— ПСИХОЛОГИЯ —
УДК 159.922
А. Р. Монсонова, Р. Д. Санжаева, Д. Р. Базарова
ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК ФАКТОР ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ РЕГУЛЯЦИИ
ЛИЧНОСТИ
Проблема этноконфессиональной идентичности личности актуализируется в условиях трансформации российского общества, когда социальные, межэтнические конфликты становятся индукторами личностных кризисов. Изменения, происходящие в современном обществе (изменение системы ценностей, ломка этнокультурных стереотипов, размывание социально-ролевой структуры общества), способствуют росту состояний, связанных с трансформацией идентичности личности человека, приводят к нарушениям его поведения и социально-психологической адаптации. Одна из проблем, стоящих перед современным человеком, - поиск и построение стабильной, позитивной идентичности, конструирование собственной идентичности, в структуре которой важную роль приобретает этноконфессиональная идентичность. В связи с разрушением ценностей, стереотипов и норм поведения, лежащих в ее основе, проблема выбора ценностей, норм и самоопределения личности становится особо актуальной. Несмотря на имеющиеся исследования, психологические концепции, нет однозначного ответа на вопросы о природе, закономерностях и механизмах формирования идентичности, особенно этноконфессиональной, о феноменологии, классификации, структуре и состояниях идентичности.
Ключевые слова: этнос, идентичность, конфессия, духовность, механизмы, социализации, индивидуализации.
САНЖАЕВА Римма Дугаровна - д. психол. н., профессор каф. возрастной и педагогической психологии СПФ (соц.-психол. фак-та) БГУ, г. Улан-Удэ.
E-mail: [email protected]
МОНСОНОВА Арюна Раднанимаевна - к. психол. н., доцент каф. возрастной и педагогической психологии СПФ (соц.-психол. фак-та) БГУ, г. Улан-Удэ.
E-mail: [email protected]
БАЗАРОВА ДолгорРаднанимаевна - к. психол. н., ст. преподаватель каф. общей и социальной психологии СПФ БГУ, г. Улан-Удэ.
SANZHAEVA Rimma Dugarovna - doctor of psychological sciences, Professor of Department. and educational psychology SDF (Social-psychol the Faculty of.) BSU, Ulan-Ude.
E-mail: [email protected]
MONSONOVA Aryuna Radnanimaevna - candidate of psychological sciences, Associate Professor, Department of. and educational psychology SDF (Social-psychol the Faculty of.) BSU, Ulan-Ude.
E-mail: [email protected]
BAZAROVA Dolgor Radnanimaevna - candidate of psychological sciences, Senior teacher cafes. General and Social Psychology SPF the Buryat State University, Ulan-Ude.
A. R. Monsonova, R. D. Sanzhaeva, D. R. Bazarova
Ethno-Confessional Identity as a Factor of Value and Semantic Regulation
of Identity
The problem of ethno-confessional identity of a person is actualized in the conditions of the transformation of Russian society when social and ethnic conflicts are inducers of personal crises. Changes taking place in the modern society (changes of the values system, breaking the ethnic and cultural stereotypes, the erosion of social and role-structure of society) promote the growth of conditions associated with the transformation of a personality leading to violations of his behavior and socio-psychological adaptation. One of the problems challenging issues for the modern individual is the search and building of a stable, positive identity and construction of his own identity. In the structure of the identity the most important role is given to ethno-confessional identity. Referring to the destruction of the values, stereotypes and norms of behavior underlying in its basis, the problem of the values choice, norms and self-identity becomes particularly relevant. There is no single answer to questions about nature, patterns and mechanisms of identity formation, particularly ethno-confessional, phenomenology, classification, structure and state of identity despite existing studies and psychological concepts.
Keywords: ethnicity, identity, confession, spirituality, coping mechanisms, socialization, individualization.
