УДК 159.922.4
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО ЯДРА ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ФГОС
Санжаева Римма Дугаровна
доктор психологических наук, профессор кафедры возрастной и педагогической психологии Бурятского государственного университета Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а E-mail: [email protected]
Монсонова Арюна Раднанимаевна
кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной и педагогической психологии Бурятского государственного университета Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а E-mail: [email protected]
В статье подчеркивается роль инноваций в образовании и духовности в современных условиях постмодернизма, ее психологических механизмов: мотивации, идентификации, саморегуляции, механизма динамического равновесия в межэтнических отношениях. Автор выделяет ведущие нормативные смыслы таких видов деятельности, как религия, искусство и наука, которые формируют ценностно-смысловую готовность будущих специалистов к профессиональной деятельности. Выделены базовые этнокультурные механизмы — это саморегуляция личности, устойчивость и другие, но главное — духовность, которая должна пронизывать вышеуказанные сферы жизни и деятельности человека на всем протяжении его онтогенеза. Автором отмечено, что психолого-педагогическое обеспечение программы внедрения новых ФГОС заключается кроме традиционных форм работы психологической службы - психологического просвещения, психопрофилактики, приходиагностики, психокоррекции и психологического консультирования, в духовном и нравственном воспитании учащихся, в пронизывании ими всего учебного процесса в условиях внедрения новых ФГОС, основная задача которых — формирование универсальных учебных действий учащихся на каждом возрастном этапе. Вместе с тем автор отмечает недостаточность «духовного» компонента данной программы.
Ключевые слова: образование, инновации, этнопсихокультура, ценности, смыслы, регуляция, устойчивость личности, постнеклассическая психология.
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF EDUCATION FUNDAMENTAL CORE IN THE CONDITIONS OF NEW FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS IMPLEMENTATION
Rimma D. Sanzhaeva
Lett. D., Professor, Buryat State University
24 a, Smolina Str., Ulan-Ude 670000, Russia
Aryuna R Monsonova
PhD, A/Professor, Buryat State University
24а, Smolina Str., Ulan-Ude 670000, Russia
The article deals with the role of innovations in education and spirituality in the conditions of postmodernism, its psychological mechanisms: motivation, identification, self-regulation dynamic equilibrium in inter-ethnic relations. We emphasized the leading normative senses of such activities as religion, art and science, which form the semantic-value readiness of future specialists for professional work. The basic ethnic and cultural mechanisms were highlighted, among them self-regulation of personality, stability, and, especially, spirituality which should permeate the above mentioned spheres of human life and activity throughout his ontogeny. We noted that psycho-pedagogical maintenance of new Federal State Educational Standards implementation included in addition to traditional forms of psychological service psychological education, psychological prophylaxis, psychological testing, psychocorrection and psychological counseling; spiritual and moral education of students. The main task of new Federal State Educational Standards was creation of universal learning activities of students at each age level; but, in our opinion, the program had a lack of "spiritual" component.
Keywords: education, innovation, ethnopsychological culture, values, senses, regulation, stability of personality, postnonclassical psychology.
Современная психология начала ХХ1 в. характеризуется как этап постнеклассической психологии, закономерно пришедшей после классической и неклассической психологии, когда
различные теории, описывающие аспекты психической реальности, начинают образовывать взаимосогласованную сеть. Сетевой принцип организации знания — отличительный признак постнеклассической психологии, которая придерживается методологической толерантности, использует принцип обобщенной теории, акцентирует внимание на социокультурном контексте. Характеризуя постнеклассическую психологию, М. С. Яницкий подчеркивает такую ее особенность, как «акцент на рассмотрении изучаемого феномена в его контексте, смещение исследовательской установки на анализ параметров социокультурной среды, <...> культурной специфики соответствующей общности.» [7, с. 194]. Психологические различия, обусловленные культурными факторами, психологические тенденции в рамках данной культуры могут быть объяснены только при условии глубокого и всестороннего синтеза этнокультурных и психологических закономерностей. Идея такой интеграции является краеугольным камнем культурно-исторической концепции Л. С. Выготского — одна из самых интересных, продуктивных и на сегодняшний день обладающая большим творческим потенциалом. Л. С. Выготский придавал огромное значение социальным и культурным факторам в объяснении природы и генезиса психического. Сравнительно-культурный тип исследования, кросскультурная парадигма, намеченная им, составили новый, современный этап в отечественной и зарубежной психологии.
Формы сетевой организации знания — профессиональные сообщества психологов (высший орган — Российское психологическое общество) — ставят задачу преодолеть разрыв между психологической наукой и практикой.
Каждая эпоха отличается своими «вызовами» науке, поэтому для «ответа» наука находит новую методологическую основу. Говоря о переходе от модернистской к постмодернистской «культурно-научной традиции», можно выделить определенное соответствие типа культуры и исследовательских установок в науке.
