Научная статья на тему 'Исследование этноконфессиональных отношений в Байкальском регионе по тесту Т. Лири'

Исследование этноконфессиональных отношений в Байкальском регионе по тесту Т. Лири Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
220
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СУБЪЕКТ / ЛИЧНОСТЬ / МОРАЛЬ / КУЛЬТУРА / ЦЕННОСТИ / ETHNIC-CONFESSIONAL RELATIONS / SUBJECT / PERSONALITY / MORALITY / CULTURE AND VALUES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Монсонова Арюна Раднанимаевна

В статье рассматриваются этноконфессиональные отношения, которые являются специфической комплексной проблемой в контексте современной социокультурной ситуации. Субъектом данного вида отношений выступает личность как носитель этнических и конфессиональных норм, морали, культуры, ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Монсонова Арюна Раднанимаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF ETHNIC AND CONFESSIONAL RELATIONS IN THE BAIKAL REGION BY T. LEARY'S TEST

The article deals with ethnic and confessional relations, which are the particular problem in a complex context of modern social and cultural situation. The subject of this kind of relations is a person as a bearer of ethnic and religious norms, moral, culture and values.

Текст научной работы на тему «Исследование этноконфессиональных отношений в Байкальском регионе по тесту Т. Лири»

6. Либина А., Либин А.В. Стили реагирования на стресс: психологическая защита или совладания со сложными обстоятельствами? // Стиль человека: психологический анализ / под ред. А.В. Либина. - М., 1998.

7. Малкина-Пых И.Г. Стратегии поведения при стрессе // Московский психологический журнал. - 2005. - № 12.

8. Хазова С.А. О копинг-стратегиях одаренных старшеклассников //Инновационные технологии и процессы личностного и группового развития в транзитивном обществе: материалы междунар. науч.-практ. конф. - Кострома; М., 2000. - Ч. 3. -С.104-106.

Булутов Владимир Эдуардович - аспирант кафедры возрастной и педагогической психологии Бурятского государственного университета (г. Улан-Удэ). E-mail.ru: [email protected]

Bulutov Vladimir Eduardovich - post-graduate of department of age and pedagogical psychology of Buryat State University (Ulan-Ude). E-mail.ru: v [email protected]

УДК 37.017.93 A.P. Монсонова

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В БАЙКАЛЬСКОМ РЕГИОНЕ ПО ТЕСТУ Т. ЛИРИ

В статье рассматриваются этноконфессиональные отношения, которые являются специфической комплексной проблемой в контексте современной социокультурной ситуации. Субъектом данного вида отношений выступает личность как носитель этнических и конфессиональных норм, морали, культуры, ценностей.

Ключевые слова: этноконфессиональные отношения, субъект, личность, мораль, культура, ценности.

A.R. Monsonova STUDY OF ETHNIC AND CONFESSIONAL RELATIONS IN THE BAIKAL REGION BY T. LEARY’S TEST

The article deals with ethnic and confessional relations, which are the particular problem in a complex context of modern social and cultural situation. The subject of this kind of relations is a person as a bearer of ethnic and religious norms, moral, culture and values.

Keywords: ethnic-confessional relations, subject, personality, morality, culture and values.

Рассматривая личность через призму концепции отношений, следует отметить теорию В.Н. Мя-сищева, который определяет личность следующим образом: «Личность - это система ее отношений, в которых она проявляется во всей полноте и целостности» [1, с. 153-156]. У истоков теории В.Н. Мя-сищева лежат идеи А.Ф. Лазурского о классификации личности согласно типам их отношений к окружающей действительности. Основное положение психологии отношений заключается в том, что личность, психика и сознание человека в каждый данный момент представляют единство отражения объективной действительности и отношения человека к ней. Отношения человека в развитом виде выступают как целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности: явлениями природы и миром вещей; людьми и обществом; личности с самой собой как субъектом деятельности. Система отношений определяется всей историей развития человека, она выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия, переживания.

Отношение едино, однако имеет структуру, отдельные компоненты которой могут выступать как частичные отношения, его стороны или виды. Оно определяется рядом признаков: избирательностью, активностью, целостно-личностным характером, сознательностью.

Выделяют три компонента отношений личности. Эмоциональный компонент отражает переживание отношения человека к окружающему миру, к собственной деятельности и личности; во многом определяется сознательным регулированием проявления темперамента и характера. Познавательный компонент включает отношение к миру как к объекту познания, его оценку и осмысление; тесно связан со склонностями и способностями человека, определяющими те виды деятельности, которые он предпочитает. Поведенческий компонент отражает конативную сторону отношения; на поведении сказывается сознательная регуляция реагирования, вызванного объектом, высшие уровни регулирования поведения связаны с работой самосознания личности.