Введение
Ценностно-смысловой аспект акцентируется в развитии идентичности. Идентичность является социальной по происхождению, так как она формируется в результате взаимодействия индивида с другими людьми и усвоения им выработанного в процессе социального взаимодействия языка. Социальная идентичность складывается из отдельных идентификаций и определяется принадлежностью человека к различным социальным категориям: расе, национальности, классу, полу и т. д. Она складывается из тех аспектов образа «Я», которые вытекают из восприятия индивидом себя как члена определенных социальных групп (или категорий, как предпочитают обозначать их Тэджфел и Тернер). Так, в «Я-образ» может входить осознание себя как мужчины, студента, бурята, православного и т. д.
Наряду с личностной идентичностью социальная идентичность оказывается важным регулятором самосознания и социального поведения.
Механизмы идентичности
Этническая идентичность рассматривается многими авторами как условие целостности и саморазвитие личности. Вместе с тем этническая идентичность может менять направленность и содержание в зависимости от социокультурной ситуации для поддержания и повышения самооценки личности.
Для оценки степени идентификации используются обычно две модели: линейная биполярная модель и модель двух измерений. У линейной модели этническая идентичность располагается вдоль континуума от сильной идентификации с собственной группой до сильной идентификации с группой доминантного большинства. Усиление одного вида идентичности вызывает ослабление другого, т. е. сильная этническая идентичность с собственной группой невозможна, если человек вовлечен в культуру доминантного большинства.
Согласно второй модели, этническая идентичность как со своей, так и с доминантной группой могут сосуществовать и эти 2 идентичности независимы друг от друга. Сильная идентичность с обеими группами ведет к интеграции и бикультуризму. Отсутствие идентификации с какой бы то ни было группой предполагает маргинальность. Идентификация только с культурой большинства оценивается как ассимиляция, тогда как идентификация с собственной группой в полиэтническом обществе свидетельствует о сепаратизме.
Идентичность в буддизме
Механизм идентификации является основным психологическим механизмом обучения в системе «учитель-ученик» в восточной культуре, что нашло отражение в концепции учителя в школе «Йога ламы».
Основные положения концепции изложены в сочинении реформатора буддизма Цзонкха-вы (1357-1419) «Лам-рин чен-по». Йога ламы имеет два уровня практического претворения. Содержание йоги ламы текстологически опирается на традиционное в восточных школах
благоговейное отношение ученика к учителю-гуру. Эти отношения, несмотря на некоторую экзальтированность формы выражения, все же не выходили за рамки проявления естественных для благодарного ученика чувств уважения, признательности и любви к своему учителю. Например: «Он (учитель) отыскивает меня, давно блуждающего в круговороте, будит меня спящего, омраченного в течение долгого времени неразвитостью, вытаскивает меня, тонущего в море суеты; указывает хороший путь мне, идущему дорогой; освобождает меня, скованного в темнице суетного мира; излечивает меня, долго страдающего болезнями; он является дождевым облаком, успокаивающим меня...». Йога лама в качестве социально-психологического метода, влияющего на молитвы поступков, делала особый упор на эмоции и чувства человека. И сегодня буддийская молитва начинается с Учителя и заканчивается школой, его учениками: Намо Гурувэ, Намо Буддаяа, Намо Дармаяа, Намо Сангаяа [1].
Таким образом, механизм идентификации из системы «учитель-ученик» распространялся в обыденной жизни и трансформировался в почитание старших, что и по сей день остается реально действующим механизмом психокультуры этноса, механизмом формирования этнического самосознания, этноконфессиональной идентичности человека.
