Научная статья на тему 'Ценностное измерение личности как субъекта этноконфессиональных отношений'

Ценностное измерение личности как субъекта этноконфессиональных отношений Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
272
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СМЫСЛЫ / ТИПЫ ЛИЧНОСТИ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СУБЪЕКТНОСТЬ / VALUES / MEANINGS / PERSONALITY TYPES / PERSONALIZATION / ADAPTATION / SOCIALIZATION / ETHNIC AND RELIGIOUS RELATIONS / SUBJECTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Монсонова Арюна Раднанимаевна, Санжаева Римма Дугаровна

В статье рассматривается ценностный аспект исследования личности как субъекта этноконфессиональных отношений методом типологии Инглхарта-Яницкого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Монсонова Арюна Раднанимаевна, Санжаева Римма Дугаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE OF RESEARCH AS A SUBJECT OF ETHNIC AND RELIGIOUS IDENTITY RELATIONS

This article discusses aspects of the value of research as a subject of ethnic and religious identity relations by personality typology of Inglehart-Janicki.

Текст научной работы на тему «Ценностное измерение личности как субъекта этноконфессиональных отношений»

шения, негативных установок здоровых людей к лицам, имеющим проблемы в здоровье. Результаты нашего исследования показали, что существует достаточно много проблем в готовности общества к взаимодействию с инвалидами. Несомненно, поставленная проблема требует дальнейшего изучения и эффективного разрешения.

Литература

1. Добровольская Т.А., Шабалина Н.Б. Инвалид и общество: социально-психологическая интеграция // Социологические исследования. - 1991. - № 5. - С. 3 - 8.

2. Жулковска Т. Социализация людей с ограниченными интеллектуальными возможностями: соотношение институтов и процессов: дис. ... д-ра психол. наук. - М., 2002.

3. Кантор В.З. Отношение студенческой молодежи к инвалидам по зрению как детерминирующий фактор их социально-психологической адаптации в условиях вузовского образования // Проблемы социальнопсихологической и профессиональной адаптации студентов и аспирантов с нарушенным зрением в современном вузе: материалы всерос. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и тифлопедагогов / под ред. В.К. Рогушина. - СПб., 2000. - С. 20-27.

4. Феномен эгоцентризма у подростков-инвалидов / Л.Ф. Обухова и др. // Вопросы психологии. - 2001. - № 3. -С. 40 - 48.

Янданова Туяна Ивановна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии детства Педагогического института Бурятского государственного университета, г.Улан-Удэ. E-mail: avrora-tuia@mail.ru

Yandanova Tuyana Ivanovna, candidate of psychological sciences, associate professor, department of childhood psychology, Buryat State University, Ulan-Ude.

УДК 159.922.4

© А.Р. Монсонова, Р.Д. Санжаева

ЦЕННОСТНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ЛИЧНОСТИ КАК СУБЪЕКТА ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

В статье рассматривается ценностный аспект исследования личности как субъекта этноконфессиональных отношений методом типологии Инглхарта-Яницкого.

Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, смыслы, типы личности, индивидуализация, адаптация, социализация, этноконфессиональные отношения, субъектность.

A.R. Monsonova, R.D. Sanzhaeva VALUE OF RESEARCH AS A SUBJECT OF ETHNIC AND RELIGIOUS IDENTITY RELATIONS

This article discusses aspects of the value of research as a subject of ethnic and religious identity relations by personality typology of Inglehart-Janicki.

Keywords: values, meanings, personality types, personalization, adaptation, socialization, ethnic and religious relations, subjectivity.

Одной из характерных черт начала XXI в. является усиление процесса взаимообогащения культур. В этих условиях особую актуальность приобретает проблема формирования этнокон-фессиональных отношений как фактора повышения эффективности межкультурного диалога. Проживание субъекта в условиях поликультур-ной среды актуализирует специфические психологические механизмы, направленные на переосмысление индивидом собственной этнической принадлежности. В связи с этим с учетом сложнейших условий нашей многонациональной страны ценным опытом являются психологические исследования, посвященные проблеме функционирования этноконфессиональных отношений личности в поликультурной среде в контексте субъектно-конструктивистского подхода.