Таким образом, личность прежде всего является субъектом отношений. А.В. Брушлинский субъектом называл человека, рассматриваемого на высшем для него уровне активности, целостности, автономности: «Важнейшее из всех качеств человека - быть субъектом, т.е. творцом своей истории, вершителем своего жизненного пути. Это значит инициировать и осуществлять изначально практическую деятельность, общение, поведение, познание, созерцание и другие виды специфически человеческой активности (творческой, нравственной, свободной) и добиваться необходимых результатов» [2, с. 30-34]. Человек не рождается субъектом, а становится им в процессе деятельности, общения и других видов активности.

Одним из важнейших видов отношений на сегодняшнем этапе развития общества становятся этнические и конфессиональные. В полиэтничном и поликонфессиональном государстве проблема межнациональных и межконфессиональных отношений во все времена оставалась актуальной.

В Байкальском регионе в условиях исторически длительного взаимодействия православия, буддизма и шаманизма, смешанного расселения бурят, русских и эвенков, интенсивно протекающих межэтнических, межконфессиональных процессов, длительной аккультурации и ассимиляции изучение личности как субъекта этноконфессиональных отношений представляется особенно важным. В целях выявления поведенческого компонента ценностно-смысловой сферы личности современного студента как субъекта этноконфессиональных отношений была проведена диагностика. Для анализа было выбрано 7 групп респондентов и создана переменная, принимающая значения номеров групп: 1-я группа - нанайцы (шаманисты, студенты ДВГГУ); 2-я - эвенки, буряты (шаманисты, студенты БГУ); 3-я - русские (православные христиане, студенты); 4-я - русские (старообрядцы, студенты Бурятского лесопромышленного колледжа); 5-я - буряты (буддисты, студенты БГУ и БЛПК); 6-я - русские (студенты Дальневосточного библейского колледжа); 7-я - буряты (студенты Буддийского института и академии). В результате дискриминантного анализа было выделено всего три группы, при этом первая, вторая и шестая группы объединились в одну (ей присвоен номер 1), третья (христиане) выделилась в группу номер 2, четвертая, пятая и седьмая стала группой номер 3.

Не умаляя этнической уникальности каждого народа, этноконфессиональных особенностей всех исследуемых групп при изучении поведенческого компонента мы остановимся на результатах экспериментальной (бурятской) и контрольной (русской) групп, т.к. общение именно этих народов является наиболее интенсивным, близким, а именно в поведении человека максимально проявляются этнопсихологические особенности. В качестве основной методики мы выбрали тест межличностных отношений Т. Лири, который наиболее дифференцированно выражает представления человека о другом человеке, о себе, об эталоне отношений и т.д. через такие факторы, как доминирование - подчинение и дружелюбие - агрессивность.

По первым трем октантам у студентов БИ (Буддийского института) и АБА (Агинской буддийской академии) выявлены положительные сильно выраженные связи. Данные показывают сильное действие механизма идентификации у начинающих студентов-священнослужителей.

Значимые корреляционные связи обнаружены по шкалам VII (дружелюбие) и VIII (альтруизм), что можно объяснить этапом целеполагания в начале профессионального становления. Эти показатели коррелируют с показателями мотивации обучения: устойчивостью мотива, его динамикой, развитием. Октанта V (подчиняемость) также значима для студентов (г = 0,714 при р < 0,05), они не приемлют агрессивности, о чем свидетельствуют значимые отрицательные корреляционные связи по шкале агрессии.

Малое количество значимых корреляционных связей по механизму идентификации у девушек можно объяснить отсутствием конкретного эталона для подражания, т.к. они являются первыми представителями женского пола в буддийском храме. В отличие от юношей, которые имеют личного наставника, у девушек его нет, т.к. не существует женщин-настоятельниц храма (в г. Улан-Удэ только сейчас открыт женский монастырь).

В имплицитной модели эталона ламы-врача, представленного девушками, ярко проявилась основная психологическая характеристика женщин - эмпатия (способность к сопереживанию). Это очевидно из того, что значимые связи обозначились только в октанте VIII (альтруизм).

Обобщенные показатели всего массива студентов характеризуют его следующим образом. Действенным механизмом формирования их профессиональных качеств для студентов-будущих лам является идентификация, т.к. высокие коэффициенты зарегистрированы в октанте V (подчиняемость). Это подтверждают результаты факторного анализа - самый большой факторный вес по октанте подчинения, также выражена связь по октанте зависимости. Эти характеристики не противоречат традицион-

ным требованиям их будущей профессии, т.е. подчинению учителю-ламе. Высокий коэффициент корреляции (г = 0,719 при р<0,01) обнаружен по октанте дружелюбия, значимые связи - по октанте альтруизма.

Факторный анализ подтверждает результаты корреляционного: по основным двум факторам (доминирования - подчинения и агрессивности - дружелюбия) эта группа респондентов характеризуется подчинением (фактор А) и дружелюбием (фактор Б). В поведении испытуемых обнаружена тенденция уравновешивать различные характеристики, искать между ними компромисс, в чем мы видим опять-таки проявление механизма динамического равновесия («срединного пути»).