Идентичность и культура
Особое место в ряду исследований идентичности занимает антропологическая школа Ф. Боас, Р. Бенедикт, М. Мид [4]. Анализируя культуру, Ф. Боас рассматривает ее как совокупность моделей поведения, которые человек усваивает в процессе взросления и принятия им своей культурной роли. Р. Бенедикт подчеркивала необыкновенную податливость человеческой природы: социальное и культурное окружение фактически лепит из личности все, что ей угодно, личность становится как бы частью культуры. М. Мид считала, что личность может быть понята только при условии знания того, какова культура, её развивающая. Для этого требуется тщательное изучение самой культуры. При этом важно учитывать климатогеогра-фические условия, уклад жизни, а также знание того, в какой форме используются исконные традиции и обычаи, и как люди осознают объективные факты своего бытия. Это положение подтверждают результаты нашего исследования. Не умаляя этнической уникальности каждого народа, его этноконфессиональной особенности, мы остановимся на результатах опроса 2 групп - представителей бурятской и русской культур, проживающих на протяжении нескольких столетий в Забайкалье (табл. 1)
Таблица 1
Ответы представителей различных этноконфессий на вопрос «Что Вы включаете в понятие «культура народа»?» (п = 1000)
Буряты Русские
Ответы Кол-во ответов в % Кол-во ответов в %
1. Особенности взаимоотношений между людьми 36,0 55,9
2. Обычаи и традиции 82,6 55,9
3. Национальный характер 43,5 28,8
4. Национальное искусство 43,5 28,8
5. Религия 37,4 20,3
6. История народа 40,9 42,0
7. Язык 39,5 32,8
8. Другое 0,3 1,7
9. Затрудняюсь ответить 0,3 1,4
Язык как компонент культуры в ранговом ряду стоит на четвертом месте и у бурят, и у русских. Одинаковые ранги у категории «история народа» (третье место) и «национальный характер» (последнее седьмое место). Интересна дивергентность рангов между «национальным искусством» (второе - у бурят и пятое - у русских) и «особенностями взаимоотношений между людьми» (соответственно - наоборот). В первом случае различие можно объяснить,
во-первых, более естественной средой обитания коренного (бурятского) народа в полном контексте культурного проживания, что, во-вторых, генетически предопределило способности жителей данного региона к различным видам народного творчества, особенно певческого. Для представителей русской национальности в силу их экстравертированности особенно значимы общение, особенности взаимоотношений между людьми (например, открытость русских). То, что буряты оценивают данный параметр очень низко, является показателем их интравертиро-ванности, что наиболее яркое выражение находит в сдержанности бурят.
Представители двух национальностей на первое место поставили «обычаи и традиции» как определяющий фактор культуры, что больше проявляется в поведении людей, достаточно сильно детерменированными ценностно-смысловыми регуляциями [5].
Обряды (совокупность символических стереотипных коллективных действий), обычаи (неписаные правила поведения) и традиции (элементы и системы социального и культурного наследия) как образцы поведения определяют смысловое содержание культуры. Пренебрежительное отношение к обрядам, обычаям и традициям в теории и практике ведет к нарушению преемственности в развитии культуры, к утрате ценностно-смысловых, цивилизационных достижений в истории народа, человечества.
Этноконфессиональная идентичность
Байкальский регион является одним из толерантных полиэтничных районов России, где на протяжении многих веков мирно сосуществуют русскоязычное население («сибиряки», «се-мейские»), коренные народы - буряты и эвенки. За несколько веков межэтнического взаимодействия буряты и русские выработали стиль, нормы и эталоны поведения, например, многочисленные примеры братовства, уважение к национальному этикету друг друга.
Полиэтническое, межконфессиональное общение не могло не отразиться на системе нравственных и религиозных ценностей, которая, в первую очередь, обеспечила отсутствие этнической напряженности в регионе, диалог культур (табл. 2).
Таблица 2
Нравственные запреты буддизма и нравственные заповеди христианства
Буддийские запреты Христианские заповеди
Три дурных дела в отношении тела: (1) убийство - лишение жизни живого существа - человека, животного или насекомого; Зап. 6: Не убий.
(2) воровство - присвоение чужой собственности; Зап. 8: Не укради.
(3) прелюбодеяние - совершение распутных действий; Зап. 7: Не прелюбы сотвори. Зап. 10: Не пожелай жены искряннего твоего.
Четыре словесных дурных действия: (4) ложь - обман других словом или действием; Зап. 9: Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна.