На основе теоретического анализа возникает задача раскрыть содержательно-критериальные, структурные, функциональные и процессуально-формирующие составляющие этноконфессио-нальных отношений личности, описать вариативность их развития в разных ситуациях поли-этничной реальности. Системный психологический анализ личности как сложного мультипо-лярного конструкта позволяет сформулировать методологические основы концепции этнокон-фессиональных отношений личности в пространстве полиэтничной среды с позиции усиливающегося значения активности личности как субъекта жизнедеятельности и смыслообразова-ния.

В ходе исследования нами рассмотрены основания определения вариантов этноконфессио-нальных отношений, проведен анализ их психо-

логических особенностей в зависимости от социокультурной ситуации этнической общности; выделены их типы в сопряженности с комплексом личностных показателей на основе использования модифицированного теста ценностных ориентаций Р. Инглхарта в соотвествии с концепцией типологии личности профессора М.С. Яницкого. Методика Р. Инглхарта в модификации М.С. Яницкого использована с целью определения ориентированности на ценности адаптации, социализации, индивидуализации в исследуемых группах [2]. Р. Инглхарт на основе концепции А. Маслоу разделяет «материалистические» (физиологические) и «постматериали-стические» ценности, преобладание которых в том или ином обществе отражает стадию его общего экономического и социального развития. Данные типы ценностных ориентаций имеют различное происхождение, сформулированное им в виде «гипотезы недостаточности» и «гипотезы социализации». В то же время в классификации Инглхарта постматериалистические ценности практически распадаются на две группы -социальные и ценности самоактуализации, обусловленные соответственно направленностью на «присоединение» либо саморазвитие. Развивая это положение, А.П. Вардомацкий дополняет концепцию Р. Инглхарта «гипотезой идеализации». М.С. Яницкий модифицировал и апробировал методику Р. Инглхарта в 2001 г., основываясь на собственной трехуровневой модели ценностной структуры массового сознания. Предложенная методика позволяет выявить ориентацию на ценности адаптации (выживание и безопасность), социализации (социальное одобрение) или индивидуализации (независимость и саморазвитие). Методика основана на выборе респондентами наиболее важных ценностей из предлагаемого списка. Список таких ценностей-индикаторов был составлен на основе характеристик типов личности, выделенных М.С. Яницким, в ходе психологического исследования, а также изучения 45 фокус-групп, проведенного на территории Западной Сибири и Урала.

Респондентам предъявляется карточка, содержащая 9 позиций, представляющих три блока по три пункта в каждом:

1) отсутствие нужды, материальный достаток;

2) семейное благополучие;

3) возможность интеллектуальной и творческой самореализации;

4) сохранение сил и здоровья;

5) хорошая престижная работа;

6) возможность пользоваться демократическими правами и свободами;

7) сохранение порядка и стабильности в обществе;

8) уважение окружающих, общественное признание;

9) строительство более гуманного и терпимого общества.

Респондентам предлагалось выбрать из 9 предложенных вариантов те, которые они считают для себя наиболее важными (можно указать от 1 до 3 вариантов). В результате испытуемые были отнесены к одному из трех ценностных типов (ЦТ): «адаптирующийся» (ориентация на порядок, здоровье, материальный достаток); «социализирующийся» (семья, карьера, общественное признание); «индивидуализирующийся» (самореализация, свобода, терпимость); «промежуточный» тип.

Выборку составила группа работающей молодежи в возрасте до 30 лет в составе 50 человек (бурят и русских), которые являются верующими и придерживаются концепта, что Бог един.

Молодость (от 21-23 до 30 лет) - это период овладения профессией, приобретения экономической ответственности личности и ее полного включения во все виды социальной жизни общества. Это время любви, создания семьи, рождения и воспитания детей.

По данным ЮНЕСКО, молодежь сегодня является реальной социальной силой, стратегическим ресурсом развития - это 33% населения планеты, более 50% трудоспособного состава всего населения мира. Вся современная глобальная информационная сеть на 85 % (практически полностью) занята и контролируется молодежью, хотя ей может и не принадлежать.

