Научная статья на тему 'География выбора модулей курса «Основы религиозных культур и светской этики» при его введении в России и религиозность населения'

География выбора модулей курса «Основы религиозных культур и светской этики» при его введении в России и религиозность населения Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
636
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНОСТЬ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / РЕГИОНЫ РОССИИ / ДУХОВНОСТЬ / КУЛЬТУРА / ШКОЛА / КУРС ОРКСЭ / RELIGIOSITY / TOLERANCE / REGIONS OF RUSSIA / SPIRITUALITY / CULTURE / SCHOOL / FRCSE COURSE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сараев Владимир Григорьевич

Рассмотрен выбор в регионах России модулей курса «Основы религиозных культур и светской этики» в сопоставлении с религиозностью населения. Материалами исследования послужили данные порталов и сайтов Минобрнауки России и других образовательных учреждений, а также сайта некоммерческой службы «Среда». Анализ проведен по данным регионов, в которых курс проходил апробацию. Выявлено, что выбор того или иного модуля определяется, прежде всего, количеством в составе населения людей, имеющих соответствующие духовно-религиозные установки. Оказывают воздействие и другие факторы: численность людей других верований, дисперсность расселения. В некоторых регионах существенно воздействие административного ресурса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Geography of Modules Choice of the Course «Fundamentals of Religious Cultures and Secular Ethics» when Introducing it in Russia, and Religiosity of Population

The paper considers the modules choice of the course «Fundamentals of religious cultures and secular ethics» in regions of Russia in relation to religiosity of population. The data from web portals and sites of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation and other educational institutions as well as from the site of non-commercial service «Sreda» has served as research materials. The analysis was performed according to the data from the regions, where the course was tested. It was revealed that a module choice is defined, first of all, by the number of people among the population who have the appropriate spiritual and religious attitudes. The other factors also have an impact, namely: the number of people of other faiths and dispersion of settlement. In some regions the influence of administrative resource is significant

Текст научной работы на тему «География выбора модулей курса «Основы религиозных культур и светской этики» при его введении в России и религиозность населения»

УДК 911.3:372.8:21

Сараев Владимир Григорьевич Vladimir Saraev

ГЕОГРАФИЯ ВЫБОРА МОДУЛЕЙ КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» ПРИ ЕГО ВВЕДЕНИИ В РОССИИ И РЕЛИГИОЗНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ

GEOGRAPHY OF MODULES CHOICE OF THE COURSE «FUNDAMENTALS OF RELIGIOUS CULTURES AND SECULAR ETHICS» WHEN INTRODUCING IT IN RUSSIA, AND RELIGIOSITY OF POPULATION

Рассмотрен выбор в регионах России модулей курса «Основы религиозных культур и светской этики» в сопоставлении с религиозностью населения. Материалами исследования послужили данные порталов и сайтов Минобрнауки России и других образовательных учреждений, а также сайта некоммерческой службы «Среда». Анализ проведен по данным регионов, в которых курс проходил апробацию. Выявлено, что выбор того или иного модуля определяется, прежде всего, количеством в составе населения людей, имеющих соответствующие духовно-религиозные установки. Оказывают воздействие и другие факторы: численность людей других верований, дисперсность расселения. В некоторых регионах существенно воздействие административного ресурса

Ключевые слова: религиозность, толерантность, регионы России, духовность, культура, школа, курс ОРКСЭ

The paper considers the modules choice of the course «Fundamentals of religious cultures and secular ethics» in regions of Russia in relation to religiosity of population. The data from web portals and sites of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation and other educational institutions as well as from the site of non-commercial service «Sreda» has served as research materials. The analysis was performed according to the data from the regions, where the course was tested. It was revealed that a module choice is defined, first of all, by the number of people among the population who have the appropriate spiritual and religious attitudes. The other factors also have an impact, namely: the number of people of other faiths and dispersion of settlement. In some regions the influence of administrative resource is significant

Key words: religiosity, tolerance, regions of Russia, spirituality, culture, school, FRCSE course

Во всех школах России, являющейся многоконфессиональной страной, с 1 сентября 2012 г. в качестве федерального компонента введен культурологический комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Он направлен на ознакомление школьников 10.. .11 лет с духовно-религиозными и светскими нравственными

идеалами, ценностями, традициями различных сообществ России, на понимание их значения и сопричастности к ним [11]. Его преподавание должно формировать осознанное высоконравственное поведение, развивать установки толерантности, способствовать решению проблем социальной и административной консолидации страны.