Модернистское общество характеризовали следующие «вызовы»: экзистенциальные проблемы, поиск путей самореализации, утопии (коммунизм), социальные волнения, революции, войны, тоталитаризм, культ производства и экономического процветания. Ответом психологии были классическая и неклассическая рациональность, утверждение психологии как науки, появление теорий личности, самореализации (психоанализ, гуманистическая психология и др.), социальной психологии, развитие практической психологии.
Современному постмодернистскому обществу присущи «вызовы»: дегуманизация, аномия, диффузная идентичность и фрагментарность личности, «мозаичность» сознания, одиночество и виртуальное замещение дефицита общения, тревога и неуверенность. Решение этих проблем приходится на постнеклассическую психологию, основные тенденции которой заключаются в рациональности, отказе от поиска универсальных теорий, герменевтической ориентации, решении конкретных проблем, преобладании практики над теорией. Междисциплинарный предмет исследования — самореализация, жизнеосуществление, ценности, смыслы.
Предмет постнеклассической психологии — человек как открытая саморазвивающаяся и самоорганизующаяся система, субъект своей жизни. Проблема нравственного поступка — одно из наиболее противоречивых феноменов гуманитарной мысли человечества. Субъективные знания нужны человеку для познавательной, ценностной ориентации в окружающей действительности, которую обеспечивают смыслы (важные компоненты и политических, и военных ситуаций).
Постнеклассическая психология изучает смыслы самой деятельности, их социокультурные инварианты. Это ведущие нормативные смыслы, они относятся к нормам-идеалам совершенствования любой деятельности, в том числе и образовательной, в отличие от норм-стандартов, рассчитанных на обязательное соблюдение. Чем больше личность приобщается к ведущим нормативным смыслам, пробиваясь через все разнообразие смыслов, обусловленных внешними влияниями и индивидуальными влечениями, чувствами и предпочтениями, тем более последовательным выразителем данного вида деятельности она способна стать.
Изучение ведущих нормативных смыслов таких видов деятельности, как религия, искусство и наука, формирует ценностно-смысловую готовность будущих специалистов к профессиональной деятельности. Сегодня важно продуктивное сотрудничество, совместное изучение научного наследия ученых, внимание к ценностным, духовным характеристикам научной деятельности (ее ведущему нормативному смыслу — стремление к постижению истины рациональными средствами), к специфике их проявления в человековедении.
Постмодерн — это модель, некоторая научная проекция мира в будущем, прогноз исходя из современных тенденций развития. Здесь существуют различные подходы, характеристики, которые можно сгруппировать и представить в виде структуры, отражающей основные социальные и психологические признаки постмодернистского общества: межличностные отношения, семейные отношения и социализация детей, нормы и ценности, культура и образ жизни, идентичность личности. В каждой сфере свои психологические механизмы, но необходимо выделить базовые этнокультурные механизмы — это саморегуляция личности, устойчивость и другие, но главное — духовность, которая должна пронизывать вышеуказанные сферы жизни и деятельности человека на всем протяжении его онтогенеза.
Современная российская национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» выдвинула конкретные задачи школы:
1. Раскрытие способностей каждого ученика.
2. Воспитание порядочного и патриотического человека.
3. Формирование личности, готовой к жизни в высокотехнологическом, конкурентном мире.
Психолого-педагогическое обеспечение данной программы заключается, кроме традиционных
форм работы психологической службы (психологического просвещения, психопрофилактики, приходиагностики, психокоррекции и психологического консультирования), в духовном и нравственном воспитании учащихся, в пронизывании ими всего учебного процесса в условиях внедрения новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), основная задача которых — формирования универсальных учебных действий (УУД) учащихся на каждом возрастном этапе. Все УУД делятся на 4 основные группы:
1. Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с ними и взрослыми.
2. Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два плана действий: 1) действие смыслообразования; 2) действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.
3. Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль в форме сличения способов действия и его результата, коррекция, оценка, волевая саморегуляция. В. Г. Леонтьев, один из выдающихся отечественных психологов, руководитель Новосибирской научной школы, является автором новых представлений о мотивации, ее механизмах и формах проявления, в основе которых лежит понятие исходного, генерализованного механизма — механизма динамического равновесия [4]. Его сущность заключается в том, что неуравновешенность в какой-либо системе всегда возникает вслед за достижением равновесия в другой, связанной с ней системой. Эта закономерность наблюдается и на уровне организма, и на уровне личности, и на уровне системы «человек — среда» и т. д. Данное положение было одним из основных в нашей докторской диссертации, выполненной под руководством В. Г. Леонтьева, что побудительная функция психологической готовности человека к деятельности (в нашей работе — традиционно-духовной — Р. С.) определяется возможностью перехода, реализации ее в действии или акте поведения, которые, в свою очередь, будут причиной другого акта поведения. Это связано с основным положением в буддизме о «срединном пути» (уравновешенности). Диалог культур Запада и Востока — подтверждение древневосточного представления о необходимости динамического равновесия между рациональным и интуитивным, внешним и внутренним, технологией и психологией.