(5) злословие - раздувание вражды, чтобы согласные не соглашались, а не согласные разошлись во мнениях еще больше; Зап. 7 блаженства: Блаженны миротворцы, потому что они будут названы сынами Божиими.
(6) грубая речь - словесное оскорбление других людей; Зап. 3 блаженства: блаженны кроткие, потому что они наследуют землю.
(7) пустословие - разговоры о глупостях, мотивированные вожделением;
Три мысленных дурных действия: (8) алчность - желание обладать тем, что принадлежит другому; Зап. 10: Не пожелай дому ближнего твоего, ни села его, ни раба его, не воли его ... ни всего, елика суть ближнего твоего.
(9) зланамеренность - желание навредить другому; См. Зап. 10.
(10) ложное воззрение - вера, что таких реальностей, как Четыре Благородные истины или перевоплощение не существует. Зап. 1: Я - Господь Бог твой, и не должны быть у тебя другие боги, кроме меня.
А. Д. Карнышев, характеризуя процесс взаимовлияния культур, подчеркивает, что своей глубинно нравственно-психологической основой он имел сближенность многих моральных ценностей народов, их общечеловеческий характер. Это можно рассмотреть на примере буддийских нравственных запретов и христианских заповедей Закона Божьего Сопоставление показывает, что многие важнейшие нравственные ценности буддизма и христианства близки, созвучны друг другу [5].
Поэтому вызывает интерес исследование традиционного ядра в структуре культуры современных народов Байкальского региона, обеспечивающего стабильность и самоидентичность современного (актуального) слоя, обуславливающего мобильность культуры, ее способность продуцировать инновации, трансформироваться и продуцироваться через образ мира, ценностно-смысловую сферу молодежи, в нашем исследовании - студентов [6].
Период студенчества характеризуется закладыванием основ будущего вида деятельности - реализации себя в профессиональном плане, а также стремлением к осмыслению своего будущего, жизнедеятельности в целом, т. е. одновременным протеканием процессов профессионального и личностного самоопределения. Ведущую роль в развитии этих взаимообусловленных процессов личностного роста играет формирование и развитие ценностных ориентаций как целостной системы интернализованных личностных смыслов, отражающих смысложиз-ненный уровень ее функционирования. М. С. Яницкий, А. В. Серый в своей концепции вузовского обучения подчеркивают: «Именно в процессе обучения в вузе как жизненной ситуации личностного и профессионального самоопределения для молодых людей наиболее актуальным становится смысл собственной деятельности, и в особенности смысл своей будущей профессиональной деятельности, являющейся центральным компонентом в выборе жизненной стратегии» [7, с. 181].
Однако динамическая система ценностных ориентаций не останавливается на этом в своём развитии. Период взрослости характеризуется осуществлением намеченных ранее жизненных целей и планов, а также их корректировкой при затруднениях в достижении. В этот период человек создает собственную семью, реализует себя в профессиональной деятельности, карьере, общественной жизни. Особое место при этом занимают вопросы максимальной реализации собственных возможностей, личностного роста, саморазвития. Следовательно, период обучения в вузе можно определить как особый смысложизненный период в жизни человека, связанный с переживанием кризиса профессиональной идентификации, т. е. идентификации себя с субъектом будущей профессиональной деятельности. Результатом переживания данного жизненного кризиса является формирование своей профессиональной идентичности, являющейся составной и неотъемлемой частью целостного «образа - Я» зрелой личности [8].
В аспекте нашего исследования представляется интересным изучение образа мира современной молодежи, проживающей на территории Байкальского региона. Длительное проживание в пределах одной социально-территориальной общности во всем многообразии человеческой деятельности сформировало некоторое единство отношения не только к хозяйственно-экономической сфере, но и к социокультурной сфере [9].
Результаты исследования идентичности молодежи
Вызывает интерес исследование традиционного ядра в структуре культуры современных народов Байкальского региона, обеспечивающее стабильность, самоидентичность и современный (актуальный) слой, обусловливающий мобильность культуры, ее способность продуцировать инновации, трансформироваться и продуцироваться через образ мира молодежи, в нашем исследовании - студентов [2].