В молодости происходят значительные личностные изменения. У сильной личности с духовно-нравственной направленностью появляется стремление осмысленно и самостоятельно строить свое будущее, ориентируясь на социальные ценности общества и на свое место в нем. Поэтому молодой человек стремится понять смысл жизни, глубже познать ее законы, изучить их с целью поиска своего единственного, присущего только ему предназначения. Смысл жизни - одна из основных категорий, которой оперирует человек в молодости. Под смыслом жизни имеется в виду «внутренне мотивированное, индивидуальное значение для субъекта собственных действий, поступков, взятых как целое и переживаемых как истинное и ценностное». В результате у молодого человека

появляется желание «быть самим собой», самореализовываться, осознавать себя как ценность.

В контексте нашего исследования представляется интересным изучение современной молодежи Байкальского региона. Длительное проживание в пределах одной социальнотерриториальной общности сформировало определенное единство в отношении людей к хозяйственно-экономической и социокультурной сфере.

Байкальский регион является одним из поли-этничных районов России, где на протяжении многих веков мирно сосуществуют русскоязычное население («сибиряки», «семейские», православные) и коренные народы (буряты (буддисты, шаманисты) и эвенки).

Полиэтническое, межконфессиональное общение не могло не отразиться на системе нравственных и религиозных ценностей, которая в первую очередь обусловила отсутствие этнической напряженности в регионе, диалог культур, но в то же время и выразила ассимилятивные процессы коренных народов. Поэтому вызывает интерес исследование ядра традиционной культуры современных народов Байкальского региона, обеспечивающего стабильность и самоидентичность, а также современного (актуального) слоя, обусловливающего мобильность культуры, ее способность продуцировать инновации. Полученные результаты нашего исследования показали, что все типы ценностей значимы для респондентов.

Для группы работающей молодёжи ценности индивидуализации оказались наиболее значимы (45,0 %), а также ценности самоактуализации, куда включены: творчество, учеба, профессия, жизнь, ценности, духовность, движение. Для них ценны ответственность, интернальный ло-кус контроля, беспокойство за мир, этнокультурные ценности, особенно язык. Особое значение имеют экзистенциональные ценности (духовность, буддизм, вера и др.), которые в совокупности с высоким уровнем духовной силы создают ядро их образа мира. Их образ жизни детерминирован возрастными особенностями, имеющимся опытом, самореализацией в профессиональной деятельности, личностными характеристиками (терпимость, эмоциональная устойчивость и др.), необходимыми в семейной и общественной жизни.

В системе этноконфессиональных отношений молодежи данной группы выделена особо ценность «семейное благополучие», самые низкие показатели оказались по шкале «демократические права и свобода», что связано с реальным

положением человека в нашем обществе. Любой вид деятельности основывается на осознании личностью каких-либо норм права, морали, этических норм и т.д. Проблема наличия правового сознания у российских граждан в современном обществе является актуальнейшей ввиду, можно сказать, отсутствия правосознания и возникновения на этой основе чувства беззащитности, с одной стороны, и нарушения прав, с другой. Результаты нашего исследования показывают, что проблема правовой грамотности актуальна для молодежи, хотя они имеют возможности обращаться к правовой справочной литературе через компьютерную сеть, в платную юридическую контору для консультирования и т.д. Данную тенденцию можно объяснить также когортными, межпоколенными различиями, поскольку «формативные годы», т.е. время формирования основных ценностей, к которым А.П. Вардомац-кий относит период от 12 до 18 лет, у данной группы пришлись на годы перестройки, распада советского строя.

На втором месте стоят ценности адаптации молодежи (25%), что говорит об их достаточно благополучном процессе адаптации к взрослой жизни, переходе от обучения к самостоятельности, отсутствии тревоги по поводу безопасности. Ценности адаптации приобретают большую значимость в связи с трудоустройством, переходом из одной смысложизненной ситуации в другую - профессиональную, что связано с необходимостью приспособления к другим условиям быта, социокультурной среде, экономическому и социально-демографическому статусу. Поэтому все это связано с позициями нужды, сохранения сил и здоровья (20% и 10% соответственно)

Ценности социализации личности (20%) включают в себя социальное познание, общение, овладение навыками профессиональной деятельности, качественное изменение самого себя, гармоничное развитие, участие в преобразовании окружающего мира.

