организуется взаимодействие с религиозными (православными, буддийскими и другими) организациями в сфере образования. Например, по православию продолжается работа по Соглашению между Комитетом общего, профессионального образования, науки и молодежной политики Читинской области и Читинской Забайкальской Епархией о совместной культурно-просветительской и научно-педагогической деятельности в Читинской области от 14.04.2003 г.

Проводятся традиционные Иннокентьевские чтения. При финансовой поддержке Читинской и Крас-нокаменской епархии и издательства «Палитра» реализован издательский проект «Азбука православной культуры» (в помощь учителю), автор проекта -О. Е. Наделяева, декан факультета гуманитарного образования ЗабКИПКРО. Публикация статей учителей в газете «Православное Забайкалье».

Традиционные образовательные Рождественские чтения: «Традиционные ценности и современный

мир» (2012 г.), «Русь святая: история, современность, будущее» (2013 г.), «Князь Владимир. Цивилизацион-ный выбор Руси» (2014 г.).

Участие во Всероссийском конкурсе «За нравственный подвиг учителя». О. Е. Наделяева, декан факультета гуманитарного образования ЗабКИПКРО, стала дипломантом второй степени на площадке Сибирского федерального округа за представленную работу по вопросам взаимодействия религиозных культур.

Совместно с ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный университет» проведена Международная научно-практическая конференция «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников: современные реалии и перспективы», в рамках которой обсуждались вопросы методологических и теоретических основ духовно-нравственного развития и воспитания младшего школьника.

Тот факт, что учащиеся одного класса и их родители смогут выбирать для изучения один из модулей курса «Основы религиозных культур и светской этики», не означает разделения школьников по конфессиональным и мировоззренческим основаниям. Модульное построение нового учебного курса реализует право граждан на свободный выбор и отражает особенность России как великой страны с богатыми и разнообразными духовными традициями.

Необходимо осуществление преемственности духовного воспитания в старших классах школы, в ссу-зах и вузах как, например, факультативный курс по теологии.

Литература

1. Беглов А. Л., Саплина Е. В., Токарева Е. С. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4 - 5 класс. М.: Просвещение. 2014. 79 с.

2. Данилюк А. Я. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4 -5 класс. М.: Просвещение. 2014. 63 с.

3. Кураев А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4 - 5 класс. М.: Просвещение. 2012. 95 с.

4. Чимитдоржиев В. Л. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы буддийской культуры. 4 - 5 класс. М.: Просвещение. 2012. 79 с.

5. Монсонова А. Р. Этноконфессиональная принадлежность как фактор развития системы ценностных ори-ентаций молодежи (Байкальский регион). Улан-Удэ: Изд-во Бурятского гос. ун-та, 2010. 126 с.

6. Монсонова А. Р., Санжаева Р. Д., Базарова Д. Р. Этнопсихология: учебное пособие. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2015. 146 с.

Информация об авторе:

Монсонова Арюна Раднанимаевна - кандидат психол. наук, доцент кафедры возрастной и педагогической психологии, заместитель декана по учебной работе социально-психологического факультета Бурятского государственного университета, [email protected].

Aryuna R. Monsonova - Candidate of Psychology, Assistant Professor at the Depaerment of Age and Pedagogical Psychology, Deputy Dean for Educational Work at the Socio-Psychological Faculty, Buryat State University.

Статья поступила в редколлегию 26.05.2015 г.

Вестник Кемеровского государственного университета 2015 № 3 (63) Т. 3 \ 21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.