Для анализа были выбраны 3 группы респондентов.
1 группа - студенты (п = 60, студенты 2-3 курсов);
2 - студенты (п = 60, студенты 4-5 курсов);
3 - работающая молодежь (п =60, преподаватели заочного обучения).
Ответы на вопрос «Что из указанных признаков главным образом роднит, сближает Вас со своим народом?» представлены в таблице 3 .
Анализ результатов свидетельствует, что наиболее важным сближающим фактором у студентов первой группы является внешнее сходство, у студентов второй группы - национальный
язык, у работающей молодежи - кровное родство. Второе и третье место по значимости занимают: в первой группе - (соответственно) обычаи и традиции, место жительства и материальная культура, во второй группе - внешнее сходство, обычаи и традиции, в третьей - национальный язык и религия.
Таблица 3
Основания этнической самоидентификации (в %)
Суждения 1 группа 2 группа 3 группа
Меня сближает, роднит со своим народом:
Внешнее сходство 60 44,2 29,2
Кровное родство 15 20,6 60,5
Материальная культура 40 31 7,8
Место жительства 40 17,2 16
Место рождения 30 17,2 25,7
Мифы, предания, песни 15 10 8,1
Национальный язык 35 75 51,6
Обычаи, традиции 45 24,1 29,4
Религия - 17,2 40
Самоназвание 15 10 8
Самосознание - 7 13
Ничего не связывает - - -
Подобное распределение объясняется частичной утратой коренными народами национального языка, но сохранением религиозных ценностей и кровно-родственных отношений. Мифы, предания, легенды, самоназвание служат весьма слабыми признаками этнической самоидентификации у исследуемых независимо от этноконфессиональной принадлежности. Суждение «ничего не связывает» в утвердительной форме отсутствует в ответах всех респондентов [5].
Таким образом, во всех исследуемых группах сильно выражено ощущение значимости этнической принадлежности. Язык, внешнее сходство, религия, обычаи, нравы, традиции являются инструментами формирования этнической принадлежности, способствуют этнической идентификации.
Чтобы выяснить мнение опрашиваемых о национально-характерологических особенностях своей этнической общности, были заданы вопросы: «Чем Ваш народ (в целом) отличается от других народов?», «Перечислите черты характера, типичные для Вашего народа». Ответы распределились следующим образом (табл. 4).
Таблица 4
Самооценка выраженности национально-характерологических особенностей
Характерные и отличительные черты 1 группа 2 группа 3 группа
Трудолюбие 10 - 21,2
Упрямство 2 - -
Доброта 20 23,5 19,4
Воспитанность 2 4 27,3
Религиозность 8 6 30,6
Ответственность 4 2 -
Гостеприимство 10 16,5 10
Щедрость 14 -
Открытость - 20 -
Уравновешенность - 10
Скромность 30 - 2
Чувство юмора - 14 -
Наиболее характерными и отличительными чертами своего народа студенты первой группы назвали скромность, доброту, трудолюбие и гостеприимство. Студенты второй группы отличаются добротой, открытостью, гостеприимством, чувством юмора. Эти качества отражают и профессиональную направленность студентов-психологов. Более старшие буряты и русские характеризуются как религиозные, воспитанные, трудолюбивые, добрые. Как известно, становление зрелой личности возможно путями духовными и душевными. Каждый человек в определенные периоды осуществляет выбор, в юношеском возрасте это сверхактуально и ценностно, и этот процесс очень сложный, противоречивый. Конфессиональная принадлежность современной молодежи была выявлена вопросом: «К какой конфессии (вере) вы себя относите?» (табл. 5).
Таблица 5
Выраженность конфессиональной принадлежности (в %)
Конфессия 1 группа 2 группа 3 группа
Буддист 63,3 40 68,3
Православный христианин 16,7 50 15
Другое: вера разная, но Бог един 20 10 16,7
Многие респонденты считают, что все конфессии равны, Бог един, что «все религии равны и являются лепестками одного цветка».