Курс включает шесть модулей, разработанных по единым методическим требованиям: «Основы светской этики» (ОСЭ), «Основы мировых религиозных культур» (ОМРК), а также основы православной (ОПК), исламской (ОИсК), буддийской (ОБК), иудейской культур (ОИуК). Выбор модулей для изучения школьниками осуществляют их родители (законные представители) свободно и добровольно на основе информированности о предмете [2].

Ранее сходные предметы, включающие сведения об основах культур традиционных религий, и прежде всего православия, под разными названиями преподавались в некоторых российских школах как факультатив или даже как часть регионального компонента.

Цель нашего исследования заключалась в выявлении связи выбора того или иного модуля в регионах России с религиозностью населения.

Материалы исследования

Использовалась информация о выборе модулей, представленная на порталах и сайтах Минобрнауки России, министерств и департаментов образования регионов, учреждений повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, школ [3, 5, 8, 9, 10] и материалы всероссийского социологического исследования религиозности населения, представленные в «Атласе религий и национальностей России» некоммерческой службы «Среда» [1].

Религиозность человека чаще всего определяется по его самоидентификации. Человек, называющий себя православным, мусульманином или приверженцем других религий, выражает то, что соответствующая религия имеет для него особую ценность, по сравнению с другими религиями. Духовно-религиозные установки определяют мировоззрение человека, его нравственную и культурную ориентацию. Часто они действуют на уровне коллективного бессознательного.

Величины религиозности населения, полученные службой «Среда», в целом для

России близки к данным Левада-Центра [6]. К «верующим» людям относит себя 81 % населения, однако лиц, соотносящих себя с конкретной религией, значительно меньше — 60 %, среди них православными являются 43 %, мусульманами — 7 %, буддистами — 0,5 %, иудеями — 0,07 % [1]. Сходны они и с материалами некоторых ранее проведенных региональных социологических исследований. Так, «верующее» население в Республике Бурятия, по данным службы «Среда», составляет 80 %, а по исследованию 2007 г. Информационно-аналитического Комитета Президента РБ — 79 %. Православные составляют соответственно 29 и 27 % населения, буддисты — 26 и 20 %, шаманисты — 2 и 2 % [7].

Однако число вероисповедующих (воцерковленных), разделяющих основы вероучения и исполняющих церковные практики ( совершение молитв, участие в богослужениях, причащение, исповедь и т.д.) , значительно меньше, чем следует из самооценки населения. Так, в Бурятии [7] среди религиозного населения глубоко верующие лица составляют единицы процентов, участвующие в богослужениях — 30 %, не соблюдающие религиозные каноны и обряды — 50 %.

При сопоставлении результатов выбора модулей курса ОРКСЭ с религиозностью населения нами использовались данные за 2012 г. по регионам, в которых он ранее проходил двухлетнюю апробацию (21 регион). Это связано с тем, что с течением времени происходит адаптация восприятия курса лицами, участвующими в образовательном процессе и уменьшается воздействие случайных факторов.

Результаты и обсуждение

Наиболее выбираемым модулем как во время опробования курса, так затем и в целом по России, являлся модуль ОСЭ. Количество родителей, выбиравших его в подавляющем большинстве регионов, намного больше величины, которая могла бы быть определена лишь атеистами (рис. 1.) Следует упомянуть, что в целом в регионах, где ранее курс проходил апробацию, сред-

няя доля этого модуля снизилась с 2010 г. по сравнению с 2012 г. с 47 до 40 %, в то же время атеисты составляли 15 %.

Возможно выбор ОСЭ определялся тем, что многим россиянам он казался бесконфликтным, более бытовым, более зна-

комым и близким, чем остальные. Часто он выбирался по принципу «большинства», а также из-за «удобства». В некоторых случаях имело место и давление администраций ряда учебных заведений.

%

70 60 50 40 30 20 10 0

2

V

Рис. 1. Выбор модуля «Основы светской этики» в 2012 г. в регионах, в которых опробовался курс ОРКСЭ: 1 - доля атеистов в регионах; 2 - доля лиц, выбравших ОСЭ

1

На втором месте по величине доли ежегодно находился модуль ОПК. Его выбор ежегодно увеличивался (2010 г. — 23 %, 2012 г. — 33 %). Следует отметить, что в рассматриваемых регионах средняя доля православных составляет 55 %.

В начале эксперимента в некоторых регионах, даже с преобладанием православного населения, он выбран не был. Однако затем его предпочли родители более половины школьников (Пензенская и Ярославская области, Республика Марий Эл).