В группе доминировали ценности социализации, обусловленные ориентацией на других людей, на интеграцию в обществе, на достижение определенного социального статуса, о чем свидетельствует выбор ими следующих позиций теста - семейное благополучие, хорошая престижная работа, уважение окружающих, общественное признание. Молодые люди уже имеют достаточный опыт адаптации в социальных институтах, в результате чего происходит интернализация (присвоение) индивидом ценностей, норм и поведенческих стандартов данного об-

щества, социально адаптированная психическая саморегуляция личности. Эти ценности детерминируют образ «Я» в их системах образа мира, в которые входят ценности семьи, духовная сила, экзистенциональные потребности в общении, в преодолении пассивной природы, в эмоциональной устойчивости.

Проведенное исследование в группе работающей молодежи показало следующие результаты: выделено 5 факторов с общей дисперсией 59,2 %. Динамика общения тридцатилетних молодых людей такова: фактор «Профанный мир» включает такие оценки: агрессивный мир, замкнутый, разрозненный, беспокойный, авторитарный. Это можно объяснить, кроме достаточного жизненного опыта, кризисом смысла жизни тридцатилетних, когда человек находится либо на высоте своих достижений (работа, семья, дети), либо он осознает, что жизнь не сложилась. Кризис проявляется у первых, потому что они подводят итоги и видят - не все из задуманного реализовано, у вторых - приходит понимание, что следует изменить свой образ жизни. Поэтому 10 % исследуемых отнесены к промежуточному типу ценностного самоопределения.

Фактор «Обычный мир» показывает еще одну сторону кризиса смысла, включает характеристики жизни - неинтересная, одинаковая, аккуратная, но есть определенность взглядов и цели. «Реальный мир» связан с твёрдостью, сложностью, необеспеченностью. Требуется сила воли, но есть любовь, которая помогает создавать «Желаемый мир» (4-й фактор), который имеет такие характеристики, как целостность, совершенство, честность, преданность, закон, простота, уникальность, благость, доброта. 5-й фактор - «Ценностный мир», включающий такие цен-

ности, как счастье других, высокие запросы, работа, ориентация во времени, честность, терпимость, чуткость, - показывает детерминирующее значение ценностно-смысловых ориентаций, что важно для современной молодежи всего Байкальского региона.

Таким образом, исследование системы ценностных ориентаций работающей молодежи позволяет говорить о том, что в данном периоде онтогенеза наиболее важными оказались ценности индивидуализации, самоактуализации, куда включены: творчество, учеба, профессия, жизнь, ценности, духовность, движение. Для данной группы ценны ответственность, интернальный локус контроля, беспокойство за мир, этнокультурные ценности, особенно национальный язык. Особое значение для них имеют экзистенцио-нальные ценности (духовность, христианство, буддизм, вера и др.), которые в совокупности с высоким уровнем духовной силы создают ядро их образа мира. Их образ жизни детерминирован возрастными особенностями, самореализацией в профессиональной деятельности, личностными характеристиками (терпимость, эмоциональная устойчивость и др.), необходимыми в семейной и общественной жизни.

Литература

1. Актуальные проблемы психологии Байкальской Азии в условиях трансграничья: коллективная монография / науч. ред. Р.Д. Санжаева. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос-ун-та, 2012. - 302 с.

2. Монсонова А.Р. Этноконфессиональная принадлежность как фактор формирования ценностных ориентаций личности. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2010. -186 с.

3. Яницкий М.С. Ценностные измерения массового сознания. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2012. - 312 с.

Монсонова Арюна Раднанимаевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной и педагогической психологии Бурятского государственного университета. E-mail: monsonova@rambler.ru

Санжаева Римма Дугаровна, доктор психологических наук, профессор кафедры возрастной и педагогической психологии Бурятского государственного университета. E-mail: rimmasan@pochta.ru

Monsonova Aryuna Radnanimaevna, candidate of psychological sciences, assistant professor of Buryat State University. E-mail: monsonova@rambler.ru

Sanzhaeva Rimma Dugarovna, doctor of psychological sciences, professor of Buryat State University. E-mail: rimma-san@pochta.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.