Таблица 6
Групповая иерархия инструментальных ценностей в третьей группе
Групповой ранг Ценности Показатели
1 терпимость 3,7
2 честность 4,8
3 ответственность 5,2
4 широта взглядов 6,6
5 чуткость 6,8
6 самоконтроль 8,1
7 жизнерадостность 8,2
8 исполнительно сть 8,2
9 эффективность в делах 9,0
10 твердая воля 9,7
11 воспитанность 10,2
12 рационализм 10,7
13 образованность 11,1
14 аккуратность 11,2
15 независимость 12,6
16 смелость 12,8
17 непримиримость к недостаткам в себе и других 15,0
18 высокие запросы 16,3
Больше всего было таких ответов в 3 группе работающей молодежи.
Видимо, в силу возрастного, профессионального и социального самоопределения приходят к более высокому уровню духовных ценностей (терпимости, а значит, и смирению) этно-конфессиональной идентичности и ценностно-смысловых регуляций свой жизнедеятельности (табл. 6). Это подтвердили результаты факторного анализа [4, с. 98].
В третьей этноконфессиональной группе выделились восемь факторов, описывающих 53,52 % общей дисперсии (табл. 7).
Таблица 7
Результаты факторного анализа ценностных ориентаций в третьей группе
Показатели 1 2 3 4
Принятие агрессии 0,87
Ориентация во времени 0,79
Ценности 0,73
Креативность 0,70
Потребность в познании 0,67
Самопонимание 0,65
Гибкость в общении 0,55
Автономность 0,50
Развитость интеллекта 0,68
Общительно сть 0,68
Моральный контроль 0,65
Конформизм 0,58
Доверчивость 0,67
Напряженность 0,63
Чувствительность 0,54
Духовная активность -0,54
Смелость -0,41
Контроль 0,31
Духовная культура -0,79
Духовная сила 0,71
Эмоциональная устойчивость 0,50
Жизнерадостность -0,46
Этнонигилизм 0,42
Дисперсия (%) 11,30 6,69 6,51 6,34
В первом факторе (нагрузка на вес 11,30) ценностных ориентаций представлены восемь показателей: принятие агрессии (0,87), ориентация во времени (0,79), ценности (0,73), креативность (0,70), потребность в познании (0,67), самопонимание (0,65), гибкость в общении (0,55), автономность (0,50). Данный фактор можно определить как «сложность». Во втором факторе представлены четыре показателя: развитость интеллекта (0,68), общительность (0,68), моральный контроль (0,65), конформизм (0,58). Данный фактор характеризует студентов-заочников с точки зрения «познания». В третьем факторе ценностных ориентаций представлены шесть показателей: доверчивость (0,67), напряженность (0,63), чувствительность (0,54), духовная активность (-0,54), смелость (-0,41), контроль (0,31). Можно обозначить данный фактор как «интернальность». В четвертом факторе представлены пять показателей: духовная культура (-0,79), духовная сила (0,71), эмоциональная устойчивость (0,50), жизнерадостность (-0,46), этнонигилизм (0,42). Этот фактор характеризуем как «устойчивость» Заключение
Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что этноконфессиональные группы придерживаются принципов сознательного (и бессознательного) сосуществования,
сотрудничества, сохранения своих ценностных ориентации и уважения их в системе социокультурных норм и ценностей другого этноса. Несмотря на влияние ассимилятивных процессов, каждый этнос старается сохранить основной этноинтегрирующий фактор - систему ценностно-смысловых ориентаций, что обеспечивает им сохранение этнической и этнокон-фессиональной идентичности, значимости, безопасности и что воспринимается как личностная ценность каждого субъекта этноса. Идентичность - многомерная система, и в контексте постнеклассической психологии, ее методологической толерантности необходимо систематизировать данные по проблеме идентичности, особенности связей личности с социальной средой, обеспечиваемых определенной идентичностью, в данном случае - этноконфессиональ-ной идентичностью.