Выбор того или иного модуля определяется не только количеством в составе населения лиц соответствующего вероисповедания, но и распространенностью других религий. Так, доля родителей, выбравших модуль ОПК в регионах, в которых мусульмане составляют менее 1 % населения, была выше, чем доля православных в составе населения. Там, где мусульман

больше, наблюдается противоположная картина (см. таблицу). Исключением являются Ставропольский край и Пензенская область. В первом случае, наиболее вероятно, это связано с межконфессиональной напряженностью, существовавшей в регионе, которая «заставляла» людей примыкать «к той или иной стороне»; во втором — с административным ресурсом — совместных усилий руководства Пензенской области, органов управления образованием, руководства Пензенской епархии и Синоидаль-ного отдела Русской Православной Церкви.

На третьем месте ежегодно находился модуль ОМРК (20...18 %). При этом зависимость его выбора от распространенности в регионах нетрадиционных религий не прослеживается.

Модуль ОИсК выбирался хотя бы небольшим количеством лиц во всех регионах, исключая Еврейскую автономную

область. Мусульмане проживают во всех регионах России. Их доля в составе населения значительно колеблется, от десятых долей процента почти до ста процентов. В регионах, где лица, относящие себя к мусульманам, составляют единицы процентов, доля родителей, выбравших модуль ОИсК, значительно меньше, чем та, кото-

Следует отметить, что служба «Среда» не определяла религиозность населения Чеченской Республики из-за трудностей осуществления опроса. По данным Минюста [4], на территории Республики в 2012 г. действовали 174 организации ислама и три православные организации, две из которых относятся к Русской Православной Церкви (Московский патриархат) и одна — к Древ-неправославной Церкви. Здесь зарегистрированы девять казачьих обществ, которые являются православными духовно-религиозными институтами.

Модуль ОБК выбирался лишь в четырех регионах, в трех из них (Калинградс-

о /П о ГТЧ /■"* \

кой, Свердловской и Томской областях) он

рая могла бы быть спрогнозирована, исходя из данных службы «Среда» (исключая Ставропольский край). В случае, когда мусульмане составляют подавляющее большинство ( Чеченская Республика) , наблюдается выбор практически только этого модуля (см. таблицу).

выбирался единично и непостоянно. Лишь в Калмыкии выбор его весом (30...40 %). Следует отметить, что в этом регионе в первый год введения курса доля лиц, отдавших ему предпочтение (27 %), была значительно меньше доли лиц, имеющих соответствующие духовно-религиозные установки (39 %). В последующие годы он стал выбираться значительно чаще. Количество лиц, выбравших его (2011 г. - 43 %, 2012 г. - 42 %) , превысило величины, которые могли бы быть определены долей «буддистов» в составе населения. Вероятно сказывается то, что ряд положений буддизма используется в практике других конфессий. Так, в Забайкалье буддийские идеи используют Русская

Выбор модулей ОПК и ОИсК (2012 г, регионы опробования курса), %

Регион Доля лиц, определяющих себя Выбор модуля

православными мусульманами ОПК ОИсК

Калининградская область 31 0,2 40 0,1

Тамбовская область 79 0,2 91 0,1

Вологодская область 31 0,3 35 0,1

Костромская область 56 0,6 72 0,1

Тверская область 30 0,7 61 0,2

Ярославская область 34 0,7 54 0,1

Еврейская автономная область 29 0,8 44 0

Новосибирская область 25 1,1 22 0,1

Томская область 36 1,1 34 0,1

Камчатский край 32 1,2 21 0,2

Красноярский край 32 1,5 20 0,1

Ставропольский край 48 2,0 57 3,6

Курганская область 29 2,6 20 0,1

Свердловская область 35 2,9 18 0,1

Чувашская Республика 59 3,5 15 0,2

Удмуртская Республика 36 4,3 15 0,2

Республика Калмыкия 18 4,8 16 0,3

Пензенская область 64 5,8 68 3,0

Республика Марий-Эл 50 6,0 42 1,3

Карачаево-Черкесская Республика 14 48 4,3 29,4

Чеченская Республика Менее 1 Более 99 0 99,9

Православная церковь, шаманизм, протестантизм [12], что, несомненно, сказывается на отношении к нему приверженцев различных религий. К буддизму все больше обращаются граждане, относящиеся к национальностям, для которых он был нетрадиционен. Он все шире внедряется в регионах, где ранее его не было. Возможно и воздействие административного ресурса.