Механизм идентификации требует от обучающихся определенного уровня оценки и самооценки, которые мы выявляли по методике личностного дифференциала (ЛД), построенного на основе семантического дифференциала Ч.Остуда. Многие исследователи соотносят основные факторы теста Т. Лири (доминирование - подчинение и дружелюбие - агрессивность) с двумя из трех главных осей семантического дифференциала - оценкой и силой.

По фактору О (оценки) студенты БИ и АБА показали адекватную самооценку (у девушек она выше): они принимают себя как личность, склонны осознавать себя носителями позитивных, социально желательных (этноконфессиональных) характеристик, в определенном смысле удовлетворены собой. Можно предположить, что эта удовлетворительность во многом определяется выбором высоко значимой профессии, достаточным уровнем психокультуры. Низкие значения фактора силы С у юно-шей-студентов БИ свидетельствуют о зависимости от внешних обстоятельств и оценок. Фактор активности (А) интерпретируется как свидетельство об экстравертированности. В данном случае такая характеристика относится к девушкам-студенткам АБА, тестовые показатели которых намного выше среднего значения. Этнопсихологическими особенностями личности можно объяснить низкие показатели активности у юношей-студентов, которые выражаются в интравертированности, определенной пассивности, спокойных эмоциональных реакциях, что способствует требованиям их деятельности в контексте буддийского понятия «не-деяния» и традиционным формам поведения.

Высокий показатель Ид (г=0,878 при 0,01) характерен для группы студентов русской национальности - представителей самобытной культуры «семейских», что проявляется в трудолюбии. Высокая интернальность по шкале достижений также коррелирует с положительной динамикой успеваемости данной группы. Однако у этой группы низкие показатели (г=0,242) по Ио - общей интернальности, что подчеркивает их подверженность внешней регламентации, подчинению правилам или устоям. Студенты лесопромышленного техникума (старообрядцы) выбрали профессию под влиянием различных факторов (родителей, по совету кого-либо, за компанию с одноклассниками и т.д.). Поэтому для них значима шкала интернальности в области неудач (г=0,976 при р<0,01), т.е. они любой ценой будут стараться избегать их. Низкие показатели по данной шкале говорят о недостаточном самоконтроле.

Высокие показатели Ис - шкалы интернальности в области семейных отношений можно объяснить, во-первых, тем, что для культуры старообрядцев семья, семейные ценности и устои находятся на первом месте. Их семьи характеризуются патриархальностью, поэтому интересны гендерные показатели данной группы (см. рис. 1).

В пределах нормы в обеих группах находятся показатели по интернальности достижений (Ио), интернальности в семейных отношениях (Ис) и интернальности в межличностных отношениях (Им). В области достижений показатели девушек выше, чем юношей.

Рис. 1. Профили УСК: юношей, — — — - девушек.

Результаты исследования по Тесту межличностных отношений в группе студентов-семейских представлены в таблице 1.

Таблица 1

Интеркорреляция показателей идентификации по тесту Т. Лири

1 2 3 4 5 6 7 8

1 0,303 0,304 0,424* -0,543** -0,045 -0,165 -0,140

2 0,497** -0,017 -0,622** -0,160 0,143 -0,285

3 -0,131 -0,496** -0,210 -0,128 -0,198

4 0,044 0,320* -0,002 0,061

5 0,338* 0,152 0,373*

6 0,262 0,275

7 0,418*

8

Примечание: *- р< 0,05 **-р<0,01

Возраст, личностные индивидуально-психологические особенности, социокультурная направленность проявляются в незначимости для них авторитарности окружающего общения, проявлении эгоистичности. Агрессивность в людях они связывают с эгоистическими чертами и активно противодействуют ей. В их поведении это проявляется в юморе, шутках, с помощью которых они часто разряжают напряженность, создаваемую в группе действиями нескольких микрогрупп.

Исходя из полученных результатов можно сделать вывод, что этноконфессиональные группы придерживаются принципов сознательного (и бессознательного) сосуществования, сотрудничества, сохранения своих ценностных ориентаций и уважения их в системе социокультурных норм и ценностей другого этноса.

Литература

1. Психология личности в трудах отечественных психологов / сост. Л.В. Куликов. - СПб., 2000.

2. Брушлинский А.В. Психология субъекта. - СПб.: Алетейя, 2003.

3. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. - Ростов н/Д: Феникс, 1996.

Монсонова Арюна Раднанимаевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной и педагогической психологии Бурятского государственного университета (г. Улан-Удэ).

Monsonova Aryuna Radnanimaevna - candidate of psychology, associate professor of age and pedagogical psychology department of Buryat State University (Ulan-Ude).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.