Литература
1. Санжаева Р. Д. Развитие способностей обучающихся в условиях компетентностного подхода // Компетентностный подход в образовании: концепции и реализация. - Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2013. -С. 4-12.
3. Актуальные проблемы психологии Байкальской Азии в условиях трансграничья: коллективная монография / науч. ред. Р. Д. Санжаева. - Улан-Удэ: Изд-во Бурятского гос. ун-та, 2012. - 312 с.
4. Монсонова А. Р. Ценностные ориентации современной молодежи: этноконфессиональный аспект // Личность в межкультурном пространстве. - М.: Изд-во РУДН, 2008. - С. 64-70.
5. Монсонова А. Р. Этноконфессиональная принадлежность как фактор развития ценностных ориентаций личности (Байкальский регион). - Улан-Удэ: Изд-во Бурятск. гос. ун-та, 2012. - 128 с.
6. Карнышев А. Д. Межэтническое взаимодействие и межкультурная компетентность / М. А. Винокуров, Е. Л. Трофимова. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2009. - 310 с.
7. Яницкий М. С. Ценностное измерение массового сознания. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2012. - 237 с.
8. Серый А. В. Система личностных смыслов: структура, функции, динамика. - Кемерово: Изд-во Кузбасвузиздат, 2004. - 272 с.
9. Базарова Д. Р. Молодежь Байкальского региона как субъект этноконфессиональных ценностных отношений // Азия в Европе: гуманитарные аспекты процесса гуманизации. Этнопедагогическая коннотация содержания непрерывного образования. - Элиста: Изд-во Калмыцкого гос. ун-та, 2010. - С. 42-50.
References
1. Sanzhaeva R. D. Razvitie sposobnostej obuchajushhihsja v uslovijah kompetentnostnogo podhoda // Kompetentnostnyj podhod v obrazovanii: koncepcii i realizacija. - Ulan-Udje: Izd-vo BGU, 2013. - S. 4-12.
2.
3. Aktual'nye problemy psihologii Bajkal'skoj Azii v uslovijah transgranich'ja: kollektivnaja monografija / nauch. red. R. D. Sanzhaeva. - Ulan-Udje: Izd-vo Burjatskogo gos. un-ta, 2012. - 312 s.
4. Monsonova A. R. Cennostnye orientacii sovremennoj molodezhi: jetnokonfessional'nyj aspekt // Lichnost' v mezhkul'turnom prostranstve. - M.: Izd-vo RUDN, 2008. - S. 64-70.
5. Monsonova A. R. Jetnokonfessional'naja prinadlezhnost' kak faktor razvitija cennostnyh orientacij lichnosti (Bajkal'skij region). - Ulan-Udje: Izd-vo Burjatsk. gos. un-ta, 2012. - 128 s.
6. Karnyshev A. D. Mezhjetnicheskoe vzaimodejstvie i mezhkul'turnaja kompetentnost' / M. A. Vinokurov, E. L. Trofimova. - Irkutsk: Izd-vo BGUJeP, 2009. - 310 s.
7. Janickij M. S. Cennostnoe izmerenie massovogo soznanija. - Novosibirsk: Izd-vo SO RAN, 2012. -237 s.
8. Seryj A. V. Sistema lichnostnyh smyslov: struktura, funkcii, dinamika. - Kemerovo: Izd-vo Kuzbasvuzizdat, 2004. - 272 s.
9. Bazarova D. R. Molodezh' Bajkal'skogo regiona kak sub#ekt jetnokonfessional'nyh cennostnyh otnoshenij // Azija v Evrope: gumanitarnye aspekty processa gumanizacii. Jetnopedagogicheskaja konnotacija
soderzhanija nepreryvnogo obrazovanija. - Jelista: Izd-vo Kalmyckogo gos. un-ta, 2010. - S. 42-50.
--