Модуль ОИуК выбирался незначительным и нестабильным количеством лиц менее, чем в половине рассматриваемых регионов. Так, в Ставропольском крае, в составе населения которого отмечается максимальная доля лиц с духовно-религиозными установками иудаизма (0,3 %), в рассматриваемый трехлетний период (2010 -2012) этот модуль выбран лишь в 2011 г. для 0,1 % школьников.

В Еврейской автономной республике его выбор в первый год введения курса в

значительной степени определялся интересом к нему всего населения. Доля лиц еврейской национальности (1,2 %) была меньше доли лиц, выбравших этот модуль (1,7 %). Однако затем выбор его уменьшился (2011 г. - 0,9 %, 2012 г. - 0,7 %). Иудаизм исповедуют здесь лишь 0,2 % населения.

Россия традиционно позиционируется как страна, в которой большая часть населения исповедует православие или придерживается православных духовно-религиозных установок. Однако при введении в 2012 г. курса ОРКСЭ по всей стране выбор его модулей в целом был сходен с таковым при его апробации. В большинстве регионов выбрано четыре модуля - ОСЭ (42,7 %), ОПК (31,7 %), ОМРК (21,2 %), ОИсК (4,0 %). Модуль ОПК во многих регионах, даже со значительной прослойкой православного населения, оказался слабо выбранным или даже невыбранным (рис. 2).

Рис. 2. Выбор модуля ОПК в регионах России в 2012 г. [1, 5]

Причины этого различны. Так, в Бел- являться то, что там уже несколько лет в городской области одной из причин может начальных классах в качестве региональ-

ного компонента преподавался предмет «Основы православной культуры» и при введении курса ОРКСЭ он не был отменен. В Татарстане на отказ от выбора модулей, связанных с конкретными религиями, могли оказать воздействие высказывания администрации республики о предпочтении «нейтральных» модулей. Отказ от ОПК в Чукотском автономном округе (основным верованием является православие), возможно, определялся низкой плотностью населения (менее 0,1 человека на 1 км2) и дисперсностью расселения при высокой удаленности и труднодоступности населенных пунктов, что значительно осложняет условия преподавания нескольких модулей курса. Так, здесь сложность преодоления указанных факторов обусловила отказ службы «Среда» от определения религиозности его населения.

Наиболее предпочитаем модуль ОПК в регионах Центрального федерального округа, однако больше половины родителей предпочли его и в Приморском крае (62 %), Псковской области (60 %).

Литература_

1. Атлас религий и национальностей России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sreda.org/ arena/

2. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. М.: Просвещение, 2010. 32 с.

3. Интернет-конференции «Актуальные вопросы введения курса ОРКСЭ. Проблемы и пути решения». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://orkce.org/node/454.

4. Информация о зарегистрированных некоммерческих организациях. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://unro.minjust.ru/NKOs.aspx.

5. Итоги апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// минобрнауки. рф/коллегия/222/файл/96/ 12.03.20-Справка.pdf

6. Левада-Центр. Аналитический центр Юрия Левады. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.levada.ru/

Основываясь на данных выбора модулей курса ОРКСЭ в регионах, в которых он опробовался, можно ожидать, что с течением времени выбор модуля ОПК будет возрастать.

Таким образом, приобщение обучающихся к духовным и культурным ценностям, определяющимся религиями, осуществляется в образовательных учреждениях многих стран мира.

В России результаты выбора модулей ОРКСЭ, за некоторыми исключениями, отражают религиозность населения ее регионов. Наряду с духовно-религиозными установками населения в выборе модулей курса большую роль играли наличие и глубина партнерских контактов между светской системой образования и религиозными организациями, а также педагогами, родителями и обучающимися. Это являлось важнейшим звеном в успешности курса в достижении цели этого предмета, зафиксированного различными социологическими опросами.

_References

1. Atlas religiy i natsionalnostey Rossii. (Atlas of religions and nationalities of Russia). Available at: http://sreda.org/arena/

2. Danilyuk A. Ya. Osnovy religioznyh kultur i svetskoy etiki. Kniga dlya roditeley. fBasis of religious cultures and secular ethics. Book for parents). Moscow: Prosveshhenie, 2010. 32 p.

3. Internet-konferentsii «Aktualnye voprosy vve-deniya kursa ORKSE. Problemy i puti resheniya». (Internet-conference «Topical issues of the course ORKSE introduction. Problems and solutions»). Available at: http://orkce.org/node/454.

4. Informatsiya o zaregistrirovannyh nekom-mercheskih organizatsiyah. (Infomation on registered non-profit organizations). Available at: http://unro. minjust.ru/NKOs.aspx.