Сегодня актуально изучение и применение действия механизма динамического равновесия в силу напряженности социально-психологических отношений как в обществе, так и во внутреннем мире человека. Он является методологической основой для многочисленных диссертационных исследований по психологии устойчивости, саморегуляции личности, которые посвящены «вызовам» современного постмодернистского общества (тревога и неуверенность личности, дегуманизация и дегармонизация ее образа, картины мира, одиночество и виртуальность общения и т. д.) и «ответам» постнеклассической психологии. Предвидел В. Г. Леонтьев и проблемы компьютеризации, поэтому в
экспериментальной своей работе уделял особое внимание информатике как учебному предмету. Как истинный учитель, педагог, он отдельно выделял учебную деятельность. В учебном процессе действие механизма динамического равновесия зависит от уровня адаптации ребенка к условиям жизнедеятельности вообще и к учебному процессу, к учебной задаче в частности. Более того, адаптированность является необходимым условием процесса уравновешивания. На базе этого источника формируется и проявляется целый ряд других психологических механизмов, к которым В. Г. Леонтьев относил прежде всего механизмы идентификации, адаптации, саморегуляции.
4. Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки решения проблем. В этом отношении можно привести пример того, что роль математики и интерес к ней школьников сегодня объясняется не только тем, что это обязательный предмет ЕГЭ, но и особой методикой преподавания учителей в школе. Данная методология и методика преподавания математики, разработанные под руководством выдающегося психолога, занимающегося математическими способностями детей, доктора наук, профессора М. А. Холодной, направлены на математическое воспитание личности учащегося.
Основой разработки критериев и методов оценки сформированности УУД является диагностическая система психологического сопровождения, в которую входят психопрофилактическая работа, психоконсультирование, психологическое просвещение и психокоррекция.
К сожалению, мы не видим в этой продуманной, психологически обоснованной программе учебных стандартов важнейшего понятия, определения — «духовность», «духовные ценности», что объективно отражает дефицит духовности в современном российском обществе. Об этом пишет в одноименной статье В. А. Кольцова, подчеркивая, что государство фактически утратило контроль над процессами нравственного, духовного развития личности [3, с. 92]. Эту проблему поднимали многие психологи (Б. П. Братусь, М. И. Воловикова, А. Б. Купрейченко, В. А. Пономаренко, Е. Н. Резников, А. В. Юревич и др.). М. И. Воловикова подчеркивает роль крушения идеала в этом процессе: «... есть работы, доказывающие, что победившая идеология коммунизма была религиозной системой. Закрепленный в ярких и талантливых образах, идеал коммунистической эпохи, похожий на христианский идеал прежней России, но «сепаратистский» в своих основах, продолжает жить в сердцах и умах современников. Можно, конечно, сокрушить его в очередной раз «до основанья», но тогда и происходит «культурная травма» [2, с. 52].
В образовании сегодня сделан первый шаг в сторону преодоления данного состояния — экспериментально введен учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» для учащихся 4-х классов. Учителя испытывают большие сложности не только в методическом, содержательном плане, но и в психологическом, личностном. Многим приходится вместе с учениками по-новому посмотреть на мир. Необходимо сделать все, чтобы эксперимент состоялся, чтобы каждый ученик вырос свободным гражданином своей страны, имеющим право выбора на свое видение, мироощущение, в том числе и духовное. В этом направлении необходимо отметить эффективность работы научно-исследовательской группы БГУ под руководством С. В. Васильевой: выездные методологические и методические семинары, мониторинг и т. д. Отрадно, что в БГУ открыта кафедра теологии на историческом факультете, которой предстоит важная миссия богословского просвещения и воспитания студентов. По данным А. Р. Монсоновой, сегодня актуальна проблема этноконфессиональной идентичности, которая характеризуется диффузностью: кроме традиционных верований буддистов, православных, «семейских» (староверов), эвенков, шаманистов увеличилось число тех, особенно молодежи, которые не относятся ни к какой конфессии, но считают себя верующими [5]. Механизм идентификации является основным психологическим механизмом в восточной традиционной культуре при обучении и воспитании в системе «учитель -ученик», что нашло отражение в концепции учителя в школе «Йога ламы» великого реформатора буддизма Цзонхавы (1357-1419). Например из концепции Будды об обязанностях учителей и учеников, изложенных в «Сигаловада сутре», учитель должен: 1) проявлять любовь к ученику; 2) учить его достойному и хорошему поведению; 3) старательно обучать его, наделять знанием наук и мудростью древних; 4) хорошо отзываться об ученике его друзьям и родственникам; 5) оберегать его от опасности [6, с. 6]. Мы видим глубоко психологические этические принципы деятельности учителя, актуальные и сегодня. В целом многие положения теории и практики буддийской педагогики актуальны и сегодня, через двадцать пять веков их создания.