5. Itogi aprobatsii kompleksnogo uchebnogo kursa «Osnovy religioznyh kultur i svetsky etiki». (Results of the course «Fundamentals of religious cultures and secular ethics» approbation). Available at: http:// minobrnau-ki. rf/kollegija/222/fajl/96/ 12.03.20-Spravka.pdf

6. Levada-Tsentr. Analiticheskiy tsentr Yuriya Levady (Levada-Center. The analytical center of Yuriy Levada). Available at: http://www.levada.ru/

7. Межнациональные и конфессиональные вопросы Бурятии в свете общественного мнения (по матер. прикл. социол. исслед. 2005 и 2007 гг.). Улан-Удэ: БГУ, 2008. 125 с.

8. Никитин Э.М. Итоги апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 2009-20011 годах. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://38edu.ru/files/ ORKS_Hikitin.pdf.

9. Никитин Э.М. Результаты оценки готовности образовательных учреждений к введению курса ОКРСЭ по материалам мониторинга, проведенного АПК и ППРО. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.ipkps.bsu.edu.ru/source/news/se minar_ ORKSE/nikitin_prezent.pdf

10. Общественный совет при Минобрнауки России обсудил итоги апробации учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». [Электронный ресурс]. Режим доступа: Ы^://ми-нобрнауки.рф/пресс-центр/15.

11. Основы духовно-нравственной культуры народов России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.prosv.ru/umk/ork/info.aspx?ob_ no=20402.

12. Романова Н.П., Жуков А.В., Жукова А.А. Особенности проекции буддийских идей в современной массовой культуре Забайкалья // Вестник ЗабГУ. Чита: ЗабГУ, 2013. № 02 (93). С. 115-124.

7. Mezhnatsionalnye i konfessionalnye voprosy Buryatii v svete obshhestvennogo mneniya (po ma-terialam priklad. sociolog. issled. 2005 i 2007 gg.). (Ethnic and confessional issues of Buryatiya in the light of public opinion : (mater. of applied. sociological researches 2005 and 2007). Ulan-Ude: Buryat. State University, 2008. 125 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Nikitin E.M. Itogi aprobatsii kompleksnogo uchebnogo kursa «Osnovy religioznyh kultur i svets-koy etiki» v2009-20011 godah. (Results of the course «Fundamentals of religious cultures and secular eth-ics» approbation in 2009-2011 years). Available at: http://38edu.ru/files/ORKS_Hikitin.pdf.

9. Nikitin E.M. Rezultaty otsenki gotovnosti obrazovatelnyh uchrezh-deniy k vvedeniyu kursa OKRSE po materialam monitoringa, provedennogo APK i PPRO. (The results of readiness of educational institutions-entities to the introduction of the course OKRSE according to the materials of the monitoring conducted by the AIC and PPRO). Available at: http:// www.ipkps.bsu.edu.ru/source/news/se minar_ ORKSE/nikitin_prezent.pdf

10. Obshhestvenny sovet pri Minobrnauki Ros-sii obsudil itogi aprobatsii uchebnogo kursa «Osnovy religioznyh kultur i svetskoy etiki» (Public Council under the Ministry of education of Russia discussed the results of the idea of the course «Fundamentals of religious cultures and secular ethics» approbation). Available at: http://minobrnauki.rf/press-centr/15.

11. Osnovy duhovno-nravstvennoy kultury nar-odovRossii. (Fundamentals of spiritual and moral culture of Russian peoples). Available at: http://www. prosv.ru/umk/ork/info.aspx?ob_no=20402.

12. Romanova N.P., Zhukov A.V., Zhukova A.A. Vestn. Zab. Gos. Un-ta. (Transbaikal State University Journal). Chita: ChitGU, 2013. no. 02 (93). P. 115124.

Коротко об авторе _

Сараев В.Г., канд. геогр. наук, ст. науч. сотрудник, лаборатория социальной географии, ФГБУН Институт географии им. В.Б. Сочавы Сибирского отделения Российской академии наук, г. Иркутск, Россия

soclab@irigs.irk/ru, saraev-1952@mail.ru

_ Briefly about the author

V. Saraev, candidate of geographical sciences, senior scientific worker, Laboratory of Social Geography, Institute of Geography named after V.B. Sochavy, Siberian Branch of Russian Academy of Sciences, Irkutsk, Russia

soclab@irigs.irk/ru

Научные интересы: социальная география, демография и медицинская география, география некоммерческих, в том числе религиозных организаций

Scientific interests: social geography, demography and medical geography of non-commercial (including religious) organizations

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.