Уникальный опыт интеграции духовного и светского образования имеется в Агинском Бурятском округе — это проект выдающегося человека, сына бурятского народа Бабу-ламы, ректора Агинской буддийской академии, директора Агинского медучилища, доктора буддийской филологии. В 1993 г. была открыта Агинская буддийская академия (тогда ФИТМа — филиал Института традиционной медицины, который находился в Индии). Сегодня в АБА созданы три факультета — буддийской философии, традиционной восточной медицины и буддийской живописи, где изучают такие дисциплины, как психология, правоведение, отечественная история, история религии, культурология, английский и тибетский языки, старомонгольская письменность, буддийская этика, основы космологии, логика. В 2003 г. на базе академии открыт филиал Читинского медучилища, впоследствии получившего с помощью Бабу-ламы статус государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования — медицинского колледжа. Его уникальность в принципе интеграции, т. е. взаимопроникновения и взаимодополнения двух систем — классической и восточной медицины. Также Бабу-лама содействовал изданию учебника «Основы буддийской культуры», по которому будут учить школьников 4-5-х классов не только в Бурятии, Калмыкии и Туве, но и во всех экспериментальных школах. В связи с реализацией этих задач для бурятского этноса особенно актуальна сегодня проблема языковой парадигмы, когда достаточно большое количество молодых людей не знает своего родного языка, 66,8 % бурят-родителей предпочитают русскоязычную школу с обучением бурятского языка и лишь 18,8 % — бурятскую школу с изучением русского языка [1].
Литература
1. Образ мира молодежи Байкальского региона / Д. Р. Базарова [и др.]. — Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2012. — 160 с.
2. Воловикова М. И. Представления русских о нравственном идеале. — М.: Изд-во ИП РАН, 2008. —
332 с.
3. Кольцова В. А. Дефицит духовности и нравственности в современном российском обществе // Психологический журнал. — 2009. — Т. 30, № 4. — С. 92-95.
4. Леонтьев В. Г. Мотивация и психологические механизмы ее формирования. — Новосибирск: Новосиб. полиграфкомбинат, 2002. — 264 с.
5. Монсонова А. Р. Этноконфессиональная принадлежность как фактор формирования системы ценностных ориентаций молодежи. — Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2010. — 128 с.
6. Санжаева Р. Д Актуальные проблемы психологии Байкальской Азии в условиях трансграничья: кол. монография / науч. ред. Р. Д. Санжаева. — Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2012. — 304 с.
7. Яницкий М. С. Ценностное измерение массового сознания. — Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2012. —
237 с.
References
1. Bazarova D. R. et al. Obraz mira molodezhi Baikal'skogo regiona [The world image of Baikal region youth]. Ulan-Ude: Buryat State University publ., 2012. 160 p.
2. Volovikova M. I. Predstavleniya russkikh o nravstvennom ideale [Russian representation of moral ideal]. Moscow: Institute of Psychology RAS, 2008. 332 p.
3. Kol'tsova V. A. Defitsit dukhovnosti i nravstvennosti v sovremennom rossiiskom obshchestve [Deficiency of spirituality and morality in contemporary Russian society]. Psikhologicheskii zhurnal — Psychological Journal. 2009. V. 30. No. 4. Pp. 92-95.
4. Leont'ev V. G. Motivatsiya i psikhologicheskie mekhanizmy ee formirovaniya [Motivation and psychological mechanisms of its formation]. Novosibirsk: Novosibirskii poligrafkombinat, 2002. 264 p.
5. Monsonova A. R. Etnokonfessional'naya prinadlezhnost' kak faktor formirovaniya sistemy tsennostnykh ori-entatsii molodezhi [Ethno-confessional affiliation as a factor of youth's value orientations formation]. Ulan-Ude: Buryat State University publ., 2010. 128 p.
6. Sanzhaeva R. D. Etnopsikhokul'tura buryat [Ethno-psychoculture of Buryats]. Aktual'nye problemy psikhologii Baikal'skoi Azii v usloviyakh transgranich'ya — Actual problems of Baikal Asia psychology in the conditions of transboundary. Ulan-Ude: Buryat State University publ., 2012. 304 p.
7. Yanitskii M. S. Tsennostnoe izmerenie massovogo soznaniya [Value measurement of mass consciousness]. Novosibirsk: SO RAN publ., 2012. 237 p.